Копылов Михаил Юрьевич
Вторым,но не менее важным видом критических ситуаций в познании являетсяпсевдосинонимия, то есть неправомерное употребление разных слов для обозначенияодной и той же предметной сущности. Индицирует псевдосинонимию склейка слов(например, имевшая место при создании этой работы склейка«парадигма-аксиома»). Она возникает в той ситуации, когда у авторатекста возникает ощущение, что в данном месте высказывания допустимо применениекроме одного слова еще и другого слова, а иногда даже более чем двух слов. Еслиэто ощущение еще и оформляется в тексте, то возникает склейка (слов).Разрешается псевдосинонимия для первого слова склейки, поскольку именно оноявляется ее источником, путем отыскания высказывания, в которое уже не«просится» второе слово склейки. Таким образом, ясно, чтопсевдосинонимия возникает в ситуации, когда разнообразие слов у данногоиндивида превосходит разнообразие обсуждаемого им содержания, а значит исодержания, закрепленного им за имеющимися у него словами. Отсюда недалеко и допонимания первоисточника псевдосинонимии — того обстоятельства, что в отличиеот слова содержание, ему соответствующее, никогда не дается индивиду сразуполностью. Формирование содержания, соответствующего всякому слову – этопроцесс. Вследствие этого сплошь и рядом мы встречаем ситуации, когда в устахтого или иного нашего собеседника многие слова немногим отличаются от простогонабора звуков. Вследствие того же самого мы сами, читая ту или иную книгу,видим в ней либо набор букв либо (в лучшем случае) не более чем набор хоть иизвестных, но абсолютно бессвязных слов.
Вкачестве примера такой ситуации приведем пример из книги об Интернете — отрасличеловеческой деятельности, сейчас весьма бурно развивающейся, а потому наиболеенасыщенной терминами только-только появившимися и, следовательно, еще неусвоенными (в плане их содержания) огромным количеством людей. Отрывок из этойкниги воспроизведен с небольшими сокращениями и изменениями:
«Да,Firewalls способны изолировать локальные сети от вскрытия из Internetпосредством экранирующих маршрутизаторов, двухсторонних шлюзов и барьернойхост-машины. Но проблема в том, что это известно каждому хакеру. Экранирующиемаршрутизаторы? Прекрасно! Проверка IP и закупорка фальшивого графика? Всеверно! Купорим трафик.»
Неправдали, все это очень и очень напоминает такое вот весьма причудливое предложение:«Глокая куздра штеко будтанула бокра и курдячит бокренка”? Оно столь женепонимаемо. Но сходство на этом не заканчивается. Этот отрывок является нетолько суперконцентрированным собранием непонятных интернетовских терминов. Нанем, как и на данном предложении, можно также великолепно проследить поистинечудесный процесс формирования содержаний слов непосредственно в процессе чтениянепонятного текста. Начнем с предложения. Вот как оно формирует содержания:
»Бокр- это живое существо. Так как в анализируемом предложении упоминается егодетеныш — бокренок. Бокр имеет мужской пол. Куздра — это некто или нечто, чтоспособно будлануть (возможно, не только бокра) и курдячить."
Перейдемк отрывку об Internet:
«Firewall- это то, что способно изолировать локальные сети от вскрытия из Internet.Локальные сети – то, что может быть вскрыто из Internet. Хакер – тот, ктосовершает вскрытие локальных сетей. Изоляция от вскрытия осуществляетсяпосредством экранирующих маршрутизаторов, двухсторонних шлюзов и барьернойхост-машины. Маршрутизаторы бывают экранирующие (а бывают и нет). Шлюзы (окоторых идет речь выше, а не речные) бывают двухсторонними (и наверноодносторонними). Хост-машина может быть барьерной или небарьерной. Каждомухакеру (или практически каждому) известно, что изоляция от вскрытияосуществляется посредством экранирующих .Операцию экранирования маршрутизаторы осуществляют за счет проверки адреса IP изакупорки фальшивого графика. Трафик может быть фальшивым или нефальшивым.Работа экранирующего маршрутизатора может быть заблокирована за счетискуственного закупоривания (нефальшивого) графика.»
Всевышесказанное, разумеется, еще не является содержанием понятий, ведьформирование содержаний, как было сказано выше — это процесс, а именно — процесс работы с текстами, в ходе которого выделяются только те элементысодержания, которые (все вместе!) специфицируют данный слов от других.Высказывания же типа «А бывает Б или В» в принципе не годятся вкачестве элементов содержания понятия, так как специруют слово не от другихслов, а от самого себя (внутри самого себя). И тем не менее все вышесказанное — это уже кое-что по сравнению с полным отсутствием содержания, так как послетакой проработки текста он при втором прочтении уже не кажется столь непонятным.
