Трактат Аристотеля «Овозникновении и уничтожении» входит в его труд под названием «Физика».Этот трактат относительно небольшой, состоит из двух книг. Аристотель связывалвозникновение и уничтожение с движением. Но в дальнейшем доказывается, чтовозникновение и уничтожение не есть движение, будучи переходом из несубстрата всубстрат или соответственно из субстрата в несубстрат, в то время как всякоедвижение есть переход из субстрата в субстрат. Проблема возникновения иуничтожения представлялась Аристотелю исключительно важной; ведь, по сути дела,это была основная проблема, занимавшая всех физиков того времени, и, видимо,поэтому Аристотель считал нужным посвятить ей отдельный курс лекций.
Как и в других случаях,Аристотель начинает изложение с рассмотрения точек зрения других философов ифизиков. Своих предшественников он делит на две группы: к первой группеотносятся физики, утверждающие, что возникновение есть изменение единогопервовещества, из которого произошло все остальное; представители же второйгруппы трактуют возникновение и уничтожение как смешение и разделение многихпервоэлементов. Коротко коснувшись воззрений Анаксагора и Эмпедокла и отметивнепоследовательности и противоречия, обнаруживаемые в их высказываниях,Аристотель переходит к детальному анализу атомистической теории возникновения иуничтожения. При этом он не скупится на комплименты по адресу Демокрита,отмечая, что все прочие философы касались рассматриваемой проблемы лишьповерхностно, Демокрит же, по-видимому, размышлял обо всем, выгодно отличаясьот других способом своих рассуждений. Далее следует обстоятельное изложениеосновных положений атомистики. Суть проблемы, по мнению Аристотеля, лежит вВопросе, могут ли в принципе существовать неделимые величины, или всякоефизическое тело безгранично делимо. Сопоставляя аргументы Демокрита саналогичными высказываниями представителей школы Платона, Аристотельподчеркивает отвлеченный и умозрительный характер рассуждений платоников, в товремя как Демокрит, по его словам, пришел к своему учению на основании доводов,взятых из наблюдений за природными явлениями.
Рассмотрение аргументов,приводимых в пользу существования неделимых величин, распадается на две части: впервой Аристотель, по-видимому, пересказывает рассуждения самого Демокрита, вовторой же переформулирует эти рассуждения в терминах своей доктрины возможностии действительности. Затем он указывает, что деление любой не прерывной величины(например, отрезка прямой) не может быть осуществлено одновременно во всехточках, поскольку точки в ней не следуют друг за другом и мы не можем указатьточку, которую можно было бы считать соседней по отношению к данной, т.е. Аристотельзатрагивает здесь проблему непрерывности. Иначе говоря, Аристотель подходит коценке атомистики с позиций математической науки, оставляя пока в стороневопрос о существовании мельчайших единиц вещества, неделимых лишь в чистофизическом смысле. Соединение и разделение действительно имеют место, говоритАристотель, но не из неделимых и соответственно не на неделимые величины (атомы),а из более мелких долей и на более мелкие доли. Однако такое соединение иразделение еще не определяют собою возникновения и соответственно уничтожения. Любойпредмет, по словам Аристотеля, обладает двумя аспектами: один из нихсоответствует определению, а другой — материи. Абсолютное возникновение иуничтожение имеют место тогда, когда происходит превращение в отношении обоихэтих аспектов; если же меняются только качества, и притом случайным образом,происходит изменение.
В следующих двух главахАристотель излагает свою концепцию возникновения и уничтожения, детальнообсуждая такие вопросы: что такое абсолютное, или полное, возникновение (иуничтожение), когда оно бывает и чем отличается от неполного, или частичного; далее,каким образом возможно вечное, непрекращающееся возникновение (и уничтожение) ичем, наконец, отличается возникновение от изменения. Затем исследуются процессывозрастания (и убывания) и выясняется, в чем разница с процессами возникновения(уничтожения), а также другими родами изменения. При этом становится ясным, чтопод возрастанием Аристотель имеет в виду прежде всего органический рост. Попутноотмечается также соотношение (и различие) понятий роста и питания.
