Реферат по предмету "Философия"


Философские взгляды Гегеля

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ЧАСТЬ-1.
1.Более энергичен и удачлив.
2. Трактовка понятияГегеля.
3.Познавательная высшая способ­ность человека.
4. Мышление не может быть одной из множества способностейчеловека.
ЧАСТЬ-2.
1. «Феноменологиядуха»
2. Каждый предметкультуры — это опредмеченные способности человека.
3. Общество весьма и весьма далеко от идеала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
ВВЕДЕНИЕ.
    В конце XVIII и начале XIX в. Германия,  преодолевая экономическую иполитическую отсталость, приближалась к буржу­азной революции, и «подобно томукак во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философ­ская революцияпредшествовала политическому перевороту»[1].Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теориюфранцузской революции.
  Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознанияи общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось впередизучение органической природы. Открытия в области математики, поз­волившиепонять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка обобусловленности развития организма окружающей средой, астрономические,геологичес­кие, эмбриологические теории, а также теории развития чело­веческогообщества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый планидею развития как теорию и метод познания действительности.
ЧАСТЬ-1.
1.Более энергичен и удачлив.
  Внешне разрыв Гегеля с Шеллингом выглядит как история о том, как поссорилсяИван Иванович с Иваном Никифоровичем. Повод, на первый взгляд, был еще менеезначительным, чем в известной гого­левской повести. Дело в том, что Гегель«всего лишь» усомнился в абсолютном характере созерцания, или интуиции, ивыдвинул в качестве главной формы познания понятие. Это смещение акцентоввпервые произошло в работе Гегеля «Феноменология духа», а точнее говоря, впредисловии к этой работе, которая была опубликована в 1807 году.
  Здесь нужно заметить, что Георг Вильгельм Фрид­рих Гегель (1770—1831), будучина пять лет старше Шеллинга, на первых порах выступал в роли его младшеготоварища. Причиной этого во многом был сдержанный характер и большаяосновательность Гегеля. Недаром в юности ему дали прозвище «Ста­рик». «Еготворчество было тихим движением ума, — писал биограф Гегеля Карл Розенкранц, —непрерыв­ной поступательной работой всего его существа. Его биография лишена,поэтому обаяния больших кон­трастов, страстных прыжков и только благодаря на­пряженнойзначительности ее героя избавлена от полной монотонности»[2].
 Естественно, что при такой натуре Гегель оказался в тени более энергичного иудачливого Шеллинга. Понятно, почему в то время, когда после окончанияуниверситета Шеллинг блистал талантами, был ши­роко известен и обласкан Гете,Гегель прозябал в безвестности в роли домашнего учителя.

Итолько благодаря содействию того же Шеллинга Гегель по­лучает место доцента вЙенском университете, а затем становится там профессором. В Иене Гегель вместес Шеллингом стал издавать «Критический философ­ский журнал», проявив себя вкачестве яркого пуб­лициста. Здесь же вышла первая крупная работа Гегеля«Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», в которой он лишьуточнял различные аспекты учения своего друга.
   Только когда Гегелю было уже 36 лет, вышла его «Феноменология духа», в которойон впервые заявил о себе как о самостоятельном философе. По словам Маркса, вэтой работе заключена «тайна и исток всей гегелевской философии». И в нейдействительно со­держится вся гегелевская философия, но в такомконцентрированном виде, что это произведение счи­тается одним из самых «темных»в творчестве Гегеля. Как уже было сказано, именно эта работа развела Гегеля сШеллингом. После выхода «Феноменологии духа» Шеллинг и Гегель обменялисьписьмами, и после этого переписка и всякие сношения между бывшими друзьями исоратниками прекратились.
   “Мы уже видели, какие серьезныепоследствия может повлечь за собой такое «маленькое» обстоя­тельство, какпризнание приоритета интуиции по отношению к понятию”[3].В науке вообще нет «мело­чей», и на все в ней должны быть свои основания. Чтокасается обратного смещения акцента с интуи­ции на понятие, которое осуществилГегель, то это было связано с очень важным пересмотром им самой сути понятия.
  Шеллинг при всех его новациях в отношении поня­тия остается на позицияхтрадиционной логики, рас­сматривая форму понятия как обобщенное представле­ние.Гегель определяет понятие совершенно иначе, а именно как развернутое пониманиесущества дела.
