Реферат по предмету "Философия"


Природа и общество

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентствопо образованию
                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                по философии
                Тема: Природа иобщество
  
 
                                                  Исполнитель: студент факультета
                                                  
                      Екатеринбург
                         2007
План
Введение………………………………………………………………………..3
1.Взаимодействие природы и общества
1.1Природа как условие возникновения и существования человекаи общества………………………………………………………………………..6
1.2Исторические типы взаимодействия…………………………………...8
2.Современные экологические проблемы, их особенности  в России и пути решения. Идея «ноосферы» и ееактуальность………………….11
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………16
   Введение.
Ухудшение экологического положения ста­ло особенно заметно с60-х годов 20-го века. Именно тогда в печать начали широко проникать сообщенияо последствиях применения ДДТ и других пестицидов, резком увеличении выделяе­мыхв атмосферу и гидросферу не усваиваемых природой антропогенных отходов, одефиците материальных и энергетических ресурсов и тп.
Сейчас у человечества две важнейших про­блемы: предотвращениеядерной войны и эколо­гические катастрофы. Сопоставление не случай­но: антропогенное давление на природную средугрозит тем же что и применение атомного ору­жия, — уничтожением жизни на Земле.
Механизмы адаптации естественных систем и самого человека кбыстрым антропогенно обу­словленным изменениям природной среды пере­стаютсрабатывать,  вследствие чего  природные экосистемы деградируют, и этоударяет по само­му человеку.
История свидетельствует, что и впрежние эпохи обострялись противоречия между челове­ком и природой и этоприводило к экологическим кризисам. Но это были локальные и региональ­ныекризисы. Древние охотники могли, истребив животных перейти на другое место;древние зем­ледельцы и скотоводы могли, если почва истоща­лась или кормовстановилось меньше, освоить новые земли.
Особенностью нашего времени является ин­тенсивное иглобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интен­сивнымии глобальными негативными последст­виями. Противоречия между человеком и приро­дойспособны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует пределаросту матери­альных потребностей человека, в то время как способность природнойсреды удовлетворить их — ограничена. У современной цивилизации хищни­ческаямораль «общества потребления». Вспом­ним в связи с этим один из основных постулатов коммунистическойидеи, утверждение о каких то «разумных потребностях», которыми будетдо­вольствоваться некий мифический человек обще­ства будущего. Такую особуюразновидность лю­дей можно (если верить писателя — фантастам)  взрастить в некоей особой среде,изолированной от вредоносных воздействий, на почве полностью расчищенной отвсего старого. Но таким спосо­бом можно производить элитный картофель по такназываемой безвирусной технологии, когда выращивание начинается в пробирке наклеточ­ном уровне. Но и этот материал постепенно де­градирует, попав в тужепочву,  пораженную те­ми же болезнями.
В истории человеческой культуры много сказано о гармонии вприроде. Создатель учения о биосфере Вернадский утверждал: «В биосфере всеучитывается и все приспосабливается с тем же подчинением мере и гармонии,  какую мы видим в стройных движениях небесных светили начина­ем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии». И неслучайно эпиграфом этого труда стали слова Ф. Н. Тютчева: «Невозмутимыйстрой во всем, созвучие полное в природе». Уве­личение человеческойприродо-преобразователь­ной деятельности остро ставит вопрос о гармо­ниивзаимодействия человека и природы.
Первобытный человек и человек антично­сти не противопоставлялсебя природе, более то­го он сознавал свою неразрывную связь с приро­дой,отождествлял себя с ней и обожествлял ее.
Становление и развитие человеческого об­щества сопровождалосьлокальными и регио­нальными экологическими кризисами. Противо­речие междучеловеком и природой нарастало главным образом с сельскохозяйственной сфере.Новым фактором обострения стало развитие ка­питалистического способапроизводства.
Всего четверть века назад слово «экология» былоизвестно очень узкому кругу людей. Отно­шения между обществом и природойинтересо­вали лишь отдельных философов и представите­лей географических наук.
На рубеже 60-70-х годов человечество узна­ло, что все большеезагрязнение воздуха и вод­ных источников, оглушающие городские шумы,бесчисленные свалки мусора, удручающее оску­дение природных ландшафтов — отнюдьне ло­кальные явления. Под угрозой находятся практи­чески все естественныеоболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфереЗемли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми ипагуб­ными для жизни на планете последствиями.
Противоречия в системе «человек — общест­во — природа» приобрели планетарный характер. Породив невиданные в прошломугрозы и опас­ности, они наложили заметный отпечаток на и без того сложнуюобщую картину современного мира.Природа как условие возникновенияи существования человека и общества
Природа и общество всегда находились в единстве, в которомони останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этомвзаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимаяестественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда неоставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействиесо стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенноевлияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественнойжизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его рольв различных регионах и в различные исторические эпохи была различна. Так, назаре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовалисьпреимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютнойзависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди послеистощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где былодостаточно природных средств для существования. Иначе говоря, истощениеприродных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальнымизменениям- миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительныхсил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все большевыходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека отприроды оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающуюсреду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. экологическомудискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей ставит под вопроссамо существование земной цивилизации, сохранение обитаемости планеты Земля. Всеэто свидетельствует о том, что в процессе обособления человека от природызависимость его от нее не ослабевала, а наоборот, возрастала. Социальныйпрогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводиласьэкологическая среда.
Уже в древности, в условиях античности и средневековья,воздействие общества на окружающую среду было весьма существенным, чтоприводило к локальным экологическим кризисам, в результате которых под пескамипустынь оказывались погребенными развалины некогда цветущих цивилизаций. Так,одной из причин гибели государства майя, этой выдающейся цивилизации, былоистощение земель из-за применения подсечно- огневой системы земледелия. Можновспомнить печальный опыт Месопотамии и Греции, где тучные пастбища были выбитыскотом, или земли Ливана, где опустынивание было вызвано вырубкой ливанскогокедра. В XX в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризиспланетарного масштаба во многом «благодаря» тому, что именно в этотпериод человек стал активной стороной взаимодействия в системе «человек-природа» и своими непродуманными действиями резко нарушил балансэкологического равновесия. В целом до XXв. активной стороной взаимодействиябыла, как правило, природа. Изменения климата, природные катаклизмы большевлияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу. С тоговремени, как человек «нарушил» закон природной эволюции, вышел из егоподчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живыхорганизмов, начинается социоестественная история-история взаимоотношения двухсуверенных начал: общества и природы.Исторические типы взаимодействия
Можно выделить три революционных переворота впроизводительных силах. Так называемая неолитическая революция, связанная спереходом от «присваивающей» экономики к производящей, свозникновением земледелия и скотоводства. Промышленная революция — переход отручного ремесленного труда к машинному производству. Научно-техническаяреволюция, начавшаяся в середине XX века, которая должна в перспективеисключить рутинный «нечеловеческий » труд из жизни общества.
Первый этап начинается с появления человека разумного. В этотпериод человек воздействует на природу только самим фактом своегосуществования, он живет охотой, рыболовством, собирательством. Этот период«присваивающей» экономики, хотя человек уже производит крайнепримитивные орудия труда. Природа практически определяла все особенности жизнипримитивного человеческого сообщества, естественная детерминация былапреобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины,и темпы роста количества членов общины, и необходимость миграции,перекочевывания на новое место. Различие «стартовых» условий дляразных народов на ранних стадиях человеческой истории обусловило многообразиеисторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие традиций,обычаев разных стран.
Второй этап во взаимодействии природы и общества начинаетсяеще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений.Исходный пункт нового этапа — возникновение земледелия и скотоводства.Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человекначинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своейдеятельности. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Вместе с темтрудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефаместности. Занятия скотоводством были характерны для тех народов, которые жилив степных районах с резко континентальным климатом. Народы, жившие в бассейнахрек Нил, Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы, занимались в основном земледелием. Занятияскотоводством или земледелием накладывали отпечаток на образ жизни людей(кочевой или оседлый), традиции, нравы, обычаи
Признание сверхприродной сущности человека в христианствепозволило говорить о возможности подчинения природы человеку. В христианствезарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования какпринципа человеческой деятельности. Идеи о преобразующей, конструирующей силечеловеческой деятельности, аналогичной божественной творческой силе,развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях — мыслящей и протяженной — вело к упрочению взгляда на все природное лишь как наобъект человеческой активности. " Картезианское учение о природе являетсяключом к пониманию нынешнего разорения природы", — пишет современныйнемецкий философ В.Хесле
Новый, четвертый этап взаимоотношений общества и природы,начавшийся в XX веке, знаменует попытку преодолеть противопоставление человекаи общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними,согласовать «стратегию природы» и «стратегию человека».
