Реферат по предмету "Философия"


Феминизм, как философская проблема

Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации
ГОУ ВПО «Волгоградский государственныйуниверситет»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Реферат
по дисциплине «Философия»
 на тему: «Феминизм как философскаяпроблема»
Выполнила:
студентка группы ДЗ-081
Скоробогатова В.А
Волгоград 2010

Введение
 
В течение очень долгоговремени феминизм существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическоедвижение. Эти два аспекта очень важны для феминизма: именно в поисках ответовна реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма,не удовлетворенные традиционной социальной наукой, стали формулировать свои претензиик рациональному западному знанию и новые теоретико-методологические подходы канализу культуры.
Феминизм привлекает ксебе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество.Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжаютподвергаться критике.

Краткая историяфеминизма и предпосылки его развития
Когда впервые появилисьфеминистские идеи в истории культуры? Есть два ответа на этот вопрос. Рядисследователей считают, что первым феминистом был Платон, именно онвпервые в истории философии стал обсуждать проблему социальной роли женщин вгосударстве. Есть иная точка зрения, согласно которой зарождение феминистскихидей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно тогда былинаписаны первые трактаты Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которыхоткрыто говорилось о подавлении личности женщины в обществе.
Великая Французскаяреволюция провозгласила лозунг свободы, равенства и братства всех людейнезависимо от их происхождения, что активизировало стремление женщин кравноправию. Однако в 1792 г. Олимпия де Гуж написала «Декларацию правженщин и гражданки», т.к. «Декларация прав человека игражданина» была декларацией о правах мужчин. В своей работе она требовалапредоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность заниматьгосударственные посты. К сожалению, Олимпия де Гуж была казнена. Параллельно вАнглии Мэри Уолстоун Крафт публикует книгу «О подчинении женщин». Появлениеданных работ не было случайностью. Очевидно, что зарождение феминистских идейбыло подготовлено целям рядом факторов:
· либеральнойфилософской традицией
(Д. Локк, Ж. Ж. Руссо), врамках которой развивались основы теории прав человека;
· достаточносильным было влияние утопического социализма (Ш. Фурье, Р. Оуэн), именно Оуэну принадлежитизобретение термина «феминизм».
К 60-м гг. XX в. взападном обществе сформировалось три направления феминизма:
o либерально-реформистское;
o социалистическое;
o радикальное.
Либерально-демократическоенаправление видело неравноправие женщин в отсутствии или недостатке в обществегражданских и юридических прав. Способом решения этой проблемы должны бытьсоциально-экономические и юридические реформы. Представители данногонаправления — Бетти Фридан и ее сторонницы по Национальной организации женщин.
Социалистическое течение(Зилла Эйзенстайн, Линда Гордон) синтезировало марксистские и феминистскиевзгляды. Они отстаивали необходимость вычленения из проблем классовых исоциальных собственно женских проблем.
Радикальное направление(Кейт Миллей, Мэри Доили, Кристина Дельфи) обратилось к поискам общих основанийугнетения женщин. Таковым, с их точки зрения, является патриархат — системамужского доминирования над женщинами.
В настоящее время эти тритечения в явном виде не присутствуют, теоретики феминизма выступают за развитиесепаратной (от мужчин) женской культуры; «гуманистический» феминизмнастаивает на признании равноправия мужских и женских интересов в обществе.Появился национальный феминизм, где положение женщины анализируется не только сточки зрения пола, но и через категорию расы и национальности.
ü  Симона де Бовуар — французскийфилософ, положила начало традиции социокультурного подхода к причинамдискриминации женщин в обществе. Она опубликовала работу «Второйпол», где впервые поставила проблему подавления феминного в культуре. Онапоказала, что общество конституирует мужское/мускульное как позитивнуюкультурную норму, а женское/феминное как негативное, как отклонение от нормы,как Другое. Из этой концепции следует, что «различия», культивируемыетрадиционной культурой носят гендерный характер.
ü  Кейт Миллет писала о подавлениифеминного в культуре как основе политики патриархата.
ü  М. Мид доказала, что социальные нормыв обществе относительны, представления о мужском и женском меняются в историидаже одного и того же общества. Следовательно, не биологический пол, асоциокультурные нормы определяют модели поведения, виды деятельности, профессиимужчин и женщин.
