Реферат по предмету "Философия"


Сущность, методы и границы познания

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТАПОФИЛОСОФИИ
Тема: Сущность, методы и границы познания

План
 
Введение
Понятиепознания и его виды
Средстваи методы познания
Проблемаграниц субъекта и объекта познания
Заключение
Списоклитературы

Введение
Теорияпознания произошла от такого научного знания, как гносеология «(от греческого«гнозис» – знание и «логос» – слово, учение). В философию сам термин «познания»ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.»[1]
Егорассматривали разные направления с разных сторон, и каждое вывело своизаключения по поводу данного понятия.
Так,например сторонники эмпирической теории познания считают чувственный опытединственным источником знания. Познавательные возможности человека зависят отих познавательных способностей. То есть опыт для них является: 1. результатомдеятельности органов чувств; 2. результатом деятельности разума (комбинированиематериала, поставляемого органами чувств).
Ковторому источнику опыта относятся данные этапы рационального познания:
Анализ — способ мысленного разделения объекта познания на части с целью выявления егоструктурных элементов и отношений между ними.
Синтез — соединение различных элементов в одно целое.
Аналогия — способ рассуждения, где конкретному предмету присваиваются признаки наосновании его сходства с другим предметом, которые раньше у него отсутствовали.Она часто используется при выдвижении гипотез.
Дедукция — логический способ рассуждения, пользуясь которым можно получать истинноезаключение (логического следования).
Индукция — логический способ рассуждения, с помощью которого из частного знания получаютобщее.
Рационалистическаяконцепция познания гласит о том, что «данные органов чувств можно считать подлиннымилишь как факты сознания, но, опираясь на них, строить истинное знание о внешнеммире опасно».[2] Ее сторонниками являютсяДекарт, Лейбниц, Спиноза.
Рационализмподразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данногоначала) и гносеологический (разум является главной формой познания).
Известно,что И. Кант также высказал свою точку зрения на теорию познания. Он утверждал,что «всякое познание начинается с опыта. Внешние предметы лишь воздействуют нанаши органы чувств, пробуждая к жизни познавательные способности человека.Рассудок связывает, сравнивает, синтезирует или анализирует полученныепредставления, перерабатывает чувственное впечатление в познание».[3]
Каждаятеория несет в себе определенный смысл, который и сделал понятие познания такимраспространенным и изучаемым до сих пор.
Вселюди от природы стремятся к знанию. «Все, чтопростирается перед нами и происходит внас, познается посредством наших чувственных впечатлений иразмышления,опыта и теории».[4]

