Реферат по предмету "Философия"


Фихте 2

--PAGE_BREAK--          В 1796 году в продолжение никогда не ослабевавшего интереса к «практической философии», но уже после создания системы философии теоретической и на ее фундаменте Фихте публикует «Основы естественного права», пишет рецензию на работу Канта «О вечном мире». В 1798 году наступает черед философии религии. Так дополняется и приобретает целостную форму фихтевская философская система. Но автор принужден то и дело возвращаться к самому ее основанию — к новой проработке исходного понятия «наукоучения» и связанного с ним толкования других фундаментальных для фихтеанства категорий. Отчасти это было связано с тем, что задуманная Фихте новаторская система и не могла быть ясной, четкой при первых подходах к ней. Сам автор, при его  честолюбии и уверенности в оригинальности, значимости своих философских идей, все же самокритично признавал скорее «гипотетический характер» первых вариантов «Наукоучения», обещая читателю, что в дальнейшем обстоятельно разработает свою систему и изложит ее в «достойной форме». Фихте сдержал свое обещание — он предпринял несколько попыток переиздания, а потом и более ясного и глубокого изложения «Наукоучения» (переиздание 1798 год, варианты 1801 год, 1804 год и 1805 год). В 1801 году он написал также работу с броским и претенциозным названием — «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии». Но понимания Фихте так и не добился: «Ясным, как солнце» наукоучение не стало.           В предисловии ко второму изданию работы «О понятии наукоучений, или так называемой философии» (1798 год) Фихте описывает, какое впечатление на философское сообщество произвел первый вариант наукоучения. «Слабоумный смех и пошлое издевательство» — такова была реакция. Одни, более добродушные, считали, что автор подшутил над читателями; другие, более злобные, всерьез подумывали, не следует ли поместить Фихте «в известные благотворительные учреждения». «Было бы очень поучительным вкладом в историю человеческого духа, — замечает Фихте, — если бы можно было рассказать, как принимались некоторые философские теории при их первом появлении...». К числу таких «курьезов», которые, как полагает Фихте, следовало бы собрать для потомства, относятся первоначальные отклики на появление кантовской системы. Утишает Фихте разве то, что «многие молодые высокоодаренные головы ухватились» за наукоучение. Среди «высокоодаренных голов», которые действительно испытали глубочайшее влияние философии Фихте, были молодые Шеллинг и Гегель. Шеллинг называл Фихте «титаном в стране мыслей». Но так думали далеко не все в среде молодежи, тяготевшей к философии. Хотя Фихте уже был славой Йенского университета, над его головой стали сгущаться тучи. Сначала разразился его конфликт со студенческими корпорациями, а потом возник печально знаменитый «спор об атеизме».           В чем же состояли эти конфликты, какова была их суть? Фихте-философ был ярчайшей личностью «нужно не обладать философией, а быть ею», — так выразил он однажды подлинную цель всех своих философских писаний, речей и действий. И это значило по существу дела только одно: «Нужно быть свободным!». Не мудрено, что враги Фихте стали распространять слухи о «революционном» содержании его лекций «О назначении ученого». Но Фихте опубликовал их в виде книги, что отчасти умерило стремления обвинить молодого профессора в «неблагонадежности». Затем Фихте вменили в вину то, что он назначил лекции в часы богослужения — с намеком, будто это граничит чуть ли не с богохульством. Но самый громкий скандал разразился из-за того, что Фихте, привлекая к себе свободолюбивые молодые умы, настраивал их против студенческих корпораций. Некоторые последователи Фихте приняли решение эти корпорации закрыть. Постепенно, однако, решимость студентов покончить с давними нравами и традициями ослабла. Враги Фихте умело воспользовались этим, спровоцировав хулиганские выходки некоторых студентов против профессора и его семьи. Фихте был вынужден взять отпуск. Два года были посвящены только исследовательской работе. Однако передышка не принесла успокоения: мнение и студентов, и профессуры, и обывателей Йены все более обращались против беспокойного, страстного нрава Фихте и самой его философии, которую все чаще  связывали с проповедью эгоизма, аморализма, даже атеизма. !!! «Спор об атеизме» не заставил себя ждать. Один