Реферат по предмету "Философия"


Философы нашей эры

410-485гг
Прокл
Родился в Константинополе, умер в Афинах; глава афинской школы неоплатонизма. Проклу принадлежит диалектическая идея триадичности. За свое стремление уложить содержание античной мифологии в единую философскую схему Прокл характеризуется в историко-философской литературе как систематизатор язычества, схоласт эллинизма. Исходя из мысли Платона, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл признавал три ступени развития: пребывание, устремление вперед, обратное устремление. Развитие по Проклу происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему оно создает другое, само не изменяясь. Главные сочинения Прокла: “Теологическая первооснова” и “О теологии Платона”.
Около 800-879гг
Аль-Кинди
Арабский философ, астролог, математик и врач, основатель арабско-аристотелевской философии, получил почетное имя “философа арабов”. Аль-Кинди написал комментарии к сочинениям Аристотеля (“Органон” и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу своего мировоззрения Аль-Кинди положил идею всеобщей причинной связи, в силу которой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяет как в зеркале познать в ней свою Вселенную.
980-1037гг
Ибн-Сина Абу Али или Авицена
Средневековый таджикский философ, врач и энциклопедический ученый. В своем философском учении сохраняет материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля, в некоторых вопросах отступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. Ибн-Сина самостоятельно развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и выступал против астрологических и иных суеверий. Основное сочинение – “Данишмамэ” (“Книга знания”) – содержит сжатое изложение логических и физических взглядов Ибн-Сины.
1033-1109гг
Ансельм Кентерберийский
Средневековый богослов и философ, представитель ранней схоластики. Ансельм утверждал, что вера должна предшествовать знанию: следует “верить, чтобы понимать”, но вера может быть “рационально” обоснована. В споре об универсалиях придерживался крайнего реализма. Он развил так называемое “онтологическое доказательство бытия богов”. В качестве архиепископа кентерберийского настойчиво проводил политику, направленную на возвышение католической церкви.
1126-1198гг
Ибн-Рашд или Ибн-Рушд, Мохаммед, Аверроэс
Средневековый арабский философ и ученый, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, Ибн-Рашд развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Он доказывал вечность и несотворенность материи и движения, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. Ибн-Рашд обосновал учение о двойственности истины (учении о взаимной независимости истин философии и богословия). Ибн-Рашд подверг острой критике мистицизм мусульманского теолога Аль-Газали. Комментарии Ибн-Рашда к сочинениям Аристотеля сыграли большую роль в ознакомлении европейских философов с античной философией. Учение Аверроэса – аверроизм – жестоко преследовалось мусульманской ортодоксией.
1130-1200гг.
Чжу Си
Китайский философ, видный представитель неоконфуцианской школы эпохи Сун (960-1275гг). Под влиянием буддизма и даосизма сунское неоконфуцианство обратилось к разработке метафизических проблем. Учение Чжу Си носит ярко выраженный идеалистический характер. В нем были систематизированы идеи конфуцианства. Идеальная субстанция не лишена формы и качеств, она недоступна чувствительному восприятию. “Великий предел” порождает силу движения ян и силу покоя инь. Происходит постоянная смена движения и покоя. В этом процессе образуются пять материальных первоэлементов мира: вода, огонь, дерево, металл, земля. Первичным Чжу Си считал идеальное начало ли, вторичным – материальное начало ци. Си решительно отстаивал этико-политическое учение конфуцианства. Врожденную силу природы человека он выводил из идеального начала Ли. Основой общественной жизни Чжу Си считал строжайшее выполнение конфуцианских этико-политических установок. Позднее канонизированное учение Чжу Си явилось основой традиционной системы образования.
Ум. ок.1349г
Оккам Уильям
Средневековый английский теолог и философ-схоласт, преподаватель Оксфорского Университета, крупнейший представитель номинализма. Идеолог светских феодалов в борьбе против папских притязаний на мировое господство католической церкви. Наряду с Д. Скоттом один из лидеров схоластической оппозиции томизму. Стомизм – ведущее направление в католической философии. Оккам утверждал, что бытие Бога и другие религиозные догматы не могут быть доказаны с помощью разума и основаны исключительно на вере. Поэтому философия должна освободиться от теологии.
