Реферат по предмету "Философия"


Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Содержание
 
1.  Какизменяется понимание предмета философии при переходе от классической кнеклассической философии?
2.  Назовитеосновное сходство и основное различие между Логосом (античная философия) и Дао(китайская философия)
3.  Чтоявляется причиной развития в концепциях диалектики и синергетики?
4.  Ктосчитал самосознание единственным неоспоримым фактом?4
5.  Назовитеуникальные свойства человека, которые отличают его от всей живой природы
6.  Объяснитеразличие между социальной группой и стратой
Список литературы
 

 
1.  Какизменяется понимание предмета философии при переходе от классической кнеклассической философии?
Классическаяфилософия повернула внимание философии от традиционных проблем(бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особоевнимание уделила проблеме развития; значительно обогатила логико-теоретическийаппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс. Главное еезавоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового законавечного развития.
Течения, составившиесодержание неклассической философии, а именно — экзистенциализм, идеи А.Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на егоприверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являютсяиррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности естьсущественная черта неклассической философии. Другая ее общая черта плюрализм(множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная“разноголосица” среди философов. Неклассическая философия знаменовала собойбольшее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности егомногогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание. В рамкахнеклассической философии были сформулированы идеи, “приземлившие” философию И.Канта и Гегеля. Стройные формы её (систематичность, концептуальность, язык,логика, диалектика и т. п.) были отвергнуты или перестали быть обязательными.Неклассическая философия лишает человеческий разум того привилегированногостатуса, каким он наделялся в господствующих философских построениях, преждевсего рационалистического толка, предшествующего этапа ее развития.Неклассическая философия пытается найти какие-то другие основоположениячеловеческого бытия, которые являются как бы посредником между бытием кактаковым во всей его всеобщности и человеческим сознанием. В философию пришлинерациональные способы познания и выражения мысли. Неклассическая философия какбы вернула человеку человеческое — волю, субъективные переживания, интуицию,мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Она предопределила основныенаправление философии XX ст. в лице экзистенциализма, феноменологии,персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения переджизнью А. Швейцера и др. Общее умонастроение неклассической философииподчёркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии ивысвечивает проблему человеческой личности как главную цель философии нашегостолетия.
2.  Назовите основное сходство и основноеразличие между Логосом (античная философия) и Дао (китайская философия)
Логос– нечто явленное, оформленное и постольку «словесное»… сквознаясмысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всемубезотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленномуи бесформенному в мире и человеке. В свете космического Логоса мир естьгармоничное целое.
Дао неподдается рациональному толкованию, формально-логическому анализу, потому чтоне имеет формы, бесформенно, вечно, беспредельно, ничему не противостоит (вотличие от логоса, который противостоит хаосу), исключает альтернативнуюпостановку вопроса в принципе. Дао не подлежит проверке практикой, ибо то, чтомы видим, не является «постоянным» Дао. Дао — «корень неба и земли. Оносуществует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо». Даоедино — «не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино»
Логоспохож на Дао. Для Гераклита, как и для Лао-Цзы, – «все едино». «Целое инецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное; из всего одно ииз одного все». Если логос нечто «оформленное… сквозная смысловаяупорядоченность бытия и сознания», противоположность всему стихийному, то Дао– самоестественно (цзыжань) следует своей природе: «Человек следует земле,земля – небу, небо – дао, а дао самому себе (цзыжань)».
Несмотря на своюпохожесть, существуют и определенные различия между Дао и Логосом. «Гераклит(учит), что вечный круговращающийся огонь (есть бог), судьба же – логос(разум), созидающий сущее из противоположных стремлений». Китайцы не считаливозможным выделять какую-либо из стихий (воду, воздух или огонь) в качествепервоначала. Образовавшиеся в процессе круговращения ци пять типов энергии(земля, вода, огонь, дерево, металл) — равно необходимы для существованияжизни, хотя Лао-Цзы и отдает предпочтение воде (символ Дао).
В отличие от Логоса Даоне «созидает сущее из противоположных стремлений», а следуетспонтанному ритму мира, где одно чередуется с другим, день приходит на сменуночи, тепло на смену холоду. «Один раз Инь, один раз Янь и есть Дао». Еслигреки акцентировали внимание на «разумном» аспекте мира – всем правит Логос, ина созидании сущего «из противоположных стремлений», на «борьбепротивоположностей», то китайцы – на этической стороне мира и начередовании инь-ян, которые в строгом смысле не противоположны, ибоприсутствуют друг в друге. С этого и начинаются расхождения, хотя этика,гуманность также необходимы для развития ума, расширения сознания, как ум – дляпретворения этики в жизнь.
Гераклит, видел вБорьбе средство достижения гармонии. «Следует знать, что борьба всеобща,что справедливость в распре, что все рождается через распрю и понеобходимости». Основная же идея «Даодэцзина» – путь ненасилия,ненарушения природы вещей, естественного ритма – следование моральному закону –Дао. Воинственность – удел варваров, она приносит лишь иллюзорную победу. Тотже, кто следует Дао, непобедим.

