Реферат по предмету "Философия"


Проблемы смысла жизни

МОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
Проблемно-реферативная исследовательская работа
Выполнила: Сафиуллина
Рузиля Айратовна, ученица
9 Г класса МОУ «АСОШ№2»
Руководитель: Нурмихаметова
Ильмира Ильясова,
учитель I квалификационной
категории, учитель истории
и обществознания АСОШ№2
Арск, 2009 г.
Я верю, что каждый из нас пришёл в этот мир с каким-то жизненным предназначением. Распознать, осознать и отнестись к этому предназначению с уважением — возможно, самый важный поступок, который совершают преуспевающие люди. Они находят время понять, зачем они здесь, и со страстью и энтузиазмом этому следуют.
Джек Кэнфилд --PAGE_BREAK--
Буддизм — одна из мировых религий, центральное место в которой занимает учение о четырех истинах: «Жить — значит страдать»; «Причина страданий — желания», «Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний», «Путь избавления от желаний — следование учению Будды». Реализация этих истин приведет верующего к главной цели его жизни — нирване, понимаемой как состояние абсолютного покоя и полнейшего отрешения от любых желаний. Буддизм рассматривает мир как поток мельчайших идеальных частиц — дхарм, сочетание которых образует все существующее, в том числе человека.
Бог поселил личность со свободой выбора — человека — на земле и снабдил его всем необходимым для того, чтоб человек сам, осмысленно и свободно сделал свой выбор: с кем он хочет проводить вечность.
Атеистическая нигилистическая версия смысла жизни.
В соответствии с этим подходом жизнь сама по себе бессмысленна. Человек должен сознательно принять бессмысленность жизни и жить, выражаясь словами французского экзистенциалиста Альбера Камю, " не отрывая глаз от абсурда". Существование человека превращается в противостояние абсурду, которое выражается в чувственном проживании каждого момента жизни, которая может оборваться в любую минуту.
3. Безрелигиозная гуманистическая версия смыла жизни.
Согласно идее последователей этой точки зрения смысл человеческой жизни в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может отменить смерть, но он может сам придать смысл собственной жизни. Тогда она из слепого течения превращается в истинное искусство, где каждый раскрывает свои лучшие способности, проявляется как неповторимая индивидуальность. Смысл жизни для этой категории общества — понятие какое-то условное, смысл они подменяют целями. Логичного и неоспоримого смысла бытия они не приводят.
Современная молодежь в большинстве своем атеисты, но в трудные минуты все вспоминают о Боге. Все же находятся люди, которые находят смысл жизни в служении Богу, как единственный выход. Вера им помогает, цель достигается. Очевидно, что смысл своего существования волновал уже пралюдей с момента появления у них проблесков самосознания. Поиск смысла жизни послужил одной из главных причин возникновения религии и предшествовавших ей верований, в том числе изложенных в легендах и мифах. Поэтому представляется закономерным, что адекватное понимание смысла жизни в будущем придёт на смену религии.


Философский подход


Вопрос о том, почему человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии.
Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.
Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.
Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенциалов)
Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.
Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должно трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. Античный философ Аристотель весьма проницательно и обоснованно считал, что смысл жизни состоит в достижении счастья. Но счастье — не в чувственных удовольствиях; с точки зрения этических добродетелей счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность.


Современное отношение к смыслу жизни


Нельзя забывать и о том, что со сменой времен, меняются и представления человека о смысле и цели жизни.
Так как эта проблема требует ответа у каждого человека, ответ будет зависеть только от наших личных убеждений, которые в свою очередь складываются из нашего образа жизни и своей судьбы.
Образ жизни — это общая формула каждодневного бытия личности, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения. Образ жизни — это собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни индивида. Состоит образ жизни из качества жизни, условия жизни, концепции жизни и стиля жизни. Из условий нашего существования; вещественной среды: жильё, работа транспорт, сфера медицинских и образовательных услуг, бытовое обслуживание, отдых, социальные гарантии и обеспечение, и природную среду обитания; системы философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях.
Цели и мечты, а главное способ их достижения у жителей мегаполисов резко отличаются от целей и мечтаний жителей глухих деревень. Но кроме этого сильно отличаются цели людей из разных слоев общества. Человек с детства привыкший к роскошной жизни не будет мечтать о кабриолете, как в прочем и человек из самых низов общества. Так как для одного из них машина, даже самая шикарная, не является мечтой из-за доступности, а для другого такой шик непростительная роскошь, цели мельче и приземлений.
Что же такое своя судьба? Это наше высшее предназначение. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем своей судьбе.
Достижению желаний и мечтаний мешают четыре основных препятствий:
Человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо.
Любовь. Человек знает, что хотел бы добиться или испытать в жизни, но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдание своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед.
Страх неудачи и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается, поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке вроде «ну и ладно, не очень-то и хотелось».
И когда человек замечает, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко, его поджидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни. Как писал Оскар Уайльд, «люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего». И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал вся жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты. Только одно делает исполнение мечты невозможным — это страх неудачи.


Социологический опрос


Вопрос о смысле жизни так или иначе встает перед каждым человеком — если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни — и стремится найти его.
В школе был поведен социологический опрос среде старшеклассников. Респондентам было задано три вопроса:
Какая ближайшая цель вашей жизни?
В чем смысл жизни?
Что является для вас главными ценностями в жизни?
Большинство опрошенных считают что: ближайшая их цель благополучное окончание школы, сдача выпускных экзаменов. Но при этом многие желают создать семью и получить высшее образование.
Смыслом жизни респонденты считают создание семьи, быть востребованными на любимой работе, многое увидеть и прочувствовать в жизни.
В пункте о главных ценностях практически полное согласие: родители, семья, здоровье.
Вывод: подростки 15-17 лет полностью осознают важность своей роли в обществе. Желая счастливой жизни, имея свои цели, и планомерно их достигать.
Социальные, экономические, интеллектуальные проблемы современного общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения. Например: всемирная информатизация и компьютеризация позволяют современному человеку идти в ногу со временем. Однако особую тревогу вызывают влияние, зависимость человека, в частности подрастающего поколения, от компьютеризации, что ведет к отчужденности, цинизму, духовной опустошенности многих подростков.
Подростки осознают разнообразие складывающихся у них представлений о смысле жизни, возможность их обогащения в процессе взросления и овладения опытом, необходимость преодоления трудностей в реализации смысла своей жизни.


Индивидуальность проблемы    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.