Реферат по предмету "Философия"


Философское учение о познании

Философское учение о познании

План
1. Познаниекак предмет философского анализа. Агностицизм, его гносеологическое основание
2. Чувственноеи логическое познание. Их формы
3. Взаимосвязьчувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма,иррационализма в познании

1. Познание как предмет философскогоанализа. Агностицизм, его гносеологическое основание
Сознаниевсегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию.Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своейдеятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связиреального мира. Познание – обусловленный прежде всего общественно-историческойпрактикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление,расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта,результатом которого является новое знание о мире.
Познание- высшая форма отражения объективной реальности.
Познание– это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины.Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельныхиндивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, посколькуовладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний,передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровнипознания:
v  чувственноепознание
v  мышление
v  эмпирическоепознание
v  теоретическоепознание.
Выделяюттакже различные формы познания:
v  познание,направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие,представление).
v  познание,направленное на получение объективизированного знания, существующего внеотдельного индивида (например, в виде научных текстов или в форме созданныхчеловеком вещей).
Объективизированноепознание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым киндивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовногопроизводства. Различают также такие типы познания как:
v  обыденное
v  художественное
v  научное
v  естественнонаучное
v  общественно-научное.
Терминзнание обычно употребляется в трех основных смыслах:
1) Способности,умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать,осуществить;
2) Любаяпознавательно значимая информация;
3) Особаяпознавательная единица, гносеологическая форма отношения человека кдействительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другом»- с практическим отношением. Второй и третий аспекты – и есть предметырассмотрения гносеологии, теории познания.
Гносеология- наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания иреальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможностипознать мир. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание,субъект, объект, чувственность, рациональность, интуиция, вера. Гносеологияизучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова этадеятельность — обыденная, профессиональная или др. Все философские системы такили иначе связаны с гносеологией.
Эпистемология– это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах,каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверночеловеческое знание.
Вопросо том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека – а еслиможет, то каким именно образом – давно интересовал людей. Подавляющеебольшинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем лимир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos- непознаваемый), философское учение, согласно которому не может бытьокончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человекадействительности. Представители агностицизма отрицают (полностью или частично)принципиальную возможность познания объективного мира, выявления егозакономерностей и постижения объективной истины. Агностическая линия вфилософии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор,касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласнокоторому «как оно кажется, так оно и есть», разным людям свойственныразные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делает вывод оневозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений.Ранней Фомой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон,считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникаетпри попытке перейти от явления к его основе, сущности.
Следующаяразновидность агностицизма – кантианство. Его лидером был немецкий философ ХVIIIвека И. Кант. Кант отрывает мир познания от мира реальных вещей, не видит вощущениях и представлениях объективного содержания. По Канту, истинная природавещей принципиально недоступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами посебе, мы абсолютно ничего не знаем, а знаем только их явления, то есть те представления,которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.
Нарубеже ХIХ-ХХ вековсформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм. Внутринаучнойпредпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление ролинаучных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаясявозможность выбора средств теоретического отражения действительности,расширяющий диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей.Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которойнаучные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.
Конвенционализмкак система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получилширокое распространение в западной философии в последние десятилетия ХХ века. Сконвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенди многие другие ученые и философы.
Агностическиеконцепции разделяются по многим основаниям. По именам создателейсоответствующих школ выделяются: юмовский, кантовский и. т.д., агностицизм, посредствам и характеру аргументации: этический, физиологический,кибернетический, иероглифический, материалистический, идеалистический,сенсуалистический, рационалистический.
Другоенаправление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мирматериальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами иотношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно,сущностные связи и отношения.
Конфронтацияагностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходитчерез всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует ив современной теории познания.
2.Чувственноеи логическое познание. Их формы
Процесспознания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта ипознаваемого объекта.
Субъектомпознания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своемсознании явления действительности. Но человек – это не просто индивид сопределенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо.Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества,которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние насодержание познания.
Познающеемышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях,суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, которыйставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этихцелей на основе практики.
Объектпознания представляет собой предмет, явление, процесс материального илидуховного мира или области действительности, на которую направленапознавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять совсей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только теобласти действительности, которые включаются в познавательную деятельностьсубъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей,тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.
Предметпознания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный изопределенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объектпознания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объектпознания является предметом исследования таких наук, как логика, теорияпознания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. Вструктурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в неговходят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зренияцели и задачи научного исследования.
Всоветской философской науке было принято выделять две ступени познания:чувственное отражение действительности и логическое отражение действительности.В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в рядемоментов пронизывается логическим, стали приходить к нению, что ступенями, илиуровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое. Некоторые ученыевыделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный – живоесозерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а какрезультат реализации этих способностей или сам процесс познания определеннойстороны объектов.
Чувственноепознание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания ит.д., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а небиологической эволюции. Органы чувств – это единственные «ворота»,через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире.Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцаниеосуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятияи представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Существуеттри формы чувственного отражения:
v  Ощущения;
v  Восприятия;
v  Представление.
Ощущенияпредставляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойствпредметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущенияподразделяются на:
ü  Зрительные;
ü  Слуховые;
ü  Осязательные;
ü  Вкусовыеи др.
Ощущения,как правило выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.
Восприятие– это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании всовокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.
Представление– это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего наорганы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятсяобразы памяти, образы воображения и т.д. По сравнению с восприятием впредставлении отсутствует непосредственна связь с реальным объектом. Это обычнорасплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершаетсяэлементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасываниемнесущественных.
Представлениявозникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в составчувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают игратьважную роль и в процессе логического познания.
Важнымэлементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции– это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности,включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх,любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоциивполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека,особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, сдругой стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей,в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективноеотношение человека к миру.
Логическоепознание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя дватипа логического мышления:
v  Рассудок;
v  Разум.
Рассудок– исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит впределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Этоспособность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли,четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функциярассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка,он необходим всегда, но его абстракция неизбежно ведет к метафизике. Рассудок –это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называютздравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структурувысказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового»знания, а не на его содержание.
Разум– высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего характернытворческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственнойприроды (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнутьсущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей влогике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть досинтеза противоположностей и выявления конкретных причин и движущих силизучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение оформировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Логическоепознание наиболее полно выражено в мышлении.
Мышление– это процесс познавательной деятельности, для которого характерно созданиеобобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредованочувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее.Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений ивыявляет присущие им общие и существенные признаки. Оно осуществляется в теснойсвязи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в котороймысль воплощается. Основными формами мышления являются:
v  Понятие;
v  Суждение;
v  Умозаключение.
Понятие– это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенныестороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины впротивоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие)объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории:качество, количество, материя, противоречие и др. Понятия выражаются в языковойформе – в виде отдельных слов или в виде словосочетаний.
Суждение– форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, ихсвойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемоеповествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Понятиеи суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которыепредставляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процессполучения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления,посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.Классический пример знания:
1. Вселюди смертны (посылка).
2. Сократ– человек (обосновывающее знание).
3. Следовательно,Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).
Важнымиусловиями достижения истинного выводного знания являются не только истинностьпосылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущениенарушения законов и принципов логики – не только формальной, но идиалектической. Следует иметь в виду, что логическое мышление взаимосвязано нетолько с чувственным, но и с другими — внерациональными – формами познания.Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение,фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция(внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истиныбез предварительных логических рассуждений и без доказательств.

