Реферат по предмету "Философия"


Социокультурные условия и особенности средневековой философии

--PAGE_BREAK--Признаки социальных институтов
Символы — образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли — шаблоны, образцы поведения. Физические черты — материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения — способ закрепления ролей и осуществления социального контроля.
Признаки основных социальных институтов
ИНСТИТУТЫ

СИМВОЛЫ

ОСНОВНЫЕ РОЛИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ

кольца, обручение, контракт

отец, мать, ребенок

дом, квартира, мебель

семейные запреты и допущения

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ

флаг, гимн, герб

законодатель, судья, избиратель

общественные здания

конституция, законы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

фабричная марка, деньги

работодатель, покупатель, продавец

фабрика, офис, магазин

контракты, лицензии

ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

диплом, степень

учитель, ученик

школа, библиотека, стадион

правила учащихся

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

крест, алтарь, библия

пастор, прихожанин

собор, церковь

вера, заповеди, посты

Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидуумов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействию. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя систему ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым

ü     гарантируют сходное поведение людей

ü     согласовывают и направляет в русло их определенные стремления

ü     устанавливают способы удовлетворения их потребностей

ü     разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни

ü     обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или другой

социальной общности и обществе в целом.

Институционализация — это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.
    продолжение
--PAGE_BREAK--ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов
ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
·        Возникновение потребности, формирование общих целей

·        Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)

·        Практическоеприменение, принятие этих норм и правил

·        Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института

Для институционализации, устойчивости социальных институтов необходимы следующие условия:

1. Особый тип регламентации. Институт основывается на социальном регулировании взаимоотношений, которое приобретает довольно жесткий и обязывающий характер, который  обеспечивает регулярность, четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Например, в разных культурах институт семьи одним из основных требований предъявляет соблюдение супружеской верности. Появление определенных теорий, понимаемых гражданских свобод и отдельных случаев нарушения в целом оставляет незыблемым это требование. Так, историческим курьезом сейчас воспринимаются попытки теоретически обосновать преимущества семьи-коммуны в первые послереволюционные годы.

2.  Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Невыполнение обязанностей ведет к применению санкции. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов – регулярностью и самовозобновляемостью. В институте экономики отношения во многом регулируются взаимозависимостью товар=деньги, являющейся важнейшей составляющей рынка. Реализация товара происходит эффективнее предсказуемости его востребованности на рынке, при минимальных затратах на производство этого товара и высоком качестве исполнения. Это невозможно без жесткого и обязывающего регламента ко всем членам взаимосвязи.

3.  Обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института, замещая выбывшего. Права и обязанности членов социального института – это исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения. Статус, предписывающий выполнение определенных социальных ролей, является указанием данного института, и, следовательно, общества. Одинаково обезличенные, то есть не допускающие преимуществ требования общества. Одинаково обезличенные, то есть не допускающие преимуществ требования преподаватели должны  принимать во внимание качество знаний, учитывать же многочисленные личные обстоятельства и проявлять снисходительность – значит, в конце концов дискредитировать предмет, свой вуз. Точно такие же требования предъявляются к преподавателям, объем их знаний, постижение предмета должны быть на высоком уровне, снисходительность к молодому, неопытному преподавателю может быть очень кратковременной.

4. Разделение труда и профессионализация выполнения функций, что обеспечивает высокую эффективность институтов. Например, в институте экономики определенный исторический отрезок времени присутствовало натуральное хозяйство, изменяясь, оно в конце концов переродилось в цеховое разделение труда, сейчас же внутри определенной деятельности существует узкая специализация. Одни люди занимаются прогнозированием востребованности сбыта, другие конструкторской разработкой изделия, третьи подсчетом себестоимости, четвертые — производством отдельного фрагмента этого изделия и так далее.

5. Учреждения, в которых организуется деятельность институтов. Каждый институт обладает необходимыми средствами и ресурсами. Например, семья связана с так называемыми загсами, женскими консультациями и родильными домами, больницами, школами, нотариальными конторами, в которых оформляются дела о наследстве и т.д.

6.  Развиваясь, социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на:

ü     эндогенные(внутренние)

ü     экзогенные(внешние)
Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, когда социальный институт уже не удовлетворяет все общественные потребности. Постепенно вызревает   необходимость перемен. Например, в догосударственный период общественного развития в человеческом стаде половые отношения были беспорядочными, что грозило генетическим вырождением человеческому роду. Постепенно свободу сексуальных отношений стали ограничивать запретами, что стало одним из первых видов социальных норм.

