Реферат по предмету "Философия"


Понятие ноосферы

РЕФЕРАТ
на тему“Понятие ноосферы”
подисциплине: философия
План реферата:
Введение
1. Ноосфера, как высшая стадиябиосферы.
2. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
3. Тенденции развития ноосферы изадача разумной организации взаимодействия с природой.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Согласно учениям Дарвинаи его последователей, с доисторических времен и по сей день длится процессэволюции живого вещества — совокупности всех живых существ. Рассматриваяразвитие живого мира нашей планеты мы зачастую сознательно или бессознательноделим этот огромный  исторический период на два неравных по длительности, нокоренным образом отличающихся друг от друга этапа: древний доисторический мир ипериод существования homo sapiens — человека разумного, единственного живоговида на нашей планете, обладающего разумом.
Сравнивая эти периодымежду собой можно заметить, что биосфера оболочка жизни на нашей планете, смомента появления человека изменяется не только по природным законам эволюции,но и благодаря  влиянию  на нее деятельности человека. Вносимые человекомкорректиры в развитие биосферы со временем становятся давно ощутимыми иявляются уже определяющими факторами в процессе изменения и преобразованияживого вещества и облика нашей планенты.
Принято считать, что сэтого момента эволюция биосферы порождает новую сферу — ноосферу, в которойглавную роль и движущую силу эволюции выполняет человеческий разум. Изучениевопроса возникновения и развития ноосферы является настоятельнойнеобходимостью, поскольку последствия стремительного, неуправляемого, а главноене изученного процесса могут быть очень трагическими как для отдельных представителейбиосферы и человечества в том числе, так и для жизни на Земле в целом. В ходеизучения вопроса по данной теме я убелся в актуальности исследования тенденцийразвития ноосферы в целях предупреждения возникновения катастроф и попытаюсьубедить в этом и читателя.
В данной работе доказаноувеличение силы воздействия на окружающую среду в зависимости от степениразвитости живого организма. Показана решающая роль человека – наиболееразвитого существа обладающего разумом, который позволил человеку не тольковыжить в агресивных условиях, но и резко выделить себя из группы животных.Благодаря наличию разума человек может учиться, получать и передавать опыт, чтоприведет к увеличению его знаний о мире, умений и навыков, что в свою очередьвлияет на увеличение силы воздействия человека на окружающую среду посредствомсовершенствования трудовой деятельности и орудий труда.
Изучением проблемывозникновения и развития ноосферы занимался кроме всех прочих вопросов досередины нашего столетия русский ученый Владимир Иванович Вернадский. Занимаясьвопросами биогеохимии он неотвратимо пришел к необходимости определения понятия“ноосфера” и изучения данного явления. По его словам развитие биосферызакономерно привело к возникновению ноосферы. Иначе говоря, ноосфера естьвысшая стадия развития биосферы.
Кроме этого ученым былорассмотрено вероятное направление ноосферы. Ученый прозорливо предугадалразвитие научно-технического прогресса в области ядерной физики и космонавтики.Он описал вероятный путь развития человечества, предсказывая небывалый ростсилы разума человечества и становление его главной геологической силы. В связис этим ученый еще в 20-х годах дал полезный, на мой взгляд, совет всем ученымбудущего.
Новые открытия, по егословам, должны использоваться с чрезвычайной осторожностью. Неизученные доконца процессы и явления не следует внедрять в производственную деятельностьчеловека по причине потенциальной опасности для биосферы и человечества.
Изучение тенденцииизменения ноосферы в наши дни, на мой взгляд, будет являться не толькопродолжением дела великого ученого, но и разумной необходимостью длядальнейшего развития человечества.    
1. Ноосфера, как высшая стадиябиосферы
 
Термин “ноосфера былвведен в науку в конце 20-х годов  нашего века. С какими событиями было связанопоявление понятия? Иными словами: почему появление этого термина не произошлоранее, например в ХIX веке? На мой взгляд введение термина “ноосфера”практически приурочено к возникновению нового явления на нашей планете, аточнее новой сферы разума.
Чтобы понять и датьопределение данному термину, нужно сначала рассмотреть сферу жизни нашейпланеты или, иначе говоря, биосферу и ее изменение с времен зарождения жизни идо наших дней.
