Реферат по предмету "Философия"


Федор Тютчев: русофобия против империи

Имякрупнейшего русского поэта Федора Ивановича Тютчева входит не только в пантеонрусской литературы — Тютчев по праву может считаться и значительным политическиммыслителем, классическим «русским империалистом».
Яхочу сказать несколько слов о Тютчеве не столько как о поэте, но как ополитическом мыслителе, публицисте, во многом опередившем свое время. Егополитическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двухотдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутреннепротивоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.
Тютчевписал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций,всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им былонаписано 4 статьи: «Россия и Германия» (1844), «Россия иреволюция» (1848-49гг.), «Папство и римский вопрос» (1850),«О цензуре в России» (1857) и незавершенный трактат «Россия иЗапад» (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе дои после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов,обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди нихтакие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко былавыражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Необщина, но Империя».
Вто же время у Тютчева просматриваются и утопические проекты, такие как«Константинополь должен быть наш» или же идея панславизма, котораячерез некоторое время показала свою нереалистичность.
Наиболееважными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы«русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившиеактуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как«русофобия». Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию напротяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьяхвводит в оборот этот термин.
Долгоевремя эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгоевремя отсутствует в словарях. Изменения произошли в эпоху И.В. Сталина. Всередине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел вразличные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковыйсловарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (подред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М;Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времениэтот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.
Тютчевупотребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционнымисобытиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева неслучайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные противимперской политики России и русских. Тютчев исследовал причины такогоположения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию изЕвропы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатомв Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерстваиностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке…
УТютчева в связи с этим вызрел замысел трактата «Россия и Запад»,оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а методизложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставленииисторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии… Западныестрахи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и отнезнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих историческихвоззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, чтоРоссия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейскойбезопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять наситуацию во Франции.
Впротивовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Подтверждением егопанславистских взглядов, служит стихотворение, записанное в альбом чешскомупросветителю Ганке: «Вековать ли нам в разлуке?» Неоднократно впублицистике и в стихах Тютчев излагал утопию возвращения Константинополя,образование православной империи и соединения двух церквей — восточной изападной. Вместе с тем, в трактате «Россия и Запад», Тютчев выступаетпротив «литературных» панславистов и особенно против революционногопанславизма М.А. Бакунина. «Вопрос племенной лишь второстепенный, илискорей — это не принцип»- отмечает поэт. В то же время Тютчев признаетприоритет религии в духовном складе каждого народа и православия как важнойотличительной чертой русской культуры.
Утопичностьтютчевского панславизма блестяще показал К.Н.Леонтьев в работе «Византизми славянство». В ней он подверг резкой критике чисто славянский подходсобирания и развития империи. Он считал, что те же самые греки и частьмусульманских стран гораздо ближе, чем даже болгары, сербы, а тем более чехи,словаки и поляки. Именно в этом Леонтьев видел несовершенство и ошибочностьпанславизма. Принимая саму идею Тютчева об «Империи Востока», онприходит к идее Евразии, позднее выраженное у «евразийцев» (Н.Трубецкой,П.Савицкий, Г.Вернадский и позднее Л.Гумилев).
ПроблемаРоссии и Европы становилась в середине прошлого века в центр общественноговнимания, но ее религиозный аспект оставался где-то на втором плане. Этоупущение, изначально присущее славянофильской теории с особенной ясностьюраскрыто Ф.М. Достоевским в его историософском учении. И тут без всякогосомнения существует сходство Тютчева и Достоевского. Мощная пророческаяинтуиция Достоевского смогла разглядеть в заурядных явлениях европейской жизнисимволические знаки надвигающейся катастрофы. Именно это проницательноепредвидение крушения общественного порядка и цивилизации, мрачное предчувствиепровала попытки человечества предопределить повседневную жизнь, побудилиДостоевского искать новые формы и условия государственного устройства.Насколько более напряженной становилась атмосфера апокалиптического ожидания наЗападе, настолько вырастала надежда, что Россия могла бы отразить наказания.Как Тютчев, так и Достоевский дали название болезни, мучавшей Запад. Язва, разъедающаяплоть Запада, указали они — это «римская идея».
ДляТютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, агораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла изпапства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то жесамое время на Западе тоже существует идея Империи. «Идея Империи, — писалТютчев, всегда была душою Запада», но сразу же оговаривал: «ноИмперия на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ееузурпацией». Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкоеподобие. Империя Запада подобно Империи Рима — это сам Рим. И этот Рим нетолько является подделкой империи, но и пародией на само царство Христа.
ИмперияЗапада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. Ипоэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить«срываются в неудачу». История Запада вся сжимается в «римскийвопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможностизападной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царствоХриста как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в«учреждение», стало «государством в государстве», как быримской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойнымкрушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я»и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится стольглубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как быповторить Карла Великого. Однако этот революционный империализм мог быть толькопародией. Это своего рода возврат к языческому Риму. Примером революционнойимперии служит правление Наполеона во Франции.
Список литературы
СергейЛабанов. Федор Тютчев: русофобия против империи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационная и функциональная структура Центрального Банка России
Реферат Управление предприятиями торговли
Реферат Университетское образование по природопользованию и природообустройству
Реферат Системний аспект функціонування та дослідження ендокринної системи
Реферат Планирование службы маркетинга фирмы, выявление конкурентной цены и рационального объема продаж нового товара
Реферат Icarus Essay Research Paper Miller
Реферат MendeleevPeriodic Table Essay Research Paper Dimitri Mendeleev
Реферат Разработка маркетингового комплекса строительного предприятия
Реферат Световые колебания
Реферат Snow Goose Overpopulation Essay Research Paper The
Реферат Определение поражающих факторов
Реферат A Wise King Or Essay Research Paper
Реферат А. Ц. Пуни [Методы психологического исследования в спорте]
Реферат Познавательная активность на уроке физической культуры
Реферат Еволюція інституту президентства в Україні