2. Трактовка понятия Гегеля.
 Как и во многих других вопросах, в трактовке понятия Гегель возвращается навполне естественную и обычную точку зрения. Ведь мы считаем, что у кого-то естьпонятие ускорения, когда этот некто понимает, что такое ускорение и может егоопреде­лить через другие физические понятия, скажем, че­рез скорость или массу,иначе говоря, в понятии должна быть выражена существенная сторона объек­тивногомира.
  Итак, у Шеллинга понятие может свидетельство­вать лишь об « общих признаках»изучаемого предмета, процесса, явления. В суть же происходящего мы про­никаем спомощью интуиции как непосредственного, в непонятийного постижения истины. Сточки зрения Гегеля, “впознании все происходит принципиально иначе”[4].Существо дела мы постигаем как раз при помо­щи понятий, а не путем прямогосозерцания истины. Мышление в понятиях, согласно Гегелю, вполне спо­собнопостигать истину. Но для этого мы должны «разрешить» ему опираться напротиворечие.
  Гегель различает абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобшее, имея в виду, впервую очередь, два типа знания. Абстрактно-всеобщее — это как раз те нашиобщие представления, которые имеет в виду Шел­линг. И чтобы овладеть такимиобщими представле­ниями, как, к примеру, «дом», «яблоко», «дружба», намдостаточно воспользоваться здравым смыслом, или рассудком. Ведь уже простойжизненный опыт свидетельствует о том, что дружба — это добрые отношения междулюдьми, исключающие драку и обман. Другое дело конкретно-всеобщее, на котороеопирается всякая серьезная наука. Так, в естествозна­нии и философиииспользуются понятия «простран­ство», «время», «бесконечность», «абсолютное», вотношении которых нам не обойтись без разума, а разум, согласно Гегелю, неможет выразить истину, не вооружившись диалектикой.
 Таким образом, мистической интуиции Шеллинга Гегель противопоставляет разум какспособность по­стигать и разрешать противоречия. Но, для того чтобы утвердитьразум в своих правах, Гегель обосно­вывает новый взгляд на саму сутьпротиворечий. “Ведь традиционнаялогика видела в противоречии сино­ним непонимания и заблуждения"[5].Гегель утверждает противоположное. Противоречие у него становится орудиемистины, а отсутствие противоречий — симп­томом заблуждения.
   Напомним, что уже Шеллинг в своей натурфило­софии открыл полярность какединство противопо­ложных сил и тенденций. Процесс жизни, как гени­альноподметил молодой Шеллинг, есть борьба двух начал — соединения и разъединения. Итакова суть всех природных процессов. Но тот же самый Шел­линг не допускал«полярность» в наше мышление. Понять единство противоположностей, считал он,невозможно. И точно так же многие современные логики, допуская противоречивостьв мире, отрицают возможность выразить ее в мышлении. Но не надо быть Гегелем,чтобы понять, насколько странная эта позиция. Ведь мы должны точно знать ипонимать, что именно нельзя мыслить. Здесь получается как с кантовской «вещью всебе», о которой мы знаем, что она есть, но которая при этом непознаваема.Откуда же мы знаем, что она существует, если она непозна­ваема? И потом, еслипротиворечие не допускается в мышлении, то почему оно называется «противоречи­ем»?Ведь «противоречие» — это буквально означает «речь против речи». Тогда ужнужно, вслед за Шел­лингом, говорить о существовании только «полярнос­ти», а не«противоречий».
  По сути, Гегель развивает ту верную мысль всей немецкой классики, согласнокоторой мы должны постигать действительность в ее же собственных фор­мах. Иесли в мире существенную роль играет един­ство противоположностей, то постигатьего мы долж­ны в форме логических противоречий. И каждый раз, когда в познающеммышлении возникает противоре­чие, мы должны ставить вопрос о том, является лионо объективным противоречием. Гегель был пер­вым, кто заговорил об объективныхпротиворечиях, выражающих противоречивость самой действитель­ности. Объективныепротиворечия он отличает от таких противоречий, которые являются следствиемнашей ошибки.
