Содержание
Введение
1. Предметноесамоопределение философии. Предмет и объект в философии
2. Эволюция представленийо предмете философии
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
В современнойнауке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определитьпредмет любой науки. Для этого необходимо: зафиксировать, какие объекты,процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; определитьвозможные направления развития науки, т.е. направления исследований; уточнитьграницы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другойнаукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии непредставляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражениюкрупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872–1970), «представляетсобой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно». Исегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознатьсуществование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки».Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие вприроде, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса?Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То естьфилософия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня внашем мире, и критерии вычленения «предмета науки», определенияпоследнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться кистории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии.Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384–322 до н.э.), вкачестве критерия предмета философии выделял степень «общего».Философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными»первоначалами. Она показывает нам «первоначала бытия и познания».Философия – это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали имыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др.[1]
В целом такоепонимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось «классическим».С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало впрограммах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как"…наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно кэтому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественногосознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, оботношениях человека к миру».[2]
Такоеопределение является «собирательным»: здесь философия определяется икак наука, и как учение, и форма общественного сознания, а если читать дальше,то и как мировоззрение, способ постижения мира. Все это правильно, но что жеглавное в предмете философии? Можно отвлечься от классического подхода кфилософии и посмотреть на другие определения ее предмета.
Существуюттакие древние, идущие от Пифагора (V в. до н.э.) определения философии как«любви к мудрости». Именно так переводится само слово «философия»с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии – мудрость, ивозникает проблема, как определить мудрость?
Древние грекиопределяли мудрость как некий космический «Ум», который правит всейВселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных ичеловеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определенийфилософии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали,что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е.предмет философии – это учение о добре и зле.
Философияпрежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такуюже мысль развивал философ – Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант(XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. АльбертШвейцер и др. В Новое время (XVII–XVIII вв.) большинство мыслителейсвязывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX–XX вв.предметом философии называли «мировое целое», «сущность и законыобщества», «изучение наиболее общих понятий», «познаниеУниверсума», науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественногоустройства и т.д.
Сказанноговполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии – это проблема, котораясвязана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможныразные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позицияхнаходится сам философ, желающий очертить этот предмет.
Возможентакой ход мысли. Существует множество наук, которые изучают реальный мир,объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология,физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие наукиназываются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективнуюреальность. (Например, психология, психопатология и т.д.).
Философияизучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет»в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, афилософия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох икультур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохиПросвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей омире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии – этофилософская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призмусубъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другимлюдям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические,нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностеймира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности.Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попыткиответить на вопрос – что такое человек? Что есть мир для него, чего можетжелать и добиться в этом мире человек.
Пытаясьочертить предмет философии в наше время, Бертран Рассел писал об истиннофилософских проблемах так:"… в чем смысл жизни, если он вообще есть? Еслиу мира цель, ведет ли куда-нибудь развитие истории, или все это бессмысленныевопросы?… действительно ли природой управляют какие-то законы, или мы толькотак думаем из-за того, что нам нравится видеть во всем какой-то порядок?…разделен ли мир на две в корне различные части – дух и материю, и если это так,то как они сосуществуют? А что мы должны сказать о человеке? Частица ли онпыли, беспомощно копошащаяся на маленькой и незначительной планете, как этовидится астрологам? Или он, как это могут представить себе химики – кучкахимических веществ, соединенная вместе хитроумным образом? Или, наконец,человек таков, каким он представляется Гамлету, в основе своей благородный, сбезграничными возможностями. А может быть человек – все это вместе?… Существуетли один жизненный путь – хороший, и другой – плохой, или не имеет значения какмы живем. А если существует хороший жизненный путь, то что это такое или какнам научиться жить, следуя ему? Существует ли нечто, что мы можем назватьмудростью, или то, что Нам кажется таковой, – просто пустое сумасшествие?"
Эти вопросыявляются частью нашего жизненного мира. Именно поэтому мы изучаем философию.
1. Предметноесамоопределение философии. Предмет и объект в философии
Рассматриваяразличные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можнообнаружить, что для них характерно признание своеобразной «двойственности»ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны, какрационально-теоретическое постижение бытия, а с другой стороны, какопределенная форма ценностного сознания. В конкретных философских системах этидве стороны философии могут сочетаться самым различным образом.
Выступая какрациональное познание бытия, философия, безусловно, устремлена к науке как кнекоему идеалу, хотя сама философская рациональность внутри философиипонимается гораздо шире, так же как и поле применения такой рациональности. Чемотличается философия от науки? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надоопределить, как понимается здесь понятие «наука»? Отвечаем: «Самымтрадиционным образом, на уровне обыденного сознания: наука – это, прежде всегоестествознание, иногда к нему прибавляется математика, и весь этот комплексназывается точными науками». Дискуссии о критериях научности применительнок философии, со времен Канта потрясавшие мировое сообщество философов, логикови методологов, не имели никакого результата, но привели к ситуации, которую мыранее обозначили как «конец классической философии» и котораяпоставила под сомнение правомерность философии именоваться наукой.
Кроме того,философия – многосистемное и многофункциональное образование, которое прирешении тех или иных проблем оборачивается к ним одной из своих сторон. Этимисторонами выступают конкретные философские концепции. Единая цель, объединяющаявсе философское знание, – выяснение сущности бытия и человека, а такжевзаимоотношения между миром и человеком, между человеком и обществом – достигаетсяразличным образом, что создает целостную палитру представлений, хотя каждая изфилософских концепций претендует на единственно правильное понимание проблемы.
Прежде всего,это связано со сложностью вычленения собственного предмета философии, посколькув философию долгое время включались знания о самых различных сторонах бытия, иэти знания позже становятся объектами специальных наук. «Философия подобнакоролю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед затем как нищего выбросили на улицу». Однако наряду с «отпадением»от философии ряда специальных дисциплин происходит как бы процесс «очищения»ее собственного предмета, который П.В. Алексеев удачно обозначил какпроцесс «предметного самоопределения философии».[3]
Философиярассматривается как высший вид теоретического знания о фундаментальных основахбытия и принципах его познания. Как учение о всеобщем. В этом смысле напротяжении всей истории предмет философии, как справедливо отмечает П.В. Алексеев,оставался стабилен. «Процесс дальнейшего развития проблематики,дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишьуточняют, углубляют его понимание».[4]
Для философиивсегда представляла интерес проблема выявления сущности и предназначенияЧеловека, размышление о его месте в мире, о его отношениях с миром и с другимилюдьми и т.д. В этом плане философия отвечала на «запросы» эпохи,выступая самосознанием культуры.
Наиболеечетко предметная область философии представлена у И. Канта. Прежде всего,он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи вобщественном сознании.
Первый онобозначает как «школярскую» философию. Данная характеристика неявляется негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений офилософии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которымидолжен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своегосамовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством,правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом.Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах,гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьногообразования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания отом, что понимали под философией другие люди.
Однако, кромеэтого, существует философия как особая наука о последних целях человеческогоразума, которая придает ценность всем другим видам знания, выявляя их значениедля человека. Именно в этом плане она выступает как философская мудрость.Философ, стремящийся к такой мудрости, должен постигать то, насколько знаниеможет способствовать достижению высших целей Человека и Человечества. «Еслисуществует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – аименно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которойможно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком».[5]
Кантформулирует основные вопросы, на которые должна отвечать это философия в еевсемирно-историческом значении:
Что я могузнать?
Что я долженделать?
На что я могунадеяться?
Что такоечеловек?
Можносказать, что в общем плане предметом философии является бытие как особаясложная система, включающая такие его подсистемы, как Мир и Человек. Философиявыступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях) междумиром и человеком на всех уровнях бытия.
Мир – этоокружающая нас природа на всех ее уровнях, включая общество. Это-томатериально-всеобщее (вспомним чувственно-материальный космос у древнихгреков), что противостоит человеку и частью чего он одновременно является вкачестве одухотворенного существа. Человек, с одной стороны, рассматривается вфилософии как творческий субъект познания и носитель сознания и мышления, а сдругой стороны, как самостоятельный объект философского познания, объект самосознания.Человеческое «Я» – это и сознание, и мышление, и дух, и особаямыслящая структура бытия. Поэтому противопоставление мира и человека, духа иматерии является условным, так как они слиты в едином бытии. Выявление сущностичеловека есть фактически выявление различных сторон его взаимоотношений смиром, базирующихся на представлениях об истинном знании. «Истина естьотношение Человека к Миру, Действие есть действие Человека в Мире, Красота естьпереживание Человеком Мира».
Человек,будучи частью бытия (мира) и взаимодействуя с ним, ставит вопросы о сущности ипроисхождении мира, вопросы о том, что лежит в основе мира: материальная илидуховная субстанция. Он пытается выявить основные формы проявления мира, ставитвопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается иразвивается ли вообще. Частные науки также отвечают на данные вопросы в рамкахсобственного предмета. Но лишь философия ставит их в предельной форме, говоря онаиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях междумиром и человеком. Данный предметный уровень мы можем обозначить каконтологический.
Различныефилософские решения онтологических проблем задают и различные философскиенаправления. Например, философы, по-разному решающие вопрос о том, что лежит воснове мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическоерешения данного вопроса. Философы, которые кладут в основу мира одну илинесколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистовили плюралистов (чаще всего дуалистов).
Являясьчастью бытия, человек в то же время противостоит ему и осознает это своепротивостояние. Это позволяет ему рассматривать весь окружающий мир как объектпознания, причем не, только внешний мир, но и самого себя как часть мира, атакже организованную совокупность людей – общество. На этом уровне философия впредельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности нашихзнаний о нем. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда неставит вопрос о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится наограничении бытия, и это позволяет воспринимать его, как принципиальнопознаваемое.
