Реферат по предмету "Философия"


Развитие понятия «причинность» со времён Древнего Востока до становления классической механики

Истокипонятий причинности, закономерности уходит далеко вглубь веков человеческойистории. В философских системах Древнего Востока осуществлены первые попыткивыразить причинные связи реальной действительности в философскихкатегориях.Древнекитайское философское учение-«даосизм»(Ivвек до н.э.)развиваломысль, что развитие природы и людей определяется не волей неба, а законом дао,который вносит порядок в хаос вещей.Дао существует независимо от сознания иволи людей и представляет собой «глубокую основу всех вещей. «Эти материальныевоззрения учёных Древнего Востока оказали влияние на развитие философии иестествознания в античном мире.
ВДревнегреческой философии впервые высказал мысль о всеобщности причинности вопределённой форме философ-материалист Левкипп (500-400гг. до н.э.). В своихработах он писал: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает накаком-нибудь основании и в силу необходимости».
УченикЛевкиппа Демокрит (460-370гг. до н.э.) приняв провозглашённый его учителемматериалистический принцип причинности, подчеркнул большое значение его дляобъяснения природы, что подтверждает одно из его высказываний: «Я бы предпочёлбы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол.»
Учениео причинном объяснении природы Левкиппа — Демокрита нашло своё отражение в их атомистическойтеории. Учитель и ученик сошлись во мнении, что атом — это мельчайшаянеделимая, неизменная частица вещества, отличающихся от подобных себеположением в пространстве, формой и порядком, но качественно тождественнымдругим атомам. Все вещи и явления природы образуются в результате механическоговзаимодействия этих вечно движущихся частиц.
Видее Левкиппа-Демокрита о возможности объяснения микроскопических процессовпутём признания взаимодействия огромного числа атомов неявно выражена мысль остатистических закономерностях.Если макроскопические процессы являютсярезультатом взаимодействия огромного числа частиц отдельных микрообъектов, томожно предположить что закономерности макротел есть результат действиястатистики на микро уровне.
Еслис точки зрения атомистической теории Левкиппа — Демокрита причина естьвзаимодействий атомов, то с макроскопической точки зрения причина – внешнеемеханическое воздействие одного тела на другое.
Обобщениеи дальнейшее развитие взглядов древних греков на причинность было сделаноАристотелем (384-322гг. до н.э.), который показал значение причинности длятеории познания, обратил внимание на неоднозначность термина «причина».
Аристотельуказал, что познать вещь — значит познать её причину. Аристотель различалчетыре вида причин: материальную, формальную, действующую и конечную и конечнуюи выражал свою мысль о причинах следующим образом:
-…опричинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаемсущность, или суть бытия вещи; другой причиной мы считаем материю, илисубстрат; третьей – то откуда начало движения; четвёртой, причинупротиволежащую последней, а именно «то, ради чего или благо…» [11]
Аристотелевскоепонятие действующей причины соответствует тому, что сейчас обычноподразумевается под словами «причина». Действующая причина, по Аристотелю — этовсё, что делает, изменяет, порождает другое явление.
Материальнаяи формальная причины выражают различие между возможностью и действительностью.Понятие конечной причины необходимо для объяснения практической деятельностилюдей, основывающейся на познанных связях явлений природы и общества. Предметамприроды, как считал Аристотель, присуще внутренняя цель, которая определяетнаправление их движения и развития. Внутренняя цель всех предметов подчиненавысшей духовной силе – богу.
УчениеАристотеля о формальной и конечной причинах было использовано средневековой схоластикойдля обоснования необходимости существования сверхъестественного существа,управляющего движением мира.
Философскоеобоснование необходимости освобождения естествознания от влияния мистики исхоластики и целесообразности систематического изучения причин явлений в самойприроде дал Ф.Бэкон (1561-1626гг.).Бэкон принимает аристотелевское делениепричин, но вкладывает в них новое содержание.
