Реферат по предмету "Философия"


Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени. Биологические и социальные потребности

Федеральноеагентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРАСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
Реферат по предмету «Человек и его потребности».
Тема: 
«Представленияо человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени.Биологические и социальные потребности».

Екатеринбург 2008 г.

ПЛ А Н.
 
1. Основныепонятия теории потребностей
2. Представленияо человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени
2.1. Представленияо человеке и его потребностях в период
Возрождения
2.2. Представления о человеке и егопотребностях в период Нового времени
3.Биологические и социальные потребности
4. Список используемой литературы

I.  Основные понятия теориипотребностей.
В обыденной речи скатегорией потребности сближают прежде всего понятия «нужда», «желание»,«прихоть», «стремление», «влечение».
Желание или стремление – этовнешнее выражение потребности, которая осознана человеком. Близкое к нимпонятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективныймомент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточныхобъективных, разумных оснований. В противоположность желанию или прихоти, нужда– это обедненная, упрощенная потребность, имеющая чисто объективныйнеотлагательный и повелительный характер. В нужде преобладает объективныйкомпонент, который определяется законами природы и человеческого организма, ане сознательным выбором или субъективными пристрастиями человека. Поэтомуговорят, например, что потребности в пище, одежде, жилье – это нужды (человекнуждается в них), а потребность в изысканных блюдах, элитных автомобилях – этожелания или капризы. Они зависят не от жесткой необходимости выживанияорганизма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся необходимымидля существования человека.
Наконец,саму потребность можно определить несколькими способами. Так, еерассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленноена преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира дляподдержания оптимальных взаимосвязей со средой». В потребности объединены двакомпонента – объективный и субъективный. Объективная сторона потребностиобусловлена свойствами внешнего мира и человеческого организма, а субъективнаясторона определяется самим человеком, который осознает существующую объективно,т.е. независимо от его воли реальность. Понятно, что осознание тех или иныхявлений и обстоятельств может быть разным – правильным или ошибочным¸полным или неполным, своевременным или запоздалым. Кроме того, потребность зависитот мировоззрения, системы ценностей данного человека и т.п. Наличие этогосубъективного компонента и приводит к тому, что в одной и той же ситуации уразных людей возникают разные потребности. Поэтому лучше всего рассматриватьпотребность как «единство объективной предрасположенности и субъективногопобуждения». Наиболее удачным является такое определение потребности.
Потребность – это состояниечеловека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым(или тем, что кажется человеку необходимым) и побеждающее его к деятельности поустранению данного противоречия.
В нуждепреобладает объективный компонент (нужды  существуют независимо от того,осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент,осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание – особенно принявшееформу каприза или прихоти – может быть сильно оторвано от реальных нуждличности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда)и то или иное осознание этой нужды человеком (в виде желаний, стремлений,прихотей).   
Мотивы –этопобудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. Впсихологии, социологии, юриспруденции, маркетинге считается, что понятьчеловеческое поведение без раскрытия его мотивов невозможно. Близким позначению к понятию мотива является понятие стимула.
Интерес определяется какпроявление социальных потребностей, как осознанное выражение отношений человекаили социальной группы к своим потребностям и условиям их удовлетворения. Чаще всегопонятие потребности применяют к отдельным людям («потребности личности»), апонятие интереса – к крупным социальным группам и организациям (интересынародов, государств, фирм, общественных классов, профессиональных и возрастныхгрупп и т.п.). Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться вразной степени. Так, социологи отмечают, что в постсоветской Россиипредприниматели крупного бизнеса осознали свои групповые интересы довольнобыстро, а другие слои населения делают это с опозданием.
Как ужеотмечалось, потребности находятся в глубокой связи с мировоззрением и системойценностей. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целоми свое место в мире. На основе мировоззрения в каждом обществе и социальномслое формируется система ценностей. Ценность – это значение предметовявлений для человека и общества, оценка явлений и событий как добра илизла, полезного или вредного, прекрасного или безобразного, допустимого илизапретного, справедливого или несправедливого и т.п. Знание о мире раскрываетобъективные законы природы и общества, а оценка тех или иных явленийустанавливает, какое значение они имеют для человека и как следует к нимотноситься. В истории европейской цивилизации необходимость изучениячеловеческих интересов, пристрастий, потребностей и ценностей впервые глубокоосознали софисты. Возможность сопоставления окружающего мира с потребностями иценностями человека с блестящей точностью выражена в афоризме древнегреческогософиста Протагора (ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.): «Человек есть мера всехвещей». В этом высказывании ярко проявляется ценностный подход к миру.
Системаценностей – совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира– прямо указывает на то, как надо относиться к существующим потребностям, какимобразом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системыценностей – результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики,политики, культурных традиций, религии, науки, искусства и всего многообразиясоциальных процессов.