Понятиепознания и его виды
«Познание –это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее».[5]Оно достигается человеком при наличии тех или иных предпосылок и обстоятельств,условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами ипонятиями. В результате этого процесса у людей возникают знания об окружающеммире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самомчеловеке и человеческом обществе.
Существуютопределенные длительным изучением формы познания: чувственное и рациональное(логическое).
Основную рольв познании всегда отводилось чувственности – ощущению и восприятию, ведь познаниечеловеком внешнего мира, в большей мере, осуществляется с помощью различных ощущений.Информация, поступающая от органов чувств человека, связана с теми или инымипереживаниями. При этом происходит ее оценка и определение значимости дляпрактической деятельности и жизни человека.
Ощущение – элемент процесса познания, результат воздействия внешнегомира на органы чувств человека (внешнее: зрение, слух, вкус, обоняние, кожнаячувствительность; внутреннее: сигналы о внутреннем физиологическом состоянииорганизма), способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление. Механизмощущений углубленно стал изучаться наукой психофизики. Ей были установлены «минимальнаяинтенсивность действия раздражителя, необходимая для получения ощущения –нижний и абсолютный пороги. Верхний порог чувствительности устанавливает такуювеличину интенсивности раздражения, при которой возникают болевые ощущения».[6]Такие же способности имеют растения и животные. У них это проявляется какреакция на раздражители. Средства, органы чувств, которые помогают тому илииному организму воспринимать информацию, разные.
Существуетмнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничиваетсятолько его биологической природой, а проходит под сильным воздействиемсоциальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.
Восприятие – это отражение человеком или животным предметов в процессе ихнепосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданиюцелостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессепрактической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития иприобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новыхвпечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человекотражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы,созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологическихструктур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборови механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущуюинформатизацию.
Так,чувственное познание играет огромную роль в жизнедеятельности человека:
· «органы чувствнепосредственно связывают человека с внешним предметным миром;
· без них человекне способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;
· потеря частиорганов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает еговозможности (взаимная компенсация одних органов чувств другими, способностьюиндивида концентрировать свое внимание, свою волю и другое);
· все рациональное базируетсяна анализе того материала, который дают нам органы чувств;
· регулированиепредметной деятельности осуществляется с помощью информации, получаемойорганами чувств;
· органы чувствдают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобымногосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание».[7]
Мышление — это еще одна форма познания. Она характеризуетсякак «процессотражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческогопознания».[8] Мышление отражаетдействительность и позволяет человеку получить знание о таких ее признаках исвойствах, которые не могут быть восприняты органами чувств. Мыслительнаядеятельность является активным соотнесением между собой данных практическогоопыта и результатов сформировавшихся у человека понятий. Чтобы человек могпользоваться мышлением, стать его субъектом, он должен сначала овладетьсоциальным опытом, языком, приемами мыслительной деятельности. Именно впроцессе материального и духовного воплощения результатов мышления вчеловеческой практике устанавливается соответствие полученных знанийобъективному миру. Мышление человека, при каждодневном использовании его вреальном мире, помогает ему использовать для себя только то, что облегчает емужизнь, способствует достижению поставленных целей. Поэтому для него очень важноприобретение социального опыта.
В большейстепени благодаря мышлению, люди дошли в своем развитии до изучения огромногоколичества научных знаний. В последние десятилетия у людей вызывает особыйинтерес технические науки, с помощью которых можно изобрести всевозможныекомпьютерные феномены. Появилось немало исследований, направленных на проблемувозможности создания искусственного интеллекта. Но пока этого сделать неудается, так как даже людям, с невероятно развитым мышлением, отличнымвосприятием и ощущениями не удается познать все тайны и возможности человеческогомозга.
Мышление неможет существовать без языка, как средства получения информации. Это каксистема знаков, имеющих значения, что образует самостоятельную систему, имеющуюсвои законы, правила и формы связи. В качестве знаков могут выступать звуки,жесты, рисунки, чертежи и многое другое. Они воспринимаются органами чувствдругого человека, воздействуют на нервную систему и на сознание.
То естьчеловек обладает способностью принимать ту или иную информацию различнымиспособами в различных ее видах. Язык или другое средство выражения образов имыслей является неотъемлемым источником формирования у людей абстрактныхобразов, абстрактного мышления. При помощи него «устанавливаетсявзаимопонимание, развивается познавательный процесс, осуществляется прогресс науки,культуры, цивилизации. Язык — материальная форма мышления».[9]
Представление- чувственный образ ранее воспринимаемого органами чувств предмета или образ,вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получениятаких образов человеку нужны память и воображение.
Существуюттакже познавательные способности, которые играют не маловажную роль вжизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различнымиметодами познавать окружающую реальность.
Память — свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведенияинформации о прошлом. «Основными ее видами являются чувственно-образная и вербально-рациональная,а также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти».[10]
Воображение — способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновиденияи другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности,фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческойжизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованныхпредположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного синтуицией.
Интуиция — постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием илисозерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуютдоказательства.
Такимобразом, интуитивной способности человека свойственны:
· неожиданностьрешения;
· неосознанностьпутей и средств решения;
· «непосредственностьпостижения истины на сущностном уровне объектов».[11]
Эти признакиотделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различныхситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычнойи не приемлемой в данном случае и т.д.
Ее можноподразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То естьздесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая,научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).
Логическоемышление — способность к абстрактному, обобщенному мышлению в форме понятий,суждений, умозаключений и теорий. «Эта способность очень тесно связана сязыком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке».[12]
Интеллект определяетсякак высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностямобычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметовпознания, основных первичных принципов.
Воля — способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблеми стремление к их решению — двигательный механизм человеческого познания».[13]
Талант — данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области.Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.
Так, многообразиевидов познавательных способностей соответствует характеру познавательнойдеятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным иобыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках,может быть теоретическим и экспериментальным и прочее.
В науке внаибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Научные знания предполагаютобъяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается«в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверномобобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое,закономерное, за единичным — общее, и на этойоснове осуществляет предвидение различных явлений».[14]Главное в науке – этоустранить все единичное, индивидуальное, неповторимоеи удержать общее в форме понятий. Также, понятие точности знания обычно связывают именно с наукой, так какнаучность предполагает достаточно высокую степень достоверности, факта и вывода.
В последниегоды ее возможности возросли за счет использования электронных средствполучения и обработки информации.
 