Конечнуюпричину Бэкон исключает из рассматривания современных наук.Изучениемматериальной и действующей причинами должна заняться эмпирическая физика. Но,как считает Бэкон, эти причины не дают ещё полного истинного знания предметов.Знание сущности постигается через познание форм. Форма-закон сущности предмета.
Формальнаяпричина, выражающая сущность вещи, есть, по Бэкону, движение или определённоесочетание неизменных материальных частиц, нечто вроде атомов Демокрита. Формавещи есть нечто внутреннее по отношению к самой вещи.Определённое сочетание,движение частиц есть истинная (формальная) причина, выражающая сущность вещи.
Английскийфилософ-материалист Т.Гоббс (1588-1679гг.) реально существующими признаёттолько материальную и действующие причины. В основу разграничения действующей иматериальной причин Гоббс положил различие активных и пассивных тел.Активным онназывает тело, которое
какими-тосвоими сторонами, свойствами воздействует на другое и вызывает или уничтожает внём какие – нибудь изменчивые и несущественные свойства вещей илисостояний.Тело, которое испытывает воздействие активного тела, называютсяпассивными.Совокупность, изменчивость и не существенность свойств вещей Гоббсназвал действием или эффектом.
Гоббспонимал неточность понятий действующей и материальных причин. Гоббс эти понятияопределил следующим образом: «Сумма необходимых для производства действийакциденций, лежащих в активном или активных телах, называется, раз действиенаступило, действующей причиной». Гоббс ввёл понятие «полной», «достаточной»причины. Под полной причинной он понимает совокупность всех акциденции вактивных и пассивных телах, при наличии которых с необходимостью вызываетсядействие.
Принциппричинности был положен Гоббсом в основу объяснения всех явлений природы.
Существенныйшаг вперёд в понимании категории причинности сделал Б.Спиноза (1632-1677гг.).Онразвил учение об «общем естественном порядке».Естественный порядок, как полагалСпиноза, есть совокупность материальных тел, связанных между собой необходимойцепью причин и следствий. Всё, что совершается природой вещей, вызванодействующими причинами; не действующих причин в природе нет.
Спинозаподчеркивает необходимый характер связи причины и следствия. Причина необходимовызывает действие, и, наоборот, всякое действие есть необходимый результатпричины. Это подтверждает следующая цитата Спинозы: «Из данной определённойпричины необходимо вытекает действие и наоборот – если нет никакой определённойпричины, невозможно, чтобы последовало действие».
Спинозапоставил проблему соотношения внешних и внутренних причин. Признаниесуществования одних лишь внешних причин приводит к необходимости считатьпричиной изменение движения, какого – либо тела другое тело, а причиной этоготретье тело и т.д. до бесконечности. Такое объяснение явлений на основе внешнейпричинности по мнению Спинозы, не может признано удовлетворительным и побуждаетвести понятие первой причины, ею может быть объект являющийся причиной самогосебя. Такой первопричиной является природа в целом или субстанция.
2. Метафизическое представление о причинности.
Учениеоб естественной причинности положено в основу классической механики Ньютона.
Впостроении механики И.Ньютон (1643-1727) исходил из утверждения, что всякоеизменение движения тел обусловлено естественными причинами. Ньютон считал, чтотакими причинами являются силы. Причина производит изменение скорости идвижения тел, она всегда действующая причина.
ПозднееЛаплас (1749-1827) вводит понятие причинности, как необходимой связи состоянийпредмета. Поэтому поводу Лаплас в своей работе «Опыт философии теориивероятности» написал следующие строчки: «Мы должны рассматривать настоящиесостояние вселенной как следствие её предыдущего состояния и как причинупоследующего». Состояние вселенной в настоящее время Лаплас рассматривает какпричину, её состояния в будущем – как следствие.
Такоепонимание причинности называется метафизическим. Оно господствовало со времёнНьютона вплоть до конца ХIХ века. Метафизическое понятие причинности связано сосновными особенностями механического движения. Причиной движения теласчиталось только другое внешнее тело… Отношение причинности, в котороевступают тела в результате механического движения не ведёт к возникновениючего-либо нового, а сводится к лишь к пространственному изменению положениятел, к их механическому перемещению составляющих его частей и к уменьшению(увеличению) количества их движения.