из бывших слушателей и почитателей Фихте Ф. К. Форберг решил опублико­вать в «Философском журнале» при Йенском университете статью о понятии религии; субъективное чувство человека он сделал глав­ным в обосновании этого понятия. Фихте не советовал Форбергу публиковать статью, но тот настаивал на публикации. Тогда Фихте сам написал статью«06 основании нашей веры в некоторое Боже­ственное управление миром». Журнал, содержащий обе статьи, появился летом1798 г. Это и стало началом «спора об атеизме». Появилась анонимная брошюра, громящая «атеизм» Форберга и Фихте. В дело вмешались представители религиозных инстанций, обратившиеся к Вюртембергскому курфюрсту, а тот «передал эста­фету» Веймарскому герцогу. Журнал был конфискован. По мне­нию ряда биографов, у Фихте была возможность замять скандал и пойти на компромисс с университетскими и церковными властями. Но Фихте писал гневные «оправдательные» сочинения и письма. Многие, даже Гёте, не одобряли «безрассудной надменности» Фих­те в деле об атеизме. Непреклонность Фихте привела к тому, что ему пришлось покинуть Йену. В начале марта1800 г. он переселился в Берлин, где стал читать частные курсы лекций по философии. Лекции име­ли не меньший успех, чем в Йене. Так, зимой1804-1805 гг. он чи­тал курс, потом вышедший в виде книги «Основные черты совре­менной эпохи». На лекциях были не только молодые, но и зрелого возраста, нередко знатные, сановные слушатели (например, буду­щий канцлер фон Бейме, министр фон Альтенштейн). На основе другого курса лекций была создана книга «Назначение человека». Между тем новаторство, независимость мысли, постоянная готов­ность к спору лишали Фихте и расположения друзей: на рубеже веков не выдержала испытания интеллектуальная дружба с Шел-лингом. Но идейные размежевания с выдающимися мыслителями заставляли Фихте уточнять свою оригинальную философскую кон­цепцию: в1804 г. был создан новый вариант «Наукоучения». Сла­ва Фихте росла, ему предлагали профессуру различные универси­теты (между прочим, среди приглашений одно было из России, из университета Харькова).     продолжение
--PAGE_BREAK--Вскоре Германия вступила в войну с наполеоновской Францией и была оккупирована французскими войсками. Интеллектуалы Германии по-разному реагировали на этот поворот истории. Одни надеялись, что «дух свободы», пробужденный Французской рево­люцией, окажет положительное влияние на освободительное движе­ние в Германии, все еще пребывавшей в тисках крепостного права, феодальной раздробленности и многих ограничений политической свободы. Отчасти надежды эти оправдались. Однако были и такие выдающиеся умы Германии, которые с самого начала не верили в свободу, обретенную с помощью солдатских штыков и в результате оккупации страны иноземцами. К их числу принадлежал и Фихте. Дело национального самоопределения и народной свободы он принял близко к сердцу. В1806 г., в начале войны, он обратился к королю с просьбой позволить ему сражаться в войсках и получил от высокопоставленных чиновников ответ: «слово» в войне скажет король со своими войсками; для человека же ранга Фихте более уместно участвовать в событиях с помощью «красноречия», в под­готовке национального духа к победе^. Фихте выполнил наказ: в1808 г., во время пребывания наполе­оновских войск в Берлине, философ выступил в Берлинской акаде­мии при небывалом стечении слушателей с «Речами к немецкой на­ции». Этот важнейший документ, который впоследствии подвергся различным, в том числе националистическим и даже нацистским интерпретациям, исторически был связан с формированием на­ционального сознания и единства немецкого народа в период его освободительной войны. Он и должен восприниматься в данном контексте. В1810 г. Фихте стал профессором и ректором Берлинского университета. Еще до войны, а потом и во время ок­купации выдающийся философ читал курсы лекций, которые вы­шли в виде печатных сочинений только после его смерти: то были лекции о наукоучении(1804, 1813), о нравственности(1812), о на­значении ученого(1811), «Факты сознания»(1810-1811). Когда в 1813г. началась освободительная война Германии против побеж­денного в России Наполеона, Фихте снова рвался в бой— хотя бы в качестве оратора, проповедника, обращающегося к войскам^. Предложение снова было отклонено. Фихте, здоровье которого в то время уже было подорвано, вступил в ряды народного ополче­ния. Жена Фихте Иоганна, ухаживавшая за ранеными, заболела тифом. Фихте заразился от нее и вскоре умер. Это произошло в 1814г. «Он скончался 29-го января в пятом часу утра, не имея еще полных пятидесяти двух лет от роду, не потеряв ни одного зуба, когда седина еще не посеребрила его волос, а духовные и умствен­ные силы его находились в полном своем расцвете'12. Теперь мы обратимся к анализу основных идей философии Фихте. 