 Здесь стоит вспомнить о Канте, который в свое время бросил вызов традиционнойлогике с ее фор­мальным подходом к анализу суждений. Тем не менее ни Кант, ниФихте, ни Шеллинг не выступили против традиционной логики по вопросу о«запрете» проти­воречий. Даже констатировав единство противопо­ложностей вприроде, Шеллинг не признает противо­речие в качестве логической формы, то естьв качестве необходимой формы нашего мышления о мире. Вмес­то того чтобырасширить границы логики в соответ­ствии с новой меркой действительности,действитель­ность подгоняется под узкую мерку старой логики.
Именноэту непоследовательность и ликвидирует Гегель. “Длячеловеческого мышления нет никаких внешних границ, доказывает он, кроме границпрак­тически освоенного человеком”[6].Поэтому всякая гра­ница для нашего разума — это только относительнаяисторическая граница. И условием всесилия разума, считает Гегель, является егоспособность преодоле­вать противоречия. Например, противоречивость движенияобнаруживает себя в разуме человека в форме противоречия между прерывностью инепре­рывностью. При созерцании окружающего мира это противоречие обнаружитьневозможно, так как в созерцании нам дана сплошная непрерывность. Сам фактдискретности движения, а также пространства и времени мы открываем толькоблагодаря аналити­ческой, расчленяющей способности рассудка. Именно поэтомуГегель рассудок называет «кислотой». Но единство прерывности и непрерывностикак единство противоположностей схватывает только разум, кото­рый в своюочередь является противоречивым един­ством созерцания и рефлексии.
3. Высшая познавательная способ­ность человека.
Такимобразом, высшей познавательной способ­ностью человека, согласно Гегелю, являетсяразум, а орудием разумного познания — понятия. А посколь­ку понятия немыслимыбез противоречий, то высшей формой логики у Гегеля оказывается диалектика. Мывидим, как теория познания оборачивается у Гегеля логикой, а логика, в своюочередь, диалектикой. И действительно, в учении Гегеля они совпадают. Тео­рияпознания, логика и диалектика, с точки зрения Гегеля, по большому счету должнызаниматься одним и тем же предметом, а именно системой категорий.
Всвоей работе «Наука логики», которую Гегель писал в течение четырех лет, когдавозглавлял гим­назию в Городе Нюрнберге, он обрисовывает контуры указаннойсистемы категорий. Согласно Гегелю, ка­тегории выражают ступени познания отпростого чувственного созерцания до уровня теоретической науки и философии. Делов том, что Гегель, в отличие от представителей прежней метафизики, не считаетвозможным получить истину всю и сразу. Более того, у Гегеля истина неисчерпывается готовым результа­том. Она, согласно Гегелю, есть результат вместесо своим становлением. Истина — это процесс. Тем са­мым Гегель вводит вфилософию понятие относитель­ной истины. И благодаря этому история, и историяпознания в частности, перестает быть историей про­стых ошибок и заблуждений,как это считал, к при­меру, Ф. Бэкон. Она превращается в процесс уточне­нияотносительных истин и их развития, без чего невозможна никакая наука.
“Высшую истину, согласно Гегелю,нам открывает философия. Именно философия, пройдя свой собст­венный путьразвития, выявляет подлинную суть и смысл бытия”[7].В то время как искусство, религия и естествознание только приближают нас кистинному знанию. Искусство и религия, по мнению Гегеля, не в состоянииотвлечься от образов и аллегорий в разговоре об основе мира. А наука, ужеовладев понятием, застревает на анализе природных явлений, не проникая вподлинный источник и причину миро­здания. И только философия, считает Гегель,раскры­вает перед нами истинную картину происходящего, а именно то, что основумира составляет само мыш­ление.
Логическаякультура философа-диалектика, со­гласно Гегелю, позволяет ему понять тот факт,что наше мышление и основа мира есть одно и то же. Таким образом, Гегельформулирует принцип тожде­ства бытия и мышления, имея в виду то, что скрытаядля обычного восприятия основа мира есть не что иное, как развивающеесямышление. И мы должны восходить в своем познании по категориальным сту­пенямпотому, что таков ход развития этого объек­тивного, надындивидуальногомышления. Принимая в молодые годы пантеизм своего друга Шеллинга, зрелыйГегель, как мы видим, переходит на точку зрения объективного идеализма. Тот жепуть в своей духовной эволюции проделал, напомним, и Шеллинг. Но у позднегоШеллинга идеальное начало мира — это ветхозаветный мистический Бог, тогда как уГегеля основой мира является Абсолютный Дух в Форме Понятия. Гегель тожеименует эту основу Богом, однако, у него мало общего с традиционнойхристианской точкой зрения на Создателя. Недаром объективный идеализм Гегелячасто называют пан­логизмом.