Таким образом, помимо биологическогои социального аспектов в анализе проблемы пола можно обнаружить егосоциокультурныйаспект.
Для современногозападного общества характерны мужские ценности: власть, принцип насилия иподавления. Сила и власть постоянно утверждаются через агрессию и экспансию,которые в культуре принято считать «мужскими». При этом женщинаобязана быть слабой, так как иначе невозможен архетип сильного мужчины. Нопорабощая, нельзя самому стать свободным. Поэтому проигрывают все — и мужчины,и женщины. В западной морали доминируют такие ценности, как равенство,индивидуализм, независимость — это атрибуты мужчин. А мягкость,эмоциональность, заботливость — чисто женские качества. В культуре мужское иженское существуют как элементы культурно-символических рядов.
В социокультурном аспектесодержатся неявные ценностные установки, согласно которым все мужское означаетдоминирующее, позитивное, значимое, женское — негативное, вторичное. Феминисткиутверждают, что здесь налицо сексизм — дискриминация женщин на основании ихпола и маскулинизм — мировоззрение, утверждающее, что мужчина в обществе долженизначально доминировать.
Интересен еще один термин- андроцентризм. В западной культуре мужчина — человек вообще, а женщина«подвид» человека. Признак здорового человека — активность,рационализм, независимость, ориентация на социально-значимые цели, т. е. этопризнаки мужчины. Женщина — эмоциональна, пассивна, зависима. Следовательно,ментальность человека и мужчины совпали, а ментальность женщины отлична от них.
Подверглась критике инаука. Известно, что характерными чертами науки являются: объективность,рациональность, строгость, свобода от ценностей — это маскулинные атрибуты. Носамое главное, в чем выражается маскулинный характер европейской науки — этосам характер производства знаний. Наука отвергает чувственное познание,интуицию, что традиционно ассоциируется с феминным. Андроцентризм наукивыражается с точки зрения феминизма в том, что объектами изучения традиционноявляются мужчины и маскулинное. Например, биология под видом человека«вообще» изучала мужчину. Традиционный подход к истории — мужской,так как она изучает войны, битвы, революции, смены династий и т. д., акаждодневная жизнь людей, где правят женщины, оставалась вне поля зренияисториков. Даже иерархия наук носит маскулинный характер: более престижными иуважаемыми считаются «строгие» науки вроде математики или физики, чемлитература или иностранные языки, считающиеся женскими.мужское женское рациональное чувственное духовное телесное божественное греховное культурное природное
Видим, что метафора полавыполняет роль культурно-формирующего фактора. Маскулинный характер ЧеловекаРазумного глубоко обосновывается в философской традиции Запада.
Идеи феминизма врусской культурной традиции
Три основных фактораопределили специфику развития отечественной культуры: язычество, православие изападная культурная традиция.
В современной научнойлитературе отсчет русской культуры ведется от Крещения Руси, однако это несовсем верно. Древнейшая история славян не совсем ясна, в ней много спорного,но к 1-му тыс. н. э. появляется название «Русь», под которымпонимаются славянские племена Восточной Европы.
Язычество древних славянтесно связано с широким почитанием материнских культов. Б. Рыбаков выделил 3 основныхэтапа в развитии язычества.
Первый этап — упыри и берегини. Берегини — женские персонажи в славянской мифологии, они связаны с двумя понятиями — оберегать посевы и берег водного пространства. Упыри — мужской образ, этоисчадие ада, вампиры. Упыри и берегини, видимо, архаические названия двухпротивоположных начал — злого и доброго, мужского и женского.
На втором этапепоклонялись Роду и рожаницам. Род — божество, которое связано с водой, небом имолнией. Он отвечает за все три мира: верхний — небесный, средний — мирчеловека и природы и нижний. Рожаницы — древние мифические силы плодородия исамой жизни, которые покровительствовали женским работам и отвечали заплодовитость скота и богатый урожай, а также распоряжались судьбой человека. Следуетотметить, что на данном этапе противопоставление мужского — отрицательного иженского — положительного отсутствует. Род и роженицы играют большую роль вжизни славянина, они оба важны.