1401-1464гг
Николай Кузанский (Николай Кребс или Крипорс)
Немецкий философ, ученый и богослов времени перехода от схоластики к гуманизму и к новой науке раннего капиталистического общества. Под влиянием неоплатонизма переработал понятия христианской философии в учение о Боге как о максимуме бытия, стоящем выше противоположностей, в которых ограниченный рассудок мыслит о вещах природы. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего и наибольшего, единого и множественного и т.д. Учение Николая Кузанского с основным для него тезисом о совпадении противоположностей в Боге заключает в себе ряд теодотворных идей: критика, ограниченности рассудочных противоположностей, методологическое значение математических понятий для познания природы, предвосхищение последующего понятия о бесконечно малых величинах, постановка вопроса о границах применения закона противоречия в математическом познании и т.п. Сочинения Николая Кузанского: “Об ученом незнании” (1140), “О происхождении” (1447) и др.
1508-1588гг
Телезио Бернардино
Итальянский натурофилософ эпохи Возрождения, материалист. Главное произведение – “О природе вещей согласно их собственнымпринципам” (1565) Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как главного источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогического метода, характерного для схоластики. Телезио – один из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Телезио исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (таким образом исключая пустоту), столь же извечное начало, как и Бог. Телезио придерживался шлозоистических идей (шлозоизм – учение, по которому жизнь и чувствительность присущи всем вещам в природе. Это учение приписывает способность ощущения и мышления всем формам материи). Развитая Телезио система космологических воззрений сводилась к идее, согласно которой тепло и холод, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод на Земле.
1541-1603гг
Шаррон Пьер
Французский философ, прославившийся своими скептическими взглядами, близкими к воззрениям Монтеня и изложенным главным образом в сочинении “О мудрости” (1601). Шаррон считал, что мы не можем гарантировать истинность какой-либо из форм религии, т.к. последняя не присуща человеку от природы, а формируется под воздействием воспитания и окружающих условий. Первичным в человеке является только нравственность. Поэтому религия зависит от нравственности. Следовательно, надо жить по изначальным нравственным законам, а исповедовать ту религию, которая поддерживается властью. Свои скептические антирелигиозные мысли Шаррон прикрывал формальным признанием ортодоксальной религии. Трактат “О мудрости” является причиной обвинения Шаррона со стороны богословов в неверии.
1561-1626гг
Бэкон Фрэнсис
Английский философ, основатель материализма и экпериментирующей науки нового времени. Автор знаменитого трактата “Новый Органон” (1620), в котором развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличиватьвласть человека над природой, Бэкон считал, что движение этой цели возможно только для нации, постигающей истинные причины явлений. Поэтому он выступал против схоластики. Предшествующая наука страдала либо “догматизмом”, т.к. ученый выводил систему положений из собственных понятий, либо “эмпиризмом”, т.к. он стремился лишь к собиранию неосмысленных фактов. Таким образом, по отношению ко всему предшествующему знанию Бэкон требует занять скептическую позицию. Но Бэкон признает возможность достоверного знания, однако для достижения истины считает необходимой реформу метода. Первым шагом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих заблуждений (идолов). Часть этих заблуждений порождается склонностями ума, присущими всему человеческому роду, часть – склонностями, свойственными отдельным группам ученых и даже отдельным лицам, часть - коренится в несовершенстве и неточности языка и, наконец, часть – в некритическом усвоении чужих мнений. После устранения ложных воззрений возможен переход к истинному методу новой науки. По Бэкону, эта наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками ее выводов “средствами аксиомали” будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения или индукции. Предпосылку индукции образует аналитическое понимание эксперимента. В своей теории индукции Бэкон впервые указал на значение “отрицательных инстанций”, т.е. подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра, как недостаточно обоснованного. В развитии философского материализма Бэкон, во-первых, восстановил материалистическую традицию, и произвел – под этим углом зрения – переоценку философских учений прошлого, возвысив ранний греческий материализм. Во-вторых, Бэкон выработал собственное материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу – как на совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлимым свойством материи является движение, не ограничивающееся у Бэкона механическим перемещением (он насчитывал 19 видов движения). Все эти воззрения Бэкона отражают новые потребности и запросы, которые в Англии в эпоху первоначально капиталистического накопления предъявлялись науке.
1575-1624гг
Бёме Якоб
Немецкий философ-пантеист, сохранивший тесную связь с теологией. Свою диалектическую догадку о противоречивой природе вещей и мира в целом он выражал языком поэтических образов и символами, позаимствованными из христианства, астрологии, алхимии и каббалы. В его сочинениях простое переложение библейских мифов, одухотворенное силой религиозной мечты, перемежается с глубокими наблюдениями. По Беме, бог и природа едины, вне природы ничего нет. Во всем содержится противоречие, даже в боге заключено добро и зло. В этом раздвоении Беме видел источник развития мира. Основное произведение Беме “Аврора или утренняя заря в восхождении...” (1612) было осуждено, как еретическое. Идеи Беме оказали влияние на последующее развитие немецкой философии (Гаман, Гегель, Шеллинг и др.)
1588-1679 гг.
Гоббс Томас
Английский философ – материалист; во время английской буржуазной революции эмигрировал в Париж, где написал свои главные произведения – “Философские учения о гражданине” (1642) и “Левиафон” (1651). В 1652 вернулся в Англию. Гоббс развивал учение механического материализма, систематизировал материализм Бэкона. Мир, по Гоббсу, совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Гоббс сводит также духовную жизнь животных и человека. Они – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Гоббс выводит: 1) отрицание существования души как особых субстанций; 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции; 3) утверждение, что вера в бога только плод воображения.
Гоббс отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей. Вучении о знании критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знания единичных фактов, дает лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможности достоверного общего знания, обусловленного языком, т.е. способностью имен становиться знаками общих идей. В учении о праве и о государстве Гоббс отбросил теории божественного установления общества и защищал теорию общественного договора.
1596-1650гг.
Декарт Рене
Французский философ, математик, физик, физиолог. Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт – один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, обуславливающей строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза способствовала будущим успехам диалектики природы, хотя сам Декарт понимал развитие еще механически. В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением или с пространством: только протяжение не зависит от субъективности и обусловлено необходимыми свойствами телесной субстанции. В материалистическую физику Декарта вторгается дуализм: общая причина движения, по Декарту, бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. Также дуалистично учение Декарта о человеке; в человеке по Декарту, реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с ваяющей и мыслящей душой. По Декарту, разнородное тело и душа, взаимодействуют по средствам особого органа – шишковидной железы. В физиологии Декарт установил схему двигательных реакций представляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. В отличие от тела, сущность души по Декарту, в мышлении. В животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании . Это сомнение – не убеждение в непознаваемости всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Таким началом Декарт считал положение “мыслю, следовательно, существую”. Исходя из этого тезиса, Декарт пытался вывести так же существование бога, а затем убеждение в реальности внешнего мира. В учении о познании мира Декарт – родоночальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания. Т.к. всеобщий и необходимый характер математического знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума, то Декарт отвел в процессе познания исключительную роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях ( к числу таких идей относил идею бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны материализма. Материалистическое в основе учение о природе, теория развития природы, материалистическая физиология, враждебный богословию механический метод обусловили влияние Декарта на образование материалистического мировоззрения нового времени. Основные работы: “Рассуждение о методе” (1637) “Начало философии” (1644).
1632-1704гг.
Локк Джон
Английский философ-материалист. В основном труде “Опыто человеческом разуме” (1690) развил теорию познания материалистического эмпиризма, осложненного влиянием номинализма Гоббса и рационализма Декарта. Отвергнув учение Декарта о врожденных идеях, Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи ощущения) или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах либо первичные, либо вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущения и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечения (абстракции). Посредством этой деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Условием возможности общего знания Локк, как и Гоббс, считает язык. Определив знание, как восприятие соответствия (или несоответствия) двух идей друг другу, Локк считает достоверным все умозрительное знание, т.е. усмотрение соответствия идей посредством разума. Опытное знание только вероятно, в нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. На чувства опирается наше убеждение в существовании внешних предметов. Этот вид знания (“сенситивный”) Локк ставит выше простой вероятности, но ниже достоверности умозрительного знания. Несмотря на убеждение в известной ограниченности нашей способности познания субстанций, материальных и тем более духовных, Локка нельзя считать агностиком: по Локку, наша задача знать все, а не только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. В учении о государственной власти и о праве Локк развивает идею о переходе от естественного к гражданскому состоянию и к формам государственного управления. По Локку, цель государственности приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может быть произвольной. У Локка она делится на 1)законодательную; 2) исполнительную; 3) союзную, федеративную. Историческое влияние философии Локка велико. Мысль согласно которой сами люди должны изменить существующий общественный порядок, если при нем личность на может получить надлежащего воспитания и развития, имела большое значение для оправдания буржуазной революции. От Локка ведет свое начало одно из направлений французского материализма.