Представителиметафизического материализма, в том числе Ньютон и Лаплас, исходя из признаниявсеобщего характера механического движения, считали, что механическоевзаимодействие присуще всем телам. Такой взгляд на причинность не достаточноглубокий, носит односторонний характер: причинно-следственный ряд однонаправлен. Если отрицаются внутренние противоречия как источники данногодвижения, а источники движения рассматриваются вне его, то действие одного телаобусловлено только действием другого тела. Поэтому всякое тело рассматриваетсялишь как пассивный передатчик и распределитель движения, полученного из вне. Источникдвижения внутреннее не связанный не с одним из конечных тел перемещается содного тела на другое и создаёт односторонне направленную причинную связь. Мир,с метафизической точки зрения, уподобляется механической модели, состоящей извзаимосвязанных тел. Каждое явление, возникшее под воздействием механическихпричин, с метафизических позиций, считается необходимым. Случайное в явлениикак результат воздействия внешних несущественных причин исключено, поскольку непризнаются последние.
Метафизическийматериализм является частным случаем диалектического материализма.
СтремлениеНьютона, Лапласа и их учеников объяснить все явления на основе представлений обестественных причинах, присущих самим телам природы, причинных связях былопрогрессивным и плодотворно сказалось на развитии науки, но абсолютизацияпредставлений о механических причинных связях оказалась историческиограниченным и принципиально неосуществимым.
3.Идеалистические концепции причинности.
Материалистическоепредставление о каузальности формировалось в борьбе против её идеалистическогоистолкования.Материалистияеское понимание причинности в философии иестествознании 17-18вв. вызвало многочисленные попытки философов – идеалистовидеалистически истолковать понятие причинности и предать сомнению объективныйхарактер причинности.
Идеалистическоенаправление имеет две концепции причинности: субъективно-идеалистическую,предложенную Д.Юмом И.Кантом; объективно – идеалистическую, которую предложилГегель.
Д.Юм(1711-1776) поставил важный вопрос об источнике наших представлений, опричинном отношении как необходимой связи вещей.Юм отвергает априорное,доопытное происхождение понятие причинности, как противоречащее основнойпосылке его философии – человеческий ум имеет дело только с восприятием.
СогласноЮму, представление о причинности, как всякое представление, могло бысодержаться либо в наших ощущениях, либо в наших идееях, представляющихлогическую обработку ощущения.В ощущениях человеку даются, говорил Юм,отдельные впечатления, но не их связь.Таким образом, здесь причины несказываются.
Вотличии от Юма Кант(1724-1804) считал, что понятие причинности имеет априорныйхарактер.
Нашивосприятия, говорит Кант, всегда последовательны и случайны.По Канту, различаемслучайную последовательность восприятия от необходимой лишь при помощиаприорного, врождённого понятия причинности.
Причинностьпо Канту, состоит в необходимой связи двух событий.Если одно событиепредшествует другому и не может быть без того, чтобы последнее не следовало заним по определенному правилу, но первое есть причина, а другое событие –следствие.
Кант,подобно Юму, лишает категорию причинности объективного содержания и превращаетеё в чисто субъективную форму, при помощи которой человек упорядочивает своичувственные восприятия во времени.
Трактовкупричинности с позиции объективного идеализма дал Гегель(1770-1831).Согласно егоучению причинность объективна, независима от человеческого сознания, но она объективнане потому, что отражает действительные связи реальных вещей, а потому, чтоявляется ступенью развития некого мирового духа, существующего независимо отпознания субъекта и представляющего собой рационализированную идею божествахристианской религии.
ЗаслугаГегеля состоит в том, что он восстановил представление о причине как активномпроизводящем начале.Для Гегеля категория причинности есть выражение активностине природы, а развивающегося абсолютного духа.По этому поводу у Гегеля в«сочинениях» можно найти следующее суждение: «Причина есть причина лишьпостольку, поскольку она порождает некоторое действие…»
Гегельподчёркивает внутренний необходимый характер причины.Причина, по Гегелю,внутренний источник, порождающий движение.