3.Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма,эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании
Вистории философии сложились различные взгляды и представления о проблемесоотношения чувственного и логического познания. Существует три ведущихфилософских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему — сенсуализм,эмпиризм и рационализм.
Понятиесенсуализм обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление,выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явлениядуховной жизни как более ил менее связанные комплексы ощущений, причинойкоторых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мирепредставителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние векасенсуализм был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д.Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее небыло бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли.Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, вчастности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовныеспособности. Д. Юм добавил к «внешнему опыту», из которого исходиливсе прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт». Согласноего утверждению, все творческие силы души есть не более чем способность связывать,переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. Напозициях сенсуализма стоял Л. Фейербах. Близкими к сенсуализму направлениямиявляются эмпириокритицизм и позитивизм.
Эмпириокритицизм(философия «критического опыта») – реакционноесубъективно-идеологическое философское течение, возникшее во второй половине ХIХвека в Германии и Австрии, которое целиком основано на идеалистическомизвращении понятия «опыт», который эмпириокритики понималисубъективно-идеалистически, как суму человеческих переживаний, ощущенийбезотносительности к объективной реальности.
Позитивизм– философское направление, основанное на принципе, что все подлинное,позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальныхнаук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука,претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права насуществование.
Эмпиризм– гносеологическое учение, преувеличивающее роль опыта в процессе познаниячеловеком мира и полагающее его единственным источником и основой познания.Существует идеалистический и материалистический эмпиризм. Идеалистическийэмпиризм (Беркли, Юм, Мах и др.) ограничивает опыт совокупностью ощущений илипредставлений, отрицая, что в основе опыта лежит материальная природа. Дж.Беркли, будучи религиозным деятелем, резко ополчился против материалистическогомировоззрения. Он категорически отрицал даже само существование материи. Вчастности, он утверждал, что существует лишь то, что мы воспринимаем, что весьмир – это комплекс ощущений, которые, в конечном счёте вложены в людей Богом.
Д.Юм, утверждал, что нельзя однозначно ответить на вопрос, существует ли мир,поскольку мы всегда имеем дело лишь с ощущениями и за их пределы выйти не всилах. Природа же ощущений и возникающих на их основе восприятий ипредставлений нам неизвестна. Следовательно, мы не можем знать что-либо вокругсебя, кроме собственных ощущений.
Материалистическийэмпиризм (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк и др.) считает, что в основе чувственного опыталежат предметы материальной природы. Френсис Бэкон, по праву считается одним изродоначальников эмпиризма в теории познания. Высшая цель науки, по его мнению,- достижение господства человека над природой на основе знания её собственныхзаконов. Путем, ведущим к такому знанию, он считал наблюдение, анализ иэксперимент. Ф. Бэкон явился и разработчиком индуктивного метода доказательстваистины, суть которого состоит в опоре на конкретные факты, их анализе ипоследовательном мысленном обобщении.
Продолжательбэконовской традиции эмпиризма в философии Томас Гоббс, одним из первых обратилвнимание на роль языка в процессе познания, его тесную связь с абстрактныммышлением. Он считал, что в языке слова становятся знаками общих идей,благодаря чему появляется возможность достоверного общения знания, так каккаждый человек не способен все познать, опираясь лишь на собственный опыт.
