Реферат по предмету "Философия"


И. Кант - основоположник немецкой классической философии

Рубцовский КолледжПрава
Регистрационныйномер______________________
«___»__________________2006г.
Контрольная работа
По дисциплине:Философия
 
Тема:И. Кант – основоположник немецкойклассической философии
Выполниластудентка ___________ группы
Специальность«Правоведение»
КотоваЕлена Александровна
Домашнийадрес:______________________
_____________________________________
_____________________________________
Телефон:____________________________
Преподаватель________________________
_____________________________________
_____________________________________
Оценка______________________________
«___»________________2006г.
Подпись_____________________________
Рубцовск 2006 г.
Содержание
 
Введение                                                                                                                     3
1.  Немецкая классическая философия                                                                   5
2. Творчество И. Канта                                                                                             8
Заключение                                                                                                               17
Список литературы
Введение
 
На нынешнем этапе историиосуществляется коренная ломка привычных стереотипов, устоявшихся,догматизированных представлений. Рождается новое мышление. И ведь этопроисходит не первый и не последний раз в человеческой истории. В такие временафилософия, откликаясь на ускорение исторического процесса, обычно рождала,применяла и усовершенствовала диалектические идеи приёмы, методы, позволяющиеовладевать в мысли всё более стремительным развитием общества и истории.
Противоречия современнойцивилизации — её взлёты и откаты, и стремительный бег, невиданное ускорение ивдруг душные времена, мертвящие зоны застоя, наконец, самый страшный парадокс:угроза уничтожения цивилизации, и не какой-то внешней силой, а творениями самойцивилизации — вот что в конечном счёте заставляет нас в новом столетии и новомтысячелетии высветить именно цивилизованные аспекты человеческого бытия, какони видятся сквозь призму исторической философии.
Из необозримого множестваотдельных периодов, шагов исторического развития философии представляютпроблему противоречия человеческой цивилизации и человека цивилизации поистиневыдающие мыслители. Можно выделить особо мыслящих и тревожащихся о цивилизациимыслителей Запада, таких как досократики, Сократ, Платон, Аристотель, Дж.Бруно, И. Кант. Эти мыслители сильнее других утвердили идеи, без сохранения иразвития которых человечество не спасёт своё создание, цивилизацию, оказавшуюсястоль хрупкой.
Эти великие, такие старыеи такие новые мировоззренческие идеи: единство, целостность мира, ВселеннойКосмоса и человека; единство свободы и ответственности, прав и свобод личности;единство индивида и человечества, индивида и народа, народа, нации, народовчеловечества.
Эти мыслители какими быпроблемами ни занимались — размышляли ли, писали ли о природе, космосе и Боге,об атомах или идеях, о познании или логике, мысли всё равно возвращались, квопросу о человеке, его свободе, достоинстве, традициях его судьбы. В работахмыслителей можно сконцентрироваться на общей проблеме: трудного становленияЧеловека Цивилизации и вокруг идей философов, которые внесли особый вклад врождение, развитие, защиту общечеловеческих гуманистических ценностей.
Рассмотрению идей И. Кантпосвящена данная работа.
1.Немецкая классическая философия
 