II. Представления о человеке и его потребностях впериод Возрождения и Нового времени.
 
1.Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения.
В ЗападнойЕвропе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходитв эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). начиная с XIV в. в Италииформируется новое  мировоззрение – гуманизм.
В нашевремя гуманизмом обычно называют хорошие, справедливые, «гуманные» отношениямежду людьми. Первоначальное значение этого понятия было немного другое. Вэпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человекаи его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гуманизм (отслова homo – человек) противостоял старой средневековой мировоззренческойтрадиции – теоцентризму (от teos –бог). С точки зрения теоцентризма, Бог– создатель и властитель мира, высшая ценность для людей. Все помыслы и силычеловека должны направляться на служение Богу, спасение души, образцовоевыполнение предписаний церкви. Земные, светские потребности и интересы греховныи вредны. С ними надо бороться, так как они отвлекают от ведения праведной,религиозной жизни. Феодальное общество создало и поддерживало специфическуюсистему ценностей, направленную на сохранение неизменного состояния социальногоцелого. Эта система требовала «заглушения», подавления многих человеческихспособностей и потребностей, которые пытались заместить другими.
Капиталистическиепреобразования, начавшиеся в Европе в XIV в., заставили коренным образом переосмыслитьпредставления о человеке. Гуманизм возникает потому, что буржуазное обществопредъявляет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха несмиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появляется спрос на образованную,активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полномуудовлетворению потребностей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеалчеловека – это всесторонне развитая личность. Наиболее выдающиеся деятелиэтой эпохи – например Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – сами были близки кэтому идеалу.
Вформировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменениепредставлений о потребностях. Одними из первых идеи гуманизма формулируютвеликие флорентийские поэты и писатели Данте Алигьери (1265 – 1321), ФранческоПетрарка (1304 – 1374) и Джованни Боккаччо (1313 – 1375). В произведении  Данте«Новая жизнь» и циклах сонетов Петрарки «На жизнь мадонны Лауры» и «Насмертьмадонны Лауры» впервые дается глубочайший психологический анализ человеческихэмоций и чувств. Конечно, оба автора не были атеистами (Петрарка даже былкатолическим монахом), а только стремились к гармонии земного и небесногоначал. Тем не менее, для традиционного религиозного мировоззрения любовь Дантек Беатриче и Петрарки к Лауре – греховное чувство, отвлекающее от любви к Богу.Но с точки зрения двух великих поэтов неисчерпаемый мир земных чувств,переживаний и страстей – это и есть самое важное, самое ценное в человеческойжизни. Идея значимости земных чувств, потребностей и интересов подробноразрабатывается во всем искусстве Возрождения. В «Декамероне» Боккаччопроводится мысль о ценности всех земных человеческих потребностей и правечеловека на их свободное удовлетворение. «Декамерон» часто воспринимают каксобрание пикантных историй о любовных похождениях и сексуальных отношениях,выходящих далеко за рамки дозволенного традиционной церковной моралью. Но заостроумными историями у Боккаччо скрывается более глубокое содержание – целаяконцепция человека. Рассказчики «Декамерона» симпатизируют активным и решительнымгероям, не ждущим помощи от Бога и способным самостоятельно выходить их самыхсложных положений, в которые их ставит жизнь. Здесь уже в XIV в предвосхищен идеалнового человека капиталистической эпохи. Он был воплощен писателями следующихстолетий в образах таких сильных и энергичных оптимистов, как Лемуэль Гулливеру Джонатана Свифта и Робинзон Крузо у Даниеля Дефо, путешественники из«Таинственно острова» Жюля верна. Перед освободившимся от средневековыхтрадиций и предрассудков человеком открывается огромный мир новых потребностей,который он хочет строить сам по своему усмотрению.
В эпохуРаннего Возрождения итальянские гуманисты делали акцент на эгоцентризме, насвободе и ценности отдельной личности, хотя и понимали, что все члены обществасвязаны друг с другом. «Ведь даже если ты имеешь рядом с собой другихсотоварищей, однако все создано ради каждого в отдельности, — излагал такойвзгляд на мир Лоренцо Вала (1407 – 1457). – В чем ты сомневаешься? Не тольконебо, земля, море, но даже все люди и те, которых я назвал сотоварищами,созданы ради тебя, ради каждого в отдельности».
Поздниегуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаимодействия людей вобществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей. Так, создательутопического социализма Томас Мор (1478 – 1535) в знаменитой «Утопии» рисуетподробную картину гуманного и справедливого общества, существующего навымышленном острове. При этом английскому мыслителю пришлось разработать своюконцепцию потребностей. Государство утопийцев заботится о каждом гражданине.Всем обеспечено полное удовлетворение насущных потребностей. В Утопии нетчастной собственности, поэтому невозможно имущественное расслоение, и все люди имеютравные (хотя и ограниченные) возможности для реализации вторичных, болеесложных потребностей. Однако поддержание равновесия между личными иобщественными интересами требует от граждан строгой дисциплины. За преступленияутопийцы могут быть обращены в рабство, а некоторые проступки караются смертнойказнью.
