Реферат по предмету "Туризм"


социальный туризм

Оглавление Введение 1.Основные понятия, роль и значение социального туризма 1. Основные понятия и виды социального туризма. 2. Туризм для инвалидов и пожилых людей. Его роль и значение 3. Хозяйствующие субъекты социального туризма 2.Специфика работы социального туризма 1. Основные аспекты в формировании социального туризма 10 2.2.


Транспортное обслуживание в сфере социального туризма 3. Размещение и питание для инвалидов и граждан пожилого возраста во время проведения тура (экскурсии) 4. Основные рекомендации по экскурсионному обслуживанию лиц 3. Особенности благоустройства объектов показа. 24 Заключение 28 Список использованной литературы 29 Введение Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в


Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера. В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги.


Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения


являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов. Социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам,


ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной


базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц. Цель курсовой работы: рассмотреть социальный туризм и его специфику работы. 1.Основные понятия, роль и значение социального туризма 1. Основные понятия и виды социального туризма. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или


частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей». Другими словами, социальный туризм - это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория


и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма. Процитированная из федерального закона формулировка - пока единственная в отношении именно социального туризма. Но до сих пор в нашей стране не разработан регламентирующий документ, который бы определял механизм получения от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств,


предусматриваемых на социальные нужды. Нет и конкретного определения, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить финансовую поддержку от государства на эти цели. Главная цель социального туризма - создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.


На примере ряда цивилизованных стран мы видим, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами. Немалую роль в развитии социального туризма сыграли и муниципальные органы власти, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот


на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан – обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует


не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил. Так, например, в Германии в целях развития культурно-познавательного туризма все места досуга обустроены с учётом потребностей маломобильных граждан. В музеях и театрах, как правило, имеются кресла-коляски, которыми могут воспользоваться инвалиды. Большое внимание «доступному» культурно-познавательному туризму


уделяется и в Испании. Британские турфирмы, предлагающие социальные туры провели инспекцию в Барселоне и признали ее одним из лучших туристских направлений в мире с этой точки зрения. Недавно был создан специальный сайт «Доступный туризм», содержащий все сведения о соответствующих поездках в Каталонию. Там можно найти подробную информацию о 19 турмаршрутах, на которых созданы необходимые условия для приема инвалидов и людей пожилого возраста.


В Финляндии находится целая «гроздь» малых фирм, предлагающих услуги по организации водного туризма для инвалидов на прогулочных судах, куда могут подняться люди на инвалидных креслах . Во Франции, наибольшее распространение получила такая форма социального туризма, как сельский туризм. Ассоциация социального туризма, развивающая это направление, владеет объектами отдыха и, предлагает их за небольшую плату своим пайщикам. Недорогой отдых на природе востребован круглый год, в том числе


и молодёжью. В Австрии наибольшее развитие получил спортивно-развлекательный туризм. Горный курорт Тироль вошел в число самых приспособленных для инвалидных колясок районов Европы. Люди, нуждающиеся в специальных средствах передвижения, получили возможность не просто беспрепятственно гулять по улицам Тироля и осматривать достопримечательности, но и подниматься на определенные горные высоты и, что самое ценное, заниматься всеми, доступными для них активными видами спорта на базах отдыха.


Те, кто уже опробовал новую технику, утверждают, что инфраструктура Тироля действительно стала доступной и благоприятной для всех категорий туристов . Мировой опыт убеждает - массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления.


Благодаря туризму повсюду в мире государства богатеют, поддерживая эту сферу законодательно выверенной политикой. В современной России развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование, поставив во главу угла общедоступность туризма внутри страны. Социальные туры сегодня предлагаются за счет бюджетных средств для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры


по направлениям культурно-исторического и водного туризма. В настоящее время также активизировалось направление санаторно-курортного отдыха. Часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, туристские базы, детские оздоровительные лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. Лечебно-оздоровительные учреждения представлены санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными


лагерями . В перспективе – создание условий для социально адаптированного пляжного отдыха, отдыха на селе и участия в экологических турах. 1.2. Туризм для инвалидов и пожилых людей. Его роль и значение Одним из сегментов социального туризма является инвалидный туризм. Это самая крупная из неохваченных ниш российского туристского рынка. Широкий информационный доступ (СМИ, Интернет, реклама) сформировали у людей с физическими и сенсорными


нарушениями устойчивый спрос к путешествиям по доступным ценам. Об этом свидетельствуют результаты зарубежного исследования, проведенного Open Doors Organization. Так, в 2006 г. инвалиды совершили 32 млн. туристских поездок, потратив на путешествия более $13,6 млрд. ($4,2 млрд. на проживание в гостиницах, $3,3 млрд. на авиаперелеты, $2,7 млрд. на еду и напитки и $3,4 млрд. на покупки, транспорт и прочее).


Такие показатели достигнуты не только благодаря созданным инфраструктурным возможностям, но и финансовой доступности социальных туров, в частности инвалидного туризма. Также мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для инвалидов-туристов, пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Так, за последние 20 лет число туристов среди граждан пенсионного возраста заметно увеличилось. Сегодня наиболее активными туристами в европейских странах являются лица


старше 60 лет. Это лишь подтверждает правило - наличие изобилия разнообразных туристских услуг по доступным ценам, сразу повышает платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах. В этой связи субъектам российской туриндустрии следует обратить внимание на туристов-инвалидов, направляя инвестиции в создание комфортных условий для путешествия и отдыха этой категории граждан: специально оборудовать номера в гостиницах, подготовить соответствующий персонал, организовать услугу сопровождения,


создать условия для свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы) и пользования комнатами гигиены, приобрести специализированный транспорт. А самое главное разнообразить туристские предложения, применив мягкую ценовую политику. Социальная реабилитация инвалидов является важнейшей задачей Международной Конвенции по правам инвалидов (принята на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.) , к которой


Россия присоединилась в 2008 году. Ее цель - подготовка инвалидов к эффективному участию в стандартных социокультурных ситуациях, к расширению сферы самостоятельности в отношениях с окружающими. В этой связи сегодня социокультурная реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи этой категории граждан в достижении и поддержании оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом.


Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни. Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туротерапия - социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности . Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом их доступности для людей со специальными нуждами - все это позволит создать равные возможности для осуществления права


ограничено дееспособных граждан на отдых и приобщения их к культурным ценностям. 1.3. Хозяйствующие субъекты социального туризма В процессе развития социального туризма участвовать имеют право граждане любой сферы деятельности, а также организации, которые не ограничивают себя единственной целью максимального получения прибыли, а стремятся обеспечить массовую доступность путешествий. Это положение было определено в Монреальской декларации «К гуманному и социальному ведению туризма»


. К числу таких организаций могут относиться субъекты туристской индустрии и социальной защиты населения, профсоюзы и общественные организации инвалидов, а также различные ассоциации, федерации, фонды, общества взаимопомощи и другие компании. При этом необходимо учитывать, что детско-юношеский туризм, который занимает определенную часть обширного сегмента социального туризма, регулируется Федеральным Законом «Об образовании», а путешествия, например, для лиц с ограниченной физической способностью,


равно как и для всех российских туристов и субъектов туриндустрии - Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» . Несмотря на широкий круг возможных участников движения развития социального туризма, ответственность за формирование социально ориентированного турпродукта лежит на туроператоре. И, хотя в действующем законодательстве не прописаны требования к туроператору конкретно в этом направлении


его работы, организация социальных туров, особенно для инвалидов и людей пожилого возраста всё же имеет ряд своих особенностей, которые будут рассмотрены во втором разделе настоящего пособия. В любом случае, в том числе в сфере социального туризма, туроператор всегда отвечает за качество туруслуг, основные требования к которым определены государственными стандартами, утвержденными Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) и лежащие в


основе сертификации туристских услуг В сфере туризма Российской Федерации действуют следующие государственные стандарты:  ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»;  ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»; 


ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования», введенный в действие с 1 июля 2001 г восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в


Российской Федерации»: «экскурсант», «экскурсионная услуга» и «туристская услуга»; «маршрут путешествия», «направляющая сторона» и «принимающая сторона»; «договор с туристом», «аннуляция» и др. ГОСТ Р 50690-2000 дает классификацию туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт также определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования


к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги. Стандарт также определяет условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика:  для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом;  для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента).


Сегодня качество любых услуг и любых товаров является главным приоритетом конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Приведем три основных понятия качества в сфере туризма, которыми хозяйствующие субъекты должны руководствоваться в своей деятельности. Качество туристского продукта - это совокупность свойств туристских услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов. Качество туристского обслуживания характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания.


Качество туруслуги характеризуется точностью и своевременностью исполнения, эргономичностью, эстетичностью и другими показателями потребительских свойств услуги. Культура обслуживания - характеристика условий обслуживания туристов, выражающихся в этике общения обслуживающего персонала с потребителями услуг, комфортности и эстетичности среды обслуживания. В мировой практике отношения участников социального туризма с государством выстраиваются как партнерские,


а не как зависимые с прямым бюрократическим подчинением, сковывающим рыночную инициативу. Хозяйствующий субъект социального туризма по определению сам достигает необходимых уровней эффективности конкурентоспособного профессионализма в этой сфере деятельности и сам их регулирует, порой предвидя самостоятельно назревающие проблемы отрасли. Такой механизм взаимодействия государства и частного бизнеса позволяет вырабатывать собственные конкурентоспособные стандарты обслуживания и, соответственно, определять


и регламентировать деятельность хозяйствующих субъектов социального туризма. В современной России спрос на услуги в сфере социального туризма, как туризма доступного для широких слоев населения, сегодня является отправной точкой для освоения новой ниши на внутреннем туристском рынке. Приоритетность социального туризма на государственном уровне - это не только дополнительные конкурентные преимущества, но и гарантированные формы господдержки.


2.Специфика работы социального туризма 2.1. Основные аспекты в формировании социального туризма На рынке туристских услуг потребителям предлагается так называемый туристский продукт (турпродукт) . Комплексное понятие турпродукта включает услуги, необходимые для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия. Турпродукт имеет цену и, по сути, является товаром, имеющим потребительскую стоимость, т.е. полезность или способность удовлетворять определенные рекреационные


потребности людей. Полезность турпродукта определяется его ценностью для субъекта. Формируя социально ориентированный турпродукт, туроператор должен создать такой турпродукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т.е. привлекать массового потребителя. Принцип формирования такого турпродукта практически не отличается от формирования любого другого турпродукта. Его основу составляют: выбор туристского центра, услуги по перевозке и трансферу, услуги по размещению


и питанию, экскурсионному обслуживанию. Это те условия, которые туроператор должен выполнить обязательно. В то же время в процессе подготовки тура учитывается ряд дополнительных факторов в соответствии с пожеланиями и уровнем дееспособности людей. При организации туров для инвалидов во внимание принимаются факторы, относящиеся к их субкультуре, а именно - совокупность стереотипов поведения и ценностных ориентаций инвалидов, формы и способы их коммуникации. Важным является и степень тяжести заболевания, уровень физического


состояния этих людей, что также должно учитывается и при работе с лицами пожилого возраста. Особое внимание необходимо проявить к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, использующим различные ортопедические механизмы и технические приспособления для передвижения (кресла-коляски). Собственную специфику имеют и методы работы с инвалидами по зрению и слуху. Рассмотрим основные аспекты, которые необходимо учитывать при формировании турпродукта.


Выбор туристского центра - является необходимым условием при формировании турпродукта. Выбор туристского центра, как правило, обусловлен либо потребительским спросом, имеющимся на рынке туруслуг, либо индивидуальным пожеланием клиента. Это обязательный элемент турпакета , так как без объекта интереса невозможно организовать путешествие. При выборе туристского центра для лиц с ограниченной физической способностью, особенно для инвалидов, необходимо предусмотреть рекомендации врачей (обычно это указывается


в медицинском заключении или санаторно-курортной карте), учесть климатические условия и наличие медицинских учреждений в случае необходимости оказания им экстренной медпомощи. Также необходимо учитывать протяженность маршрута, если это однодневная экскурсионная программа, или протяженность и условия переезда, если это полноценный тур . Предлагая клиенту или группе клиентов выбрать тот или иной турцентр, обязательно следует обращать его


или их внимание на все вышеперечисленные факторы. Услуги по перевозке - составляют большую часть затрат, обусловливающих стоимость турпакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия и наоборот. В случае формирования социально ориентированного турпродукта средство передвижения должно не только отвечать правилам (требованиям) безопасности и удобства туристов, но гарантировано предоставлять льготы по стоимости перевозки.


В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок различают перевозки общего назначения, специального назначения и туристско-экскурсионные перевозки. К туристско-экскурсионным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров экскурсоводом или руководителем туристской группы. Туристско-экскурсионные перевозки могут осуществляться по определенным маршрутам, а также вне


их. Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в туристском центре (аэропорт, гавань, вокзал), к месту размещения (гостиница), где он будет проживать, и обратно. Трансферы могут осуществляться автобусами, иногда такси, если такие услуги включены в турпакет. Поездки из гостиницы, например, в театр, в музей и обратно обычно не включаются в турпакет, если только это не предусмотрено договором обслуживания. Услуги размещения - это услуги по обеспечению проживания


в конкретном коллективном средстве размещения, которое предлагается туристским центром на время путешествия. К коллективным средствам размещения относятся гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, пансионаты, санатории и т.д. Услуги питания чаще не являются отдельным элементом туристского пакета, так как в основном представляют собой часть услуг размещения. Общепринятые комбинации размещения и питания таковы:  размещение + завтрак (ВВ) ;  полупансион: размещение + завтрак + ужин (НВ);  полный пансион:


размещение + завтрак + обед + ужин (FP). В обычной практике туристу предоставляется возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций. Подробнее рекомендации по предоставлению услуг питания и размещения будут рассмотрены ниже. Экскурсионное обслуживание - комплекс услуг, которые входят либо в обязательную составляющую, либо являются частью дополнительных услуг на маршруте. Это так называемая вторая составляющая тура, включающая обзорные экскурсии, посещение музеев и достопримечательностей


туристского центра, прогулки на теплоходе и т.д. Если экскурсионное обслуживание является обязательной программой тура, то оно оформляется в виде туристической путевки (или ваучера) - документа, в котором гарантированы все обязательные для турфирмы и клиента услуги. Здесь уместно напомнить, что экскурсантом является лицо, временно посетившее туристский центр на период менее 24 часов без ночевки, используя услуги экскурсовода (гида).


Безопасность туристов и экскурсантов - это важный аспект, который необходимо предусмотреть при формировании турпродукта или организации экскурсии. В туризме под безопасностью туристов понимается, прежде всего, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. В соответствии с российским законодательством Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует об угрозе безопасности туристов в стране или месте их временного пребывания.


В то же время туроператорам и турагентам, а также организациям, осуществляющим экскурсионное обслуживание, рекомендуется предварительно выяснять, какие могут возникнуть угрозы безопасности туристов и экскурсантов во время тура или экскурсии (эпидемия, существенные повреждения трассы, угроза террористических актов, неблагоприятный прогноз синоптиков, например, штормовое предупреждение и т.п.). Важным моментом является вопрос страхования. Несмотря на то, что в


России страхование носит добровольный характер, рекомендуется в обязательные туристские услуги включать страхование туристов, прежде всего, страхование жизни. Любой вид страхования оформляется страховым агентством. В случае чрезвычайных происшествий, которые произошли с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов по территории Российской Федерации, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья


туристов (экскурсантов), туроператоры и турагенты, а также организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно проинформировать заинтересованные лица (членов семьи туриста или экскурсанта) и следующие организации:  федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма;  органы исполнительной власти субъектов РФ;  органы местного самоуправления;  специализированные службы по обеспечению


безопасности туризма. Для соблюдения этого требования, предусмотренного Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», организатору тура (экскурсии), рекомендуется иметь номера телефонов вышеперечисленных организаций и контактные телефоны родственников туристов (экскурсантов). 2.2. Транспортное обслуживание в сфере социального туризма


В целом для социального туризма может применяться любой вид транспорта, отвечающий требованиям комфортности и безопасности. В зависимости от программы тура, используются различные его виды: автобусы туристского класса, железнодорожные и авиационные средства передвижения, речные и морские виды пассажирского транспорта, а также виды легкового автотранспорта. В соответствии с гражданским законодательством перевозки пассажиров транспортом, предоставляемым организациям и гражданам, осуществляются по договорам или отдельным заказам.


