Реферат по предмету "Философия"


Суждение как категория логики

СУЖДЕНИЕ
1. Суждение как форма мышления
Мысль, выраженная в формепонятия, сама по себе ещё не есть процесс мышления. Для инициализации мыслительногопроцесса необходима элементарная логическая форма, каковой является суждение. Всуждении выражается отношение между двумя и более понятиями; устанавливаетсятакое отношение, мы и осуществляем элементарный мыслительный акт.
Такаяформа мышления посредством которой, сочетая понятия, что-либо утверждают илиотрицают о реальных вещах и явлениях, называют суждением.
Если понятия отражаютсовокупность существенных признаков предмета, то суждения отражают отдельныеотношения между предметами и их признаками. Причём, эти отношения выражаютсяпутём утверждения или отрицания. Таким образом, суждение придаёт человеческоймысли законченную форму.
Суждения какформа мышления в языке закрепляется и передаётся другим людям с помощьюпредложения. Например, понятие «Киев» принимаем форму предложения, когда мыутверждаем что его как «Киев – столица Украины»; это и есть мысль, выраженная вформе логического суждения.
Суждение – это такаялогическая форма, которая может быть истинной или ложной; установление того илидругого и являются задачей логики.
2. Структура суждения
Сопоставление самых различныхпо содержанию суждений позволяет нам увидеть свойственную им общую структуру,то есть одинаковое формальное построение. Например, возьмём три суждения:
1. «Все людиобладают сознанием»
2. «Собаки –теплокровные животные».
3. «Все государстваимеют конституцию».
Все три предположения поформе являются суждениями и отражают самые разные стороны реальной жизни. Нопри этом мы замечаем, что по своей структуре они идентичны, ибо все онисодержат три части, или три элемента. Первый элемент называется субъектомсуждения. Субъект суждения выражает знание о предмете суждения, то есть то, очём говорится в данном суждении. Сокращённо субъект суждения обозначаетсябуквой S (от латинского слова Subjektum). В приведённых примерах субъектомсуждения являются: «все люди», «собаки», «все государства». При этом не следуетотождествлять субъект суждения от предмета (объекта) суждения, то есть от того,что в реальной деятельности познаётся с помощью суждения. Действительно предметвсегда богаче, чем какое-либо значение о нём, выраженные субъектом суждения.Предмет суждения отличается от субъекта суждения так же, как мысль о предметеот самого предмета.
Вторым логическимэлементом суждения является предикат суждения. Он выражает знание о признакепредмета суждения, то есть то, что говорится о субъекте суждения. Сокращённопредикат обозначается буквой P (от латинского слова predikatum). Предикатсуждения является вторым необходимым элементом суждения.
Третьим элементомсуждения является связка. Она выражает отношение, которое устанавливается всуждении между субъектом и предикатом. Связка придаёт ограниченное единство изаконченность всей форме суждения. Логическая связка между субъектом и предикатомимеет две формы. Она может быть либо утвердительной, либо отрицательной – взависимости от того, приписывается предикат субъекту или нет. В русском языкесвязка как правило не высказывается, а подразумевается. Если мы говорим «Вселюди – разумные существа», то S(все люди) и P(разумные существа) связываются спомощью тире; но в других случаях вместо слова «есть» могут использоваться«суть», «имеется» и топу подобное (имеется в виду утвердительная форма.Отрицательная форма выражается связкой «не есть», «не суть», «не имеется», «не является»и т.п… Например, «Птицы не являются млекопитающими животными». Здесь опят мывидим все три элемента суждения.)
У всех народов и во всехязыках простейшая форма суждения сводится к трёхчленной схеме, поэтому, несмотряна различия языков, возможен перевод мысли с одного из них на другой.
Таким образом, структурапростого категорического суждения, которое всегда состоит из трёх элементов,может быть выражена в виде общей формулы: S – P, где тире обозначает связку; другиедва элемента (S и P) несут смысловую нагрузку. В логике они называются ещёпеременными, так как могут выражать различное конкретное содержание.
Связка же в простомкатегорическом суждении не является переменной частью суждения, она выражаеттолько утвердительное или отрицательное отношение между S и P и может бытьназвана постоянным элементом суждения.
