Предметфилософии
Сгреческого языка слово «философия» переводится как:
Любовь к истине
Любовь кмудрости
Учение о мире
Божественнаямудрость
Впервыеупотребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
Сократ
Аристотель
Пифагор
Цицерон
Определитевремя возникновения философии:
Середина iii тысячелетия до н.э.
Vii-vi в.в. До н.э.
Xvii-хviii в.в.
V-xv в.в.
Основыбытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
Философия
Онтология
Гносеология
Этика
Мировоззренческая формаобщественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия,включая общество и право:
История
Философия
Социология
Культурология
Мировоззренческаяфункция философии состоит в том, что:
Философияосуществляет рефлексию современной ей культуры
Философиянаправляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя
Философияспособствует улучшению характеров людей
Философияпомогает человеку понять самого себя, своё место в мире
Мировоззрение– это:
Совокупностьзнаний, которыми обладает человек
Совокупностьвзглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самомусебе
Отражениечеловеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективносуществуют в обществе
Системаадекватных предпочтений зрелой личности
Какойсмысл вкладывал г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченнаямыслью»?
Ход историизависит от направленности мышления философов
Философиядолжна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время
Философияпризвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени
Мышлениефилософов определяется социально-экономическими условиями того общества, вкотором они живут
Определяющимпризнаком религиозного мировоззрения является:
Вера вединого бога-творца
Отрицаниечеловеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом
Презрительноеотношение к достижениям науки, отрицание их достоверности
Вера всверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ходсобытий в мире
Направление,отрицающее существование бога, называется:
Атеизм
Скептицизм
Агностицизм
Неотомизм
Чтохарактерно для эпистемной линии в философии?
Пониманиефилософии в качестве высшей науки
Отождествлениефилософии с теологией
Утверждение вкачестве субстанции только одного начала
Рассмотрениедействительности как постоянно развивающейся
Онтология –это:
Учение о всеобщейобусловленности явлений
Учение о сущностии природе науки
Учение о бытии, оего фундаментальных принципах
Учение оправильных формах мышления
Гносеология –это:
Учение о развитиии функционировании науки
Учение о природе,сущности познания
Учение ологических формах и законах мышления
Учение о сущностимира, его устройстве
Антропология– это:
Учение о развитиии всеобщей взаимосвязи
Учение о человеке
Наука о поведенииживотных в естественных условиях
Философское учениеоб обществе
Аксиология –это:
Учение о ценностях
Учение о развитии
Теориясправедливости
Теория опревосходстве одних групп людей над другими
Этика –это:
Учение оразвитии
Учение обытии
Теория онравственном превосходстве одних людей над другими
Учение оморали и нравственных ценностях
Разделфилософии, в котором разрабатываются проблемы познания
Эстетика
Этика
Онтология
Гносеология
Согласно марксистскойфилософии, суть основного вопроса философии состоит в:
Отношении сознанияк материи
Смысле жизни
Соотношении природногои социального миров
Движущихсилах развития общества
Для идеализма характерноутверждение:
Первичносознание, материя независимо от сознания не существует
Материяи сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
Этострогая непротиворечивая система суждений о природе
Первичносознание, материя не существует
Для дуализма характерентезис:
Первичносознание, материя независимо от сознания не существует
Материяи сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
Этострогая непротиворечивая система суждений о природе
Первичносознание, материя не существует
Комупринадлежит данное высказывание: «я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы простопривыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть толькомое «я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишьопределенный способ говорить о наших ощущениях»?
Материалисту
Объективномуидеалисту
Дуалисту
Субъективномуидеалисту
О какомисторическом типе мировоззрения идет здесь речь: «это — целостноемиропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образнуюкартину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное исверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
Мифологии
Религии
Философии
Науке
Некоторыехристианские богословы утверждают, что весь мир. Вся вселенная были созданыбогом за шесть дней, а сам бог представляет собой бестелесный интеллект,всесовершеннейшую личность. Какому философскому направлению соответствует такойвзгляд на мир?
Пантеизму
Субъективномуидеализму
Объективномуидеализму
Вульгарномуматериализму
Сутверждением: «мышление является таким же продуктом деятельности мозга, какжелчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
Метафизическогоматериализма
Диалектическогоматериализма
Вульгарногоматериализма
Естественнонаучногоматериализма
Агностицизм – это:
Учение, отрицающеепознаваемость сущности объективного мира
Учение,постулирующее наличие потусторонних сил
Учение о развитиифилософских знаний
Учениео ценностях
Агностицизм– это:
Направление втеории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
Недовериечувственному опыту
Философскаяпозиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии
Отрицаниерациональных путей познания мира
Отрицают возможностьпознания мира:
Материалисты
Агностики
Догматики
Позитивисты
Направление западноевропейской философии, отрицающеепознавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытногопредмета:
Философияжизни
Прагматизм
Неотомизм
Позитивизм
Философия древнего востока
Законвоздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характернового рождения перевоплощения:
Карма
Сансара
Жэнь
Мокша
Имяоснователя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
Будда
Лао-цзы
Конфуций
Нагарджуна
Имяоснователя буддизма
Бадараяна
Патанджали
Махавира
Сидхартха
Центральноепонятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческихстремлений:
Нирвана
Сансара
Жэнь
Дао
Понятиедревнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
Янь
Карма
Жэнь
Дао
Понятиедревнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
Инь
Жэнь
Прана
Пуруша
Представлениео «благородном муже» как идеальной личности разработал:
Конфуций
Лао-цзы
Сидхартхагаутама будда
Сократ
Что обозначают понятиябрахман в веданте и апейрон в философии анаксимандра:
Закон,управляющий миром
Высшийразум
Субстанциювсех вещей
Мировуюгармонию
В философии гераклита слово логос обозначает мировой закон,мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайскойфилософии имеет тот же смысл:
Жэнь
Инь
Дао
Ли
Чтообозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
Суммусовершённых человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения
Подлинноедостоверное знание абсолюта
Человека,достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от неё ради спасения другихлюдей
Вечныйморальный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
К древнеиндийским философским текстам относятся
Упанишады
Дао-дэ-цзин
Лунь-юй
Книга перемен
К древнекитайским философским текстам относится
Махабхарата
Ригведа
Дао-дэ-цзин
Чхандогья-упанишада
В индийской философии — общая сумма совершенных поступкови их последствий, определяющая характер нового рождения
Сансара
Карма
Нирвана
Дхарма
Китайский философ, основатель даосизма
Лао-цзы
Конфуций
Сюнь-цзы
Мэн-цзы
Золотое правило нравственности: «чего себе не пожелаешь,того не делай и другим» было впервые сформулировано:
Сократом
Конфуцием
Протагором
Буддой
Философия древней греции
Хронологическиерамки развития античной философии:
28 — 18 вв.До н.э.
Vi в. До н.э– vi в. Н.э.
Vi в. — xvi в.
Vi в. До н.э. – ii в. До н.э.Основным принципомантичной философии был:
Космоцентризм
Теоцентризм
Антропоцентризм
Сциентизм
Основная проблема,решавшаяся философами милетской школы:
Проблемапознаваемости мира
Проблемапервичности материи или духа
Проблемапервоначала
Проблемаприроды человеческой души
Тезис,принадлежащий мыслителю фалесу:
«познай себя»
«первоосновамира – огонь»
«все течет»
«в одну рекунельзя войти дважды»
Тезис,принадлежащий мыслителю фалесу
«все течет»
«в одну рекунельзя войти дважды»
«первоосновамира – огонь»
«начало всехвещей — вода»Анаксимен запервооснову всех вещей принимал
ВоздухОгоньЧисло
Воду
Положение: «число есть сущность и смыслвсего, что есть в мире», принадлежит:
Пифагору
Протагору
ЕвклидуПоследователь пифагора,первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания центральныйогонь
ФилолайЛукрецийкарН. Коперник
ПарменидВпервые понятие бытия в философии употребил
Боэций
Плотин
Парменид
Г.в.ф.гегель
Движение,любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
Пифагорейцы
Элеаты
Милетцы
Эпикурейцы
Представителикакой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувствмиру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзиячувственного иллюзорного мира:
Пифагорейской
Элейской
Милетской
Эпикурейской
Как вы думаете,гипотетический спор каких философов изобразил а.с. Пушкин в стихотворении«движение»?
