КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
Тема: Сущность, методы и границы познания
План
Введение
Понятие познания и его виды
Средства и методы познания
Проблема границ субъекта и объекта познания
Заключение
Список литературы
Введение
Теория познания произошла от такого научного знания, как гносеология «(от греческого «гнозис» – знание и «логос» – слово, учение). В философию сам термин «познания» ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.»1
Его рассматривали разные направления с разных сторон, и каждое вывело свои заключения по поводу данного понятия.
Так, например сторонники эмпирической теории познания считают чувственный опыт единственным источником знания. Познавательные возможности человека зависят от их познавательных способностей. То есть опыт для них является: 1. результатом деятельности органов чувств; 2. результатом деятельности разума (комбинирование материала, поставляемого органами чувств).
Ко второму источнику опыта относятся данные этапы рационального познания:
Анализ— способ мысленного разделения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.
Синтез— соединение различных элементов в одно целое.
Аналогия— способ рассуждения, где конкретному предмету присваиваются признаки на основании его сходства с другим предметом, которые раньше у него отсутствовали. Она часто используется при выдвижении гипотез.
Дедукция— логический способ рассуждения, пользуясь которым можно получать истинное заключение (логического следования).
Индукция— логический способ рассуждения, с помощью которого из частного знания получают общее.
Рационалистическая концепция познания гласит о том, что «данные органов чувств можно считать подлинными лишь как факты сознания, но, опираясь на них, строить истинное знание о внешнем мире опасно».1Ее сторонниками являются Декарт, Лейбниц, Спиноза.
Рационализм подразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум является главной формой познания).
Известно, что И. Кант также высказал свою точку зрения на теорию познания. Он утверждал, что «всякое познание начинается с опыта. Внешние предметы лишь воздействуют на наши органы чувств, пробуждая к жизни познавательные способности человека. Рассудок связывает, сравнивает, синтезирует или анализирует полученные представления, перерабатывает чувственное впечатление в познание».2
Каждая теория несет в себе определенный смысл, который и сделал понятие познания таким распространенным и изучаемым до сих пор.
Все люди от природы стремятсяк знанию. «Все, что простирается перед нами и происходитв нас, познается посредством наших чувственных впечатлений иразмышления, опыта и теории».3
Понятие познания и его виды
«Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее».1Оно достигается человеком при наличии тех или иных предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. В результате этого процесса у людей возникают знания об окружающем мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.
Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное и рациональное (логическое).
Основную роль в познании всегда отводилось чувственности – ощущению и восприятию, ведь познание человеком внешнего мира, в большей мере, осуществляется с помощью различных ощущений. Информация, поступающая от органов чувств человека, связана с теми или иными переживаниями. При этом происходит ее оценка и определение значимости для практической деятельности и жизни человека.
Ощущение – элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека (внешнее: зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; внутреннее: сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма), способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление. Механизм ощущений углубленно стал изучаться наукой психофизики. Ей были установлены «минимальная интенсивность действия раздражителя, необходимая для получения ощущения – нижний и абсолютный пороги. Верхний порог чувствительности устанавливает такую величину интенсивности раздражения, при которой возникают болевые ощущения».2Такие же способности имеют растения и животные. У них это проявляется как реакция на раздражители. Средства, органы чувств, которые помогают тому или иному организму воспринимать информацию, разные.
Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.
Восприятие – это отражение человеком или животным предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.
Так, чувственное познание играет огромную роль в жизнедеятельности человека:
«органы чувств непосредственно связывают человека с внешним предметным миром;
без них человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;
потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (взаимная компенсация одних органов чувств другими, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и другое);
все рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;
регулирование предметной деятельности осуществляется с помощью информации, получаемой органами чувств;
органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание».1
Мышление — это еще одна форма познания. Она характеризуется как «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания».2Мышление отражает действительность и позволяет человеку получить знание о таких ее признаках и свойствах, которые не могут быть восприняты органами чувств. Мыслительная деятельность является активным соотнесением между собой данных практического опыта и результатов сформировавшихся у человека понятий. Чтобы человек мог пользоваться мышлением, стать его субъектом, он должен сначала овладеть социальным опытом, языком, приемами мыслительной деятельности. Именно в процессе материального и духовного воплощения результатов мышления в человеческой практике устанавливается соответствие полученных знаний объективному миру. Мышление человека, при каждодневном использовании его в реальном мире, помогает ему использовать для себя только то, что облегчает ему жизнь, способствует достижению поставленных целей. Поэтому для него очень важно приобретение социального опыта.