Еслиматематик выделил некую систему количественных отношений, т.е. описал мирматематически, то он тем самым познал некоторые его структуры. Если ему это неудалось, значит, математика в данной области просто не применима. Если физиквыявляет физические закономерности каких-то процессов, он познает, лишь ихфизические характеристики, не вникая в сущность данных объектов.
Общая гносеологическаяпроблематика находит самые разнообразные варианты ее решения в философии. Естьфилософские направления, представители которых не признают познаваемости мира.Есть философские концепции, в которых познаваемость мира признается, но выводитсяэто из разных начал, как материалистических, так и идеалистических. Имеютсяфилософские системы, которые значительно огрубляют процесс познания, сводя егок воздействию объекта на субъект, или отрицающие возможность познания частибытия, например социального. Для представителей частных наук такие вопросымогут показаться с точки зрения предмета их наук просто бессмысленными. Здесьвопрос о том, возможно познание или нет, не может даже ставится, ибо тогда небудет науки. Наука всегда реализует познавательную установку, философ вправе вней сомневаться.
Человекявляется существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и эмоциональнопереживает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права иобязанности, а также трагичность своего существования: невозможностьабсолютного познания, смертность, греховность, отсутствие абсолютных критериевдобра, красоты, истины и пр. Философия исследует эти ценности человеческогосуществования, их обоснованность и необходимость. Эту область философских исследованийможно обозначить как аксиологический предметный уровень. Соответственно, издесь возможны самые различные варианты философских решений, от атеистическихдо религиозных.
Человекосуществляет свою деятельность в результате практического освоения бытия,предметного мира. Практика является как бы активным связующим моментом междумиром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерностибытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества вцелом, имея возможность творчески использовать полученные знания. Он способенактивно воздействовать на окружающую его действительность, может направитьтечение тех или иных событий в желаемое русло, практически осуществляя,например, свои собственные представления об устройстве мира и общества. Однакочеловек может осуществить и такие преобразования, которые представляют угрозусуществованию самого человечества. В этом плане задача философии – на основаниипознания общечеловеческих ценностей и интересов выработать некую общую системунорм данной деятельности, ее параметры и ограничения. Эта область исследованийотносится к праксеологическому предметному уровню философии.
Каждомууровню философии соответствует определенная философская дисциплина. Кроме того,имеются «вспомогательные» философские дисциплины. Рассмотрим областифилософского знания.
Философскаяантропология в качестве предмета исследования рассматривает человека. Попыткавыявить общечеловеческое в существовании людей способствует самосознаниючеловека и выяснению его собственного места в мире, отличия его от живойприроды. Особое значение приобретает данная дисциплина в наше время, когдаразвитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек остроощущает, что его саморазвитие должно сочетаться с развитием общества, последнееже должно обеспечить каждому человеку достойное существование.
Этика восновном рассматривает вопросы, связанные с проблемой добра. Цель этики – выявитьфундаментальные, предельные основания справедливых и разумных действий в совместнойжизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимымии понятными, их обоснование не должно опираться на какие-то внешние авторитетыили соглашения. Поэтому по отношению к действующей морали, господствующей наконкретном историческом этапе, этика занимает критическую позицию, подвергаяэту мораль (эмпирически данную) критическому осмыслению (теоретическомуанализу). В рамках данной дисциплины развивается также метаэтика, задачакоторой заключается в анализе языковых форм морали, этических высказываний.
Эстетикапредлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления вискусствах и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетикаможет быть либо чисто функционально-описательной (анализ эстетическихобъектов), либо нормативно-дискурсивной (анализ некоторых критериевпрекрасного). Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетическогосуждения, а также форм эстетического ощущения и переживания. В современнойэстетике активно используются информационно-коммуникативные и логическиеподходы к анализу эстетического языка.
Метафизика ионтология. Первая представляет собой раздел философии о принципах и началахбытия. В ряде философских систем она отождествляется с онтологией. Втораятрадиционно, от Аристотеля, считается важнейшей частью метафизики и исследуетбытие как таковое, его наиболее общие свойства, сущности и категории. Кромеэтого, в ряде философских концепций исследуются божественное бытие (философскаятеология), душа (психология) и общая взаимосвязь всего сущего (космология).
Социальнаяфилософия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такоеобщество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общембытии социальные закономерности. Разделом социальной философии являетсяфилософия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества ичеловека как субъекта исторического процесса.
По своемуформальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разрядувспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако поскольку человек реализуетсебя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития,путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить осоциальной философии как одной из основных философских дисциплин.
