Реферат по предмету "Философия"


Философское учение Аристотеля

План
 
1. Основные этапы жизнитворчества Аристотеля
2. Философия природы(натурфилософия)
3. Этика и психология
4. Политика и экономика
Заключение
Список литературы

1.Основные этапы жизни и творчества Аристотеля
Аристотель,величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противникПлатона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западномпобережье Эгейского моря. Егоотец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын неунаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает вАфины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смертиучителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Онмного путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обученияАлександра — своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл егосвоим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и поистечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создаетсвою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского,вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями дляпрогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получиланазвание «перипатетической», а принадлежащие к ней стали называться«перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформлениясистемы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имелопреподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть АлександраМакедонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известныйсвоими македонскими симпатиями, был обвинен в «безбожии» и изгнан. Философвынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом322 года до нашей эры он умер.
СочиненияАристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н.э. они пролежали вподземном книгохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского вАфинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашнихперипатетиков Андроником Родосским. Основные вопросы философии, логики,психологии, естествознания, техники, политики, этики и эстетики, поставленные внауке Древней Греции, получили у Аристотеля полное и всестороннее освещение. 2. Философия природы (натурфилософия)
Внатурфилософских воззрениях Аристотеля ярче всего выступает и его диалектика. Обобщаянатурфилософские учения своих предшественников, в частности и в особенностиучения о первоначалах и качествах, стихиях и элементах, Аристотель создалсвоеобразную натурфилософскую картину мира. Основой мира является некийматериальный субстрат, первоматерия, наделенная двумя парами противоположных,взаимоисключающих свойств, «первичных качеств»: теплое и холодное; сухое ивлажное. Комбинация этих свойств (при исключении случаев одновременногосочетания двух противоположных свойств, например, теплого с холодным) даетчетыре основные стихии, или элемента: огонь (теплое и сухое), воздух (теплое ивлажное), воду (холодное и влажное), землю (холодное и сухое). Эти элементыспособны к взаимопревращениям и взаимопереходам. Таким образом, Аристотель ввелв философию принцип развития.
Каждоесложное тело, по Аристотелю, образовано из четырех стихий, взятых в различныхколичественных пропорциях. При этом, образуя сложное тело, эти стихии полностьюпроникают одна в другую, как бы сливаются и растворяются взаимно одна в другой.Каждый из четырех элементов имеет в природе особое, присущее ему место: огонь ивоздух — наверху, вода и земля — внизу.
Кроме того,Аристотель принимал пятый элемент — божественный эфир, из которого якобысостоят небо и звезды. Эта теория «пятого элемента», впоследствии названногопо-латыни quinta essentia квинтэссенция, пятая сущность), разделяла природу надве различные сферы—земную и небесную.[1]
Значениеаристотелевской натурфилософии состояло, прежде всего, в том, что в нейсистематизировались и обобщались представления о природе, существовавшие вдревнем мире. Они были направлены главным образом в сторону раскрытия (в самойнаивной и абстрактной форме) идеи всеобщей связи и развития, взаимопереходов ивзаимосцепления явлений природы, без конкретного, детального изучения самихэтих явлений порознь, отдельно одно от другого.
Исходя изпризнания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной,несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не можеттакже увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако, сама по себематерия, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она лишь содержит возможностьвозникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможностьпревратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Подформой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещьстановится действительной.
Форма иматерия неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности ужесодержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весьмир представляет собой ряд форм. Находящихся в связи друг с другом ирасположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотельподходит к идее единичного бытия вещи, явления. Они представляют собой слияниематерии и формы (эйдоса). Материя выступает как возможность и как своего родасубстрат сущего.
Основнымдвигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершинамироздания.[2]
УчениеАристотеля о бытии носит логико-онтологический характер. Аристотель вводит вфилософию понятие «Категории» — основные роды или разряды бытия исоответственно основные роды понятий о бытии, тех общих понятий, без которыхничего не мыслится. Аристотель выделяет 10 таких категорий: сущность, качество,количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, положение.Категория «сущность» является ключевой для онтологии Аристотеля. Одно из Аристотелевскихопределений сущности гласит: «Сущность есть то, что никогда не бываетсказуемым, а всегда только подлежащим. Сущность вещей не может быть отрешена оттого, что она есть сущность».[3] />3.Этика и психология
Основой этики Аристотеляслужит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, егополитику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областьюзнаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросывоспитания хороших граждан и заботы об общем благе.
Аристотель — «прирожденный» интеллектуалист. Для него разум составляет основу познавательнойи всякой иной деятельности человека и его отличительный признак. Аристотельсчитал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признакего жизни и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственнойпрактике преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими знаниямив этой же области, но последних почитают больше, чем первых, подобно тому как «мыи наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чемремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается»Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более онотеоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому «умозрительные» науки вышесозидающих, а теоретическая деятельность выше практической, например,политической.
В древности «этика»(«учение о нравственности») означала жизненную мудрость, «практические» знанияотносительно того, что такое счастью и каковы средства для его достижения.Этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых,душевных качеств, необходимых ему, в первую очередь, в общественной жизни, азатем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизниотдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина внеобщества. Для него человек — существо общественно- политическое. ЭтикаАристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачахгосударства.
Аристотель, рассмотревэтику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человекаответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отвергрелигиозно-мифологическую концепцию, согласно которой «благодействие» илинесчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исключил такжеблагочестие из числа исследуемых добродетелей. Философ ничего не говорит о ролибогов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствуетрелигиозность. Аристотель исследует этические проблема, чтобы помощь людямстать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу,Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель сжеланием, хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит отзнаний, тем не менее, она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, чтохорошо и что плохо, а другое — хотеть следовать хорошему. Добродетели некачества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различаетдиапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностью разума, иэтические — добродетели душевного склада, характера. И те, и другие добродетелине даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель естьнахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между ихизбытком и недостатком, как определить надлежащую середину для каждого из нас?По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью,рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельногочеловека.[4]
Чтобы статьдобродетельным человеком, помимо знания, что есть добро и зло, требуется такжевремя для воспитания характера. Один хороший поступок еще не ведет кдобродетели. Естественно, воспитание лучше всего начинать с детского возраста.Поэтому в сфере воспитания граждан Аристотель отводит большую рользаконодательству и государству.
Говоря о «середине» какотличительном признании добродетели, Аристотель имеет в виду «среднее» вобласти чувств, противопоставляет их порокам. Так, великодушию онпротивопоставляет тщеславие («избыток»), с одной стороны, малодушие(«недостаток») — с другой. Великодушие, следовательно, есть «середина». Мужество- среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедростью, щедрость — междурасточительством и скупостью, скромность — между бесстыдством, наглостью изастенчивостью, робостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум,оно подразумевает свободный выбор между добром и злом. Введя понятие свободноговыбора, Аристотель открывает первую страницу длительного спора о свободнойволе.
Изученияпсихологии Аристотелем попытаемся рассмотреть на примере его книги «О душе».Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал, что сама душа неможет двигаться. Аристотель различал четыре вида движения (изменения): (1)возникновение и уничтожение; (2) качественное изменение, т.е. изменениесвойства; (3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (рост,убыль); (4) перемещение, перемена места. Собственно к движению он относитизменения вида (2)-(4), поскольку изменение вида (1) есть скорее простоизмерение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждаетфилософ, возникновение и уничтожение совершаются относительно сущности; для нееже «нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит».[5]
Так как имеетсячетыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, илинесколько, или все. Если душа движется не привходящим образом, то движениедолжно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь всеназванные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность душизаключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще непривходящим образом.
Если движениеприсуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение ипосторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так жеобстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и отприроды находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действиемпосторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое.Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя поддействием посторонней силы.
Душа естьпричина как-то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Ксущности относится, во-первых, материя, которая сама по себе не естьопределенное нечто; во-вторых, форма или образ, благодаря которым, она уженазывается определенным нечто, и, в-третьих, то, что состоит из материи иформы. Из естественных тел одни наделены жизнью, другие нет. Жизнью мы называемвсякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом. Такимобразом, всякое естественное тело, причастное жизни есть сущность, притомсущность составная.
Но хотя телонаделено жизнью, оно не может быть душой. Ведь тело есть нечто принадлежащеесубстрату. Таким образом, душа есть сущность в смысле формы естественного тела,обладающего в возможности жизнью.
Душа естьсуть бытия и форма (logos) естественного тела, которое в самом себе имеетначало движения и покоя. Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела.Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу. Как частьотносится к части, так сходным образом совокупность ощущений относится ко всемуощущающему телу как ощущающему.
Но живое ввозможности — это не то, что лишено души, а то, что ею обладает. Так же какзрачок и зрение составляют глаз, так и душа и тело составляют живое существо.Душа неотделима от тела.
Человек,занимающий высшее место в природе, отличается от других животных наличиемразума (разумной души). И структура его души, и строение тела соответствуютэтому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличииорганов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии«жизненной теплоты» и т.д. познание выступает деятельностью ощущающей иразумной души человека. Ощущение или восприятие — это изменение, котороепроизводится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего./>4.Политика и экономика
Осуществивграндиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотельразработал оригинальное социально-философское учение. При исследованиисоциально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучшийспособ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичногообразования предметов».[6]
Таким«образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и кполитическому общению. По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е.социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместномусожительству».
Первымрезультатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родителии дети… потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Таквозникло государство. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда,когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, радисовершенной и достаточной для самой себя жизни.
Аристотельбыл сторонником рабовладельческой системы, поэтому его политические исоциологические воззрения проникнуты мыслью о необходимости упрочитьрабовладельческое государство.
Исходя изэтого, он считал, что для одного человека полезно и справедливо быть рабом, длядругого — господином. Вопреки исторической правде, он утверждал, будто бы игосподином и рабом, в их взаимном объединении, руководит общность интересов.
Аристотельсчитал рабство существующим по природе и стремился увековечить господстворабовладельцев над рабами.
Аристотелевскоеопределение раба ярко характеризует классовую природу егосоциально-политических взглядов: «… Кто, по природе, принадлежит не самомусебе, а другому, и при этом все-таки человек, тот, по своей природе, раб.Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком,становится собственностью...». Раба Аристотель считал «говорящим орудием»,принадлежащим господину, который является «общественным животным», членомобщества.[7]
Рабовладельческоегосударство, по Аристотелю, наиболее совершенная форма общения людей. Власть вгосударстве, по его мнению, не должна принадлежать ни богатым, ни бедным, носреднему слою рабовладельцев. «В каждом государстве,— говорил он,— мы встречаемтри класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие всредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность исредина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всеголучше».[8]
Государственныеформы Аристотель делил на «нормальные» (монархия, аристократия и полития) и«ненормальные» (тирания, олигархия, демократия). Наилучшей государственнойформой он признавал «среднюю» — политию.
Наилучшеегосударство – это такое общество, которое достигается через посредствомсреднего между рабовладельцами и рабами элемента, и те государства имеютнаилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеетбольшее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал,что, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бываютвраждебно настроенные элементы. Аристотель советовал наблюдать за правящимилицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личногообогащения.
/>Заключение
Работы Аристотеля,которые подвели итог развитию философских, естественнонаучных и политическихидей в древней Греции, достижениям древнегреческой науки, явились ценнымидокументами той эпохи. Они дали толчок для дальнейшего развития ряда научныхобластей (философии, логике, математике, органике, теории государства). КритикаАристотелем идеализма Платона, передовые материалистические элементыаристотелевской натурофилософии и теории познания, его теории логики, егодиалектика явились великим достижением науки древнего мира.
Аристотель не толькоподвел итог развитию античной мысли до Платона включительно, но и создалсистему знаний и сам стиль научного мышления. Фактически Аристотель разработалпонятийный аппарат, которым философия пользовалась на всем протяжении своейистории до настоящего времени. Широчайший охват всех областей знания, присущийтворчеству Аристотеля, не мог не привести к противоречивости его философскогоучения. Это породило многообразие интерпретаций его философии, основанное невыделении той или иной стороны его учения.

