Проблемы человека в философии
Содержание
1. Проблемы человека в философии
1.1 Человек как предмет философии
1.2 Антропосоциогенез
1.4 Единство природного и общественного в человеке
1.5 Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смыслсмерти?
Список использованных источников
1. Проблемы человека в философии1.1 Человек как предмет философии
Платон видел в человеке «существо бескрылое, двуногое, сплоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному нарассуждениях». Аристотель полагал, что человек есть общественное животное,наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. Помнению философа, социальность отличает человека от остальных живых существ. Аристотельпервым ввел термин «антропология», выдвинул идею последовательного усложненияорганизации живых существ («лестницы существ»).
Помимо идеи о совершенствовании индивида путем его включенностив общественное целое (в государство), проводилась мысль о добродетельной и счастливойжизни путем освобождения человека от власти внешнего мира, от социально-политическойсферы (например, в этике Эпикура). Плутарх (I в.) считал, что характер человекачерез концентрацию его воли реализуется в деятельности, которая есть воплощениежелания — стремление к цели, направляемое разумом и чувствами. Для Плутарха поступок,деятельность — условие для успеха в жизненной борьбе с обстоятельствами и судьбой.
В средневековой философии человек рассматривался как составнаячасть божественной упорядоченности в мире. Августин представлял душу как независимуюот тела и именно ее отождествлял с понятием «человек». Фома Аквинскийвидел в человеке единство тела и души, рассматривал его как существо промежуточноемежду животным и ангелом. В человеке усматривалась трагическая расколотость (противоречивость.- В. К.). Он владеет божественным даром — свободной волей и одновременно находитсяв рабстве у своих страстей и влечений. Человек выше космоса и должен быть господиномприроды, но из-за своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависитот божественного милосердия.
Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховностиплоти и земной жизни человека провозгласила его величие, достоинство, обосноваласамодостаточную ценность человека и его земной жизни.
В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека.Блез Паскаль (1623 — 1662) подчеркивал связь разума с нравственностью, утверждал:«Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростникмыслящий». Предпринималась попытка раскрыть природу человека, которая представляласькак «сумма его. способностей и сил, таких как способность питаться, двигаться,размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности. содержатся в определении человекакак одаренного разумом животного». Физические и духовные способности, основныекачества людей (разумность, стремление к благополучию, счастью, справедливости,добродетели) могут реализоваться, по мнению Гоббса, в государстве, построенном наоснове общественного договора.
Д. Локк придавал важное значение формированию гармонии физическогои духовного начал личности («Здоровый дух в здоровом теле»). Человек сталрассматриваться как вещь, оперирующая материальными и идеальными предметами. В XVIIIв. американец В. Франклин определил человека как «животное, делающее орудия».Действительную сущность человека Гольбах видел в области морали и мысли. Тем самымфилософ отличал человека от животных и разделял общую просветительскую идеалистическуюустановку — «идеи правят миром». В то же время Гольбах склонялся к механицизму,допуская, что наши души подчинены тем же физическим законам, что и материальныетела. Человек, по мнению Вольтера, причастен добру и злу, удовольствию и страданию,наделен страстями, чтобы действовать разумно, он непостижим, как непостижима всяостальная природа. Ламетри, опираясь на данные сравнительной анатомии и физиологии,доказывал единство живой материи, писал о возможности превращения в определенныхусловиях обезьяны в человека. Он подошел к идее естественного отбора, доказывая,что все виды живой природы есть результат процесса смены менее совершенных организмовболее совершенными, лучше приспособленными к выживанию. Человек — результат саморазвитияматерии, а человеческое тело — это заводящая себя машина, олицетворение беспрерывногодвижения.
Механицистскую трактовку в понимании человека пытались преодолетьпредставители классической немецкой философии. Исходя из дуалистического пониманиячеловека как существа, принадлежащего двум мирам — природной необходимости и нравственнойсвободы, Кант разграничивал «философскую антропологию» в «физиологическом»и «прагматическом» отношениях: первая дает представление о том, что делаетприрода из человека, а вторая — что человек делает из себя сам. В более позднем(с конца XIX в.) толковании понятие «философская антропология» означаетучение о природе и сущности человека. Гегель полагал, что свою духовную сущностьчеловек реализует, преодолевая природность (биологичность), через включение в многообразиеотношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т.д.).Рассматривая человеческий труд, Гегель истолковывал его как целесообразную деятельность,протекающую в рамках причинных зависимостей, раскрыл диалектику индивидуальногои социального. Однако практическую деятельность Кант, Фихте и Гегель понимали абстрактнокак деятельность мышления, воли, духа. По мнению Л. Фейербаха, сущность человекав значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцеми волей, способными к любви. Человек, включая и природу как свой базис, являетсяуниверсальным и высшим предметом философии. В этом подходе, наряду с несомненнымидостоинствами, отсутствует конкретно-исторический взгляд на человека, не объясняется,почему у разных людей столь различно содержание их жизни.
К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею детерминациичеловека объективной природной и социальной реальностью. Эта концепция дополненаразвивавшейся в рамках идеализма идеей человеческой активности, деятельности. Марксизмсвязывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционированияи развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкойи продуктом истории. Ф. Энгельс отмечал, что человек всей плотью и кровью принадлежитприроде. Однако главное в человеческой природе — социальная обусловленность. Марксизмне нивелирует и не принижает специфические качества отдельных личностей, учитываетхарактер, волю, способности, страсти человека.
Ф. Ницше полагал, что Европа XX в. будет Европой расчеловеченноймассы, толпы. В противовес этому, философ отвергал нивелировку человека. ИдеаломНицше стал образ «сверхчеловека» как представителя нового типа людей,ориентированных на самотворение, самосовершенствование, превосходящих современниковсвоими моральными и интеллектуальными качествами. «Сверхчеловек» Ницшеотвергал культ наживы, верил в силу деятельной любви. Недооценка рядового человека(представителя массы), по меньшей мере, негуманна, но ницшеанская идея прогрессивнойэволюции человечества на основе очищения от пороков и использования сильных сторонболее одаренных индивидов продуктивна.
