МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатикиКонтрольная работа покурсу «Философия» на тему:
«Социальные и этические идеиАристотеля»Преподаватель
Борисова Е.М.Москва 2003
ВВЕДЕНИЕ
Античная философияпредставляет собой совокупность философских учений, развивавшихся вдревнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческомобществе, начиная со II века до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.
Античная философия — единоеи своеобразное явление в развитии философского сознания человечества. Онаскладывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатковастрономических, математических и других знаний, в результате переработкидревней мифологии в искусстве и поэзии, в результате изменения представлений оприроде и человеке в отличие от мифологии. Уже в V веке до нашей эры возникли философские космогоническиесистемы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколькообразного средства выражения мысли. В VI веке и даже в V векедо нашей эры философия и знание о природе не были отделены друг от друга. Числовозникавших гипотез было очень велико, так как отсутствовали способыэкспериментальной проверки. Для философии это множество гипотез означаломногообразие типов философского объяснения мира. Это многообразие и высокийуровень разработки гипотез сделали Античную философию школой философскогомышления для последующих времен и поколений.
Подводя итог, можно выделитьнесколько основных особенностей Античной философии:
1. Греческая философия уходит своимикорнями в культуру Древнего Востока.
2. В Греции не было контроля жречествакак на Востоке. Поэтому под действием свободомыслия и свобододействий знанияпреобразовывались в отдельные науки.
3. Философия не являлась отдельнойнаукой, а развивалась в науках о медицине, природе, физике, этике, эстетике идругих.
4. Античная философская мысль породиланесколько направлений: натурфилософию, неоплатонизм, дуализм и другие, аантичная наука — ряд наук.
Высказывание гипотез и идей проходило на основе наблюдений, а не практики.
Жизнь итворчество Аристотеля
Аристотель — величайший издревнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик ирешительный противник Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире — городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец — Никомах былпридворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. Всемнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится ученикомПлатона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет послесмерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. ФилиппМакедонский приглашает философа для обучения Александра — своего сына.Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом».Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некотороговремени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создал свою школу, получившуюназвание Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого инаходилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там,школа получила название «перипатической», а принадлежащие ей люди сталиназываться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательногооформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшеезначение имело преподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников.Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах.Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в «безбожии»и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у негобыло поместье. Летом 322 года он умер.
Вопрос о хронологическойпоследовательности произведений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку онинесут отпечаток разновременности. Однако, несомненно, что его более ранниепроизведения проникнуты платонизмом. Диалог «Эвдем» или «О душе» содержитдоказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону,он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей...» (Аристотель. «О душе», III, 429 а).
Другое крупное сочинение,дошедшее до нас в значительном числе фрагментов — «Протрептик» («Увещание» — впоследствие распространенный жанр философских произведений, приглашающих кизучению философии и побуждающих к созерцанию жизни). Аристотель, разделяя ещеплатоновскую теорию идей, высшим благом провозглашал «мышление». Это слово онупотребляет в значении проникновения философского ума в высшую реальность — миридей.
Лишь в сочинении «Офилософии», относимом некоторыми исследователями ко второму периоду творчестваАристотеля, обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Так, онкритикует теорию идей, сводя идеи к математическим числам. В этом же сочинениион писал о двойном происхождении веры в богов через вдохновения, нисходящие надушу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. В своемпроизведении «Государство» Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидятприкованные пленники, видящие перед собой лишь тени вещей, существующих в«подлинном» мире, то есть в мире идей. Узники ничего не знают о подлинном мире.Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры,только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красотуземного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и, что все это — произведение богов» (Аристотель. Фрагменты – Fragmenta ed Rose V., 1886). Таким образом, не созерцаниезапредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, земного мира ведетк высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотелясоставило главную основу их расхождения.
Зрелые произведенияАристотеля делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды:«Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика», «Ософистических опровержениях».
2. Философия природы:“Физика” в 8-ми книгах, “О небе” в 4-х книгах, “О возникновении и уничтожении”в 2-х книгах”, “О небесных явлениях” в 4-х книгах.
3. Психология: “О душе” в3-х книгах, а также “Малые труды по естествознанию”, включающие трактаты: “Овосприятии и воспринимаемом”, “О памяти и воспоминании”, “О сне”, “Обессоннице”, “О вдохновении во сне”, “О длительности и краткости жизни”, “Ожизни и смерти”, “О дыхании”.
4. Биологические труды:“О частях животных”, “О движении животных”, “О передвижении животных”, “Опроисхождении животных”. Также есть ряд трактатов, написанных в школеАристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них — “Проблемы”, гдерассматриваются вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики,музыки.
5. Первая философия:сочинение в 14-ти книгах, получившее название “Метафизика”.