Рационализм– направление в теории познания, признающее разум единственным источникомистинного знания в противоположность эмпиризму, который считает единственнымисточником познания чувственный опыт. Выдающиеся представители рационализма Р.Декарт, Спиноза, Лейбниц, полагали, что истинное знание дается толькоразмышлением, логикой умозаключений, а ощущения не дают нам полного знанияпредмета. С точки зрения современной науки и сенсуализм, и рационализмфиксирует только одну сторону момента познания истины. Познание – это неощущение, изолированное от мысли, и не мысль в своей изолированности от чувств,а взаимосвязь чувственного и рационального, оно имеет двуединое начало. Одно –это независимо от человека существующий объект как предмет познания, какматериал, данный восприятием. Второе – набор всеобщих определений мысли,представляющий собой орудие познания, средство духовной обработки чувственногоматериала. При отсутствии любого их этих начал познание невозможно. Как и любойпроцесс взаимодействия, познание оказывается возможным и начинается толькотогда, когда уже имеются налицо оба элемента, участвующие во взаимодействии.Метафизическое сведение целостного отношения к какому-либо одному моментуявляется методологической ошибкой.
Иррационализм– философское учение, которое в противоположность рационализму ограничивает илиполностью отрицает возможности человеческого разума в процессе познания иделает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Иррационализм выдвигаетна первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека:волю, непосредственное созерцание, интуицию, «озарение», воображение,инстинкт, «бессознательное» и т.п. Иррационализм опирается на идеидатского ученого С. Кьеркегора и немецкого философа Э. Гуссерля. Философскоемышление, по мнению Кьеркегора, должно исходить не из теоретических принципов,а быть связанным с внутренней духовной жизнью личности, её эмоциональнымипереживаниями. Именно такое мышление является подлинно конкретным, имеющимсобственно человеческий смысл.
Гуссерлюиррационализм обязан разработкой методологии, в основе которой лежит отрицаниеобъекта познания вне направленного на него сознания субъекта, его интуиции иэмоций. То есть Гуссерль предлагал строить философию на основе «чистогосознания». Суть её состоит в том, что мы отвлекается от существованиявнешнего мира, от содержания естественных и общественных наук, отнепосредственных психологических переживаний – эмоций, эстетических,нравственных чувств и т.д. То, что остается после этого, и есть «чистоесознание»; оно направляется на объект исследования, что и составляетистинное строение всякого знания. Крупнейшим представителем иррационализмапоследний трети ХIХ века был Ф.Ницше, родоначальник так называемой «философии жизни». Основная идея «философиижизни» заключается в том, что понятие материи заменяется понятием «жизни»,как иррационального потока, «порыва». Материя понимается как потухшийостаток, застывшая форма «жизни». Разум убивает «жизнь»,останавливает ее непрерывное движение. Поэтому для познания нужен не разум, аинтуиция, то есть непосредственное переживание жизни. Религия, по мнению Ницше,отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Более того,она, как и всякий догматизм, нуждается в слое подавленных людей, внутренненесвободных, превративших собственную несвободу в идеал, смирение – вдобродетель. Но человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает налюдей каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше – нужновоспитывать сильную и свободную (от всякой морали) личность, отказываться откульта слабости и покаяния.
В30-е года ХХ века появляется другая разновидность иррационализма –экзистенциализм.
Экзистенциализм- разделяется на религиозный и атеистический.
Представителирелигиозного экзистенциализма Г. Марсель, к. Ясперс, считают, что черезэкзистенциальный опыт человек постигает Бога. Представители атеистическогоэкзистенциализма М. Хайдеггер, Сартр, Камю, считают, что экзистенциальный опытчеловека ориентируется, прежде всего, не на Бога, а на индивидуальность инеповторимость самого человека. Однако и та, и другая разновидность немыслимыбез катастрофы, временности, движения к смерти. Главный принципэкзистенциализма «Существование предшествует сущности» — этоозначает, что человек сначала существует, появляется в мире, а только потом онопределяется.

Списокиспользованной литературы
1. Е.Г.Родчанин, Ю.В. Басков, Философия исторический и систематический курс, Ростов-на-Дону,2003 год.
2. В.Г.Нецветаев, Философия, Москва, 2001 год.
3. Ю.В.Кохановская, Философия, Ростов-на-Дону, 2000 год.
4. Краткийфилософский словарь под редакцией М. Розенталя, П. Юдина, Москва, 1954 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.