Реферат по предмету "Философия"


Предметное и методологическое познание

ЛЕКЦИЯ
ТЕМА
ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
 
1. Предметноепознание
1.1. Эмпирические основы
1.2. Теоретические основы
2. Методологическое познание
2.1. Эмпирическое основы
2.2. Теоретические основы
3. Рольметодологии в развитии познания

1. Предметное познание
Предметное познание протекает на прикладном и нафилософском уровнях.
На стадии прикладного предметного познания каждойпредметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изу­ченияобразуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде такназываемых предметных наук и предметных учений.
Предметная наука(предметноеучение) как система знаний пред­ставляет собой науку об объектах познаниясоответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями.Предметные науки, как правило, полу­чают названия типа«предметология» (зоология, филология, стоматология, экология,социология и т.д.), «предметика» (физика, ботаника, информатика идр.), либо получаемые по иным правилам словообразования, обычно по­зволяющимявно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получаютнаименования по фамилии автора (учение Павлова, уче­ние Дарвина и проч.).Возникновение предметных наук и учений характер­но как для прикладной, так идля философской ступеней познания.
Следует отметить, что на любой стадии познанияполучаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительносамостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собойразнооб­разные научные основы рассматриваемой предметной области, соответ­ствующиедвум основным уровням познания — эмпирическому и теоретиче­скому.
1.1. Эмпирические основы
Развитие науки на эмпирическом уровнеприкладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапучеловеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание,как правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий иступеней познания.
Период эмпирического познания знаменуетпервое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало толькоискусство. Эмпири­ческий уровень познания реализует лишь возможности описания ипред­сказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, ноне даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познанияхаракте­ризуются всё большим использованием количественных методов, но в про­стейшихформах — в виде статистических данных.
 В итоге развития любой (частной) наукина уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основыпредметной науки, включающие в свой состав следующие основные эле­менты:
Эмпирические факты — это факты,приводящие к эмпирическим вы­водам. Эмпирические факты на стадии прикладногопредметного познания — предметные, а на стадии философского предметногопознания — философско-предметные. На основе эмпирических фактов, представляющихсобой первичные знания соответствующей стадии познания, с помощью познава­тельныхметодов (а иногда и реализующих их средств) эмпирического уровня образуетсямассив вторичных знаний в виде эмпирических данных.
Методические основы предметной наукиэмпирического уровня складываются как результат объединения методовполучения эмпириче­ских знаний, которые, как правило, являютсяпростейшими познаватель­ными.
В их перечень обычно входят измерение,сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.
Метод — совокупность приёмов или операцийпрактического или теоретического освоения действительности, подчинённых решениюкон­кретной задачи.
Измерение — познавательный процесс, имеющий цельюопределение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих изме­рительныхприборов.
Сравнение — сопоставление объектов с цельювыявления признаков сходства или различия между ними .
Анализ — метод исследования, состоящий в том,что изучаемый пред­мет мысленно или практически расчленяется на составныеэлементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется вотдельности как часть расчленённого целого.
Синтез — мысленное или практическое соединениечастей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействияи связей частей и познание этого предмета как единого целого.
Индукция — форма мышления, посредством котороймысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всемединич­ным предметам какого-либо класса.
Дедукция — форма мышления,посредством которой новая мысль вы­водится чисто логическим путём из некоторыхданных мыслей-посылок .
Абдукция — методисследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез наоснове имеющихся фактов.
 
Гипотеза (научная) — научное предположение, выдвигаемое для объ­яснения каких-нибудь явлений.
Эмпирические данные (научные данные эмпирическогоуровня) пред­ставляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемымобъектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) поло­жений,в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотно­шений, принципов,концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов,известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций.
Научные положения— это выраженные ввиде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как ранееизвестные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования),имеющие научное объяснение. 
Объяснение — этап, форманаучного исследования, состоящие в рас­крытии сущности изучаемого объекта.
Обоснование — цепьрассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.