Платона иаристотеля
Декарта испинозы
Зенона игераклита
Фалеса иэмпедокла
Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзявойти дважды:
Фалес
Гераклит
Платон
Демокрит
Кто из античных философов учил, что всё развивается, чтопервопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзявойти дважды?
Фалес
Гераклит
Платон
ДемокритПонятие «логос» в философском учении гераклитаозначает:
Всеобщийзакон, действию которого подчинено все в мире
Всеобщаяизменчивость вещей
Божественноеслово
Один изпервоэлементовВпервые выразил идеюатомистического строения материи:
Гераклит
Демокрит
Платон
Диогенсинопский
Высказывание:«человек – мера всех вещей» принадлежит:
И.канту
К.марксу
Аристотелю
Протагору«я знаю, чтоничего не знаю...». Автор афоризма:
Фалес
Платон
Сократ
Эпикур
Знание посократу тождественно:
Чувствам
Мудрости
Моральным законам
ДобродетелиСуть «этического рационализма» сократа:
Относиться кдругому как к самому себе
Добродетельесть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетелиявляется результатом незнания
Относиться кдругому человеку как к цели и никогда как к средству
Возлюбитьближнего как самого себя
Объективно-идеалистическаяфилософия была основана:Демокритом
Парменидом
Платоном
Пифагором
Вантичности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
Пифагору
Сократу
Платону
Аристотелю
Чем в философии платона идея «лошади» отличается отреальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
Идеяидеальна, настоящая лошадь — материальна
Идеясодержательно богаче, чем живая лошадь
Идеяпервична, настоящая лошадь вторична
Идеябессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
В философии платона идея «лошади» отличается от реальной,живой лошади тем, что:
Идеяматериальна, настоящая лошадь – идеальна
Идеясодержательно богаче, чем живая лошадь
Идеяпервична, настоящая лошадь вторична
Идеянереальна, конечна и идеальна.
Высказывание о том, чтодуша до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познанияона способна припоминать их, принадлежит:
Диогену
Сократу
Платону
Демокриту
Источник познания – этовоспоминание души о мире идей, полагал:
И.кант
Аристотель
Платон
Демокрит
Философ, считавший логикуглавным орудием познания:
Платон
Аристотель
Демокрит
ПифагорФилософ,ученик платона:
Эпикур
Зенон
Парменид
АристотельФилософ,ученик платона, автор книг «метафизика», «поэтика», «политика»
Парменид
Зенон
Аристотель
ЭпикурСогласно аристотелю, вчеловеческую душу не входит
Животная душа
РастительнаядушаМинеральнаядушаРазумнаядуша
Сущностьэтического учения эпикура состоит в том, что:
Надо во всёмсебе отказывать
Надо жить дляблага других
Надонаслаждаться жизнью
Надо служитьбогам и делать добро
Римскийпоэт, последователь эпикура, автор поэмы «о природе вещей»
Цицерон
Плотин
Боэций
Лукреций кар
Утверждение: «важно не то,что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
Киников
Неоплатоников
Стоиков
Эпикурейцев
Римскийфилософ, воспитатель нерона, автор «писем к луциллию», представитель стоицизма
Сократ
Плотин
Сенека
Диоген
Философ,который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности,невежеству
Эпикур
Диогенсинопский
Аристархсамосский
Ксенофан
Философиясредних веков
Характерной чертойсредневековой философии является:
Космоцентризм
Антропоцентризм
Теоцентризм
Скептицизм
Какая изнижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философскоймысли?
Эсхатологизм
Авторитаризм
Экзегетичность
Сциентизм
Теоцентризм– мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
Бога
Человека
Природы
Космоса
Философияв средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
Богословию
Науке
Психологии
Этике
Совокупностьрелигиозных доктрин и учений о сущности и действии бога:
Теология
Монадология
Антропоцентризм
Феноменология
Произведения раннехристианской литературы, не включенные вбиблейский канон, т.е. Признанные официальной церковью «ложными»
Хроники
Апологии
Евангелия
Апокрифы
Эсхатология– это
Учение оценностях
Учение обытии, его фундаментальных принципах
Учение оконечных судьбах мира и человека
Учение опроисхождении богов
Спаситель,избавитель от бед, помазанник божий
Игумен
Авторитет
Мессия
Инок
Ограничениеили подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли,одиночества:
Аскетизм
Гедонизм
Рационализм
Эпикурейство
Мировоззренческий принцип,согласно которому мир сотворён богом из ничего, называется:
Креационизм
Диалектика
Дуализм
Монотеизм
Учение оспасении души
Метафизика
Сотериология
Диалектика
Деонтология
Принцип,согласно которому бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека
Фидеизм
Провиденциализм
Креационизм
Монотеизм
Главнаязадача христианских апологетов состояла в:
Вдоказательстве бытия бога
В обоснованиипреимуществ христианства перед язычеством
В переводесвященного писания на европейские языки
В созданиицелостного христианского мировоззрения
Названиепериода творческого служения «отцов церкви» (iii-viiiвв.), заложивших основыхристианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге сгреко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:
Апологетика
Патристика
Схоластика
Экзегетика
Выдающийсяпредставитель патристики, автор книг «исповедь», «о граде божьем»
Клименталександрийский
Мейстерэкхарт
Августин
Цицерон
«шестоднев»-- это книга, в которой излагались:
Православнаяаксиология и этика
Христианскаяонтология и космогония
Метафизикакаббалы
Средневековаяисториософия
Схоластика– это:
Философия,отрицающая роль разума в постижении сущности бога
Типфилософствования, отличающийся умозрительностью и приматомлогико-гносеологических проблем
Теория ипрактика, позволяющая слиться с божеством в экстазе
Учение опроисхождении бога
Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логическойпроблематике, подчинение теологии, присущи:
Мистике
Схоластике
Рационализму
Эмпиризму
Представительсредневековой философии:
Фомааквинский
Диогенлаэртский
Гераклитэфесский
ПарменидэлейскийПредставительсредневековой западноевропейской философии:Ф.аквинскийК.марксМ.хайдеггерЖ.п.сартр
Искусствотолкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья
Экзегетика
Мистика
Нумерология
Пропедевтика
Проблемадоказательства бытия божия была одной из центральных для
Фомыаквинского
Демокрита
Гугосен-викторского
Тертуллиана
Философияэпохи возрождения
Эпохавосстановления идеалов античности в европе:
Возрождение
Новое время
Средние века
Просвещение
Важнейшейчертой философской мысли и культуры эпохи возрождения является:
Космоцентризм
Антропоцентризм
Провиденциализм
Скептицизм
Характернойчертой философии эпохи возрождения является:
Антропоцентризм
Теоцентризм
Космоцентризм
Природоцентризм
В какомгороде была в 15-м веке возрождена платоновская академия?
Риме
Флоренции
Париже
Милане
Типмировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
Антропоцентризм
Природоцентризм
Теоцентризм
Космоцентризм
Основнойобъект исследования, мера вещей и отношений в эпоху возрождения:
Человек
Бог
Природа
Космос
Светскаямировоззренческая позиция эпохи возрождения, противостоявшая схоластике идуховному господству церкви:
Гуманизм
Природоцентризм
Теоцентризм
Идеализм
Противопоставлениеотдельного индивида обществу характерно для:
Индивидуализма
Коллективизма
Рационализма
Иррационализма
Типмировоззрения, характерный для эпохи возрождения, в основе которого лежитпротивопоставление отдельного индивида обществу:
Индивидуализм
Коллективизм
Иррационализм
ТеоцентризмАвтор «речи о свободе идостоинстве человека»
Николомакиавелли
Гугосен-викторский
Пико делламирандола
АнсельмкентерберийскийПредставитель философииэпохи возрождения:
Т.гоббс
Дж.бруно
Анаксимандр
Аристотель
Положенияо бесконечности вселенной во времени и пространстве, о тождестве бога и природыобосновал:
Фр.петрарка
Фомааквинский
Дж.бруно
К.птолемей
Итальянскийпоэт, автор сонетов к лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики
Савонарола
Петрарка
Фичино
Вазари
Дляфилософии эпохи возрождения характерна
Ностальгия поантичной культуре
Комментированиетекстов св. Писания
Вера в скорыйконец света
Отрицаниезначимости науки
Учение,развившееся в эпоху возрождения, и утверждающее тождество бога и природы, что«природа – это бог в вещах»
Пантеизм
Деизм
Провиденциализм
Теизм
Европейскаяфилософия 17-18 вв.
