Вадим Руднев
Представлениео том, что у настоящего может быть не одно, а несколько направлений развития вбудущем (это, собственно, и составляет содержание понятия «возможные миры»),было, вероятно, в культуре всегда. Но оно обострилось в ХХ в. в связи с общейтеорией относительности, с представлением о том, что время есть четвертоеизмерение и, стало быть, по нему можно передвигаться, как по пространству (см.также серийное мышление).
Вообщеже понятие возможных миров имеет логико-философское происхождение. Его, как имногое другое, придумал Лейбниц, который рассматривал необходимо истинноевысказывание как высказывание, истинное во всех возможных мирах, то есть привсех обстоятельствах, при любом направлении событий, а возможно истинноевысказывание — как истинное в одном или нескольких возможных мирах, то есть приодном или нескольких поворотах событий.
Например,высказывания математики или логики «а = а» или «2 х 2 = 4»являются необходимыми. Высказывание же «Завтра будет дождь» являетсявозможным (у него есть альтернатива, что, возможно, дождя и не будет).
Всередине ХХ века, после второй мировой войны, логика разработала несколькосемантических систем (логическаи семантика), где определяющую роль игралопонятие возможных миров. Мы не станем углубляться в аппарат этих построений,они довольно сложны. Назовем лишь имена выдающихся философов: Ричард Монтегю,Дана Скотт, Сол Крипке, Яакко Хинтикка. С философской точки зрения важно, что вэтих построениях действительный мир рассматривается лишь как один из возможных.
Действительныймир не занимает привилегированного положения. Именно это представление былочрезвычайно характерным для культурного сознания ХХ в. Задолго до современнойлогики, в 20-е гг. нашего века, японский писатель Акутагава привел примерфилософии возможных миров в рассказе «В чаще» (подробнее см.событие), в котором разбойник заманил в чащу самурая и его жену, а потомизвестно было только, что самурай убит. По версии разбойника (в его возможноммире), самурая убил он, по версии жены самурая, его убила она; по версии духасамого самурая, он покончил с собой.
Пафосфилософии возможных миров в том, что абсолютной истины нет, она зависит отнаблюдателя и свидетеля событий.
Насемантике возможных миров построен художественный мир новелл Борхеса. «Садрасходящихся тропок» — модель ветвящегося времени; «Тема предателя игероя» — в одном возможном мире главный персонаж — герой, в другом — предатель; «Другая смерть» — по одной версии, герой был убит в бою,по другой — в своей постели. Герои Борхеса, как правило, умирают по несколькураз, меняя по своему или Божьему соизволению направление событий.
Внауке ХХ в. представление об альтернативном будущем играет большую роль. Так,например, русский лингвист-эмигрант А. В. Исаченко в свое время написал работу,посвященную тому, каким был бы русский язык, если бы в политической борьбеМосквы и Новгорода победил Новгород, а не Москва.
Замечательныйпример мышления возможными мирами приводит один из основателей семантики возможныхмиров Сол Крипке в статье, посвященной контекстам мнения, таким, как «Онполагает, что...», «Он думает, что...», «Он верит,что...». Француз, никогда не бывавший до определенного времени в Лондоне,разделяет расхожее мнение французов о том, что «Лондон красивыйгород», и выражает это мнение предложением на французском языке:«Londres est jolie». После долгих странствий, выпавших на его долю,он поселяется в какомто городе, в одном из самых грязных и непривлекательныхего кварталов, никогда не заглядывает в исторический центр, а язык выучиваетпостепенно. Ему и в голову не приходит, что это тот самый город, который он,находясь во Франции, называл Londres и считал красивым. Теперь он называет этотгород по-английски London и разделяет мнение соседей по району, в котором онживет, что —
londod is not pretty
(Лондон — некрасивый город).
Приэтом в сознании он продолжает считать, что «Londres est jolie».
Семантикавозможных миров играет важную роль в поэтике постмодернизма. В знаменитомромане «балканского Борхеса», как его называют в Европе, сербскогописателя Милорада Павича «Хазарский словарь» рассказывается о том,как хазары в IХ в. принимали новую веру: по версии христиан, они принялихристианство; по версии мусульман — ислам; по версии евреев — иудаизм.
Естественно,что Семантика возможных миров тесно связана с идеей виртуальных реальностей. Вособом жанре компьютерного романа — например, в самом знаменитом,«Полдне» Майкла Джойса — повествование строится на альтернативах.Роман можно читать только на дисплее. Кроме обычных предложений, там естьмаркеры, гипертекстовые отсылки (гипертекст). Высвечивая определенное слово,например имя какого-либо героя, читатель может повернуть события вспять илизавершить сюжет так, как ему того хочется. Такова философия возможных миров.
Список литературы
КрипкеС. Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежнойлингвистике. Вып. 18.Логический анализ естественного языка. — М., 1986.
ХинтиккаЯ. Логико-эпистемологические исследования. — М., 1980.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/