Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Представление о логике мышления и познания философов XIX – начала XX вв.

Содержание
Задание
1. Раскройте содержание базовых терминов/понятий — «фигура силлогизма», «модуссиллогизма», «эпихейрема», «аналогия»
2. Заполните таблицу, отыскавши родовой признак, видовоеотличие, атрибутивный или случайный признак
3. Дайте сжатую характеристику представлений про логикумышления и познания философов 19 — початку 20 ст. на примере взглядов такихфилософов как Дж. Буль, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Уайтхед и др.
4. Дать ответ на тестовое задание
Литература/>
Задание
1. Раскройте содержание базовых терминов/понятий- «фигура силлогизма», «модус силлогизма», «эпихейрема»,«аналогия».
2. Заполните таблицу, отыскавши родовойпризнак, видовое отличие, атрибутивный или случайный признак в таких понятиях: № п/п Понятие Их родовой признак Их видовое отличие Их атрибутивный или случайный признак 1 Аналогия 2 Гипотеза 3 Закон 4 Закон логики 5 Доказательство 6 Опровержение 7 Силлогизм 8 Дедукция 9 Индукция 10 Парадокс 11 Софизм 12 Тавтология 13 Эвристика
3. Дайте сжатую характеристику представленийпро логику мышления и познания философов 19 — початку 20 ст. на примере взглядовтаких философов как Дж. Буль, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Уайтхед и др.
4. Дать ответ на тестовое задание:
Отношение,которое существует между двумя понятиями, объем которых только частично входит другв друга:
а) отношениепротивоположности (контрастности);
б) отношениесоподчинения;
в) отношениеперекрещивания;
г) отношениеподчинения.
1. Раскройте содержание базовых терминов/понятий — «фигура силлогизма», «модус силлогизма», «эпихейрема»,«аналогия»
Впосылках простого категорического силлогизма средний термин может занимать местосубъекта или место предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидностисиллогизма, которые называются фигурами (рис.1).
/>
Рис.1
В первой фигуре средний терминзанимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылке.
Во второй фигуре — место предикатаи в большей, и в меньшей посылках.
В третьейфигуре — место субъекта в обеих посылках.
В четвертойфигуре — место предиката в большей и место субъекта в меньшей посылке.
Эти фигурыисчерпывают все возможные комбинации терминов.
Итак, фигуры силлогизма — это егоразновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
Модусамисиллогизма называются разновидности силлогизма,отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящихв них посылок и заключения.
Эпихейремой называется сложносокращенный силлогизм, обе посылки которогоявляются энтимемами. Например:
(1)Распространениезаведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений уголовно наказуемо, так как являетсяклеветой
(2)Действия обвиняемогопредставляют собой распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений,так как они выразились в умышленном извращении фактов в заявлении на гражданинаП.
(3)Действия обвиняемогоуголовно наказуемы
Аналогия- сходство между предметами, явлениямии т.д. Умозаключение по аналогии (или просто аналогия) — индуктивное умозаключение,когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается выводоб их сходстве по другим параметрам. Напр., планеты Марс и Земля во многом сходны:они расположены рядом в Солнечной системе, на обеих есть вода и атмосфера и т.д.;на Земле есть жизнь; поскольку Марс похож на Землю с точки зрения условий, необходимыхдля существования живого, можно сделать вывод, что на Марсе также имеется жизнь.Это заключение является, очевидно, только правдоподобным.
Аналогия- понятие, известное со времен античной науки. Уже тогда было замечено, что уподоблятьсядруг другу, соответствовать и быть сходными по своим свойствам могут не только предметы,но и отношения между ними. Помимо аналогии свойств существует также аналогия отношений.Напр., в известной планетарной модели атома его строение уподобляется строению Солнечнойсистемы: вокруг массивного ядра на разных расстояниях от него движутся по замкнутыморбитам легкие электроны, подобно тому как вокруг Солнца обращаются планеты. Атомноеядро не похоже на Солнце, а электроны — на планеты; но отношение между ядром и электронамиво многом подобно отношению между Солнцем и планетами. Продолжая это сходство, можнопредположить, что электроны, как и планеты, движутся не по круговым, а по эллиптическиморбитам.