Освобождениеот церковного влияния
Экуменизм
Контр-реформация
Секуляризация
Экклезиология
Философскоенаправление, признающее разум основой познания и поведения людей
Рационализм
Сенсуализм
Скептицизм
Агностицизм
Основноеутверждение рационализма заключается в том, что
Разум играетприоритетную роль в познавательной деятельности человека
Главенствующуюроль в науке играет эксперимент
Познание миравозможно благодаря божественному откровению
Сутьпроцесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
Особенностирационализма xviiв. Обусловила
Математика
Эстетика
Политика
Экономика
Французскийфилософ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии
Ф. Бэкон
Т. Гоббс
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Дуалистическаяфилософия характерна для
Р.декарта
Ф.бэкона
Ж.ж. Руссо
Дж.беркли
В вопросе о субстанции рене декарт придерживался
Материалистического монизма
Дуализма
Плюрализма
АгностицизмаУтверждение:«я мыслю, следовательно, я существую» высказал
Р. Декарт
Фомааквинский
Вольтер
Ф. Бэкон
Чтоозначает исходный тезис философии декарта, по-латински звучащий как «cogitoergosum»?
Разум – этосила
Индукцияоснова всего
Познаниеисходит из ощущений
Если я мыслю,следовательно, я существую
Мысль«никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым сочевидностью» принадлежит:
Р.декарту
Ф.бэкону
Дж.локку
Т.гоббсу
Основноеутверждение эмпиризма
Высший видпознания – интуиция
Всё знаниечеловека основывается на опыте
Мир впринципе не познаваем
Всёподвергать сомнению
Направление,считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт
Гностицизм
Сенсуализм
Рационализм
Интуитивизм
Основоположникэмпиризма, автор первой технократической утопии «новая атлантида», авторлозунга «знание – сила»
Р. Декарт
Ф. Бэкон
Дж. Беркли
Вольтер
Основнымметодом научного познания, по мнению ф. Бэкона, должна стать
Диалектика
Индукция
Дедукция
Эвристика
Деление ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные»соответствует делению знания на:
Естественнонаучноеи математическое
Чувственное ирациональное
Эмпирическоеи теоретическое
Прикладное ифундаментальное
Согласнофренсису бэкону, любое познание должно:
Руководствоваться метафизическимипервопринципами
Пользоваться дедуктивными методами
Нисходить от абстрактного к конкретному
Опираться на опыт и двигаться отединичного к общему
Философ,считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabularasa
Д. Юм
Дж. Локк
И. Кант
Ж.ж. Руссо
«войнавсех против всех» есть естественное состояние, считал
Т. Гоббс
Д. Бруно
Д. ДидроИ. Фихте
Теории «общественногодоговора» придерживался
Платон
Т. Гоббс
Аристотель
Г. В. Ф.ГегельФилософ, взявший заоснову бытия так называемые «монады»
Д. Беркли
Г. Лейбниц
Т. Гоббс
И. Кант
Простаянеделимая субстанция согласно лейбницу
Монада
Идея
Апейрон
МатерияПредставителемсубъективного идеализма является:Дж.берклиДж.локкТ.гоббсФ.бэкон
Центральнаяфилософская проблема д. Юма
Познание
Материя
Движение
Бытие
Центральнаяпроблема в философии французского просвещения
Человека
Познания
Бытия
Природы
Основнаяидея философии французского просвещения
Приоритетразума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества
Агностицизм
Клерикализм
Приоритетчувственного познания мира при решении проблем человеческого общества
К числуважнейших идей французской философии эпохи просвещения нельзя отнести
Идеюравенства всех людей
Идеюприоритета коллективного над индивидуальным
Идею прав исвобод человека
ИдеюпрогрессаСущностьдеизма состоит в
Сведении ролибога к творению материи и первотолчку
Растворениюбога в природе
Признаниипостоянного вмешательства бога в процессы, происходящие в человеческом обществе
Утверждении оналичии у бога двух ипостасей
Представительфилософии французского просвещения
Ж.-ж. Руссо
Б. Спиноза
Г. Лейбниц
Т. Кампанелла
«человекрожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал
Ж.-ж. Руссо
К. Гельвеций
Ж. Ламетри
Вольтер
Причинойнеравенства в человеческом обществе ж.-ж. Руссо считал
Собственность
Власть
Наследственность
Воспитание
Французскийфилософ, сторонник сенсуализма
Локк
Кондильяк
Декарт
Шеллинг
Центромевропейского просвещения в середине 18-го века была
Англия
Германия
Россия
Франция
Идеяправового государства включает в себя положение о
Разделениивластей
Пагубностичастной собственности
Недопустимостиэксплуатации человека человеком
Приоритетеобщечеловеческих ценностей
Французскийфилософ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рожденияобладают равными способностями
Гельвеций
Фихте
Гоббс
Паскаль
Немецкаяклассическая философия
философиясоциальный вопрос проблемаХронологические рамкинемецкой классической философии
Xv в.
Xvii в.
Xviii – xix вв.
Xvi в.Философ,автор «критики чистого разума»:
Г.в.ф.гегель
И.кант
Б.спиноза
Р.декартВажнейшее философскоепроизведение иммануила канта
«метафизика»
«наукалогики»
«критикапрактического разума»
«красота вприроде»
Предметом теоретической философии пои.канту должно быть исследование:
Природы и человека
«вещей в себе»
Законов разума и его границ
Бытия бога
Пои.канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:
Быть согласованным с опытом
Противоречить законам логики
Опираться на очевидные принципы
Быть всеобщим и необходимым
И.кантсчитает, что пространство и время:
Существуют независимо от нашего сознания
Являются формами бытия вещей
Это категории материи
Есть врожденные, доопытные формычувственности
Вфилософии и. Канта «вещь в себе» — это
Синонимпонятий «бог», «высший разум»
То, чтоналичествует в нашем сознании, но нами не осознается
Неизвестнаяпервопричина мироздания
То, что вызываетв нас ощущения, но само не может быть познано
Вфилософии и.канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческогорассудка пытаются делать заключения о:
Мире «вещей самих по себе»
Мире опыта
О какой-либо части целого
Конкретном событии
Смысл категорическогоимператива и.канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другимтак, как:
Они того заслуживают
Ты хотел бы, чтобы они поступали поотношению к тебе
Поступает добродетельный человек
Подсказывают тебе твои внутренниечувства
Утверждение: «поступайтак, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщегозаконодательства» принадлежит
Г.в.ф. Гегелю
И. Канту
Ф. Ницше
К. Марксу
По мнениюи. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальноезначение имеет
Природнаядоброта
Нравственныйдолг
Соблюдениеобщественных норм
Разумность иосмысленность поведения
Философ,автор «феноменологии духа», «науки логики», «философии истории», «философииправа»:
Г.в.ф.гегель
И.кант
Б.спиноза
Р.декартФилософииг.гегеля присущ:
Пантеизм
Бихевиоризм
Панлогизм
Атеизм
Теорияразвития гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей,называется:
Софистика
Диалектика
Монадология
Гносеология
Реальность,составляющая основу мира, по гегелю:
Природа
Бог
Абсолютнаяидея
Человек
Представительнемецкой классической философии:
О.шпенглер
Г.зиммель
Б.рассел
Л.фейербах
Кто изнижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкойклассической философии?
И. Кант
Л. Фейербах
Ф. Ницше
Ф. ШеллингПредставителемматериализма является
Аврелийавгустин
В.с. Соловьев
Платон
Л. Фейербах
Разделилдействительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»
Гегель
Шеллинг
Кант
Декарт
Неявляется характерной особенностью немецкой классической философииСтремлениек полноте, системной стройности мыслиРассмотрениефилософии как высшей науки, как «науки наук»Опорана разум как высший способ познания мира
Отрицаниетрансцендентного, божественного бытия
Мыслитель,проживший всю жизнь в кенигсберге, преподававший в тамошнем университете
Гегель
Кант
Ламетри
Радищев
Согласногегелю истинным двигателем мировой истории является
Мировой дух
Природа
Деятельностьгероев и вождей
Дух народов
Западноевропейскаяфилософия 19-20 вв.