Проведенное Локком различение первичных и вторичных качеств использовали идеалист Беркли и агностик Юм.
1685-1753гг
Беркли Джордж
Английский философ, субъективный идеалист. Основной труд – “Трактат о началах человеческого знания” (1710). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущения), Беркли пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. По Беркли, идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и может порождать идеи. Стремясь избежать солипсизма, Беркли признает множественность духовных субстанций, а также существование”бесконечного духа”, бога. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Позже переходит на близкое неоплатонизму объективно-идеалистические позиции, признав вечное существование идей в уме бога. С целью опровергнуть атеизм и материализм Беркли подвергает критике понятие материи как внутреннее противоречивое и бесполезное для познания. Основа берклианской критики материи – идеалистический номинализм. Беркли отвергает локковскую теорию первичных качеств, объявляя все качества субъективными. Отрицая мировоззренческое значение науки, Беркли считал задачей ученого “научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами”. С этих позиций Беркли отвергает ньютоновскую теорию абсолютного пространства, выступает против ньютоновской теории тяготения, считая ее учением о естественной причине движения материальных тел, тогда как сам Беркли признавал активность лишь духовной субстанции. Отрицательно относился к сознанному Лейбницем и Ньютоном исчислению бесконечно малых, поскольку признание бесконечной делимости “реального пространства” противоречило основному выводу философии Беркли. Со 2-ой половины 19 в. начинается оживление философии Беркли и заимствование ее многими школами идеализма; имманентной школы, эмпириокритицизмом, прагматизмом.
1679-1754гг
Вольф Христиан
Немецкий философ – идеалист, просветитель, систематизатор и популяризатор философии Лейбница. Вольф развивал метафизический теологизм, по которому всеобщая связь, гармония бытия объясняются целями, установленными богом. Вольф был также систематизатором и обоснователем схоластики. В основу построения своей системы он положил метод рационалистической дедукции, посредством которого все истины философии сводились к законам формальной логики, у Вольфа к закону противоречия. Во взглядах на общество он отстаивал точки зрения просвещенного абсолютизма. Основная работа – “Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка”. (1712).
1705-1757гг
Гартли Дэвид
Английский медик, философ-материалист, известный своей вибрационной теорией ассоциации идей. Учение Гартли изложено в его основном труде “Размышлении о человеке, его строении, его долге и упованиях”. По Гартли, внешние объекты, воздействуя на органы чувств, вызывают в мозгу вибрации мельчайших частиц вещества. Эти вибрации передаются от одной частицы к другой посредством эфира и являются непосредственной причиной ощущения. Порядок ощущений и их расположение отвергают порядок и расположение внешних импульсов, которые вызывают вибрации. Подчеркивая материальный характер происхождения идей, Гартли вместе с тем не отождествлял механические вибрации с самими идеями, ибо “вибрации телесны, а идеи имеют духовную природу”. Материализм Гартли механический, более того, оноблекался в деистическую форму. Учение Гартли оказало большое влияние на деятельность Пристли и Джемса Милля и послужило одним из источников ассоциативной психологии.
1711-1765гг
Ломоносов Михаил Васильевич
Русский ученый – энциклопедист, основоположник материалистической философии в России. Творчество Ломоносова исключительно разностороннее, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Так же он внес вклад в русскую филологию, историю и поэзию. От Ломоносова идет материалистическая традиция русской философии. Положив в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – “элементов” (атомов), объединенных в “корпускулы” (молекулы), Ломоносов не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея выражена им в законе сохранения вещества и движения (закон сохранения энергии). В работе “Размышления и причине теплоты и холода” (1745) он отвергает понятие теплорода как основного вида теплотворной материи и показывает, что причину тепловых процессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Ломоносова к догадке о том, что разнообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материй. Основными свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Ломоносов считал “первотолчок” одной из причин развития природы, следуя и здесь трактовке механического материализма. В гносиологии Ломоносов стоял на материалистических позициях. Считая источником познания воздействие внешнего мира на органы чувств, он выступал против теории “врожденных” идей и учения о “вторичных качествах”. Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обощениями может привести к истине. В понимании общественных явлений Ломоносов занимал просветительскую точку зрения, считая, что улучшить жизнь общества можно лишь посредством просвещения и совершенствования нравов.
