План работы
Введение
1. Неоднозначность критики о Рихарде Вагнере
2. Статья «Опера и драма» как результат революционных идейкомпозитора
3. Влияние Шопенгауэра намировоззрение Рихарда Вагнера
4. Социальное неравенство врамках работы «Художник и общество»
5. Идея всемирного равенстваи братства в работе «Государство и религия»
Заключение
Библиография
Введение
«Горе тому, ктообеднит мир, перечеркнув
Вагнерацензорским карандашом»
В. Луначарский
Тема моейкурсовой работы «К вопросу об эволюции эстетических взглядов Рихарда Вагнера вконтексте литературно-критической деятельности композитора».
Выборданной проблемы обусловлен тем, что программа училища позволяет ознакомиться сфигурой Вагнера в музыке в пределах учебной программы, однако оставляет в тени еголитературные произведения. А между тем немузыкальное наследие композиторасоставляют шестнадцать томов литературных и публицистических сочинений, и сверхтого — семнадцать томов писем. Рамки курсовой работы не дают возможностирассмотреть всю литературную деятельность Рихарда Вагнера, поэтому я ограничилсянесколькими наиболее яркими работами композитора. Опираясь на изученныеисточники и монографии, я попытаюсь воссоздать в литературе образ гениальногокомпозитора, которого любят и не понимают, значимость которого пытаютсяоспорить и возвысить.
В своих рассужденияхВагнер уделял много внимания искусству и в частности — общему осмыслениюмузыки. Живший во время расцвета немецкой классической философии и формированиянационального самосознания, композитор, наравне с современниками в своихлитературных произведениях отображал политические и социальные проблемы. Изложенныена бумаге идеи часто шли в разрез с бытующими тогда мнениями. Вагнеровскийнигилизм вызвал неоднозначную реакцию у современников, а в оценках потомковможно отметить непрекращающиеся споры о его положительном и отрицательном влияниина мировоззрение новейшей истории.
1. Неоднозначность критики о Рихарде Вагнере
На первыйвзгляд Рихард Вагнер может показаться типичным представителем той влиятельнойчасти немецкой буржуазии, которая после освободительных порывов, недоведеннойдо конца революции 1848 год, а вскоре рассталась с прогрессивными взглядами иобрела отечество в уже объединенной Германии, но под властью все тех, же капиталистови юнкеров.
Вдоказательство противоречивости мировоззрения Рихарда Вагнера в популярнойкритической литературе часто приводится, в качестве примера, неоднозначностьего жизненного пути.
К примеру, живаясимпатия 17 летнего композитора к парижским революционерам и активное участие вдрезденском восстании, нисколько не помешали, спустя некоторое время, дружбе скоролем Людвигом II. В стороне не остается и большое количество писем, а так жеработ, посвященных осуждению немецкой нации, когда несколько позже композиторпересмотрит свои взгляды и в его творчестве возымеет место прославление только,что провозглашенной Германской империи. И наконец, радужный прием на первомБайретском фестивале бывшего «картечного принца» Вильгельма, что конечно неподдается объяснению после активной борьбы с ненавистным композиторуполитическим строем. Сегодня не меньшего внимания удостаиваются обвиненияВагнера в антисемитизме, что ярко отображено в «Парсифале», после высокихидеалов «Кольца Нибелунгов».
Поверхностныйосмотр биографии Рихарда Вагнера, субъективно истолкованный буржуазнымиисследователями, во многих общедоступных работах, лишь мешает в полной мереоценить гений великого немецкого композитора.
По моему глубокомуубеждению, для более правильного понимания фигуры Рихарда Вагнера в музыке имировой истории необходимо пользоваться критикой разных авторов, желательнодаже представителей разных стран, ни в коем случае не ограничивая себя однойконкретной работой. Но прежде, для того, чтобы яснее понять художника лучшеобратиться к нему самому — в письмах, мемуарах и литературной деятельности.
Для более глубокого анализалитературно-критической деятельности Рихарда Вагнера стоит обозначить некоторыесобытия в его жизни: начиная с революции 1848 года и заканчивая постановкой«Парсифаля», параллельно называя личностей, которые в той или иной степени повлиялина духовную эволюцию гениального немецкого композитора.