Логика,представляющая собой учение о последовательном и упорядоченном мышлении,изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методыпознания, а также особые законы мышления. Классическая формальная логикаподразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, атакже учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения.Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотическиепроблемы. Современная логика стремится к предельной формализации иматематизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как системазнаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними.Современная логика изучает также многозначные системы, в которых высказывания могутпринимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важный разделсовременного логического знания – неклассические логики, изучающие своеобразныеспособы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени,нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартныхусловий истинности (например, без использования некоторых основных законовлогики или с ограничением области их применения).
Гносеологиявыступает как раздел философии, исследующий условия, сущность и границыпознания, отношение знания к реальности, а также условия достоверности иистинности познания. Кроме того, в теории познания исследуется и теория науки(эпистемология), как один из видов познавательной деятельности. Сюда наряду собщегносеологическими вопросами включаются также исследования особыхпознавательных процедур в науке, критериев и способов создания идеализированныхобъектов, которыми оперирует наука, изучение соотношения эмпирического итеоретического уровней исследования и пр. Весь комплекс указанных проблем частовыделяют в специальный раздел знания, который называют методологией науки.
Философиярелигии ставит вопрос о сущности феноменов религиозной веры и религиозногосознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии длячеловека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, каквера, критически анализируются религиозные положения.
Философияправа решает проблемы обоснования права. Исследует, из чего исходит право,существует ли некая высшая правовая норма. Она занимается проблемамисоотношения права с моралью, религией, политикой, государством, властью,экономикой.
Политическаяфилософия конкретизирует положения социальной философии, рассматриваетпостроение, функцию и смысл государства, закономерности его развития иособенности управления, основные движущие силы (социальные группы, партии).
Сущностьфилософии как формы теоретического сознания определяется не только предметом,но и методом. Проблема выделения общего философского метода достаточно сложна.
2.Эволюция представлений о предмете философии
Философия – формадуховной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренныхмировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир ичеловека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовьк мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).
Зарождениефилософии как специфической формы духовной деятельности относится примерно кначалу 1-го тысячелетия до нашей эры, т.е. произошло примерно три тысячи летназад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математики мыслитель Пифагор (середина VI в. до н.э.).
Первое жедостаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличиеот близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежитПлатону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия»сыграл Аристотель. До Платона и Аристотеля философское знание в основномсовпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т.е.повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической,художественно-образной форме.
Начиная сПлатона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью кмудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимсяна надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, вкотором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картинабытия, на фоне которой, только и можно понять своеобразие человека, все вбольшей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образнойманере, а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Нохудожественно-образные, символические способы выражения содержаниячеловеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причем вфилософской традиции Востока эта последняя манера философствования до сих поростается господствующей.
Что жекасается понимания самого предмета философии, то оно сформировалось, во-первых,в процессе преодоления ограниченности предшествовавших философии типовмировоззренческого сознания, а именно мифологии и религии в ее первоначальныхформах (анимизм, тотемизм, политеизм и т.д.), отличных от возникших позднеемировых религий; во-вторых, в результате длительных усилий, направленных навыделение философского знания из всего массива знания, имевшегося у человека вту историческую эпоху.
В отличие отмифологии и первоначальных форм религиозности, философия избрала своимориентиром не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы истереотипы сознания, а свободное, критическое осмысление мира и человеческойжизни. Антропоморфизму (наделению человеческими качествами природных вещей ипроцессов) мифологии и ранним формам религиозности философия противопоставилапредставление о мире как о поле действия безличных объективных сил.
Обсуждаяпроблему строения целостного бытия, древнегреческая философия предложилаопределенный перечень разных ответов на эту проблему: представления о наличиипоследних пределов, или последних самых малых частичек вещества, из которыхстроится все мироздание (античный атомизм); о беспредельной, безграничнойделимости природы, следовательно, об отсутствии каких-либо пределов этойделимости; наконец, представление о всеохватывающем единстве, всепроникающейцелостности всего сущего. Каждый мыслящий человек мог участвовать всознательном поиске и свободном выборе подобных представлений. И поиск, и выборосуществлялись посредством критики и принятия какого-либо из вариантов наоснове методов логической аргументации, теоретического анализа и обоснования.
Более четкомуосознанию предмета философии способствовало стремление вычленить из всегомассива наличного знания то своеобразное знание, которое и составляет основноесодержание именно философии. С момента своего возникновения философия сталапретендовать на то, что именно философское знание является наиболее зрелым исовершенным. Для возникновения и последующего закрепления этого мнения обособом статусе философии имелись достаточно серьезные основания, порожденныепрежде всего тем, что преобладающая часть наличного знания той эпохи (заисключением собственно чисто дедуктивных наук типа математики и логики) носилаописательно-регистрирующий характер и не претендовала на выявление и объяснениедвижущих сил, причин наблюдаемых явлений и процессов.
В силу неразвитости,недостаточной зрелости эмпирического, опытного естествознания той эпохи этуроль взяла на себя философия. Она выступала в качестве своеобразной «наукинаук», или «царицы наук», единственно способной датьтеоретическое объяснение всего происходящего в окружающем мире и в самом человеке.С целью прояснения своеобразия философского знания и соответственно предметафилософии Аристотель ввел специальное понятие «метафизика», которое ипо сей день часто употребляется почти как синонимичное понятию философии.
