Реферат по предмету "Философия"


Проблемы сознания в феноменологии

Контрольнаяработа
Подисциплине: «Философия»
На тему: «Проблемысознания в феноменологии»
Мариуполь
2010г

Содержание
Введение
1. Историческое развитие понятия сознания
2. Толкование понятий «феноменология» и «сознание»
3. Интенциональность сознания
4. Интенциональная структура сознания
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Психика как отражениедействительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики,свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующаяформа психики, результат общественно-исторических условий формирования человекав трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другимилюдьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознаниеесть не что иное, как осознанное бытие.
Проблема сознания во всевека привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболеезначимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В историифилософии существуют различные, иногда диаметрально противоположные, точкизрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. Всовременной отечественной философии возобладающим является понимание сознаниякак идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразованиедействительности. Возникновение сознания – результата длительного социальногоразвития – тесно связано с формированием высокоорганизованной материи – мозга,функционально осуществляющего высшую форму отражения действительности,являющегося органом человеческой мысли. Современная психология и философияуделяют большое внимание таким вопросам, как сущность идеального, источники иструктура сознательной деятельности, соотношение сознательного ибессознательного.
Повышенный интерес феноменологов кдеятельности сознания обусловлен тем, что их интересует не сама по себе реальность,а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Именно в этомзаключается основное отличие феноменологической философии от других философскихконцепций, как ранее существовавших, так и современных. Обычно философы,обращаясь к исследованию тех или иных явлений, пытались раскрыть их сущность,те принципы, которые определяют природу их бытия. В этом отношении выдвигалисьсамые различные догадки, однако, несмотря на все разнообразие точек зрения наприроду бытия, для всех их характерно то, что философское мышление имело своейцелью анализ некоторой предметности (материальной или идеальной), познаваемойсознанием, но в то же время отличной от сознания. Сознание рассматривалось восновном как средство философского исследования.
Феноменологов же интересует самосознание, которое рассматривается не столько в качестве средства, сколько вкачестве основного предмета подлинно философского анализа. Их особеннопривлекают те характеристики сознания, благодаря которым, по их мнению,создается сама возможность восприятия реальности. Таким образом, интересыфеноменологов в определенном смысле противоположны интересам представителейнефеноменологической философии, поскольку объектом феноменологического анализаявляется не реальность, а акты сознания, в которых конституируется этареальность.

1. Историческое развитиепонятия сознания
Первоначальныефилософские взгляды не содержали строгого различения между сознанием инеосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основусознательной деятельности связывал с понятием «логос», означавшимслово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности к логосу(объективному миропорядку) определялся качественный уровень развитиячеловеческого сознания. Точно также и в трудах других древнегреческих авторовпсихические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движениевоздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).
Впервые сознание какособая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом.Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани истороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного иматериального. Так, например, Платон создал грандиозную систему «мира идей»–единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем,бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником егогармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастностииндивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функцияобъективной универсальной закономерности.
В средневековой философиисознательная человеческая деятельность рассматривается как «отблеск»всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательствомсотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный иФома Аквинский, представляющие различные этапы развитияфилософско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматриваливопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности всвязи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Этоспособствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательнойдеятельности. Так, в этот период было введено понятие об интенции как об особомсвойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект.Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является такжеважной составляющей методологии одного из наиболее распространенныхмеждисциплинарных направлений теории познания – феноменологии.
Наибольшее влияние наразработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главноевнимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности – самосознании.Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего миракак непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственномумиру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственныхпсихических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например,разрабатывал положение о бессознательной психике.
Французские материалистыXVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознаниеявляется особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретатьзнания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового временирассматривали сознание как разновидность материи, движение «тонких»атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга,выделением мозга или со всеобщим свойством материи («И камень мыслит»).
Немецкий классическийидеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательнойдеятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелюисторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своихпредшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы,как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике,деятельностная природа сознания и другие.
В XIX веке возникаютразличные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие наврожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценкечеловеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм идругие).
К.Маркс и Ф.Энгельспродолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идеювторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всегоэкономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особеннодиалектические идеи немецкой классической философии.