Доказательство — рассуждение, имеющее цельюобосновать истин­ность (или ложность) какого-либо утверждения.
Научные выводы представляют собой итоговые утверждения,имею­щие научное обоснование.
Соотношение — взаимная связь между чем-нибудь.
Принцип — основноеисходное положение теории, учения, науки, ми­ровоззрения и т.д..
Концепция — определённыйспособ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления, процесса), основнаяточка зрения на предмет.
Теория — в наиболее общем случае этосовокупность обобщённых по­ложений, образующих какую-либо науку или ее раздел.
Особую ценность представляют научные выводы,приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.
Закономерность — это объективно существующая,повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, накачественном, со­держательном уровне.
Закон — необходимое, существенное, устойчивое,повторяющееся со­отношение между явлениями (необходимая связь явлений).
Научные рекомендации представляютсобой научные выводы пред­писывающего типа.
Эмпирические научные результаты, получаемые нафилософской ступени познания, оказываются применимыми не только по отношению кразличным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного предметногопознания, но и к разнообразным предметным областям. Поль­за науки, даже еслиона не достигает своего совершенства, как правило, оказывается настолькоощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки используемыхнаучных методов восполняются за счёт искусст­ва тех, кто занимаетсяпрактической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на более высокийуровень теоретического познания.
1.2. Теоретические основы
 
Развитие науки неразрывно связано с непрерывнымсовершенствова­нием методов. Именно это обстоятельство находит выражение вутвержде­нии, о том, что «развитому знанию предмета» обычнопредшествует «выработка научного метода». Для теоретического познанияхарактерны та­кие общенаучные познавательные методы исследования, какабстрагирова­ние, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение,мыс­ленный эксперимент и др.
Абстрагирование — процессмысленного выделения, вычленения от­дельных или общих интересующих в данныймомент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения отмножества других при­знаков, свойств и отношений этого предмета.
Моделирование — метод исследования, основанный напостроении моделей.
Модель — объект, который отображает или воспроизводитсвойства другого объекта (оригинала) и используется для его исследования.
Особая роль при выполнении исследований принадлежитматемати­ческим моделям — аналитическим и имитационным.
Математическая модель — это модель,представленная в виде сово­купности математических соотношений.
Математическое соотношение — математическаяструктура, ото­бражающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных)представ­ленных в символьной форме.
Аналитическая модель — математическаямодель, представленная в виде совокупности математических утверждений.
Математическое утверждение — математическоесоотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства,принадлеж­ности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных всимвольной форме.
Имитационная модель — математическаямодель, представленная в виде совокупности математических предписаний.
Математические предписания — математическиесоотношения, ус­танавливающее последовательность операций (арифметических,логиче­ских и др.) над понятиями, представленными в символьной форме.
Идеализация — мыслительный акт, связанный собразованием некото­рых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы напрактике опытным путём
Обобщение — логический процесс перехода отединичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результатэтого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория.
Результатом теоретического познанияявляется развитие теоретических основ предметных наук, возникающих какна приклад­ной, так и на философской ступенях познания. В составе теоретическихос­нов предметной науки в наиболее общем случае могут быть выделены сле­дующиеосновные элементы:
исходные эмпирические основы;
исходные теоретические основы;
методические основы;
теоретические результаты.
Исходные эмпирические основы представляютсобой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемыекак от­правные, от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшест­венницы,к науке более высокого — теоретического уровня.
Исходные эмпирические основы включают множествоотносящихся к предмету изучения данной науки научных фактов, эмпирическихгипотез и концепций, выявленных эмпирических соотношений, необходимыхдля выполнения теоретических построений.
Научный факт — это факт, имеющий описание иобоснование в ре­зультате обобщения определённого класса событий, явлений,процессов. Как известно, научный факт — это особый тип знания, связанныйс не­посредственным истолкованием наблюдений или экспериментов; сущест­веннымичертами научного факта являются его воспроизводимость и/или постоянство,инвариантность относительно индивидуальных особенностей наблюдателя.