В егопонимании метафизика являла собой особый тип знания, надстраивающегося надфизическим знанием, которое в то время отождествлялось с естественнонаучнымзнанием. И если в понятие «знание» вкладывать более глубокий смысл,не исчерпываемый только фиксацией непосредственно данного или непосредственнонаблюдаемого, но и предполагающий способность дать теоретическое объяснение,выявить глубинную сущность наблюдаемого, то можно сказать, что напервоначальных фазах своего развития философия включала в себя все наличноезнание. И в этом прямом смысле слова представляла собою знание о мире в целом ио человеческом мире в частности. Такое понимание предмета философии сохранялосьна протяжении многих веков.
Значительнопозже, уже в эпоху Нового времени, начало которого датируется XVII в., изфилософии стали выделяться отдельные конкретные науки. С развитиемэкспериментального естествознания они достигли более высоких рубежейтеоретической зрелости, обретя способность своими собственными средствамиобъяснять суть изучаемых ими физических, химических, биологических и иныхестественных процессов. В итоге естественные науки перестали нуждаться впокровительстве, опеке, надзоре и контроле со стороны философии как некоеговысшего типа знания. Философия уже не могла претендовать на роль «наукинаук». Соответственно появилась потребность в изменении и уточнениипредставления о ее предмете.
Другоесущественное обстоятельство, весьма активно стимулировавшее поиск новыхпредставлений о предмете философии, заключалось в необходимости пересмотрахарактера взаимоотношений философии с религией – этой другой важнейшей формоймировоззренческой регуляции поведения людей.
С моментасвоего возникновения философия находилась в самых тесных, но одновременно ивесьма сложных и внутренне противоречивых взаимоотношениях с религией. Длязападноевропейской философской традиции, которую мы здесь прежде всего имеем ввиду, данная проблема выступает как проблема взаимоотношений философии схристианской религией. На первых порах своего существования (I–V вв.)христианство в ходе своего утверждения для прояснения и углубления собственногосодержания активно обращалось к античным философским учениям, признавало заантичной мыслью достаточно важную и самостоятельную роль в духовной исоциальной жизни человека. В эпоху Средневековья ситуация существенноизменилась: религия стала не просто преобладающей, но и практически монопольногосподствующей сферой духовной жизни человека. Философии отводится роль хотя иважного, но все-таки достаточно технического, вспомогательного орудия духовногоосвоения мира человека и мира окружающей природы. Эти взаимоотношения междуфилософией и религией предельно четко выражены широко известной формулой: «философия– служанка богословия». Хотя, следует подчеркнуть, эта формула не выражалавсей многоплановости взаимоотношений между философией и теоретическим ядромхристианства – его богословием (теологией). Эта трактовка стала все болееявственно обнаруживать свою несостоятельность на фоне роста общественнойзначимости и авторитета специально-научного, а затем и философского познания изнания, четко обозначившегося в эпоху Нового времени и Просвещения.Соответственно начинает утверждаться мысль о необходимости восстановлениясамостоятельного статуса философии, обретения ею достаточной независимости отрелигии и богословия.
На протяженииXVII и XVIII столетий эту задачу удалось полностью реализовать. Более того, вутверждении своего самостоятельного статуса философия и наука продвинулисьочень далеко, во многом изменив соотношение сил в свою пользу. В этих новыхусловиях религия и богословие оказались постепенно отодвинутыми на перифериюсоциальной и духовной жизни человека и человечества, а в качестве доминирующейсилы выдвинулась философия, а примерно с середины XIX столетия – наука.
Стремительныйрост престижа науки привел к существенному изменению понимания предмета ипредназначения философии. Многие выдающиеся мыслители стали рассматриватьфилософию как научное знание особого типа. Именно в этом русле развилось ипрочно закрепилось, особенно в нашей стране, представление о философии какнауке о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Наиболееполно и отчетливо оно было сформулировано и выражено К. Марксом и Ф. Энгельсом.В отличие от всех философских учений прошлого, свою философию они называлинаучной философией. Более радикальных взглядов придерживались основоположникипозитивизма, которые считали, что так называемые позитивные, т.е. конкретные,науки делают совершенно излишней, ненужной философию как таковую.