1712-1778гг
Руссо Жан Жак
Руссо прославился как философ, социолог и эстетик, как автор художественных произведений мирового значения, как один из теоретиков педагогики. Главные философские и социологические труды Руссо: “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей”(1755) и “Общественный договор” (1762). В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал бессмертную душу. Руссо учил о материи и уже как двух извечно существующих началах (дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей.
1722-1794гг
Сковорода Григорий Саввич
Украинский просветитель, философ-демократ, поэт. На мировоззрение Сковороды оказало влияние творчество Феофана Прокоповича и Ломоносова. Богословское образование придало его взглядам противоречивый характер. В решении основного вопроса философии Сковорода допускал колебания между материализмом и идеализмом, но во многих проблемах стоял на материалистических позициях. Следуя за Ломоносовым, он пришел к заключению о вечности и бесконечности материи, о господстве в природе закономерных связей, к признанию природы причиной самой себя (“Дружеский разговор о душевном мире” 1775). Дуалистические колебания Сковороды привели его к созданию теории “трех миров”, объемлющих собой все существующее: “макрокосм” (природа), “микрокосм” (человек) и “мир” символов (Библия). Причем каждый из них состоит из двух натур – “внешней” (материальной) и “внутренней” (духовной). Пытаясь преодолеть дуализм своего учения, Сковорода старался снять противоречия между духовным и материальным началами путем объединения понятия “бог” и “природа”, считая их тождественными, что типично для пантеизма. Сковорода признавал беспредельность человеческого познания, но связал исследование природы с необходимостью внутреннего самоанализа и признанием “мира символов”. Сковорода резко критиковал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропагандируя гелиоцентрическое учение Коперника (“Потом змини”, 1791 и др). Этические проповеди самого Сковороды были облечены в религиозную форму, связаны с поисками религии “любви и добродетели”.
1728-1794гг
Козельский Яков Павлович
Русский просветитель, философ. Козельский автор произведений “Философские предложения” (1768) “Рассуждение... о человеческом познании” (1788) “Арифметические предложения...” (1764). Козельский отстаивал материалистические идеи, критиковал средневековую схоластику и мистику. Отделяя философию от богословия, считал, что философия призвана дать “генеральные познания о вещах и делах человеческих”, что она есть “наука испытания причин истинам”. В воззрениях на природу развивал идеи механистического материализма 18 в. Объявляя природу “всеобщей матерью всех вещей”, Козельский доказывал, что мир состоит из четырех материальных стихий, что материя и движение неуничтожимы. В определении отдельных логических категорий у Козельского чувствуется влияние вольфианцев. Исходным началом в теории познания Козельский считал чувственные восприятия, отводя большое место опыту, а также деятельности разума. Все познание делил на историческое , философское и математическое, а добытые людьми истины – на натуральные, нравоучительные и логические. Козельский подверг критике религиозно-мистические стороны вольфианского учения о монадах, о предустановленной гармонии, о непротивлении злу. Козельский критиковал крепостное право, праздность и тунеядство, прославляя труд, скромный образ жизни, гуманное отношение к людям.
1743-1794гг
Кондорсе Жан Антуан
Французский философ-просветитель. Кондорсе критиковал религию с позиций деизма и буржуазного просветительства, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний. В своей главной работе “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и “естественности”. Кондорсе боролся против сословного разделения в защиту политического равенства, требовал уничтожения деспотизма и свободного развития личности. Одновременно считал имущественное неравенство полезным для общества.