Развитие жизни на нашейпланете эволюционно. Согласно закону естественного отбора выживает сильнейший,более приспособленный к условиям Среды обитания. Однако, так как законуестественного отбора подвержены абсолютно все организмы, то эволюционирует иусложняется сама Среда обитания — различные биоценозы и биосфера в целом.Развитие биосферы происходит по пути усложнения форм жизни, каждая из которыхборется за свое существование со своими природными врагами.
Данный процесс борьбы,как нам известно, привел к возникновению покрытосемянных и млекопитающих, высшихпредставителей растительного и животного мира. При этом процесс естественногоотбора не останавливается ни на минуту, а наоборот набирает все более быстрыйтемп.
По мнению Дарвина,эволюционное развитие живого мира этом не останавливается. Появление человека –вот венец развития  животного мира. В условиях естественного отбора появляютсяпредки человека. Но что мог противопоставить человек грозному животному миру –различным хищникам? Неужели у человека имелись острые клыки и когти,позволявшие ему не только выжить в условиях естественного отбора, но иувеличить численность и занять главенствующее положение на планете.
Нет. Человеку был данразум – одно из удивительнейших явлений всех времен. Чтобы выжить, человекупришлось использовать подручные средства, заменяющие ему и когти, и клыки, ибыстрые ноги, и теплый мех и много другое. На мой взгляд, закон естественногоотбора применим и к человеку, хотя многие последователи высоких нравственныхидей его отвергают. Человек мог бы и поныне бегать с палкой-копалкой в поискахсъестных корней и с каменным топором за дикими животными. Однако разум далчеловеку способность учиться, изобретать и усовершенствовать орудия труда,предметы обихода. В условиях соприкосновения ареалов обитания племен, междулюдьми, вероятно, возникали стычки. Причинами споров могли быть пища,территория. Как правило, победу могло одержать то племя, у которого были лучшеорудия труда, в данном случае — оружие.
В дальнейшем, с моментавозникновения простейших цивилизаций и до наших дней, люди неотступно быливынуждены совершенствовать свои знания о мире и орудия труда.
 Здесь, на мой взгляд,необходимо остановиться и оценить силу воздействия человека на окружающий мир.Сделаем грубое, но яркое сравнение земледельца наших дней и первого историческогоземлепашца. Сравним используемые орудия труда: мощный трактор, работающий нажидком топливе и заменяющий 70 и более лошадей, с одной стороны, и лошадь, бык,вол или другое животное. Сравним производительности: если на живой тягловойсиле человек с трудом кормит себя и свою семью, то используя современныесредства механизации несколько процентов населения кормят всю страну и ещепоставляют на экспорт (в качестве примера рассматриваем развитые страны).
Из рассмотренного примеравидно, что с течением времени сила воздействия человека на окружающий мирнеукоснительно возрастает. Под влиянием этой силы окружающий мир преображаетсяи изменяется. В принципе любой организм сосуществуя в этом мире вместе сдругими влияет на окружающий мир и изменяет его. Так,  например, сине-зеленыеводоросли несколько миллионов лет назад образовали первичную атмосферу планеты,а множество поколений растений произрастающих на одном участке землипреобразовали первичную материнскую породу земли в чернозем. Конечно, здесь такжеуместно влияние воды, ветра, температуры, но не будем вдаваться в подробности иуклоняться от главной темы.
Итак, мы видим, чтоэволюция живого мира приводит и к изменению неживой природы, облика нашейпланеты.
В целом, ареалраспространения живых организмов принято называть биосферой, в которуювключаются и неотъемлемые элементы живой природы: воздух, вода, земля, свет ит.д.
Эволюция биосферы оченьсложное явление. Появляющиеся  новые жизни меняют окружающий  мир, которые всвою очередь создает предпосылки для зарождения новых видов и их победы вборьбе с неприспособленными старыми, более простыми, видами. Однако развитие биосферы в данном случае не выходит за пределы ее определения. Усложняющеесяразнообразие форм и видов жизни подчинено строгим законам эволюции.
Однако как в таком случаеобъяснить появление озонных дыр в стратосфере? Или глобальное повышениетемператур? А образование водохранилищ, смена растительности (освоение целинныхземель), разработка месторождений и многое другое? Как объяснить данныеявления, которые также являются изменениями окружающей среды, зачастуюизменениями биосферы с точки зрения эволюции?