Средстваи методы познания
Процесспознания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) илитеоретического (гипотезы и законы) метода.
Эмпирическийметод предлагает такие средства познания как наблюдение и эксперимент.
Наблюдение–это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явленийокружающего мира. Оно опирается на чувственное познание. Объектом наблюдениявыступают не только предметы внешнего мира. Такому виду познания характерно ещетакое свойство, как самонаблюдение, когда восприятию подвергаются переживания,чувства, психические и эмоциональные состояния самого субъекта. Наблюдение, какправило, не ограничивается механическим и автоматическим отмечанием фактов.Основную роль в этом процессе выполняет сознание человека, то есть наблюдательне просто фиксирует факты, а целенаправленно ищет их, опираясь в своем поискена гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученныерезультаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории),либо для ее опровержения.
Наблюдениядолжны подводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желанийсубъекта, то есть они должны давать объективную информацию.
Наблюденияможно разделить на непосредственные (прямые) и косвенные, где вторыеиспользуются тогда, когда «предметом исследований является эффект еговзаимодействия с другими объектами и явлениями. Особенность таких наблюдений втом, что заключение об исследуемых явлениях делается на основе восприятиярезультатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми».[15]Прямой же вид используется при исследовании непосредственно самого объекта, иликакого-либо процесса, связанного с ним.
Эксперимент– это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличаетсяот наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно экспериментнеобходим для проверки гипотез, установления причинных связей между феноменами.Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход ихпротекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственноговоздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания.Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторятьэксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый разрезультатов.
Этотметод является одним из самых лучших, так как с помощью него в последние двастолетия достигнуты огромные успехи во многих областях различных наук. Также, «врезультате совершенствования методики экспериментального исследования,использования в нем сложнейших приборов и оборудования достигнут чрезвычайноширокий диапазон применения этого метода. В зависимости от целей, предметаисследования, характера используемой техники выработана классификация различныхвидов эксперимента».[16]
Поцелям их можно поделить на две группы:
I – эксперименты, спомощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;
II – эксперименты, спомощью которых можно сбирать информацию для уточнения тех или иныхпредположений.
Поисследуемому объекту и характеру научной дисциплины они делятся на:
· физические;
· химические;
· биологические;
· космические;
· психологические;
· социальные.
Еслинужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то ихкруг может быть расширен.
Сегодняприрода эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническаяоснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания – моделирование. Модели (образцы, макеты,копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когдаизучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойстваобъекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно отисследовательского центра и т. п.
Похарактеру методов и результатам исследования их подразделяют на:
1. «Качественныеэксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различныхфакторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точныхколичественных характеристик.
2. Количественныеэксперименты, когда на первый план выдвигается задача точного измеренияисследуемых параметров процесса или объекта».[17]
Обавида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводяв итоге к его целостному познанию.
Сегодняэксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причемважное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.
 
