Контрольная работа по философии
Студента ОЗО естественно-географического
Факультета специальность-биология
Базарнова Александра
На тему: «Философские идеи как основания учений (несколькихизвестных педагогов, представителей различных направлений) о воспитании иобразовании.»
ПЛАН.
1.Введение.
2.Философские идеи И.Г.Песталоцци.
3.Философские идеи И.Канта.
4.Философские идеи Д.В.Шеллиана.
5.Философские идеи И.Д.Ирбарта.
6.Литература.
1.Воспитаниекак особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около40 тыс. лет назад.
На протяжении тысячелетий оно было объективной потребностьювключения детей в различные виды труда и развития у них навыков взаимодействияс другими людьми.
Накапливающиесязнания о воспитании детей, передаваясь из поколения в поколение, оформлялись вопределенную систему взглядов.
Главнымифилософскими идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о гармоничномразвитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному,физическому, умственному совершенствованию.
Рассмотримфилософские идеи, которые действовали на развитие педагогики, таких педагогов-философов,как Песталоцци, Канта, Шеллиана, Ирбарта.
2.ГенрихПесталоцци родился в Цюрихе в 1746г. в семье врача. Рано потерял своего отца иоказался под влиянием своей матери. В ранние годы увлекался произведениямиРуссо. В Нейгофе организовал учреждение для бедных; в котором намеревалсясоединить обучение с производственным трудом.
Последующиегоды Песталоцци как участник преобразовательного движения посвятиллитературному труду. В это время он написал много статей по вопросамвоспитания, основная мысль которых - преобразование общества должно осуществиться путем нового воспитания,которое преобразило бы народ.
УмерПесталоцци в 1827г.. Он прочно утвердил вечный принцип воспитания, состоящий вгармоническом развитии человеческой природы в ее лучших сторонах, установилразвитие народа на твердой народной почве, сообразно с его нуждами ипотребностями.
Онвступил в упорную борьбу против материализма, в каком бы виде он ни являлся — грубом или утонченном, против тупого эгоизма, против утилитаризма, защищал отних вечные идеалы человеческой жизни в ее нравственном смысле и неотступноработая для общего блага, для правильного, единственного развития человека.
Песталоцциверно и глубоко понял образовательное влияние женщины в семье и обществе.
Весьпорядок природы в образовании человечества заключается в силе укрепления иприменения своих знаний, своих дарований и вообще своих способностей. Всякоепознание, по мнению Песталоцци, должно исходить из созерцания, из чувственногознакомства с внешними предметами, из возбуждения и создания собственныхвпечатлений. Но это созерцание вовсе не есть пассивное подчинение, а, напротив,самодеятельное восприятие. Как только чувства получили первые впечатления, уженачинается развитие человеческих способностей.
Кромезнаний и убеждений, человек нуждается еще в уменье, обладание которым приводитего к внутреннему довольству собой. Развитие умения имеет существенноезначение.
Такимобразом, формирование или, предполагающих эти умения, покоится на прочномпервоначальном механизме, на общих началах искусства, последовательноевыполнение которых предполагает детям необходимые образовательные упражнения.
РелигиюПесталоцци ставил высоко, прилично высокому воспитательному значению. По егоубеждению, в христианстве заключается вся нравственность, и потому оно естьпринадлежность каждой отдельной личности. Оно не терпит насилия.
Песталоццисчитал, что религиозность человека гораздо менее зависит от заученных текстов иизречений, чем от влияния на ребенка благочестивой матери и жермческого отца.
Религиозноевоспитание должно также начинаться вместе с рождением ребенка, и находитсяпреимущественно в руках матери.
Таковыосновные философские идеи Песталоцци.
3.ИммануилКант родился в Кенигсберге в 1724г. Вступив 16 лет в университет, он изучалпреимущественно философию, математику, теологию. В 1775г. он сделалсяприват-доцентом при университете, читал лекции по логике, физике, математике.Умер Кант в 1804г.
Философскиеидеи Канта можно определить следующим образом. Эмпиризм в своем крайнемразвитии—материализме приписал личности роль чисто пассивную; крайний идеализм,напротив того, приписал ей роль чистой, абсолютно свободной деятельности. Помнению Канта, личность свободна и самозаконна, она есть безусловныйзаконодатель для самого себя, какличность практическая, но она восприимчива и ограничена сферой опыта, какличность теоретическая.
ФилософияКанта, исторгнув дело воспитания из сферы одного внешнего опыта—грубогочувственного эмпиризма, перенесла их в область эмпирической психологии итребовала согласного с природой развития всех способностей с помощьюцелесообразных средств. Она уничтожила в педагогике утилитарный принцип.
Воспитание,по словам Канта, имеет своей задачей—образовать человека для того, чтобы онисполнял цель своего бытия. Различие частных целей обуславливает различиеотраслей воспитания. Общая и безусловная цель—моральная. Она осуществляетсянравственностью, техническая цель—ловкостью, а практическая—благоразумием. Детидолжны воспитываться не для настоящего, а для будущего. Под воспитанием, кромесобственного образования, надо разуметь попечение, дисциплину и обучение.
Впервом отношении надо насколько возможно ближе следовать природе, наблюдать,чтобы дети не употребляли своих сил на что-нибудь вредное. Впрочем, попечениене должно стеснять раннее развитие органов движения и чувств, чтобы дитяприобрело силу, ловкость, проворство. Дисциплина должна предостерегать, чтобыгрубые инстинкты не отталкивали человека от его назначения, не удалили его отчеловечества; она должна облагораживать в человеке его животную природу,подчинять ребенка известным законам и дать ему почувствовать их обязательнуюсилу. Преподавание должно снабдить ученика уменьем и сведениями, необходимымидля каждого человека и потом уже для известного призвания; считая главным своимпредметом, развитие ума, обучение имеет ввиду также и образование всего человека.
4.Фридрих-ВильгельмШеллинг родился в 1775г., умер в 1854г. Он получил образование в теологическойсеминарии в Тюбингене и уже в 18-ом году выступил на учено-литературномпоприще. По окончании курса он отправился в Лейпциг в качестве домашнего наставника,читая лекции в Берлине.
Напедагогику философия Шеллинга оказала влияние в том отношении, что отверглавозможность познания человеческой природы без содействия науки. Отдельноерассматривание данного человека она считает пустой отвлеченностью, потому чтожизнь отдельного человека не может быть отделена от жизни целого человечества,но именно в ней и имеет главным образом сое истинное средоточение. Вследствиеэтого, философия Шеллинга указывает эмпирической психологии кантовской школы наее должные границы и основной целью воспитания признает такое развитие, котороесодействует проявлению идеи всего человечества в каждом отдельном человеке.
Врожденноечеловеку стремление к деятельности должно возбуждать, усиливать и сделатьнаслаждением. Воспитывать человека к самостоятельности, образовывать его дух спервого момента его пробуждения и направлять воспитание так, чтобы оно вело ксправедливости и любви к людям.
Ступениразвития этой жизни в ее христианско-философском, а не вконфессионально-догматическом смысле.
5.Иоганн-ФридрихИрбарт родился в Ольденбурге в 1776г., былпрофессором философии и психологии в Кенигсберге, где и умер в 1841г.
Отличиегербартовской философии от большей части других систем состоит именно в том,что она не делает своим принципом какую-нибудь идею разума, но полагает своейзадачей критическое исследование и обработку субъективного познания.
Основаниефилософии есть опытное познание. Не мышление должно управлять опытнымипонятиями, но само должно управляться ими.
Всявоспитательная деятельность распадается на управление, обучение и дисциплину.
Повзгляду Ирбарта, человеческий дух есть как бы механизм, составленный изпредставлений, и поэтому воспитывать значит только давать и отнимать.
Воляи ее деятельность почти вовсе не объяснимы. Человек может сделаться илибессловесным животным, или олицетворенным разумом и беспрерывно образуетсяобстоятельствами, нуждаясь только в таком воспитании, которое сообщило бы емуправильную форму.
Ктаким положениям, противоречащим опыт, он должен был перейти потому, чтоумозрение смешивал с опытом и нередко отступал от эмпирических методов.
ВлияниеИрбарта на развитие западной педагогики было заметно. Нашли поддержку и егоидеи о педагогике как научной дисциплине, о развитии многостороннего интереса, о воспитывающем обучении.
6.Список использованной литературы:
1.БлинниковА.В. «Краткий словарь философов» — М.,1994.
2.«Великие мыслители Запада» — М.,1999.
3.МодзалевскийЛ.Н. «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней». –СПБ.,2000.
4.ЛатышинаД.И. «История педагогики». – М.,2003
5.ПесталоцциИ.Г. «Избранные педагогические произведения.» — М.,1983.