Философскоенаправление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая напервый план волю, созерцание, чувство, интуицию
Иррационализм
Рационализм
Эмпиризм
Скептицизм
Философскоенаправление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогдакак сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания
Философияжизни
Неорационализм
Прагматизм
Феноменология
Кпредставителям «философии жизни» относится
Ф. Ницше
И. Фихте
К. Поппер
Дж. Локк
Волю какглавный принцип жизни и познания рассматривал
А. Шопенгауэр
О. Шпенглер
В. Дильтей
Г. Зиммель
Артуршопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира
Волю к власти
Волю к жизни
Мировой дух
Жизненныйпорыв
Центральноепонятие философского учения а.бергсона – жизненный порыв (élanvital). Его познание возможнос помощью:
Интуиции
Интеллекта
Инстинкта
Сверхсознания
Кто является автором следующих произведений: «весёлаянаука», «по ту сторону добра и зла», «человеческое, слишком человеческое»?
Фридрих ницше
Мартинхайдеггер
Анри бергсон
Людвигфейербах
Родоначальникпозитивизма
Огюст конт
Фридрих ницше
Анри бергсон
Эдмундгуссерль
Направлениесовременной философии, являющееся материалистическим
Неотомизм
Марксизм
Экзистенциализм
Феноменология
Направлениесовременной западной философии
Буддизм
Прагматизм
Томизм
Агностицизм
Иррационалистическоенаправление в философии xxвека
Экзистенциализм
Неопозитивизм
Структурализм
Прагматизм
Термин«экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе нарусский язык означает
Любовь
Познание
Существование
Развитие
Формабытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма
Бытие природы
Индивидуальноебытие человека
Бытиеобщества
Бытиеабсолютного духа
Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенностии одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущностьчеловека, обосновывались в философии
Неопозитивизма
Экзистенциализма
Структурализма
Психоанализа
Направление философии, в котором человек рассматриваетсякак самодетерминирующееся, самосозидающее существо
Фрейдизм
Экзистенциализм
Феноменология
Прагматизм
Экзистенциалистскомувзгляду на человека соответствует утверждение о том, что
В нашей жизнивсё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться навезение
Человеческиепоступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем недогадываться
Что бычеловек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а отсудьбы, рока
Человекобречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственностьРусская философия
Кважнейшим особенностям русской философии нельзя отнести
Стремление кцелостному познанию
Нравственно-антропологическийхарактер
До-систематический,до-логический характер
Эмпирико-сенсуалистическийхарактер
Одной из сквозных идей русской философии является идеяапокатастазиса, суть которой в
Спасении всехлюдей без исключения: и праведников, и грешников
Построениисвободного теократического государства
Оправданиибога, снятии с него ответственности за существующее на земле зло
Воскрешениивсех когда-либо живших на земле людей
К характерным особенностям русской философии относится:
Рационализм
Эмпиризм
Антропологизм
Панлогизм
Верховный бог в славянской мифологии, творец вселенной,распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома
Один
Сет
Гор
Род
Для древнерусской мысли характерна:
Объективность,безоценочность
Переоценкавнешнего материального бытия
Интерес кобщественно-политической проблематике
Абстрактноетеоретизирование
Предфилософиикиевской руси свойственен:
Приоритетнатурфилософских построений
Мистицизм
Нравоучительныйхарактер
Обоснованиеисключительности русского народа
Датой принятия православия на руси считается
944 год
980 год
988 год
1054 год
Город, вкотором согласно «повести временных лет» принял крещение великий князь владимирсвятославич
Новгород
Киев
Корсунь
Константинополь
Киевскаярусь приняла «культурную эстафету» от:
Византии
Золотой орды
Хазарскогокаганата
Франции
Двуглавый орёл впервые былпринят в качестве государственного символа россии
Владимироммономахом в 12 веке
Иваном iii в 15 веке
Иваном iv (грозным) в 16 веке
Петром i в начале 18 века
К жанрусоциальной утопии в древнерусской литературе относится
«задонщина»
«сказание ограде китеже»
«слово озаконе и благодати»
«повесть обелоризце-человеке и о монашестве»
Сергийрадонежский был современником
Ледовогопобоища
Стояния наугре
Куликовскойбитвы
«смутноговремени»
Знаменитымрусским иконописцем является:
Иван федоров
Максим грек
Григорийсковорода
Феофан грек
Самаязнаменитая икона андрея рублева:
«благовещение»
«спас яроеоко»
«богоматерьдонская»«троица»«слово о законе иблагодати» написал
Филофей
Владимирмономах
Иларион
ДаниилзаточникИдеологему«москва – третий рим» впервые обосновал
Владимирмономах
Филофей
Дионисий
Сергийрадонежский
Инициаторомисправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:
Патриархникон
Протопопаввакум
Инок филофей
Иосифволоцкий
Основателемрусского книгопечатания является:
Ф. Скорина
И. Федоров
Д. Тверитинов
С. Ушаков
Духовный лидер нестяжателей
Иосифволоцкий
Нил сорский
Серапионвладимирский
Юрий крижанич
Выступалипротив владения монастырями землей, считали, что накопление богатствапротиворечит монашеским обетам
Грамотники
Никониане
Раскольники
Нестяжатели
Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строитьсемью и вести хозяйство, созданный на руси в 16 веке
«домострой»
«великиеминеи четии»
«шестоднев»
«толковаяпалея»
Протопопаввакум был духовным вождем
Иосифлян
Жидовствующих
Нестяжателей
Раскольников
В «вертограде многоцветном» симеон полоцкий уподобляет мир
Книге
Шару
Человеку
Дому
Один изпервых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)
Александргерцен
Юрий крижанич
Максим грек
Аввакум
Сподвижник петра великого, архиепископ новгородский, автор«духовного регламента»
Вассианпатрикеев
Симеонполоцкий
Михаилломоносов
Феофанпрокопович
Российскаяакадемия наук была основана в
1724 году
1755 году
1801 году
1825 году
Сторонником деистического материализма в русской философиибыл
М.в.Ломоносов
Н.и. Новиков
Г.с.Сковорода
А.с. Хомяков
Приоткрытии московского университета в числе трёх его факультетов не было:
Физического
Философского
Юридического
Медицинского
Масонство было привнесено в россию из:
Англии
Византии
Швеции
Ирана
К одной изцентральных идей масонства относится:
Ограничениесвободы человека, подчинение личности воле коллектива
Превосходствоарийской расы над другими народами
Совершенствованиечеловека через личное и соборное самопознание
Слияние сприродой, отказ от достижений и благ цивилизации
По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам иохоту к чтению»
В.г.Белинский
Г.р. Державин
Л.н. Толстой
Н.и. Новиков
«русскимсократом» прозвали
М.в.Ломоносова
Даниилазаточника
Г.с.Сковороду
Стефанаяворского
По мнению г.с. Сковороды, вся действительность распадаетсяна три мира, к числу которых не относится:
Человек
Общество
Природа
Библия
Работа «очеловеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первыхфилософско-антропологических произведений в истории русской мысли, быланаписана
А.с.Хомяковым
А.н.Радищевым
Данииломзаточником
М.а. Бакуниным
Вопрос ороли и месте россии в истории человечества был поставлен в «философическихписьмах»:
В. Соловьевым
П. Чаадаевым
А. Хомяковым
А. Герценом
Первое«философическое письмо» было опубликовано в журнале
Современник
Колокол
Телескоп
Европеец
К основным идеям «философических писем» нельзя отнести
Следованиехристианским заповедям как единственному пути к спасению, к царствию небесному
Скептицизм поотношению к прошлому и будущему россии
Подчиненностьисторического процесса воле бога
Отказ от всехформ насилия, принуждения человека человеком, государством или церковью
Былобъявлен императором николаем iсумасшедшим за свои философские воззрения
П.и. Пестель
В.и. Ленин
А.и. Герцен
П.я. Чаадаев
Кому принадлежат следующие пессимистические строки:«одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чёмне содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось намот этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашегосоциального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего благалюдей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины,ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?