Причинаи следствие имеют одинаковое содержание и отличаются лишь формой.Такуюпричинность Гегель назвал формальной или механической.
Формальнаяпричинность связывает между собой предметы, имеющие разное содержание и формулишь в том случае, если между ними есть нечто общее, передающееся от причины кследствию.
Имеяв виду формальную причинность, Гегель подчёркивает недопустимость применения«отношения причинности к обстоятельствам физико-органической и духовной жизни».
Гегельразличал причинные связи в области «механицизма», «химизма», живой природы иобщественной жизни. Причинность в живой природе и общественной жизнисохраняется, по мнению Гегеля, путём расширения обычного употребляемого понятияпричинности.
ДляГегеля понятия связи и взаимодействия, развития в полной мере применимы лишь кабсолютному духу.
Итак,несмотря на наличие двух на концепций на каузальность в идеалистическомпонимании, сущность во всех разновидностях идеализма сводится к отрицаниювозможности полного объяснения явлений, процессов, событий материальнымипричинами, к отрицанию объективного характера каузальной связи или к отрицаниюобъективного характера каузальной связи или к отрицанию каузальности как видасвязи вообще.
4 Предпосылки возникновения современного пониманияпричинности.
Пониманиепричинности до зарождения диалектического материализма было не достаточнополным. Домарксовский материализм имел ряд существенных недостатков:
Во-первых,не распространял признание объективнорго характера принципа причинности наявления общественной жизни.По мнению многих филлософов – материалистов,общественное развитие зависит от воли, желания, образования людей, т.е. отсубъективных факторов.
Во-вторых,существенным недостатком домарксовского материализма яваляется рассмотрениефилософами объективность причинных связей явлений природы как результатчувственного познания ими созерцания природы. В частности, Спиноза писал: “Богесть имманентная причина всех вещей, а не действующая из вне”.
Домарксовскийматериализм не признавал многообразие форм прничинных свяей и сводил всепричинные связи к механическому воздействию одного макроскопического тела надругое.
Ещёодин недостаток “старого” понимания каузальности, несмотря на высказыванияотдельных философоф, в частности А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского, о борьбепрротивоположностей. Состоит в недооценке того, что истиной причиной движения,развития природы является взаимодействие противоположностей.
Вконце 19 века как закономерный итог обобщения результатов многовековойпрактической и познавательной деятельности людей возникаетдиалектико-материалистическое понятие причинности, призванное не только устранитьвсе имеющееся недостатки домарксовского материализма, но и углубить егосодержание.
Представителямидиалектического материализма являются К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. К этимлюдям как к политическим и общественным деятелям, к их социально-экономическимвзглядам можно относиться по -разному, в зависимости от убеждений и установок,но тот факт, что их философские работы заслуживают особого внимания, невызывает никакого сомнения.
Современное представление о причинности
Вданной главе рассмотрим представление причинно-следственных отношений с точкизрения диалектико – материалистического подхода.
Причинностьявляется лишь «частичкой» всемирной связи. «Под причинностью вообще в самомобщем смысле понимается объективная закономерность мирового процесса, а подпричиной – причина самодвижения материи» [18, с.396]
Внаиболее узком смысле под причинностью понимают связь причины и следствия,часто называемую каузальной. В философском словаре можно встретить следующееопределение: «Причинность – философская категория для обозначения необходимойгенетической связи явлений, из которых одно (называемое причиной) обуславливаетдругое (называемое следствием)». [22, с.383]
Генетическаясвязь «суть связь односторонняя развивающаяся всегда от прошлого кбудущему».[20с156]. «Причина» и «следствие» отражают объективноепричинно-следственные связи. Принцип причинности носит всеобщий характер.
Крометермина каузальности в философской, физической, методической литературе, частоупотребляются такие словосочетания: «принцип детерминизма», «от понятиядетерминации», «детерминированные связи», «детерминизм».