6. Этика: “Никомаховаэтика” в 10-ти книгах, “Большая этика” в 2-х книгах, “Евдемова этика”, изкоторой печатаются отдельные книги.
7. Политика: “Политика” в8-ми книгах.
8. Экономика: “Экономика” в 3-х книгах.
В школе Аристотеля былоописано государственное устройство 158 греческих городов-государств.
В 1890г. был найденпапирус с текстом “Афинской политики” Аристотеля.
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н. э. они пролежали в подземномкнигохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах.Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиковАндрником Родосским.
Уже перечень произведенийАристотеля показывает энициклопедичность его учения. В нем не только охваченывсе области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация,так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.
Э Т И К А.
С именем Аристотелясвязываются три сочинения по этике: “Никомахова этика”, “Евдемова этика” и“Большая этика”. Вопрос о принадлежности этих сочинений Аристотелю все ещеявляется предметом дискуссий. В настоящее время подлинным трактатом признаетсялишь “Никомахова этика”. Относительно “Евдемовой этики” мнения расходятся: одниисследователи считают автором произведения Евдема Родосского, ученикаАристотеля, другие считают, что он лишь редактировал рукопись своего учителяпосле его смерти. Судя по содержанию, автором “Большой этики” является один изучеников Аристотеля, имя которого осталось неизвестным. Вероятно мнение,согласно которому этические сочинения Аристотеля отредактированы после егосмерти сыновьями, Никомахом и Евдемом.
Представляет трудностивопрос о хронологической последовательности входящих в трактаты ”книг”.Исследователи (В. Йегер) полагают, что “Никомахова этика”, а также некоторыечасти “Метафизики” и “Политики” были написаны Аристотелем в последний периодего жизни и деятельности, т.е. с 336 по 322 г. до н. э.
В это время он подвергаеткритике теорию идей Платона и развивает учение о форме и материи, изложенное вранних частях “Метафизики”, а также формирует идею о единстве души и тела. Онвыдвигает теорию, согласно которой взаимоотношение души и тела аналогичноотношению формы и материи, когда придает смысл и цель жизни.
Основой этики Аристотеляслужит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, егополитику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областьюзнаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросывоспитания хороших граждан и заботы об общем благе.
Этика Аристотеля занимаетсреднее положение между его психологией и политикой.
ЗНАЧЕНИЕ ЭТИКИ ДЛЯ АРИСТОТЕЛЯ
К числу заслуг Аристотеляотносятся определение и классификация наук, видов знания. Он разделил науки натри большие группы: теоретические (умозрительные”), практические(производительные) и творческие (созидательные). К первым Стагирит отнесфилософию, математику и физику; ко вторым — этику и политику, а к третьим — искусство, ремесла и прикладные науки.
Философия — наиболееумозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойно познания — “первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное” («Метафизика»,I 2, 982 в 3). По Аристотелю, наукаценнее тем, чем более она созерцательна. “Созерцательная жизнь” — это жизнь,чуждая корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвященапознанию, поиску истины, т.е. представляет собой высший вид духовно-творческойдеятельности. Лишь в процессе этой деятельности человек может приблизиться кбезмятежному счастью, к чистому блаженству, которое доступно лишь богам. Дляантичных мыслителей познанием является отношение человека к миру, отношениемикрокосмоса к макрокосмосу, установление связи с первоначалом. Познаниевсеобщего означает нахождение за многообразием вещей и явлений их общегопринципа, главенствующего начала.
Аристотель — сын своего векаи народа. Он “прирожденный” интеллектуалист. Для него разум составляет основупознавательной и всякой иной деятельности человека и его отличительный признак.Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека,отличительный признак его жизни и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыкив производственной практике преуспевают больше, чем те, кто обладает всеголишь теоретическими знаниями в этой же области, но последних почитают больше,чем первых, подобно тому как “ мы и наставников в каждом деле почитаем больше,полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знаютпричины того, что создается” (Аристотель. «Метафизика», I 1, 1025 в 30). Аристотельприходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и несвязано с получением выгоды. Поэтому “умозрительные “ науки выше созидающих, атеоретическая деятельность выше практической, например, политической.
Античная наука ориентированане на овладение силами природы, т.е. не на использование знаний в практическихцелях, а на познание всеобщего мирового строя вещей, на осмысление общественныхотношений, на воспитание граждан и регулирование их взаимоотношений иповедения, на достижение этического идеала. Во вторую очередь наука исследуетэтические и политические проблемы, и лишь в третью очередь она занимаетсяпроблемами искусства, ремесла и прикладных наук. Слово “практика” используетсяу Аристотеля в широком смысле, а не узко — как деятельность по получениюматериальных выгод.
В древности “этика” (“учение онравственности”) означала жизненную мудрость, “практические“ знанияотносительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения.Этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых,душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, азатем — в личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизниотдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина внеобщества. Для него человек — существо общественно- политическое. ЭтикаАристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачахгосударства.
