Реферат по предмету "Философия"


Смысл жизни и предназначение человека

ВПУ №3
РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ
Смысл жизни и предназначение человека
Выполнил: Уч-ся Группы 7/8
Левицкий Павел
Город Севастополь 2006г
План
РазделI.Вступление
Раздел II. Смысл жизни и предназначение человека
Философская антропология
Личность и общество
Пол. Мужское и женское. Продолжение жизни на Земле
Человек и биосфера
Различные философские течения о смысле жизни
Раздел III. Заключение. Как я понимаю смысл жизни
Литература
1. Вступление
Что такое человек? В чем его природа, сущность, предназначение? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Как складывается судьба гуманизма сегодня? В чем специфика философского постижения человека? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание философско-антропологической мысли, находятся сегодня в центре внимания многих ученых.[5]
ЧЕЛОВЕК — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая — к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду «человек» (Homo), первым представителем которого многие ученые считают «человека умелого» (Homo habilis) — его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Около. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Восточной Африке «человеком прямоходящим» (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида — человека разумного (Homo sapiens) — в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке около 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой — формирование «человека разумного» (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, «человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
Активный интерес к проблеме человека в целом обусловлен, прежде всего, потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Катастрофическое разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта, неожиданное распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, накопление ядерных вооружений — все это рождает ощущение тотальной незащищенности жизни людей, возможной гибели всего человечества. [5]
К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают мировоззренческие и познавательные факторы. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют обобщения, философской рефлексии. [5]
Раздел II. Смысл жизни и предназначение человека
1. Философская антропология
В широком смысле — учение о природе (сущности) человека. Трудно вычленить собственно антропологическую тему в комплексе философского знания. Размышление о человеке захватывает широкий круг проблем. Едва ли не все философские сюжеты вовлекаются в орбиту философско-антропологической мысли. [4]
Психологические, биологические, социологические исследования человека загадки о человеке не разрешали. К человеку подходили с разных точек зрения частично. Проблема человека — основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение. В человеке пересекаются все круги бытия. Человек есть великая загадка для самого себя. Он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Человек не есть только порождение природного мира, он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе означает новую стадию жизни космической. [1]
В 20 в. напряженность философских исканий обуславливалась нарастанием кризисов, как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философской антропологии, задачи которой создать целостный «образ человека» в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю.
2. Личность и общество
Учение о человеке есть, прежде всего, учение о личности.[1] ЛИЧНОСТЬ- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
Человек — социальное, общественное существо. Каждый человек всегда находится в определённых отношениях с другими членами общества. Процесс развития личности есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Смысл жизни в том, чтобы усвоить этот опыт в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого складываются психологические особенности личности: её моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности. Проявление этих способностей ради интересов личных и интересов общества является смыслом жизни. Личные интересы, духовное богатство, моральная чистота, физическое совершенство должны служить интересам и процветанию общества.
Огромной силой воздействия на человека обладает коллектив. В качестве смысла жизни человека коллектив утверждает служение общественному благу. Коллектив обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, содействует его всестороннему развитию.
3.Пол. Мужское и женское. Продолжение жизни на Земле
Основной для антропологии является проблема пола. Человек есть половое существо, и половая полярность характеризует человеческую природу. Пол совсем не есть функция человеческого организма, пол есть свойство всего организма человека, каждой его клетки. Это показано Фрейдом. [1]
З.Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. ФРЕЙДИЗМ — общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения — у Фрейда, стремления к самоутверждению — у Ф. Адлера и т. п.)
В. В. Розанов говорил, что человек есть не только половое существо, но и существо бисексуальное, совмещающее мужской и женский принцип в разной пропорциональности и нередко в жестокой борьбе. Мужчина, в котором бы совсем отсутствовал женский принцип, был бы отвлеченным существом, совершенно оторванным от космической стихии. Женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип и есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный. Только соединение мужского антропологически-личного начала с женским космически-коллективным создает полноту человека. [1]
Говоря о смысле жизни и предназначении человека, необходимо знать не только о развитии мужского и женского в развитии личности, но и о значении полов в рождении и выживании новых поколений людей.
Основоположник отечественного акушерства В.Ф Снегирёв писал, что женщина — самый источник жизни, мать – колыбель человечества. Вопрос продолжения человеческого рода был актуальным во все времена. В подростковом возрасте человек осознаёт себя носителем определённого пола, а также регулирует своё поведение в соответствии с принятыми в обществе морально- этическими требованиями. Смысл жизни человека в продолжении рода на земле. В конце ХХ века человечество столкнулось с недостатком продовольственных, технологических и экологических ресурсов. Развитые страны давно разрушили свои естественные экосистемы. Человек обязан обеспечить устойчивость окружающей среды, сменив стереотипы, цели экономики, характер поведения, этику. Если он не сумеет этого сделать, то биота, используя свои мощные защитные механизмы, сделает это сама, скорее всего, разрушив часть самой себя вместе с человечеством. А если человек исчезнет как вид, то он уже больше никогда не появится вновь: палеонтология показывает, что исчезнувший вид не возрождается...