Туроператоры осуществляют перевозки по договорам. Автобусы экскурсионного класса должны быть оснащены системой кондиционирования воздуха, аудио- и видеосистемой, анатомическими сидениями с регулируемой спинкой и отвечать самым строгим требованиям для комфортного и безопасного путешествия. При этом необходимо учитывать, что инвалиды, которые имеют явно выраженные физические ограничения (нарушения функций опоры и передвижения, ориентации, координации), порой не могут


самостоятельно пользоваться средствами технического оснащения. В этой связи рекомендуется водителю или экскурсоводу перед началом маршрута в обязательном порядке провести инструктаж о правилах безопасности во время движения автобуса, проинформировать о наличии средств его технического оснащения и проинструктировать по их применению и использованию. В случае если турист (экскурсант) не может самостоятельно использовать техническое средство, например,


отрегулировать спинку пассажирского сидения или включить/выключить систему кондиционирования, его следует предупредить о том, что он может обратиться за помощью к соседу или к лицу, сопровождающему группу инвалидов. Водитель обязан иметь аптечку, о чем также необходимо проинформировать туристов (экскурсантов). Другую проблему составляют высокие подножки транспортных средств, узкие двери, а также отсутствие дополнительных средств безопасности и конструкций - пандусов, поручней и подъемников, что создает антикомфортные условия


путешествия для лиц с ограниченной физической способностью (инвалидов и людей пожилого возраста). При посадке в автобус, выходе из него, а также при ускорении и замедлении движения транспорта, отсутствие таких средств или ограничение в оснащении ими автобуса, может привести к несчастному случаю. Помня об этом, организаторам тура (экскурсии) при выборе автобуса следует обращать внимание на его конструкцию и оснащенность средствами безопасности.


В России на выпуске транспортных средств специального назначения для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе инвалидов в креслах-колясках, специализируются предприятия ООО «Самотлор – НН» и Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) . Маршрут автобуса во время проведения тура (экскурсии) должен соответствовать заранее разработанной и утвержденной схеме движения транспортного средства.


Схема маршрута - это графическое изображение маршрута посредством условных обозначений, согласованное с местным или региональным (областным) отделом ГИБДД УВД. Схема проезда по маршруту разрабатывается организатором тура (экскурсии). При этом необходимо учесть и также согласовать с ГИБДД УВД остановки автобуса вблизи объектов показа и санитарных зон, что в соответствии с


Федеральным законом «Об инвалидах» является обязательным требованием. Водитель, отправляясь по маршруту, обязан иметь путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы его транспортного средства. Теплоходные экскурсии очень популярны в летний период времени и в отличие от автобусных и пешеходных, не вызывают особых проблем. Ровный, неторопливый темп движения, даёт достаточно времени и возможности для хорошей атмосферы общения,


в том числе возможность для разнообразия программы тура, дополнив ее культурным мероприятием с участием самих инвалидов (самодеятельный концерт или кукольный спектакль, конкурс на лучшее исполнение стихотворения или рассказа и т.п.). Для людей с ограниченными возможностями передвижения проблему на пассажирском судне могут составлять крутые трапы, тесные гальюны (туалеты), узкие проходы. Во избежание экстремальных ситуаций не рекомендуется участвовать в теплоходных экскурсиях лицам с серьезными


нарушениями ориентации, инвалидам по зрению. При осуществлению водных прогулок и круизов следует предусмотреть, чтобы посадка на теплоход и схождение с него осуществлялись при помощи трапа, оборудованного поручнями как для левой, так и для правой рук. Перед началом путешествия необходимо для туристов (экскурсантов) провести инструктаж по технике безопасности и ознакомить с правилами нахождения пассажиров на борту судна. Также следует проинформировать о расположении мест общего пользования и наличии дополнительных


услуг. Путешествия инвалидов на борту пассажирского судна должны проходить не только при участии экскурсовода (гида), но и в обязательном порядке при участии сопровождающих лиц. 2.3. Размещение и питание для инвалидов и граждан пожилого возраста во время проведения тура (экскурсии) При выборе гостиниц и других средств размещения во время организации тура для лиц с ограниченной физической способностью, в основном это касается людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, туроператор


должен учитывать наличие в них лифтов, пандусов и специально оборудованных номеров проживания. Также важно, чтобы коллективные средства размещения (далее - КСР) имели в составе квалифицированного обслуживающего персонала специалистов, прошедших подготовку по работе с инвалидами. Если такие специалисты отсутствуют, то туроператорам или турагентам рекомендуется предупредить администрацию КСР о степени и категории инвалидности их клиента, если он относится к инвалидам


по зрению, слуху или передвигается с помощью кресла-коляски или других вспомогательных средств. Это позволит заранее предусмотреть необходимый сервис: повышенное внимание персонала, выбор удобного месторасположения номера и этажа проживания, бесплатный трансфер (если только услуга не включена в стоимость турпакета), другие дополнительные услуги и т.п. Практика показывает, что условиями наиболее комфортного пребывания инвалидов, как правило, располагают специализированные


КСР - санатории. Такие здравницы, к примеру, имеются в Ставропольском крае в курортном регионе Кавказских минеральных вод. На практике мы встречаем КСР практически не приспособленные для комфортного пребывания людей с ограниченной физической способностью. Несмотря на это, руководство некоторых из них, все же проявляют желание оказывать дополнительные услуги инвалидам на льготных условиях, что благоприятным образом отражается на конкурентоспособности


