Реферат по предмету "Философия"


Учение Платона об идеальном государстве

Министерство  общего и профессионального образования РФ
Дальневосточныйгосударственный технический университет
Кафедра политических и правовых учений
РЕФЕРАТ
на тему:
«УчениеПлатона об идеальном государстве»
Выполнил студент гр.Р-481
Долгов А.В.
Проверила преподаватель
Булах С.А.
Владивосток 1997

Содержание
Введение                                                     3
Утопия Платона                                         4
Заключение                                                18
Список использованной литературы        18

Введение
Всего9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгресса вКоринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции.
Новойэпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромнымивоенно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис. Платонничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все принципиальные людиего времени, он судорожно искал выход из окружавших его социально-политическихотношений. Выходом для него оказалась утопия.
Вистории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых.Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современныхПлатону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческихполисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.
Маркспоказал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общимстроем Египта. Он показал также, что идеальное государство Платона представлялособой лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя.

Утопия Платона
Платонурисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых ивечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляютсвободные земледельцы и ремесленники.
Основнымпринципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость.Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальнымсодержанием.
Поразъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие иположение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и дажеразнородные части государства в гармоническое целое.
Наилучшаягосударственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономическойи политической организации, которые в своем соединительном действииобеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладатьсилой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными длясдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должноосуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимымидля них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностьюи творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеиблага» как высшей идеи, правящей миром.
Вутопическом государстве Платона необходимые для общества виды работ разделенымежду специальными разрядами граждан, но в целом образуют гармоничноесочетание.
Заоснову для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различиямежду отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам исвойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделениемпроизводительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всегосовременного ему общественного и государственного строя.
Приэтом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан,составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица кудовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бываетнедостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимостьвозникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либодля той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаемк сожитию многих общников и помощников — тогда это сожитие получает у насназвание города».
ДляПлатона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точкизрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зренияпотребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник долженприспособляться к делу, а не дело к работнику».
Вразделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия,но и основной принцип строения государства.
Главнаязадача трактата Платона о государстве — проблема благой и совершенной жизниобщества в целом и его членов.
Наисовершеннейшееблаго обладает четырьмя главными доблестями:
1. Мудрость
2. Мужество
3. Сдерживающаямера
4. Справедливость
Подмудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет,когда речь идет о государстве в целом. Такое знание — охранительное, а обладаютэтим знанием правители государства. Мудрость — это доблесть, свойственнаявесьма немногим — философам, — и это не столько даже специальность по руководствугосударством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей — доблесть, в основе своей нравственная.
Какутверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знатьцарящего в нем настоящее время зла.
Нодля достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истиннымифилософами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».
Втораядоблесть — мужество. Оно так же свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя всравнении с мудрыми этих лиц больше.
Вотличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, илисдерживающая мера, есть уже не качество особого класса, а доблесть,принадлежащая всем членам государства. Там, где она налицо, все члены обществапризнают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее внем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Сдерживающая мераприводит к гармоничному согласию лучших и худших сторон.
Четвертаядоблесть — справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве и обусловленосдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд вгосударстве и каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществлениясвое особое дело, к которому его природа наиболее способна.
Классическаяточка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищениеобществом египетского типа с его кастовым слоем, с характерным для него труднымосуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркоевыражение в платоновском понимании справедливости. В этом понятии для Платонанет ничего уравнительного, сглаживающего или отрицающего различия классов.Менее всего Платон стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам гражданодинаковые права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство отсмешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функцийграждан другого класса. Он прямо характеризует справедливость как доблесть, недопускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бедой, по его мнению,было бы смешение или совмещение различных специальностей внутри классаработников производительного труда: если, например, плотник станет делатьработу сапожника, а сапожник — работу плотника или если кто-либо из них захочетделать и то, и другое. Но было бы хуже, просто гибельно для государства, еслибы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бы заняться воинским делом, авоин, неспособный и неподготовленный, посягнул бы на функцию управления, илиесли кто-нибудь захотел бы одновременно совершать все эти дела.
Дажепри наличии первых трех видов доблести многоделание и взаимный обмен занятиямипричиняют государству величайший вред и поэтому могут быть названы злодеянием.И наоборот, делание своего будет справедливостью и сделает город справедливым.
Всетри класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые всевместе, являют великое и прекрасное.
Всоответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, поПлатону, должно основываться прежде всего на потребностях. В городе-государстве(«полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отраслиобщественного разделения труда. В нем должны быть не только работники,добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды иобуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты ихспециального труда. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательныхработ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов,добывающих шерсть и кожу.
Потребностьво ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран требует производства вгосударстве излишка товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числарабочих, изготавливающих соответствующие товары.
Всвою очередь развитая торговля требует деятельности посредников покупле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядамразделения труда присоединяется такой же необходимый для государства разрядторговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребностьв различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.
Торговля,обмен товарами и продуктами необходим государству не только для внешнихсношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка ичеканки монеты как единицы обмена. В свою очередь возникновение рынка порождаетразряд специалистов рыночных операций: мелких торговцев и посредников,скупщиков и перепродавцов.
Платонсчитает необходимым также специальный разряд обслуживающих наемных работников,продающих свои услуги за плату.
Указаннымиразрядами специализированного общественного труда исчерпываются работники,производящие для государства продукты либо так или иначе способствующиепроизводству и потреблению. Все эти разряды, вместе взятые, составляют низшийкласс граждан в иерархии платоновского идеального государства.
Надклассом, разделенным по отраслям специализированного труда работников, илиремесленников, у Платона стоят высшие классы — воинов (стражей) и правителей(философов).
Государствому Платона руководят, как и в олигархии, немногие. Но в отличие от олигархии,где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образомподготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица,способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков,во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.
Философы:
Участьбольшинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта — знаниетеней, теней в пещере, где они сидят спиной к истинной прекрасной жизни. Толькомудрецы-философы могут избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мирвечных идей, постичь его, и с этих сверхчувственных позиций рассматривать всечеловеческие дела.
Платондал на словах образец совершенного государства, понимая, что он не в состояниидоказать возможности устроения такого государства.
Однако,по его мнению, «стоит произойти одной-единственной перемене… и тогдапреобразится все государство». Эта перемена: «пока в государствах не будутцарствовать философы, либо т.н. нынешние цари и владыки не станут благородно иосновательно философствовать, и это не сольется воедино — государственнаявласть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии,до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для родачеловеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство.…Людям трудно признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественноеблагополучие».
Когоже именно он называет философами, утверждая, что именно они должны править?
Платонбыл уверен, что некоторым людям по самой их природе подобает быть философами иправителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать затеми, кто руководит. Платон признает, что между происхождением человека из тогоили иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нетнеобходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственнымизадатками, могут родиться в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденныеот граждан обоих высших классов могут оказаться с низкими душами.
Поэтомув обязанности правителей входит обязанность и право исследовать нравственныезадатки детей и распределять их между тремя основными классами государства.«Если в душе вновь родившегося окажется «медь» или «железо», его надлежит безвсякого сожаления или снисхождения прогнать к земледельцам и ремесленникам. Ноесли у ремесленника родится младенец с примесью «золота» или «серебра», то ондолжен быть причислен либо к классу правителей, либо к классу воинов».
ДляПлатона важно было строго отделить высшие классы от низшего. Что же касаетсявопроса о том, каким образом работники специализированного труда должныподготавливаться к квалифицированному выполнению своих функций, то вподробности его Платон не входит. Все его внимание сосредоточено на воспитаниивоинов (стражей) и на определении тех условий их деятельности и существования,которые закрепляли бы свойства, порожденные в них воспитанием.
Укреплениюидеального государства должна служить строгая система воспитания и образования,обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всехсословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Совокупностьгимнастики, музыки и математике — обязательный круг образования, достаточныйдля стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладениякоторой они переходят в другую профессиональную группу — философов-правителей.
Весьмаважна для жизни и благополучия общества потребность в специалистах военногодела. Но это уже не разряд среди прочих разрядов работников. Это особая, высшаяв сравнении с ремесленниками часть общества, особый класс. Выделение воинов вособую отрасль общественного разделения труда необходимо не только ввидуважности их профессии, но и в силу особой ее трудности, требующей и особоговнимания, и технического умения, и специальных знаний, специального опыта.
Платонпостулирует для своего утопического государства полное якобы единомыслие егоклассов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой на происхождение всехлюдей от общей матери-земли. Именно поэтому, считает Платон, воины должны считатьвсех остальных граждан этого государства своими братьями, но вразрез с этимпостулатом работники хозяйственного труда третируются как люди низшей породы.Их следует охранять единственно для того, чтобы они могли без помех исполнятьлежащие на них обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются отвоинов, чтобы те помогали им, как собаки помогают пастухам пасти стадотружеников хозяйства.
