Реферат по предмету "Философия"


Религиозное учение и этика Канта

Введение
познаниекант религиозный учение
К середине XVIII векацентр философского творчества в Европе перемещается в Германию (до этого,вплоть до середины столетия, в культурной жизни Запада лидировали Франция иАнглия). Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставаласьпо-прежнему страной крайне отсталой, раздробленной, она вышла на передовыерубежи в развитии духовной культуры – в философии и искусстве.
В философии особенноплодоносным было столетие 1750–1850 гг. Это и есть время, когда твориласьклассическая немецкая философия. Основоположником ее был Иммануил Кант (1724–1804).
Центральной фигурой вразвитии новоевропейской философии конца XVIII – начала XIX в. безусловно является немецкий философ Кант. Более того,имеет смысл и встречающееся деление всей истории европейской философии надокантовскую и отражает тот действительный сдвиг, который произвело еготворчество
Философия Канта очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе Кенигсберге (ныне г. Калининград), а научная деятельность – в Кенигсбергском университете, где он прошел путь от студента доректора. Первые научные работы Канта относятся к 1746 году, последние были написаны незадолго до смерти. Весь этот почти 60-летний творческий путь биографы Канта делят на два периода: до и после 1770 года. Первый из них принято называть «докритическим», второй – «критическим».

Религиозноеучение
Религиозное учение о назначение человекапокоится на вере в действительное существованиеБога. Однако все попытки доказать это утверждение терпят крах. Натуралистический же взгляд на человека, опирающийся на науку, на опыт, уничтожает саму проблему. Наукарассматривает мир как пребывающий в пространстве и времени. С этой точки зрения, все, что находится в пространстве и времени, подчинено принципу необходимости, исключающему свободу. Если же свободы нет, то человек – не больше чем автомат, разговор о возможности выбора имжизненного пути не имеет смысла. Однако натуралистическому воззрению на человека противостоитпростой факт ощущения собственной свободы. Совершив какой-либо поступок, человек чувствует себяответственным за него, т. е считает, что поступил по своей воле, без принуждения – свободно.
Кант наталкивается на то, что в метафизической космологии можно одинаково строго обосновать два взаимоисключающих положения – космологические антиномии. Обнаружение последних заставило его, как он сам вспоминал в конце жизни, поставить вопрос о возможности метафизики быть наукой и предпринять критическоеисследование наших познавательныхспосібностей По Канту, наш непосредственный контакт с миром осуществляется через акт созерцания. В созерцании можно выделитьсодержание И форму. Содержание созерцания – ощущения – являются результатом действия на нашу способность восприятия чего-то, находящегося за ее пределами чувственногосозерцания. Для обычного человека, его сознание пространство и время вполне реальны, человек не может жить, не считаясь с пространственными и временными отношениями

Теорияпознания
Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Исходная посылка на первый взгляд, формулируется материалистически: признается существование внешнего предметного мира (так называемыхвещей-в-себе», воздействующих на наши органы чувств и порождающих наглядные представления). Предмет эмпирического наглядного представления – это явление; в нем две стороны: 1) его материя, или содержание, которая дается в опыте, и 2) форма, приводящая этиощущения в определенный порядок.Форма – априорна, от опыта не зависит, Т. е. Наховдитя в нашей душе дои независимо от всякого опыта.
Рассудок – это вторая ступень познания. (Первая чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания – категории. Они присущи рассудку изначально. Многообразие явлений накладывается на сеть времени мы ничегопознать не можем. Но именно поэтому категорий, которые придают нашему знанию уже неэмпирически-случайный, а всеобщий, необходимый, Т. е, научный, характер. Научное знание есть знание категориальное. Это верно, но дальше Кант рассуждает уже как субъективный идеалист; рассудок не открывает законы природы, а диктует природе их
Единство категорий и познавательная (синтетическая) способность их имеют своим источником, по Канту, не объективное атрансцендентальное единство самосознания
Сила рассудка – в его синтетической способности. Но эта способность у него не полная, не безграничная. Она ограничена пределами опыта, за эти границы рассудок выйти не может. Однако сам рассудок не знает своих собственныхграниц да и знать их не хочет! Он постоянно преступает этиграницы. стремится из мираявлений (на который только и распространяется егозаконодательная власть) проникнуть в мир вещей-в-себе. Но, покинув границы опыта (став, тем самым, уже не рассудком, а разумом), он попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными
Разум – это третья,высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой,непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно черезрассудок. Разум – высшая ступень познания, хотя во многом он «проигрывает»рассудку. Разум, покинув твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа– «да» или «нет» – ни на один из вопросов мировоззренческого уровня. Имеет лимир начало во времени и в пространстве или он бесконечен и вечен? Бессмертнаили смертна душа человека? Существует ли свобода воли или в мире нет никакойсвободы, а все совершается по закону естественней необходимости? Есть бог илинет бога?
 
Этика
Как и в теориипознания, в этике Кант тоже пытается отыскать априорные, сверхэмпирическиеоснования нравственности. Это должен быть всеобщий принцип (закон для всех) общийзакон нравственности возможен и необходим потому настаивает Кант, что в миреимеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшуюценность
Кант отклоняетрелигиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии. Напротив,религия должна определяться требованиями морали. Человек, другими словами, непотому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает какследствие из его нравственности. Но, так или иначе, мораль и вера открывают, поКанту, для человека вход в тот мир, который закрыт для науки. Кант прямозаявляет, что вынужден был ограничить место знанию, чтобы освободить его дляверы.
Нравственная воля,вера, желание – это особая способность человеческой души, существующая нарядусо способностью познания (но отличная от нее). Рассудок выводит нас к природе,разум (если не теоретический, то практический) – вводит во вневременной,трансцендентный мир свободы.
Мир природы – мирфеноменальный. Мир свободы – мир умопостигаемый (мир вещей-в-себе). Они так быи оставались несоприкасаемыми, чуждыми друг другу, если бы между областямиприроды и свободы не был переброшен «мост» – не выявлена была 6ы еще однаспособность души, равно возвышающаяся над первыми двумя и объединяющая их.Такой способностью является способность суждения (в эстетике – это суждениявкуса: суждения о прекрасном и возвышенном). Она глубочайшим образом связана соспособностью человека (данной ему культурой) испытывать чувство удовольствия отсоприкосновения с феноменом целесообразности мира – природного и сотворенногосамим человеком. Но последнее – сотворенная целесообразность – есть искусство.Ему принадлежит величайшая роль – увенчать культуру, преодолеть антиномиюявления и сущности, природы и свободы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экстерьер и конституция лошади
Реферат Психологические подходы к изучению теории личности и отношений
Реферат Развитие кремниевой микроэлектронной технологии
Реферат Управление финансами и капиталом предприятия
Реферат «Совет муниципальных образований Курской области» протокол заседания IV съезда Совета муниципальных образований Курской области
Реферат Раффельштеттенский таможенный устав
Реферат My Favorite Room Essay Research Paper My
Реферат Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии А.Н. Островского "Лес"
Реферат Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности
Реферат Анализ различных методов оценки статистических показателей при типическом отборе
Реферат Фискальная политика
Реферат Самодеятельные организации
Реферат The Great White Shark 2 Essay Research
Реферат Различные течения в исламе
Реферат Инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики Тюменской области