2.НАУКОУЧЕНИЕ ФИХТЕ КАК ОСНОВАНИЕ ЕГО СИСТЕМЫ В философии, так начинает Фихте свое «Наукоучение», борют­ся различные „партии“. Привести их к согласию— великая труд­ная, но разрешимая задача. Чтобы ее решить, надо найти то, в чем все-таки существует наибольшее единодушие. Применительно к со­временной ему философии таким пунктом согласия Фихте считает тезис: философия есть наука. Далее же требуется развить понятие науки, чтобы продвинуться вперед в определении сущности философии как наукоучения. Главным в науке Фих­те склонен считать систематический характер ее знания, а значит, то, что в науке знание становится единым и целостным. При этом решающая роль отводится основоположению, на котором, как на фундаменте, может быть последовательно выстроено здание науки и научной философии. В каждой науке, продолжает свои рассуждения Фихте, есть только одно основоположение. Ему следует быть достоверным. А на чем зиждется достоверность основоположения? На этот и подобный ему вопросы как раз и должно отвечать наукоучение. Оно призвано „обосновать возмож­ность основоположений вообще; показать, в какой мере, при каких условиях, и может быть, в какой степени что-либо может быть дос­товерным; далее, оно должно, в частности, вскрыть основоположе­ния всех возможных наук, которые не могут быть доказаны в них самих“13. Отсюда Фихте выводит идею о широком теоретическом и прак­тическом значении наукоучения. Теоретическое его значение состо­ит прежде всего в уже указанном универсальном обосновании на­ук. Практическое же значение связано, по Фихте, с регулирующим значением этой основополагающей философской дисциплины для нравственной и государственно-правовой сфер. „Как только науко-учение будет понято и принято, государственное управление, по­добно другим искусствам, перестанет бродить ощупью и делать опыты...“. „Благодаря его принятию и всеобщему распространению среди тех, кому оно требуется, весь род человеческий избавится от слепого случая и власти судьбы“^. Говоря о достоверном основоположении как краеугольном кам­не философии, Фихте уже в первом Введении в «Наукоучение» признает, что согласия относительно какого-либо одного основопо­ложения в философии до сих пор нет: есть два главных направле­ния, которые по-разному понимают объект, строй и систему фило­софии, ту внутреннюю необходимость, которая именно ей присуща. Эти две „партии“— идеализм и догматизм (под последним имеет­ся в виду материализм). Догматики, т. е. материалисты и эмпири-сты, выводят опыт из вещи самой по себе, понимая под ней носи­тель „реальности“; Я в системе догматизма имеет выводной, вто­ричный характер. Философы-идеалисты, напротив, видят основу опыта в Я самом по себе(Ich an sich),из которого выводят вещи. В системах догматизма, согласно Фихте, исходным пунктом служит абстракция вещи самой по себе, а в системах идеа­лизма— тоже абстракция, но это уже абстракция Я. В обеих системах Фихте находит те или иные здравые, оправданные мысли, однако он утверждает „абсолютную неприемлемость“ каж­дой в отдельности и обеих вместе. Как разрешить возникший спор? И на чем зиждется их противоположность? И какой философский путь следует избрать?     продолжение
--PAGE_BREAK--Фихте видит выход в более точном и обстоятельном, притом из­начальном исследовании Я и его деятельности, «интеллигенции», ибо в философии и науке, как, впрочем, и в любой деятельности сознания, имеет место следующее: «интеллигенция как таковая усматривает самое себя». Развитие этого тезиса и должно стать, соглас­но Фихте, новым основоположением философии, восстанавливающим и обогащающим давние и современные, прежде всего кантовские, традиции. Трудно отрицать, что по видимости нейтральная пози­ция Фихте в споре догматизма и идеализма оборачивается продол­жением и дальнейшим совершенствованием идеалистической пози­ции. В литературе о Фихте эта проблема в основном решается без серьезных споров. Более труден и спорен вопрос о специфике и характере идеализма, обосновываемого