Экзогенные изменения возникают под воздействием развития культуры как совокупность всех видов человеческой деятельности. Например, практически до конца XIXвека женщины из верхних слоев общества не работали. Промышленный и общественный прогресс того времени востребовал женщину на рынке труда в качестве учительницы, врача, телеграфистки.

История появления и развития социальных институтов — это история постепенного превращения социального института традиционного типа в современный социальный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов.

Развитие социальных институтов может осуществляться двумя путями:

1) появление новых социальных институтов;

 2) развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Первый путьразвития институтов в настоящее время характерен для многих народов бывшего СССР, где создаются такие важнейшие институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и т.д.

Второй путь— развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов — в свою очередь также может проходить по-разному:

а) за счет внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений. Например, в настоящее время в рамках института здравоохранения появилась тенденция к превращению наркологической службы в самостоятельный институт;

б) за счет перерегулирования социального института. В данном случае основные участники институализированных социальных связей стремятся кардинально изменить принципы регуляции, не уничтожая при этом сам институт, так как потребность в нем сохраняется.

Функции и дисфункции социальных институтов
.Социальный институт — специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающий достижение целей. Функция – это та польза, которую социальный институт приносит обществу, ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последовательные деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий.

Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института. Эта явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый») характер.  Латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Подлинное значение социального института проявляется именно на уровне реально получаемых результатов функционирования.

Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами поведения. Необходимость следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек. Роли в семье отличаются от тех, которые человек выполняет на работе, учась в этом в заочном вузе, он вынужден следовать другим ролям.

Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако, в реальной жизни эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно. Фундаментальные институты при строгой необходимости должны выполнять прежде всего свои специфические функции в разной степени задействованы в решении следующих задач:

1.Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения.

2.Политические институты – государство, партии, профсоюзы, общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти.

3.Семья, образование, религия – освоение,  последующее воспроизводство и защита социальных и культурных ценностей и норм.

4.Семья, религия – механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов. Они придают поведению и мотивации нравственную аргументацию и этическую основу.

5.Политические, экономические – общественно-социальная регуляция поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6.Политические институты, экономические, образование, семья – основаны на более или менее длительном  принятии договорных норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения (методы передачи информации, приветствия, регламент собраний,  деятельности объединений и т.д.)

Но при этом каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов определенных социальных систем.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция — это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).

3. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

А также:

— создают возможность индивидам удовлетворить различные свои потребности;

— регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, то есть обеспечивают выполнение желаемых действий и осуществляют наказание за совершение нежелательных действий;

— определяют и поддерживают общественный строй своей системой социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);

— производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием:

 

·        цели своей деятельности

·        конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели

·        набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института


Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией института. В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в  структурных функциях социальных институтов. Возникает дисфункция, т.е. неясность целей деятельности института, падения его авторитета и престижа, вырождении его отдельных функций в ритуальную деятельность.

Выражением дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Это означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц. Потеря деперсонализации, нарушение условия нормального функционирования социального института. Приход деперсонализации означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом исключительно от личных особенностей тех, кто должен выполнять существенные задания, обеспечиваемые данным институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и т.д. Институт государства во многом зависит от прочности входящего в него института юстиции, в котором главное – уважение к закону. Равная ответственность перед законом   исключительно всех членов общества  – важнейшее условие существования справедливости, веры в нее и уверенности в собственной защищенности каждого законопослушного гражданина, что укрепляет в конце концов государство. Там, где действие закона приобретает субъективный характер, постепенно зарождаются и развиваются в соей разрушительности дисфункции в масштабах государства.
3) Вопрос: Выборы и избирательное право. Основные принципы демократических выборов. Референдум.
                   Избирательное право

Осуществление демократии возможно в двух основных формах – прямой и косвенной (представительской). Представительство – правоотношение, содержанием которого является право одного лица (представителя) действовать в интересах и за счет другого лица (представляемого). Концепция национального (народного) представительства сложилась еще в XVIII-XIXвв. и представляет собой совокупность следующих принципов:

1)    национально (народное) представительство учреждается Основным законом страны;

2)    нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (а не суверенитет);

3)    для наиболее эффективного функционирования законодательной  власти нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов, парламентариев;

4)    член парламента является представителем всей нации, а не только тех, кто его избрал, поэтому он не зависит от своих избирателей и не может быть ими отозван;

5)    работа парламента характеризуется особыми организационными формами деятельности, а его решения имеют основополагающий характер.

Исходя из сказанного под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. Из теории представительства, основывающегося на мандате, даваемом народом парламенту, следует, что представительный характер могут иметь лишь выборные учреждения.

Современная представительная демократия характеризуется тем, что позволяет осуществлять власть в государстве постоянно и непрерывно, а особенностью представительных органов власти является то, что они формулируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах либо решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, всегда несколько обособленным от общества. Органы представительной демократии способствуют подконтрольности государства народу, поскольку в принимаемых ими нормативно-правовых актах часто содержатся положения, которые регламентируют деятельность других властных структур.

Основной целью осуществления народовластия в Республике Беларусь является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствие с волей народа представительных органов. Согласно ст. 3 КонституцииРеспублики Беларусь, народ выступает единственным источником государственной власти, осуществляя ее через представительные органы и непосредственно. Представительные же органы формируются гражданами путем выборов. С помощью выборов образуется Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов, органы территориального общественного управления. Избирается в Республике Беларусь и Президент.

Выборы представляют собой форму прямого народного волеизъявления. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование государственных органов и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами общества и государства. Выборы – это совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должность в органах власти. Народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Выборы могут быть всеобщими ичастичными. Во всеобщих выборах участвуют все избиратели, а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы могут проводиться на республиканском и местном уровнях. Различают выборы очередные и внеочередные, могут проводиться в один или два тура.

Выборы проходят в том или ином государстве в соответствии с принципами исторически сложившейся в политической системе общества избирательной системы. Термин «избирательная система» в широком и узком значениях.В широком смысле избирательная система определяется как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с выборами. Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов выборов. В этом смысле избирательная система подразделяется на виды: мажоритарную ипропорциональную. Часто применяется смешанная избирательная система.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранным считается тот кандидат, который получил установленное большинство голосов. В зависимости от того, как закон определяет большинство голосов, выделяются:

ü     система относительного большинства– побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники;

ü     система абсолютного большинства — побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50%+1 голос;

ü     система квалифицированного большинства — побеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов – 2/3, 3/4;. Достижение подобного результата возможно только при бесспорной поддержке кандидата в конкретном  округе, что бывает достаточно редко.

Мажоритарная система всегда результативна и проста в применении. Она позволяет хорошо учитывать местные интересы; обеспечивает устойчивую связь депутата с избирателями; кандидат в депутаты должен доказать преимущество своих программных идей, своей компетентности. Основным недостатком данной системы является то, что пропадают голоса, поданные против кандидатов.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, устоявшуюся многопартийность, чаще используется пропорциональная избирательная система. Данная система предполагает соперничество между списками различных политических партий в многомандатных округах, смыслом которого является то, что, участвуя в выборах, политическая партия получила в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для определения результатов голосования используется избирательная квота (заградительный пункт), т.е. определяется минимальное число голосов, которые должна набрать каждая партия для того, чтобы провести своего кандидата в представительный орган. Это правило вводится для того, чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы, незначительного числа избирателей. Партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России заградительный пункт составляет 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии – 4%, в Испании – 3%, в Израиле – 1%.

В некоторых странах при пропорциональной системе (Нидерланды, Румыния, Эстония и др.) рассчитывается избирательная квота – общее количество подданных по округу голосов делится на число депутатских мест. Например, если партия получила 20 тыс. голосов, она будет иметь одно место, если 40 тыс. – 2, если 60 тыс. – 3 и т.д. В некоторых странах применяются более усовершенствованные системы расчетов, но в основе их лежит выше представленная. В юридической литературе часто можно найти описание различных видов пропорциональных систем, их классификации. Однако пропорциональная система имеет не только преимущества, но и недостатки. К положительному можно отнести то, что пропорциональная система учитывает мнение различных политических сил, выборы носят целенаправленный политический характер, дается возможность каждому избирателю сделать свой выбор, активно участвовать в политической жизни страны. Но при этой системе практически не учитываются интересы и потребности избирателей, депутаты независимы и территориально не связаны с избирателями, велика вероятность того, что в парламент может прийти партийная элита. Кроме того, чтобы пропорциональная система работала эффективно, необходимы, с одной стороны, сложившаяся многопартийность, а с другой – отсутствие поляризации политических сил.

Для того чтобы снизить негативный эффект недостатков той или иной избирательной  системы, а в некоторых странах стали применяться смешанные избирательные системы (Италия, Грузия, Россия, Албания, Венгрия).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.