В начале шестой главы Аристотельподходит к центральному пункту своего трактата, а именно к проблеме элементов — «существуют они или нет, и вечен ли каждый из них или каким-то образомвозникает, а если они возникают, то все ли одним способом друг из друга, или уних есть один, самый первый элемент». Но предварительно он исследуетзначение ряда терминов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме,таких, как «касание», «действие», «претерпевание»,«смешение» (и его различные виды — «соединение», «слияние»и т.д.) Анализу этих терминов и тех процессов, которые ими обозначаются,Аристотель посвящает все последующие главы первой книги трактата. В восьмойглаве Аристотель рассматривает механизм действия предметов друг на друга — теориютак называемых «пор и истечений», а затем переходит к воззрениямЛевкиппа и Демокрита, которые, по его словам, дали «наиболеепоследовательное объяснение всех вещей на основе единого учения». Этаглава весьма существенным образом дополняет то, что уже было сказано по поводуатомистики во второй главе этой же книги. По ходу дела снова проводитсясопоставление атомистики Левкиппа — Демокрита с концепцией неделимых плоскостейПлатона, а затем Аристотель высказывает ряд критических замечаний в адресатомистической теории. На этот раз критика Аристотеля основана на соображенияхуже не математического, а физического характера. Основной вывод Аристотелясостоит в том, что за начала и причины случающихся явлений следует принятьскорее четыре элемента, а не атомы Демокрита.
В начале второй книги Аристотельуже непосредственно переходит к рассмотрению проблемы элементов. Короткоостанавливаясь на некоторых точках зрения, развивавшихся прежними философами поповоду материальной основы чувственно-воспринимаемых тел, он дает следующееопределение понятия «элемент»: «Мы условимся называть „началами“и „элементами“ первичные вещества, от превращений которых либо путемсоединения и разъединения, либо иным путем происходит возникновение иуничтожение». Таких элементов насчитывается четыре — это огонь, воздух,вода и земля. Помимо этих четырех элементов не существует никакой телесной иотделимой от них материи. Это не значит, что понятие материи чувственных телвообще не имеет смысла: Аристотель утверждает, что начальная и первая материядействительно существует, но от элементов эта материя неотделима, поскольку оналежит в основе присущих элементам противоположностей. Что это запротивоположности? Аристотель перечисляет целый ряд противоположных пар,имеющих отношение к чувственно-воспринимаемым свойствам тел. Чувственно-воспринимаемыетела, или, иначе говоря, «осязаемые» тела, — это такие тела, всуществовании которых мы убеждаемся путем соприкосновения с ними. Следовательно,в первую очередь тела характеризуются противоположными свойствами, относящимисяк касанию. Это теплое и холодное, сухое и влажное, тяжелое и легкое, твердое имягкое, вязкое и хрупкое, шероховатое и гладкое, грубое и тонкое и т.д. Не всеэти противоположности способны действовать как-либо или испытывать воздействия,и не все они являются в одинаковой степени первичными. Первичнымипротивоположностями следует считать лишь две пары — теплое и холодное, влажноеи сухое, причем первые члены этих пар производят воздействия, а вторые — претерпеваютих. Между этими четырьмя членами теоретически можно образовать шесть сочетаний.Поскольку, однако, сочетания противоположных членов одной и той же пары неимеют смысла (ибо теплое не может быть холодным, а сухое влажным), остаютсячетыре сочетания: теплого и сухого, теплого и влажного, холодного и влажного,холодного и сухого. Эти сочетания как раз и соответствуют тому, что мы обычноназываем четырьмя элементами, хотя, строго говоря, элементами следовало быименовать не огонь, воздух, воду и землю, а указанные пары первичныхпротивоположностей. Последнее тем более справедливо, что ни один из четырехэлементов не обнаруживается нами в чистом, несмешанном виде; в нашемповседневном опыте мы всегда встречаемся лишь со смесями этих элементов. Так,то, что мы в быту называем огнем, на самом деле не есть чистый огонь, но всеголишь огнеобразное тело, похожее на огонь, а то, что мы называем воздухом, естьвоздухообразное тело, но отнюдь не чистый воздух. Так же обстоит дело и состальными элементами.
