Реферат по предмету "Философия"


Предмет философии и ее место в культуре

Предмет философии и ее место в культуре.

План.
 
Вступление. К вопросу о философии……………………………………….3
1. Философия и мировоззрение…………………………………………4
2. Проблема метода в философии……………………………………….9
3. Функции философии и ее место в обществе………………………...11
Заключение.Специфика философии……………………………………….14
Литература……………………………………………………………………16
Введение
Вся история становления и развитиячеловека представляет собой сложный процесс осознания человеком самого себя,своей сущности и сущности мира своего бытия. Изучение философии можно сравнитьсо вхождением в храм мудрости, так как под философией всегда понималосьстремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости,естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира. Вместес тем, философия – это открытая, развивающаяся система, пребывающая в творческомпоиске, для которого нет ничего окончательно решенного и навсегдаустановленного. Поиск этот связан со стремлением человека дойти «до оснований,до корней, до сердцевины» в изысканиях ответа на конечные вопросы бытия кактакового, собственного «я», смысла жизни и возможностей человека в мире.
Чем значительнее происходящие в миреперемены, тем острее человек ощущает необходимость мировоззренческогосамоопределения,  причем каждый должен совершить этот путь сам, опираясь насобственные знания, опыт и духовные силы. Философия, являясь способом самопознаниячеловека и критического осмысления окружающей действительности, помогаетосознать единство бытия и в то же время – его неповторимость в каждое мгновениеи для каждого индивида.
Не случайно Цицерон назвал философиюкультурой ума.
1. Философия имировоззрение.
Для человека издавна одним из самыхглавных был вопрос «Зачем я живу?», т.е. необходимость понять отношение«человек – мир». Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность.Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяетсвои возможности и место в мире, создает собственные программы действия.
Обобщенная система представлений о мире ио себе, ценностных ориентаций и волевых побуждений, определяющая жизненнуюпозицию субъекта, называется мировоззрением. Его основой являютсязнания, на основании которых человек определяет меру значимости для себя техили иных явлений. Так складываются оценки и системы жизненных ценностейчеловека.
Разум и чувства соединяются вмировоззрении с еще одним его компонентом – волей. Сплав знаний, воспринятыхкак истинные, чувств, оценивающих знания в качестве необходимых, отвечающихценностным ориентациям субъекта, и воли, побуждающей его к действию, образуетядро мировоззрения – убеждения, которые являются источником активностисубъекта, определяют его жизненную позицию и поведение.
Субъектом мировоззрения может бытьотдельная личность, социальная группа или общество. Поэтому при наличиимножества индивидуальных вариантов всегда существуют и общие, типические чертымировоззрения.
Первым общим типом мировоззрения можновыделить мифологию  (космоцентризм) – способ понимания природной исоциальной действительности. Принято считать, что мифологические мышлениеприсуще только первобытному человеку, однако последние психологические исследованияпозволяют сделать выводы о наличии мифологического мышления и в самомвысокоразвитом технологическом обществе современности.
Для мифологического мировоззренияхарактерны эмоциональность, символическое понимание окружающего мира, невысокаястепень индивидуальности человека. Мифологическое мышление не предполагаетнравственной оценки события, оно просто использует его как факт, по образцукоторого осуществляются события в последующем. Мифологии свойственна некритичность, а вера.
Названные особенности мифологии как типамировоззрения определяют его функции: познавательную, воспитательную,прогнозирования и моделирования, а также оценки мира. Критерием такой оценкиявляется следование традиции, принятому правилу, ибо именно через него устанавливаетсяи поддерживается гармония между природой и обществом, человеком и средой.
С развитием социальных форм жизни вмировоззрении постепенно усиливается внимание к духовных проблемам. Людейначинают интересовать не только внешний мир сам по себе, но и некоторые болееабстрактные категории, например, вопросы человеческих взаимоотношений, проблемыдобра и зла, справедливости, смерти и бессмертия человека, его нравственныхценностей.
Попытка осмыслить эти проблемы связываетсяс представлением о высших сверхъестественных силах, которые персонифицируются вобразах богов. Так складывается религия (теоцентризм) – исторически, социальнои психологически обусловленный тип мировоззрения. В его основе лежит признаниесуществования наряду с земным, природным и социальным бытием потустороннегомира, который является высшим по своему значению для живущих людей нетолько потому, что определяет их индивидуальное земное существование, но и всилу того, что в этом вечном высшем бытии будут в итоге решены все земныепроблемы.
В своем обосновании религия опирается нена знания и аргументы, а на веру в сверхъестественное. Высшее началорелигиозного мировоззрения воплощается в идее Бога, воспринимаемой одновременнов качестве нравственного идеала и гаранта справедливости для всех верующих.
По мере становления исторического процессатемпы общественного развития возрастают, быстро прогрессирует материальноепроизводство, расслаивается социальная канва общества, усложняются все общественныеотношения. Человека уже не удовлетворяет ни эмоционально-символическая картинамира, которую дает мифология, ни некритичная вера религии. Теперь он нуждаетсяв новом, обобщенном представлении о мире, пытается найти то всеобщее начало,которое объединяет все сущее, делает мир целостным во всех его конкретныхпроявлениях. Он стремится мыслить самостоятельно, свободно и бесстрашно,пересматривая устоявшиеся представления, традиции и нормы. Для этого необходимновый уровень общественного сознания – теоретическое отношение к действительности.
Новым историческим типом мировоззрениястановится философия, которая вместо мифологической и религиознойкартины мира дает логическое, научно-теоретические объяснение действительностии рационально обосновывает систему духовных ценностей человека.
Философия как наука со своим предметом,спецификой и функциями складывалась постепенно. О закономерности возникновенияфилософии говорит тот факт, что это мировоззрение сложилось в период между 800и 200 годами до н.э. в разных центрах цивилизации – Китае, Индии, Иране,Палестине и Греции.
Слово «философия» происходит от греческого«фило» – любовь и «софия» – мудрость. Сам термин «философия» ввел в науку в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Первоначально этопонятие обозначало любовь к мудрости, истине, и было, по сути, синонимомзарождающейся науки. В Древней Греции это понятие применялось к людям, которыеоткрывают тайну природы и человеческой жизни, учат действовать и жить всогласии с природой и требованиями самой жизни. Мудрость – это обобщенныйчеловеческий опыт в его применении к оценке настоящего и будущего, поступков идействий. Мудрость – это способность правильно понимать соотношение междумыслями, словами, делами человека и теми требованиями, которые диктуютсяобъективными закономерностями развития природы, общества, мышления. Поэтомумудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает тот, кто, опираясь назнания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным,субъективные устремления с объективной логикой жизни.
На фоне стихийно возникавших (житейских,мифологических) форм миропонимания философия предстала как специальноразрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических ирелигиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую,догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое,основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философия– это форма рационально обоснованного представления человека о мире и о себе.
Философия – это система общихтеоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных формотношения человека к миру. Если сравнить это определение с определениеммировоззрения, то станет ясно, что они схожи. Можно сказать, что философия –это теоретически сформулированное мировоззрение. И такое определение будет неслучайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом,сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанностипроблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляютсятакие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.
Возникновение философии означало появлениеособой духовной субстанции – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей,с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии былосхвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познаниесамо по себе неполноценно, что оно – лишь одна из функций культуры,приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было ипонимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть,выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряженияума и духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаяськ мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройтисам.
В философии изначально обозначились дваосновных комплекса проблем, определивших направление философских исследований.Одно из них дает обобщенную картину мира, изучает объективное бытие, другое –разрабатывает представление и человеке, его предназначении, о смысле жизни и ееценностях. Именно эти комплексы проблем в дальнейшем и составят основуфилософских размышлений, они будут определять ценностно-ориентирующий смыслфилософии и обусловят ее непреходящее значение для развития общества,концентрируя вокруг себя остальные проблемы.