2. Толкование понятий «феноменология»и «сознание»
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (нем. Phaenomenologie, от феномен и логос – слово,учение), одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которогоявляется Э. Гуссерль, непосредственными предшественниками – Ф. Брентано и К. Штумпф.
Сознание – это высшая,свойственная только человеку форма отражения объективной действительности,способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собойединство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человекомобъективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственноего телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только черезобщение с другими людьми навыками предметных действий.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ — по Фрейду- одна из трех систем (бессознательное – предсознательное — сознательное)человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом вкаждый данный момент времени. Фрейд полагал, что основная роль сознательности — это «роль органа чувств для восприятия психических качеств». С точкизрения Фрейда, сознательность есть «главным образом восприятиераздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия инеудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психическогоаппарата».
По мысли Фрейда,психическая деятельность сознательности:
а) подчиняется схемам «вторичныхпроцессов» — правилам грамматики и формальной логики;
б) управляется принципомреальности, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения посредствомпроцедур адаптации. Согласно психоаналитическому пониманию, сознательности «являетсялишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельномудушевному акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно ненаступает». По мнению Фрейда, «большинство сознательных процессовсознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет всознательности «как во всех других психических системах» длительногоизменения его элементов. Классический психоанализ не считает сознательностьсущностью психического и трактует понятие «сознательное» как, преждевсего, чисто описательный термин.
Сознание состоит изчувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением ипоэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений,запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психическойдеятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействиячеловека с действительностью и управления ею.
Человеческое сознаниевключает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ,каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание».В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы,с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этихпроцессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение имышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражениивоздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственнаякартина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяетвозобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные моделитого, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанныхпсихических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройствомсознания.
Вторая характеристикасознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е.того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек,впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставившийсебя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставлениеи различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлятьсамопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самогосебя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себяв целом. Отделение «я» от «не – я» – путь, который проходиткаждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознаниячеловека.
Третья характеристикасознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознаниявходит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются еемотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий ивносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человекне только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, оносуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как законопределяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять своюволю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинамвозможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию инаправленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертаяхарактеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. «Моеотношение к моей среде есть мое сознание», — писал К. Маркс. В сознаниечеловека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективныеи прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознаниичеловека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь,как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущностьнормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознанияхарактеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больнойненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близкихлюдях и т. д.
3. Интенциональность сознания
Безусловно, самой фундаментальнойхарактеристикой сознания в феноменологии считается интенциональность, т. к.сознание рассматривается как «сознание о чем-либо» и даже при отсутствииреальных или идеальных предметов всегда имеет то или иное содержание, которое «мнится»сознанием.
Понятие «интенциональность»по-разному трактуется феноменологами. Наиболее разработанной феноменологическойконцепцией интенциональности сознания является гуссерлевская, согласно которойсознание – это, собственно, и есть интенциональность. Термин «интенциональность»Гуссерль перенял от своего учителя Франца Брентано
(1838–1917).Однако критикуябрентановское понимание интенциональности Груссель дает свою трактовку данномупонятию.
Вначале Гуссерльиспользует термин «интенциональность» для описания психических актов,в которых нам дан объект, что соответствует основной установке Брентано,согласно которой все, что познается с очевидностью, предполагает существованиеимманентного объекта. При этом Гуссерля интересует не сам по себе объект, накоторый направлено сознание, а те интенциональные акты сознания, в которыхконституируется этот объект.
По мере более детальной разработкифеноменологического метода существенно возрастает роль, которую начинает игратьинтенциональность в феноменологической методологии. Интенциональный анализпостепенно превращается в универсальную аналитику сознания. В философииГуссерля, в сущности, имеет место онтологизация интенциональности, т. к.интенциональность рассматривается здесь в качестве силы, которая координирует исинтезирует самые многообразные акты сознания, лежащие в основеконституирования предметов.
При анализе интенциональной деятельностисознания можно исходить из самих интенциональных переживаний и исследоватьструктуры этих переживаний в соответствии с тем порядком, в котором онипротекают. Данные переживания состоят из трех компонентов: пассивнойчувственности – гиле (реальное содержание, получаемое с помощью органовчувств), духовной активности – ноэзы и смыслового компонента – ноэмы (некаясвязь между интенциональными актами сознания и реальным предметом). В реальнопротекающих интенциональных переживаниях все эти компоненты непрерывновзаимодействуют.
Интенциональные переживаниядифференцируются в феноменологии на два принципиально различных типа: 1) мирпростых верований (докса) и теоретических размышлений, для которых характернаестественность актов сознания; и 2) оценивающие или волютативные переживания, которыефеноменологи называют также «личностными переживаниями».
Если переживания первого типа характерны дляпознавательной и практической деятельности человека и должны оцениваться какистинные или ложные, то переживания второго типа участвуют в формированиичеловека как личности и поэтому подлежат оценке на основе совершенно другихкритериев, а именно ценности, добра и т.п. Различие между типамиинтенциональных переживаний имеет в феноменологии принципиальное значение, ибоименно оно, считают феноменологи, лежит в основе дифференциации явленийдействительности на природу и дух, тело и сознание, а следовательно, и в основеделения наук на естественные и общественные.
Проблема интенциональности, понимаемой более широко,чем интенциональность сознания, является сегодня одной из важнейших, и притомкрайне сложных, научных проблем. Она активно обсуждается сегодня не только вфеноменологии, но и в аналитической философии, представители которой стремятсяпроанализировать характер соответствия между объективной реальностью,воспринятой человеком с помощью органов чувств, и теми мыслительнымипроцессами, которые характерны для внутреннего мира человека и которыеуправляют его поведением.
4. Интенциональная структура сознания
Сознание для феноменолога – этодинамический поток переживаний, то, что актуально сознается в данный момент,есть всего лишь небольшая часть потока сознания. Сама же субъективностьвключает в себя огромное количество неосознаваемых процессов, наши прежниепсихические состояния. Весь этот крайне сложный и постоянно изменяющийся потоксознания и является той последней основой, на которой покоится, по мнениюфеноменологов, вся познавательная и практическая деятельность человека.Переживания сознания нельзя рассматривать изолированно, поскольку они по своейприроде являются динамически интенциональными образованиями, совокупностькоторых составляет многообразный поток сознания. Исследование основных структурдеятельности сознания предполагает выделение тех элементов, из которых состоятэти структуры.
Подобной основой в феноменологиипризнается простое чувственное восприятие, исходя из которого можно обосноватьвсе другие акты сознания. В восприятии усматривается единственно законныйфундамент всей теоретической и практической деятельности человека.
Каждое интенциональное переживание, какуказывалось выше, содержит в себе два реальных компонента: ноэзу – активность Я(сюда относятся все формы интенциональной активности субъекта, например, егоинтересы) и гиле – чувственные данные, которые в широком смысле можно пониматькак воспринимаемое вообще. Этим двум реальным компонентам противостоиткомпонент – ноэма, которая выступает в роли того интенционального единства, вкотором подразумевается действительность. В ноэме сконцентрированы результатыактивной деятельности сознания, его ноэтического творчества.
Синтетическая деятельность сознаниярезультируется в ноэме. В феноменологии выделяются два типа синтетическойдеятельности сознания – тетическая и формальная. Акты сознания, лежащие воснове формального синтеза, не дают никаких указаний относительно конкретногосуществования предмета. Благодаря же тетическим актам сознания появляетсяубежденность в реальном существовании предметов. Суть тетических актовзаключается в том, что в них мир рассматривается в качестве существующего ещедо того, как утверждается существование отдельных предметов. Обычносуществование мира воспринимается как само собой разумеющееся, что характернопрежде всего для повседневной деятельности человека.
Тетические акты могут бытьдифференцированы по модальности, что находит свое ноэматическое выражение вутверждении, отрицании или сомнении. В данных актах, с одной стороны, можноприписывать интендированному предмету реальное существование (в этом случаеречь идет о позициональном сознании), а с другой – говорить о предмете, неутверждая его реальное или даже возможное существование (это будет нейтрализованноесознание, важнейшей формой которого является фантазия). В основе нейтрализациилежат акты сознания, которые не решают вопроса о существовании илинесуществовании предмета. Сознание ограничивается здесь пустым фантазированием.