Несколько своеобразнопроявляется трёхчленная структура простых суждений в так называемых сужденияхсуществования и в суждения отношений.
Обычно суждениямисуществования называют такие, которые в своём конкретном содержании выражаютсам факт существования или несуществования отражаемого в мысли предмета.Суждения существования по форме делятся на утвердительные и отрицательные. Вутвердительных суждения устанавливается наличие предмета, его существования.Например, «Планеты существуют», «Существуют информационные технологии,позволяющие людям общаться независимо от их местонахождения» и т.д… Вотрицательных суждениях указывается на отсутствие предмета; «Нет птицы безперьев» и т.д..
Специфическойособенностью суждений отношений является то, что в их трёхчленной структурероль предиката выполняет третье понятие, которое имеет также определённоесмысловое значение, помимо основного предиката. Например, «Иван брат Петра»,или «Кавказские горы выше Карпат», и т.д… Структура таких суждений может бытьвыражена формулой «a R b», где a и b выражают понятия, а символ R обозначаетопределённое содержательное отношение между мыслимыми в суждении предметамимысли. Фактически в таких суждениях третий элемент (R) выполняет роль связки.2.1 Суждение и предложение
Образование и развитиелогического суждения невозможны без грамматической формы предложения.Предложение по отношению к суждению является своеобразной материальнойоболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения.Результат становления, образования суждения закрепляется в языке с помощьюпредложения. Благодаря предложению люди передают друг другу те или иныесуждения. Предложение же, в свою очередь, тоже нуждаются в законченности мысли,которая обретается в форме суждения. Определенность, законченность мысливыступает специфическим признаком предложения. Итак, суждение как логическаяформа мышления отлична от предложения, которая является его языковой оболочкой.
Во-первых, суждениеотличается от предложения тем, что являясь категорией мышления, онохарактеризует идеальную, смысловую сторону предложения, отражающуюдействительность. Предложение же является категорией языка и выступая материальнойоболочкой суждения, не только фиксирует знание о действительности, но ивыражает отношение говорящего к этой действительности. То есть предложениямогут выражать чувства, эмоции и различные волевые переживания тех, ктовысказывает суждения.
Во-вторых, одно и то жесуждение можно выражать в различных грамматических формах, то есть с помощьюразличных предложений, например, на различных языках мира или по–разномувыражая смысл суждения на одном национальном языке. Например: одно и то жесуждение можно выразить по – разному, а именно – «Студент Иванов успешноперешёл на 4 курс» или «Серди тех, то успешно перешёл на 4 курс есть и студентИванов» и т.д… Или в английском: «2 was told about myfuture work yesterday» или «Yesterday they informedme about my work in future», и т.д..
В-третьих, по своейструктуре суждение также отличается от предложения. Мы уже сказали, что простоесуждение состоит из трёх элементов: субъекта, предиката и связки между ними.Предложение же не имеет строгого ограниченного в количестве составляющих егочастей, и хотя сам порядок слов в некоторых языках оговаривается строго (ванглийском, например), тем не менее, кроме обязательных подлежащего исказуемого широко используется второстепенные члены предложения. Иногдапредложение может состоять только из одного слова, будучи безличным; например:«Вечереет», «Моросит», «Прилетает»; при этом мы легко угадываем трёхэлементнуюструктуру суждения («Солнце палит нещадно», «Мелкий дождь идёт с самого утра»,и т.д.).
Наконец структурасуждения может не соответствовать грамматическому предложению, даже в техслучаях, когда основные члены предложения (подлежащее и сказуемое) совпадают посвоему значению с основными частями суждения (субъектом и предикатом).Например, такие предложения, как: «Стол накрыт», «Лампочка включена», «Дверьоткрыта», и т.п. связка не высказывается, а только подразумевается.

2.2 Суждение и вопрос
То или иное суждениеможно рассматривать как ответ на определённый вопрос, а сам вопрос – кактребование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам жевопрос можно понимать по–разному. Вопрос имеет сильную форму, если требуетсянайти все его истинные ответы. Сильные вопросы характеризуются максимальнойполнотой требования. Вопрос, в котором требуется найти один или несколько, ноне все его истинные ответы, называется слабой формой вопроса. Такого видавопросы не содержат в себе требований всей полноты ответов. Приведём пример.Слабой формой вопроса является: «Назовите хотя бы один фильм, удостоенныйпремии Оскара». В сильной форме этот вопрос будет таким: «Назовите все фильмы,удостоенные премии Оскара».
Существуют, однако,вопросы, которые даже в слабой форме не имеют ни одного истинногоположительного ответа, например: «Какое астральное тело является третьим спутникомпланеты Земля?»; ясно, что любой положительный ответ исключён, поскольку самвопрос основан на ложной предпосылке.
Любой вопросимеет как позитивную, так и негативную предпосылку. Утверждение, что, покрайней мере, один ответ на вопрос является истинным суждением, называетсяпозитивной предпосылкой вопроса. Утверждение, что, по крайней мере, один ответна вопрос не является истинным суждением, называется негативной предпосылкойвопроса.
Логическаяструктура суждений, выражающих предпосылки вопроса, подчёркивает специфику тоготипа, к которому данный вопрос относится. Обычно различают два типа вопросов.Вопросы первого типа выражаются предложениями с вопросительной частицей «ли»или просто имеющими знак вопроса, которые относятся ко всему предложению; например:«Является ли Н. Коперник основателем гелиоцентрической картины мира?». Квопросам второго типа относятся предложения, начинающиеся с вопросительных слов«кто», «что», «где», «когда», «почему» и т.д… Например: «Кто являетсяоснователем гелиоцентрической картины мира?». Видно, что вопросы второго типаимеют лишь фрагмент осмысленного предложения.
Предпосылкивопросов в известной мере определяется правильностью их постановки. Дляправильной постановки вопросов первого типа требуется, чтобы позитивные инегативные предпосылки их были логически нетипичными предложениями. При ложнойпозитивной предпосылке в классе возможных ответов на вопрос не содержится ниодного действительного ответа. В этом случае нарушается известный втрадиционной логике закон исключённого третьего. В случае ложной негативнойпредпосылке не выполняется противоречия, что лишает вопрос всякого смысла.Например, вопрос «Бросил ли Петров курить?» имеет ложные предпосылки(позитивную и негативную) в том случае, если Петров никогда не курил; данныевопрос не имеет ни одного действительного ответа и является неправильнопостроенным вопросом.
Позитивные инегативные предпосылки вопросов второго типа не являются логическимитавтологиями, но для правильной постановки их также требуется истинность ихпредпосылок. В случае ложной позитивной предпосылки эти вопросы в классе своихвозможных элементарных ответов не имеют ни одного действительного ответа.Отрицание любого элементарного ответа на такого рода вопрос будет егодействительным ответом, вопрос в этом случае является излишним, так как еготребование не имеет познавательного значения.
Пример:вопрос «Кто из людей был на Марсе?» имеет ложную позитивную предпосылку («Кто –то из людей бы на Марсе»), но истинную негативную посылку («кто – то из людейне был на Марсе»). Действительным ответом на этот вопрос является отрицаниелюбого возможного элементарного ответа, которое будет логическим следствиемнегативного исчерпывающего ответа, выражаемого предложением «Никто из людей небыл на Марсе». вопрос «В какомморе вода солёная» имеет истинную позитивную предпосылку («В каком–то море водасолённая») и ложную негативную («В каком–то море вода несолёная»). Любойвозможный элементарный ответ на данный вопрос является одновременно егодействительным ответом. Как видим, решение этого вопроса является простым.
Требованиеистинности предпосылок не является единственным для правильной постановкивопросов. Вопрос, иногда, может быть правильно поставлен даже если ипозитивная, и негативная предпосылки оказываются ложными. Допустим, на урокеучитель спрашивает учеников: «Кто выполнил домашнее задание?». Он можетполучить такой ответ: «Все выполнили домашнее задание» или «Никто не выполнилдомашнее задание». При ложной негативной предпосылке истинным является первыйответ, при ложной позитивной предпосылке истинным оказывается второй ответ. Вкаждом из наших случаев этот вопрос не является неправильно поставленным.