1735-1820гг
Робинс Жан Батист Рене
Французский философ-материалист. Основные идейные источники его взглядов – учение Локка и Кондгельяка, испытывал влечение идей Лейбница. Робинс признавал бесконечную в пространстве и времени материальную субстанцию. Разнообразие природы подчинено принципу всеобщего единства и гармонии, что обусловлено причинной связью вещей. В понимании причинности делал уступки юмовской концепции. Робинс – сторонник гилозоизма, элементарными кирпичиками мироздания считал анималькулы – мельчайшие живые существа. Робинс признает существование бога, творящего мир из материальной субстанции. Согласно его теории познания, ощущения – источник знаний, в том числе теоретического познания. Различал три рода познания – ощущение и интуицию, рассуждение, соответственно три типа достоверности – чувственную, демонстративную и интуитивную. Идеи считал копиями объектов , критиковал идеализм Платона; ограничивал чувственное познание внешними явлениями, но убеждение в беспредельности человеческого познания отличает его взгляды от теорий агностицизма. Основные сочинения: “О природе” (1761-1766)
1757-1808гг
Кабанис Пьер Жан Жорт
Французский философ-материалист, просветитель, врач. Кабанис принадлежал к школе французского материализма, примкнувшей к физике Декарта, в противоположность его метафизике. Основной проблемой его философских исследований была физиология. Он считал, что сознание зависит главным образом от физиологических функций человека, от деятельности его внутренних органов. Считая, будто мозг органически “выделяет” мысль, подобно тому как печень вырабатывает желчь. Кабанис считал, что естественные науки являются основой учения об обществе, медицина и физиология призваны изменить нравы общества. Знание строения и деятельности человеческого организма – ключ к пониманию общественных явлений и их изменений. Под конец жизни Кабанис стал виталистом, признавал самостоятельное существование – “Отношение между физической и нравственной природой человека” (1802)
1762-1814гг
Фихте Иоганн Готлиб
Немецкий философ, второй по времени после Канта деятель немецкого классического идеализма. Фихте выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и отмену феодальной раздробленности. Выдвинул значение “практической” философии – вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, но свел “практику” к деятельности одного лишь морального сознания. Предпосылкой “практической” философии считал научно разработанную теоретическую систему – науку о науке – “наукоучение”. В основе “Наукоучения” Фихте (1794) лежит теория субъективного идеализма. Фихте отбросил учение Канта о “вещи в себе” и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Фихтелевское исходное “я”, но и не субстанция вроде субстанции Спинозы, а нравственная деятельность сознания. Из этого мистического исходного “Я” Фихте выводит отдельное “Я”, под которым он понимает не абсолютный, а всего лишь ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое “Я”, которому противостоит – тоже эмпирическая – природа. Отсюда Фихте заключает, что теоретическая философия, положив “Я” и “не-Я”, необходимо противопоставляет их друг другу – в пределах того же исходного абсолютного “Я” - как результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразному методу “полагания” “противополагания” и “синтезирования”, Фихте развил систему категорий бытия и мышления, как теоретических, так и практических. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется “антитетическим” т.к. антитезис собственно не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Фихте признал непосредственное созерцание истины умом, т.е. “интеллектуальную интуицию”. Наряду с основным для Фихте учением субъективного идеализма в его философии налицо колебание в сторону объективного идеализма, усиливающееся в последние годы его жизни. В этике центральным вопросом для Фихте стал вопрос о свободе, интерес к которому был обострен событиями французской буржуазной революции. Подобно Спинозе Фихте видит в свободе не беспричинный акт, но действие, основанное на познании непреложной необходимости. Но в отличие от него Фихте ставит степень свободы, доступную людям, в зависимость не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, к которой принадлежит индивид.
1715-1771гг.
Геловецкий Клод Адриан
Представитель французского материализма 18в.. Основные произведения Геловецкого: “Об уме” (1758) и “О человеке” (1773). Основу философии Геловецкого составил сенсуализм Локка, из которого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Геловецкому, познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Геловецкий считал память, которую определял как “Длящееся, но ослабленное ощущение”. Упрощенно трактуя мышление, Геловецкий понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Но определяющую роль в общественном развитии, по Гельвецкому, играют человеческое сознание и страсть. Геловецкий признавал решающую роль среды в формировании человека, обосновал идею гармонического сочетания личных и общественных интересов, идею равенства умственных способностей.