Сходствосопряжено с различием и без различия не существует. Аналогия всегда является попыткойпродолжить «сходство несходного», причем продолжить его в новом, неизвестномнаправлении. Она не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогииистинны, это еще не означает, что и его заключение будет истинным. Аналогия, дающуювысоковероятное знание, принято называть строгой или точной. Научные аналогии обычноявляются строгими. Умозаключения по аналогии, нередкие в повседневной жизни, какправило, не особенно строги, а то и просто поверхностны. От аналогий, встречающихсяв художественной литературе, точность вообще не требуется, у них иная задача, иоцениваются они по другим критериям, прежде всего по силе художественного воздействия.
Аналогияявляется, таким образом, мощным генератором новых идей и гипотез. Аналоговые переносыпредставляют собой достаточно твердую почву для контролируемого риска. С их помощьюмобилизуются решения, уже доказавшие свою работоспособность, хотя и в другом контексте,и устанавливаются связи между новыми идеями и тем, что уже считается достовернымзнанием.2. Заполните таблицу, отыскавши родовой признак, видовоеотличие, атрибутивный или случайный признак
Преждечем заполнить таблицу, опишем что такое родовой признак, видовое отличие и атрибутивный(случайный) признак.
Логическаяоперация определения через род и видовое отличие включает в себя два последовательныхэтапа.
Первыйэтап — подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие.Родовое понятие содержит в себе часть признаков определяемого понятия; кроме того,оно указывает круг предметов, в который входит определяемый предмет. Например, дляпонятия «логика» родовым понятием будет понятие «философская наука»,для понятия «получение взятки» — «должностное преступление».
Обычноуказывают на ближайший род, который по сравнению с более отдаленным родом содержитбольше признаков, общих с признаками определяемого понятия. Подводя, например, понятие«получение взятки» под понятие «преступление» или «деяние»,мы осложним нашу задачу. Учитывая данное обстоятельство, этот вид определения иногданазывают определением через ближайший род и видовое отличие.
Но подвестиопределяемое понятие под родовое — это еще не значит определить его. Нужно указатьпризнак, отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к томуже роду. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указанииотличительного признака определяемого предмета. Таким признаком будет видовое отличие.Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов,входящих в данный род. Так для логики видовым отличием будет признак, указывающийна предмет этой науки — формы, в которых протекает человеческое мышление, и законы,которым оно подчиняется. Этот признак раскрывает сущность логики и отличает ее отдругих наук: политэкономии, теории государства и права, криминалистики и т.д.
Такимобразом, чтобы определить какое-либо понятие, необходимо, во-первых, найти род(по преимуществу ближайший), т.е. произвести операцию обобщения, и, во-вторых, указатьвидовое отличие, т.е. признак, отличающий данное понятие от других понятий, входящихв тот же род. Определение через род и видовое отличие выражается формулой А =Вс, где А — определяемое понятие, Вс — определяющее понятие (В- род, с — видовое отличие).
Нужно,однако, иметь в виду, что при указании видового отличия не всегда можно ограничитьсяодним признаком. Например, в советском уголовном праве банда характеризуется совокупностьютрех признаков:
1) объединениемдвух или более лиц,
2) наличиеморужия хотя бы у одного из них,
3) сплоченностьюгруппы, устойчивостью преступных связей ее участников. Для признания преступнойгруппы бандой необходимо установить совокупность всех трех перечисленных признаков.