2. Проблема метода в философии.
Философия представляет собой формурационально обоснованного представления человека о природе и сущности самогочеловека, о природе и сущности мира, и об их взаимосвязи. Поэтому философскоерешение вопроса о сущности мира и человека, о его отношении к миру имеетметодологическое значение для процесса осознания человеком своего отношения ковсем сферам действительности и к самому себе.
Человек для удовлетворения своихпотребностей вынужден вступать в связи и отношения с окружающим миром. Этовзаимодействие с действительностью, преобразование предметов природы в средстваобеспечения своей жизнедеятельности является действительной основойчеловеческого бытия. Осознание необходимости такого взаимодействияобуславливает необходимость выработки целей и путей выбора путей и методов дляих реализации
Под методом следует понимать основополагающийпринцип, определяющий способ подхода к анализу и оценке явлений, характеротношения к ним, характер и направленность познавательной и практическойдеятельности. Он заключает в себе выраженное в общей форме представление осущности мира и человека, об отношении человека к миру и к себе.
Основными методологическими принципамифилософии являются:
— принцип материализма, который требуетрассматривать все явления действительности, исходя из признания материальногоединства мира;
— принцип диалектики, который требуетрассматривать все явления с точки зрения их места в системе всеобщих связей,причин, закономерностей возникновения, развития, их влияния на другие явления.Главная особенность принципа диалектики: источник саморазвития, самодвижениязаключается в противоречиях самой сущности вещей;
— принцип субъективного отношения кдействительности, смысл которого заключается в том, что подход к анализу,оценке явлений, принятие решений для практической и познавательной деятельностиосуществляется с позиции социальных субъектов (лиц, групп, класов). Человек несозерцает мир пассивно, а стремится к активному его освоению для обеспечениясвоего существования и развития;
— принцип практики. Гласит, что всяжизнедеятельность человека, равно как и его отношение к действительности,определяется необходимостью преобразовательной деятельности, основу которойсоставляет материальное производство.
На основе этих основных принципов в ихвзаимосвязи формируется система производных методологических принципов:принцип объективности, детерминизма, конкретно-исторического подхода, всеобщейсвязи, развития и многие другие.