1775-1854гг
Шеллинг Фридрих Вильгельм
Немецкий философ, третий по времени в плеяде немецких классических идеалистов. Использовав идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес идею развития в понимание природы. В своей “Системе трансцендентального идеализма” (1800) пытался сочетать субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы. По Шеллингу, философия должна дать ответ на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приходит к возникновению сознания и каким образом, наоборот, сознание, которое само по себе есть лишь субъект, становится объектом. На первый вопрос отвечает “философия природы!, на второй – учение “трансцендентального идеализма”. Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте Шеллингг видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил – в философии природы – исследование, для которого первичным является объективное. При этом под субъективным Шеллинг понимает не сознание отдельного мира, а непосредственное созерцание разумом самого предмета, или “интеллектуальную интуицию”. В отличие от Фихте, Шеллинг распространил “интеллектуальую интуицию” на все ступени размышления (“рефлексии”) сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая это учение, Шеллинг примкнул к реакционному крылу романтической школы, для которой интуиция – удел только немногих избранных. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в котором сочетаются в единство душ и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Но открывается этот процесс, по Шеллингу, не познанию, а только вере, и гарантия исторического и нравственного прогресса только в боге. Задуманное как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики, учение Шеллинга свелось к фатализму их полному отрицанию предвидения в истории. От “философии природы” и системы “трансцендентального идеализма” Шеллинг перешел к “философии тождества” - новой форме объективного идеализма. Главной проблемой учения Шеллинга становится идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самопознания тождества. Учение Шеллинга о свободе получило дальнейшее развитие в “Философских исследованиях о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах”(1809) Приблизительно с 1815 Шеллинг перешел к новой – и последней – фазе своего развития: к мистической “философии мифологии и откровения”. Учение этого периода отличается крайним усилением мистических элементов мировоззрения Шеллинга. Теперь Шеллинг отвергает всякую философию, основывающуюся на разуме. Он противопоставляет ей “философию откровения”, которая ищет истину по ту сторону границ разума – в “религиозном опыте”.
1769-1859гг
Гумбольдт Александр Фон
Немецкий философ – материалист, естествоиспытатель, один из основоположников современной географии. Из работ А. Гумбольдта философский интерес представляют: “Картины природы”(1807) “Космос” (1845-1858). Единственной космической субстанцией он считал материю, наделенную внутренней активностью. Оставляя открытым вопрос об источнике движения. Гумбольдт тем не менее пытался преодолеть механическую концепцию движения. Большое значение он придавал союзу науки и материалистической философии. Его естественнонаучные идеи способствовали подрыву метафизических воззрений. Признавая единство сенсуализма и рационализма, Гумбольдт высказывался за поэтическое осмысление действительности, которое по его мнению, делает познание общественно полезным. Сильная сторона гносеологических взглядов Гумбольдта – признание того, что познание возможно на базе эксперементального общения с природой.
1804-1872гг
Фейербах Людвиг
Немецкий философ-материалист и атеист. Характерная особенность материализма Фейербаха – антрополгизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии и выражением идеала революционной буржуазной демократии. Исходным пунктом философской эволюции Фейербаха была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Основное содержание и смысл философии Фейербаха – провозглашение и отстаивание материализма. Но Фейербах рассматривает человека как абстрактного индивида, как чисто биологическое существо. В теории познания Фейербах последовательно проводит точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался рассматривать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Фейербаха применить антропологию общественной жизни. Идеализм Фейербаха особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение и объективирование человеческих свойств и наделение ими сверхъестественного существа. Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью. Достижение его возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям. Мораль, сконструированная Фейербахом, носит абстрактный внеисторический характер и создана по единой мерке для всех времен и народов. Идеи антропологизма Фейербах в явно иделистической интерпретации воспроизводятся некоторыми современными идеалистами. Основные труды: “К критике философии Гегеля” (1839) “Сущность христианства” (1841) “Предварительные тезисы к реформе философии” (1842) “Основы философии будущего” (1843)
1853-1900гг
Соловьев Владимир Сергеевич
Русский философ-идеалист, богослов и поэт. На взгляды Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи буддизма, неоплатонизма и других религиозно-философских систем. Особенно близок Соловьев к славянофилам. Центральной в учении Соловьева является идея о “всеедином сущем”, которое по своей природе безусловно и абсолютно. В конечном счете “всеединое сущее” определяется Соловьевым как сфера божественного, а реальный мир – как ее воплощение. Истина (“всеединое сущее”) не может быть познана ни рационально, ни эмпирически; она постигается, по Соловьеву, лишь “цельным” знанием, основу которого составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета; умственное созерцание (или воображение), дающее истинную идею предмета; творчество (или реализация этой идеи в данных опытах) “Цельное” же знание – синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического научного) знания. Отсюда Соловьев выводит единство теологии, философии и науки и называет его “свободной теософией”. В обществе идея “всеединства”раскрывает себя как добровольный духовный союз или (“свободная теократия”), или церковь, определяющая безусловные цели общества – устроение на земле “царства божьего”, где будут “разрешены” все социальные противоречия. Философия, согласно Соловьеву, имеет своей живой целью рационально оправдать социально-религиозный идеал и поэтому должна быть на службе у теологии. Сочинения: “Критика отвлеченных начал” (1880) “Чтение о богочеловечестве” (1877-1881) “История и будущность теократии” (1885-1887) “Россия и вселенная церковь”(1889) “Оправдание добра” (1897-1899) и другие.