и защищаемого Фихте. Метод, который Фихте рекомендует своему читателю, чтобы иметь возможность участвовать в своеобразном экспериментирова­нии философии по нахождению достоверного и устойчивого осно­воположения: «Осознай лишь глубоко способ твоих действий при составлении суждения о действительности или недействительности, оглянись на самого себя(merke auf dich selbst)—и ты тотчас же осознаешь основание твоего способа действий и будешь внутренним образом созерцать его»^. Вот мы оба разговариваем— и возникает вопрос о времени: сколько его прошло? Как и откуда мы узнаем и знаем о времени? (Можно взять-и любой другой пример.) Ответ: благодаря сознанию, а точнее, самосознанию. Фихте в определен­ном смысле и отношении продолжает линию Декарта в истории философии: вслед за Декартом он, во-первых, ищет достоверное основоположение в философии, а во-вторых, после критических размышлений о недостатках прежних «догматических» учений объ­являет полем дальнейшего поиска человеческое сознание, мир cogito,а не мир вещей самих по себе. Под влиянием Декарта, но особенно Канта сфера поисков основоположения, «достоверности всех достоверностей» сужается до самосознания, саморефлексии. Но существуют и принципиальные отличия позиции Фихте от под­хода этих двух его знаменитых предшественников. И Декарт, и Кант, признав сознание, Я областью изначальной достоверности, оставляют мир вещей самих по себе «в неприкосновенности» и относительной самостоятельности. Что касается Фихте, то он не приемлет философский дуализм и хочет обрести монистическую позицию. В теоретическом смысле это означает последовательное и детальное выведение не-Я из Я, чего во всем объеме не осуществ­ляли и даже не замышляли Декарт, Кант или кто-либо другой из философов прошлого и современности. Возвратимся к приглашению Фихте поразмышлять вместе с ним об искомой основополагающей достоверности. Он призывает по­нять, сколь близко каждому из нас, открыто нам и достоверно для нас сознание самих себя. Не менее достоверно и то, что здесь речь идет о знании, которое непременно включено в процесс действия. Отличие и преимущество этого знания самого себя, обретаемого в процессе действия, Фихте видит в его непосредственности: то, что мы знаем о себе, дано с достоверностью в созерцании. Но в созер­цании особом— направленном не на внешние предметы, а на мир внутреннего. Тут выступает на первый план еще одна черта Я как основоположения, очень важная в свете историко-философских споров: субъект и объект не расколоты, а неразрывно объединены. Но очевидно, что основоположение философии как науко-учения представляет собой в изображении Фихте довольно сложную мыслительную конструкцию, которая только по видимости непосредственна, интуитивно-достоверна. На деле ее может принять за первооснову лишь тот, кто вместе с Декартом, Кантом, Фихте защищает упомянутые ранее тезисы оcogito,о трансцендентальном единстве самосознания, об интеллектуальной интуиции, единстве субъекта и объекта, слитности сознания и дей­ствия и, что очень важно, сознания-действия и свободы. От онтоло­гического уклона в трактовке философии (когда начинают с бытия мира или даже Бога) Фихте решительнее, чем Декарт и Кант, уходит в мир активизма сознания и самосознания. Фихте целенаправленно идет на то, в чем его как раз и упрекали многие его современники и потомки: он хочет вывести из активно действующего, свободного, наделенного самосозна­нием, творческого Я весь мир— причем и мир природы и мир человеческой культуры. Понятно, что смысл и интерес подобный подход мог получить при условии совершенно особой изначальной трактовки Я, которое должно выходить за рамки конкретно-эмпи­рического единичного субъекта и становиться средоточием чуть ли не обожествленной «чистой» субъективности. Более того, изначаль­ной инстанцией Я могло бы стать лишь в случае, если бы в его конструирование сразу включался такой (почти божественный, субстанциональный) момент, как самодостаточность и самопо­рождение Я. Именно в принятии такого Я и заключено основоположе­ние, или первое положение наукоучения. При развертывании внутренней диалектики Я, которая поможет понять процесс порож­дения не-Я, начать надо, согласно Фихте, именно с того, что Я, от­правляющееся от абстрактного знания о самом себе, в силу исходной самодостаточности и из-за начального характера процесса полагает самого себя просто как тождественное себе: Я= Я. Казалось бы, здесь нет ничего, кроме тавтологии.