Проблемаграниц субъекта и объекта познания
Изучаятеорию познания, ученые пришли к выводу о том, что его структура, как иструктура многих других явлений, подчиняется принципу системности, то естьсостоит из простых частей и элементов. Ими, как правило, являются субъект иобъект.
«Субъектпознания – это носитель предметно-практическойдеятельности и познания, источник познавательной активности, направленной напредмет познания».[18] Им может быть один человек(индивид) или различные социальные группы (общество в целом). В первом случае,когда субъектом познания является индивид, то его самосознание определяетсявсем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешнаяпознавательная деятельность может быть осуществлена, если человек активно участвуетв познавательном процессе. Он может развивать и каждый раз увеличиватьколичество и качество своих познаний в той или иной областях.
Но,в конечном счете, высшим производителем знания и мудрости является всечеловечество, так как оно на протяжении многих веков накапливает различныесведения о явлениях природы, о животных, о нравах и обычаях различных народов.Так, собрав в одно целое познания отдельных народов, можно сделать вывод, чтокаждый народ, производя свои какие-то нормы, идеи и ценности, фиксируемые вкультуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности.
«Вобществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением изанятием которых является производство знаний,имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания,субъектом которых выступает сообщество ученых, также в этом сообществевыделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которыхобусловливают их особо высокие познавательные достижения».[19]
Объектпознания – это то, на что направлена практическая ипознавательная деятельность этого индивида. Объектом познания могут быть какматериальный мир (химические элементы, физические тела, живые организмы), так исоциальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение идеятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука вцелом) тоже могут стать объектом познания.
Такимобразом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи,явления, процессы, которые осваиваются или в ходе практической деятельности,или в ходе познания.
Так,можно сделать вывод, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга,так как предмет – это только одна сторона объекта, на которую направленовнимание какой-либо науки, также понятие предмета по объему шире понятияобъекта.
«Современи возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, какотношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре вниманияфилософов».[20]
Можносказать, что и сам человек является объектом изучения многих наук — биологии,медицины, психологии, социологии, философии и других. Однако каждая из них видитчеловека под своим «углом зрения».
Кантутверждал, что познание всегда будет являтьсяограниченным (агностицизм: существуют границы познания, но не отрицаютсяпознавательные возможности человека, его потенциал). Познание – это постояннаяпроблема человека.
Границамипознания выступают понятия, идеи, теории. «За пределами данных вещей существуетчуждый или враждебный мир (человеку), а отраженный в понятиях и теориях мир.Отсюда объектом познания является не просто окружающий человека мир, авоздействующие на человека внешние обстоятельства, воздействующие наиболееактуально и активно. Отсюда познаются именно эти объекты, то есть познаниевсегда актуально».[21]
Границысубъекта и объекта познания определяются практическими потребностями времени идостигнутым уровнем знаний о мире.
Запоследние сто лет значительно расширились границы объекта познания, а вместе с этими круг познавательных интересов, на много вырос интеллектуальный потенциалчеловечества, а значит, и его познавательные возможности.
Так,можно сказать, что развитие познания определяется потребностями общества вцелом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализацияэтих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей идальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познаниявперед. В основе движения познания лежит разрушение и возникновение все вновь ивновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественныхпотребностей.

Заключение
Каждомучеловеку свойственно стремление к познанию, к истине, к знанию. Поэтому процесспознания не прервется, пока существуют науки, природно-географические,экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты,существует мир, который человек может познать, использую огромное количествосвоих способностей, данных ему природой, и материально-технические средства,созданные им самим.
Познавательныеспособности – это индивидуальные качества человека (ощущения, представления,восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение),которые обычно называют источниками познания.
В современноммире теория познания представляет собой результат обобщения всей историиразвития познания мира. Ведьлюбое знание является связующей нитью между природой, человеческим духом и практической деятельностью.
Совершенствованиесредств познания – неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. Ведь человечество всегда стремилось к приобретениюновых знаний. «Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремленийтворческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества».[22]

Списоклитературы
 
1. АлексеевП.В., Панин А.В. Философия, учебник. М., 2003;
2. БалашовЛ.Е. Философия, учебник. М., 2005;
3. БородайЮ.М. Воображение и теория познания. М., 2004;
4. КириленкоГ.Г., Шевцов Е.В. Философия, справочник студента. М., 2003;
5. КузнецовВ.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2004;
6. СмирновИ., Титов В. Философия, учебник. М., 2004;
7. СпиркинА.Г. Философия, учебник. М., 2006;
8. Философия,учебное пособие под ред. Лавриненко В.В. М., 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.