Исходные теоретические основы предметной науки в качестве элементоввключают:
понятийный аппарат — совокупностьспецифических терминов, по­нятий, категорий и определений, вводимых в рамкахсоздания теоретиче­ских основ соответствующей науки;
термин — слово или словосочетание, являющеесяназванием опреде­лённого понятия какой-нибудь специальной области науки,техники, искус­ства;
понятие — целостнаясовокупность суждений об отличительных при­знаках исследуемого объекта;
категория — основноепонятие, отражающее наиболее общие свойст­ва, стороны, отношения явленийдействительности и познания;
определение — пояснение, раскрывающее смысл понятия,даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения;
аксиома — отправное,исходное положение какой-либо теории, лежа­щее в основе доказательства другихположений этой теории, в пределах ко­торой она принимается без доказательства;
постулат — принцип илиположение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого веё рамках.
В совокупности исходные эмпирическиеосновы и исходные теорети­ческие основы представляют собой первичные знанияпредметной науки, главным образом об основных объектах изучения и их элементах.
Методические основы предметной науки интегрируют всвоём со­ставе два основных элемента — научно-методический аппарат иметодоло­гические основы данной науки.
Научно-методический аппарат — эторазработанный и разрабаты­ваемый в ходе развития науки и практикисоответствующей предметной области арсенал процедурных знаний (в том числе иматериально реализо­ванных), применяемых для обоснования и доказательстватеоретических результатов данной науки.
Термины «теоретические основы»,«методические основы», «науч­но-методический аппарат»,«методологические основы» обычно не упо­минается вэнциклопедических изданиях, но применяются в научной дея­тельности, особенно впрактике экспертизы научных работ, потому что при частом обращении кассоциируемым с ними совокупностям элементов тре­буются краткие названия.
В сущности, научно-методический аппарат представляетсобой инст­рументарий для получения научных результатов.
Элементами научно-методического аппарата являются апробиро­ванныена практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально признанные иопубликованные (научные) методы (способы, приёмы, мето­дические подходы,методики) решения научных и практических задач в об­ласти описания и анализасвойств рассматриваемых объектов познания, Синтеза и оптимизации требуемыхсвойств, объяснения (доказательства) и предсказания (прогнозирования)рассматриваемых явлений (процессов), а Также конкретные реализации этих методовв виде методик и средств (вы­числительных, моделирующих, испытательных идр.) теоретического и Экспериментального исследования, приводящие кполучению научных (в том числе и практических) результатов, обладающихобоснованной степе­нью достоверности. В составе научно-методического аппаратамогут оказаться самые разнообразные методы, модели и алгоритмы, начиная от эври­стическихи вплоть до строгих математических. Элементы научно-методического аппаратасоздаются с учетом вполне определённыхограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесо­образноеразнообразие.
Методика — совокупностьметодов, приёмов целесообразного прове­дения какой-либо работы.
Допущения — предположения, положенные в основуупрощения опи­сания реальною объекта (процесса), используемые при исследовании.
Ограничения — требования к форме представления ипределам изме­нения варьируемых данных, вводимые при исследовании.
Методологические основы предметной науки,являясь (наряду с на­учно-методическим аппаратом — см. рис.3) важнейшейсоставной частью её методических основ, объединяют в своём составе методы(научного) обос­нования конкретных элементов научно-методического аппарата исами обоснования.
Таким образом, в предметной науке могут быть выделеныдве группы методов — предметные и методологические.
Предметные методы (входящие всостав научно-методического ап­парата методических основ предметной науки) — это методы обоснования (описания, анализа, синтеза и оптимизации) свойств техобъектов изучения предметной науки, которые не являются методами.
Методологические методы (входящие всостав методологических основ предметной науки) — это методы обоснованияметодов, развиваемые в рамках создания методологических основ (методологии)предметной нау­ки.