В четвертой главе Аристотельобсуждает проблему взаимопревращений элементов друг в друга. Переход одногоэлемента в другой происходит чаще всего там, где имеется совпадение одного изсвойств. Так, например, у огня и воздуха имеется общее свойство — теплота. Есливторое свойство огня — сухость — будет преодолено влажностью, тогда огоньпревратится в воздух. Точно таким же образом воздух превращается в воду (ихобщее свойство — влажность), а вода — в землю (общее свойство — холод). Земляпредставляет собой комбинацию холодного и сухого, второе из этих свойствприсуще также огню, поэтому, если холод в земле будет преодолен теплом, земляперейдет в огонь. Итак, наиболее легким путем взаимопревращений элементовявляется круговой путь: огонь — воздух — вода — земля — огонь. Разумеется, впринципе вода может возникнуть и из огня, а земля из воздуха, равно как воздухиз земли и огонь из воды, но это значительно труднее, так как в этих случаяхдолжно произойти одновременное превращение двух свойств.
В следующих главах Аристотельрассматривает ряд частных вопросов, имеющих отношение к элементам: почему числоэлементов равно четырем и по каким причинам не может быть бесконечного числаэлементов; опровергается мнение Эмпедокла, полагавшего, что элементы не могутпереходить друг в друга; разъясняется, как из четырех элементов образуютсяпутем смешения сложные вещества. В девятой главе заново формулируются некоторыеобщие положения, касающиеся начал и причин возникновения и уничтожения.
Очень важной представляетсядесятая глава второй книги, в которой устанавливается связь между круговымидвижениями небесных сфер и циклическим характером процессов возникновения иуничтожения. Но первичное движение не может быть непосредственной причинойпроцессов возникновения и уничтожения, ибо оно абсолютно равномерно, вечно и незнает никаких отклонений. А тому, что ведет себя всегда одинаковым образом,свойственно производить всегда одно и то же действие — либо постоянноевозникновение, либо постоянное уничтожение. Для того же, чтобы имели место обаэти процесса и чтобы они попеременно преобладали друг над другом, движущейпричиной должно быть не одно равномерное круговое движение, а несколькокруговых движений, дающих в сумме некую неравномерность. Именно такого роданеравномерным движением является движение Солнца по эклиптике. В процессе этогодвижения в силу наклона эклиптики Солнце то приближается к Земле, то удаляется.При приближении Солнца и нахождении его вблизи на Земле имеют место процессывозникновения, а при удалении происходят противоположные процессы. Такобъясняется смена времен года вместе со всеми сопутствующими ейобстоятельствами.
В последней, одиннадцатой главеАристотель показывает, что процессы возникновения и уничтожения необходимоимеют циклический характер, хотя они и не всегда повторяются абсолютнотождественным образом. К такого рода циклическим процессам относятся круговоротводы в природе, смена поколений живых существ и т.д.
Таково содержание трактата«О возникновении и уничтожении». Хотя этот трактат и не содержитпринципиально новых положений, с которыми мы не встречались бы до этого, тем неменее он занимает особое и важное место среди прочих курсов Аристотеля,посвященных естественнонаучным проблемам. Ход изложения здесь подчинен единомуплану и, несмотря на сложность отдельных рассуждений, в целом достаточно ясен. Ноосновная ценность трактата «О возникновении и уничтожении» состоит,по моему мнению, в том, что его внимательное изучение позволяет особенноотчетливо ощутить дух мышления Аристотеля, проследить развитие егоаргументации, проникнуть как бы в его творческую лабораторию.