На третьем этапеславяне молились Перуну, он — бог войны, грозы, грома. Можно отметить еще, чторусы-язычники клялись Ярилом, Велесом, Родом, Хорсом. Эта группа божествсвязана с плодородием. Из женских имен данного периода до нас дошла Макошь — богиня счастья, Лада — богиня брака и Леля, которая олицетворяла весеннюю зелень,расцвет и обновление природы. Все социально-значимые роли отданы мужскимбожествам, женские отвечают за домашний очаг, их воздействие на социальноепространство сужено до предела.
В христианской культуреРоссии женское начало вторично и подчинено мужскому началу. Это просматриваетсяи в православных наставлениях, и в «Поучениях Владимира Мономаха» XIIв., и в «Домострое» (с XVI до XX вв.). Следует отметить, что наиболеепочитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери. Языческоепочитание женского начала нашло свое выражение именно в этой форме.
Собственная иоригинальная сторона этого вопроса принадлежит В. Соловьеву. Для него Бог — Отец, но «душа мира» это — «Вечная женственность», онаассоциируется с Вечной женственностью. София как пассивное начало, посвященноеБогу и получающее от него свою форму, есть вечная женственность. «Для БогаЭго другое» имеет от века образ совершенной Женственности. Он хочет, чтобыэтот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился длякаждого существа, способного с ним соединяться. К такой реализации и воплощениюстремится и сама вечная женственность, которая есть живое духовное существо,обладающее всей полнотой сил и действий. Весь мировой исторический процесс — это процесс ее воплощения в большом многообразии форм и степеней.
Как единственный центрвоплощения идеи мира София есть душа мира, а в отношении к логосу она — телоХристово. Но тело Христово в своем всеобщем выражении есть Церковь. ПоэтомуСофия есть Церковь. И как женская индивидуальность, она воплощается в образеДевы Марии.
У Н. Бердяева и В.Розанова мы найдем тему любви. Для Бердяева эротическая энергия — не толькоисточник творчества, но и источник настоящей мистической религии. «Половаяполярность есть основной закон жизни, может быть, основа мира». В. Розановв книге «Уединенное» продолжает эту мысль Н. Бердяева, он пишет:«связь пола с Богом, большая, чем связь Ума с Богом». Получается, чтоБердяева и Розанова Бог и религия тесно связаны с любовью, страстью, эросом, т.е. тем, что в западной культуре традиционно трактуется как феминное..
Есть еще одно направлениефилософии пола в русской культуре, оно представлено «западниками». Н.Чернышевский и его последователи рассматривали разделение мужского и женского вкультуре с социальной точки зрения. Можно сказать, что в своих работах ониобсуждали проблему дифференциации общества, ее «несправедливости» инеобходимости преодоления данного положения вещей.
В русской социокультурнойтрадиции есть своя специфика в понимании соотношения маскулинного и феминного.Во-первых, в русской теологии пола разделённость мужского и женского началрассматривается как духовный, а не онтологический или гносеологический принцип,что характерно для западной философии (который представлен в первой частиреферата). Во-вторых, иная роль женского начала — божественное, духовное началоассоциируется с феминным.
На первый взгляд кажется,что в русской культурной традиции женское феминное ценится больше, чем мужское,маскулинное, но если посмотреть глубже, то можно сделать вывод, что это не так.Женское начало постоянно присутствует в культурной традиции, но большедекларируется, чем учитывается в реальных социальных теориях и самой жизни.
Феминизм в фантастическойлитературе Урсулы Ле Гуин
Во многих системахверований по мнению писательницы (особенно языческих) прослеживается следующаятрактовка: мужчина «бегает» по каким то нужным делам (нужным не обязательноему, но и всем, включая женщину), а женщина, как хранительница, в свое времядаст отдых бегающему мужчине, напомнит о незыблемых истинах. Возьмем несколько интересныхвысказываний:
«Муж — голова, ажена шея» — народная мудрость веков. В этом смысле Ле Гуин лишь показываетданную позицию. «Феминизм» как явление — явление отрицательное состороны писательницы. Сравнивать мужчину и женщину считаю глупо, ибо они разныеи у них разные программы существования. Но стремятся они все же к одному.
Адекватный феминизм — этоименно признание, что мы разные, не хуже или лучше. Просто разные. Это свободаот заданных кем-то ролей, свобода быть самим собой. А то, насколько крутит шеяголовой — это умение быть женщиной. Это либо способ выживания под давлением,когда по-честному нельзя, либо личная, внеполовая, склонность манипулироватьокружающими.
Свой авторский,адекватный феминизм Урсула Ле Гуин отразила в своих сочинениях о Земноморье и вромане «Техану».
Феминизм исовременность
 
Некоторые из критиков(как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами ипропагандируют идеи мужской неполноценности. Американский анархист, сюрреалисти исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия»отмечает, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина»и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате этипроизведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторыефеминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами невыигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки придерживаютсяпротивоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствиеугнетения любого пола.
Американскийисследователь Роберт Шифер считает, что говоря о равноправии полов, феминисткисовременности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоитженщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая,что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам,которые относятся к женщинам. По мнению Фишера, такая подача материалазаставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женскихпроблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки.Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новомутермину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как«эгалитаризм». Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когдаподразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западныхстранах — убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности.
Критики феминизмаутверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактическимужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводитцифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чему женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-егоды; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть болееполовины всех самоубийц — взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнениюУилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие,становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные«мировой статистики».
По мнению некоторыхкритиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и вомногих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФраспространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежатлишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку,при этом необходимо отметить, что этот факт является результатомгосударственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают вниманиена тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всехграждан, вне зависимости от пола.
Многие противникифеминизма настроены против феминистского движения потому, что считают егопричиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей,традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. Вчастности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав,отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественныхразличий, и что всё общество только выигрывает от их признания.
Противники феминизматакже считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются всемье, где есть мужественный отец и женственная мать. Об этом также пишетРичард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы, неполныесемьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как болеесущественная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье счастыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являютсяслабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьииногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное.
Есть множество критиков,утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишкомдалеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, укоторых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело — женское дело»,что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так какпредпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. Всвязи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба заправа отцов.
Некоторые мужчины —противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широкораспространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере дляженщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью созданияхорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке ихталантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающимактом», целью которого было (и есть) в США защитить права национальныхменьшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.
Существует также группатак называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (GeorgeGilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породилобщество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концовпогубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в техстранах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемостинеуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношениек феминизму крайне негативное) — самый высокий. В США т. н. «либеральные»религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижениеуровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, ктовырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам — стремительноувеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповеданиеотносится к феминизму с ярко выраженным неприятием.
Хотя усилия, направленныена поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах,поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешенияконфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как вбольшинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи,где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаевзаявленного сексуального домогательства.
Представителипост-колониального феминизма критикуют западные его формы, в особенностирадикальный феминизм, и их основу — стремление представить жизнь женщины вобобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этотпринцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытываютженщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитываеттрудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергаетсярасовой или классовой дискриминации.

Итог
 
В настоящее время молодыеженщины преимущественно ассоциируют «феминизм» с радикальным феминизмом. Этоявляется одной из причин, почему многие из них держатся в стороне от этогодвижения, или избегают использования терминологии, введённой т. н. «новойволной» феминизма. Тем не менее, основные ценности, пропагандируемые феминизмом(равенство прав и возможностей независимо от пола) стали настолько неотъемлемойи повсеместно принятой частью западной культуры, что отступление от этих ценностейи правил вызывает неприятие большинства людей (и мужчин, и женщин), даже тех,кто не причисляет себя к феминистам.

Список используемойлитературы
1. Философский энциклопедическийсловарь. М., 1989.
2. История философии. Запад — Россия- Восток /Под.ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 1-4. М… 1995-1998.
3. Сайт «Мир фантастики», www.mirf.ru.
4. «Феминизм: перспективы социальногознания» (научно-попул. изд.) М.,\,1992.
5. Славянская мифология.Энциклопедический словарь. М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.