2. Статья«Опера и драма» как результат революционных идей композитора
В своем стремленииравняться на великие образцы немецкой культуры эпохи Просвещения и классицизма,нести их идеи в 19 век Рихард Вагнер, молодой капельмейстер саксонского двора вДрездене, уже оказался в конфликте с социальными условиями предмартовской эпохи(времен революции). Контракт, подписанный им, был пожизненным, а положениевнешне блестящим, но это не ввело его в заблуждение относительно чудовищныхпротиворечий тогдашних общественных порядков, напротив, позволило понять их ещеглубже.
«Размышляя овозможности коренного изменения театрального строя, я невольно наткнулся намысль о совершенной непригодности политических и социальных условий современнойжизни, ибо они могут создать только официальное театральное искусство.Рассматривая данный вопрос со своей, артистической, точки зрения о перевороте,в области театра, я дошел до признания необходимости революции 48-го года»-писал Рихард Вагнер в «Обращении к друзьям». И уже в этих словах вполнеоднозначно слышны интонации будущих произведений таких как «Искусство иРеволюция», а так же «Опера и драма». Он хотел превратить театр из развлекательногоучреждения аристократии и состоятельной буржуазии в инструмент духовного икультурного воспитания и обогащения всего народа. Однако единственно возможнымпутем осуществления такой идеи было предоставление реальной свободы и равенствавсем людям, за счет упразднения существующих дворянских привилегий и властиденег. В то же время Вагнер в статье «Как относятся республиканские стремленияк королевской Власти?» счел необходимым грубо отмежеваться от коммунизма ивполне серьезно предаться иллюзии, будто короля саксонского Фридриха Августа IIможновынудить петициями пойти на столь далеко идущие изменения. Лишь кровавоеподавление восстания в Дрездене и преследование его участников заставили понятьВагнера, что только новая социальная революция может привести к желаемымпеременам. Литературные произведения, созданные композитором до 1848 года,отражают его этапы развития в этот период.
Во времяреволюции Рихард Вагнер довольно ярко проявил себя как публицист в тайном сообществе«Молодая Германия». Юного композитора увлекли идеи тайного общества противидеализации средневековья и католической мистики в творчестве некоторыхнемецких романтиков. Композитор был не только наблюдателем, но и активнымучастником революционного движения. Интересным является факт составленияпрокламации, обращенной к саксонской армии и направленной против прусскихвойск, вызванных для подавления революции. Автор лично расклеивал свои работына улицах Дрездена, баррикадах и раздавал своим единомышленникам. Вдохновениеон черпал из идей трансцендентального идеализма Людвига Фейербаха, аполитические убеждения находились под влиянием русского анархиста МихаилаАлександровича Бакунина и Августа Рекеля.
«Меняинтересовал не сам момент политического и социального переворота, а тот строй жизни,в котором мои проекты, относящиеся к искусству, могли бы найти осуществление»- писалВагнер в мемуарах. [4; 98] Именно в этих словах можно определить личностноеотношение композитора к революции в целом и обусловить резкий перелом всоциально-политических, и философских взглядах после поражения революции.
Литературно-критическаядеятельность Рихарда Вагнера подразумевала собой смелые воплощения в музыке.«Как композитор- реформатор, он создал общее произведение двух искусств,произведение призрачное и не имеющее будущности, но давшее примеры приемовтворчества, которые могут быть применяемы в музыке вокально-инструментальной идраматически-сценической»- писал о Вагнере Римский Корсаков.
В опере тетралогии, аименно «Кольце Нибелунгов», ставшей кульминацией всего творчества композитора, онхотел «представить значение революции в самом благороднейшем ее смысле». Раскрытьнесправедливость действующего политического режима и призвать людей бороться засвою свободу.
Тетралогия не моглабыть воплощена в жизнь средствами старых форм, скупых выразительных средств инедостатка в качественном исполнении — это Вагнер как никто чувствовал ипытался донести до всех остальных. «Опера и Драма» стает своеобразнымпутеводителем в мире идей композитора и дает ответы на этот и многие другиевопросы.
«Всякое явление растети развивается в силу потребности своего существования, в силу потребности своейприроды. В сущности музыкального искусства лежала цель достижения самойразнообразной и вполне точной выразительности, чего бы оно конечно никогда недостигло без соединения с поэзией». Опираясь на одну из общеизвестныхмузыкальных аксиом, делая акцент на том, что музыкальное искусство обязаносвоими формами песне, танцу и маршу, Рихард Вагнер называет всю музыку лишьчастью синтетического жанра, но не оперы, что, по мнению композитора уже изжиласебя, а музыкальной драмы.