  Итак, «Наука логики» — это сердцевина учения Гегеля, в которой идет речь обидеальной основе бытия и способе ее саморазвития. Причем в «Науке логики» этотпроцесс представлен в той ясной логи­ческой форме, которая открывается толькофилосо­фу, и только тому философу, который занимается диалектической логикой. Адиалектическая логи­ка — это как раз та универсальная наука, в которой,согласно Гегелю, сошлись теория познания, логика и диалектика. И речь в нейидет, как мы уже сказали, о развитии Абсолютного Духа, которое выражается ввосхождении от абстрактного к конкретному, то есть от простого и одностороннегок развитому и целост­ному, или же к системе. Таким образом, если отвлечь­ся отгегелевского идеализма, то окажется, что диа­лектическая логика — это наука отом, как возможно системное, научно-теоретическое мышление, или, иначе говоря,как возможно подняться от обыденного взгляда на мир к его научному пониманию.
  Как мы видим, познание истины из индивидуаль­но-психологического явления, какимоно было у фи­лософов Нового времени, в немецкой классике стано­витсяисторическим процессом. Уже в наукоучении Фихте эмпирический субъект способенпознавать только с помощью тех духовных орудий, которыми его наделяеттрансцендентальный субъект. Что каса­ется Гегеля, то он пытается воссоздатьступени пости­жения истины не столько индивидом, сколько родом, родовымсубъектом. Соответственно процесс восхож­дения от абстрактного к конкретномустановится у него законом познания в масштабах всего человечества, а на почвеидеалистической мистификации — законом самопознания Абсолютного Духа.
  Гениальные открытия и идеалистическая мисти­фикация сплетены в учении Гегелявоедино. И одно без другого в тех культурно-исторических условиях, наверное,было бы невозможно. В результате в русле своих идеалистических поисков Гегельприходит к новой постановке вопроса о путях формирования мышления. Если человекмыслит посредством кате­горий, считает Гегель, то такое мышление не может бытьодной из субъективных способностей человека, наряду с чувством, памятью,желанием, велением. А именно так мышление понималось предшественника­миклассической немецкой философии. Более того, мышление представлялосьбольшинством из них как деятельность некой бесплотной души. А потому и самомышление оказывалось деятельностью чисто бесплотной.
  
4.Мышление не может быть одной из множества способностей человека.
 Согласно Гегелю, мышление не может быть одной из множества способностейчеловека наряду, скажем, с практической волей и энергией. Наоборот, доказываетГегель, мышление включает в себя практичес­кую волю человека в качестве одногоиз своих «мо­ментов». “Такимобразом, из чего-то бесплотного и бессильного мышление у Гегеля становитсяопреде­ленной силой, способной производить изменения в окружающем мире”[8].Включив в мышление то, что позднее будут именовать предметно-практической де­ятельностью,Гегель создает предпосылки для наибо­лее адекватного объяснения того, какимобразом че­ловек осваивает мир, вычерпывая из этого мира его существенныекатегориальные определения.
 Практика, как мы знаем, уже рассматривалась предшественниками Гегеля, то естьКантом, Фихте и Шеллингом. Но она рассматривалась ими в своих частных формах:как нравственное деяние, как твор­ческое воображение, как осуществлениенекоторого мысленного проекта. Гегель отличается тем, что впе­рвые вводит влогику и теорию познания практику как трудовую деятельность людей. В этомотношении на него оказала немалое влияние английская классическаяполитэкономия. Но, в отличие от английских экономистов, Гегель рассматриваеттрудовую дея­тельность не только с чисто прагматической стороны, то есть какдеятельность по производству необходи­мых человеку предметов. Для Гегеля онаодновремен­но является деятельностью, производящей самого человека.
ЧАСТЬ-2.
1.«Феноменология духа»
 В «Феноменологии духа» Гегеля наиболее извест­ной является глава«Самостоятельность и несамосто­ятельность самосознания; господство и рабство»,в которой идет речь о роли труда в формировании человеческого отношения к миру.Именно здесь Ге­гель говорит о том, что труд учит человека дисцип­лине, то естьсамоограничению и организованности, отличающих его от животных. И тот же самыйтруд заставляет нас осознавать мир как независимую, са­мостоятельнуюреальность, в отношении которой нужно действовать в соответствии сопределенными законами. Эти фундаментальные качества, согласно Гегелю,сформировались у человечества благодаря труду рабов. Соответственно антиподраба — госпо­дин впервые демонстрирует человеческое умение по­велевать, а темсамым в лице господина человечество обретает способность возвышаться надприродным миром.
Такимобразом, уже в своей первой оригинальной работе Гегель отводит труду одну изопределяющих ролей в формировании человеческого способа жизни. “Ивсе же, обусловив нашу дисциплинированность и предметное отношение к миру, трудостается у Гегеля частной формой деятельности человека”[9].Не только в «Феноменологии духа», но и в других произведениях Гегеля, включая«Философию истории», он смотрит на производственную деятельность как наограничен­ное проявление разума, тогда как теоретическая де­ятельность философапредстает в качестве его универ­сального воплощения. И все же мысль о том, чточеловек есть продукт своего труда, впервые была высказана Гегелем. И именно изгегелевского учения она была заимствована Марксом, который выстроил на ееоснове свое понимание сущности человека. Но у Маркса уже не теория, а именнопрактика становится универсальной основой нашего отношения к действительности.
  Но это еще не все. Дело в том, что Гегель, вслед за Фихте и Шеллингом,настаивает на том, что, появившись на свет, каждый из нас застает в качествечего-то готового и объективно существующего способ­ность мыслить. И задачаиндивида как раз и заклю­чается в том, чтобы присвоить эту способность, сде­латьее своей личной способностью. Это один из самых трудных моментов гегелевскогоучения, и всегда су­ществует искушение представить указанный ход мысли простовывертом гегелевского идеализма. Од­нако здесь не все следует списывать на счетидеалис­тических мистификаций. Важнее определить ту грань, до которой в такомпонимании мышления нет идеализма и за которой он начинается.
   Конечно, трудно представить себе способность к мышлению существующей вне и донас. Но не менее трудно представить себе, и тем более объяснить, каким образомчеловек рождается с готовым багажом знаний о мире, с готовыми понятиями, кпримеру, о причине и следствии, о сущности и явлении, как это доказывалирационалисты с их теорией врожденных идей. Не может человек и просто узнать этипонятия, поскольку никакое познание невозможно без катего­рии причинности.Познание мира, как показал Кант, есть подведение чувственного опыта подкатегорию причинности и под другие категории. Следовательно, для того чтобыусвоить смысл причинности, мы долж­ны уже владеть им.
  Итак, Гегель не может согласиться с тем, что умение логически мыслить, то естьсмотреть на мир через призму категорий, дано нам от рождения. “Несогласен он и с тем, что эта способность формируется в процессе образования.Ведь, приступая к образованию, человек уже должен уметь мыслить”[10].Никому и никогда не давали образование с пеленок. Но зато каждая матьнастойчиво знакомит своего ребенка с миром челове­ческой культуры, обучая еготому, как пользоваться окружающими его «умными» предметами.
   Именно в общении с умно организованным чело­веческим миром и видит Гегельглавный способ формирования мышления. Следовательно, человек при­сваивает себеспособность мыслить в практической форме, активно взаимодействуя вначале сножом и вилкой, входной дверью и лестницей, а затем знако­мясь с моралью,правом, обществом и государством. И только на основе практического разума уиндивида формируется способность к теоретическим действиям во внутреннем планесознания. Теоретический разум оказывается продолжением и развитием той способ­ностимыслить, которая впервые возникает у инди­вида только в качестве практическойспособности.
Врезультате мышление оказывается у Гегеля не функцией бесплотной души и неприрожденной функ­цией нашего тела. Мышление, доказывает Гегель, являетсяфункцией тела культуры, которое он име­нует «объективным духом». Приобщаясь кобъектив­ному духу, то есть к культуре, каждый индивид, согласно Гегелю,присваивает себе мыслительную способность, которой изначально не владеет ни егомозг, ни его тело в целом. И только у объективного духа наш мозг и наше телоучатся мышлению.