их бизнеса. Но, надо признать, что подобные случаи на нашем рынке пока редкость. В настоящее время отечественный турбизнес продолжает ориентироваться в этом вопросе на рекомендации, которыми туристские организации руководствовались еще в советский период. В соответствии с ними предусматривается выдача сухого пайка, в случае если время экскурсионной программы составляет 6 часов. В любом случае, организатор тура или экскурсионной программы должен учитывать, что


человек обязан принимать пищу через каждые 3 часа. Чтобы голод не поглощал всё внимание туристов, даже на непродолжительном маршруте, очень важно соблюдать правильный режим питания. Желательно перед началом экскурсии, обеспечить каждого ее участника, так называемым, «карманным питанием», либо заранее порекомендовать участникам экскурсионного тура самостоятельно побеспокоиться о нем. В «карманное питание» могут входить простая чистая вода, сухофрукты, печенье, конфеты, йогурт,


сыр (10-15% суточного рациона питания человека). «Сухой паек» (30-35% суточной калорийности питания) , выдаваемый на продолжительных туристических маршрутах, предпочтительно должен включать высококалорийную жирную и сладкую пищу. Жирные продукты (колбаса, сало, мясные и рыбные консервы) в сочетании с углеводосодержащими продуктами (халва, вафли, щербет, экстракты, соки), с одной стороны, быстро восстанавливают силы человека за счет углеводов, а с другой - позволяют ему не испытывать чувства голода до ужина.


Все продукты нуждаются в правильной упаковке. Она должна быть удобной и обеспечивать сохранность продуктов. Приём пищи осуществляется при полной остановке экскурсионного автобуса. Во время приёма пищи используется одноразовая посуда. Очень важно, чтобы использованную упаковку и одноразовую посуду можно было бы легко собрать и утилизировать, не нанося вреда природе. Для этого остатки пищи и использованную посуду необходимо собрать в заранее


приготовленный для этих целей целлофановый пакет и перенести в специально отведённое в транспорте для этих целей место. Если транспортное средство располагает специализированными контейнерами для сбора мусора, например, как в автобусах экскурсионного класса, где они крепятся к задней стенке пассажирского кресла, то пакет с мусором убирается в контейнер. Необходимо следить, чтобы экскурсанты не оставляли после себя мусор в местах пребывания. Экскурсовод обязан перед началом маршрута проинформировать участников


тура о правилах приема пищи и утилизации мусора, а также предупредить о времени санитарных остановок. Обслуживание участников тура по питанию на длительных маршрутах должно проходить в специализированных местах общественного питания. Для организации такого питания на длительном маршруте, его организатор обязан заранее заключить с объектами питания договор на обслуживание. Заказы уточняются и согласовываются за несколько дней до прибытия группы.


Специалисты объектов питания, составляют меню с учётом пожеланий участников тура. Обслуживание инвалидов и пожилых людей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе объекта питания, составлении меню и форме обслуживания. Ниже приводятся основные рекомендации, которые в полной мере могут применяться в условиях ограниченной инфраструктуры при обслуживании инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов по


зрению. К основным рекомендациям относится соблюдение следующих правил:  инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата нельзя рассаживать на стулья с низко расположенной перемычкой между передними ножками, имеющих ограничения в подвижности тазобедренного сустава, на таких стульях им сидеть крайне неудобно;  расстояние между столиками в зале и, экскурсантами, сидящими за одним столиком, должно позволять сидящим, расслаблено вытянуть ноги, что при ограничении подвижности коленного или


голеностопного суставов даст возможность человеку чувствовать себя комфортно;  рассаживая экскурсантов за столиками необходимо иметь в виду, что человека, тотально слепого на один глаз необходимо посадить на такое место, что бы со стороны слепого глаза отсутствовало движение других людей, в том числе и официанта.  при организации питания на маршруте, следует учитывать физиологические особенности экскурсантов и медицинские противопоказания.


В любом случае всегда следует помнить, что в дороге понимание правильного питания особенно важно. От этого зависит хорошее самочувствие людей. Чтобы их отдых не был испорчен, еда должна быть вкусной, качественной и безопасной. Поэтому обеспечивать питание на маршруте, должны организации, работающие на профессиональном уровне в сфере общественного питания. 2.4. Основные рекомендации по экскурсионному обслуживанию лиц


Одной из основных услуг при организации социального тура является - экскурсионное обслуживание. Оно может быть, как услугой входящей в турпакет, так и услугой самостоятельной. При оказании услуг по экскурсионному обслуживанию, организатор экскурсии для лиц с ограниченной физической способностью (к ним мы относим инвалидов и лиц пожилого возраста) должен обратить внимание на время протяженности маршрута, выбор мест сбора экскурсантов и отдыха на маршруте.


Протяженность маршрута должна учитываться в соответствии с физическими возможностями экскурсантов и их пожеланиями, а также в соответствии с погодными и сезонными условиями (дождь, снег, зима, лето и т.п.). При этом желательно, чтобы экскурсионный маршрут был функционально полным, т.е. если это обзорная экскурсия на автобусе, необходимо предусмотреть и посещение музея (других учреждений культуры), и пешеходную прогулку (по исторической части города, по парку, набережной и т.п.).


Маршрут пешеходной прогулки готовится заранее - учитывается наличие на маршруте пандусов и поручней у лестниц, пологих спусков у тротуаров в местах наземных переходов улиц. Подъемы и спуски пешеходного участка не должны быть крутыми. Проводя экскурсию для инвалидов, следует учитывать их быструю физическую и эмоциональную утомляемость (средне время оптимального восприятия информации составляет 1,5 часа).