 
3.  Чтоявляется причиной развития в концепциях диалектики и синергетики?
Идея взаимодействия элементов является исходной как в концепцияхдиалектики, так и во всех концепциях самоорганизующихся систем, т.е. всинергетике. Диалектика говорит о противоречии взаимодействующих сторон.Движение, взаимодействие, выступает формой существования материи. В этомфилософском обобщении заключен глубочайший смысл диалектического противоречия –чтобы сохраняться, нужно изменяться. Сохранение имплицитно содержит в себеизменение, а изменение означает и сохранение. Синтез этих противоположностей вдиалектике находит отражение в понятии развития. Так диалектика доказываетнеизбежность развития материи. Этот абсолютный диалектический принцип исоставляет субстанциональную основу всеобщего закона взаимодействия.
По мнению сторонников синергетики, источником развития является недиалектическое противоречие, а случайность, необратимость и неустойчивость.Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка иусложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний ихэлементов и подсистем. Еще одна причина развития – «притяжение».
При изучении процессов самоорганизации было зафиксировано тообстоятельство, что среди возможных ветвей эволюции системы далеко не всеявляются вероятными, «что природа не индифферентна, что у нее есть»влечения" по отношению к некоторым состояниям", – в связи сэтим синергетика называет конечные состояния этих систем«аттракторами» (лат. attractio – притяжение).
Аттрактор определяется как состояние, к которому тяготеет система. В концепциисамоорганизации субстанциональной основой взаимодействия элементов системыявляется системообразующий фактор – то, для чего объединяются элементы всистему. Системообразующим фактором самоорганизующейся системы является еестремление к устойчивости, самосохранению, физический смысл которых составляюторганизация и взаимодействие между ее элементами в соответствии с принципомнаименьшего действия, или экономии энергии.
4.  Ктосчитал самосознание единственным неоспоримым фактом?
Величие Декарта какфилософа заключается в том, что он первым исследует то, что являетсянесомненным, неоспоримым, чего нельзя отрицать — это бытие самогоисследователя, своего “я”.
“Самосознание, то естьсознание своего бытия, или сознание существования своего “я” и сознание своихфункций, или действий, производимых этим “я”, каковым, кроме мышления, являютсяеще и различные чувствования, и ощущения, и т.д., вот единственно, чтосуществует: наличность этих данных сознания не может быть оспариваема, но и неможет быть доказана путем логических выводов”.
Декарт указал насамоочевидность сознания как на высший критерий бытия. Знание о существованиивнешнего мира мы получаем благодаря деятельности нашего самосознания.
Вэтой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в которомзаключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, ясуществую».
5.  Назовитеуникальные свойства человека, которые отличают его от всей живой природы.
Человек — одновременномикрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии человектрадиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа идух.
Человек—особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическимначалом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным —способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (чтоотличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры,высокому уровню социальной (общественной) организации.
Такимобразом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условияхсовременной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальноеначало человека контролирует биологическое.
6.  Объяснитеразличие между социальной группой и стратой
В процессе обмена — взаимодействия происходит оформление социальных отношений и формированиесоциальных групп. Социальная группа — коллектив или множество индивидов,ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. Социальнаягруппа существует тогда, когда ее члены вовлечены в социальные интеракции — взаимодействия, включающие взаимные роли и связи. Выделяют три основных признакагруппы:
1. определенный способвзаимодействия между ее членами;
2. членство — чувствопринадлежности к данной группе;
3. групповаяидентичность с точки зрения значимых других.
Группа играет решающуюроль в социализации личности и является основным фактором, способствующимвыживанию. Люди образуют группы для выполнения определенной работы (пример — организация) и для удовлетворения стремления членов групп к социальномуодобрению, уважению и доверию (компании друзей).
Страта – единицаанализа социальной структуры. Страта включает в себя множестволюдей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себясвязанными друг с другом этой общностью. В качестве этого признака,позволяющего объединять людей в страты, могут выступать различные по характерупризнаки – производственные, экономические, политические,социально-демографические, культурные и др. В результате люди, принадлежащие кразным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, попризнаку образования или по должностным характеристикам. Основанием длявыделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т.е. тот,который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер “выше-ниже”,“лучше-хуже”, “престижно-непристижно”. Всуществовании страт большую роль играют оценочные факторы. Процесс ранжированияосновывается как на рационально-рассудочных операциях (принимается во внимание,например, должность оцениваемого, фирма, в которой он работает), так и наспонтанных реакциях (целостное восприятие другого человека, интегративнаяоценка какой-либо функциональной роли). Такимобразом, страты формируются признаком, связанным с культурно-психологическойоценкой (нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки), которыереализуются в индивидуальном поведении и сознании.
Следует иметь ввиду ещеодно различие при определении социальной группы и страты. Страты выделяются поформам и объему потребляемых благ, по воспроизводству самого статусногоположения. Статус предполагает, что любой, кто претендует быть включенным в туили иную страту, должны отвечать определенным ожиданиям и ограничениям насоответствующее социальное взаимодействие. Решающая роль образа жизни дляпрестижа делает ту или иную статусную группу конкретным носителем разныхусловностей, которые поддерживают и сохраняют слой как таковой.
 

 
Списоклитературы
 
1)  БобровЕ.А.Бытие индивидуальное и бытие координальное. Юрьев. 1900
2)  ГригорьеваТ.П. «Дао и Логос», М., 2001
3)  Древнекитайскаяфилософия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973
4)  ИвакинА.А. Краткий очерк общей философии. — Одесса: Астропринт, 1999
5)  Новейшийфилософский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003
6)  КнязеваЕ.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизациисложных систем. М., 1994
7)  ПоддубныйН.В. «Синергетика и диалектика — онтологическое и эпистемологическоеединство»// Науч. ведомости БГУ. 2008
8)  СпиркинА.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002
9)  ЯкушевА.В.Философия: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам – М., 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.