Реферат по философии
на тему
“Сартр (Sartre)”
студента юридического факультета
Международного Университета
12 группы
Бытенского Валентина.
Москва, 1997
Жан Поль Сартр (родился 21 июня 1905 года) — французский философ, представитель экзистенциализма(так называемого атеистического его варианта), писатель, драматург и эссеист.Он также был общественным деятелем, участником Французского движенияСопротивления, в послевоенные годы — многочисленных демократических движений иорганизаций. Явился основателем и директором журнала “Les Temps Modernes”(1945). Образование получил в лицеях Ла-Рошели, кончил высшую нормальную школув Париже, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавалфилософию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятилсебя литературной работе. Известность Сартру принесли роман “Тошнота” (1938) исборник рассказов “Стена”. Основная философская работа — “Бытие и ничто”. Нопопулярность Сартр приобрел в послевоенные годы.
Мировоззрение Сартра сложилось подвлиянием прежде всего Бергсона, Гуссерля и Хейдеггера. Экзистенциальнаяфилософия Сартра обнаруживает себя как одно из современных ответвленийфеноменологии Гуссерля, как приложение его метода к “живому сознанию”, ксубъективно-деятельной стороне того сознания, с каким конкретный индивид,заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает какое-либо действие,вступает в отношение с другими людьми и вещами, стремится к чему-либо,принимает житейские решения, участвует в общественной жизни и так далее. Всеакты деятельности рассматриваются Сартром как элементы определеннойфеноменологичной структуры и расцениваются фактически в зависимости от задачличностного самоосуществления индивида. Сартр рассматривает роль“субъективного” (подлинно-личностного) в процессе человеческой персонализации иисторического творчества. По Сартру, акт специфически человеческой деятельностиесть акт обозначения, придания смысла (тем моментам ситуации, в которыхпроглядывает объективность — “другое”, “данное”). Предметы лишь знаки индивидуальныхчеловеческих значений, смысловых образований человеческой субъективности. Внеэтого они — просто данность, сырая материя, пассивные и инертные обстоятельства.Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человекформирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности. Внешниепредметы — здесь просто повод для “решений”, “выбора”, который должен бытьвыбором самого себя.
Поскольку у Сартра человеческаядеятельность — в той мере, в какой она свободная и творческая, — лишена корнейв содержании объективности, в том числе и в содержании форм опредмеченнойчеловеческой деятельности (то есть культуры), то содержанием ее оказываетсянатуралистически взятое содержание природы самого индивида, его уникальныебиологические зависимости, события и травмы глубокого детства, довлеющие надиндивидом, как рок. В этой связи Сартрразвивает метод, называемый им экзистенциальным психоанализом, который призванпрояснить облик индивидуальности путем выявления тех обстоятельств детства итех специфических биологических зависимостей, в ответ на которые она себястроит.
Философская концепция Сартраразвивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключенияпонятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”.Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании силсоциального бытия, а во всеобщих формах этого бытия (вещественные свойствапредметов, коллективные и обобществленные формы бытия и сознания людей,индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее).Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть лишь“разжатием бытия”, образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивидасовременного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя этоконкретное состояние в метафизический статус человеческого существованиявообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденныеформы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизированаи отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективнымформам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязанак ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критическогомышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественногомнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человекаи враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинноесуществование, не в ладу и с вещами природы — они глухи к нему, давят на негосвоим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себячувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек жеиспытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и опосредованнымвещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартрутверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческиеотношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.
В мифологизирующем утопическоммышлении Сартра все же на первый план выступает неприятие действительностисовременного общества и его культуры, выражающее сильную струю современногосоциального критицизма. Жить в этом обществе, согласно Сартру, как живет в нем“довольное собой сознание”, можно лишь отказавшись от себя, от личнойподлинности, от “решений” и “выбора”, переложив последние на чью-либо анонимнуюответственность — на государство, нацию, расу, семью, других людей. Но и этототказ — ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли.
Концепция свободы волиразвертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно которой индивид не задансамому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому трус,например, ответственен за свою трусость, и “для человека нет алиби”.Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностьюв ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит изутверждения, что, не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себяпосредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя,никогда — сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципуэкзистенциализма: “… существование предшествует сущности...” По сути этоозначает, что всеобщие, общественно-значимые (культурные) объективации, которыевыступают как “сущности”, “природа человека”, “всеобщие идеалы”, “ценности” итак далее, являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которымиконкретный субъект никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живоймомент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния,субъективно. В более поздней работе “Критика диалектического разума” Сартрформулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Ноэкзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог быразвить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютнойсвободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможномразвитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире,ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. По мысли Сартра, “…человек, без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретатьчеловека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда основойподлинности (аутентичности) могут быть только иррациональные силы человеческогоподполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы ирационально не осмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или кагрессивному своеволию индивида: “История любой жизни есть история поражения”.Появляется мотив абсурдности существования: “Абсурдно, что мы рождаемся, иабсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, — бесполезная страсть.