«Когда музыке даливозможность самостоятельно выражаться, оказалось, что на это она абсолютно неспособна. Потому как будучи чистым органом выражения, она не может представлятьсобой выражаемый предмет»- из чего следует, что музыку, как отдельный видискусства, Вагнер не воспринимал вообще. Возможно, именно эта точка зрениястала причиной отсутствия в творчестве композитора достойной общественноговнимания инструментальной музыки. Достаточно вспомнить печально известнуюувертюру B-durкоторую сам же автор назовет «Вершиной своей музыкальной бестолковости», а врамках более скромных жанров творческая индивидуальность будущего гениясказывается лишь в отдельных гармонических оборотах.
В рамках работы «Операи драма» всю оперную музыку Вагнер разделяет на серьезную и легкомысленную, чтоникак не связано с содержанием произведений, но четко определяет личностноеотношение современников. Более подробному изучению композитор представляетпервое направление, в котором на уровне общей характеристики жанра оперыопределяет первую причину невозможности ее дальнейшего существования. «Основаниемоперы, как нам уже известно, была и остается ария. Та самая народная песнякоторая исполняется певцами в знатном обществе, с целью демонстрации своего вокальногомастерства » — одно из основных положений оперной реформы Рихарда Вагнерастанет перерастание отдельных законченных номеров, в большие драматическиесцены, непосредственно переходящие одна в другую, превращение оперной арии вмонолог или рассказ, а дуэта- в диалог, повышение роли ансамблей и хоров.
«Опера и драма» тесносвязана с многими другими работами композитора. К примеру, неразрешенный вопросеще со времен Христофа Вилибальда Глюка касающийся диктатуры оперных солистовподымается в ранней, сравнительно небольшой, статье «Виртуоз и художник», апроблема «Творца и общества» довольно ярко отображена в одной из первых статейкомпозитора. Но все же свой истинный размах не только приведенные выше, а имногие другие темы получили в «Опере и драме».
В некоторыхрассмотренных мной работах, а так же на интернет ресурсах, многие замечания иосуждения со стороны Вагнера называют беспочвенными. От того появляютсясомнения, что «Опера и драма» на равнее со всеми остальными статьямикомпозитора, создавалась лишь с целью привлечения внимания к своему оперномутворчеству. Желающих подтвердить эту теорию найдется не меньше чем тех, ктозахочет это опровергнуть. Критики и музыковеды на страницах журналов, имноготомников не раз подымали и подымают этот вопрос. Но теории между темостаются лишь теориями.
Музыка для Вагнераявлялась миром мистических возвышенных чудес и применение, каких бы то ни было правил,по его мнению, только уродовало ее. Беда музыки- это ее привязанность кпотребителю, к человеку которого интересует лишь внешний фактор и с этим Вагнерникак не мог смириться.
«По прихотливымтребованиям знатных людей, искавших разнообразия в развлечениях к драматическойкантате был присоединен балет»
При таком нагромождениифакторов лишенных всякой внутренней связи естественно явилась задача связатьвсе эти беспорядочно нагроможденные виды искусства хоть как-нибудь внешне.Таким образом, замысел драмы потерялся в череде необходимостей.
«Столь прославленнаяреволюция Глюка, которую многие малоосведомленные люди считали полнымизменением принятого до тех пор взгляда на оперу. Придавая своим ариям наравнес виртуозностью оттенок необходимой искренности Христов Вилибальд Глюк былдалеко не первым, кто писал чувственную музыку и певцы его далеко не первымипевцами, выразительно ее исполнявшими».
«Удачно давший отпорнеуместному холодному кокетству исполнителя-виртуоза, Глюк не сделал никакихшагов в плане организации оперы.» [1; 275]
К сожалению, в своихсуждениях Вагнер был прав, ведь в отношениях поэта с композитором не произошлони малейшего изменения: скорее отношение к нему стало еще более диктаторским.
Впрочем, Вагнер не видитв том вины композиторов, а все больше признает ошибки писателей добровольнопредоставивших диктатуру своему покровителю.