П.я. Чаадаеву
А.н. Радищеву
Н.г.Чернышевскому
В.г.БелинскомуОсновнойидеей западничества является
Сила власти –царю, сила мнения – народу
Россия должнаразвиваться по европейскому пути
Прогресс обществасвязан с развитием монархической власти
Православие,самодержавие, народность
Духовный лидер западников
В.с. Соловьев
К.с. Аксаков
Ф.м.Достоевский
А.и. Герцен
Наиболее близка квоззрениям «западников» идеология партии
Единая россия
Лдпр
Союз правыхсил
Кпрф
Центральнаяидея философии и.в. Киреевского
Цельностьдуховной жизни
Равенствовсех людей
Приоритетгосударства перед церковью
Любовь ковсему живому
Идейнымглавой славянофилов являлся
А.и. Герцен
А.с. Хомяков
А.н. Радищев
Л.н. ТолстойПредставителемславянофильства был
С.н. Булгаков
Н.г.Чернышевский
И.с.Киреевский
Н.и. Новиков
Вера в то,что спасение запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:
Русскихкосмистов
Славянофилов
Старообрядцев
Западников
Вера внравственную чистоту русского крестьянства характерна для:
Русскихмарксистов
Экзистенциалистов
Славянофилов
Иосифлян
Термин«соборность» в философии славянофилов обозначает
Приоритетколлективного над индивидуальным
Свободноеединение людей во христе
Спасение всехверующих
Общинноеустройство общества при отсутствии государственной власти
Подлинным гимном свободе можно признать
«легенду овеликом инквизиторе» ф.м. Достоевского
«буддизм внауке» а.и. Герцена
«живуювселенную» к.э. Циолковского
«апологиюсумасшедшего» п.я. Чаадаева
Слова«красота спасет мир» принадлежат
В.с.Соловьеву
Ф.м.Достоевскому
Л.н. Толстому
М.в.Ломоносову
Смысл притчи достоевскогоо «слезинке ребёнка» из романа «братья карамазовы» заключается в том, что
Надо любитьдетей
Мироваягармония не стоит даже одной человеческой жизни
Дети чище идобрее взрослых
В страданияхдетей повинен социальный строй общества
Русский мыслитель, авторроманов «подросток», «бедные люди», «идиот», «бесы»
Л.н. Толстой
Н.в. Гоголь
К.э.Циолковский
Ф.м. ДостоевскийФилософскоеучение, основанное львом николаевичем толстым
Почвенничество
Философия всеединства
Народничество
Этиканенасилия
Главное нравственное правило с точки зрения л.н. Толстого
Страдающегоубей
Познай самогосебя
Не противьсязлому
Служиотечеству верой и правдой
Страна, где владимир соловьев в третий раз встретился свидением софии как образом вечной женственности и премудрости божией
Индия
Палестина
Египет
Греция
Автором работ «смысллюбви», «красота в природе», «оправдание добра», «чтения о богочеловечестве»является
Павелфлоренский
Владимирсоловьёв
Алексей лосев
НиколайбердяевКонцепция…. Характерна для вл. С. Соловьева.
Всеединства
Интуитивизма
Имяславия
Славянофильства
Одна изглавных идей философии всеединства
Недопустимостьлюбых форм насилия в общественной и государственной жизни
Философиядолжна помогать человеку решать насущные проблемы жизни
Невозможностьдостоверного познания абсолюта
Воскрешениевсех живших на земле людей
Высшей,наиболее совершенной формой любви, по мнению в.с. Соловьева, является
Любовь междумужчиной и женщиной
Любовь кистине
Любовь материк ребенку
Любовь кродине
Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющуюфилософскую систему на началах христианского гуманизма
В.с. Соловьев
Н.а. Бердяев
А.н. Радищев
Ф.м.Достоевский
Русскиймыслитель, который в работе «имена» доказывал, что между именем и его носителеместь глубокая связь
С.н. Булгаков
А.л. Чижевский
П.а.Флоренский
Л. Шестов
Одно из главных произведений с.н. Булгакова
«смыслтворчества»
«оправданиедобра»
«столп иутверждение истины»
«светневечерний»
Представитель русского марксизма
Г.в. Плеханов
Н.к. Михайловский
Н.ф. Федоров
В.с. Соловьёв
В.и. Ленин разработал учение о россиикак
Третьем риме
Аграрной стране с общинным укладом
Слабом звене в цепи империализма
Великойдержаве
Основоположником русского космизма считается
Александррадищев
Николайбердяев
Николайфёдоров
Фёдордостоевский
Представителями«русского космизма» являются:
Н. Бердяев,в. Соловьев
Ф.Достоевский, л. Толстой
А. Лосев, м.Бахтин
К.Циолковский, в. Вернадский
Согласно н.ф. Фёдорову, высший моральныйдолг землян, центральная задача всех людей заключается в
Объединении всех религий
Воскрешении всех предков
Превращении человечества в лучистуюэнергию
Уничтожениистраданий на земле
Синтез философскихи научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы,человечества и вселенной
Философияжизни
Философия всеединства
Космизм
Экзистенциализм
Одно из основных правил «космической этики» к.э.Циолковского
Поступай сдругими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой
Будьмилосерден ко всему живому
Страдающегоубей
Возлюби богабольше, чем самого себя
Основноепонятие гносеологии в.и. Вернадского
Абсолютнаяистина
Эмпирическоеобобщение
Вещь в себе
Априорнаяформа чувственности
Ноосфера — это
Сфера разума
Сфера жизни
Божественнаясфера
Трансцендентнаясфера
Основоположниккосмической экологии и гелиобиологии
П.а.Флоренский
К.э.Циолковский
В.и.Вернадский
А.л.Чижевский
Русский философ, в книге «самопознание» писавший:«своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил воснование философии не бытие, а свободу»
Николайбердяев
Владимир соловьёв
Александргерцен
Лев шестов
Русскиймыслитель … в работе «самопознание» заявил, что положил в основание философиине бытие, а свободу.
Н.а. Бердяев
В.с. Соловьев
А.и. Герцен
Н. Федоров
Причина, первоисточник зла в мире по н.а. Бердяеву
Несотвореннаясвобода
Государственнаявласть
Стихийныесилы природы
Коснаяматерия
Дуализмдуха и материи, бога и природы характерен для философии
К.э.Циолковского
Л. Шестова
Н.а. Бердяева
Л.н. Толстого
По мнениюл. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря
Вере в бога
Научномузнанию
Смирению
Любви кближнему
Согласнол. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются
Одиночество истрах
Смерть иотчаяние
Разум имораль
Вера и любовь
Онтология
Основабытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,
Субстанция
Сознание
Интенция
Атрибут
Равноправиематериального и духовного первоначал бытия провозглашает
Дуализм
Монизм
Скептицизм
Релятивизм
Существованиемножества исходных оснований и начал бытия утверждает
Плюрализм
Эмпиризм
Релятивизм
Агностицизм
Утверждение, соответствующее метафизическому пониманиюматерии
Материявечна, несотворённа и неуничтожима
Материятождественна веществу
Материясоздана богом
Материя всвоей основе состоит из идеальных форм
Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:
Августин
Спиноза
Демокрит
К. МарксМатерия естьпервоисточник бытия, утверждает
Материализм
Идеализм
Интуитивизм
Иррационализм
«философскаякатегория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в егоощущениях» есть
Материя
Явление
Мера
Качество
В марксизме материя трактуется как
Единство энергии и сознания
Вещество
Объективная реальность
Энергия
Что изнижеперечисленного не относится к атрибутам материи?
Структурность
Движение
Отражение
СтабильностьК идеальнымявлениям относитсяСветВсемирное тяготениеСовестьВремя
Неотъемлемоесущественное свойство вещи, явления, объекта называется
Акциденцией
Атрибутом
Качеством
Апорией
Способ существованияматерии
Движение
Потоксознания
Небытие
Неподвижность
К атрибутамматерии не относится
Структурность
Движение
Покой
ОтражениеВысшая формадвижения материи — это
Механическоедвижение
Биологическоедвижение
Социальноедвижение
Физическоедвижение
Сутькосмогонической гипотезы «большого взрыва» состоит в предположении о том, что
Вселеннаяпогибнет в результате взрыва ядра галактики
В центрегалактики происходят регулярные взрывы, изменяющие пространственно-временныехарактеристики вселенной
Вселеннаявозникла в результате взрыва микроскопической частицы
Черезнесколько миллиардов лет солнце взорвётся и уничтожит землю
Последовательностьсостояний отражает категория
Времени
Пространства
Материи
Необходимости
Форма бытияматерии, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование ивзаимодействие элементов во всех материальных системах
Движение
Время
Пространство
Качество
Субстанциальнуюконцепцию пространства и времени защищал
Лейбниц
Лукреций кар
Ньютон
Эйнштейн
Сущностьреляционной концепции пространства и времени заключается в том, что
Время вечно, пространствобесконечно
Время ипространство не зависят друг от друга
Пространствои время зависят от материальных процессов
Пространствои время иллюзорны, в действительности есть только неподвижная и неизменнаясубстанция
Какая концепция временине допускает возможность создания «машины времени»?