Смысл жизни человека в сохранении и воспитании потомства, ибо только человек есть существо разумное, действующее не только на основе инстинктов и рефлексов, а сознательно изменяющее свою жизнь. Инстинкты выработались в ходе естественного отбора и закрепились в ряде поколений биологически целесообразных действий. В поведении человека инстинкты подчиняются сознанию, общественной природе человека.
4. Человек и биосфера
Человек как биологический вид – консумент .
КОНСУМЕНТЫ (от лат. consumo — потребляю), организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества. Он потребляет продукцию биоты (совокупность всех растений и животных), а его технологии – это инструмент, с помощью которого человеку удается потреблять значительно больше продукции биоты, чем ему разрешено естественными законами. Тем самым нарушается баланс в природе. Однако только сам человек способен создать такую социальную систему, при которой человечество может не ограничивать свою численность и при этом улучшать свой жизненный уровень, сохраняя окружающую среду. 23 % населения планеты относятся к категории абсолютно бедных. Учёные считают, что скоро неизбежным станет сокращение населения Земли, численность которого не должно превышать 1-2 млрд человек. Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. уязвимым перед мощью, которую сам же создал.Что же несет нам век грядущий — новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз? Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы проблем — философско-методологических проблем экологического прогнозирования.--PAGE_BREAK--
5. Различные философские течения о смысле жизни
Многие философы в разные времена рассуждали о смысле жизни.
В 1 в. д.н.э буддистское ХИНАЯМА утверждает, что человек должен спасти сам себя. Смысл жизни — отрешится от мира, попасть в нирвану. Будда- воплотившееся божество. Смысл жизни — попасть в рай, избежать ада.
КИРЕНАИКИ. Благо человека — это его наслаждение. В этом и смысл, и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в настоящий момент. Основатель этой ветви Гедонип (7век до н.э) — считал, что человек должен властвовать над наслаждениями. Но его последователь Федор атеист говорил, что ради наслаждения все средства хороши. Гигезий: “Наслаждение мимолетно, его трудно получить, но если смысл жизни в наслаждении которое так трудно получить, то стоит ли жить?”
В 4-3 веке до н.э. Китай- ДАОСИЗМ. Дао цзы- фигура легендарная. Мать носила его несколько десятков лет и родила стариком. В центре даосизма.- учение о великом Дао, Всеобщем законе и Абсолюте. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним- в этом цель и смысл жизни. Высшей целью древнекитайских даосов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности.
Древнегреческий философСократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности.
В 13 веке в Европе Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой формы, кроме одной лишь мыслительной души, которая производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.
Итальянец 16 века Макиавелии считал, что желания человека ненасытны, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого. Следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность людей. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему.
В России во II половине XIXв. возникает русский космизмом. Философы: И.Киреевский, В.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский; литераторы — Л.Толстой, Ф.Достоевский. Человек — основная часть Природы и рассматривать их надо в единстве, человеческий Разум ответственен перед природой. Новая моральная основа человеческого общества- необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода. Человек — существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек — существо родовое, должен осознавать, что он — сын человеческий. Человек — вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть — высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Необходимо регулировать взаимодействие общества и природы.
Русский писатель 19 го векаДостоевский ищет ответы на вечные вопросы, пытаться найти рациональное обоснование добра и зла. Это так и не удается ему, и он приходит к сугубо религиозному выводу, о том, что глубоко правильной может быть только жизнь в Боге, с Богом в душе.
Русский мыслитель 19-го, начала 20-го векаВернадский искренне увлекся учением Толстого (19 век) и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить стремление человека найти смысл жизни, примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. В отличие от Толстого Вернадский всю жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на вопросы бытия на основе логического анализа, достоверных сведений о мире и человеке.
Прагматизм – основан на принципе практичности. Философия не должна быть простым размышлением о мире, она должна стать общим методом решения практических проблем, которые возникают ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Смысл жизни — в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс.
Экзистенциализм (философия существования) — возникло в конце первой мировой войны, основатели Шестов, Бердяев. Затем в Германии (Хайдеггер, Ясперс) после 2 мировой войны во Франции (Камю, Сартр). В конце 50-х распространился в США. Экзистенциализм подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр). Религиозный экзистенциализм гласит: смысл бытия Бог; атеистический: жизнь в целом абсурдна (смысла нет), только человек может определять свою жизнь, если человек не свободен — он не личность.
Философия жизни — философское течение конца 19 — начала 20 веков. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы («жизненный порыв» А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Жизнь — то, что возникает естественно, бытие — то, что возникает искусственно. Наиболее полно смысл человека раскрывается в историческом опыте общества. Жизнь понимается как что-то посланное вселенной.