Для этого в обязательном порядке заранее предусматриваются места для кратковременного отдыха. В городской экскурсии место отдыха следует выбирать вблизи расположения общественного туалета в идеале хотя бы с одной санкабиной специально предназначенной для инвалидов. При выезде за пределы города в обязательном порядке предусматриваются и организуются «зелёные стоянки». Очень важным является выбор место сбора экскурсантов, как перед началом экскурсии, так и во время ее


проведения. Организатор экскурсии заранее предупреждает о месте и времени сбора ее участников. Место сбора должно быть в центральной части города (населенного пункта) и располагаться рядом с объектом, где можно укрыться от негативных погодных условий (дождь, ветер, палящее солнце и т.п.). Например, это могут быть оборудованные автобусные остановки. Если экскурсия организовывается для туристов, местом сбора является холл гостиницы, где они проживают.


Идеально, когда экскурсанты, подходя к месту сбора, уже видят автобус и сразу же занимают в нем места. Учитывая, что инвалиды, а также граждане пожилого возраста, являются туристами (экскурсантами), относящимися к группе риска, участников тура (экскурсии) следует заранее предупредить, чтобы они не забыли взять личные медикаменты и документы, удостоверяющие их личность, а также контактные телефоны родственников или других близких людей. Находясь непосредственно в автобусе или в другом виде обслуживающего транспорта,


экскурсовод перед началом тура (экскурсии) обязан обратиться к туристам (экскурсантам) с просьбой о том, чтобы они проинформировали сопровождающее лицо или любого из участников тура, где находятся их личные медикаменты и документы, которые в случае экстренной необходимости могут понадобиться. Такими случаями могут быть - перепад артериального давления (гипертонический криз), неожиданный приступ, вызванный хроническим заболеванием или болевой синдром, наступивший из-за колебаний и тряски в ходе


движения транспортного средства, укачивание и др. Как было отмечено в предыдущих параграфах, перед началом тура необходимо провести инструктаж по безопасности, а также ознакомить участников тура с правилами пользования техническими конструкциями и оборудованием, которыми оснащено транспортное средство. Экскурсовод обязан заранее предупредить о времени санитарных остановок и ознакомить с правилами утилизации мусора на маршруте. С целью обеспечения безопасности экскурсантов и повышению качества туристского обслуживания,


при проведении экскурсии, на каждые 10-ть туристов назначается один человек сопровождающим. Сопровождающий группу маломобильных туристов - это человек, знающий их проблемы и создающий инвалидам равные возможности во время прохождения маршрута. Задачей сопровождающего является организационная помощь экскурсоводу во время проведения экскурсии. Сопровождающий назначается на конкретный тур и следит за соблюдением экскурсантами установленных правил пребывания на маршруте и правил безопасности в ходе туристской


поездки. При отборе кандидатов в сопровождающие, предпочтение отдаётся пенсионерам, в прошлом, сотрудникам органов здравоохранения. Сопровождающий должен:  перед началом поездки убедиться в том, что число собравшихся экскурсантов соответствует имеющемуся у него списку;  уточнить у участников экскурсионной поездки путём индивидуального опроса наличие у каждого из них паспорта и страхового медицинского полиса;  перед поездкой дать рекомендации экскурсантам о наборе необходимого количества


лекарств;  при необходимости просить водителя о внеплановой остановке; Во время активного отдыха инвалидов, рекомендуется в их группу включать дополнительно «персонального помощника». Персональным помощником может быть волонтёр (группа волонтёров) , или любое другое лицо, которое знает персональные проблемы инвалида, например, родственник. Главная функция персонального помощника - это функция санитара, оказывающего помощь инвалидам в бытовом


и санитарном самообслуживании, помощь при посадке в транспорт и выходе из него, а также при пешеходном передвижении. К персональному помощнику может относиться и сурдопереводчик, если в группе находятся инвалиды по слуху. В этом случае персональный помощник функции санитара может не выполнять. В ходе реализации мероприятий туристской направленности, организованных для инвалидов, получив возможность «вживую» видеть, какие чувства они испытывают от возможности полноценной жизни, понимаешь, что инвалид


такой же человек, как и его здоровые собратья, только в силу физического состояния нуждающийся в более вдумчивом подходе к организации его досуга. В зависимости от состава, каждая группа экскурсантов имеет свои особенности. Поэтому, работа с особенным контингентом, требует от экскурсовода владения навыками специальных приёмов и методов ведения экскурсии. Экскурсовод должен понимать, что к таким людям необходим совсем другой подход, ведь они по-своему воспринимают мир.


Большинство пенсионеров и инвалидов в нашей стране, ведут малоактивный образ жизни. Пожилые люди в силу своего возраста, а инвалиды по физическим ограничениям, изолированы от внешнего мира, часто лишены нормального круга общения. Им сложно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, характерной на маршруте движения. И только творческий потенциал экскурсовода, и любовь к своему делу могут помочь ему всякий раз «вживаться» в новую группу и учитывать её конкретные особенности - возраст,


категорию инвалидности, степень мобильности и даже место постоянного проживания экскурсантов. С учётом этих особенностей, экскурсовод должен задавать ритм движения группы - скорость пешеходного перемещения, продолжительность переходов и остановок, объем выдаваемой информации. Ведь даже опытные экскурсоводы, знакомя группу с достопримечательностями, порой забывают о том, что участники социальных туров (инвалиды, ветераны, пенсионеры) склонны к быстрому утомлению, их внимание


рассеивается и в результате складывается общее негативное впечатление от такой поездки. Важным элементом любой экскурсии, требующей особого мастерства экскурсовода, является путевая информация и экскурсионный текст. Подготовка путевой информации и экскурсионных текстов, предназначенных для инвалидов, также имеет свои особенности. Качество и способ их подачи особенно важны для слепых и глухих экскурсантов. При подготовке такой информации следует предварительно получить консультацию у специалистов, работающих