Следует акцентировать внимание надиалектической взаимосвязи ме­тодологических основ предметной науки сметодическими основами пред­метной области: входящие в состав методологическихоснов теоретические обоснования элементов научно-методического аппаратаосуществляются методологическими методами, развиваемыми в рамках методологиипредметной области. При этом, например, методы доказательства приме­нимостиметода М в различных предметных науках рассматриваемой предметной области — этознания, относящиеся к методологии предметной области, в то время какдоказательство применимости метода М в конкрет­ной предметной науке  — знания,относящиеся к данной предметной науке.
Теоретические результаты представляютсобой вторичные знания предметной науки, получаемые на основе первичных знаний,и включают в свой состав
теоретические данные;
логические (предметологические) основы данной науки.
Теоретические данные представляютсобой арсенал декларативных (непроцедурных) знаний об основных объектахизучения и их элементах, полученных с применением разработанногонаучно-методического аппара­та как в интересах непосредственной отдачипрактике, так и в целях даль­нейшего развития соответствующей науки, выраженныйв виде теорети­ческих выводов и других более сложных теоретическихпостроений (в том числетеоретических положений, законов,закономерностей, гипотез, соотношений, принципов, концепций, рекомендаций идр.), вытекающих из рассматриваемой и пополняемой базы научных фактов.
Логические основы предметной науки представляютсобой множест­во непроцедурных вторичных знаний, объединяющих допустимыеправила логического вывода, обоснования и доказательства теоретических данных(включая общие и частные модели, формульные описания, расчетные соот­ношения идругие теоретические построения и конструкции).
К необходимым признакам теории следует отнести:
нетривиальность, то есть неочевидностьтеоретических положений, способов получения результатов и/или самих получаемыхрезультатов, ис­ключающая ситуации, когда «и без теории всеясно»:
прагматичность — теория как метод должна бытьприложима к прак­тике, т.е. должна давать научные обоснования выводов ирекомендаций, полезных для практической деятельности.
Всякая теория создается при вполнеопределённых допущениях и ог­раничениях, что влияет на область её применимости:она описывает, объ­ясняет и предсказывает вполне определённую совокупностьфактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория от­носится.Основываясь на общественной практике и давая целостное, досто­верное,систематически развиваемое знание о существенных связях и зако­номерностяхдействительности, теория выступает как наиболее совершен­ная форма научногообоснования и программирования практической дея­тельности.
Подводя итог сравнению теории и метода,следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие, объясняющиеи доказывающие {декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на вопросы.
Методы предметной науки, не являясь основнымпредметом её изу­чения, а лишь выступая в качестве необходимого инструмента дляполуче­ния знаний.
В структуре теории можно выделитьосновные элементы, соответ­ствующие ранее рассмотренным ранее элементамконкретной науки. В частности, логически взаимосвязанные элементы теории,объединяющие в споём составе общие и частные методы решения научных ипрактических задач соответствующей предметной области, в совокупности образуютна­учно-методический аппарат данной теории.
В наиболее развитом виде теория включает в качестве элементовсвоего научно-методического аппарата представленный в набор болееэлементарных взаимоувязанных методов, охватывающих все основ­ные этапы познания применительно к той предметной области, к которой она относится.
Содержательное описание — это описание наестественном (профес­сиональном или литературном) языке.
Формальное описание — описание вспецифических терминах и символических обозначениях той или иной теорию
Формализованное описание — содержательноеописание с элемента­ми формального описания.
Процесс перехода от содержательного к формализованному иформальному описанию (процесс формализации) развивается от использова­ниипервичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению наоснове располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемою)более или менее общей теоретической модели рас­сматриваемых явлений(процессов).
Факторы — это причины,обстоятельства, движущие силы, опреде­ляющие причинно-следственные связи врассматриваемом явлении (про­цессе).
Показатель — качественная или количественнаяхарактеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или совокупности свойстврас­сматриваемого объекта (процесса). Показатель обычно имеет наименова­ние,обозначение и значение. Различают количественные показатели (зна­чение — численная величина) и качественные показатели (значение — словесное,неколичественное описание меры проявления рассматриваемого свойства илисовокупности свойств).
Параметр — это показатель с пределами допустимыхзначений, опре­деляемыми конкретной смысловой интерпретацией.
Критерий — необходимый и/или достаточный признак,на основе ко­торого производится оценка (классификация) или выбор объекта позначе­ниям одного критериального показателя (простой критерий) или несколь­ких критериальныхпоказателей (сложный критерий). Соотношение, в со­ответствии с которымвычисляется значение критериального показателя, называется целевойфункцией.
В рамках философского предметного познания возникаютза­дачи распространения научных результатов между предметными областями иразвития наук на стыках той или иной предметной области (например, физики) сдругими (так возникли ядерная физика, биофизика, геофизика, астрофизика ит.д.).
Расширение и углубление познания окружающего мира напредмет­ной стадии философской ступени познания находит выражение в возник­новениифилософских учений в более или менее развитом виде (например, дедуктивнаялогика Декарта, аристотелевская логика) как систем знаний о наиболее общихзаконах и закономерностях развития окружающего мира. Относительносамостоятельное философское учение представляет собой диалектика, интегрирующаяряд философских предметных наук (диалекти­ка природы, диалектика познания идр.) и сама интегрирующаяся с другими философскими науками и учениями (так,например, возникла материали­стическая диалектика).
Философское учение (как система знаний)обычно формируется как наука о науке в том смысле, что в рамках вводимых общихкатегорий (на­пример, в метафизике Аристотеля — сущность, материя, форма,возмож­ность, действительность, движение, количество, противоречие; в филосо­фииКанта — множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция,причина и действие, возможность и невозможность, необходи­мость и случайность ит.д.) сосредотачивается внимание на выявлении за­кономерностей возникновения иразвития объектов познания из разнооб­разных предметных областей и на разработкев рамках методологического познания философских принципов, выражающихметодические и методо­логические подходы к решению самых разнообразных научныхи практи­ческих задач.
На философском уровне познаются свойства и отношенияобъектов, инвариантные относительно того или иного множества предметных облас­тей,а также закономерности возникновения, применения и развития мето­дологий и ихсоставных элементов. Это обеспечивает всеобщность эмпири­ческих и теоретическихоснов философского уровня.
2. Методологическое познание
 
На стадии прикладного методологическогопознания в каждой пред­метной области образуются (см. рис.2) относительносамостоятельные ус­тойчивые системы знаний в виде методологий.
Методология как частнаясистема знаний, возникающая на методо­логических стадиях познания, является всущественной степени (и это от­ражено в её названии, происшедшем от «метод»и "… логия") учением о ме­тодах (и теориях), возникающихна соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к совокупностиметодов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений,зоология к сово­купности зверей и т.д.
Наиболее важные точки приложения методологии:
выявление объекта и предмета исследования;
постановка научной задачи или проблемы (именно здесьчаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдви­жениюпсевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата);
построение путём сочетания известных элементовнаучно-мето­дического аппарата и/или создания новых элементов, пополняющих науч­но-методическийаппарат науки, метода (или теории) решения рассматри­ваемой научной задачи(проблемы) и оценка его применимости;
решение проблемы выбора между конкурирующими методамии тео­риями, поиск критерия истинной теории;
анализ обоснованности и оценка достоверности получаемыхвыводов;
оценка научно-технического уровня и значимостиполучаемых науч­ных результатов.
Другими словами, методология формируетпредставление о последо­вательности движения исследователя в процессе решениянаучной задачи (проблемы): даёт научное обоснование основных компонентпроводимого научного исследования, таких как:
объект исследования — это вполнеопределённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.),изучение которой является целью исследования;
предмет исследования — та сторонаобъекта, которая рассматривает­ся в данном исследовании.
Один и тот же объект может быть предметом рядаразличных иссле­дований. Пример, относящийся к военной науке:
объект исследования — боевые действия (БД) войск;
предметисследования (варианты):
                На стадии методологического познанияполучаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так ипока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научныеосновы методологической науки эмпирического и теоретического уровней.

2.1. Эмпирические основы
Эмпирические основы методологическогоуровня и предметного уровня по составу элементов не отличаются. Особен­ностьюявляется лишь то, что эмпирические факты на стадии прикладногоМетодологического познания — методологические, а на стадии философскогометодологического познания — философско-методологические (отражают свойствафилософских предметных наук и учений, процессы их возникновения и развития, атакже свойства методологий различных предметных областей).
2.2. Теоретические основы
Теоретические основы методологической науки в качестве состав­ныхэлементов включают
исходныеэмпирические основы (методологической науки); исходные теоретические основы(методологической науки); методические основы (методологической науки)методологические результаты.
По своей структуре теоретические основыметодологической науки аналогичны теоретическим основам предметной науки.
Понятийный аппарат методологическогоуровня познания пред­ставляет собой совокупность специфических понятий,категорий, терминов и определений, вводимых в рамках создания методологическихоснов дан­ной науки (так понятийный аппарат философского уровня включаетсо­вокупность специфических философских терминов и понятий — объект, субъект идр., а также наиболее общих категорий — единичное, особенное, всеобщее и др.,вводимых по определению в рамках создания философских теоретических основнауки, причём «философские понятия и представле­ния обладают предельнойобщностью»;
Методические основы методологическойнауки включают научно-методический аппарат методологической науки и методологиче­скиеосновы методологической науки, объединяющие в своём составе ме­тодыобоснования и сами обоснования конкретных элементов научно-методическогоаппарата методологического уровня.
Научно-методический аппаратметодологической науки включает более или менее широкий набор средств(способов, приёмов, методических подходов, методов, методик) описания, анализа,объяснения (предсказания) и синтеза (оптимизации) свойств рассматриваемогомножества методов и теорий, а также их практического использования в научной ипрактической деятельности.
Методологические результаты интегрируют всвоём составе логи­ческие основы методологического уровня и методологическиеданные.
Методологические данные — этосовокупность методологических положений и выводов (в том числе методологическихгипотез, соотно­шений, принципов, концепций, закономерностей и законов, вытекающихиз рассматриваемых  методологических фактов) и обусловленных этими выводами методологическихрекомендаций,  которыми следует руководствоваться при применении и развитиинаук как частных систем знаний. (уровень методологии предметной области) инауки в целом как общей системы знаний (уровень всеобщей методологии научногопознания).
В рамках развития методологических наук наиболеесовершенно, формой организации знаний является методологическая теория. Основнымобъектом изучения методологической теории, в отличие от предмет! ной, являетсята или иная совокупность методов.
Методологическаятеория имеет структуру, аналогичную ране рассмотренной,   применительно к теориивообще, и включает не которую совокупность взаимоувязанных частных методологическихметодов, применяемых по отношению к методам теориям тех или иных наук,выступающим в качестве объекта методологии.
Примером методологической теории, возникшей вдовольно широкой предметной области, а именно в области технических наук,является теория принятия технических решений.
Результатами наиболее глубокого развитияметодологических теорий является возникновение метатеорий.
Метатеория — теория, анализирующая структуру, методы исвойства другой, так называемой содержательной теории.
3. Рольметодологии в развитии познания
Развитие методологических наук на стадииприкладного познания приводит к возникновению методологий тех или иныхпредметных облас­тей, а на стадии философского познания — к развитию всеобщейметодоло­гии научного познания.