Ориентация нанауку, на научное знание как на высший или вообще единственный доступный длячеловека тип знания привела к существенному изменению представлений о характерефилософского мышления, философского сознания. Широкое распространение получилоубеждение в том, что философия, в отличие от всех других формдуховно-практического освоения мира человеком – таких, например, как религия,нравственное сознание, эстетическое восприятие, повседневныйжизненно-практический опыт, идеология и т.д., – должна ориентироваться в своихусилиях по построению целостной картины природного и человеческого бытия насредства рационального постижения. Другими словами, философия должна опиратьсятолько и исключительно на способности и силы, таящиеся в человеческом интеллекте.[6]
Человеческийразум, мышление стали рассматриваться не только как вполне автономные, но и каксамодостаточные основания для осмысления мира вообще и человеческого мира вчастности. Поэтому философия с этой точки зрения есть не что иное, как познаниепоследних оснований бытия, осуществленное в последовательно рациональной форме.Философия есть рационализированная форма мировоззрения. На предшествующихэтапах многовековой истории западноевропейской философии такого пониманияпредмета философии не было. Еще одна характерная особенность того пониманияпредмета философии, которое сложилось в XVII–XVIII вв. и в первую половинуXIX столетия, заключалась в том, что философия строилась и развивалась исходяиз предпосылки о том, что рано или поздно будет создана такая философскаясистема, которая сможет раз и навсегда справиться со своей главной задачей – создатьпредельно обобщенную универсальную картину мира и места человека в нем.Основоположения такой философии приобретут характер совершенно бесспорных навсе времена.
Человечестводолжно будет всегда придерживаться их. Подобные претензии на создание некоторой«последней», завершенной и законченной системы философского знаниядостаточно отчетливо выражены в наиболее характерных образцах философии этогопериода, к числу которых относятся философия Гегеля и философия марксизма.Гегель полагал, что в его философской системе абсолютный дух (мировой разум)приобрел адекватную форму познания и выражения собственной сокровенной глубины,а потому ее основные положения являются абсолютными и неизменными истинами. Посуществу, такого же взгляда придерживается и марксизм, который считал, что онсовершил подлинную революцию в философии. Ее суть заключается в том, чтовпервые на смену многообразию различных философских учений и построенийприходит единственно верная, подлинная философия, а именно научная философия влице марксистской философии. Вся предшествующая историко-философская мысль – этотолько предыстория, подводящая к возникновению и осознанию подлинногосодержания философии.
Какотмечалось выше, на протяжении почти трехтысячелетней истории философиипонимание предмета философии постоянно изменялось и уточнялось. Но наиболеесущественные изменения в этой сфере произошли, пожалуй, в середине XIX в.Эти изменения были настолько глубоки и радикальны, что можно говорить даже отом, что сама философская мысль в целом вступила в качественно новый этапсвоего развития. То есть это означает, что в почти трехтысячелетней истории развитиязападноевропейской философской мысли можно выделить два основных историческихэтапа: этап становления и развития традиционной, классической философии и этапнетрадиционной, неклассической философии, который начался со второй половиныXIX в. и продолжается и в наше время. В чем суть этих коренных изменений,если обратиться к интересующей нас проблеме предмета философии и средствдостижения выдвигаемых философией задач?
Прежде всего,отметим, что неклассическая философия решительно отбрасывает претензии на то,что рано или поздно она создаст такое философское учение, которое раз инавсегда решит коренные проблемы философии или хотя бы обозначит основноесодержание коренных, фундаментальных проблем философского познания. Современнаяфилософия даже не выдвигает и не ставит перед собою подобной задачи, так каксчитает ее в принципе неразрешимой и даже бессмысленной саму постановку.Основания для такого вывода достаточно очевидны. Ведь человеческое познание посамой своей природе всегда конечно и ограниченно. Оно не может претендовать напознание так называемой абсолютной, последней и окончательной истины.
Но к этой, вобщем-то, достаточно банальной, уже давно установленной в философии истине запоследние полтора столетия добавились многие другие новые доводы, связанныепрежде всего с осознанием социально-исторической и культурно-историческойобусловленности любого познавательного акта. Человеческое познание и мышлениевсегда обусловлено и ограничено конкретными социально-историческими икультурными обстоятельствами. И пока человечество не прекратит своего движения,развития, будут постоянно изменяться исторически данный тип общества, наличнаясистема знаний, совокупная человеческая культура, в том числе и представления оглубинных основаниях мирового бытия в целом и человеческой жизни в частности.Социально-историческая и культурная обусловленность познания и мышленияприводит к существенному изменению представлений о том, какими средствами иметодами должна пользоваться философия, чтобы решать свои задачи.
И преждевсего, меняется взгляд на место и роль человеческого разума, интеллекта вдостижении этих целей. На неклассической стадии своего развития философия ужене рассматривает человеческий разум как самодостаточное основание, опираясь накоторое она развертывает свое собственное содержание, ставит и пытается решитькоренные проблемы бытия. Разум тоже начинает рассматриваться каксоциально-исторически и культурно-исторически обусловленный, историческиизменчивый и ограниченный в своих познавательных возможностях. Не в том смысле,что он рано или поздно натолкнется на глухую стену, непреодолимые пределы своейпознавательной силы, а в том смысле, что в своем историческом движении онпреодолевает, раздвигает установленные ранее, казавшиеся совсем недавно незыблемымипределы и границы.
На каждомисторическом этапе возможности разума ограничены в том отношении, что ониявляются зависимыми от сложившихся социально-культурных условий. И вместе с темэти границы, пределы разума расширяются по мере развития общества, человека.Одновременно все более четко осознается, что набор, совокупность познавательныхресурсов, которыми пользуется философия для достижения своих целей, не можетограничиваться только теми ресурсами, которые таятся в человеческом разуме.
Философское познаниеи духовно-культурная деятельность в целом должны опираться не только намышление, но и на всю совокупность духовных сил и способностей человека: на еговолю, на веру, на эмоциональную сторону человеческого существования, наподсознательные, интуитивные влечения и т.д.
В более общейформе можно констатировать, что неклассическая философия лишает человеческийразум того привилегированного статуса, каким он наделялся в господствующихфилософских построениях, прежде всего рационалистического толка, предшествующегоэтапа ее развития.
Неклассическаяфилософия пытается найти какие-то другие основоположения человеческого бытия,которые являются как бы посредником между бытием как таковым во всей еговсеобщности и человеческим сознанием. Таким посредником в современной философиивыступает, во-первых, язык, понимаемый в некотором расширительном и обобщенномсмысле.
Он включает всебя не только обычный разговорный язык, но и все имеющиеся ныне у человекасредства коммуникации и общения: математический и логический языки во всем ихмногообразии, языковые средства фиксации и систематизации экспериментальныхданных, показаний научных приборов, многообразные средства фиксации и передачивсе нарастающего потока информации, языки компьютерных технологий, художественно-символическиесредства и т.д. Особый акцент на этой стороне познания и мышления делается втаких течениях философии, как лингвистическая философия, постпозитивизм,герменевтика, разнообразные аналитические и структуралистские школы инаправления. Другим важнейшим опосредствующим звеном между универсальнымприродным бытием и человеческим сознанием в современных интерпретациях предметафилософии является культура, тоже взятая в предельно широком и обобщенномсмысле.[7]
Под культуройпонимается вся совокупная творчески созидательная деятельность человека ипродукты этой деятельности, т.е. все то, что не является чисто природнымпредметом и явлением, а так или иначе преобразовано, видоизменено человеком. Всостав культуры входят не только произведения искусства во всех его видах, нетолько продукты ремесленного художественного творчества, памятники архитектуры,как это делается в обыденном понимании культуры, но и всяпрактически-преобразующая деятельность человека и продукты этойпрактически-преобразующей деятельности.
Инымисловами, весь мир преобразованных либо заново созданных самим человекомпредметов, орудий и средств, в окружении и с помощью которых протекаетчеловеческая жизнь, в отличие от образа жизни и среды обитания всего остальногоживого мира. Культура – это вся совокупность преобразованных или зановосозданных человеком природных вещей и явлений, начиная от ножа, топора, пилы,жилища, одежды и кончая всем многообразием промышленного технологическогооборудования, транспортных и информационных средств, научных измерительныхприборов и т.д.
Культура – этовсе то, что отличается от естественного, природного мира, что несет на себебольший или меньший отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия наестественный, природный мир, в котором разворачивается жизнедеятельностьчеловека, в том числе его разумно-волевой активности.
С этой точкизрения предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры,т.е. ее всеобщих характеристик, свойств, выражаемых в предельно общих понятиях –категориях или универсалиях. Этот подход весьма продуктивен, так как открываетновые горизонты развития философской мысли. Он только начал формироваться ипотому еще не приобрел систематически продуманного и развернутого обоснования.
Здесь преждевсего необходимо пояснить, что мир человеческой культуры при всем егонесомненном своеобразии – это все-таки, грубо говоря, некоторая надстройка надприродным миром, вырастающая из его глубинных оснований и питающаяся ими. Поэтомуфилософия и при новом подходе в конечном счете как была, так и остается учениемо предельных основаниях бытия вообще и человеческого бытия в первую очередь.Нецелесообразно ограничивать ее только рамками сферы человеческой культуры.Природа всегда была и остается предпосылкой и фундаментом всей человеческойактивно-преобразовательной деятельности.
С учетомэтого сохраняет всю свою значимость традиционное понимание философии как особойформы духовной деятельности человека, претендующей на выработку целостнойуниверсальной картины бытия, теоретического ядра мировоззрения, взгляда на мирв целом. Орудием, средством и мостиком, ведущим к достижению этой цели,является культурно-творческая деятельность человека во всем ее богатстве имногообразии.
Заключение
Любая наукаимеет свой предмет и объект исследования и определенный категориальный аппарат,но если философия имеет особенность, то взгляд на объект и предмет исследованиянеоднозначен. Одни ученые отождествляют объект и предмет, ссылаясь на то, чтослово объект в латинском означает предмет и поэтому объект философии – природуи предмет философии – феноменальную деятельность человека они отождествляли. Герценговорит: другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый предмет впространстве и во времени.