Самапостановка вопросов предполагает более или менее очерчённую область потокаответов. Точность поиска ответа определяется логической корректностьюпостановка вопроса. Кроме указанной области поиска предполагаются такжекритерии, которым должны удовлетворять ответы. В соответствии с ними измножества возможных ответов выбираются те, которые являются истинными ответамина данный вопрос. Следовательно, постановка вопросов включает в себя иопределение критериев обоснования ответов. Правильно постановленный вопросозначает, что он корректно сформулирован с логической точки зрения и что, покрайней мере, один какой – либо возможный ответ может быть обоснован надлежащимобразом как ответ истинный. Требование надлежащей формулировки вопроса являетсятребованием логического порядка; требование обоснованности ответов являетсятребованием методологического порядка.
Приформировании вопросов могут иметь место следующие логические ошибки.
Во-первых,выражение вопроса может не соответствовать синтаксическим и семантическимправилам языка; например: «По чём ты получил пятёрку на уроке?». Во-вторых,формулировка вопроса может быть неточной, неясной или многозначной ввиду того,что в вопросе встречаются неопределённые термины, неточные или случайные слова,например: «Чем определяется бесконечное количество атомов природе?». В-третьих,корректная формулировка вопроса означает, что все его составные элементы точноуказаны. Поэтому некорректно сформулированным является широко распространённыйвопрос «кто есть кто?». Не являются корректными с логической точки зрения и такназываемые риторические вопросы, не содержащие в себе требования ответа;например: «Кто же не знает, что Париж – что столица Франции?».
В научномпознании вопросы всегда формулируются в рамках тех или иных знаний. Истинностьэтих знаний составляет важнейшее условие для правильной постановки вопросов.Предполагаемая вопросов программа исследования должна быть направлена наизучение реальных объектов, что исключает априоризм в постановке и решениинаучных вопроса, подмену научного исследования спекулятивными рассуждениями.Спекулятивные вопросы оторваны, как правило, от реальной практики и научногопознания. В силу направленности на несуществующие «предельные» основанияобъективного мира и человеческого познания ни один ответ на спекулятивный (илиметафизический) вопрос не может быть обоснован надлежащим образом в качествеистинного ответа.
3. Классификация суждений3.1 Деление суждений по качеству иколичеству
При анализепростых категорических суждений в них необходимо различать как качественную,так и количественную стороны.
С точкизрения качества связки суждения делятся на две группы: утвердительные иотрицательные.
Вутвердительных суждениях логическая связка приписывает предикат суждениясубъекту. Например, в суждении «Высокая степень квалификации специалистатребует его основательной предварительной подготовки» к субъекту суждения (S)«высокая степень квалификации специалиста» с помощью утвердительной связки (невысказанной в языке) приписывают предикат суждения, (Р) – «требует егоосновательной предварительной подготовки».
Вотрицательных суждениях логическая связка отделяет предикат от субъектасуждения. Например: «Рыбы не являются млекопитающими». В этом суждении связкаотрицательная, так как признак «млекопитающие», составляющий предикат суждения(Р), несовместим с понятием «рыбы» (S).
Логическаясвязка суждения считается отрицательной только в тех случаях, когдаотрицательная частица «не» стоит перед связкой. Если же эта частица стоит послесвязки, то она входит в состав предиката, а суждение относится к разрядуутвердительных. Например: «Творчество этого автора страдает безвкусицей» или«Мировоззрение Л.Н. Толстого содержит идею непротивления злу», и т.д.
Оба видасуждения не должны метафизически противопоставляться: с логической точки зрениялюбое из них может быть преобразовано в свою противоположность. Например: «Рыбыявляются не млекопитающими существами» (это уже утвердительное суждение).
По количествукатегорические суждения делятся на единичные, частные и общие. За критерийделения при этом берётся предмет мысли, который по объёму содержит или единичныеявления, или часть явлений какого – либо класса, или все явления данногокласса.
Единичныесуждения – это те, объём субъекта которых содержит только один элемент(индивидуальная вещь, явление, событие, и т.д.). Например: «Харьков – перваястолица Украины», «Д.И. Менделеев – основатель периодической системыэлементов», «Саша – студент первого курса» и т.д..