Исходя из мыслейРихарда Вагнера, сам себя поставивший в ничтожные условия поэт, стал бездумноштамповать безликие оболочки полные демагогических размышлений, идущих по однойлинии однобокого и далеко не всегда оригинального сюжета. Музыкант в своюочередь наполнял эти творения своей «крайне драматичной» музыкой. Разрешая всвоей статье вечный вопрос о том, что же важнее в опере драма или музыка,Вагнер склоняется к тому, что без хорошей литературной основы ее музыкальноевоплощение абсолютно бессмысленно. Либретто для своих опер Рихард Вагнер писаллично, считая это занятие собственным долгом. Один из наиболее широко известныхрусских писателей и мыслителей Лев Николаевич Толстой, как известно, оченьлюбил музыку. По свидетельству композитора Сергея Ивановича Танеева, великийписатель играл на фортепиано и даже пробовал сочинять. Естественно, что вбытность Танеева в Ясной Поляне часто устраивались музыкальные вечера. О нихдают представление записи в дневнике Танеева. Вот одна из них.1895 год. 7августа. Танеев играет отрывки из оперы Вагнера «Валькирия».«Многим они чрезвычайно понравились. Лев же Николаевич воскликнул:»Какая гадость!" и начал порицать Вагнера, говорил, что у негоудивительная бедность мысли, что это бессодержательно, что в последних сонатахБетховена. Например, он слышит, что есть места трудные для понимания, а уВагнера всё время ясно, что всё это бессодержательно." Лев Николаевичпопросил Танеева, чтобы изгладить тяжкое впечатление, произведённое на негоВагнером, сыграть фа-диез-мажорный полонез Шопена. В своей статье «О том, чтоназывают искусством» Лев Николаевич Толстой довольно резко высказался в сторонуРихарда Вагнера.
«Из всех известных мнемне нродных эпосов самый непоэтический, неинтересный и грубый- это Нибелунги.Эту-то непоэтическую и грубую поэму бездарный и претензионный сочинитель Вагнерпеределал по-своему для своих музыкальных целей и вложил в ее туманную искучную немецкую квазифилософскую закваску. Потом на всю эту искусственнуюисторию придумал, именно придумал, не музыку, а звуки, напоминающие музыку иэту-то историю в драматической форме, выкрикивая неестественными звукамистранные фразы, представляли наряженные люди». [7]
На удивление лояльно РихардВагнер отнесся к фигуре Вольфганга Амадея Моцарта в рамках оперной музыки. Возможнопотому, что его гениальный соотечественник не провозглашал никаких реформ, но отобразилвсе свои идеи в музыке.
«Он настолько былмузыкантом и только музыкантом, что при одном взгляде на него нам станеточевидным и убедительно понятным единственно верное, настоящее отношениемузыканта к поэту. Все наиболее важное и решающее для музыки было сделано имнесомненно в опере- в опере на образование которой он не чуть не собиралсявлиять властью какого-нибудь поэта, но в которой сделал все, что можно былосделать чисто музыкальными средствами». Идя по стопам Моцарта, Вагнер увеличитьроль оркестра в опере, значительно развив оркестровую партию, что со временемспособствует появлению «лейтмотивной системы». Лейтмотивами наделяются нетолько герои опер и их страсти (любовь, гнев, страдание, проклятие), но инеодушевленные предметы (меч, золото, шлем), а так же стихии- силы природы(огонь, гроза, радуга). К таким моментам, в частности, относятся известныесимфонические эпизоды из тетралогии «Кольцо Нибелунга»- «Полет Валькирии»,«Прощание Вотана и заклинание огня», «Шелест леса», «Похоронный марш».
В свое время гениальныйрусский композитор Петр Ильич Чайковский, побывав на постановке «КольцаНибелунгов» в Байрете написал для для нью-йоркской газеты «Морнинг Джернал»,небольшую заметку. Где дал оценку творчеству Рихарда Вагнера и обобщилвысказывания русской передовой музыкально- критической мысли.