Гоббсуказывает – предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности, котороеможно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с другими телами. Сзарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя».Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объектфилософии определяется сознанием – говорит Фихте.
Бердяев доказал, что философияисследует не объект реальности, а мучается смыслом личной судьбы и жизни людей.Объект – это то, что интригует жизнь людей, то есть судьба субъекта, в которойтрепещет вся Вселенная. Т.е., творческое сознание личности, когда всеосмысливается на уровне Вселенной.
Герцен подчеркивает, чтонепроницаемый предмет, т.е. то, что может быть как материальным, так и идеальным.
Понятиеобъекта всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимоот воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли может быть любойпредмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается вчеловеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект – этоформа человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, котораявыработана в процессе человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметынаучного познания)
Предметфилософии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающаяопределенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами илиявлениями.
Такимобразом, объекты и предметы философского знания могут быть:
1) материальными– вещи, явления,
2) идеальными– понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.
Объектыфилософии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь.Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными ииррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самогочеловека и отношение его с природной средой. Предмет философии – это нечтоиное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости отобъекта. Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, ноон является следствием объекта. Если объект идеален, то и предмет идеален. Еслиобъект материален, то и предмет материален. Предмет философии всегда ставитакценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект икоторые можно свести к определенному классу понятий, отражающихдействительность, но и представляют интересы философии человека, общества имира.
Такимобразом, предмет философии тяготеет к познанию:
1) мира–философская антология и космология,
2) человека –философская антропология, персонализм и экзистенциализм,
3) общества –социальная философия.
Выделяют двауровня
– внутренний– микрокосмос,
– внешний– макрокосмос.
Один уровеньбез второго не дает цельное представление о личности. Но в связи с тем, чтофилософия выступает в роли методологии познания, то она свой предметпредставляет в форме: 1) универсальных понятий, где все подчинено единствувсего сущего (Гуссерль), 2) познание принципов природы и отношения человека кней с помощью определенных связей (Шлегель), 3) как спор человека с природой,захватывающий его целиком и где есть ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома(Хайдеггер), 4) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, гдеглавное учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом иликак учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания человека на земле (Бердяев),5) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую свободуличности, где человек рассматривает себя как частица объективной воли, которуюон познает как свою собственную, т.е. через объективную волю он идет ксамопознанию (Гегель), 6) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).
Любаяфилософия все равно характеризует духовное основание мировоззрения личности. Шопенгауэрпризывал философов к компромиссу. Предметом философии нужно считать не мир вцелом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны составлять кругинтересов других наук и в частности естествознания.
Но если мыбудем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней взаимосвязанапроблема бытия, то в таком случае мы получим единство, целостность и гармониюмира в качестве исходной предмета философии, где первооснова смыкается вединстве и многообразии целого.
Но самымдревним предметом философии является:
1) проблемачеловека, куда входят вопросы его природы и сущности, души тела, добра и зла,чести и бесчестия, жизни и смерти и предназначения существования,
2) выявлениесоциальной сущности человека, т.е. непосредственная зависимость егообщественных структур привела к тому, что предметом философии стали проблемыобщества.
Общественныеотношения как исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей.
Но если мыговорим о социальной сущности человека, значит мы должны выделить и сущностьобщества, его значение в жизни и деятельности человека. И это обусловило выходна проблему самосознания человека и человечества, а в связи с этим и философияистории.
Но в качествепредмета философии выступает и природа, понимаемая в качестве проявления сущего(вселенная, материя, дух и т.д.) именно это использовали философские школынатуралистического и натурфилософского направления, объединяемые общимнаправлением философия природы.
Среди всехпредметов философии есть определяющие, к которым относятся проблемы человека,смысла и цели истории и человеческого существования, религиозно-нравственныевопросы. К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка. К сопутствующим– проблемы натурфилософии.
Все они всовокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая недоступна ни однойиз других областей знания. Не правы те, кто считает, что основным вопросомфилософии является отношение мышления к бытию. Эта проблема значима в аспектеразграничения двух философских направлений: материализма и идеализма. Различиямежду этими двумя направлениями стираются при более углубленном понимании тогои другого.
Списокиспользованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.М.: Проспект, 2005.-608 с.
2. Балашов Л.Е. Философия.– М, 2005. – 672 с.
3. Введение в философию:Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е – М.:Республика, 2003.-623 с.
4. История философии вкратком изложении/ Пер. с чеш. И.И. Богута. М.: Мысль, 1991. – 590 с.
5. История философии:Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – 1376 с.
6. Канке В.А. Философия:Учебное пособие. М: Логос, 2001.-272 с.
7. Спиркин А.Г. Философия:Учебник 2-е изд. М.: Гардарики, 2002.-736 с.
8. Философия: Учебник/ Подред. Проф. О.А. Митрошенкова. – М: Гардарики, 2002.-655 с.
9. Философскийэнциклопедический словарь. М, 2003. – 840 с.