Реферат по предмету "Философия"


Сократ, его жизнь и деятельность

Сократ, его жизнь идеятельность
 
СОКРАТ (Афины,469–399 гг. до н.э.) – знаменитый античный философ, учитель Платона,воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. Сименем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античнойфилософии на до- и после-Сократовскую («Досократики»), отражающее интересранних философов VI–V вв. к натурфилософии, а последующего поколения софистовV в. – к этико-политическим темам, главная из которых – воспитаниедобродетельного человека и гражданина. Сократ был близок софистическомудвижению. Учение Сократа было устным; все свободное время он проводил в беседахс приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьямии незнакомыми на темы, ставшими традиционными для софистической практики: чтоесть добро и что – зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и чтопорок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание (знание- этообобщенное, систематизированное теоретически выраженное отражение бытия). Обэтих беседах мы знаем в основном благодаря ученикам Сократа – Ксенофонту иПлатону.
Обычно указывают, покрайней мере, три особенности сократовой философии:
1) ее разговорный(«диалектический») характер;
2) определение понятийпутем индукции;
3) этическийрационализм (философское направление, отрывающее мышление от чувственного опытаи считающее единственным источником познания разум), выражаемый формулой«добродетель есть знание».
Диалогизм учения Сократа,общительного по своей натуре, имел следующее обоснование. Дельфийским оракуломон был провозглашен «мудрейшим из людей» (об этом повествует Платон в АпологииСократа). Но его собственное убеждение – что сам он «ничего не знает» и,чтобы стать мудрым, расспрашивает других людей, считающимися мудрыми. Сократпришел к выводу, что это убеждение в собственном незнании и делает егомудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Свой метод собеседованияСократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, чтотолько помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: т.к. невопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считалсяотвечавший на вопросы Сократа собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа:опровержение через приведение к противоречию и ирония – притворное неведение,уход от прямых ответов. Согласно платоновской Апологии, на самом делеСократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожностьчеловеческого знания по сравнению с божественной мудростью; сам не скрываясвоего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников.
Постоянная мысльСократа – об абсолютной ценности добра и знания, которые не могут быть отделеныдруг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, чтотакое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл,когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению. Если же онведет себя хорошо только потому, что, например, «все так делают» – то, если«все» станут вести себя плохо – не будет причин быть добродетельным. Норманравственности должна быть автономной, и нельзя в вопросах истины и добраполагаться на мнение большинства. Прежде всего с недоверием к мнениюбольшинства связаны критические замечания Сократа об афинской демократии ипринятой практике решения государственных вопросов большинством голосов; этикритические настроения были в полной мере учтены при судебном разбирательстве,закончившемся для Сократа казнью.
Философия Сократанаходилась между объективизмом досократики и субъективизмом софистики.Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которыеотнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеетвнутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познаваясебя, мы должны делаться лучше.
По Сократу, не толькоистинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное – всегдахорошо, а бессознательное – плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он ещене знает того, как надо поступать на самом деле, и после того, как его душабудет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь кдобру. Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, такнельзя и по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно бытьистинным предметом влечения.
Майевтикапредставляла собой с точки зрения своей логической формы индукцию (наведение).Развитию индуктивности сократовского метода как нельзя лучше способствовал диалогическийспособ исследования. Он предполагал, что в начале беседы по необходимостивсегда исходят из всем понятных, а потому и самых простых, наглядных положений,имеющих преимущественно чувственный характер, но по мере продвижения диалогапереходят к скрытым и более сущностным свойствам обсуждаемых вещей.Воспроизводя структуру диалога-исследования, индукция направлена на отысканиеединого во многом: от множества явлений, в которых некая предполагаемаясущность представлена как относительное свойство, легко исчезающее ипревращающееся в свою противоположность, существующее в них (явлениях) наряду сдругими свойствами, мысль переходит к такой одной вещи, в которой искомоесвойство представлено само по себе, не в относительном, а в абсолютном смысле,и не как свойство даже (любое свойство может быть отъемлемо от вещи, ипоследняя, хоть и изменит, но не утратит своего существования), а как некаянеотъемлемая определённость, тождественная самой вещи, или даже как некая вещь.Итогом такого метания мысли должно быть определение, фиксирующее общее,универсальное свойство, имеющее всеобщее значение для сознания.

Литература
 
1. ЛосевА.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ, Платон. М., 1963.
2. НерсесянцВ.С. Сократ. М., 1984.
3. КессидиФ.Х. Сократ. 2-е изд. М., 1988.
4. Платон,Апология Сократа, пер. М.С. Соловьева. – Платон. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 4. М.,1989.
5. Ксенофонт,Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир – Ксенофонт, Сократическиесочинения, пер. С.И. Соболевского, М. – Л., 1935.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.