В большей степени благодаря мышлению, люди дошли в своем развитии до изучения огромного количества научных знаний. В последние десятилетия у людей вызывает особый интерес технические науки, с помощью которых можно изобрести всевозможные компьютерные феномены. Появилось немало исследований, направленных на проблему возможности создания искусственного интеллекта. Но пока этого сделать не удается, так как даже людям, с невероятно развитым мышлением, отличным восприятием и ощущениями не удается познать все тайны и возможности человеческого мозга.
Мышление не может существовать без языка, как средства получения информации. Это как система знаков, имеющих значения, что образует самостоятельную систему, имеющую свои законы, правила и формы связи. В качестве знаков могут выступать звуки, жесты, рисунки, чертежи и многое другое. Они воспринимаются органами чувств другого человека, воздействуют на нервную систему и на сознание.
То есть человек обладает способностью принимать ту или иную информацию различными способами в различных ее видах. Язык или другое средство выражения образов и мыслей является неотъемлемым источником формирования у людей абстрактных образов, абстрактного мышления. При помощи него «устанавливается взаимопонимание, развивается познавательный процесс, осуществляется прогресс науки, культуры, цивилизации. Язык — материальная форма мышления».1--PAGE_BREAK--
Представление — чувственный образ ранее воспринимаемого органами чувств предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получения таких образов человеку нужны память и воображение.
Существуют также познавательные способности, которые играют не маловажную роль в жизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различными методами познавать окружающую реальность.
Память — свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом. «Основными ее видами являются чувственно-образная и вербально-рациональная, а также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти».2
Воображение — способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.
Интуиция — постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.
Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:
неожиданность решения;
неосознанность путей и средств решения;
«непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов».1
Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д.
Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).
Логическое мышление — способность к абстрактному, обобщенному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений и теорий. «Эта способность очень тесно связана с языком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке».2
Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.
Воля — способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблем и стремление к их решению — двигательный механизм человеческого познания».3
Талант — данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.
Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и прочее.
В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается «в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений».1Главное в науке – это устранить все единичное, индивидуальное,неповторимое и удержать общее в форме понятий.Также, понятие точности знания обычно связывают именно с наукой, так как научность предполагает достаточно высокую степень достоверности, факта и вывода.
В последние годы ее возможности возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.
Средства и методы познания
Процесс познания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) или теоретического (гипотезы и законы) метода.
Эмпирический метод предлагает такие средства познания как наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения выступают не только предметы внешнего мира. Такому виду познания характерно еще такое свойство, как самонаблюдение, когда восприятию подвергаются переживания, чувства, психические и эмоциональные состояния самого субъекта. Наблюдение, как правило, не ограничивается механическим и автоматическим отмечанием фактов. Основную роль в этом процессе выполняет сознание человека, то есть наблюдатель не просто фиксирует факты, а целенаправленно ищет их, опираясь в своем поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения.
Наблюдения должны подводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта, то есть они должны давать объективную информацию.
Наблюдения можно разделить на непосредственные (прямые) и косвенные, где вторые используются тогда, когда «предметом исследований является эффект его взаимодействия с другими объектами и явлениями. Особенность таких наблюдений в том, что заключение об исследуемых явлениях делается на основе восприятия результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми».1Прямой же вид используется при исследовании непосредственно самого объекта, или какого-либо процесса, связанного с ним.
Эксперимент– это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент необходим для проверки гипотез, установления причинных связей между феноменами. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторять эксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый раз результатов.
Этот метод является одним из самых лучших, так как с помощью него в последние два столетия достигнуты огромные успехи во многих областях различных наук. Также, «в результате совершенствования методики экспериментального исследования, использования в нем сложнейших приборов и оборудования достигнут чрезвычайно широкий диапазон применения этого метода. В зависимости от целей, предмета исследования, характера используемой техники выработана классификация различных видов эксперимента».1
По целям их можно поделить на две группы:
I – эксперименты, с помощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;
II – эксперименты, с помощью которых можно сбирать информацию для уточнения тех или иных предположений.
По исследуемому объекту и характеру научной дисциплины они делятся на:
физические;
химические;
биологические;
космические;
психологические;
социальные.
Если нужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.
Сегодня природа эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническая оснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания – моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно от исследовательского центра и т. п.
По характеру методов и результатам исследования их подразделяют на:
«Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик.
Количественные эксперименты, когда на первый план выдвигается задача точного измерения исследуемых параметров процесса или объекта».1
Оба вида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводя в итоге к его целостному познанию.
Сегодня эксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причем важное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.
Проблема границ субъекта и объекта познания продолжение
--PAGE_BREAK--
Изучая теорию познания, ученые пришли к выводу о том, что его структура, как и структура многих других явлений, подчиняется принципу системности, то есть состоит из простых частей и элементов. Ими, как правило, являются субъект и объект.
«Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания».1Им может быть один человек (индивид) или различные социальные группы (общество в целом). В первом случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена, если человек активно участвует в познавательном процессе. Он может развивать и каждый раз увеличивать количество и качество своих познаний в той или иной областях.
Но, в конечном счете, высшим производителем знания и мудрости является все человечество, так как оно на протяжении многих веков накапливает различные сведения о явлениях природы, о животных, о нравах и обычаях различных народов. Так, собрав в одно целое познания отдельных народов, можно сделать вывод, что каждый народ, производя свои какие-то нормы, идеи и ценности, фиксируемые в культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности.
«В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых являетсяпроизводство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых, также в этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения».2
Объект познания – это то, на что направлена практическая и познавательная деятельность этого индивида. Объектом познания могут быть как материальный мир (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) тоже могут стать объектом познания.
Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются или в ходе практической деятельности, или в ходе познания.
Так, можно сделать вывод, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга, так как предмет – это только одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки, также понятие предмета по объему шире понятия объекта.
«Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов».1
Можно сказать, что и сам человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и других. Однако каждая из них видит человека под своим «углом зрения».
Кант утверждал, что познание всегда будет являться ограниченным (агностицизм: существуют границы познания, но не отрицаются познавательные возможности человека, его потенциал). Познание – это постоянная проблема человека.
Границами познания выступают понятия, идеи, теории. «За пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда познаются именно эти объекты, то есть познание всегда актуально».2
Границы субъекта и объекта познания определяются практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.
За последние сто лет значительно расширились границы объекта познания, а вместе с этим и круг познавательных интересов, на много вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности.
Так, можно сказать, что развитие познания определяется потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.
Заключение
Каждому человеку свойственно стремление к познанию, к истине, к знанию. Поэтому процесс познания не прервется, пока существуют науки, природно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты, существует мир, который человек может познать, использую огромное количество своих способностей, данных ему природой, и материально-технические средства, созданные им самим.
Познавательные способности – это индивидуальные качества человека (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение), которые обычно называют источниками познания.
В современном мире теория познания представляет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Ведь любое знание является связующей нитью между природой, человеческим духоми практической деятельностью.
Совершенствование средств познания – неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. Ведь человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. «Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества».1
Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, учебник. М., 2003;
Балашов Л.Е. Философия, учебник. М., 2005;
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 2004;
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия, справочник студента. М., 2003;
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2004;
Смирнов И., Титов В. Философия, учебник. М., 2004;
Спиркин А.Г. Философия, учебник. М., 2006;
Философия, учебное пособие под ред. Лавриненко В.В. М., 2004.