Субстанциальная
Реляционная
Статическая
Динамическая
Важнейшееспецифическое свойство биологического времени
Обратимость
Цикличность
Двумерность
Антропность
Важнейшееспецифическое свойство биологического пространства
Амбивалентность
Асимметричность
Четырёхмерность
Однородность
Совокупностьестественных условий существования человека и общества
Мир
Практика
Космогенез
Природа
Какая из нижеперечисленных пар прилагательных неиспользуется при философском анализе природы?
Органическаяи неорганическая
Искусственнаяи естественная
Материальнаяи духовная
Первозданнаяи рукотворная
Кто изназванных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияетна самочувствие людей?
Циолковский
Королёв
Вернадский
Чижевский
Философиясознания
Отражение – это (выберите наиболее полное и точноеопределение)
Свойствоживых существ реагировать на жизненно важные стимулы среды
Способностьвысокоорганизованных животных ориентироваться во внешнем мире
Свойствоматерии запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов
Способностьматериальных систем порождать собственные подобияОщущения,восприятия, понятия, мышление входят в структуру:
Мозга
Сознания
Бессознательного
ЖивогосуществаРефлексия –это:
Отражение предметов
Размышлениеличности о самой себе
Комплексрефлекторных реакций
Медитативнаяпрактика
Наиболеесложной формой отражения является
Раздражимость
Сознание
Чувствительность
Психика
Способностьживых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью
Раздражимость
Сознание
Психика
Рефлексия
Мыслитель,с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психикечеловека
Платон
Г. Гегель
К. Г. Юнг
З. Фрейд
Разработанныйз. Фрейдом метод
Психоанализ
Методассоциаций
Гипноз
Интроспекция
К основнымметодам исследования бессознательного в психоанализе не относится
Анализ трансфера
Анализ убеждений
Анализ сновидений
Анализ свободныхассоциаций
Вструктуре личности з.фрейд выделяет
Оно, сверх-я, я
Оно, до-я,пра-я
Оно, сознательноея
Сознательное, коллективноебессознательное, архетипы
Одна из инстанций, которую зигмунд фрейд выделил вструктуре личности
Самость
Оно
Пра-мы
Персона
Зигмунд фрейд выделил в структуре психического аппарата триинстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. Ту, которуюфрейд не выделял.
Сверх-я
Оно
Пра-мы
ЯОно впсихоанализе фрейда относится к:
Сфересознательного
Сферебессознательного
Трансперсонального
ИнтрасубъективногоСон поз.фрейду является:
Наказанием загрехи
Символическим
Бессмысленным
Осуществлениемжелания
Мыслитель, полагавший,что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами
Г. Гегель
Ф. Ницше
З. Фрейд
Ж.-п. Сартр
Согласно карлу роджерсу, «я-концепция» состоит из четырёхосновных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?
Я-реальное
Я-идеальное
Я-воспоминание
Я-экзистенциальное
Я-зеркальное
Гносеология
Гносеологиярассматривает
Границы ивозможности человеческого познания
Человеческоебытие
Нравственныеориентиры человеческой жизни
Эстетическиеценности
Достоверноезнание о мире невозможно, утверждает
Скептицизм
Атеизм
Рационализм
Эмпиризм
Носительпреднамеренной, целенаправленной активности
Субъект
Объект
Индивид
Антропоид
Познавательное отношение состоит из трех основных сторон(элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?
Субъектпознания
Средствапознания
Цель познания
Объектпознания
Неотносятся к видам средствам познания
Концептуальные
Технические
Адекватные
Физиологические
Абсолютность, относительность, конкретность, объективностьявляются основными свойствами
Материи
Пространства
Истины
Теории
Непротиворечивостьотносится к следующему критерию научности
Эмпирическому
Логическому
Эстетическому
Прагматическому
Еслипредсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, тотогда говорят о
Верификациизнания
Фальсификациизнания
Апробациизнания
Конгруэнтноститеории и опытаНевозможнофальсифицировать:
Существованиечерных гусей
Существованиежизни на марсе
Существованиебога
СуществованиеатлантидыПоддается фальсификациигипотеза о:
Существованиижизни на марсе
Существованиибога
Триединстветроицы
ПросветлениибуддыКогерентность– это
Самосогласованностьзнания
Способностьзнания инициировать постановку новых проблем
Эстетическаяприглядность знания
Неопровержимостьзнания
Эвристичность относится к
Логическимкритериям научности
Эмпирическимкритериям научности
Внелогическимкритериям научности
Вероятностным критериям научности
Знание,соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность
Мультиплет
Агрегор
Гипотеза
Истина
Критерийистины в марксистской философии
Практика
Наука
Действительность
Вера
В соответствии спрагматической концепцией истинности, истина – это
Результатсоглашения между учеными
Свойствознания соответствовать действительности
Продуктнаучной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям
То, чтополезно, что помогает нам успешно решать проблемы
Способность постижения истины путём непосредственного еёусмотрения без обращения к логическим аргументам
Интеллект
Интуиция
Созерцание
Наблюдение
Всовременной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути
Абстрагированияот личностных качеств человека
Субъектпознания рассматривается как живая целостная человеческая личность
Познающийпонимается как трансцендентальный субъект
«смертьсубъекта»
ДиалектикаДиалектика –это
Учение оструктуре мироздания
Теория,описывающая движение материальных тел
Учение оразвитии и всеобщих взаимосвязях
Наука омногообразии мира
Философскоеучение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий
Диалектика
Метафизика
Софистика
Антропология
Назовитефилософа, которого считают основателем античной диалектики
Гольбах
Г.в.ф. Гегель
Г. Галилей
Гераклит
Теорияразвития гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей
Диалектика
Софистика
Монадология
Скептицизм
Диалектическийматериализм — учение
Марксизма
Иррационализма
Позитивизма
СтруктурализмаДиалектикаотличается от метафизики
Пониманием природыматериализма
Пониманием природыидеализма
Пониманиемразвития
Пониманиемчеловеческой природы
Метафизика – это
Философскаяпозиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние нажизнь человека и общества
Взгляд,согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные,качественно постоянные
Учение остановлении мира из хаоса согласно единому принципу
Наиболеефундаментальный раздел современной физики, исследующий вопросы о происхождениии строении вселенной
Наиболее общиефундаментальные понятия
Эмпирическиеданные
Категории
Синтаксис
Семантика
Философский принцип, утверждающий, что все явления связаныдруг с другом причинными связями и обуславливают друг друга
Принцип развития
Принцип детерминизма
Принцип единства явления и сущности
Принцип единства и борьбыпротивоположностей
Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связьмежду явлениями называется
Тенденцией
Законом
Измерением
Аналогией
Законыдиалектики впервые сформулировал
Аристотель
Р. Декарт
Ж.-ж. Руссо
Г. В.ф.Гегель
Один из основныхпринципов диалектики
Принцип изоляции
Принцип развития
Принципдополнительности
Принципнеопределенности
Не является закономдиалектики
Законотрицания отрицания
Закон овзаимопереплетении причин и следствий
Законперехода количества в качество
Закон единства и борьбыпротивоположностей
Диалектическийисточник самодвижения и развития природы, общества и познания
Противоречие
Материя
Мера
Необходимость
Ключевыммоментом диалектической концепции является принцип
Противоречия
Системности
Дополнительности
Запрета
Закон диалектики,отвечающий на вопрос об источнике развития
Законединства и борьбы противоположностей
Законперехода количественных изменений в качественные
Закон овзаимопереплетении причин и следствий
Ни один иззаконов диалектики не может ответить на этот вопрос
Закондиалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира ипознания,
Единство иборьба противоположностей
Переходколичественных изменений в качественные
Отрицанияотрицания
Законсохранения и превращения энергии
Закондиалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития
Переходколичественных изменений в качественные
Единство иборьба противоположностей
Отрицанияотрицания
Закон сохранения и превращения энергии
Закондиалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития
Отрицанияотрицания
Переходколичественных изменений в качественные
Единство иборьба противоположностей
Законсохранения и превращения энергии
Направленное,качественное изменение
Развитие
Движение
Дивергенция
Конвергенция
Совокупностьсущественных необходимых свойств вещи составляют её:
Количество
Качество
Объём
Масштаб
Внутреннеесодержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория
Сущности
Существования
Количества
Бытия
Теориясамоорганизации сложных систем
Синергетика
Бифуркация
Монадология
Материализм
Природанауки, формы и методы научного познания
Теория научногопознания именуется
Онтологией
Аксиологией
Эпистемологией
Эволюционнойэпистемологией
Что изнижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?
