Реферат по предмету "Философия"


Философское миропонимание: исходные принципы и категориальные основания

РОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ТЕКСТИЛЬНОЙИ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Контрольная работа
по философии
Тема:“ФИЛОСОФСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ”
 
Вариант 2
Студентки 3 курсаТФТП
Специальность260704
ЧерепановойЕлены Васильевны
Шифр 504009
Тверь 2006

СОДЕРЖАНИЕ
Проблема происхождения и сущности сознания
Уровни и формы сознания
Сознание и бессознательное
Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание
Список литературы

ПРОБЛЕМАПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ СОЗНАНИЯ
 
Сознание — это высшая,свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся вобобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Впринципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания,его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистическойфилософии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма,отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма,допускавшего параллельное существование параллельное существование материальнойи духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив,всякий материализм, претендующий на принципиальную последовательность, снеизбежностью должен был взять на себя задачу объяснить существование материи,обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материикак к причине «самой себя», со всеми своими свойствами.
Основоположникидиалектического материализма (Спиноза, Ф. Энгельс) всегда подчеркивалимировоззренческое значение вопроса о сущности сознания, его роли и месте всистеме мироздания для последовательного проведения принципаматериалистического монизма, т.е. учения о материальном единства мира.
Диалектико-материалистическаяфилософия формирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений,психики, человеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибутивностисознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание какнеобходимое следствие развертывания содержащихся в самом основании материивозможностей.
Эта концепция развитиясознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.

УРОВНИ И ФОРМЫ СОЗНАНИЯ
Все миры и формы в высшемразуме существуют всегда на разных его уровнях (это видно по окружающему насмиру — все, что мы пока познали). Человек рождается не в пустом мире, всесуществует до него, он познает то, что есть и открывает новое. Человечествопланеты зарождается не в пустой вселенной, все миры существуют до него, онопознает свою планету и открывает новое. И именно на этом уровне, сейчас, вформе человека, сознание начинает осознавать себя разумом, именно сейчас, наэтом уровне в форме человека, его сознанию открываются тайны мироздания. Именнос этого уровня, с формы человека движение сознания по пути к совершенствустановится осознанным. Путь к совершенству бесконечен, совершенствуется не толькосознание, но и формы и миры.
Дэвид Хаукинс(David R. Hawkins) в своей книге “Силапротив Насилия” (Power vs. Force) описал иерархию уровней человеческого сознания. Это оченьинтересный подход. Вот эти уровни, снизу вверх: позор, вина, апатия, горе, страх,желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие,интеллект, любовь, радость, мир, просветление.
Позор (shame) — один шаг до смерти.Вероятно здесь человек обдумывает самоубийство. Или человек — серийный убийца.Другими словами — это ненависть, направленная на себя.
Вина (guilt) — на уровень вышепозора, но могут быть мысли о самоубийстве. Человек думает о себе как огрешнике, и не может простить себе прошлые поступки.
Апатия (apathy) — ощущение безнадёжностиили мучение себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомныезастряли на этом уровне.
Горе (grief) — уровень бесконечнойгрусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека.
Страх (fear) — мир кажется опасным иненадёжным. Паранойя. Обычно нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем.
Желание (desire) — ещё не обременённыйпостановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек истрасти — к деньгам, одобрению, силе, славе и т.д.
Гнев (anger) — уровеньразочарований, часто из-за не возможности исполнить желания, рождённых напредыдущем уровне.
Гордость (pride) — первый уровень, когдачеловек начинает чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит отвнешней среды (деньги, престиж) и поэтому уязвимо. Гордость может привести кнационализму, расизму и религиозным войнам.
Храбрость (courage) — первый уровеньнастоящий силы. Здесь человек начинает видеть, что жизнь полна испытаний исовсем не подавляет. Намёк на интерес к личному развитию.
Нейтралитет (neutrality) — его можно описатьфразой “живи сам и дай жить другому”. Гибкая, расслабленная и необременённаяжизнь. Человек чувствует себя безопасно и хорошо уживается с людьми. Этоуровень удовлетворённости и лени. Человек заботится о своих нуждах, но ненапрягается.
Готовность (willingness) — человек чувствуетсебя безопасно и комфортно, начинает использовать свою энергию болееэффективно. Это — уровень развития воли и дисциплины.
Принятие (acceptance) — уровень постановки идостижения целей. Человек начинает принимать (брать на себя) ответственность засвою роль в этом мире, более чётко видит полную картину своей жизни.
Интеллект (reason) — на этом уровнечеловек переступает эмоциональные аспекты низших уровней и начинает мыслитьясно и рационально, уровень медицины и науки. Человек смотрит вокруг и начинаетзаниматься значительными для мира делами. В своём пределе это уровень Эйнштейнаи Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за своюжизнь.
Любовь (love) — это безусловнаялюбовь, постоянное понимания своей связи со всем что существует. Это уровеньпробуждения для своего истинного предназначения, пожизненного служениячеловечеству.
Радость (joy) — чувство проникающегои непоколебимого счастья. На этом уровне человек чувствует себя потрясающе,просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией исовпадениями. События, близкие к смерти, могут временно поднять на этотуровень.
Мир (peace) — полнаятрансцендентность. Этого уровня достигает один из 10 миллионов.
Просветление (enlightenment) — высший уровеньчеловеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Этоуровень Кришны, Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могутповысить твоё сознание.
Эта моделькажется стоящей того, чтобы о ней задуматься. Не только людей, но и объекты,события и даже целые сообщества можно оценить по этим уровням. Переход накаждый следующий уровень может быть чрезвычайно сложным; с большинством людейэто не происходит за всю их жизнь. Перемена всего лишь на один уровень может вкорне поменять всё в жизни.
Сознаниесуществует в 2 формах — общественное и индивидуальное. Общественное сознание — осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающейдействительности. Оно порождается общественным бытием, но может обратно влиятьна него. Формируется оно с учетом вида материального производства, котороепридаёт цельность, связь и непрерывность мировой истории.
Формыобщественного сознания представляют собой различные способы духовного освоениядействительности:
1)Политическое — совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов ипредставлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшеевлияние на другие формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику.
2)Право — совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством.
3)Мораль — совокупность норм поведения, не установленных государством (традиции,общественное мнение, авторитет всего общества)
4)Художественное — духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагиваеткакие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие илинеудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)
5)Религиозное — религиозные верования в духовной жизни общества.
6)Наука — научные представления.
 
СОЗНАНИЕИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
 
Сознание — форма отраженияобъективной действительности в психике человека. Характеризуется тем, что вкачестве промежуточного фактора выступают элементы общественно–историческойпрактики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходныйисточник практики — это совместно осуществляемый труд.
Бессознательное — психические процессы,в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательнымоказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.Еще И.Ф. Гербарт (1776–1841), немецкий философ, психолог и педагог,основоположник эмпирической психологии в Германии, выделял в сознании триобласти: ясного сознания, „просто“ сознания и бессознательного, между которымисуществуют переходы („пороги“). С его точки зрения, возможен переходпредставлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представленияи количества связей данного представления с прошлым опытом, а также — обратныйпереход представления в область бессознательного, получивший название„вытеснения“.
Экспериментальнаяразработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом (1856–1939),австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа,который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдаетсебе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счетдействия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляетсяв сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала,полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действийбольного, создал трехчленную энергетическую структуру личности (сознание,предсознательное и бессознательное).
Наэтой основе Ш. Ференци ввел очень важное понятие интроекции. Это —включение (через идентификацию) в структуру Я элементов внешнего мира(взглядов, установок, мотивов) для перенесения на них эмоциональныхпереживаний.
Вдальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено.
Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:
 — неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу ихсоциальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
 — поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычнойситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
 — подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации неосознается.
Подпороговоевосприятие— форма предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. Вработах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, чтовыработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители. 
СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО.САМОСОЗНАНИЕ
Одной изпредпосылок возникновения языка на биологическом уровне явилисьсуществующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярныеи звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужилибиологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие трудаспособствовало тесному сплочению членов общества. У людей появиласьнеобходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган — соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.Физиологический механизм образования речи — условно-рефлекторный: произносимыев той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу ссоответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениямисознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образовпредметов, их свойств и отношений.
Сущностьязыка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средствообщения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысльпредставляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть нивыражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной,чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания изначения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения,обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средстваобщения.
Но язык нетолько средство общения, но и орудие мышления, средство выражения иоформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потомувыразить и усвоить мысль, значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когдамы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнениеязыком этой своей функции обеспечивается тем, что слово — это знак особогорода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствахобозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака — представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, языквыполняет роль инструмента накопления знаний, развития сознания. Вязыковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальноебытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.
Язык исознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: егоисторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том жеобъекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка неявляется абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями сдействительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стильмышления.
Состояние проблемы соотношениямышления и языка еще далеко до завершения, оносодержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Сознание — одно из основныхпонятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеальноговоспроизведения действительности
Идеальное – это
1) нечто существующее нев действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого всознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному;
2) результат процесса идеализации— абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальныйгаз, точка, абсолютно чёрное тело;
3) нечто совершенное,соответствующее идеалу.
Многообразные концепцииидеального тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактуетидеальное как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, ине может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различныхсистемах идеалистического мировоззрения идеальное истолковывается в видеизначальных нематериальных сущностей — «идей» как прообразов всех вещей(объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духаили мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особойсубстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виденепосредственных данностей индивидуального сознания, превращенных в нечтопервичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей изначений (современный критический реализм и феноменология).
Домарксовскийматериализм, критикуя представления об идеальном как особой субстанции,противостоящей материальному миру, истолковывал идеальное как функцию особымобразом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма втрактовке заключалась в том, что он рассматривал идеальное как продуктпассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.
По характеристике К.Маркса «… идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное вчеловеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 23, с. 21). Диалектический материализм исходит из пониманияидеального, как явления общественно-исторического по своей природе ипроисхождению и рассматривает его прежде всего как отражение предметного,материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективнойдействительности, опосредствованный социальной практикой. Оно представляет собой,таким образом, определённый аспект человеческого сознания, характеризующийспецифический способ его бытия, несводимость его к каким-либо материальнымпроцессам и явлениям (физическим, физиологическим и т.п.)
Наконец, важнейшейсоставляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание- своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание- это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий,своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единойличности.
Самосознание- исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточновысокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является ипродуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываютсяпримерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделитьтри уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарномуосознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей.Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, нои имеет возможности свободно ориентироваться в нем.
Второйуровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому илииному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокийуровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такогообразования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременнонеповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нестиответственность за них, что предполагает необходимость и возможность, какконтроля своих действий, так и их самооценки. Таким образом, самосознаниехарактеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом«Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основечувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом самоосознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь черезсопоставление себя с другими людьми.
Это лишнийраз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходеколлективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуетсядвумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первоесвойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления,мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечитьнацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же — это такая сторонасамосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явленияхи формах.
В ходерефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя сидеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняяопределенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны иошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательногоотношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своихсамооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не тольковозникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но ипостоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширениямежличностных отношений.
В заключениерассмотрения темынеобходимо резюмировать все вышесказанное и подвестинекоторые итоги. Итак:
1)Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оносвязано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактнымипонятиями.
2)“Ядром”сознания, способом его существования является знание.
3)Формированиесознания связано с возникновением труда.
4)Необходимостьтруда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающеевлияние на становление человеческого сознания.
5)Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга.
6)Сознаниеобладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оноактивно.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Шорохова Е. В.,Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961;
2. Басеин Ф. В., Проблемабессознательного, М., 1968;
3. Сеченов И. М.,Избранные философские и психологические произведения, М., 1947;
4. Фрейд З.,Психология бессознательного, изд. М., 1990
5. ПономаревЯ. А., Проблема идеального, «ВФ», 1964, № 8;
6. МеграбянА. А., О природе индивидуального С, Ереван, 1959;
7. Учебник для ВУЗов/ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет червячной передачи
Реферат Развитие туризма в Украине
Реферат Українські легенди про "Триблаженне древо", смерть Адама та главу його
Реферат Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно познавательной мотивации младших
Реферат Развитие туризма в Венгрии
Реферат Слободские люди
Реферат Расчет конкурентоспособности туристского предприятия
Реферат Меры защиты от прямого и косвенного прикосновения к токоведущим частям
Реферат Хронічне отруєння етиловим спиртом
Реферат Развитие делового туризма в г. Кстово
Реферат Розвиток силових здібностей школярів у різні вікові періоди
Реферат Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий
Реферат СЕЗАР ФРАНК (Franck)
Реферат Роль и значение Всемирной туристской организации (WTO)
Реферат Рекреаційно-туристичне вивчення Італії