Определениечерез род и видовое отличие — наиболее распространенный вид определения, широкоприменяемый во всех науках, в том числе в правовых. Так, в теории государства иправа дается следующее определение республики: республика — форма правления (род),при которой высшая государственная власть предоставлена выборному органу, избираемомуна определенный срок (видовое отличие). В гражданском процессе решение определяетсякак процессуальный документ (род), выносимый судом первой инстанции при рассмотрениигражданского дела по существу (видовое отличие).№ п/п Понятие Их родовой признак Их видовое отличие Их атрибутивный или случайный признак 1 2 3 4 5 1 Аналогия Индуктивное умозаключение На основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам Объективная зависимость между свойствами любого явления 2 Гипотеза Форма развития человеческих знаний Обоснованное предложение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений Объединяет в себе различные виды умозаключений, которые применяются в единстве, взаимодополняя и уточняя друг друга 3 Закон Нормативно-правовой акт Регулирует самые важные общественные отношения, отражает волю и интересы большинства населения Имеет высшую юридическую силу 4 Закон логики Выражение Содержащее только логические константы и переменные и являющееся истинным в любой (непустой) предметной области Логические законы исследуются только как элементы систем таких законов 5 Доказательство Логическая операция Устанавливает истинность какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений
Включает
3 взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы (доводы или основания), демонстрация 6 Опровержение Логическая операция Направлена на разрушение доказательства Установление ложности или необоснованности выдвинутого тезиса доказательства 7 Силлогизм Дедуктивное умозаключение В нем из двух суждений, имеющих субъективно-предикатную форму, следует новое суждение (заключение), имеющее также субъективно-предикатную форму Состоит из 3-х категорических суждений, два из которых являются посылками, а третье заключением 8 Дедукция Вывод логический Переход от посылок к заключениям, следствиям на основе применения правил логики Теорема дедукции 9 Индукция Вывод логический В выводе истинность посылок и соблюдение некоторых стандартных форм получения заключения из посылок не обеспечивают истинность заключения: последнее может быть как истинным, так и ложным Метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдения и экспериментов 10 Парадокс Утверждение Резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным» Фактор, контролирующий и ставящий ограничения на пути конструирования логических систем 11 Софизм Рассуждение Кажущееся правиль-ным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению Особый прием интеллектуального мошенничества, попытка выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение 12 Тавтология Логическая ошибка Суть которой заключается в том, что определяемое понятие характеризуется посредством самого себя или при доказа-тельстве некоторого положения в качестве аргумента исполь-зуется само это положение Разновидность порочного круга 13 Эвристика Специальная научная область, изучающая специфику творческой деятельности Совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач В качестве эвристических средств используются общие утверждения и формулы, индуктивные методы, аналогии, правдоподобные умозаключения, наглядные модели и образы, мысленные эксперименты и т.п. 3. Дайте сжатую характеристику представлений про логикумышления и познания философов 19 — початку 20 ст. на примере взглядов таких философовкак Дж. Буль, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Уайтхед и др.
Английскийлогик Джордж Буль (1815-1864) разрабатывал алгебру логики — один из разделовматематической логики. Предметом его изучения были классы (как объемы понятий),соотношения между ними и связанные с этим операции. Буль переносит на логику законыи правила алгебраических действий.
В работе«Исследование законов мысли», которая оказала большое влияние на развитиелогики, Буль ввел в логику классов в качестве основных операций сложение(" + "), умножение («х» или возможен пропуск знака) и вычитание(" — "). В исчислении классов сложение соответствует объединению классов,исключая их общую часть, а умножение — пересечению. Вычитание Буль рассматривалкак действие, противоположное сложению, — отделение части от целого, то, что в естественномязыке выражается словом «кроме».
Бульввел в свою систему логические равенства, которые он записывал посредством знака" =", соответствующего связке «есть». Суждение «Светилаесть солнца и планеты» в виде равенства им записывается так: х = у + г, откудаследует, что х — г = у. Согласно Булю, в логике, как и в алгебре, можно переноситьчлены из одной части равенства в другую с обратным знаком. Буль открыл закон коммутативностидля вычитания (х — у= — у + х) и закон дистрибутивности умножения относительно вычитания(г (х-у) = гх — гу). Он сформулировал общее правило для вычитания: «Если отравных вычесть равные, то остатки будут равными. Из этого следует, что мы можемскладывать или вычитать равенства и употреблять правило транспозиции точно так же,как в общей алгебре».
Предметомисследования ученого были также высказывания (в традиционной логике их называютсуждениями). В исчислении высказываний, по Булю, сложение (" + ") соответствуетстрогой дизъюнкции, а умножение (" х" или пропуск знака) — конъюнкции.
Чтобывысказывание записать в символической форме, Буль составляет логическое равенство.Если какой-либо из терминов высказывания не распределен, он вводит термин V дляобозначения класса, неопределенного в некотором отношении. Для того чтобы выразитьчастноотрицательное суждение, например «Некоторые люди не являются благоразумными»,Буль сначала представляет его в форме «Некоторые люди являются неблагоразумными»,а Затем выражает в символах обычным способом.
Диалектикасоотношения утверждения и отрицания в понятиях и суждениях у Буля такова: без отрицанияне существует утверждения, и, наоборот, во всяком утверждении содержится отрицание.Утверждения и отрицания связаны с универсальным классом: «Сознание допускаетсуществование универсума не априори, как факт, не зависящий от опыта, но либо апостериори,как дедукцию из опыта, либо гипотетически, как основание возможности утвердительногорассуждения».
Различаяживой разговорный язык и «язык» символический, Буль подчеркивал, что языксимволов лишь вспомогательное средство для изучения человеческого мышления и егозаконов.
Немецкийматематик и логик Готтлоб Фреге (1848-1925) предпринял попытку свести математикук логике. С этой целью в первой своей работе по математической логике «Исчислениепонятий» он определил множество как объем понятия и таким образом получил возможностьопределить и число через объем понятия. Такое определение числа он сформулировалв «Основаниях арифметики», книге, которая в то время осталась незамеченной,но впоследствии получила широкую известность. Здесь Фреге определяет число, принадлежащеепонятию, как объем этого понятия. Два понятия считаются равночисленными, если множества,выражающие их объемы, можно поставить во взаимооднозначное соответствие друг с другом.Так, например, понятие «вершина треугольника» равночисленно понятию«сторона треугольника», и каждому из них принадлежит одно и то же число3, являющееся объемом понятия «вершина треугольника».
ЕслиЛейбниц только наметил программу сведения математики к логике, то Г. Фреге предпринялпопытку сведения довольно значительной части арифметики к логике, т.е. произвелнекоторую математизацию логики. Символические обозначения, принятые им, очень громоздкии поэтому мало кто полностью прочитал его «Основные законы арифметики».Сам Фреге особенно и не рассчитывал на то, что его произведение найдет читателей.Тем не менее труд Фреге сыграл значительную роль в истории обоснования математикив первой половине XX в. В этом произведении Фреге писал: «В моих „Основанияхарифметики“ (1884) я пытался привести аргументы в пользу того, что арифметикаесть часть логики и не должна заимствовать ни у опыта, ни у созерцания никаких основдоказательства. В этой книге (речь идет об „Основных законах арифметики“.- А. Г.) это должно быть подтверждено тем, что простейшие законы арифметики здесьвыводятся только с помощью логических средств». Итак, Фреге полагал, что онлогически определил число и точно перечислил логические правила, с помощью которыхможно определять новые понятия и доказывать теоремы, и что таким образом он и сделаларифметику частью логики. Фреге не подозревал, однако, что построенная им системане только не представляла собой логического обоснования содержательной арифметики,но была даже противоречивой. Это противоречие в системе Фреге обнаружил БертранРассел.
В послесловиик «Основным законам арифметики» Фреге писал по этому поводу: «Врядли есть что-нибудь более нежелательное для автора научного произведения, чем обнаружениепо завершении его работы, что одна из основ его здания оказывается пошатнувшейся.В такое положение я попал, получив письмо от господина Бертрана Рассела, когда печатаниеэтой книги близилось к концу». Противоречием, которое обнаружил Рассел в системеФреге, был знаменитый парадокс Рассела о множестве всех нормальных множеств.
Причинусвоей неудачи Фреге видел в использованном им предположении, что у всякого понятияесть объем в смысле постоянного, строго фиксированного множества, не содержащегов себе никакой неопределенности или расплывчатости. Ведь именно через этот объемон и определил основное понятие математики: понятие числа.
Вследза Г. Фреге очередную попытку сведения математики к логике предпринял видный английскийфилософ и логик Бертран Рассел (1872 — 1970). Он также автор ряда работ изобласти истории, литературы, педагогики, эстетики, естествознания, социологии идр. Труды Рассела в области математической логики оказали большое влияние на ееразвитие. Вместе с английским логиком и математиком А. Уайтхедом Рассел разработалоригинальную систему символической логики в фундаментальном трехтомном труде«Principia Mathematica». Выдвигая идею о сведенииматематики к логике, Рассел считает, что если гипотеза относится не к одной илинескольким частным вещам, но к любому предмету, то такие выводы составляют математику.Таким образом, он определяет математику как доктрину, в которой мы никогда не знаем,о чем мы говорим, и не знаем, верно ли то, что мы говорим.
Расселделит математику на чистую и прикладную. Чистая математика, по его мнению, естьсовокупность формальных выводов, независимых от какого бы то ни было содержания,т.е. это класс высказываний, которые выражены исключительно в терминах переменныхи только логических констант. Рассел не только вполне уверен в том, что ему удалосьсвести математику к такого рода предложениям, но и делает из этого утверждения выводо существовании априорного знания, считает, что «математическое познание нуждаетсяв посылках, которые не базировались бы на данных чувства». Отсюда видно, чтоРассел разрывает две взаимосвязанные ступени познания — чувственную и рациональную.Он отбрасывает в математике первую ступень познания и переходит сразу к абстрактномумышлению, а это и есть априоризм, стремление показать, что математические истины- истины разума, никак не связанные с опытом, с чувственным восприятием мира.
От чистойматематики Рассел отличает прикладную математику, которая состоит в применении формальныхвыводов к материальным данным.
Для тогочтобы показать, что чистая математика сводится к логике, Рассел берет систему аксиомарифметики, сформулированную Пеано, и пытается их логически доказать, а три неопределяемыху Пеано понятия: «нуль», «число», «следующее за» — определить в терминах своей логической системы. Все натуральные числа Рассел такжесчитает возможным выразить в терминах логики, а следовательно, свести арифметикук логике. А так как, по его мнению, вся чистая математика может быть сведена к арифметике,то и математика может быть сведена к логике. Рассел пишет: «Логика стала математической,математика логической. Вследствие этого сегодня совершенно невозможно провести границумежду ними. В сущности это одно и то же. Они различаются как мальчик и мужчина;логика — это юность математики, а математика — это зрелость логики»".Рассел считает, что не существует пункта, где можно было бы провести резкую границу,по одну сторону которой находилась бы логика, а по другую — математика.
Но вдействительности математика несводима к логике. Предметы изучения этих наук различны.Нами ранее были указаны характерные черты, присущие логике как науке. У математикидругие задачи и функции.
В большомтрехтомном труде «Principia Mathematica» есть две стороны.Первая — заставляющая видеть в нем один из основных истоков современной математическойлогики. Все, что связано с этой стороной Principia Mathematica, получило в дальнейшем такое развитие в математическойлогике, которое сделало эту новую область науки особенно важной для решения не толькотруднейших задач теоретической математики и ее обоснования, но и целого ряда весьмаважных для практики задач вычислительной математики и техники.