3. Функции философии и ее место в обществе.
Великий немецкий философ Г. Гегель назвалфилософию «квинтэссенцией духовной жизни человека». Что же обеспечивает ейтакую важную роль и какие функции в жизни человека и общества она выполняет?
Во-первых, мировоззренческаяфункция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями очеловеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования,оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическаяоснова мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное пониманиемира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказываетна нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичныйхарактер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек,тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем,правильно понимать и оценивать события.
Во-вторых, философия выполняет гносеологическуюфункцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм,возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос оботношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях,формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального,познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этихпроблем, определяет общую логику познавательного отношения человека кдействительности.
В-третьих, философия выполняет идеологическуюфункцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности.Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как ониформируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние ониоказывают на поведение человека, на отношения в обществе – эти вопросыпо-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, кактолько почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализэтих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а неклассовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значениене только в сознании людей, но и во политике государств.
В-четвертых, философия выступает как методологиянаучного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимостьвзаимообмена между философией и специальными науками, философией и другимивидами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу,открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэконсравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многиесовременные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепцияатомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки оченьважными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способовпостроения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровнейпознания, которыми занимается современная философия. Философский анализнеобходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты ивыводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельныхнаучных направлений. Во всех случаях философия выступает как методисследования, то есть основной способ, научное основание изучение.
В пятых, практически-деятельнаяфункция философии заключается в том, что она превращается в орудие активногопреобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Онаиграет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых –важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.
Философия выполняет еще целый ряд функций.Онтологическую – она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативнаяфункция проявляется в том, что через философское размышление происходит связьвремен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическаяфункция философии актуализируется в «смутные» времена», т.е. в переломныемоменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, сособенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции,войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичностьсудеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А.Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в историимировой культуры.
Специалисты в области науки, изучающиевсевозможные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, опринципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они такихпредставлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальныекатегории, принципы, различные методы познания. Но ученые специально незанимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов,средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательныеоснования науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философскоемировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций,родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение,интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболееобщих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистембытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет емуосуществлять также функции прогноза, формирования гипотез обобщих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природеконкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
Заключение
Если мифологическое мировоззрение даетиррациональную символическую картину мира, если религия наделяет человека веройв сверхъестественное и раскрывает общечеловеческие нравственные ценности, анаука вооружает его точными знаниями, закрепленными в специальных понятиях,законах, теориях, то в чем же специфика философского знания?
Во-первых, философское знание ширелюбого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении,источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества.Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы,общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровнеэволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.
Во-вторых, специфика философского знаниязаключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которыенельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них несодержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человекпознать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь?Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеятьсяна жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы имногие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе ивносит новое в их решение. Более того, каждый человек, пользуясь философскимизнаниями, должен самостоятельно решать эти вопросы, возвращаясь неоднократно сним в течение своей жизни. Бывает, что в определенные исторические периодынекоторые философские вопросы теряют остроту, или, наоборот, приобретают особуюактуальность, или вырастают до значения глобальных. Философское знаниепостоянно открыто изменениям, и поэтому чутко улавливает новое и нередко даетоснову для решения возникающих проблем.
В-третьих, философское знание обладает всеболее проявляющейся тенденцией к объективации – воплощению в деятельности,поступках людей и, таким образом, – в вещном или знаковом мире культуры. Приэтом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но иматериальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений.
В этом плане одновременно с усилениемзначения философии в жизни общества возрастает ответственность философов засмысл своих теорий и идеалов, а политиков – за способы реализации этих идеалов.
Раскрытие специфики философии как формыобщественного сознания, ее содержания, ее функций является важным условиемпревращения ее основных положений в мировоззренческие ориентиры, помогающиечеловеку определить свое отношение к миру и к самому себе.
В определенном смысле можно сказать, чтофилософом является каждый человек, поскольку в те или иные периоды он обязательнорешает для себя жизненно важные вопросы, стремится к гармонии с миром,обществом и самим собой. Вопрос в том, какой гуманистический потенциал в себенесут его философские размышления. Этот вопрос стал особенно важным всовременных условиях, когда наряду с необходимостью защиты и воспроизводствареального мира бытия человека (окружающей среды), возникла настоятельнаяпотребность сохранения, защиты и воспроизводства духовного мира человека.Сейчас перед философией стоит задача обоснования такой картины мира, в которойглавное внимание было бы уделено развитию самого человека, исследованию путей исредств обеспечения развития его способностей и творческих сил.

/>/> 
Литература:
1. Белова Т. Н. Введение в философию. К., МАУП, 1998 г.
2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / подрук. И. Т. Фролова. М., 1989 г.
3. Канке В. А.Философия. Исторический и системныйкурс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и дополн. М., Издательскаякорпорация «Логос», 1997 г.
4. Краткий словарь по философии. Изд. 4-е. М., «Издательство полит. литературы»,1982 г.
5.  Смирнова Н. Н. Конспектлекций по философии. С-Пб., ООО «Издательство “Альфа”», 2000 г.
6. Философия: Учебник / под ред. В. Д. Губина. М., 1996 г.
7. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. В.Осичнюка, В. С. Зубова. К., «Фiта», 1994 г.
8.  Философия. Ю. А. Гусев, Н. И. Жуков, В. Г. Изох и другие (под ред. Н. И. Жукова). Мн., БелСоЭС «Чернобыль», 1995 г.
9.  Шаповалов В. Ф. Основыфилософии. От классики к современности: Учебное пособиедля вузов. М., «ФАИР-ПРЕСС», 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.