Методология образуется тойчастью науки, которая представляет собой учение о способах системного познанияокружающего мира, и в этом смысле представляет науку о науке даннойпредметной области. Как систе­ма знаний, методология обеспечивает анализимеющихся и возникающих методов и теорий предметных наук, выявление закономерностейих по­строения и разработку методологических выводов и рекомендаций по раз­витиюметодов и теорий соответствующей предметной области, а также по ихпрактическому использованию. Исследователь (разработчик) для дости­женияпоставленных целей, руководствуясь методологией, которая может включать какранее известные элементы, так и вновь предлагаемые, и, как правило, сочетаяпроцессы исследования с процессами разработки, добива­ется той или инойорганизации знаний в виде совокупности избираемых известных, а также вновьпредлагаемых элементов научно-методического аппарата. Совокупность такихэлементов, приобретающая (в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности)в простейшем случае форму част­ного либо более или менее общего метода решенияконкретной научной за­дачи, а в более сложных случаях — форму теории, выступаютв качестве ин­струмента, с помощью которого выполняется исследование(разработка), а конкретный способ проведения исследования (разработки) находитвыра­жение в той или иной методике.
Методика исследования (разработки) представляетсобой выбран­ную исследователем (разработчиком) совокупность взаимоувязанныхэле­ментов (методов, приёмов, операций, средств, более элементарных мето­дик)известного и предлагаемого научно-методического аппарата, приме­няемых вопределенной логической последовательности в ходе проведения исследования(разработки) или его составной части, имеющей относитель­но самостоятельноезначение (например, методика эксперимента), для решения конкретнойнаучной задачи или научной проблемы.
Возникающие   и   диалектически  развивающиеся   методологические науки и учения философского уровня, посягающиена роль всеобщей мето­дологии научного познания, интегрируются с философскимипредметными, науками и учениями в единую систему знаний (см. рис.2) — философию.Противоречия в знаниях различных философских наук и учений служатнеиссякаемым источником дальнейшего совершенствования философии, ко­торая напротяжении своего многовекового развития выступала как всеобъ­емлющая наукао науках.
Конечная цель развития научных знаний — обеспечениеисследова­тельской деятельности в науке и практике соответствующей предметнойобласти в интересах наиболее эффективного решения возникающих науч­ных ипрактических задач.
Что же касается искусства, которое вдонаучный период проявлялось на низшем уровне как индивидуальное умениеприспосабливаться к ситуа­ции, то оно по мере развития науки все болеепревращается в умение спе­циалиста приспособить схему действий, даваемую наукой(теорией, мето­дологией или философией) для типовой ситуации, к условиямконкретной обстановки. За счёт этого сфера применения науки в рассматриваемойпредметной области расширяется (более искусным становится тот, кто в большейстепени опирается на достижения науки), а сфера искусства соот­ветственно всёболее сокращается. Наука и в дальнейшем отвоёвывает у искусства всё более новыепозиции, и в пределе этот процесс ведет к пол­ному господству науки ипостепенному вытеснению или даже к отмиранию искусства в конкретно рассматриваемойпредметной области. Однако, выесняясь, а в ряде случаев и полностью отмирая вданной предметной об­ласти, искусство не исчезает в целом, так как постояннонаходит в окру­жающем нас поистине необъятном для познания мире всё более новыеоб­ласти приложения и тем самым открывает новые горизонты для науки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат І. Ю. Наконечний розвиток саморегуляції поведінки підлітків під час навчально-тренувальних занять панкратіоном
Реферат Задачи оптимального уравнения
Реферат Прекордильеры и Пампинские сьерры
Реферат Современная аптека
Реферат The Goal Essay Research Paper Emily Dickinson
Реферат Урок литературы "Война - жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне
Реферат Джеймс Фенимор Купер. Пионеры, или У истоков Саскуиханны
Реферат Новосибирск 7-8 апреля 2011 года Съезд. 7 апреля, четверг Место проведения: конференц зал Сиб агс, ул. Нижегородская, 6 (М «Октябрьская»)
Реферат Проект реконструкции моторного участка с разработкой технологического процесса на восстановление
Реферат Смутное время на Руси.
Реферат Файлові системи і бази даних Потреби інформаційних систем
Реферат Конспект лекций Технологии обработки данных
Реферат Этика PR-специалиста в работе со СМИ
Реферат Право обвиняемого на защиту и его соотношение с презумпцией невиновности
Реферат 1 Постановка задачи