В данном случае основнойи единственной силой, влияющей на биосферу является человек, а если говоритьточнее, то человеческий разум, так как физиологически человек мало изменился споры доисторического времени, но благодаря приобретенным знаниям, развитиюразума, человек стал использовать такие технические средства, которые приводятк интенсивному изменению окружающего мира.
Практически здесь можно изакончить описание развития биосферы и начать описание развития ноосферы. Такимобразом, ноосфера — сфера разума, включает в себя биосферу, видоизмененную поддействием человека. Однако это очень грубое определение границ ноосферы и онодейственно только на начальном этапе развития ноосферы.
Темп развития науки итехники позволил современному человеку многое, о чем еще сто лет назад никто быне подумал. Да что там 100 лет? В настоящее время компьютеризация и развитиеробототехники только набирает темп и можно лишь догадываться об их возможностяхчерез 3-5 лет. Современный человек очень сильно расширил свои знания о мире. Вэтом столетии ему удалось выйти в космос, “приручить” атом, узнать секретыгенетики. Расширились рамки ноосферы. По мнению некоторых ученых границаминоосферы нужно считать пространство, где человек, используя необходимыепредметы, орудия, может побывать без какого-либо риска для жизни. То естьверхняя граница ноосферы значительно выше ее же у биосферы. Она располагается навысоте от 300 км до нескольких тысяч километров, или околоземное пространство,куда человеком выведены орбитальные станции и всевозможные спутники.
По мнению Вернадского,рамки биосферы расширяются вместе с расширением ноосферы. Ученый уже тогдапредполагал, что человек сможет выйти в космос и уже тогда задал вероятноеразвитие ноосферы.
Здесь необходимоостановиться, чтобы прокомментировать яркое, на мой взгляд, сравнение двухсфер. Человек — живое существо и в принципе относится к “живому веществу” нашей планеты. По определению Вернадского живое вещество — это всярастительность, животный мир, то есть все органическое, вся живая природа.Поэтому человек также относится к живому веществу, а следовательно являетсяодним из представителей оболочки жизни на нашей планете — биосферы. Такимобразом, где бы ни находился человек, там по определению должна быть ибиосфера.
Однако выход человека вкосмос или покорение полярных льдов открывают дополнительное пространство,которое затруднительно напрямую причислить к территории биосферы, хотяпредставитель жизни — человек- в этих условиях уже может существовать. В данномслучае происходит увеличение, расширение границ ноосферы, сферы, гдесуществование жизни возможно лишь благодаря приспособлениям, которые полученылишь благодаря деятельности человека и его разуму. Вот почему, описывая границыноосферы нужно знать и определение ноосферы. От греческого noos — разум.Поэтому “ноосфера ” означает сфера разума, буквально “мыслящая оболочка”.
Таким образом, зарождениежизни на нашей планете привело к возникновению и развитию биосферы. В условияхэволюции жизни, усложнения и изменения биосферы появляется человек — разумное,мыслящее существо. Благодаря разуму  ему становится подвластно интенсивноеизменение окружающего мира. И благодаря разуму человека эволюция биосферыперетекает в зарождение ноосферы — высшей стадии биосферы.
2. УЧЕНИЕВ.И.ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ
Вся долгая творческаяжизнь Владимира Ивановича Вернадского была насыщенна неустанным трудом,поисками, новыми и новыми взлетами его гениальной мысли. В результатедеятельности ученого были заложен фундаменты нескольких новых наук: геохимии,биогеохимии и радиологии. Учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере быливнедрены в разделы
естественных наук,особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, почвоведение и другие.
Необыкновеннаяпрозорливость ученого предугадала ту необычайную огромную силу, котораяскрывается в атомной энергии. В книге “Очерки и речи”, опубликованной в 1922 г Вернадский писал: “Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такойисточник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет.Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетия. Но ясно,что это должно быть. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить еена добро, а не на самоуничтожение?  Дорос ли он до умения использовать ту силу,которую неизбежно должна дать ему наука? Ученые не должны закрывать глаза навозможные последствия их научной работы, научного процесса. Они должнычувствовать себя ответственным за последствия их открытий. Они должны связатьсвою работу с лучшей организацией всего человечества”.
Не правда ли, это звучитвполне современно, как выступление крупного ученого или общественного деятеляна авторитетной международной конференции, посвященной защите мира? А ведь этобыло сказано более 70 лет назад, когда даже физики не верили в практическоезначение ядерной энергии. И произнес эти слова отнюдь не физик.
Не менее яркогениальность мысли Вернадского и его прозорливость сказалась и в подходе кдругим проблемам естествознания, в том числе и в учении о ноосфере. Ведь в товремя ученому нужно было раскрыть сущность явления ноосферы, предугадатьнаправление и тенденции ее развития, установить основные проблемы, связанные сразвитием науки и техники, с интенсификацией изменения окружающей Среды иувеличения силы воздействия человека на неё.
К своим первым выводамбудущего учения о ноосфере В.И.Вернадский пришел изучая геологические процессынашей планеты и подойдя вплотную к периоду начала второй мировой войны. Войнавозобновилась в Европе  после более чем 20-летнего перерыва, и к 1944 г длилась в Западной Европе пять, а у нас, в Восточной Европе, три года. На Дальнем Востоке онаначалась раньше — в 1931 г и длится уже 13 лет.
В истории человечества ибиосферы вообще война такой мощности, длительности и силы — небывалое явление.К тому же ей предшествовала тесно с ней связанная причинно, но значительноменее мощная первая мировая война с 1914 по 1918 г.
По мнению Вернадскогоисторические явления такой мощности можно и должно рассматривать как единый большойземной геологический, а не только исторический процесс. В атмосфере первоймировой войны ученый, по его словам, подошел в геологии к новому для него и длядругих и тогда забытому пониманию природы — к геохимическому ибиогеохимическому, охватывающему и косную и живую природу  с одной и той жеточки зрения.
На мой взгляд новизнанаучной мысли В.И.Вернадского заключалась в том, что события, традиционнорассматриваемые под определенным углом зрения (традиционная наука, в данномслучае история), ученым рассматривались в совершенно другом аспекте, под другимуглом зрения (другая наука — геология). Это в некотором смысле помогло ему впроцессе творческого поиска натолкнуться на мысль о смене биосферы ноосферой.
Изучая биосферу, ученыйзаметил, что в нашем столетии она получает совершенно новое понимание ивыявляется как планетное явление космического характера.Космический характер биосферы проявляется в том, что по мнению ученого жизнь(живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, нетолько на Земле. Факт существования жизни установлен, мне кажется, без сомненийдля всех так называемых земных планет, то есть для Венеры, Земли и Марса.
В своем учении о ноосфереВернадский подчеркивает огромную роль живого вещества. Ученый разграничиваетпонятия “жизнь” и “живое вещество”. “Живое вещество”  есть совокупность живыхорганизмов, а понятие “жизнь” всегда выходит за пределы понятия “живоговещества” в области философии, фольклора, религии, художественного творчества.Это все отпало в “живом веществе”.
Живое вещество пол весусоставляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течениевсего геологического времени, то есть геологически вечно. Оно сосредоточено втонкой, более или менее сплошной, пленке на поверхности суши в тропосфере — вполях и лесах — и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, непревышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка близкого к 0.25%.На суше оно идет в сплошных скоплениях на глубину в среднем, вероятно, менее 3 км. Вне биосферы его нет.
В ходе геологическоговремени оно закономерно изменяется морфологически. История живого вещества входе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живыхорганизмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения кдругому, без перерыва.
Веками эта мысльподнималась в научных исканиях: в 1859 г она получила прочное обоснование в великих достижениях Ч.Дарвина и А.Уоллеса. Она вылилась в учение об эволюциивидов растений и животных, в том числе и человека.
Эволюционный процессприсущ только живому веществу. И только живое вещество меняясь во времениизменяет и окружающий мир — биосферу. В.И.Вернадским была рассмотрена эволюцияживого вещества, которая стала непосредственной предпосылкой образованияноосферы.  
Живое вещество,эволюционируя на определенном этапе развития биосферы, рождает человека — разумное существо, Как показывает Вернадский в своем учении, человеку, чтобывыжить, пришлось использовать, единственное преимущества перед животным миром — разум. Умение учиться, перенимать и передавать опыт рождает такую категорию,как “труд”, которая по природе своей совершенно чужда остальным представителям,живого вещества. Благодаря труду, человек смог выделиться не только из живоговещества, но и из группы животных, близких к нему исторически в процессеэволюции. Благодаря своей деятельности, человек в дальнейшем смог не тольковыделиться, но и занять главенствующее место в живой природе и даже бросить вызовразличным природным явлениям, очевидным законам и попытаются изменитьокружающие его мир в соответствии с возникающими потребностями.
Исходя из геологическойроли человека А.П.Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил обантропогенной эре, нами теперь переживаемой. Он правильно подчеркнул, чточеловек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.
В геологической историибиосферы перед человеком открывается будущее, если он поймет это и не будетупотреблять свой разум и свой труд на самоистребление.
Геологическийэволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей — Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др. потомство которыхдля белых, красных, желтых и черных рас — любым образом среди них всех — развивается безостановочно в бесчисленных поколениях.
По мнению Вернадского,это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитоепотомство.
Исторический процесс нанаших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересынародных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизньчеловечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Передчеловечеством, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферыв интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояниебиосферы, по мнению В.И.Вернадского, и есть “ноосфера”. В условиях ноосферычеловек может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни,перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Благодаряприобретенным знаниям перед ним открываются все более и более творческиевозможности.
3. Тенденции развития ноосферы и задача разумной организациивзаимодействия с природой
С момента возникновенияноосферы заканчивается обычная эволюция окружающей среды. Если ранее в живойприроде действовал естественный отбор и сильнейшие диктовали свои условия ивидоизменяли мир, то с началом трудовой деятельности человека, которая почтивсегда связана с изменением биосферы в желаемую для человека сторону, изменениеокружающей Среды уже не подчиняется законам природы. В связи с этим возникаетнеобходимость проанализировать нынешнее состояние ноосферы, тенденции ееразвития, перспективы будущего, ожидающие человечество.
Оценить сам разум илимысль с точки зрения развития ноосферы мы  не в силах. Однако эмпирическирезультаты возникновения и развития ноосферы мы уже сейчас можем наблюдатьвокруг нас на каждом шагу.
Минералогическая редкость- самородное железо — вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Никогда несуществовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь в любыхколичествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчисленномумножеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химическихсоединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственныхминералов непрерывно возрастает. Все стратегическое сырье относится сюда.
Лик планеты — биосфера — химически резко меняется человеком сознательно и главным образомбессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши,все её природные воды. Из-за огромного количества взаимосвязей в окружающейсреде, изменение какого-либо одного условия не приходит бесследно для всейсистемы (биосферы) в целом. По причине ли недостаточности знаний, а зачастуюиз-за халатной деятельности, человек получает совсем не те результаты, которыеон ставил своей целью. Ярким примером этого является проблема экологии.
Развивая науку и техникучеловек достиг огромного уровня производства. Были созданы тысячи огромныхзаводов и фабрик, которые однако являются производителями не только необходимойчеловеку продукции, но и поставщиками так называемой побочной продукции — различных вредных отходов производства.
На первом этапе крупногопромышленного производства человек просто сбрасывал отходы “за борт”,предполагая ли что биосфера огромна и сможет переработать вредные вещества илипросто из-за халатного отношения к окружающей среде, вследствие гонки заприбылью и обогащения.
На современном этапетакого отношения к природе уже не допустимо. Человечество воочию убедилось всиле собственного, зачастую неразумного, вмешательства в биосферу. Исчезаютразличные виды растений и животных, изменяется химический состав водной и воздушнойоболочки планеты. Появились даже места, опасные для жизни. И речь идет не оКрайнем Севере или льдах Антарктиды. Ранее  в таких местах бурлила жизнь,благодаря деятельности человека, эти места просто выбили из круговорота живоговещества и являются “ловушками” для жизни.
Экологическая проблемадоказывает, что развитие ноосферы достигло такого уровня, когда человек ужеспособен охватить всю биосферу и, более того, способен изменять сразу всюокружающую среду. Разум человека на данном этапе становится опасным и длябиосферы, и для него самого. Именно поэтому человечество должно знать и изучатьпоследствия своей деятельности, предугадывать нежелательные явления и недопускать их.