В свою очередь, тетические и формальныесинтезы сознания могут иметь различные формы:
1). Расчленяющий, или дискретный,синтез. Всякий предмет как определенное единство (идентичность) всегда дан всвоем окружении, в его связях и отношениях с другими предметами. Установлениеидентичности предмета возможно лишь посредством многообразных тетических актовсознания, в которых, с одной стороны, различные предметы объединяются вединство (что достигается благодаря конъюнкции – союзу «и»), а сдругой стороны, разъединяются (что достигается применением дизъюнкции – союзов «или»,«или, или»). Именно на эти акты сознания опирается математическоемышление, которое оперирует числами, являющимися определенной совокупностьюпредметов вообще, безотносительно к их материальному содержанию.
2). Синтез отношений, благодаря которомуустанавливаются такие отношения между явлениями, как каузальность, условие,мотивация и др. Ноэматическим коррелятом подобной синтезирующей деятельностисознания являются союзы «если, то» и «так как». Сфераприменения этого синтеза широка; в сущности, она охватывает всю сферуинтеллектуальной и практической деятельности человека.
Интенциональные переживания значительноразличаются между собой в зависимости от их места в структуре сознания ивыполняемых функций. Гуссерль делит их на три основных класса: мышление,чувствование и воление. Каждому классу этих психических феноменов соответствуетсвой опыт, своя установка сознания, которая определяется специфическимиидеалами. Так, теоретическое мышление базируется на предметном опыте иориентируется на теоретические идеалы, эмоциональная сфера опирается нааксиологический опыт и ориентирована на ценности.*
Хотя интенциональные переживания играютвесьма различную роль в целостной жизни сознания, между ними можно установитьопределенный порядок подчинения. Основу сознания всегда образует докса, т.е.мир простого верования, благодаря которому возникают различные способыпереживаний действительности; так, чувство радости предполагает существованиесоответствующего предмета, будь то в реальном восприятии, в воспоминании или вфантазии. Хотя сознание в своей деятельности опирается на доксические акты, вчистом виде они не существует, так как докса всегда смешана с определеннымиразмышлениями, определенными ценностными переживаниями.
Феноменологи, в сущности, разрывают тесложные взаимоотношения, которые существуют в познавательной деятельности междупсихикой, сознанием и проблемной ситуацией, абсолютизируют важность процессовсознания в ущерб более глубоким слоям психики, и прежде всего в ущербпредметности, содержательной стороне дела. В этом отношении психоаналитическаякритика в адрес феноменологии имеет под собой достаточно веские основания,точно так же, как и критика со стороны реалистически ориентированных философовнауки. Правда, в феноменологии предпринимаются попытки не только исследоватьспецифику деятельности сознания, но и вскрыть динамику дорефлективной жизнисознания. Однако последняя рассматривается феноменологами лишь какпредварительная ступень сознательной жизни, подготавливающая для неенеобходимый материал, а не как сфера, имеющая свои специфическиезакономерности. Адекватно исследовать эти закономерности феноменологи так и несмогли, поскольку они абсолютизируют осознаваемую деятельность сознания в ущерббессознательной деятельности и, самое главное, не учитываютобщественно-историческую природу сознания.

Заключение
Таким образом, рассмотрев данную тему можно констатировать о том,что предмет философии составляют феномены сознания, открытые непосредственному(то есть очищенному феноменологической редукцией) созерцанию чистые сущности,всеобщности, смыслы, значения, которые образуют изначальные структурныенамерения сознания, а затем проецируются науками в сферу эмпирического,благодаря чему становится возможным осмысленное познание мира, установлениеформ всеобщности, которые присущи предметному миру лишь как коррелянту чистогосознания. Такое понимание специфики и назначения философии сочетает объективныйидеализм с идеализмом субъективным, рациональную конструкцию сознания сиррационалистическим видением внешнего мира.
Сознание выступает, такимобразом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех формпроявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, атакже способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью,управления этими взаимоотношениями.
Важно отметить, чтосознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьмапротиворечивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство.Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно.
Однако надо всегда иметьв виду целое, то есть человека и его место в мире. В этом целом в качествеведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо деятельность,либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки,опосредствующего звена между деятельностью и личностью.