Другаясторона этого произведения — точнее, даже не самого этого произведения, а философских«обобщений», делаемых логицистами со ссылкой на него, — принадлежит ужек области попыток использовать его для «доказательства» положения, чтоматематика-де сводится к логике. Именно эта сторона и относится к области неправильныхвыводов. Именно ее и опровергает дальнейшее развитие науки, которое обнаружило,что эта попытка Рассела не удалась. И это не случайно. Дело не в том, что Расселв каком-то смысле не совсем удачно построил свою систему. Дело в том, что и нельзяпостроить формальную «логическую систему» с точно перечисленными и эффективновыполнимыми правилами вывода, в которой можно было бы формализовать всю содержательнуюарифметику. Это обстоятельство представляет собой содержание известной теоремы австрийскогоматематика и логика К. Гёделя о неполноте формализованной арифметики, из которойследует непосредственно, что определение математических понятий в терминах«логики» хотя и обнаруживает некоторые связи этих понятий с логикой, ноне лишает их тем не менее специфически математического содержания. Формализованнаясистема имеет смысл лишь при наличии содержательной научной теории, систематизациикоторой данная формализованная система должна служить.
Однако Г. Фреге и Б. Рассел пришлив логическом анализе к ряду интересных результатов, относящихся к понятиям«предмет», «имя», «значение», «смысл»,«функция», «отношение» и др. Особо следует подчеркнуть важностьразработанной Расселом теории типов (простой и разветвленной), цель которой состоитв том, чтобы помочь разрешить парадоксы в теории множеств. Рациональное зерно разветвленнойтеории типов Рассела состоит в том, что она является конструктивной теорией.
 4. Дать ответ на тестовое задание
Отношение,которое существует между двумя понятиями, объем которых только частично входит другв друга:
а) отношениепротивоположности (контрастности);
б) отношениесоподчинения;
в) отношениепересечения;
г) отношениеподчинения.
Правильныйответ — в).
В отношениипересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частичновходит в объем другого понятия. Содержание этих понятий различно.
В отношениипересечения находятся понятия «юрист» (А) и «депутат Верховного Совета»(В): некоторые юристы являются депутатами Верховного Совета (как некоторые депутатыВерховного Совета — юристами).
С помощьюкруговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов (рис.2).
/>
Рис.2.
А — юрист
В — депутатВерховного Совета
В совместившейсячасти кругов А и В (заштрихованная часть кругов) мыслятся те юристы, которые являютсядепутатами Верховного Совета, в несовместившейся части круга А — юристы, не являющиесядепутатами Верховного Совета, в несовместившейся части крута В — депутаты ВерховногоСовета — не юристы.
Понятия,находящиеся в отношении пересечения, называются пересекающимися (перекрещивающимися).
Литература
1. Иванов Е.А. Логика. — М., 1996.
2. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; Подред. Д.П. Горского. — М.: Просвещение, 1991.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. — М.: Высш. школа, 1982.
4. Івін О.А. Логіка. — К., 1996.
5. О.М. Бандурка, О.В. Тягло. Курс логіки. — Київ, 2002.
6. Тофтул Л.Г. Логіка. Посібник для студентів ВНЗ. — Київ, 1999.
7. В. Є. Жеребкін. Логіка. — Київ, 2001.
8. Ивин А.А. Никифоров А.Д. Словарь по логике. — М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Навигационный проект перехода судна типа Десна по маршруту порт Керчь порт Кальяри
Реферат Інтернет-ресурси на допомогу навчально-виховному процесу
Реферат Физическая культура и развитие личности дошкольника
Реферат Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах
Реферат Концепции логистики Логистический сервис
Реферат "Ищущий" правду
Реферат Ипотечное кредитование в Соединенных Штатах Америки и его современные проблемы
Реферат Финансирование учреждений культуры состояние и проблемы
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Сормовский по маршруту порт Ялта порт Неаполь
Реферат Современные формы интеграции предприятий
Реферат Оборудование станции устройствами БМРЦ
Реферат Обзор рынка морских контейнерных перевозок
Реферат Пути повышения конкурентоспособности за счет улучшения системы управления качеством
Реферат Неразрушающий контроль узлов и деталей системы технического диагностирования
Реферат Особенности построения цифровых систем передачи