Представители антропологической философии, особенно экзистенциалистской,выступили против «диктата» философских абстракций и материальных вещей,основной темой своих размышлений избрали существование, духовный мир человека. Например,субъективистски истолковывая человека, Ж. Сартр писал, что человек существует настолько,насколько себя осуществляет через совокупность своих поступков, через решение занятьопределенную позицию. Экзистенциалисты считают, что существование человека находитсяпод угрозой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистскойдоктрины, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.
В условиях ускорения общественного прогресса религиозная философияобновляется, «антрополизируется». Н.А. Бердяев отметил, что много писалиоправданий Бога, теодицей, наступает пора писать оправдание человека — антроподицею.По мнению философа, человек поставлен перед многими мирами в соответствии с разнымиформами активности: миром обыденной жизни, религиозным, научным, художественным,политическим, хозяйственным. Эти миры кладут печать на формацию личности. Бердяевв своих работах «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»,«О назначении человека» видел диалектическую противоречивость человека:он ограничен и бесконечен, мало вместителен и может вместить вселенную, в глубинебессознательного выходит за границы сознания и приобщается к космическим стихиям.Человек потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он естьсущество, недовольное самим собой и способное себя перерастать. В целом человек,- заметил Бердяев, — предпосылка всякого философского познания, ведь философствуетчеловек и для человека.
Современный натурализм в трактовке человека реализуется в описаниичеловека по аналогии с другими сложными организмами, в версии человека как«несостоявшегося животного», обреченного своей биологической неполноценностьюна поиск «противоестественных» способов существования.
Весомый вклад в разработку философской антропологии внесли ЭрнстКассирер (1874 — 1945), определивший, что человек — это животное, изобретшее символыи живущее в их мире, и Макс Шелер (1874 — 1928), утверждавший, что человек естьсущество свободное, открытое, находящееся еще в становлении и формировании.
Современная философская антропология анализирует все слои жизничеловека (инстинкты, влечения, эмоции и т.п.), занята поиском антропологическихоснований жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов,изучает межличностные отношения, основывающиеся на естественных симпатиях людей,на актах признания «другого», взаимоприобщения благодаря сопереживаниюили общности языка. Арнольд Гелен (1904 — 1976) в своем главном труде «Человек.Его природа и его положение в мире» (1940) дал интегративное описание человекакак целостного и единого существа, не распадающегося на «тело» и«душу». Ключевыми при описании такого человека выступают понятия«действие», «сообщество», «культура». Человек долженотвоевывать условия своего существования у мира и при этом постигать самого себя.Социальные институты и нормы предстают в концепции Гелена в качестве форм, восполняющихбиологическую недостаточность человека и реализующих его жизненные устремления.Гельмут Плеснер (1892 — 1985) трактовал человека в единстве его биофизических идуховных сторон. Согласно Плеснеру, способность живого организма взаимодействоватьс окружающей средой реализуется по-разному: у растений — простым «вчленением»в среду; у животных — проявлением определенной самостоятельности по отношению ксреде; у человека — эксцентричностью. Последняя проявляется в интеллектуально — нравственной и в эмоционально-поведенческой сферах. Плеснер сформулировал некоторыенормы внутреннего развития и внешнего отношения человека к бытию. Во-первых, человекдолжен сам себя сделать тем, кто он есть. Управление своей жизнью он осуществляетна основе культуры. Во-вторых, человек не только растворяется в мире, но и обладаетдистанцией по отношению к нему. В-третьих, человек лишен равновесия. Достигнув чего- либо, он не может обрести покой, а стремится к бесконечному самоизменению, оставаясьвсегда тайной для самого себя. Человек, по Плеснеру, мучается сомнениями в существованииБога, не сомневается только в своем собственном существовании.
Современных зарубежных теоретиков волнуют вопросы смысла бытияи ценностных ориентаций человека, путей его самореализации. А. Печчеи в своей книге«Человеческие качества», анализируя тотальную технизацию жизни, отметилнеобходимость «человеческой революции» через развитие интеллектуальных,чувственных и телесных способностей человека. По мнению ряда философов, задача состоитв том, чтобы с помощью физиологии, медицины и психотехники сделать труд более здоровым,адаптировать машину к человеку. Для контроля над техническим прогрессом необходимыкак «внешние меры» — изменение способа производства, так и «внутреннееусилие человека», при котором он исходит из своего разума, воли, любви и другихдвижений души. Тем самым достигается «целостность» человека.
Д. Оттен, Г. Вобруб, Г. Глязер, JI. Браун считают, что преобразованиеобщества с помощью передовой технологии предполагает высокую квалификацию, развитуюобщую культуру человека, увеличение досуга, изменение индивидуального стиля жизни.Ф. Гросс подчеркивает, что основным условием существования сложных обществ являетсяплюрализм. Он требует не только терпимости к ценностям различных групп и наличияпри этом некоторых общих норм, но и «экономической демократии» (сосуществованияразличных форм экономической деятельности), социальной справедливости (преодолениябольших различий в доходах).
В историческом процессе возрастает гуманизация социума. В узкомсмысле слова гуманизм есть идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса,содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы,искусства и т.п. Гуманизм в общем смысле слова означает стремление к человечности,к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когдачеловек начинает осознавать свою роль в универсуме, свое предназначение, смысл ицель своего бытия. В настоящее время усиливается ориентация на практический гуманизм- целенаправленную, реальную деятельность по созданию условий возвышения человеческойжизни в соответствии с нормами гуманистического сознания. Современный гуманизм рассматриваетчеловека не только как высшую цель, как это было у Канта, но и как средство длярешения различных практических задач, предусматривает нравственный образ жизни надостойном для человека материальном базисе, осуществляется в согласованности с развитиемживой и неживой природы. Утверждение гуманизма есть альтернатива таким нежелательнымвозможностям в дальнейшей эволюции социума, как:
а) формирование одномерного человека, направляющего свою энергиюна реализацию какого-либо частного момента своего бытия;
б) превращение человека в условиях электронной цивилизации в«виртуальное» существо с последующей заменой его киборгом, биокомпьютером.Мы скептически относимся к мнению, что «с точки зрения общего процесса эволюциижизни замена человека разумного новым техногенным видом разумной жизни вполне укладываетсяв общую картину как следующий, более высокий этап развития живой материи во Вселенной».Например, в последнее время человек стал все чаще проигрывать шахматные партии машине.Это не означает, что на замену человека должен прийти суперкомпьютер как новый техногенныйвид разумной жизни, многократно превосходящий человека по количеству и скоростипросчитываемых за секунду вариантов.
Итак, история философской мысли зафиксировала: открытие человекомсамого себя в его взаимодействии с космосом, миром, обществом и самим собой, источникиактивности человека; не только включенность в социально-природное целое, но и саморазвитиечеловека, относительно независимого от внешнего мира; единство в человеке космоприродно-биологического,социального и духовного, гармонию тела и духа, физического и духовного; гуманностькак наиболее характерное проявление человека; противоречивость человека, единствов нем объекта и субъекта истории.
1.2 Антропосоциогенез
Религиозная философия происхождение человека связывает с актамибожественного творения. В соответствии с теорией «общей космологической эволюции»человек — следствие космического развития, выражение роста свободы и целенаправленностиобъектов. Согласно теории «синтетической эволюции» человек — продукт естественногоотбора и генетических мутаций. Диалектико-материалистическая философия разработалатрудовую теорию антропосоциогенеза, которая доминирует.
Становление человека (антропогенез) и формирование общества(социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился 4-6 млн лет.В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошел отгуманоида (общего предка и человека, и человекообразных обезьян).
Для поведения гуманоида характерны:
а) ограниченные индивидуальные вариации поведения, основанныена инстинктах;
б) решающая роль генетической наследственности;
в) объединение в стадо с доминирующим индивидуальным инстинктомсамосохранения;
г) биофизиологическое разделение функций.
Для скачка в общественный способ существования предки человекаимели необходимые биологические предпосылки: уникальный мозг, способный не толькок условно-рефлекторной, но и к конструктивной деятельности; прямохождение, освободившеепередние конечности; развитую кисть руки, способную совершать трудовые операции;гортань, умеющую издавать членораздельные звуки и т.д. Трудовая концепция находитподтверждение в останках пралюдей (в дальнейшем людей) и следах их деятельности.
Процесс выделения человека из животного мира совершался первоначальнопосредством инстинктивной предтрудовой деятельности. Характеристиками последнейслужат: бессознательный тип побудительного мотива деятельности; преимущественнобиологический характер деятельности; неотчуждаемый и невоспроизводимый тип продуктадеятельности; существование предчеловека как элемента природы. Предчеловек оказалсяподготовленным к тому, чтобы взять в руки палку или камень, удлинить таким образомсвои конечности, перейти к усилению своих естественных возможностей искусственнымисредствами. От приспособления к природе он перешел к ее преобразованию, труду.«Труд создал самого человека»120. Инстинктивная предтрудовая деятельностьзаменялась трудом, где мотив деятельности стал осознанным, сама деятельность приобрелацель — удовлетворение запросов в материальных благах, а продукт деятельности сделалсяотчуждаемым и воспроизводимым, человек же стал противостоять природе. Созидательныйтруд сущностно отличает человека и человечество от остальной природы.
Начало изготовления орудий труда — исторический рубеж в становлениичеловека и общества. Предположительно, изготовление простейших орудий началось на1 — 1,5 млн лет раньше, чем появились речь и мышление. Первоначально решающую рольв производстве и быту играли навыки, умения, а не интеллект. Действующая рука какнепосредственно соприкасающийся с предметами орган готовила голову к умению думать,прежде чем сама стала орудием исполнения планов и замыслов головы. При этом уточнялисьи обогащались зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения.Это дает основания утверждать, что человек в своем развитии проходит стадии умелогои человека разумного.
Скептически относясь к трудовой теории происхождения человека,ряд исследователей особое внимание обратили на духовный фактор появления человека.«Парадокс человека», по мнению Тейяра де Шардена, состоит в том, что переходосуществился не через морфологические изменения, а через развитие сознания, психики,разума (абстрагирование, обдуманный выбор и изобретательность, рассчитанное восприятиепространства и длительности и т.д.), лишь завуалированное морфологией. Льюис Мэмфорд(1895 — 1990) полагает, что производство новых символов обгоняет производство орудийтруда. В работе «Техника и природа человека» он подчеркивал, что техникаразвивалась не столько благодаря труду, сколько под воздействием мифа, игры, фантазии,различных форм ритуала, песни, танца. Приоритетное значение ученый придавал возникновениюязыка как коллективного продукта и средства умственной концентрации древнего человека.
Труд и духовность (а также язык) как факторы формирования человекане следует противопоставлять, они оказываются не разорванными, а соединенными. Этосближает эволюционно-трудовую и так называемую духовную концепции происхождениячеловека. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логикумышления. В физическом и умственном развитии человека (т.е. в изменении морфологиии развитии рассудка) фактор труда имеет решающее значение:
а) в дочеловеческой истории взаимодействовали предок человекаи природа. Затем число элементов в системе возросло: человек — орудие труда — предметтруда — природа. Рост числа связей и их усложнение увеличивали возможности рациональнойоценки связей и развивали способность выбора. А само появление орудия труда (например,рубила) и потребности в его совершенствовании (например, изготовления из рубиланожа, топора и т.д.) обнаруживают наличие сознания у человека;
б) в процессе труда человек познавал не только внешние связи,но и внутренние свойства вещей, их предназначение, развивая свои аналитико-синтетическиеспособности; в) результат труда по времени отдалялся от непосредственного трудовогоакта. Например, человек бросал зерна в землю, а итог этих действий выражался в болеепозднем урожае. Освоение участков земли для собирательства, земледелия и т.п. шлочерез перемещения в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно- следственные связи, воображение, широта мышления;
г) вместе с формированием руки изменялись другие органы тела.Увеличение и усложнение трудовых операций, связей с природными объектами и междуиндивидами, употребление мясной пищи, обработанной на огне, увеличивало и усложнялочеловеческий мозг;
д) в процессе перехода от предтруда к труду ослаблялась инстинктивнаяоснова поведения, становившаяся все более осмысленной, формировались воля, конструктивныеспособности людей, их интеллект, усложнялись разнообразные потребности человека.