Раздел III. Заключение. Как я понимаю смысл жизни
Смысл жизни каждого человека складывается из большого числа этапов, на каждом из которых человек ставит перед собой цель. Сперва сделать первый шаг, написать первую букву, но вскоре человек осознает свою ответственность за содеянное. Смысл жизни каждого человека складывается из его поступков, направленных на созидание. Человек должен не разрушать, а строить. Не уничтожать, а создавать. История знает огромное количество личностей, поставивших на колени многие народы, разрушивших полмира, уничтоживших огромное количество живых людей (например, Наполеон, Гитлер). Если бы Наполеон был только убийцей, то можно было бы смело заявить, что его жизнь была бессмысленна. Но мы знаем, что Наполеон возглавил Французскую буржуазную революцию, тем самым, открыв путь к прогрессу. Многие пытались заставить человека опуститься на колени, стать рабом, склонить голову вниз, но, например, первый космонавт Юрий Гагарин стоял на вершине прогресса, ради развития науки, стремления общества вперёд, он впервые совершил полёт вокруг Земли и миллионы людей смотрели вверх с гордостью за род человеческий. Сегодня смысл жизни не только в том, чтобы с пользой для общества прожить свою жизнь, но и в том, чтобы оставить нашу Землю пригодной для жизни последующих поколений. Огромное количество сжигаемого топлива привело к образованию озоновых дыр, к возникновению парникового эффекта, к глобальному потеплению. Может быть, езда одного мальчика на велосипеде вместо автомобиля, сжигающего бензин, не изменит ничего в природе планеты, но привлечёт внимание других людей к этому экологически чистому виду транспорта. Если каждый из 500 тысяч людей, находящихся летом в Севастополе, не бросит мусор на пляже, не оставит пластиковую бутылку в парке, наш город станет чище и прекраснее. Дети будут расти здоровыми и развитыми, полноценными членами прогрессивного общества.
Человек будущего, безусловно, необычайно расширит свои адаптационные возможности с помощью самых разнообразных средств, включая фармакологию и психотерапию, и это даст ему возможность полноценно и без ущерба для здоровья действовать в самых сложных, подчас экстремальных условиях. Уже сегодня получены серьезные данные, которые свидетельствуют о новых, неизвестных ранее резервах биологической природы человека и его психофизиологических возможностях. Человек будущего — это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный. [11]
Смысл жизни человека в познании самого себя. Человек считается самым неизученным существом на планете Земля. Перед современной наукой стоит огромное количество загадок. И чем больше мы узнаём о природе вещей, тем больше загадок видится впереди. Главная задача человека, чтобы создаваемые им технологии, не выжили самого человека.
Каждый человек появляется на Земле временно. Я бы хотел, чтобы всё хорошее и доброе в человеке передавалось по наследству, а всё негативное отмирало. Человек, благодаря своим душевным качествам и силе воли, может очень многое, но он имеет хрупкое и малозащищённое, по сравнению с другими представителями фауны тело. Смысл жизни человека в совершенствовании самого себя, на основе опыта предыдущих поколений.
Я согласен с теми философами, что смысл жизни человека в том, чтобы жить с Богом в душе. Исполняя заповеди божьи человек доказывает, что в отличии от представителей животного мира, он сознательно совершает добрые поступки, и стремится избежать зла. Смысл жизни каждого человека в борьбе со злом. Для этого совсем не обязательно сражаться с преступниками. Главное самому не совершать преступлений, быть добрым, стараться исправить собственные ошибки, чтобы они не навредили другим.
Литература
1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993,383 c.
2. Лейбин В. М. Психоаналитическая антропология.// Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986, с. 239-259.
3. Мельвиль Ю. К. Прагматическая философия человека.// Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986, с. 104-118.
4. Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики.// Вопросы философии, 1995, N 8, c. 92-102.
5. Гуревич П. С. Человек как объект социально-философского анализа.// Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, c. 504-518.
6. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990,272 с.
7. Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм (статья первая) .// Вопросы философии, 1966, N 12, c. 76-88.
8. Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм (статья вторая) .// Вопросы философии, 1967, N 1, c. 126-139.
9. Асмус В. Ф. Экзистенциальная философия: ее замыслы и результаты.// Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978, c. 222-251.
10. Тавризян Г. М. «Экзистеальный мир» как антипод социального бытия во французском экзистенциализме.// Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978, c. 135-157.
11. Фролов И. Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983,350 с.
12. Юдин Б. Г. Право на добровольную смерть: против и за.// О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991, с. 247-261.
13.Специфика философского знания и проблема человека в истории философии.-М.,1989, с.315.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методологические основы маркетинговых исследований потребителей
Реферат Таможенная политика и основные направления ее реализации в странах Евросоюза Германия
Реферат Кровотечі Види кровотеч Перша допомога при кровотечах
Реферат Аспекты переноса в групповой психотерапии
Реферат Глисты
Реферат Управление внеоборотными активами предприятия
Реферат Парижские отели
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Диагностика и надежность автоматизированных систем» Цель и задачи дисциплины
Реферат Особенности трактовки образа героя времени в романе Лермонтова Герой нашего времени
Реферат Исследование состояния травматизма у спортсменов прыгунов в воду различной квалификации
Реферат Электростимуляция внутренних органов и опорно-двигательного аппарата
Реферат Состояние естественной резистентности и иммунологической реактивности у новорожденных телят при
Реферат Технологический процесс приготовления мучных блюд из пресного теста
Реферат Sikhism Essay Research Paper This is my
Реферат Преодоление барьеров в обучении