Наиболеевпечатляющие результаты, связанные с формированием содержания слов, дает тонеприемлемое с точки зрения логики обстоятельство, что даже в пределах одного итого же естественного языка не существует естественного содержания каких бы тони было слов, иначе говоря прикрепление конкретных слов к определенномусодержанию (как и наоборот) есть в достаточно большой степени (в той, в которойэто обусловлено нахождением в рамках одного и единого языка, а не рамками егословарей) произвольное действие Это обстоятельство приводит, разумеется, ктому, что одинаковые слова не просто используются для обозначения разныхпредметных сущностей, но и к тому, что новые словы используются для обозначенияранее уже известных и, по-видимому, обозначавшихся ранее какими-то другимисловами (или не обозначавшимися вообще, так как не было такой уж остройнеобходимости их для кого-то обозначать). В качестве иллюстрации этой ситуацииприведем следующие фрагменты текста :
«Попреданиям, на вершинах пирамид атланты устанавливали кристаллы кварца. Черезэти кристаллы-антенны они соединялись с каналом космических сил и генерироваличистую и благотворную энергию для целых городов — для лечения, защиты иполучения информации».
«Атланты,в частности, имели хорошо развитый „третий глаз“ как орган настройкина частоты психической энергии. С помощью своей психической энергии они умеливлиять на волновую природу камня, противодействуя гравитации.»
«Спомощью пирамид атланты подключались к всеобщему энергоинформационномупространству, космосу»
Безусловно,у человека размышляющего данный текст порождает весьма большое количествовопросов, как-то:
1)Каким образом и при каких условиях диэлектрики-кристаллы могут выполнять рольантенн?
2)Что такое космические силы? Измеряются ли они, как и все силы (кромепсихических) в ньютонах или имеют какую-либо иную размерность?
3)Что такое канал сил?
4)Зачем, чтобы генерировать энергию, нужно сначала соединиться с каналом сил? Какможно сделать последнее?
5)Какая энергия (механическая, внутренняя, электромагнитная, акустическая)генерировалась (или поступала из канала космических сил?) кристаллами кварца,устанавливаемыми атлантами на вершинах пирамид?
6)Может ли энергия быть: 1) чистой? 2) благотворной?
7)Была ли энергия, генерируемая благодаря соединению с каналом космических сил,пригодна только для лечения, защиты (от чего?) и получения информации (о чем?)или еще для чего-то?
8)Что такое психическая энергия? Как ее обнаружить и измерить?
9)Разве может иметь энергия частоту и причем не одну?
10)Что такое волновая природа камня и как она связана с гравитацией?
11)Может ли пространство быть энергоинформационным?
12)Как можно подключиться к пространству?
Всевышеприведенные вопросы свидетельствуют о наличии конфликта между содержаниямипонятий (в особенности сила, энергия, информация, пространство), имеющими уреципиента данного текста и имеющимися у его источника. Сила, энергия,информация, пространство – это, безусловно, в устах эзотериков нечто иное, чемто же самое в устах физиков, когнитологов, геометров. Каков выход из этойситуации? Самый оптимальный, на наш взгляд, выход — это не уничтожениеисточника текста в стремлении подмять его содержаний понятий под свои, аоткрытие нового «файла» содержания для одноименного слова. Но такаяпроцедура, без всякого сомнения, не может повторяться бесконечно. Ибо этогрозит не только ухудшением умственной производительности реципиента (попробуйнайди адекватное данной ситуации содержание данного слова, если их уженабралась добрая сотня), но и размыванием единства языка. Существование в одномязыке многих подъязыков и соответствующих им подъязыковых сообществ — это давнопризнанный в лингвистике феномен, но его развитие должно иметь какие-топределы, ведь в противном случае трещины в языке в конце концов приведут кязыковым руинам
Итак,псевдосиноонимия есть внешнее выражение такого (внутреннего, причем дляконкретного индивида) явления, как несформированность содержаний понятий и какследствие — некорректная интерпретация или даже отсутствие таковой для соответствующихэтим понятиям слов. Когнитологическая природа псевдосинонимии по отношению ктаковой же для скрытой омонимии и различна и сходна: в случае псевдосинонимииразнообразие слов превосходит разнообразие высказываний (то есть не хватаетвысказываний = не хватает обсуждаемого содержания), а в случае скрытой омонимии- не хватает слов, то есть разнообразие слов отстает от разнообразиявысказываний (содержания). Стало быть, сходство здесь связано с наличиемнесоответствия между разнообразиями слов и высказываний. В этом и заключаетсяобщность когнитологической природы этих феноменов. Различие же между ними – втипе этого несоответствия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru