Реферат по предмету "Философия"


Понятие качества в трудах Гегеля

Понятиекачества в трудах Гегеля

Проблема определения ихарактеризации качества является в настоящее время актуальной, так как внастоящее время назрела потребность в решении целого комплекса проблем,связанных с управлением различный сфер жизни и отраслей. А именно, в условияхрыночной экономики качество предлагаемого товара и услуги, а также качествоуправления является основой более полногоудовлетворения требований ее потребителей, которые зачастую выбирают качествоперед ценой.
Говоря об управлениикачеством, необходимо отметить, что качество является одной из философскихкатегорий. Гегель вторым после Аристотеля в трактате «Наука логики» далопределение категорий качества, которые могут применяться не только в философии,но и в управлении качеством. Для этого первоначально Гегелем было дано определениекачества, согласно которому качество характеризуется как внутренняяхарактеристика, идентичная с бытием. По Гегелю качество – это свойство, котороедает характеристику объекта по отдельным элементам или целиком.
Гегель определяет качествочерез его признаки, то есть способности объекта взаимодействовать с другими объектаособенным образом. Качество, по Гегелю, определяется через его признаки. Тоесть признаки проявляются в отношении между объектами, явлениями и т.д.
Качество тех или иныхобъектов является ядром их свойств, таким образом Гегель показывает, что свойство– это нахождение качества в единственном из многих отношений рассматриваемого объектак другим объектам.
Качество, по концепцииГегеля, выглядит как духовное основание всех признаков, свойственных даннойвещи, но эта духовная основа обнаруживается только при взаимодействии данного объектас другими объектами. Число признаков у каждого объекта в теории беспредельно, таккак в системе универсального взаимодействия возможно безграничное количествовзаимодействий. Различия между признаками объекта и его качествами всегдаотносительны, ибо, то, что является признаком в одном отношении, становитсякачеством в другом отношении.
Учение Гегеля о качествеосновано на его диалектическом представлении о мире, то есть для появлениякакого-либо понятия необходимо саморазвитие суждения об этом понятии.
Диалектика понятий Гегелянапрямую связана с диалектикой вещей и их свойств или качеств.
Гегель рассматриваеткатегорию качества и количества. Для Гегеля эти две категориивзаимопроникающие, он считал, что без количественных изменений не может бытькачества, так же как и нет качества без количественной характеристики.
Одним из ярких примеровданной взаимопроникаемости у Гегеля является понятие категории меры. По Гегелюмера – это не только указатель на качество и количество, но и указатель насоответствие этих двух категорий друг другу. Данная категория определяетединство качественной и количественной характеристики, то есть согласно Гегелюи его определению меры одному и тому же качеству может соответствоватьнесколько количественных характеристик, что указывает на то, что качествупринадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.
Опровергаяабсолютность качества, Гегель определял качество как результат скопленияколичественных характеристик. Приводя пример данного тезиса, Гегель говорил обагрегатном состоянии вещества, то есть плавлении, кипении и т.п. В данномпримере каждое новое качество объекта, например, замерзание воды, есть итог количественныхизменений, например, снижения температуры окружающей среды, а превращение ее впар – есть итог повышение температуры окружающей среды. «Степеньтемпературы воды, — писал Гегель, — сначала не оказывает никакого влияния на еекапельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температурыдостигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, ивода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед».
Гегель говорил не только опереходе количества в качество, но и об обратном процессе. Данные переходыкачества и количества друг в друга у Гегеля отражены как нескончаемый процесс,что по мнению Гегелю доказывает, что количество, переходя в качество, отнюдь неотрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, местокоторого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качествоозначает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества,которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества ипереход количества в качество.
Таким образом, вдиалектической системе Гегеля основными логическими моментами бытия являютсямера, качество и количество, которые взаимосвязаны между собой.
Учитывая то, что Гегель понимал качество, как было сказано выше, какопределенность, тождественную бытию, то можно сказать о том, что определенностьвыступает в роли представителя качества. Исходя из этого можно сделать вывод отом, что первым условием существования качества в аспекте управления является всестороннеезнание. То есть относительно управления — это знание процессов и знание людей,которыми ты управляешь. Это обосновывает одно из важнейших качеств руководителя– компетентность. Анализируя подход Гегеля к определению качества объекта можносказать. Что качество в одном случае обладает одними характеристиками, а вдругом – другими, возможно, совершенно противоположными. Поэтому, чтобыопределить качество необходимо, по Гегелю, рассмотреть его количественныехарактеристики, а если интерпретировать в отношении управления качеством, то понять,в какой системе отношений оно получилось. Таким образом, можно сказать, чтокачество – понятие относительное.

Литература
1. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека.СПб, 1994. С.27-34
2. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994. С.52-56
3. Плотников Н. Дух и буква. К истории изданий Гегеля // Путь, 1995, № 7. –С.34-38


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.