Другойкрупный мыслитель эпохи Возрождения – флорентийский дипломат и ученый НиколоМакиавелли (1469 – 1527) – считается идеологом тоталитарных диктаторскихрежимов. Высшей ценностью в обществе он считал государство. Поэтому радиукрепления государства правитель может идти на любые преступления – все ониимеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагает абсолютныйприоритет общественных потребностей над личными. В последующие столетия такойподход – игнорирование потребностей граждан под предлогом заботы о государствев целом – часто использовался репрессивными политическими режимами.
В концеэпохи Возрождения формируется современный тип научного знания –экспериментальная наука. Проводятся медицинские исследования человеческогоорганизма, позволившие глубже понять объективные потребности, зависящие отфизической организации людей. религиозно – мифологическое и художественноеосмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным.
В целомэпоха Возрождения действительно вернула интерес к естественным, обусловленнымприродой и обществом потребностям человека. В этом она возрождает традициюантичности. Начало капиталистического преобразования европейской цивилизациираскрепостило человеческие потребности. Новый взгляд на них был закреплен видеологии гуманизма. Быстрое развитие капитализма стимулировалосьосвобожденными старыми потребностями и многочисленными новыми путями ихудовлетворения, которые предлагало капиталистическое производство.
2.Представления о человеке и его потребностях в период Нового времени.
Быстроеразвитие европейского капитализма в XVII – XVIII вв. формировало новое понимание человека и егоместо в мире. Одним из создателей новой концепции был французский физик ирелигиозный мыслитель Блез Паскаль (1623 – 1662). «Человек, — писал он, — всеголишь тростинка, самая слабая в природе, но эта тростинка мыслящая. Не нужноополчаться против нее всей Вселенной, чтобы ее раздавить; облачка пара,капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть Вселенная и раздавит его,человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знаетпревосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает.
Итак, всенаше достоинство заключено в мысли. Вот в чем наше величие, а не в пространствеи времени, которых мы не можем заполнить. Постараемся же мыслить как должно: вот основание морали».
Такимобразом, «достоинство», т.е. сущность человека раскрывается в его отношениях сприродой, Вселенной, а не с Богом. Эта сущность состоит в познании мира, вспособности мыслить. Паскаль точно угадал главные направления развития учения очеловеке в капиталистическую эпоху: его рассматривают как земное, природноесущество, главная способность которого – познание, исследование окружающегомира.
Научноепознание мира стало в эпоху капитализма важнейшей общественной потребностьюевропейской цивилизации: без науки невозможны развитие техники и победа вконкурентной борьбе. Кроме того, необходимо было теоретическое обоснованиеизменений в обществе, за которые борется буржуазия.
Неограниченныевозможности человеческого познания признавали философы Р.Декарт, Ф.Бэкон,Д.Локк, Г.Гегель. Другое направление в философии – Д.ж Беркли, Д. Юм и И.Кант –продолжило традицию скептиков и доказывало принципиальную ограниченность человеческогоразума, существование непреодолимых границ, пределов удовлетворения потребностив познании.
Теории естественногоправа и общественного договора, популярные в XVII – XVIII в., продолжилипаскалевскую традицию поиска природных, естественных, а не божественных причинчеловеческих потребностей. Согласно теории естественного права, человекрождается с неотъемлемыми правами, вытекающими из самой его природы: правом нажизнь, свободу (неприкосновенность личности), стремлением к счастью, владениесобственностью. На самом деле эти права, конечно, не являются врожденными, адаются обществом. Но под «естественными» просветители понимали именно те права,которые позволяют реализовать главные потребности буржуазии, связанные сформированием нового общественного строя. Аргумент об их «естественном»,природном происхождении помогал добиваться лучших условий для становлениякапитализма.
Теорияобщественного договора объясняла возникновение государства также изестественных человеческих потребностей. По словам одного из создателей этойтеории Томаса Гоббса (1588 – 1679), до возникновения государства между людьмипроисходила «война всех против всех». Затем люди осознали потребность вобъединении и заключили между собой договор о создании государства – особойорганизации, занимающейся общими делами граждан в интересах всего населения. Ссовременной точки зрения эта теория несколько поверхностна. Люди «договорились»не просто потому, что в какой – то момент поняли, как полезно государство. Наопределенном этапе развития общества их подтолкнули к этому глубинныематериальные интересы и потребности, обусловленные уровнем развития экономики.Но теория общественного договора была важным этапом на пути изученияобщественных потребностей. Она показывает, что поведение человеческих сообществзависит от сознания ими своих потребностей, а не от воздействия непонятныхсверхъестественных сил.