Поскольку численностьчеловечества, его потребности, техническая вооруженность общества, а отсюда изапросы к природе неуклонно растут, возникает неотложная необходимость какобъективной и всесторонней оценки современного состояния, так и научнообоснованного прогнозирования степени, глубины и тенденций дальнейшего развитиявзаимодействия человечества и окружающей Среды. При этом исследование процессовсложного обмена веществ и энергии между природой и обществом открывает широкиевозможности для количественного (балансового) изучения проблемы и еемоделирования.
Необходимо дополнить, чтос проблемой загрязнения окружающей Среды связано промышленное производство, всостав которых входит тяжелая промышленность, сельхозпроизводство, добычаполезных ископаемых, энергетическая и химическая промышленность и другие.Практически каждая отрасль народного хозяйства таит в себе опасностьзагрязнения окружающей среды:  воздушной и водной оболочки нашей планеты исамой суши.
С развитием ноосферы иусилением воздействия человека на окружающую среду, возникли так называемые“глобальные проблемы человечества”, одной из которых является экологическаяпроблема, описанная выше. Среди других глобальных проблем такие как:демографическая проблема, угроза войны и другие. При их тщательном рассмотренииможно обнаружить, что все они проистекают из взаимодействия человечества сбиосферой. Будь то демографическая проблема — проблема перенаселения и нехваткипищи, то есть сырьевых ресурсов окружающей Среды. Или проблема войны, главнойпричиной которой чаще всего выступает территориальные тяжбы государств, то естьтакже отношение человечества к ресурсам окружающей среды.
О проблеме войны нужносказать особо. В настоящее время человеческий разум сумел узнать тайну ядерныхреакций и воспользоваться ею, как и предвосхищал В.И.Вернадский. Однако вэнергии ядер находится такая разрушительная сила, что неумелое илинедальновидное обращение с ней может привести к гибели не только человечества ибиосферы в целом, но и к разрушению нашей планеты.
В.И.Вернадскийпредвосхищал не только “приручение” человеком энергии атома, но и выходчеловека в космос. Однако при этом он не уставал повторять, что вместе срастущей силой влияния человечества на окружающую среду, оно должно быть всеболее осторожным в отношении использования этой силы, т.к. последствия ужемогут быть непоправимыми.
В связи с этим хочетсяеще раз подчеркнуть важность не столько научных открытий, сколько оценки ихвнедрения в деятельность человека. Наука уже вторглась в области, которые ещенедавно считались недоступными человеку. Примером могут являться генетика игенная инженерия. Человеку уже подвластно менять то, что заложено незыблемымсамой природой – хромосомный набор, однако о последствиях такого вмешательствачеловек представляет еще очень смутно. В результате таких действий, например,может случиться катастрофа, нарушен баланс в живой природе. Да что тамговорить, человек может просто себя уничтожить, создав какое-либо генетическоечудовище.
Подводя итог, можносказать, что развитие научной мысли, деятельности человека неотступноотражается на облике нашей планеты, ее биосфере, ноосфере. Вот почему,необходимо строго отслеживать тенденции развития ноосферы и бить тревогу вслучае возникновения опасности развитию человечества и угрозы существованиюбиосферы.

Заключение
Ноосфера – самая новая извсех сфер нашей планеты. Тем не менее, на мой взгляд, она является самойглавной сферой, определяющей внешний облик Земли в наше время. Ведь благодаряразуму, в рамках современных возможностей человека, происходит изменениебиосферы, атмосферы, гидро- и литосферы.
Таким образом, в наши дниизучение проблемы развития ноосферы является реальной необходимостью. Длядальнейшего сосуществования человека, общества и окружающей Среды и развитиякаждого из них, нужно умело использовать данный человеку разум на решение общечеловеческихи глобальных проблем. Разум, на мой взгляд, дан человеку во благо, а не вовред.  Поэтому нужно тщательнейшим образом, особенно в сложившихсяобстоятельствах усиления влияния человека на окружающую среду, изучатьпоследствия вероятного применения тех или иных знаний, осуществления той илииной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Вернадский В.И. Биосфера, М. 1967
2.Петров К.М., Общая экология. Взаимодействие общества и природы, СПб. 1998
3.Кузнецов М.А. Учение В.И.Вернадского о ноосфере: перспективы развитиячеловечества.
4.Человек, общество и окружающая среда. М. 1973
5.Казначеев В.П. Учение о биосфере (этюды о научном творчествеВ.И.Вернадского).М. 1985


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.