Частныесуждения характеризуются тем, что содержание предиката относится только к частиобъёма субъекта. Например: «Некоторые из нас автолюбители», «Большинство людейпредпочитают развлечения» и т.д… Частные суждения включают в себя «некоторые»,«часть», «большинство», «меньшинство» и т.д… Те частные суждения, гдеколичественная сторона известна лишь частично (по крайней мере, некоторые),называются неопределёнными частными суждениями. Н6апример, мы опросили частьстудентов группы и теперь можем сказать «некоторые студенты этой группызанимаются спортом». Под словом «некоторые» мы здесь понимаем «по крайней меренекоторые, а может быть и все». Другие частные суждения, где слово «некоторые»употребляется в точно определённом смысле, называется определёнными частнымисуждениями. Например: «Некоторые студенты группы являются победителямиолимпиады», или «Некоторые государства являются монархиями» и так далее..
Более важнойдля познания формой суждения является общее суждение, где объём субъектаотносится ко всем предметам данного класса. Например: «Все тела состоят изатомов», или «Все люди смертны», и так далее… Во всех общих суждениях предикатотносится (утвердительная или отрицательная) ко всем предметам того или иногокласса.
3.2 Объединённая классификация сужденийпо качеству и количеству
В логикепринято классифицировать категорические суждения по их объединённому признаку,учитывающему взаимосвязь как качественной, так и количественной сторонысуждения.
Вобъединённой классификации суждения делятся на четыре вида.
1. Общеутвердительныесуждения. Это суждение является общим по количеству и утвердительным покачеству. Символически эти суждения записываются следующим образом: «Все S естьP», где количественная («все») и качественная («есть») стороны суждения явновыражены в языке. Например: «Все звёзды светятся собственным светом», «Всептицы имеют крылья», «Все студенты сдают экзамены», и т. п… Сокращённообщеутвердительные суждения обозначаются буквой А (первой буквой от латинскогослова affirto, что в переводе означает утверждаю).
2. Общеотрицательныесуждения. Это суждение является общим по количеству и отрицательным покачеству. Обобщённая формула этого суждения такова: «Ни одно S не естьP», гдеколичественная («ни одно») и качественная («не есть») стороны суждения явновыражены в языке. Например: «Ни одна нация не может существовать без общегоязыка», или «ни один организм не может жить без пищи» и так далее…Общеотрицательные суждения символически обозначается буквой Е (взята перваягласная буква от латинского слова nego, что в переводе означает отрицаю).
3. Частноутвердительноесуждение. Это суждение является частным по количеству и утвердительным покачеству. Его обобщённая формула выглядит так: « Некоторое S есть P», гдеколичественная («некоторые») и качественная («есть») стороны суждения явновыражены в языке. Например: «Некоторые студенты являются отличниками», или«Некоторые рыбы летают» и так далее. Сокращённо частноутвердительные сужденияобозначаются I (вторая гласная буква от латинского слова affirto).
4. Частноотрицательныесуждения. Это суждения является частным по количеству и отрицательным покачеству. Его символическая формула такова: «Некоторые S не есть P», гдеколичественная («некоторые») и качественная («не есть») стороны суждения явновыражены в языке. Например: «Некоторые страны Африки не являютсямусульманскими», или «Некоторые студенты не посещают задания занятия в спортивныхсекциях» и т. п. Эти суждения обозначаются буквой O (второй гласной буквы отлатинского слова nego).
Единичныесуждения из объединённой классификации категорических суждений всамостоятельную группу не выделяются. По своей логической характеристике сточки зрения количества все единичные суждения относятся к общим суждениям:либо к общеотрицательным. Например: «Т.Г. Шевченко является великим украинскимпоэтом» является общеутвердительным суждением (А), так как предикат («великийукраинский поэт») относится ко всему субъекту («Т.Г. Шевченко»). Другоесуждение: «У. Шекспир не был великим путешественником» относится кобщеотрицательным суждениям (Е), так как предикат («великий путешественник»)полностью исключает из всего объёма субъекта («У. Шекспир»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.