Иммануила Канта(1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии — грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чемстолетие духовного развития — напряжённого, очень яркого по своим результатам иважного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан поистине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г.Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) — все они в высшей степениоригинальные мыслители.
Прежде всего мыслителейнемецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в историичеловечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: «Философияесть… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». И представителямнемецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожногои бурного времени — периода грандиозных социально-исторических преобразований.Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческойсущности.
Кант, Фихте, Гегельвозносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку,науку как специфическую по сравнению с естествознанием.
Вторая особенность немецкойклассической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философииоблик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше,специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельныезвенья, которой взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философскихабстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении,смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальноедействие.
Кант и другиепредставители философски рассуждают о мире — о мире в целом, о закономерностяхеё развития. Это так называемый онтологический аспект философии — учение обытие. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. теорияпознания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е.философская антропология. Вместе с тем классики немецкой мысли стремятсярассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, втом числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе,общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирнойистории, искусства, религии — таковы были в эпоху Канта дисциплины философии.Еще задолго до Канта охватывалось понятие «метафизика». Немецкой классическойфилософии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческогоподхода.
Поэтому третьяособенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении кметафизике методу мышления и познания — методу диалектизму, разработалацелостнуюи разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованиювсех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всюнемецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философскогоучения к другому.
Четвертый момент — этонекоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовкеразвития общества прилагаются рациональные мерки и критерии: историческоеразвитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически.Законы истории понимались как принципы исторической «разумности». Немецкиефилософы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи,побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, «духа»,мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.
И, наконец, последнее,что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человекаи истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована на вокруг принципасвободы и других гуманистических ценностей.
Немецкая классическаяфилософия является непреходящим достижением философской мысли, к которомупримыкают и многие другие философские достижения человечества немецкойклассики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить навопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии,на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.
Философия немецкойклассики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единоеобразование. Но немецкая классическая философия — созвездие, которое состоит изярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись нанебосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этихзвёзд — Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметомнаших дальнейших размышлений.
2. Творчество И. Канта
 
Иммануил Кант (1724-1804) — титан философскоймысли всех времен. Он часто рассматривается как самый крупный философ послеПлатона и Аристотеля. Кантсоединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона сэнциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всейистории философии до XX в.
Все творчество Канта условно делится на два периода:докритический и критический. Первый период охватывает 1746-1760 гг., второйначинается с 1770 г., когда впервые в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого иумопостигаемого мира» Кант впервыеупоминает принципы своей системы критической философии. Это, конечно, неозначает, что первый период не содержал произведений, в которых критическирассматриваются философские проблемы. Впервый период основное внимание Кант уделяет вопросам естествознания ифилософии природы. Он пишет выдающийсятрактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которомизлагает свою знаменитую космогоническую гипотезу, обосновывающуюдиалектический взгляд на Вселенную. При рассмотрении проблемы возникновенияВселенной Кант отказывается от первотолчка и представляет первоначальноесостояние Вселенной как хаотическое облако разнообразных материальных частиц.Эти частицы обладают способностью двигаться и двигаются друг к другу безкакого-либо толчка. Одновременно действуют и силы отталкивания, которыезаставляют эти частицы отклоняться от первоначального направления, такполучаются круговые движения. Таким образом, частицы движутся «в одномнаправлении и по параллельным кругам, совершая свободные круговые движениявокруг центрального тела»[1],составляющие которое легкие частицы воспламеняются и становятся огненным шаром,т.е. Солнцем. Кант считал, что своей работой он сделал огромное открытие, иговорил: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мнематерию, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир»[2]
Хотя Кант и признавал Бога в качествесоздателя мира, вся его концепцияразвития утверждала, что в мире уже содержится сама причина возникновения иразвития природы. Эта концепция не имела воздействия на научную мысль своеговремени, так как долгое время не была известна общественности из-за того, чтоиздатель трактата обанкротился и весь тираж пропал. Впоследствии концепцияКанта была названа гипотезой Канта-Лапласа. Последний независимо от Кантавыдвинул свою версию возникновения мира.
Основные положения критического периода изложены Кантом в произведении «Критика чистого разума» (1781), вкотором он собирался разработатьпринципы теоретического и практического познания. «Критикой» он называлвсе, что подвергает критическому рассмотрению догматизм, под которымподразумевал одностороннюю рационалистическую метафизику, начинающуюся сДекарта и до Лейбница. Одновременно он ставил перед собой задачу критическиисследовать познавательные способности человека. Эта задача решалась Кантом какв первой «Критике», так и в последующих произведениях — «Критике практическогоразума» и «Критике способности суждения».
В 1783 г. он публикует «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки», ав 1787 г. — второе издание «Критики чистого разума», существеннопереработанное и дополненное.
В «Критике чистого разума» Кант выявляет условия, при которыхвозможны главные формы научного знания. Эта проблема конкретизируется у Канта вследующих трех вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможночистое естествознание?», «Как возможна метафизика как наука?».
Хотя Кант и признавал вслед за Локком, что все наше познаниеначинается с опыта, но тут же утверждал, что это наше познание не исходит изопыта. «Опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности,он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредствоминдукции)»[3].
Таким образом, по Канту, у познания имеются два источника:эмпирический и априорный. Априорная сторона познания формулируется Кантомследующим образом: «Все теоретические науки, основанные на разуме, содержатаприорные синтетические суждения как принципы». Под синтетическими суждениями понимал такие суждения, где связь предиката исубъекта мыслится без тождества. Синтетические суждения отличаются отаналитических тем, что в последних эта связь мыслится через тождество. Этивыражения означают, что в аналитических суждениях предикат лишь поясняетсодержание субъекта, а в синтетических суждениях он дает новые характеристикисубъекту. И Кант ставил гносеологический вопрос: «Как возможны априорныесинтетические суждения?». Этому Кант посвятил свою «Критику чистого разума». Первая часть «Критики...» подразделяется уКанта на два раздела: на «трансцендентальную эстетику», т.е. учение очувственности, и на «трансцендентальную логику», т.е. учение об интеллекте.Таким образом, Кант разграничивает чувственное и рациональное, чувственность иинтеллект как два основных ствола человеческого познания.
Основной вывод, к которому приходит Кант, состоит вположении, что рассудок диктует законы природе. В этом заключается совершеннаяКантом «революция в философии», аналогичная коперниканскомуперевороту. Под природой Кант понимал «связь существования явлений понеобходимым правилам, т.е. по законам», и эти законы априорны, и они делаютприроду возможной. Природа для Канта реальна лишь в «эмпирическом смысле», т.е.как мир явлений. Если вещи-в-себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы.                                     
Кант различает феномены и ноумены. Под феноменом Канта подразумевает явления, под ноуменом — невещи-в-себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, чтореально не существует, но умопостигаемо.Это дало возможность обвинять Канта в идеализме наподобие берклианского.В связи с этим Кант во второе издание «Критики чистого разума» включил раздел«Опровержение идеализма», в котором подверг критике идеализм Беркли, а своеучение назвал «трансцендентальным идеализмом».
Трансцендентальная диалектика у Канта занимаетсяисследованием разума, который является высшей познавательной способностью. Онпишет: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку изаканчивается в разуме, выше которого нет внас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его подвысшее единство мышления»[4].Исследование чистого разума должно дать ответ на вопрос о том, возможна лиметафизика как наука. «Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством правил, то разум есть способностьсоздавать единство правил рассудка по принципам»[5].
Трансцендентальные идеи, т.е. идеи разума, Кантразделяет на три класса:душа, мир, Бог. Эти три идеи являются предметами исследования метафизики,состоящей поэтому из трех чисто рациональных дисциплин: психологии, космологиии теологии. При рассмотрении рациональной космологии большое значение имеливыдвинутые Кантом антиномии, которыми он называл противоречащие друг другукосмологические утверждения. Исследование этих антиномий он называеттрансцендентальной аналитикой. Первая антиномия: мир имеет начало во времени иограничен в пространстве, мир не имеет начала во времени и не имеет границ впространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве. Втораяантиномия: всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей, ни однасложная вещь в мире не состоит из простых частей. Третья антиномия: все в миресовершается в соответствии с необходимыми законами природы и познается наоснове закона причинности, в мире причинность является не единственным законом,для объяснения требуется допустить существование свободной причинности.Четвертая антиномия: в мире существует в качестве его части или в качестве егопричины безусловно не­обходимая сущность, в мире нет нигде никакой абсолютнойнеобходимой сущности в качестве его причины.
Первые две антиномии Кант называл математическими, а последние две — динамическими. Он полагал, чтовозникновение антиномий обусловленоложным допущением, что мир как безусловное целое является предметомтеоретического познания разума. Всядиалектика противоречий, содержащаяся в антиномиях, согласно Канту, мнимая. На самом деле учение Канта обантиномиях поставило перед философией ряд сложных проблем — опротиворечивом единстве конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимого и случайного, необходимости исвободы. Поэтому проблема антиномийявилась мощным стимулом для диалектических подходов в разрешении истинных противоречий действительности.
При рассмотрении «рациональнойтеологии» заслуживает внимания выявленная Кантом несостоятельностьдоказательств бытия Бога,которые у него сводятся к трем: онтологическому, космологическому, физико-теологическому. Опровергнув все доказательствабытия Бога, Кант приходит к выводу, что все попытки чисто спекулятивногоприменения разума к теологии бесплодны, а принципы его применения к природе неведут к теологии. Значение этих опровержений доказательств бытия Бога в том,что они способствовали освобождению философии от теологии, которая еще быласильна в то время в Германии.
Общим выводом Канта было утверждение, что рациональные психология, космология и теология не могутсуществовать как науки. В то же время он считал, что возможнопреобразовать метафизику в науку.
 Разработкаэтических проблем занимает в творчестве Кантаособое место. Им посвящено несколько работ: «Основы метафизикинравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизиканравов» (1797), «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Опоговорке «может быть это верно в теории, но не годится дляпрактики»» (1793), «Религия в пределах только разума» (1793).
Одной из важнейших задач философии Кант считал пониманиесущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Он писал: «Двевещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением иблагоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездноенебо надо мной и моральный закон во мне»[6].
Основа нравственности лежит, по Канту, a priori в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кантпонимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше.Практический разум — это и есть нравственность, имеющая дело с проблемамисвободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда онопределяет волю и она становится свободной волей.
Кант исходит в построении своей системы нравственности из наличия «добройволи» как сущности нравственности. Кант начинаетсвое рассмотрение нравственности с известного утверждения, что «нигде вмире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего иного, что могло бысчитаться добрым без ограничения, кромеодной только доброй воли»[7]. Воля определяется лишьморальным законом. Кроме понятий доброй воли и морального закона основнымпонятием нравственности является понятиедолга, которое содержит в себе понятие доброй воли. Волю Кант фактическиотождествляет с практическим разумом и понимает как автономную, независящую от какого-либо внешнего воздействия: как от материального, в томчисле социального, так и от религиозного.
Нравственная воля, по Канту, содержит практическиеосновоположения, которые подразделяются на аксиомы и законы. Максима — это субъективный принцип воления, закон— это объективный принцип воления. Законы как императивы подразделяются в свою очередь на гипотетические икатегорические. Категорический императив Канта имеет несколькоформулировок, в которых он оттачивал этотзакон. Вот одна из наиболее четких его формулировок:«Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была статьвсеобщим законом природы»[8].
Таким образом, критика Канта — это этика долга, имеющая своим источником стоицизм. Однако к стоическомудуху своей этики Кант присоединил «нечто такое, что обеспечиваетнаслаждение жизнью». «Это нечто – всегда радостный дух», по идее добродетельногоЭпикура.
 В области социальной философии Кантнаписал следующиеработы: «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Ответ навопрос: что такое «Просвещение»?», «К вечному миру» (1795),«Метафизика нравов» (первая часть).
Кант исходил из выдвинутой идеологами Просвещения идеипрогресса в историческом развитии человечества. Он пытался выявить сущность закономерности, которая направляетэтот процесс, полагая, что история развивается по определенному плану.При этом Кант придавал решающее значение деятельности самих людей в созданииэтого прогресса.
Заслуга Канта состоит в том, что он поставил проблемупротиворечий в общественном прогрессе; источником этих противоречий выступает конфликт между людьми,порождаемый эгоизмом, честолюбием,властолюбием, корыстолюбием, причем Кант трактовал эти страсти чистонатуралистически. Он полагал, что главной проблемой человечества являетсядостижение правовою гражданского общества. Идеалом же государственногоустройства считал республиканский строй, хотя и полагал, что лучше всего, еслиэтот республиканский строй будет возглавлять монарх, руководствующийся общейволей граждан, выражаемой философами, республиканскийстрой «есть государственный принцип отделения исполнительной власти(правительства) от законодательной»[9].Для Канта философы были истинными представителями народа перед государственнойвластью. Концепция философии истории Канта направлена против феодализма иабсолютизма.
Большое значение придавал Кант вопросам войны имира. В работе «Идея всеобщей истории...» он высказывает мысль о вечном мире,который должен быть заключен между государствами, иначе войны могутуничтожить все достижения цивилизации. Он разработал проект договорао вечном мире, который подробно изложен в произведении «К вечному миру».Сначала у Канта идут шесть предварительных статей проекта: 1) подоговору уничтожаются все имеющиеся причины будущей войны, например,территориальные притязания;2) ни одно государство не может быть приобретено другим государством понаследству, в обмен, посредством купли, дара;3) со временем постоянные армии должны полностью исчезнуть; 4)государство не может использовать займы для подготовки войны и ее ведения; 5)«ни одно государство не должно насильственновмешиваться в политическое устройство и правление других государств»; 6) ни одно государство не должноиспользовать такие враждебныедействия, которые подрывали бы взаимное доверие (например, засылка убийц,подстрекательство к государственной измене).Основные статьи проекта Канта предусматривали создание всемирной федерации государств, которые отвергаютвойны и проводят принцип гостеприимства, гарантирующий чужестранцу, прибывшему в другую страну, что с ним будутобращаться подобающим образом. ДляКанта вечный мир — это «высшее политическое благо», которое достигается только при наилучшем строе, где власть принадлежитне людям, а законам.
Большое значение имел сформулированный Кантом принцип примата морали над политикой. Этот принцип былнаправлен против аморальной политики власть имущих. Главные положениябезнравственной политики Кант определяет следующим образом:
1) захват чужихземель, а затем поиск оправдания этому действию:
2) отрицание своей причастности кпреступлениям;
3)  проведение принципа «разделяй ивластвуй».
Главным средством против безнравственной политики Кант считаетпубличность, гласность всех политическихдействий. Он полагал, что «несправедливы все относящиеся к праву другихлюдей поступки, максимы которых несовместимыс публичностью», при этом «все максимы, которые нуждаются впубличности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой»[10]. Кант утверждал, что «правочеловека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило этогосподствующей власти»[11].
Заключение
 