При постоянно возобновляющемся процессе труда формируется социокультурноеобъединение людей. Средством организации совместных действий, хранения и передачизнаний, выражения норм общения становился язык. Через сознание и практику структураязыка в конечном счете в модифицированном виде выражает структуру мира. Итак, труд,мышление и язык спасли предчеловека в той проблемной ситуации, в которой он очутился(неприспособленность к изменившимся условиям жизни, плохая защищенность от хищников),и сформировали человека. Для него характерно преодоление врожденного и развитиенормативно-преемственного, ценностного, многовариантного поведения. Общественныеотношения, складывавшиеся в процессе трудовой деятельности, формировали у людейсоциальные качества, которые надстраивались над инстинктами и ограничивали, существенноих модифицировали.
В зависимости от материально-трудового фактора Льюис Морган(1818 — 1888) выделил в истории человечества три исторические эпохи — дикость, варварствои цивилизацию. Эпоха дикости характеризуется применением огня, возникновением охотничьегопромысла и изобретением лука; варварство — гончарным ремеслом, приручением животныхи возделыванием полезных растений, плавкой железной руды; эпоха цивилизации открываетсяизобретением буквенного письма, созданием огнестрельного оружия. Если Морган в основуклассификации истории положил сугубо материальный фактор и его отдельные предметы,то К. Маркс и Ф. Энгельс — характер общественных отношений во всей его широте иглубине, выделяя этапы общественного развития труда, появление частной собственности,социальной и политической структур.
антропология философская человек смысл
Современная философия вносит коррективы и дополнения в ранеевысказанные гипотезы о происхождении человека. В качестве основной причины выделениячеловека из животного мира называются мутации, вызванные природными факторами: активнойвулканической деятельностью; сильным радиационным фоном на предполагаемой прародинечеловека — юге Африки; изменением климата на Земле; космическими воздействиями(космическая радиация привела к мутациям в ДНК живых организмов и у некоторых приматовпроизошел качественный «биологический скачок», приведший к появлению человека).В настоящее время человек в философии рассматривается не только как высшая ступеньв развитии мира, но и порой как природная патология, как этап в возникновении новой,постсоциальной формы движения материи. Данная, весьма сомнительная позиция, навеянаусиливающейся компьютеризацией человеческой деятельности, вытеснением вещно-телеснойсреды информационно-знаковой, что имеет неоднозначные последствия.
Как выражение ценностного поведения возникли нравственно-социальныенормы: запреты на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержанияжизни любого из членов рода, позже распространившееся на человеческий род в целоми на животных. Нравственность — один из факторов антропосоциогенеза. Она лежит восновании человеческой психики и ее первичных социальных проявлений. Карательныемеры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейшихнравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочеловека в животноесостояние.
Важную роль в становлении человека и общества сыграло производстволюдей самими людьми (демографический фактор). Для человека характерно наличие избыточной(по сравнению с животными) половой активности. Повышенная сексуальность человекане следствие его «греховности», а особый механизм выживания в условияхжесткого давления окружающей среды. Половая любовь выступала важным фактором миролюбияв отношениях между общинами, родами, племенами.
Продолжение человеческого рода как биосоциальный процесс находитсяв органическом единстве со сферой производства средств к жизни. Переход от собирательстваи охоты к производительному жизнеобеспечению — земледелию, скотоводству, ремеслу- был первым обнаружением роста народонаселения (30 — 40 тыс. лет назад). Неолитическаяреволюция (7-5 тыс. лет до н.э.) привела ко второму демографическому всплеску. Третийдемографический взрыв — детище XX в., современной НТР, следствие успехов медициныи гигиены.
Сложно переплетаются экономические процессы и эталоны демографическогоповедения. Для последних характерны самостоятельность и длительность их формирования,относительная устойчивость. В благоприятной экономической среде имеются предпосылкидля роста населения. Вместе с тем, обогащение потребностей, складывающиеся высокиестандарты жизни в условиях экономического процветания тормозят рост населения. Ведьпри большем числе людей на каждого члена сообщества приходится меньше материальныхблаг, а в семье остается меньше свободного времени для всестороннего личностногоразвития. К тому же неконтролируемый рост населения повышает экологическую нагрузку,уменьшает пространственные параметры жизни. С позиций синергетической методологиив пока продолжающемся на Земле росте населения содержится возможность переключенийрежимов, торможения демографических процессов. Современный демографический взрывуже прошел (в 60-е гг. XX в.) свой апогей. Демографы высказывают гипотезу, устанавливающую«потолок» в 9 — 10 млрд жителей Земли.
Рост населения не является самоцелью. Оказалось целесообразным,ограничив в разумных пределах рождение детей, уделить больше внимания и ресурсовсохранению и восстановлению здоровья (биологического и социального), увеличениюдлительности жизни с тем, чтобы достигнуть гармонии между количеством и качествомнаселения. Еще Гераклит говорил: «Для меня один важнее 10 000, если он наилучший».Качество народонаселения выражается помимо здоровья человека в развитии его разнообразныхспособностей, позволяющих добиваться высокой результативности деятельности при минимумезатрат умственной, физической, эмоционально-психологической энергии.
В ходе антропосоциогенеза люди выступают как продукт и одновременнотворцы обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку.
1. Объектно-генезисный подход выявляет факторы формирования человека:
а) космические, экологические, демографические, социально-экономические,политические условия жизни, шире — макросреда;
б) микросреда, т.е. непосредственное окружение, в первую очередьсемья, трудовой коллектив;
в) социальные общности людей, межличностное общение;
г) общественные и политические организации, партии, формирующиеобщественное мнение, ценностные ориентации, морально-психологический климат;
д) система обучения и воспитания;
е) средства массовой информации и учреждения культуры.
2. Человек — не только объект среды, но и ее субъект, действующеелицо истории, творит мир и самого себя, но не произвольно, а в наработанных природойи историей объективных условиях и обстоятельствах, сообразуясь с логикой действительности,оценивая ее. Субъектно-функциональный анализ раскрывает включенность человека вглавные сферы деятельности, общения и познания и характеризует его как производительную,социальную, политическую и духовную силу общества.