«Должен предупредитьих, что вижу в этом вопросе две стороны. Первая — Вагнер и положение, котороеон занимает среди композиторов XIX столетия; и вторая — вагнеризм. Можно сразуувидеть, что, восхищаясь композитором, я питаю мало симпатии к тому, чтоявляется культом вагнеровских теорий. Как композитор, Вагнер несомненно одна изсамых замечательных личностей во второй половине этого столетия, и его влияниена музыку огромно. Он был одарен большой силой музыкального воображения, оноткрыл новые формы своего искусства; он нашел пути, неизвестные до него; онбыл, можно сказать, гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом,Бетховеном, Шубертом и Шуманом. Но, по моему глубокому и твердому убеждению, онбыл гением, следовавшим по ложному пути… Все, что нас восхищает в Вагнере,принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки. Большое и глубокоевпечатление в его музыке оставляет мастерская Увертюра, в которой он рисуетдоктора Фауста, Вступление к «Лоэнгрину», в котором небесные страны Граалявдохновили его на создание нескольких прекраснейших страниц в современноймузыке. «Полет валькирий», «Похоронный марш Зигфрида», голубые волны Рейна в«Золоте Рейна» — разве все это не симфоническая музыка по своему существу? ВТрилогии и в «Парсифале» Вагнер не заботится о певцах. В этих прекрасных ивеличественных симфониях они играют роль инструментов, входящих в составоркестра.»
В рамках собственнойоперной реформы альтернативой действующему театру Рихард Вагнер предложил свой.Внем было нечто особое, неактуальное даже для своей эпохи. Сформировавшись впору расцвета мелодрамы, когда консолидировались вокальные, музыкальные исценические достижения этого жанра, Вагнер вновь предложил концепцию глобальнойдрамы с абсолютным превосходством легендарного, сказочного элемента, что былоравносильно возврату к мифологическому и декоративному театру барокко, на сейраз обогащённому мощным оркестром и вокальной частью без прикрас, ноориентированному в том же направлении, что и театр XVII и начала XVIII века.Томления и подвиги персонажей этого театра, окружающая их сказочная обстановкаи великолепный аристократизм находили в лице Рихарда Вагнера убеждённого,красноречивого, блистательного приверженца. И проповеднический тон, иритуальные элементы его опер восходят к театру барокко, в котором ораториальныепроповеди и демонстрирующие виртуозность обширные оперные построения оспаривалипристрастия публики. С этим последним направлением легко связать легендарнуюсредневековую героико-христианскую тематику, крупнейшим певцом которой вмузыкальном театре был, безусловно, Рихард Вагнер. Здесь и в ряде другихмоментов, на которые я уже указал, он, естественно, имел предшественников вэпоху романтизма. Но в старые модели Вагнер влил свежую кровь, наполнил ихэнергией и одновременно печалью, невиданными до тех пор, разве что внесравненно более слабых предвосхищениях: он привнёс жажду и муки свободы,свойственные Европе XIX века, в сочетании с сомнением в её достижимости. В этомсмысле вагнеровские легенды становятся актуальной для нас вестью.
3. Послереволюционноевремя. Влияние Шопенгауэра
На пути развития РихардаВагнера нельзя оставить в стороне труд Артура Шопенгауэра «Мир как воля ипредставление». В отличии от идей трансцендентального идеализма Фейербаха философияШопенгауэра была для Вагнера «самой ясной из философских систем». Придерживаясьидей Артура Шопенгауэра на протяжении всей своей последующей жизни, РихардВагнер так и не смог принять одного следствия его философии- отрицание воли кжизни. И когда философ с существующими порядками был полностью согласен, токомпозитору хотелось менять людей ежеминутно. Преодолев охватывающий его поройглубокий пессимизм, Вагнер остававшийся художником с непреклонной волей к жизнипозже внес серьезные поправки в философию Шопенгауэра. Если второй считал, что«акт благодаря которому утверждается воля и рождается человек», — это действие«которого в глубине души стыдятся все», то Вагнер пришел к пониманию того, чтоименно через любовь воля достигает полнейшего умиротворения, причем «неабстрактное человеколюбие, а реальная любовь возникающая на почве половойлюбви, от взаимной склонности мужчины к женщине». Так великий немецкийкомпозитор вернулся к мысли сложившейся у него еще при Фейербахе. В итогеВагнер в своих письмах признался, что лучшая философия это не иметь вообщеникакой философии.
В дальнейшем не разВагнер будет испытывать потребность оговаривать, а также вносить поправки видеи Шопенгауэра, но не вступая в открытый конфликт, а делая это сисключительной аккуратностью. Соединяя элементы фейербаховской этики любви сэлементами философии Шопенгауэра- конечно, предельно субъективно,- Вагнер смогпреодолеть эту колоссальных размеров и невероятной мощи волну пессимизма.
В значительной степенипессимистические настроения Шопенгауэра были отображены в «Кольце Нибелунгов».Однако в конце тетралогии умирают лишь боги, вместе с ними гибнут и все герои«Кольца», но не все человечество. Искупление любовью Людвига Фейербаха все жевзяло верх над упадническими настроениями Артура Шопенгауэра.
Путь великого немецкогокомпозитора соприкоснулся и со столь значимой для XXвекафигурой как Фридрих Ницше. С той минуты, когда клавир «Тристана»появился на пюпитре ницшевского рояля, философ аттестует себя как«вагнерианца».
Закономерность встречиНицше с Вагнером была обусловлена внутренней эволюцией самого философа. Однако позитивный результат их дружбы, не исключил ивозможных драматических последствий. Все более тугое затягиваниефилософско-музыкального узла грозило разрывом. В области литературы далеко неслабым эхом этой ссоры отзвучал «Казус Вагнера» Фридриха Ницше. В свою очередьпозицию Рихарда Вагнера можно определить из его переписки с философом. ПроизведенияНицше в момент отрешения от идей Вагнера, а так же философии Шопенгауэра,похожи на исповедь перед самим собой. Автор критикует деятельность Вагнера, номежду тем его терзают сомнения — правильный ли он избрал путь? Из чего следует,что влияние оказанное Вагнером на Фридриха Ницше, за период их недолгой дружбы,было более чем значительным.
Возвращаясь к влияниюШопенгауэра на великого композитора, а так же отказа от идеалов революции.Хотелось бы заметить, что многие критики слишком однобоко оцениваютпроизведения Рихарда Вагнера. К примеру, вопреки многим утверждениям «Тристан иИзольда» далека от идеи Шопенгауэра. И все так же не черный флаг реет над ним,а любовь торжествует свою победу над жизнью и смертью.
В опере есть двеобразные сферы, на которых Вагнер делает акцент.
— это день- символсуществующего порядка и ночь- символ порядка желаемого, а в этих более чемнедвусмысленных символах еще слышны за одиннадцать лет не угасшие революционныепорывы.
4. Социальноенеравенство в рамках работы «Творец и общество»
Все литературные работыРихарда Вагнера в большей или меньшей степени вызывали резонанс в обществе иразговоры о них не утихают по сегодняшний день. Как и все романтики, он былактивным борцом с рутиной, но в своей борьбе он как никто другой впадал вкрайности. Готовый обвинять всех и каждого, композитор призывал изменять нетолько музыку, а все искусство целиком, вместе с ним страну и целый мир.
«Сколькоусилий, волнений, сколько разочарований нужно пережить пока наконец добьешьсявозможности принести в жертву свое искусство !»
Осознать на сколькотяжелым было положение художника почти два столетия назад помогает хотя быколичество написанных в то время работ. Тему «обывателей музыкального искусства»в свои трудах рассматривали Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Роберт Шуман, дасобственно каждый думающий человек того времени без преувеличения мог сказатьчто творец влачил жалкое существование, без всякой надежды на улучшение своегоположения.
Данная проблема необошла стороной и Рихарда Вагнера. В своих литературных работах он немаловнимания уделил темам публики и художника, творца и исполнителя, причемрассмотрев этот вопрос с разных позиций. В основу его работы были положеныличные наблюдения, и если в небольших его трудах, перед читателем ставится рядпроблем, то в более крупных, таких как «Опера и драма» предлагается ихвозможное решение.
«Какие уловки, какиеинтриги приходится пускать в ход добрую половину своей жизни, чтобы насильно,помимо воли самой публики исполнить то, чего ей никогда не понять.
Конечно, проще всегопризнать, что все дело в неудержимом стремлении гения, не считаясь ни с чем,раскрыть себя людям: во всю силу звучит в тебе музыка, так пусть же и длядругих она тоже зазвучит во всю силу! Утверждают даже, что «долг» гениальногохудожника дарить наслаждение людям. Кто возложил на него этот долг, одномуГосподу Богу известно.
Но гений меньше всегоосознает, что таков его долг и я думаю в стремлении выступить перед публикой имдвижет далеко не самое высокое чувство, опять, же не до конца им осознанное.»
Музыкант по опытузнает, что идет в бездарную среду и поэтому даже величайший художник обречен напренебрежительное к нему отношение до тех пор, пока сам он не примет обликбездарности. Разве публика не отвернется от гения, если он предстанет перед нейво всей своей божественной наготе, таким, какой он есть?
«Разве может чувстводолга, требовать от мужчины чтобы он принес в жертву свою честь, а от женщины,чтобы она принесла в жертву свою стыдливость? Наоборот, ради них они должны, вслучае необходимости отказаться от всего личного благополучия. Долг генияоставаться самим собой и если потерпит урон его внутренняя сущность, котораявключает в себя и честь, и стыдливость в высшем понимании этих слов, то он негений, уже не гений.
А кто возложит на себябремя этих страданий из чувства долга, то не писанные эти обязанностипроистекают совсем из другого источника. Хлеб насущный, содержание семьи — воткакие им движут силы. Убедительны они для поденщика, для ремесленника, но недля гения.» [1; 65]
Скованный рамкамисвоего социального положения художник едва ли осилит половину своих планов.
5. «Государство ирелигия». Идея всемирного братства и равенства
Во время островспыхнувшей нужды Вагнера в денежных средствах, которая никуда не исчезала, апо жизни преследовала молодого композитора, ему помог Людвиг II.Восемнадцатилетний баварский король был полон впечатлений от очаровавшего его«Лоэнгрина» и от текста «Кольца Нибелунгов». Людвиг решил сделать все возможное,чтобы помочь Вагнеру осуществить его широкие замыслы. Лишенный реального знанияжизни и политического опыта, король пребывал в абстрактных идеалах и фантазиях.Называл Рихарда Вагнера своим лучшим воспитателем и единственным источникомрадости в его жизни. Король оплатил все долги композитора и заключил договор на30 тысяч гульденов, чтобы помочь композитору как можно скорее завершитьтетралогию.
Однако если с королемотношения были более чем дружеские, то с окружением монарха возникли проблемы. Придворнаякамарилья, наверное, терпела бы Вагнера, если бы он отвлекал короля от делуправления государством и сам оставался в тени, но по просьбе Людвига IIкомпозиторпишет трактат «О государстве и религии» в котором изложил все свои взгляды наположение в стране за время прошедшее после революции 1848 года.
«Когда религиястановится искусственной, тогда искусство призвано спасти саму суть религии.Познание мифических символов, которые церковники трактуют как единственноверные, лишая подлинного смысла и придавая им свои, едва ли относящиеся к вере истины».[3; 55]
Разумеется, опиравшийсяна мысли и идеи Фейербаха, и Шопенгауэра композитор дал далеко не лестнуюоценку действиям правящих кругов, что в свою очередь не могло не повлиять наотношения к ним короля. Такую позицию Вагнер высказал из внутренней жаждысправедливости, повторив тем самым ошибки своей молодости.
Путь Вагнера был непрост, после опубликования трактата, в мюнхенской прессе была развернута широкаякомпания травли и клеветы, цель которой заключалась в том, чтобы разжечьвсеобщую ненависть к композитору.
Когда король подилетантски плохо, но все же пытался воплотить идеи и замыслы Рихарда Вагнера вжизнь- это вызывало еще большие демагогические походы со стороны буржуазногообщества. Даже когда обстановка вышла из под контроля монарха, Людвиг IIнеоставил своего духовного наставника на произвол судьбы.
В 1866 году особенновозросла угроза войны, Австрия и Пруссия боролись за право господства надГерманией.
Великий композитор былдуалистом и постоянно жил не только в конфликте с обществом, где у негонаходились единомышленники, а и в вечных разногласиях с самим собой, в которыхподдержки ждать было не от кого. В тяжелое время не только для Рихарда Вагнера,но и для его страны когда король ждал совета и помощи своего наставника, композитора делили немец, с которым он безустанно боролся всю свою жизнь, иборец за независимость своей родины. Мечту о воссоединении великой Германии вто время лелеяла половина «думающих» немцев. Такая идея не могла не захватить Вагнера.Однако вопрос — кто займет главенство над народом Германии, Австрия или Пруссия?Игнорировать было нельзя, поставленный ребром, он не давал возможности уйти отгорячих споров.
Рихард Вагнер вновьразработал для короля новую политическую программу. Он во что бы то не стало,хотел предотвратить войну и воспрепятствовать влиянию французского императораНаполеона III,на небольшие немецкие государства. Композитор вновь предался иллюзиям, уверовав,в то, что Бавария в силах возглавить немецкий народ путем мирных переговоров сАвстрией и Пруссией. Но к сожалению и в данной ситуации Людвиг IIпроявил беспомощным и неумелым, позволив Баварии увязнуть в военном конфликтеон потерял доверие своих подданных, а также расположение Рихарда Вагнера. Ужевосемь недель спустя Вагнер пишет Августу Реккелю с горькой иронией: «Мой друг!Если ты еще согласен заниматься политикой- держись стороны Бисмарка и Пруссии.Бог свидетель я не знаю иного выхода… Германия не сможет стать централизованнымгосударством, и пруссаки это первыми поймут… Прогнав иезуитов, разбив Австрию-а это значит и Рим, и церковь, они спасут нас всех. Благословим их!». [3; 57]
После поражения Австриии союзных баварских войск Вагнер в последний раз попытался убедить Людвига IIизменить политику, однако результатов не последовало. Все шаги навстречу королюобернулись крахом. Статья Рихарда Вагнера «Немецкое искусство и немецкаяполитика» была пресечена мюнхенской реакцией. Со всей остротой композиторкритиковал немецких государей: «Нет во всей истории примера более чернойнеблагодарности, нежели предательство самого духа, своего народа, совершенноенашими «владыками»- потребуется не одно благородное, жертвенное деяния с ихстороны, чтобы искупить свою вину.»
Упадку Германии Вагнерпротивопоставил великие достижения ее классиков, прежде всего это Гете, Шиллер,Бах и Бетховен. Он обличал падение искусства в Германии и клеймил позоромгосударей подвергших унижению деятелей немецкой культуры.
Вагнер окончательноубедился, что Людвиг IIне способеноправдать возлагавшихся на него надежд. Однако не меньшее разочарование постиглои монарха. Вагнер был гениальным композитором, однако, очень сложным человеком.Некоторые критики считают, что причиной холодности их отношений сталанеразделенная любовь Людвига IIкРихарду Вагнеру, но подтверждающих эту теорию фактов нет, и все больше она наталкиваетсяна осуждения со стороны поклонников композитора. Благо, что этот не слишкомдолгий союз не прошел бесследно. Вагнеру удалось, с помощью короля Людвига Баварского,построить свой театр, тот о котором он мечтал, о котором писал в «Опере идраме».
Не осуществилась мечтаВагнера о справедливом искусстве, независимом от власти денег и положении в обществе.Но остались его музыкальные и литературные произведения. Его идеи вечной любвив «Тристане и Изольде», великой справедливости в «Кольце Нибелунгов», равенстваи братства в «Парсифале».
Заключение
Художественноетворчество — загадочный процесс. Понимание внутреннего мира композитора РихардаВагнера возможно путем детального анализа не только музыкальных произведений,но и его общественной, литературной деятельности. Гений почти всегда обладаетопределенным набором высоких достоинств, позволяющих ему создать нечто новое инеобычное, отрицающее предыдущий человеческий опыт.
Вагнер активно работалкак литератор, что позволило ему разносторонне оценить происходящее, расставитьволнующие акценты в музыкальных произведениях и вызвать общественный интерес.На его примере мы видим, что художник активно участвующий в жизнисовременников, становится ярким ориентиром и эстетическим проводником длямногих поколений. Вагнеровская музыка стала фоном для новейшей истории германиии Европы в XIXиXX ст.
Библиография
1. Р. Вагнер Избранные статьи. – М.:Искусство, 1978. – стр. 694
2. В. Верфель Верди Роман оперы. – М.:Музыка, 1991. – стр. 316
3. В. Вольф Рихард Вагнер. – М.:Музыка, 1987. – стр. 228
4. Б. Левик Рихард Вагнер. – М.: Музыка,1978. – стр. 446
5. А.Ф. Лосев Исторический смыслэстетического мировоззрения Рихарда Вагнера. – М.: Искусство, 1978. – стр. 47
6. Т.Э. Цытович Рихард Вагнер Статьи иматериалы. – М.: Музыка, 1974. – стр. 198
7. feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/t37/t372060-.htm
8. www.nietzsche.ru/read-27.php
9. www.forumklassika.ru/