Вучебнике по философии П.В.Алексеева и А.В.Панина: «Детерминизм – это учение овсеобщей обусловленности объективных явлений [1, с.401].
Сопоставивтермин «причинность» термину «детерминизм», возникает у исследователя вопрос:
-Являютсяли эти понятия тождественными между собой?
Напервый взгляд в определениях причинности и детерминизма наблюдается многообщего: оба принципа носят всеобщий характер; и там, и там говорится об обусловленностиодних явлений другими; и причинность и детерминизм отражают объективные связи.
Вчём же разница между этими понятиями?
«Детерминизм(лат.determinare – определять) – философская концепция по вопросу о месте ироли причинности» [22, с.117]
Изэтого определения следует, что понятие причинность рассматривается какнеобходимая составная часть детерминизма и что последний утверждает, что кромепричинных отношений, может включать в себя другие типы детерминации т.е.непричинные.
Примеромнепричинного обусловливания детерминации является функциональная связь междуотдельными свойствами и характеристиками предмета.
Непричинныеотношения, между явлениями можно определить как такие отношения, в которыхнаблюдается взаимосвязь, взаимообусловленность между ними, но отсутствуетнепосредственное отношение генетической производительности и временнойасимметрии, т.е. стороны непричинного отношения существуют во времени, а невозникают одно против другого.
Непричинныеи каузальные отношения существуют не раздельно, «общие философскиепредставления и опыт ряда наук, как будто бы дают нам основания говорить о том,что хотя непричинные законы актуально всегда существуют, любой непричинныйзакон должен в конце концов получить причинное обоснование, быть выведенным из причинныхотношений [15, с.81]
Вовсех науках есть законы, которые носят причинный и непричинный характер.Например, в механике разделы: кинематика, статика и законы сохранения являютсянепричинными, а вот динамика полностью строится на причинных законах. Кинематикарассматривает структуру движения, т.е. она рассматривает связь элементовзаданного движения. В статике упоминаются силы, но они рассматриваются не какпричины движения, а рассматривается только структура сил и систем сил. Апричины возникновения или порождения движения изучает динамика. Динамикаявляется фундаментом механики, лежит в основе кинематики и статики.
Представлениео причинно – следственных отношениях в динамике у обучаемых физике дает чёткоепонимание примой и обратной задачи механики.
Длядиалектико-материалистического понимания каузальности большое значение имеетанализ связи и взаимодействия.
Рассмотримпричинно – следственные отношения в аспекте временной упорядоченности.
Передфилософами стояла трудность в решении вопроса, где искать первопричинуразличных причинно – следственных рядов, если отсутствует взаимопреход причиныв следствие и обратно. «Такой причинный ряд не имеет внутри себя достаточнойвнутренней обоснованности, потому что конечная причина данного ряда, приотсутствии в нём взаимодействия, является внешней по отношению к нему.»Одноявление будучи следствием предшествующего явления, порождает последующееявления, а это – другое последующее и т. д.»[3]. В этой связи возникает вопрос,где причина этого последующего явления. Такой вопрос всегда будет открытымпотому, что сколько бы не продолжался причинно – следственный ряд, конечнаяпричина ряда оторвана от него, является внешней по отношению к нему»[3]. Приизучении взаимодействия такое затруднение не рассматриваем.
Любаяформа движения материи одновременно может быть и конечной, и действующейпричиной любой другой, вследствие способности материи превращаться из однойформы движения материи в другую.»Вечная и бесконечная материя существует какбесконечная совокупность явлений, событий, процессов, каждое из которых несёт всебе момент бесконечности»[3].Следовательно, свойство быть причиной самой себявыступает как цепочка взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другомконечных явлений, «любое из которых несёт в себе момент конечной причины»[4].
Имеютсяследующие виды цепочек причинения (материал В.Г. Борзенкова, В.П.Бранского):
1.Однолинейныецепочки причинения. В них одно и тоже явление выступает и причиной иследствием, причиной в одном отношении и следствием в другом:
…А→В →С →Д→ …
2.Цепочкипричинности двулинейные с обратной связью:
/>
/>/> обратноедействие
/>/>/>
/>/>причинавоздействие на систему результат
Материальныесистемы в цепочках причинения которых перенос вещества, энергии и информации отследствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы вцелом, называется «системы с обратной связью.»