* Но ведь формула является другим выражением закона тождества, который, кроме формально­логического, имеет еще и логико-диалектическое, логико-содержа­тельное и даже философско-практическое значение. Я, усматриваю­щее тождество себя с самим собой, осуществляет действие специфи­ческого типа, отличаемое у Фихте от обычных действий с помощью изобретенного им понятийного словосочетанияTat-Handlung,т. е. дело-действие. Именно этот акт лежит, согласно Фихте, и в основе Я семь, декартовскогоcogito.Он же дает основу всякому возмож­ному дальнейшему повороту отcogitoк онтологическим аспектам: ведь бытие Я как особое бытие состоит главным обра­зом не в существовании в мире природы, а в полагании своей самости. Как раз отсюда проистекает оправданность зага­дочных на первый взгляд тезисов Декарта или Канта, состоящих в трансцендентализме и априоризме, и оправданы они лишь тогда и постольку, когда и поскольку становится ясно: нельзя ничего помыслить, чтобы не примыслить своего Я, чтобы как-то не созер­цать, осознавать самого себя. Итак, первое положение наукоуче-ния состоит в том, что самодостаточное Я безусловно полагает свое собственное бытие. С этой точки зрения, готов признать Фихте, Я выступает как абсолютный субъект: поскольку оно полагает себя, оно есть (бытийствует, как сказали бы сего­дня); и наоборот, поскольку оно есть, оно полагает и не может не полагать себя.     продолжение
--PAGE_BREAK--Вытекающее отсюда с ясностью и необходимостью второе положение наукоучения гласит: не-Я есть Я, ибо только «сила Я», сила его полагающей способности делает возмож­ным не-Я. Третье положение наукоучения собирает воедино два ранее обоснованных тезиса: Я есть Я и Я есть не-Я. Теперь, подчеркивает Фихте, до сознания доведена «вся реальность», где на долю не-Я приходится то, что не присуще Я, и наоборот. Одна­ко в отличие от второго основоположения, которое дается только отрицанием, в третьем основоположении перед нами представлены Я и не-Я как противоречащие друг другу, но выведенные из одного основания. Значит, если в первом основоположении Фихте пользу­ется, так сказать, диалектизацией закона тождества, то в третьем основоположении он ставит— более основательно и глубоко, чем Кант,— вопрос о диалектике противоположностей и объедине­нии их в противоречие, т. е. дает обновленную диалекти­ческую интерпретацию закона противоречия формальной логики. Фихте призывает внимательнее проанализировать, что получи­лось в результате выведения не-Я из Я. Единство противополож­ностей ясно само собой благодаря их происхождению, выведению из Я. Но следует признать и их взаимоограничение, и частичность его: Я не уничтожает не-Я, порождая, полагая его; не-Я, возникая благодаря такому полаганию, тоже не отменяет Я, а лишь частично его ограничивает. Согласно Фихте, отсюда вытекает делимость Я и не-Я. Что касается не-Я, то это вполне укладывалось в рамки традиций, если, например, под не-Я подразумевать мир природы, заведомо делимый и разделеннный. А вот в отношении Я тезис о делимости мог повергнуть сторонника классического подхода в не­доумение: если под Я понимать мое когитальное состояние и дейст­вие, то как можно говорить о его делимости? Между тем, как раз на этом пути Фихте мырлит обосновать справедливость перехода предшествующей, а главное, его собственной философии от эмпи­рического Я к Я абсолютному, для чего и потребовался тезис о принципиальной делимости Я, составляющий сердцевину третьего положения наукоучения. Для автора «Наукоучения» важно не только вывести и сделать очевидно-достоверными основоположения. Его устремление— воспроизвести и исследовать те приемы, процессы и методы движе­ния мысли, которые при этом имеют место. Философия, развиваю­щая наукоучение, становится своеобразным полигоном опробования и разъяснения таких давно известных и широко употребляемых, например, у Канта понятий, как анализ, синтез, тезис, антитезис. «Таким образом, диалектический метод Фихте,  — пишет П. П. Гайденко,— состоит в последовательном процессе опосредо-вания противоположностей. Чтобы противоположности не уничто­жали друг друга, между ними помещается нечто третье— основа­ние их отношения; но в нем противоположности соприкасаются, совпадают; чтобы этому воспрепятствовать, помещают опять в сере­дине новое звено— и этот процесс, в сущности, можно продолжать неограниченно. Точку ставит сам философ, когда с помощью этого приема оказываются выведенными все теоретические способности и категории мышления»^. Действительно, в развертывании фих-тевских размышлений последовательно появляются все ос­новные категории диалектики. При этом в отличие от Канта, который берет систему категорий уже «заключенной» в формаль­ной логике, в ее характеристике суждений, Фихте сначала вводит действие, метод мыслительного действия Я как результат «обра­ботки» самосознанием прежде совершенных Я действий. И уж вслед за этим «вторгаются», рождаются категории, суммирующие, синтезирующие все эти процессы. Так, внимание обращено на то, что диалектика противополож­ностей приводит к частичной определяемости не-Я со стороны Я и, наоборот, частичной зависимости полагающего Я от не-Я. Это за­ставляет Фихте ввести категорию взаимодействия (Я и не-Я, или А и не-А). Поворот внимания к синтезу Я и не-Я рождает пред­ставление о реальности, затем о причине и действии, субстанции и акциденции и т. д. Наряду с диалектическим подходом к категориям (что потом одобрил Гегель), основанным на синтетических процедурах са­мосознания (что Гегель подвергнет резкой критике, требуя «чисто­го» категориального анализа), Фихте в ходе всех этих размышле­ний то и дело возвращается к самостоятельности Я, к обоснованию его активности и «чистоты». Впрок заготавливается такое толкова­ние основоположений наукоучения, которое позволило бы впослед­ствии оттолкнуться от развернутого в нем представления об абсо­лютном, активном, т. е. свободном человеческом Я и развернуть уже не теоретическую, а практическую философию— учение о сущности и назначении человека, об обществе, праве и государстве. При этом Фихте разделяет и стремится подтвердить новыми сооб­ражениями и аргументами идею Канта о примате, т. е. первенстве, практического разума в отношении разума теоретического. 3.УЧЕНИЕ ФИХТЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, ПРАВЕ И НРАВСТВЕННОСТИ Учению о человеке в учении Фихте принадлежит совершенно особая и противоречивая роль. С одной стороны, требуется иметь в виду ранее рассмотренные абстрактно-теоретические выкладки, ка­сающиеся Я и не-Я, чтобы «логически строго» перейти от основопо­ложений наукоучения к пониманию человека. С другой стороны, характер и направленность всех этих основополагающих размыш­лений наукоучения будут непонятными, если сразу не принять в расчет, какое именно Я, т. е. какую интерпретацию человека имеет в виду Фихте. «Я действительного сознания,— пишет он,— есть, во всяком случае, особенное и определенное; оно также представляет личность среди многих личностей, из которых каждая для себя, в свою очередь, называет себя „я“— и именно до созна­ния этой личности наукоучение доводит свое выведение. Нечто со­вершенно другое представляет собой то Я, из которого исходит наукоучение; оно лишь не что иное, как тождество сознающего и сознаваемого, и до этого отвлечения можно возвыситься только по­средством абстракции от всего остального в личности. Те, кто при этом уверяют, что в понятии они не могут отделить „я“ от индиви­дуальности, совершенно правы, если они говорят, имея в виду обычное сознание… Но если они вообще не в состоянии отвлечься от действительного сознания и его фактов, то наукоучению делать с ними нечего»^.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Causes Of The Civil War Essay Research
Реферат Рекламоведение
Реферат Общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологии
Реферат Transcendentalism Essay Research Paper Various authors have
Реферат Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка
Реферат Культура України в ХІV–першій половині ХVІІ століття
Реферат 1. Предмет та завдання дисципліни „Історія економіки та економічних вчень" Предмет, методи та завдання дисципліни „Історія економіки та економічних вчень"
Реферат Физико-географическая характеристика бассейна реки Ертис
Реферат Безработица в современной России
Реферат Pericles 2 Essay Research Paper Pericles a
Реферат Оцінка толерантністідо ризиків та система лімітів у банку. План зниження ризику втрати інфраструктури
Реферат Формирование стратегии развития предприятия
Реферат 1 Типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях
Реферат Маркетинговая деятельность АКБ Татфондбанк
Реферат Освобождение дворянства и духовенства от государственной власти