Реферат по предмету "Философия"


Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском

Министерство культуры РеспубликиБеларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственныйуниверситет культуры и искусств»
Кафедра философии
Контрольная работа потеме:
Ренессанс и Реформация вВеликом княжестве Литовском
Минск 2009

Введение
Философия и культураВеликого княжества Литовского эпохи Возрождения и Реформации вызывает неослабевающийинтерес у исследователей. Мы считаем, что это объясняется не только научнымицелями, но и огромным значением духовных ценностей этого периода для мировой иотечественной культуры. В общеисторическом аспекте эта проблема исследована иисследуется преимущественно в тематике соотношений эпох Возрождения иСредневековья. В связи с этим нужно отметить, что белорусские исследователи1960 – 1970-х годов в большинстве своём считали, что Беларусь пропустила этапевропейского Возрождения в его классических формах. В частности, учёные писалио возрожденческих тенденциях лишь в отдельных направлениях духовной жизни,главным образом в литературе, книгопечатании и архитектуре. В исследованииучёных 1980-х годов, а также в последних исследованиях В.М. Конона, С.А.Подокшина и других, сделаны выводы о существовании в Великом княжествеЛитовском 16 – начала 17 веков ренессансного гуманизма и соответствующихфилософии и культуры. Они рассматривается на фоне преобладающей средневековойили выделяются как самостоятельный этап духовного развития страны по аналогии сдругими европейскими странами, прошедшими эпоху Возрождения и Реформации.Спорят учёные и о глубине проникновения ренессансной культуры и философии вжизнь белорусского народа того времени, а также об особенностях этого периода всравнении с другими странами. Сегодня среди учёных преобладает мысль овариантности этого периода в рамках его однотипности.
Таким образом, мыпопытаемся рассмотреть многогранность Ренессанса и Реформации в Великомкняжестве Литовском, выявить основных философов и мыслителей этой эпохи.

Особенности Ренессансаи Реформации в Великом княжестве Литовском
 
Возрождение(или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной иЦентральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени [1, С.137] (14 –16 века), которая характеризовалась гуманистическим мировоззрением,подъёмом светской науки и искусства, становлением национального языка,литературы и национального самосознания [5, С. 61].
В 15-16 веках сложилисьпредпосылки для становления белорусской культуры Возрождения, среди которых –рост городов как центров ремесла, торговли и общественно-политическойдеятельности, шляхетское движение за «исправление» общества и государства,политическая стабилизация общества, формирование национального самосознания,расширение международных связей со странами Запада, гуманистическое иреформационное движение, развитие образования, появление книгопечатания,развитие искусства, развитие правовой теории и практики.
Рассмотрим особенностиэтого периода в Великом княжестве Литовском:
— связь ренессанснойидеологии, этических и эстетических идеалов с народным мировоззрением
— столкновение«восточной» и «западной» культурно-философских и религиозных традиций, чтообусловлено геополитическим положением Великого княжества Литовского
— патриотическая идемократическая направленность в трудах мыслителей эпохи Возрождения иРеформации
— религиознаянаправленность философии, «христианский» гуманизм
— свобода человекабольше, чем в западноевропейской мысли ограничивалась интересами общественногоблага
Хочется отметить такжетакую особенность, как тесная связь гуманизма с Реформацией.
Реформация– общественно-религиозное движение в Европе в 16 веке, направленное противкатолической церкви [6, С. 245]. Эта эпоха в Великом княжестве Литовском такженосила свои особенности.
Гуманизм в Великомкняжестве Литовском во многом идейно подготовил Реформацию, которая, в своюочередь оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской и общественно-политическоймысли. Возрождение разбудило общественную мысль страны и поставило во главуугла критичное пересмотрение извечных церковно-религиозных принципов итрадиций. Борьба низших классов против феодального строя также стала основойРеформации. Однако, представители высшего класса очень часто стремилисьиспользовать идеи Рефомации в своих корыстных целях и обогатиться за счётцерковных земельных фондов.
Можно выделить трипериода развития ренессансно-гуманистической и реформационной мысли Великогокняжества Литовского:
— эпоха раннегоВозрождения (начало 16 века – 1550-е годы). В результате развития городовскладывается убеждение о необходимости изменений духовной,социально-политической жизни общества, освоения культуры Западной Европы.
— эпоха Возрождения иРеформации (середина-конец 16 века). Это период реформационно-гуманистическогодвижения. Мы наблюдаем борьбу за городское самоуправление, Статуты 1566 и 1588,привилеи 1563 и 1568 годов, которые обусловили религиозную веротерпимость,возникновение новых религиозных течений, обновление социально-политическихвзглядов. Также усиливается интерес к наследию античности.
— эпоха позднегоВозрождения, Контрреформации и барокко (конец 16 – 17 века). Наблюдаетсяразочарование в ренессансных идеях. Философская культура перемещается в сторонусоциально-политических и этических проблем. Утверждается схоластическаяфилософия, вытесняющая ренессансно-гуманистическую культуру.
Таким образом, выявим ирассмотрим основных философов и мыслителей данной эпохи, их деятельность,философские взгляды и представления.
 
Идеи Франциска Скориныи Николая Гусовского
 
У истоков ренессанснойгуманистической мысли Великого княжества Литовского стоял выдающийсябелорусский мыслитель, основоположник славянского книгопечатания, переводчикБиблии доктор Франциск Скорина. Он одним из первых выступил скругом важных проблем своего времени. Так, он попытался разрешить проблемуинтерпретации Священного писания. Скорина был глубоко верующим человеком, аБиблию считал «богодухновенной» книгой [5, С 74]. Однако в его работах мы видимпопытку нетрадиционного, свободного истолкования ряда религиозно-философскихпроблем. Библию Скорина рассматривает в качестве универсального источникасветских знаний, энциклопедии естественных, исторических, философских иправовых наук, пособия для изучения грамматики, логики, музыки, арифметики,риторики и других наук. Не отрицая необходимости богознания, Скорина считал,что человек должен изучать также природу и общество.
Важное место в трудахмыслителя занимают вопросы этики. Скорина рассматривает человека в трёхизмерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этойконцепции лежит мысль о необходимости совершенствования человеческой природы.Скорина не отрицает также «плотских» ценностей, хотя признаёт авторитет«духовных» [5, С. 76]. В то же время он не противопоставляет эти два начала вчеловеке, а пытается отыскать способы их гармонического сосуществования.
Мыслитель утверждаетсамоценность человеческой жизни, земного бытия, не отвергая в то же время верыв потустороннюю жизнь. Скорина также выступает как национальный христианскийпросветитель. Важной моральной добродетелью человека в соответствии схристианской этикой он считает любовь. Причём принцип любви распространяется нетолько на христиан, но обращён «ко всякому человеку» [7, С 34].
Политический идеалСкорины – просвещённая, гуманная и сильная монархическая власть. Правитель, поего мнению, должен быть набожным, мудрым, образованным, доброжелательным исправедливым к своему народу, править страной в соответствии с законом. Скоринавообще придавал большое значение вопросам правового регулирования общественнойжизни. Он попытался также классифицировать право и показать закон как одну изоснов социальной гармонии.
В мировоззрении Скориныможно наблюдать попытку преодоления средневекового религиозного представления окрасоте как о проявлении божественного. Он стремится обнаружить прекрасное всамом человеке, так как красоту отождествляет с добром, человеколюбием,справедливостью и патриотизмом.
Таким образом,мировоззрение Франциска Скорины характеризуется широким диапазоном. Философскиевзгляды мыслителя характеризуются антропоцентризмом, расширением границдуховной свободы человека, демократизмом и патриотизмом. Его взгляды построенына основе единства этического, эстетического, нравственности, красоты и истины.Для Скорины также характерно стремление не к решительному разрыву сосредневековым мировоззрением, а к его реформированию, обновлению в соответствиис новыми ренессансно-гуманистическими установками и идеалами.
Становление мысли исамосознания периода Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовскомсвязано также с современником Франциска Скорины – Николаем Гусовским,прежде всего с его поэмой «Песнь о зубре». Зубр является у поэта символомродины и свободолюбивого, мужественно народа Великого княжества Литовского. Всвоём произведении Гусовский утверждал ряд важнейших ценностей для народа:веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, ценность природыродного края. Мыслитель с одобрением высказывается о природоохранномзаконодательстве великокняжеской власти и сам выступает в роли учёного-эколога,который обосновывает принципы бережного использования природных богатствстраны. Гусовский одним из первых поставил в философской мысли Великогокняжества Литовского проблему охраны и разумного использования природныхресурсов государства, а также экологического воспитания человека и общества.
Николая Гусовскогоотличает развитое государственно-политическое сознание. Он придавал большоезначение роли государственности в исторических судьбах народа. Это мы видим ввосхвалении им фигуры князя Витовта. Огромную роль в жизни отечества он такжеотводил культуре традиции. Это делает его мировоззрение во многом сходным сидеалами Франциска Скорины.
Учение Сымона Будного
 
Одним из самыхизвестных деятелей Возрождения и Реформации в Великом княжестве Литовскомвторой половины 16 века был Сымон Будный – мыслитель, гуманист ипросветитель, религиозный реформатор. Однако, в соответствии с духом временифилософские проблемы рассматривались мыслителем преимущественно в рамкахтеологии.
В 1562 году он издаётна белорусском языке «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед Богом» иряд других сочинений. В 1563 году обращается с письмом к известному теологуГенриху Буллингеру, в котором подвергает сомнению истинность христианскогодогмата единосущной Троицы [11, С. 147]. К середине 60-х годов Будныйстановится одним из идейных вождей радикального реформационного движения –антитринитаризма. Сторонники этого движения допускали свободное толкованиеСвященного писания. Наиболее фундаментально позиция Будного обоснована впредисловии и комментариях к Новому Завету и в сочинении «О главнейшихположениях христианской веры». Будный отверг Троицу и в качестве «надмировогоабсолюта» [5, С. 106] признал единого и единственного Бога. Бог – некаяпервооснова бытия, атрибутом которой является Дух как творящая сила. Такжемыслитель отвергал божественное происхождение Христа.
Важным моментом егомировоззрения являлась попытка критики библейских чудес, также ему было присущеотрицание загробного мира и бессмертия души. Отсюда вытекало, что основаниемнравственности человека должны является не страх перед наказанием и не надеждана райскую жизнь, а собственная природа человека, его разум, естественноестремление к добродетельной жизни. Будный считал, что критерием «религиознойистины» [5, С 107] является индивидуальный человеческий разум. Также философчасто отмечал, что человек не должен полагаться на веру, а обязан испытыватьвсё разумом и своим опытом. Большое значение Сымон Будный придавал праву насвободное выражение мнений, терпимости по отношению к своим оппонентам. Главныммоментом гносеологии Будного является признание человеческого разума важнейшимисточником познания. Основание разума – чувственный опыт человека.
Социально-политическиевзгляды Будного умеренно-гуманистические. Он признавал главные общественные игосударственные основы феодализма, частную собственность, сословное неравенство,феодальную зависимость крестьян.
Следует отметить, чторелигиозно-философские идеи Сымона Будного нашли своё продолжение и развитие видеологии социниан. Для социнианства (от имени основателя – Фауста Социна) былихарактерны рационалистическая критика религии, стремление преобразоватьрелигиозную доктрину в философскую. Согласно учения Социна, решающее значение вжизни человека имеют не столько религиозные взгляды, сколько нравственныепринципы. Последователями Социна на территории Великого княжества Литовскогобыли Ян Лициний-Намысловский, Юзеф Доманевский, Ян Крелль и другие.
Идеинационально-культурного самоопределения, свободы личности и государства
 
Помимо рассмотренныхвыше мыслителей, хотелось бы отметить и других деятелей реформационно-гуманистическогодвижения, которые часто ставили вопрос о сохранении и развитии отечественнойкультуры и национального языка, рассматривали проблему свободы личности игосударства. Одним из первых обратил внимание на проблему национальной культурыединомышленник Будного Василий Тяпинский. На свои собственныесредства он осуществил издание книг Евангелия, написав к ним предисловие, вкотором изложил свои взгляды просветителя-гуманиста. Тяпинский был глубокообеспокоен состоянием духовной культуры народа, отсутствием просвещения народном языке, полонизацией края. Выход из создавшейся ситуации Тяпинский виделв поддержке просвещения национальной культуры со стороны правящего класса,поднятии образовательного уровня духовенства, ведения богослужений на родномязыке, создании национальных школ.
На сохранениебелорусского языка в качестве государственного, его защиту от польскойэкспансии были направлены соответствующие статьи Статутов 1566 и 1588 годов. Вэтом большая заслуга Льва Сапеги, который в предисловии к Статутуотмечал, что народ Великого княжества Литовского имеет право говорить и писатьна своём родном языке. Благодаря Сапеге в 1581 году в княжестве появляетсяТрибунал Великого княжества Литовского. Трибунал рассматривал текущие делавоеводства, являлся апелляционной инстанцией. Следует отметить, что все актытрибунала писались на белорусском языке.
Также можно отметитьсоздание первых славянских грамматик. В 1596 году вышла «Грамматика словеньска»Мелетия Смотрицкого, в 1627 – «Лексикон славеноросский» ПамвыБерынды. Эти издания были популярны и за пределами белорусских земель.
В течение своеймноговековой истории Великому княжеству Литовскому приходилось неоднократноотстаивать свою независимость. Одним из убеждённых сторонников идеисуверенитета княжества эпохи Возрождения являлся Остафей Волович– крупный феодал, меценат-просветитель и государственный деятель. Выступаяодним из редакторов Статута 1566 года, он добился включения в его текст запретадля польских феодалов приобретать земли и занимать государственные должности вВеликом княжестве Литовском. Волович являлся видным деятелем реформационногодвижения, на его средства была создана Несвижская типография, опубликованынекоторые книги Сымона Будного.
Особое место вобщественно-философской мысли 16 века занимает «Хроника Польская, Литовская,Жмудская и всей Руси» Матея Стрыйковского. Хроникасвидетельствует о ренессансной тенденции мировоззрения историографа. Движущейсилой исторического процесса у него выступает, не столько Бог, сколько человек,чья деятельность обусловлена экономическими и культурными мотивами.Стрыйковский высоко оценивает важность политической свободы, исходит изцелостности человеческой истории, взаимосвязи в ней настоящего, прошлого ибудущего.
В произведениях многихмыслителей начинают подниматься проблемы свободы личности, права на участие вуправлении государством. Для них характерно стремление к выяснению самойсущности свободы. Это прежде всего относится к работам Андрея Волана.В своём сочинении «О политической или гражданской свободе» он представляетсвободу личности как важнейшее врождённое свойство человека.
В рамках не толькосвободолюбия, но и веротерпимости мыслили реформационно-гуманистическиедеятели. Здесь можно отметить произведение Михалопа Литвина «Онравах татар, литовцев и московитян», в котором он стремился безконфессиональной предвзятости отметить всё то позитивное, что есть в культуре итрадициях разных народов, даже тех, которые нередко выступали противниками«литвы» [9, С. 38].
Ещё однимпросветителем, который ратовал за распространение образования среди простыхграждан являлся просветитель, один из основателей атеизма в Беларуси – КазимирЛыщинский. Хорошо представляя себе, недостатки феодализма, он говорил оравенстве людей, о новом самоуправляемом государстве, главная мощь которого вобразованности людей.

Заключение
Таким образом,белорусские мыслители эпохи Возрождения обогатили отечественную философскуюкультуру многими гуманистическими идеями, наметили перспективы дальнейшегоразвития философской и общественной мысли.
Важнейшим результатомразвития философии Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовскомявляется идея Франциска Скорины о приобщении народа к духовно-культурнымценностям.
Также необходимоотметить оригинальную, рационалистическую идею Сымона Будного относительнореформации религиозных взглядов.
Очень важной являласьидея приоритета разума над верой (Скорина, Гусовский, социниане).
В этот период такжеобосновывается идея самодостаточности земной жизни, формируетсяренессансно-гуманистический идеал личности, человек рассматривается в своёмсветском предназначении. Проблема «человек-общество» отодвигает на второй планпроблему «человек-Бог». В качестве идеала утверждается деятельная жизнь,направленная на достижение общего блага, а в качестве важнейших добродетелейчеловека – мудрость, способность к духовному совершенствованию, патриотизм,трудолюбие и любовь к ближнему. Вырабатывалось учение о духовной свободечеловека, возможности достижения морального идеала собственными усилиями, без участияцеркви.
Важной являласьпроблема совершенствования общества и государства. История сталарассматриваться не только как результат божественного вмешательства, но и какарена свободной деятельности человека. Также одним из важнейших результатовдуховно-культурного развития общества в эпоху Возрождения стало становлениенационального самосознания, обращение к традициям, осознание ценности природыродного края (идеи Ф. Скорины, Н. Гусовского, В. Тяпинского).
Получили развитие идеигосударственного суверенитета, верховенства закона, прав человека,веротерпимости и религиозной свободы (Статуты Великого княжества Литовского,произведения С. Будного, Л. Сапеги, А. Волана).
Таким образом, мы можемвыделить следующие основополагающие компоненты философии отечественногосознания этого периода: христианский гуманизм, национальная культура,конституционная монархия. Вместе с тем следует отметить, чтообщественно-политическое сознание в это время было отягощеносословно-классовыми представлениями. Права и свободы распространялись преждевсего на светских людей, феодалов и частично мещанское сословие. В то же времямногие идеи мыслителей эпохи Возрождения и Реформации Великого княжестваЛитовского оказали благотворное воздействие на становление культуры и национальногосамосознания белорусского народа.

Библиографическийсписок
 
1. Большойэнциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм,политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – Минск: МФЦП2002. – 1008 с.
2. КикельП.В., Сороко Э.М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П.В.Кикель, Э.М. Сороко. – Минск: БГПУ, 2006. – 266 с.
3. КикельП.В. Философия: учеб пособие / П.В. Кикель. – Минск: Асар, 2009. – 688 с.
4. КузнецовА.В. Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В.Кузнецов. – Минск: Асар, 2007. – 832 с.
5. СтаростенкоВ.В. Общественная и философская мысль в Беларуси 10-17 вв.: учеб. Пособие /В.В. Старостенко. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 216 с.
6. Философскийсловарь студента / Под общ. Ред. В.Ф. Беркова и Ю.А. Харина. – Минск:ТетраСистемс, 2003. – 352 с.
7. АвакянГ.С. Палiтычныя мыслiцелii гуманiстыБеларусi / Г.С. Авакян, М.В.Кузняцоу, М.П. Сiнькевiч.– Мiнск: Элайда, 2002. – 96 с.
8. ДубянецкiЭ.С. Культуралогiя: Энцыкл.давед. / Э.С. Дубянецкi.– Мiнск: БелЭн, 2003. – 384 с.
9. ПадокшынС.А. Этычная думка у культуры Беларусi16 – 17 стст. / С.А. Падокшын; Навук. рэд. А.С. Майхровiч.– Мiнск: Бел. Навука, 2004. – 151 с.
10.  ПарашкоуС.А. Гiсторыя культуры Беларусi/ С.А. Парашкоу. – 2-е выд. – Мiнск:Бел. Навука, 2004. – 444 с.
11.  СаверчанкаI.В. Сымон Будны – гуманiсти рэфарматар. – Мiнск: Унiверсiтэцкае,1993. – 223 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Береза повислая береза бородавчатая
Реферат Кража
Реферат Methods of Lexicological Analysis
Реферат Узлы и механизмы полиграфического оборудования
Реферат Медико-психологические последствия боевой психической травмы клинико-динамические и лечебно-реабилитационные
Реферат Среди любителей истории военной авиации бытует мнение, что немецкие лётчики-истребители воевали лучше советских
Реферат Комп`ютерні віруси. Антивірусні програми
Реферат Бокин, Токаш
Реферат Фирменный стиль
Реферат Сучасні технології інформаційного впливу
Реферат Последовательный автономный резонансный инвертор с обратными диодами
Реферат Грамматические и лексико-семантические особенности американского варианта английского языка
Реферат Типология германских еженедельников
Реферат Creative Wrighting I Like Monkeys Essay
Реферат Трансфармацыя інфармацыйнай прасторы Польшчы