Полнаяобособленность классов платоновского утопического государства сказывается дажево внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах,где живут работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов- лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам былоудобно возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка,а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился.
Люди- существа слабые, подверженные искушению, соблазнам и порче всякого рода.Чтобы избежать этого, необходим нерушимо соблюдаемый строй жизни — определить ипредписать его могут только правители-философы. В платоновской утопии на первыйплан выдвигается нравственный принцип.
Изисследования отрицательных типов государств Платон вывел, будто основнаяпричина порчи человеческих обществ и государственных систем в господствематериальных интересов и в их влиянии на поведение людей.
Поэтомуустроители наилучшего государства должны не только позаботиться об организацииправильного воспитания именно воинов-стражей, но и установить такой порядокобщежития, при кот устройство жилищ и права на имущественные блага не могли быстать помехой ни для высокой нравственности воинов, ни для безупречногоисполнения ими воинской службы, ни для надлежащего отношения их к людям своегокласса и других классов общества.
СогласноПлатону основная черта этого порядка — лишение воинов права на собственность.Все, что им необходимо, они должны получать от работников производительноготруда, и притом в количестве не слишком малом, не слишком большом.
Питаниевоинов происходит в общих столовых. Весь распорядок и рамки жизни стражейнаправлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности и впервую очередь от тлетворного влияния денег.
Длястражей возможно лишь соединение мужчин с женщиной для рождения детей, семьядля них в сущности невозможна.
Кактолько рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрениеправителей, которые лучших из новорожденных направляют  к кормилицам, а худших обрекают на гибель вскрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в этовремя они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие — другими женщинами.Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женамивсех стражей.
ДляПлатона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единствав государстве.
Общностьжен и детей в классе хранителей государства завершает то, что было начатообщностью имуществ и потому есть для государства причина его высочайшего блага
Общностьдостояния, отсутствие личной собственности делает невозможным и возникновениесудебных имущественных тяжб и взаимных обвинений.
Отсутствиеимущественных раздоров внутри класса воинов сделает по Платону невозможным нираздор внутри низшего класса работников, ни восстание их против обоих высшихклассов.
Вконце своего описания проектируемого им государства Платон самыми радужнымикрасками изображает блаженную жизнь членов такого общества, особенновоинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских состязаний.Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охранеобщества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при жизни, ониудостаиваются почетного погребения после смерти.
Платонапочти не занимают вопросы устройства жизни и труда производящего класса,вопросы его быта, его морального состояния. Платон оставляет за рабочимипринадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Онограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни иблагополучии рабочих, а только соображениями о том, что требуется для того,чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое длядвух высших классов — правителей и воинов. Вот в общей форме эти условия.
1. Устранениеиз жизни рабочих главного источника нравственной порчи — противоположныхполюсов богатства и бедности. Богатые ремесленники перестают радеть о своемделе, бедные и сами не в состоянии из-за отсутствия необходимых орудий хорошо работатьи не могут хорошо обучать своей работе учеников.
2. Ограничениефункций рабочего одним-единственным видом специализированного общественноготруда. Это тот его вид, к которому работник наиболее способен по своимприродным задаткам, но который определяется не им самим, а предписываетсяправителями государства.
3. Строжайшееповиновение. Оно обусловлено всем строем убеждений рабочего и прямо следует изосновной для него доблести — сдерживающей меры.
 К самому труду как таковому, отношение Платонане только безразличное, но скорее даже пренебрежительное. Неизбежностьпроизводительного труда для существования и благосостояния общества в целом неделает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойным почитания. Надушу труд действует принижающим образом. В конце концов он удел тех, у когоспособности скудны и для кого нет лучшего выбора. В третьей книге «Государства»есть место, где Платон помещает кузнецов, ремесленников, перевозчиков навесельных судах, а их начальников рядом с худыми людьми — пьяницами, бешеными инепристойно ведущими себя. Всем таким людям по Платону, не только не следуетподражать, но и внимания обращать на них не следует.
Руководствоплатоновских правителей ограничивается требованием, чтобы каждый разрядработников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль работы. Ни о каком планировании процесса производствау Платона нет и речи. Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средствпроизводства.
Бросаетсяв глаза то, что в платоновской теории разделения труда и специализацииотсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет ничегоудивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в государстветолько между его свободными гражданами. Платон не забыл о рабстве. Рабствопросто вынесено у него за скобки.
Многиеисследователи Платона ломали себе голову по поводу положения классаземледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многие полагали, что эторабы, что это означает у Платона увековечивание рабовладельческого государства.Однако его ремесленники не рабы, они свободны, в меру той свободы, котораядопускается в идеальном государстве.
Ониуже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его сословия — философы и воины — лишены всякой частной собственности, т.е. землевладельцы иремесленники им принадлежать не могут. Более того, только этому сословиюпредоставлена у Платона экономическая свобода. Члены его производят продуктыпотребления, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения синостранцами. Все это строжайше запрещено философам и воинам.
Платонне раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее государственнымикрепостными. Можно было бы говорить о государственном крепостничестве видеальном государстве Платона.
Всущности, все сословия у Платона закабалены одним — служением вечному иабсолютному миру идей.
Разделениеумственного и физического труда у Платона абсолютизировано и увековечено на всевремена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда,преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано изпрактики рабовладельческой формации и доведено до степени египетского кастовогостроя.
Аскетическистрой свое идеальное государство Платона, однако мало кто обращает внимание наслова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина илиженщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себеочаровывающие песни.
Игра,пение, пляски, эстетическое наслаждение — это, по мысли Платона, реальноевоплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирнымиобычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественноесамоутверждение: «Надо жить, играя», — говорит Платон.
Цельжертвоприношений, песнопений и плясок — отразить и победит врагов в битвах.Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетическийзакон, и где тут пляски и вечная игра.
Вутопии Платона не только выражены представления философа об идеальномгосударственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного,реального античного полиса — далекие от намеченного идеала. Сам того не замечаяи не желая, Платон обнажает классовое происхождение и классовую тенденцию своейутопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии яснопроступает противоположность высших рабовладельческих классов и низших классов,резко обособленных друг от друга.
Недостаточнообосновано у Платона созерцание идей, которое является профессией сословияфилософов. Что они созерцают, кроме небесного свода с его вечно правильными,механически и геометрически размеренными движениями? Общественные отношения,возникающие по законам геометрии или астрономии, являются отношениямичертежника к его чертежу. Если одно сословие только чертит, а другое являетсятолько чертежом, то это близко к тому, что обыкновенно называетсярабовладением. Следовательно, независимо от своего непосредственногосодержания, утопия Платона в конечном счете отражает рабовладельческую основуэпохи разложения греческих полисов.
Платоностался до конца верен строгим и суровым идеалам старой Греции, вспартанско-критском духе.
Видеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и членыдвух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы ивысшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже неотдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государствосуществует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касаетсягражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте егопостроения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. СамПлатон говорит об этом наияснейшим образом. «Законодатель, — поясняет он, — заботитсяне о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, ностарается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие субеждением и необходимостью… и сам поставляет в городе таких людей, не пускаяих обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».

Заключение
ВоззрениеПлатона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционнойсоциальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такаяутопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениямПлатона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.
Платонбыл объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма,что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновскимкоммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научногокоммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона — и исторически,и политически не признавался советскими историками результатом исследования, аболее того, такая формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.
Нов этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понялхарактерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личностиот более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв этусвязь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политическогоустройства.
Список использованной литературы
1. В.Ф.Асмус«Платон». М.: Мысль, 1975
2. А.Ф.Лосев,А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ.  М.: «Молодая гвардия», 1993
3. Платон.Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Светская Россия и… Святая Русь
Реферат Организация управления хранением товаров на складе на материалах ООО "ТД Далимо"
Реферат Философия Древнего Китая. Даосизм
Реферат 2 Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
Реферат Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах (на примере ОАО Уралсвязьинформ)
Реферат Языковая проблема в Украине
Реферат Петербург Достоевского 2
Реферат Русская культура в начале 20 века Символизм. Религиозные течения в философии
Реферат Философия и мировоззрение и их соотношение
Реферат Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста
Реферат Неформальная жизнь столицы в 50-х, 60-х гг. ХХ века
Реферат Понятие, роль, основные принципы и направления деятельности Правительства Республики Молдова
Реферат Київська Русь
Реферат Культура и искуство древнего Египта
Реферат Сёрена Кьеркегора. Жизнь и творчество