Все эти темы своей философии Сартрразвивает в виде определенной психологической диалектики жизни индивида вобществе, схемы которой он переводит также и на язык художественного творчества(для экзистенциализма характерно вообще слияние философии с формами искусства).По своему содержанию эта философия очень близка к религиозному переживанию, воспроизводитего морально-психологическую схему и своеобразную логику, но освобожденную оттеистического аппарата представлений и ритуалов, от бога. Напряженностьатмосферы, царящих в романах и философских трактатах Сартра (как и другихэкзистенциалистов), часто выглядит как выражение эмоции потери бога вотчужденном мире (нечто вроде религии наоборот), а самое ее содержание легкоможет быть расшифровано в терминах “греха”, “бренности существования”,“страдания и искупления”, болезненно ощущаемой “вины”, “ответственности” и такдалее. Такое сочленение экзистенциализма и религии связано с общими имэлементами социального утопизма. Особенно явственными эти элементы стали уСартра в послевоенные годы. Теория, сформулированная в “Критике диалектическогоразума”, остается экзистенциалистской. В этой работе Сартр уже включает в“проект” материальную обусловленность человеческой деятельности и пытается,исходя отсюда, дать картину общественно-исторического процесса как целого.Проект обладает структурой практики. Индивид практически “тотализирует” выступающиев поле “проекта” материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и самтворит историю — в той же мере, в какой она — его. Строение общественно-историческогопроцесса должно быть понято и выведено из цельности индивидуального действия,из его логики. Но зависимость индивида в диалектике его проекта от бытия,материальную его обусловленность Сартр понимает как схему отчуждения ипродолжает в качестве человеческого рассматривать лишь субъективность индивидаи его “отношения внутреннего” с другими людьми. Объективные экономические исоциальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка надвнутренне-индивидуальными элементами “проекта”. Объективно-материальное как таковоеоказывается чуждым, “колдовским”, его элементом, приводящим к иррациональномуотклонению всех человеческих намерений и целей. Оно — “античеловеческое”.“… Материальность вещи или института есть радикальное отрицание изобретенияили творчества...” и “через социальную материю и материальное отрицание какинертное единство человек конституируется в качестве другого, чем человек”.Таким образом, исторический процесс рассматривается в плане экзистенциалистскойантитезы социальных отношений и отношений непосредственно “человеческих”, аобъективно-социальное бытие введено в структуру индивидуального проекта в видемифологической силы. Сумма отношений, складывающихся в этой области, очерченнойвзаимодействием и борьбой между “человеческим” и “античеловеческим” внутрипроекта, и является, по Сартру, источником исторических судеб людей, скрытымдвигателем истории. Но это скорее движение судьбы.
Сартр завершил курс философии в1929, когда разразился мировойэкономический кризис. Он был степендиатом Французского института в Берлине в 1934, когда гитлеризм угрожал мируразрушением всех человеческих ценностей. Во французской университетскойкультуре тогда господствовал абстрактный идеализм Брюнсвика.
Миропонимание Сартра сформировалосьв мире, зашедшем в тупик, абсурдном, где все традиционные ценности рухнули.Первый акт философа должен был, следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобывыбраться из этого хаотического мира без порядка, без цели. Отстраниться отмира, отвергнуть его — это и есть в человеке специфически человеческое:свобода. Сознание — это именно то, что не увязает “в себе”, этопротивоположность “в себе”, дыра в бытии, отсутствие, ничто. Это сознаниесвободы человека есть в то же время сознание одиночества человечества и егоответственности: ничто в “Бытии” не обеспечивает и не гарантирует ценности ивозможности успеха действия. Существование — это именно переживаемый опытсубъективности и трансцендентности, свободы и ответственности. Воспроизводяформулу Достоевского “Если бога нет, все позволено”, Сартр добавляет: “Этоотправная точка экзистенциализма”. Этот способ восприятия мира, подкрепленный уСартра изучением Кьеркегора, Хейдеггера и Гуссерля, нашел выражение преждевсего в его психологических этюдах и романах. Он изучает прежде всеговоображение, в котором открывается существенный акт сознания: суть его в том,чтобы отстраниться от данного мира “в себе” и оказаться в присутствии того, чтоотсутствует. “Акт воображения — магический акт: это колдовство, заставляющеепоявиться вещь, которая желательна”.
Романы Сартра переводят тот же опытв план морали или политики: в “Тошноте” Сартр показывает, что мир не имеетсмысла, “Я” не имеет цели. Через акт сознания и выбора “Я” придает мирузначение и ценность. Докторская диссертация Сартра “Бытие и ничто” — изложениев философской форме пережитого опыта. Отправляясь от основной идеиэкзистенциализма — существование предшествует сущности, — Сартр пытаетсяизбежать одновременно и материализма, и идеализма. Идеализма потому, что онпредстает перед ним только в гегелианской форме: “Действительность измеряетсясознанием” и потому, что, следуя в этом Гуссерлю, он утверждает, что сознаниеесть всегда сознание чего-либо (какой-либо вещи). Материализма — потому, что,по его мнению, бытие не порождает сознание, “для себя” не может бытьпорождением “в себе”.
В действительности концепция Сартраявляется эклектичной: он дает в качестве отправного пункта некое “в себе”, окотором мы ничего не знаем, кроме того, что оно “нацеленное” сознанием и являетсяего основой. Но если сознание есть цель, то как оно могло родиться, поскольку всебе, по исходному определению, ничего не происходит.
Это противоречие Сартр никогда немог преодолеть, хотя не оставлял попытки это сделать. Причина этого в том, чтоего отправная точка глубоко индивидуалистическая. Сартр остается пленникомэкзистенциалистской, субъективистской настроенности. По причине своих исходныхпостулатов Сартр не может выйти за рамки позитивизма, агностицизма и субъективности.Даже в своей последней философской работе “Критика диалектического разума” онпротивопоставляет “позитивистский разум”, который должен довольствоватьсяпределами естественных наук, “разуму диалектическому”, единственно достойномуназываться разумом, поскольку он позволяет понимать, а не только предугадывать,но который применим только для наук о человеке.
В области морали Сартр не смогвыйти за пределы своего изначального индивидуализма. Он может превозносить иответственность и свободу индивидуума, но он не может ответить на вопрос, чтоже нужно делать с этой свободой.
Сартр, безусловно, заметная фигурав писательском и философском мире. Он также появлялся и на политической арене.Например, выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защитумира в 1952 году, в 1953 году был избран членом всемирного совета мира. Философзакончил свой жизненный путь совсем недавно, в 1980 году.