Литература
 
1. СпиркинА.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005, с. 60
2. Философияв вопросах и ответах: учебное пособие/Е.В.Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др.; подред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: Изд-во «Проспект», 2007 г. – с.58-59
3.  «Философия», Учебноепособие для студентов ВУЗов, отв. редактор доктор философских наук В.П.Кохановский., Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1997г.
4.  «Философия», П.В.Алексеев, А.В. Панин; Москва, Издательство
«Проспект», 1996г.
5.  «Философия», подредакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова, Москва, ИздательствоТОН/TONE 1997г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разведение карпа
Реферат Становление и особенности средневековой личности
Реферат Экономические показатели библиотечной работы, их значение для оптимизации деятельности библиотеки
Реферат Автоматизированная система защиты и диагностики парка электродвигателей промышленного предприятия
Реферат Интонация как эффективная единица коммуникативистики
Реферат Программа логического позитивизма. Критерий верификации
Реферат I. выразительность языка и речи 13 §1
Реферат Beowulf Essay Research Paper At 845 am
Реферат Тема дружбы в романе И. С. Тургенева Отцы и дети Базаров и Аркадий
Реферат Романтизм и реализм в творчестве МГорького
Реферат Автоматизация инвестиционных проектов и бизнес-планирования
Реферат Задачи по экономике с решениями
Реферат Никколо Паганини (Paganini)
Реферат по Статистике 9
Реферат 17 февраля 2012 года