Реферат по предмету "Философия"


Сознание и нравственность

Введение
Чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смыслсуществования данного термина выступает предметом исследования философиисознания, психологии, нейробиологии,дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта.
В философии, сознание рассматривается, какспособность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимаетсяне психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, какимчеловек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознаниеесть форма или способ данности предмета,форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не можетни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнутьмир, который сознанием конституирован соотносительно.Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именнопоэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно,в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрывеот его соотносительного полюса — сознания (наивность).
Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Сознание — это способность субъектасоотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. Вэтом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположностьсознанию, мышление есть способностьмыслить — фиксировать мир в понятиях и делатьна основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылкадля мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающегонас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я»мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включаетв себя мышление как необходимую часть.Нравственность — это обязанность
Люди всегда ощущали в нравственности какую-то странную, абсолютную силу, которуюпросто могучей назвать было нельзя — так она превосходилавсе человеческие представления о силе и мощи разума.
Критериологический подходк категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентациив пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить системуоценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственностьсама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющейчеловечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действияи мысли.
И всё же наберёмся смелостии попытаемся хотя бы определиться с главным в оценках этого труднейшего с философскойточки зрения понятия.
Когда мы стараемся осмыслитьэто понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом,если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале иреальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственнымпринципам.
Кроме того, эта категориякак расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальныхдействий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствиюсвоих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действийи своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращаетсяпри этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.
Поэтому говорить о нравственностиможно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществомили перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствуетобщему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом ичеловеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.
сознаниенравственность человек общество

1. Понятия и определения сознанияи нравственности
С точки зрения психологии,сознание – это врожденная высшая психологического отражения действительности в видеобобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственныхобразов; это целостная форма доступного в данный моментвремени содержания психики; способность адекватно воспринимать окружающую реальность.
К неотъемлемым признакам сознания в психологии относятся: представление, мышление и способностьсоздавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
С точки зрения философии: состояние психической жизни человека, выражающеесяв субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а такжев отчёте об этих событиях.
Термин сознание являетсятрудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широкомспектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознаниеи пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способвосприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точказрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире.С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатоепо значению для того, чтобы его использовать.
Сознание — категориядля обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
Нравственность – совокупностьдуховных качеств человека, хорошо овладевшего всеми видами морали, ясно осознающегоистинные моральные ценности и предпочтения, умеющего творчески и искусно применятькатегории морали к реальным жизненным ситуациям.
Нравственности обучаются,как и всякому искусству, но нравственность есть высшее искусство, так как объединяетвсе моменты жизни человека, направляет его чувства, желания, волю, помыслы, т.е.управляет его внутренней жизнью, требует от него понимания смысла своих поступков,заставляет его советоваться с самим собой и с другими, особенно духовными руководителями.Общей целью нравственного воспитания человека является совершенная нравственнаякультура личности.
Термин нравственность — чаще всего употребляющийся в речи и литературе каксиноним морали, иногда — этики.В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действоватьсогласно своей совести и свободной воле — в отличиеот морали, которая, наряду с законом, являетсявнешним требованием к поведению индивида.
2. Виды и разновидности сознанияи нравственности
Сознание
Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознаниесознанием самого себя, рассудок как мыслящеесознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающийрассудок и дух как высшуюформу сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоитв том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинностиявляется непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектическогоудержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но исамого себя со своими понятиями.
Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природасознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом.Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкоеосвещение в новоевропейскойфилософии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическаяфилософия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:ДуализмДуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателемданной теории является Рене Декарт, которыйутверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существованиивсего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимок физическому миру.Идеализм
Идеализм — этотеория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объектыфизического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этоттезис был развит Джорджем Беркли, которыйутверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».Индуизм
В индуизме сознаниюсопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдаетза действиями Пракрити(«материальной природы»).Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённаяи связанная гунами («качествами природы»)Материализм
Материализм есть теория о том, что если нечто существует,то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистамикак свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов,доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причинойсознания. Среди материалистов можно упомянутьФридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.Функционализм
Функционализм— это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находитьсяв функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. Сточки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функцияпоказывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализмзанимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимуюсвязь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самыхразных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологическойбазой теории искусственного интеллекта и когнитивнойнауки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, ХилариПатнема и Дэниела Деннета.Двухаспектная теория
Двухаспектнаятеория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторойлежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, нифизической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализмкак представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобныевзгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.Феноменологическаятеория
Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочногоописания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этогосодержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышленияи восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений,и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основнымсвойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этойтеории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.Эмерджентная теория
Эмерджентная теория— это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физическогообъекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнегои является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобнотому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода.Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукойнаравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.
Нравственность
Не существуетединства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, каксиноним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственностьявляется внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду сзаконом) является только внешним требованием к поведению индивида.
Именно с нравственностьюсвязано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются этикатегории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторойсвободной воли.
Нравственностьи мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой
Этика — философское учение, предметом которого является мораль,а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильножить.
3. Влияние сознания и нравственностина человека и общество
Нравственное сознание однаиз форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественногобытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющиесобой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категориянравственности.
Нравственность это понятие,которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовкиэтих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственностьэто сфера нравов, обычаев, практических поступков.
Мораль возникла раньше другихформ общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регуляторомповедения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях.Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закреплялав себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывалисьвзаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формыобщения.
Она выступала как совокупностьнорм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательныдля всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенныеусловия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношениячеловека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку.В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности другк другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизываетвсе сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовуюмораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, онисвязаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведениедолжно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значениездесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.
Основной функцией морали являетсярегулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человекимеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворениекоторых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людейили общества в целом. По «закону джунглей» эти противоречия могли разрешитьсячерез утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привестик истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способарегулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересыс интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялсянормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означалогибель.
Поэтому выполнение норм моралиозначало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостьюсамосохранения.
С делением общества на классымораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормахи правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.
Понятие нравственности являетсядиалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественнойпрактикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечестваи в то же время сами определяются социальной деятельностью. Ф.Энгельс был прав втом, что «представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу,от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». Содержание моралиопределяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить,что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы.Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность,ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл.Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.
Но представления о моральномдолге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенномэтапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческогообщества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпохукрепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенныхне бралось во внимание.
Современный мир становитсяисключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего следуетвыделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формыобщественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает.В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятнымиформами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей,выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергалисьосуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
Нравственное сознание изучаетодна из философских дисциплин этика. Этика это теория морали, наука о морали, вкоторой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добраи зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философырассматривали этику, как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мыслио должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей.Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос:что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин «этика» был введенАристотелем.
Наука этика рассматриваетспецифику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственноесознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы:нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка,нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства.
В нравственном сознании следуетвыделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное началовыражено в виде мироощущения и мировосприятия это моральные чувства, представляющиеличное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представленов виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей,понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих началв нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззренииразличных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.
В структуре нравственногосознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критериемнравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей являетсяуже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоениянравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание такихценностей на практике.
Нравственный идеал являетсяабстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий,являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания инравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следуетотметить, что задачи нравственного воспитания это формирование единства нравственногосознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственноеразвитие людей приобретает особенно важное значение, в связи с потребностью современногообщества.
Понимание общечеловеческихценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитостив социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости.Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он долженпройти и через чувство человека.
Чувства человека как элементнравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личногоотношения человека ко всем социальным явлениям.
В нравственном сознании отражаютсяобщественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностьюпонимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступкови ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости).В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, чтобыло нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Моральне догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.
В жизни человека бывают такиеситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речьидет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личностиот безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограниченияна свободу являются объективной необходимостью существования человечества.
Категория свободы связанас понятием ответственность и справедливость. Для современного общества нет справедливостибез свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужнасвобода от силы, принуждения и лжи.
Нравственное сознание связанос другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние и преждевсего такая связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическими религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право,и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закрепленыв законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираютсяна общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организацииобщества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров,когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот,преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праведолжна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречаетнемало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективногохарактера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые невсегда могут быть последовательно объективными, кроме того в праве отражаются интересыопределенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественнойморалью.
Специфика нравственного сознаниязаключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки ипринципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требованийличности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенныхего представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события,опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитымуровнем нравственного сознания. Следует отметить то, что нравственные нормы не должныбыть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образоми нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развитияиндивидуальности. 10. Сущность закона единства и борьбы противоположностей и особенностиего проявления в развитии природы, общества и познании
Закон ЕБП — играет особуюроль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. ПоэтомуЛенин называл его сутью, ядром диалектики. Важнейшие категории, которыми мы оперируем,рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия.Тождество – отношение равенства, сходства, одинаковости каких-то предметов или предметасамому себе. Различие – отношение несходства, неравенства, неодинаковости и т.д.Абсолютного, абстрактного тождества не существует. Каждое мгновение времени объекттождественен самому себе или другому объекту (пока его существенные свойства неизменились), но и в тоже время не тождественен, поскольку у него не совпадают несущественные(второстепенные) свойства, которые непрерывно изменяются. Тождество и различие –это такие стороны объектов, которые находятся в единстве и в то же время отличаютсядруг от друга. Противоположностями называется такие стороны одних и тех же предметов,которые одновременно обуславливают друг друга и в то же время отрицают, исключают.Каждый предмет – это единство противоположностей (электричество характеризуют положительныеи отрицательные частицы, притяжение и отталкивание). При нарушении их единства предметразрушается или превращается в новую вещь. Взаимоотношение между противоположностяминазывается противоречием. Борьба противоположностей – источник самодвижения материи,источник ее развития.

Список используемой литературы
1. СпиркинА. Г. Философия. Учебник. 2ое издание. Гардарики 2002 год
2. Ю. В. Рождественский. Словарь терминов.Мораль. Нравственность. Этика. Москва. Изд. «Флинта» 2002г
3. Сайт: ru.wikipedia.org/wiki/
4. Сайт: genmir.ru/b/dok/mir15.htm.Конференция «Человек будущего» Г. Мирошниченко
5. Лекции по обществознанию. Сайт: obhis.ru/lekc/sfera/morali_poniatie.html
6. Сайт: conspects.ru/content/view/89/10/Конспектомания. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни человека.
7. Словарь Ожигова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исскуство красноречия
Реферат Взаимосвязь агрессии и способностей к обучению у школьников
Реферат A. 11. O. O вибродиагностике дефектности колесных пар подвижного состава
Реферат Отчистка промышленных и поверхностных вод
Реферат Повышение конкурентоспособности продукции ОАО "Искож"
Реферат Лицензирвование и сертификация в туризме
Реферат И. Гаспринский и "джадидизм"
Реферат Безударные гласные в корне слова проверяемые ударение
Реферат Триада власти: сила, богатство и знание
Реферат The problems of oral translation
Реферат Воспроизведение запретов и разрешений в детской речи
Реферат Illistration Essay Essay Research Paper Wasteful PeopleA
Реферат Автоматизація доступу до каналів компютерних мереж
Реферат Развитие личности и жизненные кризисы
Реферат Политика турецкого правительства в восточных вилайетах страны и освободительная борьба курдского народа