2. Каждый предмет культуры — это опредмеченныеспособности человека.
Надосказать, что по большому счету в указанных представлениях Гегеля еще нет ничегоидеалистичес­кого. Ведь, осваивая мир культуры и общаясь с предметами,созданными человеком для человека, мы раскрываем для себя их суть и тем самымформи­руем свои деятельные способности. В этом смысле каждый предмет культуры —это опредмеченные способности человека. И овладевая таким предметом, мыраспредмечиваем замыслы, знания и умения его создателей. В конечном счете топори пила, как и учебник по плотницкому делу, учат человека разум­ному обращению сдревесиной. Но учебник в сочета­нии с хорошим учителем сокращает процесс нашегоразвития.
Другоедело, вопрос об истоках опредмечивания, а значит, о происхождении миракультуры. Здесь как раз и начинается специфически гегелевский идеа­лизм, всоответствии с которым человек оказывается всего лишь орудием Абсолютного Духа,целью кото­рого является самопознание. Для Гегеля ясно, что природу разумаможно объяснить, лишь обратившись к действиям человека в предметном мире.Однако тот же труд, с точки зрения Гегеля, неизмеримо ниже и ущербнеетеоретической деятельности. А потому, сле­дуя классическим философскимпредставлениям, Ге­гель утверждает примат теоретического разума, по­лагая воснову мира Понятие. Но без воплощения в предметный мир, то есть бейопредмечивания, такой вселенский разум, утверждает Гегель, не может осоз­натьсамого себя, а значит, стать полноценным разу­мом. Таким образом, самопознаниеАбсолютного Ду­ха становится сутью философии Гегеля. А природный и социальныймир предстают в его учении как резуль­тат самоотчуждения Абсолютного Духа, безкоторого он не способен познать себя и обрести тем самым полноту и целостность.
Подчеркнемтот факт, что философское учение Гегеля, изображающее деятельное самопознаниеАб­солютного Духа, оказалось самой грандиозной идеа­листической системой, какуюзнала мировая филосо­фия. Она открывается «Наукой логики», в которой, по словамГегеля, дано «изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворенияприроды и какого бы то ни было конечного духа»[11].Следующий раздел гегелевской системы составляет «Философия природы», в которойизображается «развитие духа в пространстве», а затем Гегель переходит к «Филосо­фиидуха», где речь идет о «развитии духа во време­ни», а именно в процессекультурно-исторического развития. В сжатом виде вся система Гегеля изложе­на имв трехтомной «Энциклопедии философских наук». Но помимо указанной работы, атакже «Науки логики», «Философии права» и других произведений Гегеля,опубликованных при жизни автора, гегелев­ская система уточнялась и развиваласьв его лекци­онных курсах, которые Гегель читал в университетах Гейдельберга иБерлина. Речь идет об «Эстетике», «Философии истории», «Философии религии» и«Ис­тории философии», которые были изданы уже после кончины Гегеля по записямего слушателей.
Новернемся к вопросу о самоотчуждении Абсо­лютного Духа. Дело в том, чтопосредством этой вселенской фантасмагории Гегель отстаивает важнейшийфилософский принцип, суть которого в том, что самих себя мы познаем в той жеопосредованной форме, в какой познаем окружающий мир. Гегель, как мы знаем, былпоследовательным противником «непосредственного познания» в форме интуиции, илипрямого созерцания истины, а потому Абсолют в его учении способен осознатьсебя, лишь глядя на созданный им самим мир, словно в зеркало. “Ито же самое касается человеческих индивидов, которые оказываются орудиемсамопознания Абсолютного Ду­ха, хотя, в отличие от; природы, в лице человекадух осознает себя в качестве свободного субъекта”[12].
  История, утверждает Гегель, есть «прогресс в осо­знании свободы». С этой точкизрения он выделяет три этапа в мировой истории: во-первых, древность, когдавосточные народы знали, что свободен один, то есть деспот; во-вторых,греко-римский мир, в котором было известно, что свободны некоторые, то естьарис­тократы, и, наконец, современный Гегелю герман­ский христианский мир,когда народы осознали то, что свободны все. Здесь, однако, нужно отметить, чтосвободные действия выдающихся личностей, подоб­ных Наполеону, как и поведениецелых народов, направляются, согласно Гегелю, «таинственной ру­кой» Мировогодуха. И «хитрость разума» состоит в том, что посредством свободных поступковлюдей, он достигает собственных целей, неведомых отдельным индивидам.
   По сути, в «таинственной руке», действующей в истории, можно без труда узнатьисторическую зако­номерность. Точно так же в «объективном духе», о которомпостоянно упоминает Гегель, легко узнается общественная основа нашей жизни. Мыже говорим о «духе эпохи», и в общем знаем, что имеем в виду. Мы имеем в видуте господствующие настроения, которые свойственны тому или иному обществу вопределенные исторические периоды. Мы говорим также, что та или иная идеявитает буквально в воздухе, и от этого не становимся духовидцами. Про­сто, какзаметил Руссо, всеобщее не есть общее всем. И господствующее настроение, котороецарит в обще­стве, не есть простое механическое сложение настроений отдельныхего членов. Оно порождается и уси­ливается чисто общественными органами:государст­вом, религией, искусством, а в настоящее время так называемыми«средствами массовой информации». Маркс в этом случае использовал термин«обществен­ное сознание». И это опять-таки не сумма сознании отдельных людей, асознание общества.
    Идеализм в понимании такого сознания начина­ется только там, где онообъясняется не из определен­ных условий общественной жизни, а истолковывает­сякак сущее само по себе, как нечто, существующее до всякой реальной истории. Икак раз так в конеч­ном счете поступил Гегель.
Чтобыстать свободным, Абсолют у Гегеля должен осознать себя. Ведь без сознания нетсвободы. А осознает себя Абсолютный Дух, отражаясь в предмет­ном телечеловеческой культуры. Таким образом, Гегель не может обойтись без предметнойдеятельнос­ти по созданию тела культуры, то есть без материаль­ногопроизводства, промышленности. Но все здесь переворачивается «вверх ногами». Недух у Гегеля “есть функция развитияматериальной жизни, а на­оборот — развитие материальной жизни есть функ­циядуха"[13].И тем не менее для такого взгляда на вещи у Гегеля тоже есть свои вескиеоснования.
3.Общество весьма и весьма далеко от идеала.
  Маркс в «Тезисах о Фейербахе» отмечает, что точкой зрения прежнего материализмабыли отдель­ные индивиды в «гражданском обществе», тогда как точкой зрения егоматериализма является «обобще­ствившееся человечество». «Гражданское общество»,о котором говорит Маркс, — это буржуазное общество как общество частныхиндивидов. Гегель тоже стоял на точке зрения «гражданского общества». Но толькоон уже не идеализировал данное общество, как это делали французскиепросветители. Гегель имел воз­можность убедиться в том, что общество, котороеполучилось в результате Французской революции, так вдохновлявшей его вмолодости, является весьма и весьма далеким от идеала. А идеалом для Гегелявсегда была античная Греция, восхищавшая его гар­монией своей внутреннейобщественной жизни.
   “Прекрасный идеал остался только вобласти мечты. Что касается реальности, то Гегель не видел никаких путейпреобразования «гражданского обще­ства» во что-то более высокое”[14].Ведь история, по Гегелю, состоит в осознании идеи свободы, а свобода в«гражданском обществе» достигает своей высшей формы. Здесь, в отличие отрабовладения и феодализ­ма, «все свободны» и каждый делает, что хочет. И тем неменее такой «кишмя кишащий произвол» Гегеля не устраивает. Единственной силой,которая может противостоять произволу индивидов в «граж­данском обществе», онсчитает «политическое госу­дарство». Только оно, согласно Гегелю, является но­сителемидеи «всеобщего блага». И потому Гегель ставит «политическое государство» выше«граждан­ского общества». Только государство, доказывает Ге­гель, способносделать из совокупности частных ин­дивидов человеческое общество.
   Но здесь нужно подчеркнуть, что идея «всеобщего блага» противостоитэгоистическому интересу, как идеальное начало материальному. Поэтому идеаль­ныеустремления государства Гегель ставит выше материальных интересов «гражданскогообщества». Естественно, что философия, призванная быть теоре­тическимоправданием такого положения вещей, мог­ла быть только философским идеализмом.
    Как мы видим, идеалистическое учение Гегеля было вполне органичным для своейэпохи, хотя и содержало внутреннее противоречие. На внутреннюю противоречивостьгегелевской философии указал Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец клас­сическойнемецкой философии». Речь идет о консер­вативности гегелевской системы, с однойстороны, и революционности его диалектического метода — с другой. Идействительно, если исходить из гегелев­ского диалектического метода, товозможности чело­веческого разума безграничны, но с точки зрения его системы унашего познания есть предел, обусловлен­ный задачей самопознания АбсолютногоДуха. Ана­логичным образом Гегель устанавливает абсолютную границу развитиючеловеческого общества, имея в виду современную ему прусскую монархию каксовершенную форму правления в условиях «гражданского общества».
   В результате весь ход развития природы и обще­ства оказался у Гегеляпредзаданным. Такого рода позиция в философии именуется преформизмом. Ноэта позиция несовместима с пафосом бесконечного познания и творчества,содержащимся в диалекти­ческом методе Гегеля. Указанное противоречие в конечномсчете привело к расколу в стане учеников и последователей Гегеля. Гегельянцывыступили еди­ным фронтом против критики гегелевского учения Шеллингом. Однакодискуссия о гегелевском пони­мании религии вызвала резкие разногласия в средегегельянцев. Еще более резкими были разногласия между старогегельянцами имладогегельянцами в оценке главных достижений гегелевской философии. Старогегельянцынастаивали на том, что сутью уче­ния Гегеля является его идеалистическаясистема. Младогегельянцы, напротив, считали наиболее пер­спективнымдиалектический метод Гегеля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  Надо сказать, что после опубликования «Филосо­фии права» Гегель сталвосприниматься многими как официальный философ прусского государства. “Ведьв этой работе он поддержал наследственную монархию и консервативный порядокнаследования собствен­ности под названием «майорат», когда она нераздель­нопереходила к старшему сыну”[15].Критику со стороны либеральной интеллигенции вызвал также извест­ный тезисГегеля о том, что — «все действительное разумно».
  Тем не менее, общий революционный дух гегелев­ской философии создавалсовершенно иные настро­ения у философской молодежи Германии, отчего прусскоеправительство и попыталось противопоста­вить гегельянству философию откровениястарика Шеллинга. Вплоть до 40-х годов XIX века последова­тели Гегеляпредставляли наиболее влиятельное на­правление в немецкой философии. А дискуссиив среде младогегельянцев создали почву для появления ряда новых яркихфилософских учений. И первый, о ком следует сказать, это немецкий философЛюдвиг Фейербах.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Гегель Г.В.Ф. Наукалогики: В 3 т. М., 1970. Т.1. –549 с.
2.Гегель Г.В.Ф. Наукалогики: В 3 т. М., 1970. Т.2. – 606с.
3.ГегельГ.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970. Т.3. – 672с.
4.Гегель Г.В.Ф. Соч.:В 14т. М.; Л.,1929-1959. Т. 14. — 598.
5.Гегель. Энциклопедияфилософских наук. М.,1974. Т.1. – 609с.
6.Гегель. Философия права \\ Соч. М.-Л.,1934. Т. 7. –527с.
7.Гегель. Лекции по истории философии. Соч. М.,1932-1935. Т. 10. – 703с.
8.Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т. 19, — 733с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Буйнов Александр Николаевич
Реферат Секреты уверенности в себе
Реферат Особенности развития социально эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста
Реферат Grandmas House Essay Research Paper Traveling up
Реферат Анализ деятельности туристической фирмы Виктория
Реферат Тихонов Виктор Васильевич
Реферат Закаливание как оздоровительная система
Реферат «Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Реферат Рынок гостиничных услуг в Санкт-Петербурге
Реферат Анализ проблем качества оказания услуг населению в области общественного питания
Реферат Определение приоритетных видов продукции промышленного предприятия в условиях рынка
Реферат А. А. Садовников Литературный и телевизионный критик в сетевом диалоге: принципы и результат взаимодействия с аудиторией
Реферат Межбюджетные отношения и их развитие в РФ Составление проекта бюджета района
Реферат Происхождение «Геологии старой Земли» и ее влияние на жизнь в XXI веке
Реферат Cеменяка Людмила Ивановна