Человек воплощает единство двух названных противоположных начал:постоянной восприимчивости ко всем импульсам, идущим от мира, общества, и личностногопридания этим импульсам собственно человеческого смысла. Обстоятельства, импульсы,определяющие поведение, познание, деятельность человека, и тот результат на«выходе», пропущенный и трансформирующийся через человеческую субъективность,представляют собой далеко не одно и то же. Человек связан с миром и одновременнодистанциирован от него. Некоторые воздействия мира, общества человек в целом воспринимаети реализует, к другим приспосабливается, от третьих пытается отмежеваться и не воспринимать.Итак, имеется соответствие и несовпадение между обстоятельствами реальности и итогамиреагирования человека на эти обстоятельства, импульсы, поэтому человек есть продуктобстоятельств и вместе с тем их оппонент. А.И. Герцен в своем произведении«Былое и думы» писал, что за каждым человеком, как за волной, чувствуетсянапор целого океана всемирной истории, мысль всех веков. Конечно, жизнедеятельностьчеловека не только запрограммирована всей историей, но и самопрограммирована (репродуктивно-традиционнои творчески-новаторски), опирается на собственный выбор, свободу воли, свою природно-социальнуюэнергию.
1.3 Что есть человек?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить природу (содержательноеразнообразие проявлений и выражений человека) и сущность человека (глубинную егооснову).
Ф. Фукуяма полагает, что природа человека — это сумма поведенияи типичных видовых характеристик, обусловленных генетическими, а не средовыми факторами.Видимо, подход к природе человека должен быть более широким, комплексным.
Человек по своей природе:
земное творение (лишь опосредованно он является продуктом Космоса,ибо планета Земля — составная часть космической эволюции);
входя в природу, человек возвышается над ней, т.е. бытие человекасоциально-природно;
как и высшие животные, имеет психику;
обладает разумом и ценностями, этическими и эстетическими качествами;
существо общительное, коммуникативное, символическое, сочетаниесознательного и бессознательного;
изменяя условия своего существования, человек создает мир культурыи совершенствует самого себя.
С древних времен сущностью человека полагалось единство духа,души и тела.
Сущность человека реализуется через существование и в нем созидается.В качестве всеобщих форм существования человека выступают социосозидание и ее составляющие- творчество, свобода, нравственность, эстетичность и т.п., смысло-ценностное самоутверждение,устремленность к идеалу. Эти модусы взаимодействуют с антимодусами: социоразрушение,утрата в человеке личностных свойств, догматическое (стандартное) мышление и соответствующаядеятельность, превращение идеалов в идолов, свободного человека лишь в функцию ит.д.Ф. Шеллинг отмечал, что в глубинном онтологическом измерении в человеке содержитсявся мощь темного начала и вся сила света, и крайняя глубина бездны, и высший пределнеба. Действительно, если признать, что человек, согласно Протагору (480 — 410 дон.э.), есть мера всех вещей, то имеются наряду с позитивными и негативные вещи,обусловливающие отрицательные облик и поступки личности. «Светлые» и«теневые» стороны в человеке обусловлены не только противоречивыми обстоятельствами(вещами), но и содержатся в самой внутренней природе человека. (Человек относительносамодостаточен, дистанциирован от среды.) Протагор рассуждал: «Быть постояннохорошим невозможно, тот же самый человек способен стать и дурным». Наличиев природе человека предрасположенности к добру и злу отмечали многие философы: Ф.Бэкон, И. Кант, Г. Гегель, B. C. Соловьев и др.) Итак, человек есть не только мерадобра, но и зла, а сами добро и зло в разных обстоятельствах относительны.В.Г. Белинскийподчеркивал: добро для одного народа или века бывает злом для другого народа в другойвек.
Существование среды и человека всегда процессуально. Так, человекэпохи дикости и варварства уже был умелым, разумным, говорящим, оперирующим простымиорудиями труда и символами. Человек цивилизованный дополнительно приобретает новыесвойства. Это человек — гражданин, опирающийся на право, технологический, политический,познающий научно и т.д.
Высказываются различные точки зрения по вопросу о сущности человека.Указывается, например, что человек — «пучок привычек» (Пирс), наделенноерелигиозностью в отличие от животных существо (Веркор), существо, способное оценивать,наделять смыслом личности, предметы, явления.
Известная точка зрения К. Маркса о сущности человека как ансамблявсех общественных отношений весьма логична. Ведь биологические факторы человекахотя и имеют важное значение, но действуют через опосредование и преобразованиесо стороны факторов социального порядка как ведущих. Человек, оставаясь по сущностисоциальным, изменяется в зависимости от эпохи. Вместе с тем следует иметь в виду,что человек соотнесен не только с обществом, а с Универсумом, Миром, со всей Историей,с другим человеком.
Неофрейдисты главное внимание обращали не на социальную сторонужизни, а на переживания одиночества в противостоящем человеку обществе. Представителифранкфуртской философской школы (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.) считалинеобходимым направить марксизм от анализа социально-классовых отношений в сторонурассмотрения психологии индивида, структуры его инстинктов и влечений. Человеческаядеятельность объяснима, по Ю. Хабермасу, лишь с позиций психоанализа, с помощьюкоторого можно раскрыть связь бессознательного и сознательного в поведении человека.Франкфуртцы пытаются сблизить Маркса и Фрейда, материалистическую диалектику и психоанализ,которые, как считал А. Шмидт, «взаимопроникают» и «отражаются другв друге».
Э. Фромм считал человеческую природу исторически обусловленной,в то же время не отбрасывал значения биологических факторов. Он определял человекакак животное, по сравнению с другими животными недостаточно оснащенное инстинктами,поэтому выживание человека возможно тогда, когда он производит средства, удовлетворяющиеего материальные потребности, если он развивает свой язык и инструменты. Сущностьчеловека — в противоречии между двумя конфликтующими в нем мирами: животным и духовным,телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясьв своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главнымобразом разум. Итак, Фромм, особенно когда рассуждал о выживании человека путемпроизводства средств, удовлетворяющих его материальные потребности, неявно подошелк идее о биосоциальной сущности человека. В современной отечественной литературетакже часто высказывается точка зрения, согласно которой человеческая сущность социоприроднаи личностно воплощена, персонифицирована.
Исходя из интегрального подхода к характеристике человека, отметим,что природное в человеке не сводится к биологическому, а вбирает в себя еще физическоеи химическое. Социальное не тождественно наличным общественным отношениям, а включаетв себя бесконечность культурно-исторической памяти и устремленность в будущее. Духовное(еще один компонент природы человека) — не просто функция внешних условий, а особаясамостоятельная реальность.
Одной из особенностей современной философии является ее ориентацияна неопределенность, что применительно к человеку означает отказ от выяснения сущностичеловека. К. Ясперс определял человека как существо, занимающее промежуточное положениемежду суетным внешним миром и царством абсолютного, вечного, божественного — трансценденцией.".Нам неизвестен даже окончательный удовлетворительный ответ на вопрос: что такоечеловек?" Человек, полагал Ясперс, всегда больше того, что он знает о себе.Он не одинаков во всех случаях, он есть путь. С точки зрения постмодернизма, отказывающегосявыявлять природу и сущность человека, от последнего остался только «след»,«цитата», «архив», «постчеловек».
Философия XX в., начиная с Э. Гуссерля, рассматривает человекав «жизненном», «повседневном» мире, в котором индивид опираетсяна совокупность очевидностей. М. Хайдеггер назвал способ повседневного человеческогобытия заботой. Этому бытию присуща концентрированность на практические достиженияповседневных целей, отрешенность от универсума, отказ от таинственно — абстрактныхфикций. Пространство и время повседневности человекоразмерны. Жизненный мир формируетсяв постоянно возобновляемом контакте людей, его компонентами выступают предметы ипроцессы постольку, поскольку они «пропущены» через человеческие смыслы,переживания, привычки. Так как все реалии жизни текущи, непрерывно воссоздаются,то философским представлениям о мире и человеке в нем свойственны вечное сомнение.
Наряду с неопределенностью, сущему (в том числе человеку) присущаопределенность. С позиций последней рассмотрим базовые характеристики человека- природность, социальность и духовность.
1.4 Единство природного и общественного в человеке
В истории философии биологизаторские (натуралистические) концепцииабсолютизировали роль естественных начал в человеке, а в социологизаторских теорияхчеловек был представлен лишь как слепок с окружающих его социальных отношений. Альтернативнойэтим односторонним подходам является позиция о единстве в человеке природного иобщественного, что воплощено, в частности, в единстве тела и души. Ортега-и-Гасетотметил: «Человек., его душа, способности, характер и тело — сумма приспособлений,с помощью которых он живет». Наличие тела влечет удовлетворение фундаментальныхпотребностей человека: в пище, защите от холода, от других сил и существ природы,в самосохранении, продолжении жизни и т.д. Природный организм человека подвластенвсем законам жизни, прежде всего законам генетическим и популяционно-видовым. Природно-биологическиобусловлено внутриутробное развитие, рождение, способность усваивать определенныевиды пищи, передача по наследству определенных задатков, пол. Первоначально ребенок- биологическое существо, сгусток, инстинктов и рефлексов, некая биологическая антенна,настроенная на волны окружающей его культуры. Но уже с первых мгновений после рождения,усваивая социальный опыт, он постепенно приобретает социальные свойства и превращаетсяв человеческую личность, в которой душа заряжает тело своей эмоциональной энергией.
На заре человечества больше шансов выжить было у тех индивидов,которые располагали не только лучшими биологическими параметрами, но и социально-психологическойпредрасположенностью жить в коллективе, обладали лучшей способностью анализироватьреалии, проявляли понятливость и терпимость в отношениях друг с другом. В естественномотборе значение социального фактора возрастало. Биологическое в человеке, представленноев виде задатков и способностей, влечений, — исходное, хотя и недостаточное началодля объяснения истории и самого человека. Социальное в человеке выражено в том,что он воплощает в себе все богатство общественного развития, является продуктомсистемы обучения и воспитания. Генетические и социальные различия выступают факторомпрогресса человека. На материале развития пола, а также появления гениальности проиллюстрируемвзаимосвязь в человеке природного и общественного.
С точки зрения биологии пол очевиден с момента рождения. Вместес тем, различают не только биологический, но и социальный пол (гендер). Биологическаяконструкция выступает как стартовая, а тендерная есть результат социализации человека.На социально-биологическом уровне доисторический мужчина как охотник и воин былзапрограммирован на конкуренцию. Для успешной охоты ему нужны были сила и ловкость,хладнокровие, расчетливость и хороший глазомер. Мужчина и сейчас многое, особеннопредставительниц противоположного пола, измеряет зрением. Древняя женщина как обустройщицажилища, мать и заботливая подруга была запрограммирована на сотрудничество и развиваласвои чувства. Как хранительница очага она должна была иметь чуткий слух, чтобы предупреждатьблизких о нападении. Она и сейчас оценивает партнера преимущественно через слух,ощущая тембр голоса, ритм дыхания. Женщина воспринимает чужую речь, как правило,субъективно, чувственно, пропуская через свои желания и тревоги, этические ценности,а мужчина — главным образом, через мышление, критически. Исторически сложилось,что для мужчин характерны такие черты, как «рыцарство», совершенствованиефизической силы, умение преодолевать трудности, мастерство в каком-нибудь деле,готовность прийти на помощь женщине, защитить ее и др. У женщин преимущественноразвиты доброта, чуткость, терпимость к недостаткам близких, умение прощать, заботао слабых, любовь к детям и т.п. Конечно, к названным стереотипам следует относитьсяскептически, но одновременно не отвергать полную ликвидацию различий между мужчинойи женщиной по моделям поведения и социальным ролям.
Тендер обусловливает психологические качества, способности, видыдеятельности, занятия и профессии мужчин и женщин через систему воспитания, традициии обычаи. Не только биологические различия, особенности протекания биохимическихпроцессов, но и культура как социальное явление выступает фактором конструированиямужской и женской природы (этим вызвана и перемена пола у некоторых людей). Тендерноенеравенство усиливалось от охотничье-собирательских к аграрным культурам (разделениетруда по полу) и снижалось далее в индустриальном и особенно в информационном обществе.В традиционных культурах и особенно с мусульманской религией поведение женщины строгорегламентировано, ее статус далек от равноправия. В государствах с развитой экономикойи протестантизмом женщина активно участвует в общественной жизни и тендерная идеологияразвивается в направлении равенства между мужчинами и женщинами. Итак, пол выступаетне только как биологическая, но и как социальная характеристика человека.
Гениальность (как и высшая степень талантливости) — естественныйприродный феномен и одновременно социальный. К биологическим стимулам гениальностинекоторые специалисты относят усиленный выброс адреналина, стимулирующий интеллектуальнуюи физическую деятельность. Повышенное содержание половых гормонов — андрогенов приводитк тому, что сексуальная энергия способна преобразовываться в творческую. Вместес тем, биологические побудители гениальности не срабатывают при плохих воспитаниии обучении, при отсутствии у общества «социального заказа» (востребованности)на определенного типа гениев. Для гениев главное не родиться, а реализоваться. О.Генри в одной из новелл поведал: когда Бога попросили указать на самого великогополководца всех времен и народов, он выбрал старого сапожника, загубившего в себебесценный дар.
Биологическое более консервативно по сравнению с социальным.Неконтролируемое и несовершенное развитие производства грозит экологической катастрофойприроде и антропологической человеку. К антропологическому кризису ведут:
а) опасные изменения генетической основы человека под воздействиемзагрязнения среды, болезнетворных микробов и вирусов, военных конфликтов, в которыхгибнут здоровые молодые люди, не оставляющие потомства;
б) стрессовые нагрузки, перенапряжения, активизирующие рост сердечно-сосудистых,онкологических и психических болезней, депрессии;
в) переконструирование биологической основы человека (усилениеумственных и физических способностей, улучшение функционирования нервной системыи т.д.), открывающее новую зону риска.
Ведь при перестройке каких-то генов, программирующих определенныесвойства организма, возможно, произойдет искажение других свойств, нарушится естественноесаморазвитие организма.
В целом совершенствовать социальные условия и биологические возможностичеловека надо синхронно, обеспечивая их оптимальное взаимодействие.
1.5 Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смыслсмерти?
Функционирование тела связано с работой мозга и нервной системы,а через них — с психикой, с духовной жизнью индивида. Вместе с тем, работа духав известном пределе зависит от здоровья тела человека.
Все переживаемое и творимое человеком содержит духовное: замысел,цель, мотив, интерес или иное побуждение к действию. Духовность выражается в способностичеловека преодолевать себя «вчерашнего» в процессе обновления и совершенствования.В духовном мире человека сочетаются рациональность и иррациональность, новации истереотипы, информация и дезинформация, свобода и детерминация, познавательные побужденияи нравственные императивы, целенаправленные устремления и инстинктивные, а такжестихийные порывы, ситуативные настроения и твердые убеждения, сомнение и вера, идеологическиеустановки и психологические архетипы и т.д.
Духовный мир человека (его важнейшие составляющие — познавательныеспособности, способности чувствования и потребности) динамичен. На начальном этапесуществования человека когнитивные (познавательные) способности сводятся к ощущениями восприятиям, чувственные способности элементарны (переживание состояний голода,боли, страха, удовольствия и т.п.), потребности преимущественно направлены на сохранениеи продолжение жизни. В дальнейшем более развитыми становятся мышление, знания, язык,появляются сложные эмоции: любовь, ответственность, долг, формируется воля; потребностинепрерывно обогащаются и усложняются. Возникают социальная память, альтруизм, сознаниеобщественного долга, гуманное отношение к природе и другим Я, устремленность человекак культуре, к сфере свободы, выбора. Созерцание, мышление, чувствование становятсявзаимопроникаемыми, происходит более тесная интеграция когнитивных и чувственныхспособностей, потребностей, формируются высшие атрибуты человеческой духовности- предельные проблемы, вопрос о смысле бытия и т.п. Потребности ориентированы насохранение, упрочение и улучшение цивилизации.
Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданиюи терпимости, совести, свободе и чести, верности идеалам, стремление раскрыть тайныбытия и смысла жизни и т.п. Антипод духовности — бездуховность выражается в злобе,невежестве, зависимости от низменных побуждений и вожделений, смене идеалов идолами.При этом человек превращается в «одномерное» существо, в нем усиливаютсяцинизм, нигилизм, агрессивность, разрушительные страсти, жестокость, одичание иидиотизация. О бездуховности, в широком понимании, можно говорить в тех случаях,когда человек неспособен к рефлексии, теряет свою автономность и уникальность, т.е.становится «роботом»; когда внутренний мир человека низводится до уровнябиологической системы (животного состояния), например, в результате употреблениянаркотиков, алкоголизма и т.п.
Духовность человека проявляется:
1) в уникальности человеческой индивидуальности;
2) в сопричастности к универсальности, к целостности природыи культуры.
Человек соотнесен с внешним миром, конформирован и одновременнообособлен от него, осознает самого себя как отдельное существо. Метафизический разрывназванных противоположностей, абсолютизирование одной из них ведет то ли к индивидуализму,то ли к растворению индивидуального в общем (от религиозного до политического).
Отношение человека как сознательного существа к своему существованиювыражается в смысле жизни. Смысл — выражение ценностно-мотивационной сферы духовнойжизни человека, осознание ценностей, которым человек подчиняет свою жизнь, радичего ставит и осуществляет жизненные цели. Смысл жизни выявляет как притязания личности,ее стремления и интересы, так и способность выразить себя в многогранной деятельности.
Утрата смысла жизни всегда рассматривалась как одна из трагедий,как потеря главной точки опоры. В мифологии древних греков боги наказали Сизифаза преступные деяния бессмысленным, бесплодным трудом — вменили в " вечнуюобязанность вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, скатываетсявниз.
Понимание смысла возможно с точки зрения отдельно взятого человекаи человека как родового существа, представителя человечества. На протяжении индивидуальнойжизни человек никогда не достигает «цели» жизни родовой, исторической,поэтому испытывает определенную неудовлетворенность ситуацией и собой. Это возбуждаетпобудительные мотивы творческой деятельности и самосовершенствования человека.
Абстрактно-всеобщий смысл жизни выражен в религиозной философии,которая связывает смысл жизни со стремлением к сверхчеловеческой святыне, в приобщениик высшему благу. В марксистской и психоаналитической философии (Э. Фромм и др.)смысл жизни видится в самореализации сущностных сил человека в активной преобразующейдеятельности, в развитии гуманности, разума, свободы. Оба аспекта (индивидуальногои родового) решения вопроса о смысле жизни дополняют друг друга.
Конечно, не все люди живут осмысленной жизнью, что подчеркивал,например, C. JI. Франк. В поисках смысла жизни возможны пародии на подлинность,ведущие к суррогатам, например, когда смысл жизни у тех или иных людей сводитсяк каким-то односторонним ориентациям, к культу вещей, власти, плотским удовольствиями т.п. Процесс поиска осмысления и переосмысления ценностей, ради которых живетчеловек, идет параллельно с их реализацией, переоценкой ценностей, переформированиемисходных целей.
Все многоклеточные организмы смертны, но лишь человек осознаетнеизбежность своей смерти, отказываясь тем самым от возможности утешения. Эпикурговорил, что когда мы есть, смерти нет, когда смерть приходит, нас нет. В пессимистическомварианте смерти жизнь становится абсурдной. Тем не менее, смерть имеет смысл — создатьусловия для обогащения жизни. Неизбежность смерти делает жизнь не абсурдной, а,напротив, содержательной и ответственной. Смерть присутствует в жизни как ее упорядочивающийэлемент, дарованная человеку возможность ярко проявить себя в жизни. Человек, осознающийсебя как конечное существо, в идеале стремится прилагать к своей конечности масштаббесконечного, максимального. Многие люди, бравшие на себя максимальные задачи, осталисьв человеческой памяти в относительной вечности: Сократ, Бруно, Пушкин и др.
Уже в древнеиндийской философии существовало понятие «страхперед смертью». Впоследствии к этой проблеме обращались Ф. Бэкон, И. Кант,
3. Фрейд, М. Хайдеггер и др. Чувство страха проистекало из инстинктасамосохранения, основного для высших животных и характерного также для человека.Пытаясь избавиться от страха, человек бежит от самого себя и «растворяется»в обществе, забывается в суете общественной жизни.
Как компенсация неизбежности смерти родилась мечта о бессмертнойдуше, остающейся после разложения тела и переселяющейся в другие существа или обретающейвечную жизнь в Боге (Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Достоевский и др.). Напротив,Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс выступали против веры вличное бессмертие. JI. H. Толстой и B. C. Соловьев писали о неизбежности биологическойсмерти и утверждении нравственного, духовного бессмертия человека. Ф.Ж. Кюри рассуждало научном бессмертии, о существовании человека через жизнь остающихся после негоидей.
Н.Ф. Федоров (1828 — 1903) высказывал мысль о возможности обретениячеловеком и человечеством более высокого онтологического статуса, включающего егобессмертие, вплоть до возвращения («имманентного воскрешения» на основе«регуляции природы») к преобразованной жизни всех прошедших поколений.
В некоторых представлениях в XX в. возобновилась на новой основеидея о формировании нетленной душевной субстанции. Провозглашается, что смерть неозначает полного исчезновения с разрушением тела, а предполагает выход интеллектуально-эмоциональногосгустка в форме биополевой структуры на новый уровень бытия. Современный российскийдоктор философии К. Кедров через идею клонирования и белорусский автор В. Цепкалочерез идею возможного в неопределенном будущем повторения генов каждого человекапроводят мысль, что люди при известных условиях могут обрести биологическое бессмертие.А по некоторым прогнозам, к 2050 г. появится возможность «скачать» всесодержимое человеческого мозга в один суперкомпьютер, что позволит сознанию пережитьсмерть тела. Будущее кибернетического бессмертия человека приводит в возбуждение,но и пугает, считает футуролог Ян Пирсон. В позиции биологического и кибернетическогобессмертия допущен разрыв тела и души, биологического и социального, не учтено,что внешний фон, социально-культурные условия, формирующие личность, всегда являютсяновыми для новых поколений людей.
С точки зрения науки и реалистической философии можно рассуждатьо видах относительного бессмертия человека в следующих формах:
а) растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение ихв вечный кругооборот материи;
б) результат жизненного творчества человека;
в) значительное увеличение средней продолжительности жизни человека(учеными открыт механизм, замедляющий старение человеческих клеток).
Достижения в биологии, медицине и других науках позволяют значительнопродлевать жизнь людей (по прогнозам, до 120 — 150 лет), усиливать память и другиекогнитивные способности. А традиционная философия, опирающаяся на идею естественногоразвития, предполагала человеческую природу, общую у всех людей на планете. Однакоприменение дорогостоящих биотехнологий создаст резкое различие между индивидамив их биологической основе, лишь богатые люди смогут воспользоваться новыми достиженияминауки. Справедливо решить проблему продления жизни людей можно тогда, когда (если)будут созданы гуманные условия для массового использования новых технологий.
Смерть — естественное явление, играет необходимую и полезнуюроль в ходе длительной биологической эволюции, способствуя выживанию наиболее приспособленныхорганизмов, прогрессу органических видов. Без этого прогресса не появился бы и человек.
В социальном аспекте смерть делает нам близкими общие заботы,объединяет нас глубоко прочувствованными эмоциями и драматически подчеркивает равенствонаших конечных судеб. Обращенность к проблеме смерти предоставляет возможность человекуспроектировать свою самость, исключив (уменьшив) помехи повседневной размытости,помогает сконцентрироваться в своем достойном участии в жизненном потоке.
Список использованных источников
1. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. — М.: Дашкови К, 2007. — 376 с.
2. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А. В.3-е изд., перераб.и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
3. Философия: Учебное пособие / Вишневский М.И. — Минск: Вышэйшая школа,2008. — 480 с.
4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков — Мн.: Выш.шк., 2008. — 431 с.
5. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А. Г.2-е изд. — М.: Гардарики, 2006.- 736 с