Обоснованность
Доказательность
Неопровержимость
Системность
Пофункциональному предназначению, целям исследования знания делятся на
Фундаментальные иприкладные
Точные иприближенные
Достоверные ивероятностные
Естественнонаучныеи технические
Один изосновоположников философии техники
Э. Фромм
К. Циолковский
П. Энгельмейер
М. Фарадей
Греческое слово«технэ» первоначально имело значение
Знание, наука
Искусство,мастерство
Метод, язык, речь
Машина, устройствоЧувственноепознание отличается от рационального тем, что
Первоеоперирует фактами, второе – рациональными аргументами
Первоеэмоционально, второе – нейтрально
Первоебазируется на ощущениях, второе – на доводах разума
Первое болееадекватно, чем второе
Исходная,простейшая форма чувственного познания
Восприятие
Измерение
Ощущение
Представление
Форма рациональногопознания:
Ощущение
Представление
Понятие
Восприятие
Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указанияна их существенные и необходимые свойства
Умозаключение
Суждение
Понятие
Силлогизм
Высказывание,в котором нечто утверждается или отрицается
Умозаключение
Суждение
Понятие
Опровержение
Формамышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком,между предметами, а также факт существования предмета
Суждение
Понятие
Восприятие
Ощущение
Формаэмпирического познания
Суждение
Гипотеза
Факт
Проблема
Утверждение,основанное на объединении множества родственных фактов
Гипотетическиймультиплет
Теоретическийзакон
Эмпирическоеобобщение
Рациональныйсинтез
Научноедопущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании
Умозаключение
Гипотеза
Верификация
Интерпретация
Высшаяформа организации научного знания, дающая целостное представление озакономерностях и существенных связях определённой области действительности
Апория
Эмпирическийбазис
Парадигма
ТеорияК важнейшимфункциям научной теории можно отнести
Коммуникативную
Эмоциональную
Побудительную
Систематизирующую
Научнаягипотеза относится к
Концептуальнымсредствам познания
Техническимсредствам познания
Трансцендентнымсредствам познания
Физиологическимсредствам познания
Данноеопределение: «исследование объекта в контролируемых или искусственно созданныхусловиях» относится к:
Наблюдению
Измерению
Эксперименту
Идеализации
Преднамеренное,целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств,особенностей протекания и поведения
Ощущение
Моделирование
Эксперимент
Наблюдение
Исследованиеобъекта в контролируемых или искусственно созданных условиях
Наблюдение
Измерение
Эксперимент
Идеализация
Произведениеобщего вывода на основе обобщения частных посылок
Индукция
Синтез
Абстрагирование
Дедукция
Логическийвывод частных следствий из общего положения
Индукция
Дедукция
Формализация
Анализ
Процессперехода от общих посылок к заключениям о частных случаях
Дедукция
Индукция
Синтез
Абстрагирование
Мысленноеили реальное разложение объекта на составные элементы
Анализ
Абстрагирование
Синтез
Индукция
Процедурамысленного расчленения целого на части
Дедукция
Индукция
Анализ
Синтез
Соединениевыделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое
Синтез
Абстрагирование
Аналогия
Индукция
Метод, неприменяющийся в научно-техническом познании
Комбинационно-синтезирующий
Герменевтический
Эксперимент
Анализ
Метод приближенных вычислений наиболеешироко используется в
Гуманитарныхнауках
Естественныхнауках
Технических науках
Математическихнауках
Выявлениепричинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий законхарактерно для
Понимания
Объяснения
Верификации
Описания
Согласнот. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенноговремени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»
Исследовательскаяпрограмма
Научнаяреволюция
Теория
Парадигма
Философскаяантропология
Автор произведений: «иметь или быть?», «человек для себя»,«искусство любить», «бегство от свободы»
Ж.-п. Сартр
Э. Фромм
К. Ясперс
К.-г. Юнг
Впервыеопределил человека как «общественное животное» (zoonpolitikon)
Декарт
Аристотель
Августин
СенекаМысль: «человек есть меравсех вещей» принадлежит
Протагору
Ф. Ницше
Спинозе
Эпикуру
« это –социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающеепсихологическое образование, представляющее собой систему социально значимыхчерт человека»
Индивид
Самость
Индивидуальность
ЛичностьЛичность — это
Личность –врождённое качество каждого индивида
Личностьюявляется не каждый человек, а только выдающийся
Посколькупонятие «личность» неотделимо от понятия «общество» — каждый человек потенциальнаяличность
Личность естьстабильное, неизменное свойство каждого индивидаЛичность –это:
Личностью нерождаются, личностью становятся
Личностьюявляется не каждый человек, а только выдающийся
Посколькупонятие «личность» неотделимо от понятия «общество» — каждый человекпотенциальная личность
Личность естьстабильное, неизменное свойство каждого индивидаЛичность –это:
Индивид какпредставитель человеческого рода
Человек,оказывающий активное воздействие на исторические общественные отношения в соответствиисо своими способностями и наклонностями
Продуктобщественных отношений
Совокупностьсвойств характера, темперамента и волевых установок
Совокупностьнеповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других
Индивидуальность
Персона
Человек
Личность
Высшаяспособность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка
Совесть
Сознание
Чувства
РазумИндивидуальное сознание –это
Выражениеповседневных нужд и потребностей людей
Отражениеиндивидуального бытия конкретной личности
Системазнания, присущая выдающейся личности
Психологическоеобразование, представляющее собой систему социально значимых черт человека
Приоритетотдельных личностей над общественным целым утверждает
Индивидуализм
Коллективизм
Субъективизм
Агностицизм
Приоритетинтересов общества над интересами индивида характерен для
Коллективизма
Анархизма
Индивидуализма
Либерализма
Сущностьпроблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе
О приоритетематериальных, либо духовных потребностей
Овзаимодействии и соотношении генов и воспитания
О формахборьбы за существование в человеческом обществе
О соотношениисознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков
Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её каксплошной череды страданий характерно для
Марксизма
Позитивизма
Буддизма
Конфуцианства
Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смыслажизни не была центральной?
Л.н толстого
В. Франкла
С.л. Франка
И. Лакатоса
Проблема смысла жизни была центральной для философии
О. Конта
В. Франкла
Т. Куна
И. Лакатоса
Кому принадлежат следующие высказывания: «смысл есть длякаждого и для каждого существует свой особый смысл», «смысл не может бытьсоздан искусственно, он может быть только найден», «в поисках смысла наснаправляет наша совесть»?
З. Фрейду
К. Роджерсу
В. Франклу
Э. Фромму
Как выполагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «любая попытка вновьподнять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их накакую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своёбудущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень,внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… однако мужествожить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственнолишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всейпсихотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова ницше: « у когоесть зачем жить, может вынести почти любое как»?
В. Франклу
Ж.-п. Сартру
А. Камю
К. Льюису
К какому виду любви относится данное описание: «это нежноеи мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любвиматери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?
Эросу
Людусу
Агапэ
Прагме
Как выдумаете, кому принадлежит следующее высказывание: «идея романтической любви,согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любвии что главная задача найти именно этого человека, — ошибочна. Неверно и то,что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметьрезультатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться поотношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, чтоэто не любовь, а симбиотическое отношение».
М. Хайдеггеру
Э. Фромму
Л. Шестову
В. Соловьёву
Гедонистическаялюбовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта,кокетства и пр. (в древнегреческой культуре)
Прагма
Филия
Эрос
Людус
Этическийсмысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе
Имеют ливрачи право проводить эксперименты, сопряжённые с угрозой для жизни и здоровья,на преступниках и безнадёжно больных людях
Имеет литяжелобольной человек право уйти из жизни, чтобы не испытывать страданий
Можно линасильственными средствами добиваться благих целей
Имеет личеловек право на самоубийство
«все вмире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:
Фатализма
Волюнтаризма
Иррационализма
Рационализма
Согласно…«всев мире предопределено, человек абсолютно несвободен»
Фатализму
Волюнтаризму
Иррационализму
Рационализму
Наиболеедревний предок человека (согласно данным современной науки)
Неандерталец
Питекантроп
Австралопитек
Кроманьонец
Согласно даннымсовременной науки homosapiensпоявился на земле
100-150 тысяч летназад
500-600 тысяч летназад
1-1,5 млн. Летназад
5-6 млн. Лет назад
Согласносовременной науке, австралопитеки не обладали
Способностьюизготавливать орудия
Стадным образомжизни
Членораздельнойречью
Прямохождением
Антропоиды — это
Представителивнеземных цивилизаций
Человекообразныеобезьяны
Представителиотсталых племён и народностей
Млекопитающие,откладывающие яйцаСоциальнаяфилософияАбсолютизировалозаконы механики применительно к социальной философии философское направление:ЭкзистенциализмаФранцузского материализма xviii векаФеноменологииПостмодернизмаФилософскоенаправление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальнойфилософииЭкзистенциализмФранцузский материализм xviii векаФеноменологияПостмодернизмОснователь социологии как позитивной науки
М. Вебер
О. Конт
К. Маркс
Г. ГегельОсновной трудк.маркса:
«левиафан»
«капитал»
«критикачистого разума»
«структура научной революции»Выделилсоциально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структурыобществаК. МарксЛ. ФейербахМ.а. БакунинН.г. Чернышевский
Понятиеобщественно-экономической формации принадлежит
Позитивизму
Марксизму
Фрейдизму
Экзистенциализму
Общественно-экономическаяформация – это
Общество с присущей ему формой правления
Общество сприсущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридическойнадстройкой
Локальнаязамкнутая цивилизация
Совокупностьвзаимоотношений людей в конкретном пространствеСуществует …общественно-экономических формаций
Десять
Пять
Три
Две
Согласно социологии марксизма, основной движущей силойразвития общества является
Природнаясреда
Классоваяборьба
Волявыдающихся людей
Борьба засуществование
Философ,понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономическихформаций
Г.в.ф. Гегель
О. Конт
К. Маркс
А. Тойнби
Определяющиеотношения между людьми, в марксистской философии
Производственные
Политические
Правовые
Идеологические
Класс,способный переустроить общество, по к.марксу
Пролетариат
Крестьянство
Интеллигенция
БуржуазияВ марксизмеглавным фактором в развитии общества считаетсяНародонаселениеГеографическая средаВоля личностиСпособ производства материальных благ
Не относится к основным типам общественного производства:
Производствоматериальных благ
Производствосоциальных отношений
Производстворесурсов
Производстводуховных ценностей
Эсхатология – это:
Учение оконвергенции социализма и капитализма
Учение оконечных судьбах мира и человека
Учение огрядущем слиянии всех религий и конфессий
Учение озагробном воздаянииСогласно г.Гегелю истинный двигатель истории
Естественныйотбор
Классоваяборьба
Мировой дух
Волявыдающихся личностей
Сущность натурализма какподхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:
Определяющимфактором развития общества признается материальное производство
Общественнаяжизнь существенно зависит от природных факторов
Движущейсилой развития общества являются идеи великих людей
Развитиеобщества подчинено объективным законам, не зависящим от сознания и воли людей
Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, являетсяосновной движущей силой развития общества
Мировой дух
Классоваяборьба
Волявыдающихся людей
Борьба засуществование
Антропосоциогенез– это
Процесссоциализации человека, приобщения индивида к культуре
Процессстановления общепланетарной цивилизации на началах разума
Осуществляющаясяв наши дни коэволюция природы и общества
Процессстановления человека и общества, их выделения из мира природы
Согласномарксизму, главным фактором антропогенеза является
Власть
Собственность
Труд
Нравственность
Постепенныеизменения в обществе и природе
Революция
Стагнация
Инфляция
Эволюция
Движениепо направлению от более совершенного к менее совершенному
Прогресс
Регресс
Революция
СтагнацияОбщественный прогресс –это
Уровеньразвития общества
Состояниеобщества в целом на определенном этапе развития
Поступательноедвижение общества от простых форм к более сложным
Производственноеразвитие
Глубокиекачественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества илипознания, происходящие за относительно короткий период времени
Революция
Реформа
Движение
Эволюция
Существует пять основныхтипов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных шести типовобщностей, назван здесь неверно?
Этнические
Территориальные
Профессиональные
Государственные
Демографические
Классовые
Общественное сознание –это
Сумма множестваиндивидуальных сознаний
Отражениеобщественного бытия
Теория, выдвинутаяидеологами для оправдания политики своего класса
Совокупностьпривычек, обычаев традиций
Что из нижеперечисленного не является формой общественногосознания?
Теология
Наука
Философия
Мораль
Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайтенаиболее полный и точный ответ.
Эстетическиеи художественные ценности
Информация идуховные значения
Интеллектуальныеуслуги
Научные ирелигиозные знания
Идеология — это
Наука онаиболее общих законах развития природы и общества
Системавзглядов на мир в целом
Теоретическоевыражение интересов той или иной группы людей
Совокупностьиндивидуальных сознаний
Идеология относится к
Материально-производственнойсфере
Социальнойсфере
Научной сфере
Духовнойсфере
Совокупностьобщественных чувств, эмоций, настроений
Общественноесознание
Общественное бытие
Общественнаяпсихология
Общественнаяидеология
Не относится к важнейшим измерениям духовности
Эстетизм
Теоретизм
Плюрализм
Этизм
Интерес — это
Конкретизированная,осознанная потребность
Потребность вматериальных благах
Потребность вдуховных ценностях и информации
Неосознаваемоежелание, стремление
Интерес кживописи является конкретизацией
Эстетическойпотребности
Нравственнойпотребности
Религиознойпотребности
Познавательнойпотребности
Феномен, к которому относится данное определение:«совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания,трансляции от одного поколения к другому»
Техника
Цивилизация
Практика
Культура
К важнейшимфункциям культуры нельзя отнести
Функциюпреемственности
Адаптивную(защитную) функцию
Воспитательнуюфункцию
Деструктивнуюфункцию
Не является проблемой, изучаемой философией истории
Проблемадвижущих сил общественного развития
Проблематипологизации обществ
Проблемавозникновения общества
Проблемаустройства (структуры) общества
Формационный подход кпроблеме исторического развития общества утверждает, что:
Формированиеистории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения
Развитиеразных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг сдругом
Мироваяистория едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии рядстадий, одинаковых для всех обществ
История имеетобщий смысл, суть которого заключается в тезисе: «каждый народ, каждоегосударство само должно определять свою судьбу»
Формационногоподхода к анализу общественного развития придерживался
А. Тойнби
П. Сорокин
В.и. Ленин
О. Шпенглер
Единойистории человечества не существует, есть только история локальных цивилизацийсогласно:
Формационномуподходу
Цивилизационномуподходу
Культурологическомуподходу
Марксистскомуподходу
Согласно …подходу, единой истории человечества не существует, есть только историялокальных культур
Цивилизационному
Формационному
Культурологическому
Марксистскому
Согласношпенглеру, цивилизация — это
Завершающая стадияв развитии культуры
Эпоха «цветения»,наивысшего расцвета культуры
Период возникновения,зарождения культуры
Синоним духовнойкультуры
Проблемывойны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носятназвание … проблем.
Локальных
Национальных
Глобальных
НародныхГлобальныепроблемы – этоПроблемы, решение которых еще не найдено наукойПроблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечестваПрисущие только развивающимся и бывшим социалистическим странамЭкологические проблемы
Какая изнижеперечисленных проблем не относится к глобальным?
Проблемаборьбы с международным терроризмом
Проблемаконтроля за рождаемостью
Проблемасохранения окружающей среды
Проблемаутилизации ядерных отходов
Растущаявзаимозависимость различных регионов мира
Технологизация
Глобализация
Институциализация
Дивергенция
В современнойроссии
Рождаемостьнезначительно превышает смертность
Рождаемость исмертность примерно равны
Смертностьзначительно превышает рождаемость
Рождаемостьзначительно превышает смертность