с такой категорией граждан, обратившись, например, в местное общество слепых и глухих. Путевая информация, как и экскурсионный текст по ходу движения транспорта, должна учитывать специфику восприятия всех групп инвалидов, но особую подготовку требует информация для слепых экскурсантов. Для восприятия слепыми людьми путевого текста или текста обзорной экскурсии, информация готовится по принципу радиорепортажа (аудиопутеводителя), при этом аудио-сведения об объекте показа должны иметь


четкое звучание. При подготовке текста экскурсоводу рекомендуется попытаться представить себя на месте слепых людей и постараться отразить в его содержании воспринимаемую слепыми смысловую нагрузку. Подача путевой информации не предполагает непрерывного повествования. На длительных маршрутах возможно музыкальное сопровождение, гармонично сочетающееся с экскурсионной тематикой. Для полноценного и адекватного восприятия экскурсионного материала инвалидами по зрению и


слуху, от экскурсовода требуется особая, более эмоциональная техника подачи информации. Он должен «заставить» экскурсантов не просто смотреть или слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное или услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства восхищения и радости. В пределах одной и той же экскурсии, совершенно по-разному должна звучать тема для детей или студентов, религиозных паломников или пенсионеров и инвалидов.


Желательно, чтобы экскурсионные тексты подавались с использованием разнообразных аудиовизуальных средств, облегчающих усвоение материала и дающих возможность почувствовать свою причастность к истории. Экскурсовод всегда должен обращаться к группе, повернувшись к ней лицом. Для создания живой атмосферы общения, допускается персональное обращение к тому или иному участнику тура (экскурсии). 3. Особенности благоустройства объектов показа.


На всех объектах туристского показа должны выполняться требования, предусмотренные статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , в соответствии с которыми должны быть созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. К сожалению, большинство значимых объектов показа, главным образом это касается крупных


городов, расположено в их центральной части, где порой остановка и стоянка экскурсионного транспорта запрещена. Такого рода запреты негативно отражаются на массовой привлекательности туристских центров области и не способствуют решению одной из основных задач муниципальных органов власти по созданию современной туристской инфраструктуры . На практике организаторы социальных туров для инвалидов и пожилых людей, впрочем, как и при организации других туров, постоянно сталкиваются с рядом инфраструктурных проблем,


которые резко снижают качество туруслуг и ведут к нарушению требований в обслуживании туристов и экскурсантов. К основным проблемам, отражающим неприспособленность территорий населенных пунктов, зданий и сооружений, к приему туристов-инвалидов и лиц пожилого возраста, относятся следующие факторы:  отсутствие рекреационных зон (благоустроенных зеленых и санитарных стоянок на маршруте, обустроенных мест для отдыха в музеях и музеях-заповедниках);  отсутствие условий для беспрепятственного передвижения


инвалидов-опорников, инвалидов с тактильными и сенсорными нарушениями (пандусов с доступным уровнем наклона и достаточной шириной проезда и прохода, слабое освещение и др.);  отсутствие стоянок для экскурсионных автобусов вблизи мест достопримечательностей;  отсутствие общественных туалетов и мест санитарной гигиены, приспособленных для инвалидов и другое. Тем не менее, туроператор при разработке туристских программ и маршрутов обязан максимально учитывать


наличие доступности к объектам туристского показа, а также предусматривать различные возможности в обеспечении удобного, безопасного, льготного и комфортного проезда и осмотра объектов показа. При составлении схемы осмотра объектов показа необходимо чередовать участки осмотра с наклонной и горизонтальной поверхностью передвижения. Наибольшей популярностью у инвалидов и других категорий маломобильных граждан являются музеи. Ниже даются рекомендации руководству музеев и других учреждений культуры.


Так, при организации экскурсий для инвалидов следует уделить внимание к обустройству входной, эксплуатационной и рекреационной зонам музея. Основные требования к входной и эксплуатационной зонам:  стоянка автобуса должна быть максимально близко от входа в музей;  обязательно наличие мест для сидения и размещения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, так как входная зона служит местом сбора группы и адаптации инвалидов перед экскурсией;  беспрепятственный доступ к вестибюлю,


являющегося точкой начала и окончания экскурсии и беспрепятственный доступ из вестибюля во все залы музея;  доступность информации, размещенной в вестибюле, которая подаётся с учётом специфики восприятия инвалидами (информация визуального, аудивизуального и тактильного характера), и которая должна содержать сведения о расположении тематических залов, а также рекомендации наиболее удобных маршрутах осмотра для инвалидов и лиц пожилого возраста;  наличие хотя бы одной сантехнической кабины


оборудованной специально для инвалидов.  при многоуровневой схеме размещения экспозиционных площадей, для приёма и перемещения инвалидов по музею возможно использование грузового лифта. Основные требования к рекреационной зоне для инвалидов по зрению и инвалидов-колясочников. 1) Если в музее целенаправленно формируется экспозиционное помещение для инвалидов, испытывающих сложности в ориентации (слепых или с ослабленным зрением) рекомендуется соблюдение следующих правил: 


на маршруте по залам музея, желательно оснащение экскурсанта аудиопутеводителем;  экспонаты следует располагать на столе, размещённом в центре зала, что обеспечит к ним свободный доступ;  вокруг стола на расстоянии 10 см от края по полу должна проходить полоса шириной 0,9 м, отличающаяся по своей фактуре и цвету от остальной части пола;  экспонаты на столе, необходимо устанавливать на вращающихся подставках с информацией о них, написанной с использованием шрифта