Если перейти отпознавательного плана рассмотрения проблем сознания к социотехническому(проективному, формирующему) и ценностному, то совершенно очевидно, чтообществу необходима не всякая деятельность, не пустой активизм, а деятельностьквалифицированная, целенаправленная, целесообразная, произвольная,сознательная. Равным образом обществу необходима не просто эмпирическаячеловеческая индивидуальность, а личность, обладающая мировоззрением,убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над деятельностью,способная к совершению свободных действий — поступков, словом, обладающаясознанием. Общество не удовлетворяет созерцательное, бездеятельное сознание,равно как и безличное (и безличностное), равнодушное понимание, знание, то естьтак называемая сознательность или «умозрение жизни» частногоиндивида. Поэтому-то «сознание» — не просто эпитет, используемыйприменительно к понятиям «деятельность» и «личность», онодолжно составлять их сущностное свойство, входить в их определение. Хотяобщество, казалось бы, всегда апеллирует к сознанию, тем не менее его реальныевоспитательные, рганизационные и другие меры направляются на деятельность и наличность. Качество и действенность таких мер определяется тем, насколько в нихучитывается вся полнота триады: деятельность, сознание, личность. Эта триадакак предмет специально построенного исследования, как социотехнический ипсихотехнический объект развития и формирования связывает обществоведение ичеловековедение, которые друг без друга одинаково беспомощны в решении насущныхпрактических социальных проблем. Действенное и действующее сознание являетсяочень важным положительным фактором развития общества и его институтов. Воснове такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, оподлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким,ограниченным, неразвитым, несовершенным.
Переход к сознаниюпредставляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательноеотражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, — этоотражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений кней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образдействительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемоевыступает как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальноесознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носитмежиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретныхлюдей оно носит объективный характер.
Каждый индивид напротяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения ивоспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этомувлиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормысознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственныеустановки, эстетические представления. Общественное сознание можно определитькак общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
В конечном итоге общественноесознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

Список использованнойлитературы
1.Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. –Белгород, 2000. – Тема 16.
2.Введение в философию: В 2 тт. Т.2. /Под ред. И.Т. Фролова.– М., 1989. – Глава XI.
3.Гаазе-РаппопортМ.Г. Некоторые социальные и социально-психологические проблемы компьютеризации.//Вопросы философии. – 1988. – №7.
4.Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. –М., 2002.
5.ОйзерманТ.И. Хомо сапиенс преодолевает свою видовую ограниченность. //Вопросыфилософии. – 1988. – №4.
6.Проблема сознания в современной западной философии. – М.,1989.
7.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 11.
8.Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко,В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел III, глава 13.
9.Шилков Ю. М. Гносеологические основы мыслительной деятельности.– СПб., 1992.
10.Юнг К.Г. Проблема души современного человека //Вопросы философии.– 1989. – №8.
11.Новая философская энциклопедия: в 4 Т./ Ин-тфилософии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин,заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.:Мысль, 2001 – ISBN 5–244–00961 – Т.IV. – 200 – 605 с.
12.Алексеев П., Панин А.В. Хрестоматия пофилософии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.:«Проспект», 1998. – 576 с.
13.Гегель Ф.Г. Феноменология духа. – Сочинения.М., 1959. Т. 4.
14.Гриненко Г.В. История философии: Учебник. –М.: Юрайт-Издат, 2004. – 688 с.
15.Зотов А.Ф. Современная западная философия:Учебн. – М.: Высшая школа, 2001. – 784 с.
16.Метрошилова Н.В., Соловьев Э.Ю. – Марксизм ифеноменология. // Вопросы философии, 1975, №12, с. 156–162.
17.Ойзерман Т.И. – К критике феноменологическойконцепции философии. // Вопросы философии, 1975, №12, с. 50–62.
18.Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-еизд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 1998. – 272 с.
19.Фролов И.Т. // «Введение в философию» // Учебноепособие для высших учебных заведений // 3-е изд., перераб. и доп. // М.:Республика, 2003. – 623 с.
20.Потебня А.А. // Мысльи язык // Киев, 1993. – 192 с.
21.Мигалатьев А.А. «Философия». – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2001. – 639с.
22.Леонтьев А. Н. // Деятельность. Сознание. Личность. // М.,Политиздат, 1975.
23.Дубровский Д.И. //Информация, сознание, мозг. // М.: Высшая школа, 1980.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.