Но являются линравственность, этика и политика, а также искусство, науками? Можно ли считатьучение соблюдать правильные нормы поведения и вести нравственный образ жизнинаукой? Согласно Аристотелю, “всякое рассуждение направлено либо надеятельность или на творчество, либо на умозрительное...” 5. Этозначит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях ипоступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То жесамое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер вопрошает всвоем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит,практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельностиневозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки встрогом смысле слова. Практическая наука занимается получением знания дляреализации идеала (поведение человека или производство продукта). В области“Практических” наук цель мышления не познание, но поступки и деятельность. Ведьне достаточно знать добродетель, нужно и поступать соответственно, т.е.осуществлять ее, стать добродетельным человеком. Аристотель пишет, чтотворчество и поступки не одно и то же. Поступки нераздельно связаны счеловеком, с его деятельностью, со свободным выбором, с общими нравственными иправовыми нормами граждан общества, а творчество направлено на созданиепроизведений искусства, которые оцениваются только по своим достоинствам, независимо от поступков человека.
Нравственная деятельностьнаправлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей,особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, нареализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере “деятельности”, связаннойсо свободой воли, человек “выбирает” личности, сообразующей свое поведение иобраз жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре изле, должном и сущем.
Этим Аристотель определил предмет науки, названнойим этикой.УЧЕНИЕ О ДУШЕ
Душа является формой поотношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа– это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения,животные и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер.«Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими дляживых существ. У животных к функциям души прибавляется способность к желанию,то есть стремление к приятному и избежание неприятного.
Разумной же душой обладаеттолько человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души,которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он независит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом.Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия исоставляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которымживет все в мире.
ДОБРОДЕТЕЛЬ
Аристотель, рассмотрев этикув плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным засвою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию,согласно которой благоденствие или несчастье человека определяется капризамисудьбы. Аристотель исключил также благочестие из числа исследуемыхдобродетелей. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизнилюдей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследуетэтические проблемы, чтобы помочь людям стать лучше и сделать общество болеесовершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики)связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что, хотянравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле:ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое — хотеть следоватьхорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанныедеятельностью разума, и этические — добродетели душевного склада, характера. Ите, и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их.Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и вчувствах, выбор середины между их избытком и недостатком, как определитьнадлежащую середину для каждого из нас? По Аристотелю, для этого необходимолибо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеруили наставлениям добродетельного человека.
По вопросу о прирожденномили приобретенном характере высших психических способностях человека Стагиритпишет, что, хотя добродетель — приобретенное качество души, однако “ведь иправосудными, и благоразумными, и мужественными, и так далее (в каком-тосмысле) мы бывали прямо с рождения...” (Аристотель. «Никомахова этика», VI 13, 1144 в 5). Вместе с темАристотель говорит, что приобретенные воспитанием добродетели выше дараприроды, прирожденных способностей. Добродетель требует навыков, привычки,практики. “Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий вобладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением,каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя(видами) порочности, один из которых — от избытка, другой — отнедостатка”...” (Аристотель. «Никомахова этика», II 6, 1106 в 35-1107 а). Нелегко найти надлежащую середину в чувствахи поступках, гораздо легче стать порочным. Трудно быть добродетельным: “Недаромсовершенство и редко, и похвально, и прекрасно” (Аристотель. «Никомаховаэтика», II. 9, 1109 а 30). Мало совершенныхлюдей и много посредственных.
Добродетели Аристотельразделил, как уже было сказано, на два вида. Диалоэтические (мыслительные илиинтеллектуальные) и этические (нравственные). К первым относятся две — разумность, или мудрость, и рассудительность, практическая мудрость, приобретенная путем обучения. Вторые — добродетели воли, характера; к нимотносятся мужество, щедрость, нравственность и т.п. Последние вырабатываютсяпутем воспитания привычек.
Чтобы стать добродетельнымчеловеком, помимо знания, что есть добро и зло, требуется также время длявоспитания характера. Один хороший поступок еще не ведет к добродетели.Естественно, воспитание лучше всего начинать с детского возраста. Поэтому всфере воспитания граждан Аристотель отводит большую роль законодательству игосударству.
Говоря о “середине” как отличительномпризнании добродетели, Аристотель имеет в виду “среднее” в области чувств.“Середина” — это “ничего слишком”. Стагирит подробно исследует с этой точкизрения добродетели, противопоставляя их порокам. Так, великодушию онпротивопоставляет тщеславие (“избыток”), с одной стороны, малодушие (“недостаток”) — с другой. Великодушие, следовательно, есть “середина”.Мужество — среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — междурасточительством и скупостью, скромность — между бесстыдством, наглостью изастенчивостью, робостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум,оно подразумевает свободный выбор между добром и злом. “В нашей властидобродетель, точно так же как и порок, ибо мы властны действовать во всех техслучаях, когда мы властны воздержаться от действия” (Аристотель. «Никомаховаэтика», III 7, 1113 в). Введя понятие свободного выбора, Аристотель открывает первую страницу длительного спора освободной воле.
ОБОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
Осуществив грандиозное обобщениясоциального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальноесоциально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни онисходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построениясостоял бы в рассмотрении первичного образования предметов» (Аристотель.Сочинения. М., 1984. Т. 4. С. 385). Таким «образованием» он считал естественноестремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю,человек – политическое существо, то есть социальное, и он несет в себеинстинктивное стремление к «совместному сожительству». (Аристотель еще неотделял идею общества от идеи государства).
Человека отличаетспособность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен квосприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена,родители и дети… Потребность во взаимном обмене привлекла к общению семей иселений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством,Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понималзависимость целей, интересов и характера деятельности людей от ихимущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различныхслоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются вгосударстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что взависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается исоответствующая форма государственного строя» (Аристотель. Сочинения. М., 1984.Т. 4. С. 3). Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайненеимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебноотносился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизнилюдей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживыимущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», алишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно истремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмернойличной наживе, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции изаконы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этимспокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны,склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобыжить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. СогласноАристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благойжизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себяжизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, асовершенством гражданина в свою очередь – совершенность государства. При этомприрода государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идеяхарактеризуется так: совершенство гражданина обуславливается качествомобщества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, долженсоздать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, долженсоздать совершенной государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы,Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещейкоренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существапредназначены к подчинению, другие же – к властвованию. Это общий закон природы– ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природепринадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своейприроде раб.
Если экономическийиндивидуализм берет верх и ставит под угрозу интересы целого, государстводолжно вмешаться в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики,показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, чтоявляется гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделял такие формыгосударственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение отмонархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии –демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественноенеравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязаниена власть в государстве на том, что имущественное благосостояние – уделнемногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущихклассов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал,что отношение между бедными и богатыми – отношение не просто различия, апротивоположности. Наилучшее государство – это такое общество, котороедостигается через посредство среднего элемента (под средним элементомАристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и тегосударства имеют наилучший строй, где он имеет большее значение сравнительно собоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве многолиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в такомгосударстве неизбежно враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и волигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строеобщим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует даватьвозможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу верх надлежащей меры.Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращалидолжность в источник личного обогащения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непреходящей заслугойАристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые средигреческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотельрассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире — божество.Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько этов его силах, он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этогоидеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику,основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, каковаона есть в действительности, а с другой — этику, не лишенную идеала. ЭтикаСтагирита, весь ее смысл и назначение состоит в том, чтобы показать, какизбежать несчастья и достигнуть счастья, доступного смертному человеку. По духуэтического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума,благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) вышенравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь.Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античныедобродетели гражданина — мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако онне ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учитьхристианские богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианскогогуманизма, согласно которому “все люди — братья”, т.е. все равны перед богом.Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своимспособностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровеньсчастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем ицелом несчастной. Так, Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Онвыдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов (“свободных по природе”)над “варварами” (“рабами по природе”). Для Аристотеля человек вне общества,это или бог, или животное. Но так как рабы представляли собой иноплеменный,пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы — как бы нелюди, а раб становится человеком, только обретя свободу.
Этика и политикаАристотеля изучают один и тот же вопрос — вопрос о воспитании добродетелей иформировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступногочеловеку в разных аспектах: первая — в аспектах природы отдельного человека,вторая — в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитаниядобродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно,необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет,то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причемдоброе внимание — благодаря добропорядочным законам” (Аристотель. «Никомаховаэтика», Х 10, 1180 а 30 – 35).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виндельбанд В. История древнейфилософии. Киев, 1995 г.
2. Богомолов А.С. «Античная философия».Москва: МГУ, 1985 г.
3. «Философский словарь» под ред. Фролова И.Т., Москва. Политиздат, 1988 г.
4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон.Аристотель», М.: Молодая гвардия, 1993 г.
5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.:Гардарики, 2000 г.
6. Радугин А.А. Философия: курс лекций.2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр, 1997 г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… 2
Жизнь и творчествоАристотеля …………………………… 3
Этика…………………………………………………………. 6
Значение этики дляАристотеля ……………………………. 7
Учение о душе……………………………………………… 10
Добродетель………………………………………………… 11
Об обществе и государстве……………………….…..…… 13
Заключение…………………………………………………. 16
Список использованнойлитературы ……………………… 18
Содержание…………………………………………………. 19