3.Разветвляющиесяцепочки причинения:
/>/> СС
А→ В → D D → В → F
/>/> Е Е
Кразветвляющимся цепочкам причинения, помимо отмеченного вида относятся много –однозначные и много – многозначные цепочки причинения.
Совокупностьоднолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепочек причинения может даватьсеть причинения.
«Причиннаясеть – это такое отношение между объективно существующими явлениями в которомкаждое из них многократно выступает (но в разных отношениях) и причиной иследствием.[1, с.413]
↑↑ ↑
B1C1 D1
↑↑ ↑
→A → B →C →
↓↓ ↓
B2C2 D2
↓↓ ↓
Причиннаясеть может образовывать замкнутый в себя причинный комплекс (например систему),способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина.
Такимобразом, основной каузальной детерминации является элементарная научно –следственная связь; причинные связи образуют причинные цепочки; цепочкипричинения могут формировать причинные сети, которые могут образовыватьпричинные комплексы, выступающие в свою очередь в качестве одной из причины нановом структурном уровне организации материи. Существует бесконечная иерархияпричинных отношений.
Проведёманализ необходимо – существенной стороны причинно – следственных отношений.
«Диалектико– материалистическое понимание причинности вытекает из того, что причина нетолько переходит в действие, но и что данное действие предполагает даннуюпричину»[3].
Действиев процессе взаимодействия обусловлено с одной стороны характером того явления,которое оказывает действие, но и с другой стороны характером, на котороеоказывается действие. Таким образом, в отличие от «старого» пониманияпричинности, нельзя считать тождественным такие понятия, как «причина» и «действие».
Связьможно рассматривать под «разным углом познания». Возможны отношения и связисосуществования необходимого и случайного, связи формы и содержания и т.д.Каждая из них односторонне выражает всеобщую взаимосвязь ивзаимообусловленность объектов.Одной из форм связи является причинность, такжевыражающая всеобщую связь и взаимообусловленность процессов, явлений исобытий». Но в отличии от других видов связи, причинность выражает внутреннююспособность движущейся материи производить всё многообразие явлений реальности,быть активным началом всех её изменений.»[3]. Различным формам движения материиприсущи различные формы причинной связи. Для более высоких форм материихарактерны более сложные формы причинной связи.Наиболие простой формой движенияматерии является механическая.Особенность механической формы причинной связизаключается в том, что причинные отношения, в которые вступают явления, вовремя возникновения чего-то из чего-то, не приводит к возникновению чего-либо,т.е. причина и следствие качественно ничем не различаются.
Вовсех других формах движения материи действие и причинна качественно различны посодержанию, причём это различие имеет более существенный характер, чем вышесложность формы движения материи.
Еслирассматривать электромагнитную форму движения материи, то при её изучении такжеприменим лапласовский детерминизм, но подробнее исследование этого разделафизики философами и физиками придало «пониманию причинности большей полноты иконкретизации»[17].
Фарадейи Максвелл в своих работах развивают представление о среде, придающей, согласнопринципу близкодействия, воздействие одного заряда на другой. «В роли такойсреды выступает тонкий, все проникающий абсолютно упругий эфир внутреннеенатяжение, которого и воспринимается как электрические и магнитные поля [17]. Воснове объяснения передачи взаимодействия одного заряда на другой, лежитпредставление об опосредованной форме связи причины и следствия. В основеопределения понятий напряжённости электрического и магнитного полей лежитпредставление о причинной связи, как связи между воздействием одной вещи надругую и изменением этой второй вещи. Концепция причинности Фарадея – Максвеллазиждется на представлении о причине, как активном, производящем начале, а некак о чём-то внешнем по отношению к телам. Электромагнитные явления нельзяполностью свести к механическому перемещению неизменных материальных точек,хотя для исследования ряда задач электродинамики, можно применить механическиеаналогии.
УравненияМаксвелла выражают также причинную обусловленность электромагнитного поляпространственным распределением токов и зарядов.Классическая механика опираетсяна принцип дальнодействия, а электродинамика – на принцип близкодействия, такчто состояние поля зависит от зарядов и токов, находящихся по близости в моментвзаимодействия, т.е. зависит от расстояние, что не учитывается в классическоймеханике.
Всвязи с этим в электродинамике содержится теория запаздывающих потенциалов. Припомощи запаздывающих потенциалов можно определить напряжённость электромагнитногополя в будущем, если известно распределение зарядов и токов в настоящий момент.
Кромеэтого электродинамика сплошных сред содержит теорию опережающих потенциаловэлектромагнитного поля, что позволяет определить напряжённость электрического имагнитных полей в прошлом, если известно распределение зарядов и токов внастоящем или бедующем.
Т.о.классическая электродинамика, не порывая с общими принципами динамики и темсамым, с наиболее общими принципами детерминизма классической механики, внесласвои специфические коррективы в стороны усложнения понимания каузальности.
Приопределённых условиях в зависимости от степени познания причинной связи и взависимости от её характера, причинность возможно выразить математически в видефункционального соотношения, при этом нельзя поставить знак тождества междупонятием «каузальности» и термином «функциональное соотношение».
Функциональноесоотношение имеет прикладной характер к различным наукам. «Объективнофункциональные зависимости проявляются в виде законов, обладающих точнойколичественной определённостью». [22, с.525]. Если форма причинной связи имеетболее или менее простой вид, то её можно представить в виде формулы того илииного функционального отношения. Функциональное соотношение характеризует процесслишь качественно, но почему этот процесс происходит, формула ответа не даст.Поиском ответа на этот вопрос занимаются частные науки.
Метафизическоепонятие каузальности предполагает только однозначную связь, в настоящее времядопускают и её случайный характер. Если, например, рассматривая движениенекоторой материальной точки, нам известны начальные условия (начальныекоординаты и скорость), то зная закон движения этой материальной точки, мысможем однозначно определить положение точки в любой момент времени. Вквантовой механике мы не можем однозначно определить положение точки в любоймомент времени.В квантовой механике мы не можем однозначно определить положениемикрообъекта, т.к. значения импульса и координаты связаны соотношениемнеопределённости.
Есливо времена Ньютона и до создания электромагнитной картины мира в науке занимаяпрочные позиции лапласовский детерминизм, но современная наука основана настатических закономерностях.
Существеннойстороной динамических процессов является «однозначное отображение движениясистемы в настоящем, прошлом и будущим». [4]
Статистическаязакономерность выражает закономерность случая, поскольку случайное необходимо.Статистическая закономерность носит вероятностный характер.
Подвероятностью понимают «меру объективной возможности, степень возможнойреализации данного события при данных условиях и при данной закономерности.»[20, с.218]
Вероятностьпредполагает существование причинности. Наступление событий в той или инойформе каждый раз требует для своего возникновения причины, «действующей всвязке с одним второстепенными событиями приводит к одному результату, а сдругими к другому» [3]
Используястатические закономерности в изучении реального процесса можно оценитьвероятность наступления того или иного события.
Вероятность– объективная характеристика событий. «Теория вероятности связывает вероятностьс устойчивой частотой повторяемости событий».[4] Повторяемость же объективнонаходится в закономерностях массовых явлений.
Спомощью статистических и динамических закономерностей можно выразитьопределённую связь физических явлений. При этом, и динамическая, истатистическая закономерность есть частная сторона этой взаимосвязи ивзаимообусловленности.
Существуюти другие трактовки статистичности. Одна из них состоит в следующем:статистические закономерности понимают как отсутствием причинности. Хотя, идинамические, и статистические закономерности выражают объективно присущуюприроде необходимость. Они не обнаруживают друг перед другом каких – либопреимуществ, если применены каждая из этих закономерностей на своём месте, сучётом специфики уровней строения и особенностей процессов в природе, обществе,мышлении. Если же это требование не выполняется, то динамические закономерностивыглядят как огрубление действительности.
Еще,один момент, связанный с необходимой существенной стороной причинных отношений,на котором следует немного остановиться.
Необходимо– существенные связи, представленные в виде знаков – несут в себе не толькообъективный, но субъективный момент, т.к. «формулировка законов обусловлена темили иным концептуальным подходом к характеристике изучаемых явлений».[4]
Сказанноене означает, что необходимо – существенные связи являются продуктом творчествапознающего субъект. В рамках практического отношения субъекта к природенеобходимо – существенные связи составляют субъективный аспект, выступая вформе знания объективных законов физических явлений.
Подведёмитоги. В этой главе исследовано диалектно- материалистическое пониманиепричинности: дано определение каузальных отношений, рассмотрено соотношениепричинности и детерминизма. Проанализированы два момента причинно –следственных отношений, составляющих единое содержание причинного отношения:
Временнаяпоследовательность
Необходимо– существенные отношения той совокупности объектов, относительно которойрассматриваются каузальные связи.
Список литературы
АлексеевП.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М, Проспект, 1997 – 568с.
БомД. Причинность и случайность в современной физике, — М.: Изд-во иностраннойлитературы., 1959.
ГоттВ.С. Философские вопросы современной физики. – М., ВШ, 1986
ГоттВ.С. Сидоров В.Г. Философия и прогресс физики. – М., Знание, 1986.
ДорфманЯ.Г. Всемирная история физики, — М., 1974.
КикоинИ. К., Кикоин А.К. Физика: Учебник для 9 кл. средней школы. – М., Просвещение,1990. – 191с.
Краткийочерк истории философии, М., 1971.
КузейМ.С. Уроки физики в 8 кл.: Пособие для учителей –Мин., Нар. Асвета, 1981.–224с.
Методикапреподавания физики в средней школе: Частные вопросы: учебное пособие длястудентов пед. Ин-тов по физмат спец /С.В.Анфришкова, н.а.Бобкова Гордошская идр; под ред Е.С.Кашницкорго.-М: Просвещение, 1987-336с
МироновГ.В. Миронова Н.Б. Научно-исследовательская практика в структуре научногопознания диалектики в естественно-научном познании: Межвузовский сборникнаучных трудов-ульяновскяяя6 УГПИ им.И.Н.Ульянова 1984-с.25-39
Мирфилософии.М,.1991-т1
МултановскийВ.В. Физические взаимодействия и карта мира в школьном курсе: Пособие дляучителей — М.:
Просвещение,1977-168с
МихеевГ.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учебн. Для 10 классов средней школы. – М:Просвещение, 1990 – 223с.
МякишевГ.Я. Буховцев Б.Б. Физика: Учебник для 11 кл. средней школы. – М.: Просвещение,1990, -254с.
ПерлиновВ. Я. Проблема причинности в философии и естествознании. – М; Изд-во Моск.Ун-та, 1979 –и 224с.
Программаобщеобразовательных учреждений. Физика и астрономия. (Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – М.: Просвещение, 1998
РазумовскийО.С. Современный детерминизм и экстремальные принципы в физике. – М.,Наука,1975.
РумкевичМ.Н. Диалектический материализм: курс лекций для философский факультативов. М.,Мысль 1973 – 527с.
СвечниковГ.А. Категория причинности в физике. –М.: Соцжиз, 1961
СпиркинА.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М: политиздат, 1988 – 592с.
ТарасовСовременная физика в средней школе.
Философскийсловарь /под ред. И.Т.Фролова. –М; 1987/
Философскийэнциклопедический словарь. –М; Советская энциклопедия, 1983.
ШароноваН.В. Теоретические основы и реализация методического компонента методическойподготовки учителя физики. Автореферат диссертации на сыскание учёной степенидоктора педагогических наук. –М, 1997.
ИвановН.М. и др. физика: Проб. учеб. Для 9кл. ср. шк. –М: Просвещение, 1995-240с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.refz.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.