Колоссальные возможности открываются в деле совершенствованияотношений общества и природы, в возникающем на наших глазах так называемом«информационном обществе». Например, разрушается казавшаяся стольпрочной связь между местом жительства и местом работы человека. Электронныесредства коммуникации позволяют работнику избавиться от ежедневных поездок наработу, а работодателю избавиться от затрат на коллективную организацию труда.Существенно новые возможности открываются и для создания новых стратегийобразования. Город, источник загрязнений окружающей среды, может вообщеисчезнуть. «Во многих отношениях, если бы города не существовали, сейчасне было бы нужды их изобретать», — пишут Дж.Несбитт и П.Эбурдин
В XX веке намечается переход от физических моделей мира кбиологическим. Мир — организм, а не механизм. Для «биологическисформированного сознания» мир предстает как информационно ориентированный,целостный, способный к адаптации. Биотехнологии делают возможным избавлениечеловека от болезней, обеспечивают защиту растений, становятся основой«зеленой» революции, в результате которой, возможно, будет решенапроблема продовольствия. Вместе с тем успехи биологии порождают проблемы, передкоторыми в растерянности останавливается человек, привыкший мыслить образамитехногенного общества. Как определить границы естественного и искусственного ворганизме, границы живого и неживого, каковы границы вмешательства человека внаследственность и т.п.[1]                                                                            Современные экологические проблемы, ихособенности  в России и пути решения.Идея «ноосферы» и ее актуальность
Важнейшимиглобальными проблемами системы «природа-общество» являются экологическиепроблемы, непосредственной причиной возникновения которых являютсяпреобладание  стихийности в управленииприродными и общественными  процессами наоснове потребительского природопользования. Не случайно академик Вернадский связывал развитие цивилизации ссозданием ноосферы-новой, высшей стадии биосферы, обусловленнойпроизводственной деятельностью человека разумного.
Понятие ноосферыбыло введено в обращение  в XXфранцузскими мыслителями Леруа и Тейяр де Шарденом, азатем получило глубокую разработку в учении Вернадского о биосфере.  С точки зрения Вернадского ноосфера являетсяспецифическим состоянием биосферы. Она возникает с появлением и развитием  человека, это-«биосфера, переработаннаянаучной мыслью. Человечество является главным организующим элементом ноосферы иоказывает на нее такое мощное воздействие, которое сравнимо с влиянием наприроду геологических процессов. Вернадский полагал, что во взаимодействиичеловека и природы должен преобладать разум, а не стихийность  и хищнический подход. Он считал, что ноосферас развитием человечества будет постепенно расширять свои границы, проникая вкосмическое пространство, образуя особый структурный его элемент.
Учение о ноосфереприобретает особое значение на современном этапе развития человечества. Человекна всем протяжении своей истории осознанно или неосознанно стремился покоритьприроду. Встать над природой, покорить и подчинить ее себе- вот цель, которуюпреследовал человек в своих отношениях с природой. Добившись многого на путидостижения этой цели, человек возомнил себя способным улучшить природу, создав машинноепроизводство, техногенную и компьютеризированную цивилизацию. Однако такойтехнократический подход к природе сегодня уже явственно показывает  серьезную опасность, которую он таит.Бездумная эксплуатация природы привела к тому, что происходит повсеместноезагрязнение окружающей среды и постоянно прогрессирующее истощение земных иводных ресурсов, что ведет к необратимым разрушениям биосферы, к тяжелымпоследствиям для всего живого на Земле.[2]
Расчеты ученых«Римского клуба», показывают,  чточеловечество  уже сейчас создалоискусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Атак как человек является биологическим видом, то, как и любой биологическийвид, он может существовать  только вопределенных, благоприятных для его жизни условиях. Причем эти условия могутизмениться не в отдаленном, неопределенном будущем, а уже в середине XXIвека.
Сегодняэкологическим проблемам уделяют большое внимание во всем мире. Эти проблемыобсуждаются на уровне ООН, предпринимаются шаги, направленные на решениепроблем озоновых «дыр», изменения климата, истощения запасов мирового океана.
Предлагаютсяследующие пути решения данной проблемы: во- первых, это разработка и внедрениесовременных технологий, позволяющих значительно уменьшить ущерб, наносимыйпромышленным производством окружающей природе. Такие технологии предусматриваюторганизацию производства по замкнутому циклу, которое бы включало максимальноеиспользование на каких- то этапах отходов первичного производства(безотходныетехнологии).
Во-вторых, переводвсех тепловых электростанций, работающих в настоящее время на твердом илижидком топливе, на газовое топливо. Постепенное сокращение  количества таких электростанций и введение встрой электростанций, использующих альтернативные источники энергии: энергиюсолнца, приливов, ветра, геотермальных источников и т.п.
В-третьих,повышение эффективности и безопасности городских и промышленных очистныхсооружений.
В-четвертых, переводвсех промышленных и бытовых холодильных установок, которые используют фреон, насистемы иного типа. Отказ от использования фреона во всех видах аэрозольныхраспылителей(дезодоранты, лаки, краски и т.п.).
Работа повоспитанию экологического сознания будет эффективной, если она начнется ссамого раннего детства и будет предусматривать наряду с усвоением экологическихзнаний, правил и норм поведении, выработку навыков неукоснительного ихвыполнения.
Отсюда вытекаетнеобходимость не только экологического, но и нравственного воспитания человека,задачей которого является изменение самого человека, его внутреннего, духовногомира, его моральных установок. За время развития человечества  наука и образование превратили в общественноми индивидуальном сознании человека землю в почвоведение  и геологию, воздух в метеорологию, а воды вгидрологию. Теперь они обязаны сблизить человека с природой в еенераздельно-целостном состоянии, научить его называть вещи своими собственнымиименами, создать союз человека с природой.[3]
Таким образом,экологические проблемы могут быть решены кардинальным образом, только есличеловечество сумеет эффективно использовать для этого основные достижения вобласти  науки, техники, технологии,информатики, здравоохранения и образования.
Наша планетапостепенно превращается  в «единый дом»,когда становится совершенно ясным, что только от всего мирового сообщества вцелом зависит, способно ли оно объединиться во имя жизни на Земле.[4]Заключение
Людине могут перестать изменять природу, но они могут и должны перестать изменятьее необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических законов.Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии собъективными требованиями этих законов, а не вопреки им, изменение природычеловеком станет способом ее сохранения, а не разрушения. Неоправданноесмещение философских акцентов в системе «Человек — Природа» приводитк тому, что, калеча природу, окружающую среду, человек калечит и своюсобственную человеческую природу. Ученые считают, что рост числа душевныхзаболеваний и самоубийств во всем мире связан с продолжающимся насилием недрокружающей средой. Общение с неискалеченной природой способно снять стрессы,напряжение, вдохновить человека на творчество. Общение же с изуродованнойсредой угнетает человека, будит разрушительные импульсы, губит физическое ипсихическое здоровье. Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует всебольшего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; чторазрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так идуховную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. Показательно в этомотношении то, что современная экологическая ситуация складывалась в ходедеятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей.Подобная антропоцентрическая стратегия преобразования природной Среды,изменения отдельных элементов природного окружения без учета системнойорганизации природы в целом привели к изменениям ряда факторов, которые в своейсовокупности понижают качество природной Среды, вызывают необходимость всебольшей затраты сил, средств, ресурсов для их нейтрализации. В конечном счете,случилось следующее: стремясь к достижению ближайших целей, человек в итогеполучил последствия, которые не желал и которые порой диаметральнопротивоположны ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительныерезультаты. Угроза глобального экологического кризиса свидетельствуют обисчерпании возможностей саморегуляции биосферы в условиях возрастанияинтенсивности человеческой деятельности в природе. Землю нельзя рассматриватькак нечто обособленное от человеческой цивилизации. Человечество — лишь частьцелого; обращая свой взгляд на природу, мы обращаем его на самих себя. И еслимы не поймем, что человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающийего мир мощное и растущее влияние, что человек, по сути дела, такая жеестественная сила, как ветры и приливы, мы не сможем увидеть и осознать всейопасности наших нескончаемых усилий вывести Землю из равновесия.Список использованной  литературы
1. Философия учебникпод редакцией Кириленко Г.Г.,
   Шевцова Е.В. Москва 2003г
2. Несбитт Дж., Эбурдин П. Что насждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М., 1992.
     3. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
       4. Философия учебник для вузов под ред Рычков А.К Яшин Б.Л      
        Москва 2002г
     5. Залыгин С.П. Разумный союз с природой «Наш современник»         
  1987г
 

[1]Философия учебник под редакцией Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.Москва 2003г
[2]Философия учебник для вузов под ред Рычков А.К Яшин Б.Л Москва 2002г
[3]Залыгин С.П. Разумный союз с природой «Наш современник» 1987г с 116
[4]Философия учебник для вузов под ред Рычков А.К Яшин Б.Л Москва 2002г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.