Брайля;  некоторые экспонаты могут быть представлены в виде слепков, что позволит «видеть посредством руки» таких экспонатов может быть небольшое количество;  маршрут по музею для слепых и слабовидящих должен быть проложен с учётом возможности осязания предметов и цветового восприятия объёмных произведений искусства для этого на витринах должны быть укреплены информационные таблички с шрифтом Брайля, благодаря которым, экскурсанты самостоятельно смогут получать информацию об этих экспонатах;


 для инвалидов с низкой остротой зрения при необходимости в подсветке экспонатов, комбинируют общее и местное освещение с учётом того, что на ахроматическом фоне лучше различаются красные и желтые цвета, а ахроматические объекты на синем и желтом фоне;  для слепых и слабовидящих желательно музею иметь специальное музейное оборудование, в частности удобный и безопасный ящик для ценных экспонатов с отверстиями для рук, чтобы они могли «трогать» экспонат;  ящик с ценными экспонатами для


слепых должен иметь табличку на брайлевском шрифте с крупно написанным названием экспоната для горизонтального чтения и расположенную под прямым углом к лучу зрения;  ящик с ценными экспонатами для слепых также должен иметь непрерывный деревянный поручень с округленными и хорошо обработанными краями (800 мм от пола) и стрелки на цоколе для обозначения направления движения и мест поворотов поручня. 2) Если в музее целенаправленно формируется экспозиционное помещение для инвалидов, испытывающих сложности


в передвижении рекомендуется следующее:  инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски для визуального восприятия необходим свободный и удобный доступ к витринам;  при навесном варианте необходимо использовать витрины с понижением высоты развески, а при горизонтальном размещении - с максимальным обеспечением подъезда к ним на коляске вплотную. Учитывая, что осмотр экспозиции, маломобильные граждане осуществляют достаточно медленно, экскурсовод


должен проявлять терпение и заранее адаптировать темп изложения информации под эту категорию граждан. Учитывая также быструю утомляемость таких экскурсантов, наиболее важные экспонаты необходимо размещать на основных маршрутах. Выступающие части экспонатов и свободно стоящие предметы на пути маршрутов движения необходимо ограждать. При этом рекомендуется повышать уровень освещённости нижней части экспонатов. Во всех экспозиционных залах необходимо предусматривать зоны кратковременного отдыха, оборудованные


аудиовизуальными средствами, облегчающими маломобильным посетителям усвоение представленного материала. Большинство пенсионеров и инвалидов, имеющих нарушения в работе внутренних органов, как правило, не испытывают затруднений при посещении мест достопримечательностей. Тем не менее, условия адаптированные под потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также инвалидов по зрению и слуху, создают дополнительный комфорт для всех категорий посетителей


туристских объектов. Заключение В представленном материале акцентировано внимание туроператоров на специфику организации туров для инвалидов и лиц пожилого возраста, с учетом особенностей туристов с ограниченными возможностями по слуху, зрению, общим заболеваниям, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то же время, следует понимать, что этой категорией людей состав туристов социальных туров не ограничивается. Социальная значимость любого вида туризма проявляется в духовном и физическом развитии личности через


знакомство с культурой, краеведением и оздоровительном влиянии природных факторов на организм человека. Удовлетворение потребностей человека в отдыхе, духовном развитии и восстановлении физических сил являются базовыми функциями туризма, а значит, имеют чёткую социальную направленность, поэтому к понятию «социальный», можно отнести многие виды туризма, включающие в свою сферу все социальные и возрастные группы населения. Опыт организации и проведения социальных туров необходимо распространять среди профессионалов турбизнеса,


вовлекая в этот процесс как можно большее количество специалистов сферы туризма и сервисных услуг. Список использованной литературы 1. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». 2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 3. Федеральный закон « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 4. II Всероссийская конференция «Государственная политика в области развития


культурно-познавательного туризма в России». 5. Беспрепятственный туризм; Инватуризм: что это такое?/Социальный информационно-аналитический журнал «Страна и мы вместе», № 3 2008г. 6. Зуева Г.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. Методические рекомендации. Управление культуры администрации Белгородской области. – М.: ООО «Издательство ИМХО» 2006. 7.


Ломакин В.И. Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации. Министерство труда и социального развития РФ, Российский институт культурологии – М 2008. 8. Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма». 9. Практическое руководство по организации сельского туризма:


Методическое пособие для хозяйствующих субъектов (на примере Подольского района Московской области). – М.: Международная Туристская Академия, 2009. 10. Чурбанова Т. Интеграция инвалидов в общество: Опыт Великобритании и США. Кубанская государственная академия физической культуры. 2008. 11. Бастрыкина А.В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными


возможностями. М 2008 132. 12. Андреева Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития // Вестник СГТУ/ №2 (13) 2006. С. 120-124. 13. Ганапольский В.И Безносиков Е.Я Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование, М.: Физкультура и спорт, 2007 - 240 с. 14. Гуляев


В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2008. 15. Юркина Н.А. Введение в специальность «Социально -культурный сервис и туризм» М.: Инфо, 2001. 16. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М СПб. : Невский фонд, 2006. 17. Социальное положение и уровень жизни населения России 2007. Статистический сборник. М. 2008. С. 150. 18.


Сущенко Е.Н. Социокультурный потенциал сферы туризма // Научная мысль Кавказа. – 2006 № 8(92) – С. 89-96. 19. Дурович А.П Кабушкин Н.И Сергеева Т.М. «Организация туризма». – М.: Новое знание, 2008–632 с. 20. Зорин И.В Каверина Т.П Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности -


М, 2007.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.