Реферат по предмету "Философия"


Теория социального контроля

Введение.
Пытаясь открыть законыобщества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет иразвивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующиммежду обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякаясоциологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит,стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношениев соответствии со своим пониманием сущности общества.
Существуют различные теории,которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишьчасть, “молекулу “ общества. Существуют так же и представление, будто индивид иобщество — это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеютсобственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития.Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могутрассматриваться изолированно, отдельно друг от друга: нет общества безчеловека, но и человек существует только в обществе. Отношение между обществоми человеком является сложным. Эта сложность воздействие человека на общество иобщества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивидпоявляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь вобществе, в продолжение жизни в общественном коллективе, развиваются и черезразвитие которых индивид становится личностью. Личность, как единствоособенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма иобщественной среды. Важнейшими свойствами личности являются ее творческаяспособность (которая проявляется в способности изменить внешний мир, а так жево внутренней потребности в творчестве), социальность (которая отражаетвключенность в социальный коллектив и общественный характер человеческойприроды), субъективность (выражение своеобразной индивидуальности) ицелостность (в которой выражается взаимосвязанная организация со всемипсихосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единствоповедения в различных ситуациях). Люди устанавливают взаимоотношения исогласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанномповедении проявляются личные качества индивида, такие, как совесть, характер,отношения к общественным ценностям и др.
Таким образом, то, чтоотдельные люди представляют собой как личности, индивидуальность имеет большоезначение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своимвзаимосвязанным поведением.
С другой стороны, и общество,более или менее организовано, через социальные институты оказывает влияние навсякого индивида, то есть на формирование личности. Именно в обществеразвертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этотпроцесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного иорганизованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности,которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействием на индивидаопределенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивидыоказываются как члены общества или как более или менее активные участники. Втаких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определенные правила инормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество можетвоздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различныхвидов и уровней образования и воспитания, его человеческие и индивидуальныеспособности, готовя его к тому, чтобы стать членом коллектива и проявить себякак существо, способное производить.
1. Понятие социальногоконтроля.
Социализация касается преждевсего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда подбдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, нои контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контрольосуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а еслицелым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальныминститутом, то приобретает общественный характер и называется социальнымконтролем.
Основная задача социальногоконтроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы,сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений.Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклоненияот социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, инеобходимые для его развития, которые следует поощрять.
Социальный прогресс вразвитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового,однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает бытьсохраненным для потомства. Самое важное в этом старом — нравственные законы,нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и безкоторых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятникиматериальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Таким образом, социализация,формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторовсоциального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудностипри принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, какдействовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущеевразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется намнеуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляетсязначительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
2. Элементы социальногоконтроля.
Социальный контроль помогаетсохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизмподдержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы исанкции.
Социальные нормы — этопредписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.
Социальные санкции — средствапоощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальные нормы различаютсямасштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компаниидрузей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают исуществуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общимиправилами “, а не “ групповыми привычками “. К “общим правилам “ относятся обычаи,традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определеннойсоциальной группе.
Все социальные нормы можноклассифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается ихисполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других нормследуют очень сильные санкции — изгнание из страны, смертная казнь, тюремноезаключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов(например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказвыключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповыепривычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгиесанкции.
Нормы связывают людей вединую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых,нормы — это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающиеждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правойстороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникаетупорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникаютстолкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социальноговзаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, самодействие, ожидание, оценку и средства.
Таким образом, нормывыполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себяпроявляют — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожиданиеповедения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членовсемьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нормекак стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполнеконкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинствобудут защищены.
Почему люди стремятсясоблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей.Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого обществас древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильностии процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшаяобязанность.
Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормыповедения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различиемежду нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное,должное, недолжное и так далее.
Социальные санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятсявыполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и состороны санкций.
Социальные санкции — разветвленнаясистема вознаграждений за выполнение норм, то есть за девиантность. Выделяютчетыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Онидают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логическогоквадрата. Позитивные Негативные Формальные Ф + Ф - Неформальные Н + Н -
Формальные позитивные санкции- публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство,учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетныхграмот и так далее.
Неформальные позитивныесанкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций:дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.
Формальные негативные санкции- наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами,предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение,арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.
Неформальные негативныесанкции — наказания не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями:порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.
3. Механизм действиясоциального контроля.
В системе социальногоконтроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами онисоставляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведениелюдей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будутсоблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведениепредсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает,что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкоепреступление — тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементыпредсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка,то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.
Таким образом, нормы исанкции соединены в единое целое. Если у какой — то нормы отсутствуетсопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение.Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементомсоциального контроля.
Применение социальных санкцийв одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует.Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительноеиздание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедурысудебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда.Привлечение к административной ответственности, например, за безбилетный проезд- штрафование, предполагает присутствие официального транспортного контролера,а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложнуюпроцедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета. Если жеприменение санкций совершается самим человеком, то такую форму контроля надосчитать самоконтролем.
4. Самоконтроль.
В зависимости от способавынесения санкций — коллективного или индивидуального — социальный контрольможет быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называютсамоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовываяего с общепринятыми нормами. В процессе социолизации нормы усваиваютсянастолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга,ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В такихслучаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучирациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфераподсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означаетсдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Самосознание — чрезвычайноважная социально — психологическая характеристика человека. Источником, изкоторого черпается представление человека о самом себе являются окружающие егои значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивидсудит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представлениечеловека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека взначительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей,причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.
В отличии от муравьев, пчел идаже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективноевзаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю.О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он “ впал вдетство “. Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями иприхотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называютинфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами,обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.
Примерно на 70 % социальныйконтроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развитсамоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнемуконтролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходитсявступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам,государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитиесамосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Частодиктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Нопривыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутреннийконтроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себяответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Ониподвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподвольподготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам.Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы,покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнениемпотому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительнымнормам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.