1843-1896гг
Авенариус Рихард
Швейцарский философ – субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма, профессор Цюрихского университета. В центре его философии понятие опыта, в котором якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. Авенариус выступил с критикой материалистической теории познания, определяя ее как интроекцию, т.е. вкладывание внешнего мира в человеческое сознание. Он также отстаивал теорию “принципиальной координации” субъекта и объекта, т.е. зависимость последнего от первого. Основная работа Авенариуса – “Критика чистого опыта” (1888-1890)
1835-1914гг
Пирс Чарлз Сандерс
Американский философ и логик, основатель прагматизма, профессор в Кэмбридже, Балтиморе и Бостоне. В статье “Как сделать наши идеи ясными”(1878) ввел так называемый “принцип Пирса”: значение идеи состоит в ее практических последствиях. Отождествив последние с ощущениями, Пирс встал на позиции берклианства. Понимая науку как “закрепление веры”, Пирс разработал три метода прагматизма: “метод упорства”, “метод авторитета” и “научный метод”, сводящийся к “Принципу Пирса”. В противоречие с субъективно-идеалистической теорией познания Пирс разрабатывал объективно-идеалистическую теорию развития, основанную на принципах “случайности” и “любви” как направляющей силы развития. Своими работами по логике, понимавшейся им как “общая теория знаков”, оказал значительное влияние на математическую логику и современный позитивизм. Основные работы по логике – в области теории вероятностей и логики отношений.
Р. 1889г
Марсель Гариэль
Французский философ и писатель ведущий представитель так называемого католического экзистенциализма, профессор философии в Сорбонне. Его основные работы: “Метафизический дневник” (1925) “Бытие и обладание” (1935) “Люди против человеческого (1951) Из всех экзистенциалистов Марсело стоит ближе всего к учению Кьеркегора. Философия, по Марселю, противостоит науке, которая изучает мир объектов, но не затрагивает экзистенциального опыта, т.е. внутренней духовной жизни личности. Экзистенциальный опыт по своему существу иррационален, содержит “тайны”, в которые “вовлечена личность и служит предметом веры. Именно через экзистенциальный опыт, по Марселю, можно постичь бога, поэтому от рациональных доказательств бытия бога следует отказаться. Этика Марселя строится на католическом учении о предопределении и свободе воли.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Умберто Эко. Имя Розы
Реферат The Scarlet Letter- An Analysis Of Symbolism
Реферат Ideas Of Automobiles Essay Research Paper Ideas
Реферат Healthy Child Development Essay Research Paper The
Реферат America Essay Research Paper America the
Реферат Методологические основы бухгалтерского учета
Реферат Шпора по упавлению педагогической системы
Реферат Поняття, елементи і особливості цивільних правовідносин
Реферат Порядок разрешения коллективных трудовых споров 2
Реферат Tuskegee Syphilis Experiment Essay Research Paper Between
Реферат Эстетика и экология городской среды
Реферат Интерьер и рекламно-информационное оформление магазина
Реферат Определение скоростей и ускорений точек твердого тела при поступательном и вращательном движениях
Реферат Лазеры. Основы устройства и применение их в военной технике
Реферат Государственная молодежная политика и роль органов государственной власти в управлении ее развит