Начало и конец кантовской«Критики чистого разума» — это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно,кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемостичеловека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другомупоступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе. Мыниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку уКанта моральный закон ссылается на свободу, а свобода — на моральный закон,поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным — значит бытьсвободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных идругих людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность.Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы инравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявленстрогий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой.
Списоклитературы
 
1.   Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
2.   Блинников Л. В. Великие философы:Учебный словарь-справочник. М., 1998.
3.   Кант И. Сочинения. Т. 1-6. М., 1963.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государство и церковь правовое регулирование их взаимоотношений
Реферат Издержки предприятия
Реферат Опыт создания Базы Данных для источников личного происхождения
Реферат Оценка эколого-экономического ущерба окружающей среде при обустройстве участка Правобережной час
Реферат Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности
Реферат Совершенствование финансовых показателей ЗАО "Петербургский тракторный завод"
Реферат Стихотворение ВА Жуковского Песня Минувших дней очарованье
Реферат Управление качеством продукции на предприятии 2
Реферат Элементы учебных математических исследований в начальной школе
Реферат Адаптация персонала в организации 3
Реферат Калькулирование себестоимости продукции на предприятиях кондитерского производства
Реферат Специфические причины ступора и комы
Реферат «Дружба начинается с улыбки»
Реферат Этикет в деятельности современного делового человека
Реферат Таможенный контроль над исчислением и уплатой таможенных платежей