III. Биологические и социальные потребности.
Потребностичеловека делят на биологические и социальные. К биологическим относятсяпотребности в пище, одежде, жилище, в продолжении рода, в соответствующейособенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условияжизнедеятельности организма. Многие биологические потребности принадлежат кчислу насущных, т.е. без их удовлетворения человек вообще не можетсуществовать. В то же время биологические потребности человека отличаются отбиологических потребностей животных: все они перестроены социальным способомсуществования и приобрели специфическую «очеловеченную»форму. В конечном счетеони остаются все же биологическими по своей природе. Так, насущная потребностьв пище, безусловно, удовлетворяет биологические запросы организма, но всегдареализуется в специфической для данной общественной системы форме. Каждый народимеет свою национальную кухню и сложные традиции совместного застолья, употребления(или отказа от употребления) спиртных напитков. Потребность в сексуальныхотношениях и в продолжении рода, конечно, имеет биологическое происхождение, норазные народы в различные эпохи по – разному ограничивали сексуальные контакты,создав для этого систему традиций, правил и обычаев. Существуют разные формыбрака и исторически сложившиеся в каждой культуре брачные церемонии. Столь жеразнообразно удовлетворяется и биологическая потребность в одежде. Традиции иобычаи, связанные с модой, являются некой социальной надстройкой над первичнойбиологической потребностью защищать тело от холода и непогоды.
Социальныепотребностисложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способомсуществования. Все социальные потребности формируются в конечном счете наоснове труда и абстрактного мышления – чисто человеческих качеств испособностей. Основные различия биологических и социальных потребностей можносвести к следующим пяти моментам.
1. Социальныепотребности не возникают в ходе дарвиновской биологической эволюции, аискусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природнойсреды и самого себя.
2. Социальныепотребности универсальны. Человек как универсальное существо может производить«по меркам любого вида» (Маркс). Человек живет всей природой, превращает ее всвое «неорганическое тело»,»вторую природу» и для удовлетворения своихпотребностей способен использовать любые ее сферы и материалы.
3. Социальныепотребности человека носят исторический характер, т.е. могут непрерывноразвиваться (закон возвышения потребностей) потребности животного того илииного биологического вида, наоборот, остаются практически неизменными в течениевсего времени существования этого вида.
4. Человеческиепотребности, подобно трудовой деятельности и познанию, способны развиватьсябесконечно, они не имеют каких – то непреодолимых границ и пределов эволюции.
5. Всечеловеческие потребности в той или иной мере осознаются и поэтому до какой – тостепени подвластны целенаправленному формированию и контролю (которого не можетбыть у животных).
Любаясоциальная потребность имеет свою биологическую основу, некий биологическийпласт или компонент. Так, человеческий организм исторически формировался впроцессе трудовой деятельности, поэтому для нормального функционирования ондаже биологически нуждается в некотором объеме  трудовой деятельности.Биологическая потребность в труде оказывается фундаментом для развитиясобственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в трудевыражает сущность социального бытия человека, без нее невозможно существованиеобщества и полноценное развитие личности. 
Каждаясоциальная потребность, таким образом, имеет биологическую составляющую и длясвоего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии.Поэтому, сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальныхпотребностей, требует учета и их биологического компонента – например,физических возможностей людей, их утомляемости, механизмов восприятия ипереработки информации.

Список используемой литературы.
 
1. ОрловС.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. – СПб.:    Питер,2007.
2. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.
3. ХаксеверК., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и        организация в сфереуслуг. 2 – е изд. СПб.: Питер, 2002.
4. ИльинЕ.П. Мотивация и личность. 3 – е изд. СПб.: Питер, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :