Реферат по предмету "Разное"


«Стратегия развития библиотечно-информационной среды образовательных учреждений аграрной отрасли»

Аналитическая группа компании «Индустрия ИНТЕЛЛЕКТА»Фрагмент обзора исследованийпо теме:«Стратегия развития библиотечно-информационной среды образовательных учреждений аграрной отрасли»2005 годСодержание Введение 5 Стратегия развития библиотечно-информационной среды образовательных учреждений аграрной отрасли 6 1. Инновационная деятельность библиотек 6 2. Информационно-библиотечное обеспечение науки и образования 10 3. Новые технологии в процессах комплектования библиотек 12 4. Роль библиотеки в формировании и развитии информационной культуры 14 Современные проблемы интеграции информационных ресурсов 16 1. Мировые информационные ресурсы 16 1.1. Формирование и использование информационных ресурсов 18 Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям. 18 Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируется гражданским законодательством. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством. 18 В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. 18 1.2. Краткая характеристика мирового рынка информационных услуг 20 Председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер считает, что наступает время, когда «информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование?» 21 2. Проблемы интеграции информационных ресурсов 22 2.1. Региональные проблемы интеграции информационных ресурсов 25 Формирование информационного фонда и поддержка его в актуальном состоянии на местах – одна из наиболее важных проблем. Информационные подразделения на местах должны делать все от них зависящее, чтобы накопить как можно больше информации, к разным сферам деятельности администрации городов. 25 2.2. Лингвистические проблемы интеграции национальных информационных ресурсов 28 2.3. Технические проблемы интеграции информационных ресурсов 30 2.4. Правовое обеспечение процессов формирования и использования информационных ресурсов 32 Важной практической правовой проблемой для нарождающихся коммерческих и прежних некоммерческих служб в развитии рыночных отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и, прежде всего, налогового. 34 Анализ российского рынка информационных услуг и продуктов показывает, что он все еще развит слабо. Информационная деятельность в России в целом по-прежнему убыточна. Даже высокая рентабельность коммерческих информационных служб не в состоянии улучшить результаты в целом, поскольку государственный сектор пока не преодолел границы плановой убыточности и не смог выйти хотя бы уровень бесприбыльной работы. Тем не менее, всего за несколько лет новые российские предприниматели проделали огромный путь от примитивной перепродажи государственных информационных ресурсов до инвестиций хотя бы части заработанных средств в развитие бизнеса. 34 К сожалению, в информационной деятельности, в отличие от многих других областей российской экономики, процесс образования единого предпринимательского сообщества, все более осознающего свои интересы и цели, происходит замедленными темпами. Анализ результатов последних лет показал, что, по существу, в российской информационной инфраструктуре не оказалось элементов (ни государственных, ни общественных. ни частных), которые могли бы взять на себя задачу реформирования -перевода информационной деятельности на рыночные рельсы. Эго усиливает изоляцию данного сектора российского рынка от соответствующего сектора мирового рынка. 34 В зарубежных странах уже достаточно давно возникла специальная область права - компьютерное право. Постепенно компьютерное право приобрело характер более широкой области - информационного права. Во всех передовых по этому профилю странах существуют правительственные программы развития норм права и определенная политика в сфере защиты национальных информационных ресурсов. 34 Законодательство Российской Федерации по вопросам информатики и информационных ресурсов также отражает постепенное формирование адекватной правовой базы регулирования отношений в сфере информатизации. Принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как: 34 "Об информации, информатизации и защите информации"; 34 "Об авторском праве и смежных правах"; 34 "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"; 34 "О правовой охране топологий интегральных схем". 34 Базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов, является закон "Об информации, информатизации и защите информации". 34 3. Пути решения проблем интеграции информационных ресурсов 36 Необходимым условием для успешного разрешения освещенных проблем интеграции информационных ресурсов и концептуальных направлений информатизации является нормальное функционирование следующих процессов: 36 Заключение 40 Библиография 41 Введение Библиотеки аграрных Вузов, как и все российские библиотеки, сталкиваются в настоящее время со множеством сложных проблем. Одна из наиболее существенных - адаптация к переменам, которые несет с собой стремительный научно-технический прогресс.Мировой и отечественный опыт развития библиотечного дела показывает: модернизация и прогресс библиотек невозможны без развития новых форм их кооперации, разделения труда и ответственности. Это касается почти всех направлений библиотечной деятельности - информатизации, формирования фондов, сохранения культурного наследия, обслуживания пользователей. ^ Целью данного обзора являлись поиск, систематизация и анализ накопленного опыта изучения такой проблемы, как развитие библиотечно-информационной среды образовательных учреждений аграрной отрасли, особое внимание уделялось вопросам решения современных проблем интеграции информационных ресурсов.^ Стратегия развития библиотечно-информационной среды образовательных учреждений аграрной отрасли 1. Инновационная деятельность библиотек Сивуров Д. В. Обучение пользователей как часть системы библиотечно-информационного обеспечения АПК Беларуси // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea97/doc/sem9/s9doc3.htmlВнедрение новых технологий в систему доступа к мировым и национальным информационным ресурсам диктует новые требования к подготовке как библиотекарей, так и конечных пользователей информации. Белорусская аграрная наука, образование и производство в силу ряда экономических и политических причин оказалась в условии информационной изоляции. Для решения этой проблемы Белорусская сельскохозяйственная библиотека (БелСХБ) взяла на себя роль “шлюза" между мировым информационным пространством с одной стороны, и белорусскими потребителями информации - с другой. Специалисты Библиотеки изучают мировой рынок информационных продуктов с целью приобретения наиболее ценных баз данных (БД). В настоящее время в БелСХБ используется более 30 БД различных видов - библиографических, полнотекстовых, экспертных, электронных изданий. Кроме того, Библиотека создает собственные БД. Для облегчения внедрения новых информационных технологий БелСХБ приступила к дистрибуции пакетов АИБС МАРК, а затем ИРБИС и сделала более 60 поставок. При создании системы необходимо было решить следующие задачи: 1. Обучить библиотечных и информационных работников: - стратегии информационной деятельности, - новым технологиям, - новым формам обслуживания пользователей; - новым формам взаимодействия; 2. Обучить конечных пользователей: - ориентироваться в информационных ресурсах, - использовать новые информационные технологии, - использовать информационные ресурсы Библиотеки; - пользоваться библиотекой в новых условия. ^ Пермитина Н.И. Образование бросает вызов библиотекам // http://ub.infohost.ru/?p=230Ставропольский государственный аграрный университет уверенно входит в мировое образовательное пространство, испытывая на себе общие тенденции, характерные для мирового образовательного процесса: массовый характер образования, его непрерывность, значимость, многоуровневость и др. Научная библиотека СтГАУ, основной функцией которой является информационное обеспечение учебного и научного процессов вуза, ощущает свою особую ответственность в решении этих вопросов. Одной из первоочередных задач Научной библиотеки является комплектование единого книжного фонда. В библиотеке ведется серьезная, планомерная и целенаправленная работа в этом направлении. Вначале совместно с Библиотечным советом библиотека провела исследование книгообеспеченности учебного процесса. Анализ состояния учебного фонда помог создать службу поддержки комплектования единого библиотечного фонда на основе учебных планов, ГОС, ТПК и Положения о формировании фонда Научной библиотеки Ставропольского государственного аграрного университета. По письменным заявкам в два этапа провели комплектование и добились полного обеспечения студентов учебной литературой. В процессе комплектования библиотека столкнулась с рядом проблем. Коллектив Научной библиотеки Ставропольского государственного аграрного университета проявил предприимчивость и умение рисковать, внес в работу элементы маркетинга и менеджмента. Это дало положительные результаты. Проведено обновление фонда по новым специальностям и дисциплинам вуза. Анализ динамики роста фонда, книговыдачи и числа читателей показал, что комплектование и использование фонда не отстают от роста читателей. Это свидетельствует о том, что фонд достаточно комплектуется новыми изданиями. Для отдела комплектования, научной обработки литературы и организации каталогов приобретена база данных “УДК”.Разработка структуры и содержания открытой автоматизированной информационной библиотечной системы, интегрированной в систему управления университетом // http://www.mirea.ru/libpro/cons.htmВажной составной частью современного технического университета является его научная библиотека. Рост объемов информации, необходимой для организации и обеспечения учебного процесса, научных исследований, повышение степени оперативности ее доставки пользователю требует организации и развития автоматизированной библиотечной информационной системы (АБИС), разработка которой тесно связана с разработкой эффективной схемы библиотечного делопроизводства. Такая система не может ограничиваться функциями управления электронными каталогами, а должна решать задачу комплексной автоматизации библиотеки на основе моделирования бизнес–процессов, применения современных информационных подходов и, в конечном счете, интеграции библиотечной системы в общую информационную систему, в структуру управления университетом. Информационные технологии позволяют на современном уровне реализовать такие традиционные функции библиотеки, как предоставление документов в пользование читателям, развитие справочно–библиографического аппарата, изучение спроса читателей на информационные ресурсы, обслуживание абонентов системы избирательного распространения информации (ИРИ) и т. д. Библиотека тесно взаимодействует с другими вузовскими и публичными библиотеками. Оригинальной особенностью МИРЭА является наличие территориально распределенной сети базовых предприятий. поэтому одним из наиболее перспективных направлений обеспечения доступа к необходимым информационным ресурсам является интеграция в библиотечную информационную систему сети библиотек базовых предприятий, обладающих собственными специализированными библиотеками. ^ Володькова О П Многоаспектное раскрытие библиотечных фондов в сети Интернет // http://libconfs.narod.ru/2000/6s/6s_p2.htmСовременная библиотека и библиотека будущего – это информационный центр, собирающий и использующий традиционные носители информации и новые электронные ресурсы. Библиотеки высших учебных заведений активно внедряют компьютерные технологии, благодаря наличию соответствующего технического обеспечения и профессиональных кадров. Библиотеки предлагают пользователям Интернет различную информацию – от “простой” библиотечной рекламы до разнообразного сервиса услуг виртуальных библиотек. Кроме того, в последние годы значительно возросла роль библиотеки высшего учебного заведения в дистанционном образовании. Некоторые “самостоятельные” серверы вузовских библиотек и отдельные библиотечные страницы серверов образовательных учреждений Украины предлагают информацию о своих документных фондах с помощью как электронных каталогов, так и рубрик “Фонды”. Электронный каталог – это новая форма справочно-библиографического аппарата библиотеки, предназначенная для многоаспектного поиска документов. Целью рубрики “Фонды” является информирование и рекомендация наиболее актуальных и наиболее ценных документов из фондов библиотек. Таким образом, для многоаспектного раскрытия библиотечных фондов в сети Интернет целесообразно формировать электронные каталоги и специализированные базы данных по различным признакам: Библиотеки высших учебных заведений должны использовать возможности Интернет в целях: во-первых, поиска в международных информационных ресурсах, и, во-вторых, представления информации о себе и своих информационно-библиографических ресурсах; раскрывать свои фонды с помощью электронных каталогов, которые имеют разработанную поисковую систему и обеспечены различными параметрами поиска, и рубрик “Фонды”, имеющих гиперссылки к базам данных библиотеки для обеспечения многоаспектного поиска. Барыба Т.К. Место вузовской библиотеки в процессе дистанционного обучения// http://library.timacad.ru/sources/conf/1st_rba/report01.htmlВ Российском государственном аграрном заочном университете накопился некоторый опыт применения дистанционного обучения. Базой дистанционного обучения в университете является Научно-методический Совет факультета информационных технологий, который осуществляет методическую и координирующую роль в организации работы учебного комплекса. По большинству дисциплин внедрена модульная система обучения и рейтинговый контроль знаний студентов, совершенствуется методика проведения лабораторных, практических и семинарских занятий за счет внедрения активных методов обучения: деловых игр, круглых столов, в том числе с приглашением специалистов-практиков, анализа реальных производственных ситуаций (кейсов), компьютерного моделирования, докладов и обсуждения рефератов. Преподавателями совместно со студентами разработан проект электронного пособия "Библиотека и Интернет", в рамках которого студенты-дипломники выполняют практические работы по вводу информации по специальности "Информационные системы", составляют самостоятельно программы на основе мультимедийной технологии. Научно-методическим Советом ФИТЭПА разрабатываются интерактивные пособия с обеспечением содержательного наполнения курса по специальности, разработкой программ, тематических планов и учебно-методических материалов для студентов различных форм обучения - дневной, заочной и дистанционной. Информационное обеспечение по вопросам высшего и дистанционного образования в университете осуществляет информационно-библиографический отдел библиотеки. Информационно обеспечение проводится как по текущим темам, так и по вновь возникавшим в течение года актуальным вопросам дистанционной формы обучения. После создания единой локальной библиотечной сети и подсоединения ее к компьютерной сети университета будут объединены усилия всех отделов библиотеки по выдаче полной информации по обеспечению учебного процесса и непрерывного образования специалистов сельскохозяйственного производства. Подводя итоги, можно сказать, что интенсивное использование в высших учебных заведениях дистанционных образовательных технологий - это признанный факт. Жабина Г.С. Библиотека в информационно-образовательной деятельности сельскохозяйственного ВУЗа http://library.timacad.ru/sources/conf/2nd_rba/report02.htmlНаучные библиотеки сельскохозяйственных вузов занимают важное место в информационно-образовательной деятельности своих учебных заведений. С сентября 1999 года создаётся электронный каталог, включающий пока только книги, в настоящее время он составляет 1944 записи. Только последовательное внедрение информационных технологий позволит раскрывать перед читателями современные возможности библиотеки. В Научной библиотеке Пензенской сельскохозяйственной академии 5 ПЭВМ, из них 4 предоставлено читателям. В электронном зале 3 ПЭВМ имеют свободный доступ к базам данных библиотеки, открытый и бесплатный доступ к информационным ресурсам Интернет. Количество пользователей электронного зала постоянно увеличивается, приоритет отдаётся студентам старших курсов, аспирантам, преподавателям и сотрудникам академии. Время работы ограничивается двумя часами, ведётся предварительная запись. ^ 2. Информационно-библиотечное обеспечение науки и образования Гарист О.Д. Совместная деятельность Белорусской сельскохозяйственной библиотеки и библиотек аграрных университетов по организации доступа к информационным ресурсам // http://www.library.bsu.by/doc/2527_05_04/g_1.pdfВ последнее десятилетие под влиянием развития информационных ресурсов и технологий на глобальном уровне в библиотеках аграрных вузов появились новые задачи по организации доступа к международной НТИ. Задачи по обеспечению свободного и открытого доступа к мировым информационным ресурсам осложняются рядом факторов. Во-первых, библиотеки вузов Беларуси не приобретают международные БД, отражающие мировой информационный поток. Во-вторых, они не имеют возможности обеспечивать доставку избранных документов из-за рубежа. В-третьих, библиотеки вузов не интегрированы ни в одну из более общих информационных систем для улучшения взаимоиспользования разрозненных локальных ресурсов. И, наконец, развитие информационных технологий и квалификация информационных работников в библиотеках вузов требуют более высокого качества. Какие БД необходимы для получения сведений о составе мирового информационного потока? Наиболее полно мировой поток аграрной информации отражают в международных БД. Их использование считается стандартом информационной деятельности повсеместно, а в Беларуси является проблемой. AGRIS - международная информационная система по сельскохозяйственным наукам и продовольствию, содержит библиографические записи и рефераты по сельскому хозяйству и смежным отраслям из стран-членов FAO. Создается с 1975 г. национальными информационными центрами стран-членов FAO, содержит 3,5 млн. записей на английском языке. ^ CAB Abstracts - международная информационная система по сельскохозяйственным наукам и технологиям, включает библиографические записи и рефераты на документы из 11 тыс. лучших сельскохозяйственных журналов мира, создается с 1973 г., содержит 4.5 млн. записей. FSTA - международная реферативная система по продовольствию и технологиям, включает библиографические записи и рефераты по научным и технологическим аспектам приготовления и производства пищевых продуктов. AGRICOLA - информационная система США по сельскому хозяйству, включает библиографические записи и рефераты из мирового потока публикаций по сельскому хозяйству, создается с 1979 г., содержит 3.5 млн. записей на английском языке. AGROS - БД Центральной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии, включает аннотированные библиографические описания книг и статей из сборников, периодических изданий по проблемам сельского хозяйства и смежным отраслям из российского и мирового потока публикаций, ведется с 1985 г., насчитывает 1 млн. записей на русском языке. WLAS – всемирный каталог сериальных изданий аграрного профиля. Как эти ресурсы получить? Единственный реальный способ получения доступа к международным БД в вузах – это использование БД из состава ресурсов БелСХБ. БелСХБ успешно провела работу по внедрению в аграрных библиотеках ППП ИРБИС, организовала консорциум по приобретению программного продукта со скидкой 50% и 4 вуза из 5 приобрели для библиотек ППП ИРБИС версию Windows.^ Шрайберг Я. Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий. Год 2002 //http://ellib.gpntb.ru/jrnl.php?doc=2 Характерным признаком нового времени является быстро обновляемое программно-аппаратное обеспечение и компьютерные технологии. Трудно охватить хотя бы в вкратце весь спектр новых открытий, новых технологий и новых продуктов в области информационных и компьютерных технологий, которые были объявлены состоявшимися в прошедший год. Тем не менее, разработчики и пользователи библиотечно-информационных систем в силу особой роли библиотек и информации в продвижении общества к информационному должны не только сами знать, но и регулярно информировать своих коллег – библиотекарей и пользователей об этих новинках. Развитие библиотечно-информационных систем в связи с дальнейшим проникновением в библиотечную практику Интернета и телекоммуникационных технологий является одной из главных компонент процесса дальнейшей информатизации общества. Такая же ситуация и с электронными библиотеками: за рубежом эта технология сегодня развивается как одна из ветвей автоматизированной библиотечной технологии, не более того. У нас же зачастую электронные библиотеки (ЭБ) начинают противопоставляться системам автоматизации и вообще, абсолютизируется понятие ЭБ, ЭБ рассматривается как панацея, как единственная перспектива развития библиотечных технологий. Смешиваются понятия электронной информации, электронного ресурса, электронных библиотек, сильно “продвинутые” библиотечные технари пугают традиционных библиотекарей всеобщим поглощением электронными библиотеками библиотек обычных и т.д. Дальнейшая информатизация общества и расширение сферы применения информационных технологий в библиотечной практике в современных условиях порождают новые виды и формы обслуживания пользователей библиотек. Главная тенденция – самостоятельность пользователя с компьютерными ресурсами библиотеки, его максимальная отстраненность от рутинных операций и упор на «домашнее» обслуживание, т.е. работа пользователя с ресурсами библиотеки из дома или офиса через Интернет. Маркетинг библиотечных услуг и связь с общественностью активно развивается сегодня в библиотеках. При этом ставятся разные цели: от производства CD-ROM до проведения информационных компаний и продажи информационных продуктов. В целом маркетинговый подход является одним из прогрессивных методов реформирования современной библиотеки, его адаптации к новой информационно-технологической среде. Более того, маркетинг является сегодня фактором активизации процессов внедрения новых информационных технологий в библиотеках. ^ Шрайберг Я. Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/disk/prog1.html Попытаемся кратко охарактеризовать основные тенденции, которые стоят во главе деятельности современных библиотечно-информационных институтов. 1. Электронная информация, электронные ресурсы, электронные библиотеки. Сегодня — это одно из наиболее насущных направлений деятельности библиотечно-информационных организаций, в первую очередь связанного с процессами нарождающегося информационного общества. Библиотеки за рубежом, как правило, не производят собственного электронного ресурса, кроме электронных каталогов и специальных изданий; с другой стороны в СНГ библиотеки зачастую генерируют собственную электронную информацию и предлагают ее на информационном рынке. 2. Изменение традиционных технологий комплектования библиотечных фондов за счет все нарастающего потока доступа к электронным полнотекстовым изданиям. Новая концепция стратегического планирования деятельности библиотек. 3. Интернет-ресурсы для библиотек и Интернет-технологии как элемент совершенствуемых библиотечных технологий. Особый статус библиотек как общедоступных центров информации на платформе Интернета. 4. Научные исследования и образование, в том числе и библиотечные. Библиотека не только обеспечивает учебный процесс, библиотека — стратегический партнер образовательного учреждения. Новые функции библиотек в условиях новых взглядов на образование. 5. Авторское право и интеллектуальная особенность. Привилегии и опасности для библиотек, особенно в эпоху электронной информации. 6. Обеспечение равной доступности библиотечных фондов для всех категорий пользователей; толерантность и библиотеки. Преодоление информационного разрыва и роль библиотек. Перельман В.Л. АиФ-Эскорт: все для библиотек http://library.timacad.ru/sources/conf/1st_rba/report05.html Руководством издательского дома "Аргументы и Факты" в 2000 году было принято решение о создании холдинга и выделении многочисленных подразделений ЗАО "АРИА-АиФ" в самостоятельные предприятия. Цель реализации проекта - улучшение управляемости и повышение экономической эффективности каждого направления деятельности по распространению печатной продукции. В состав ЗАО "АиФ-Эскорт" вошли все подразделения, которые изначально были ориентированы на работу с библиотеками. Это отдел альтернативной подписки, отдел распространения книжной продукции, редакция журнала "АиФ. Новая Библиотека", участок экспедирования и отдел развития. Одна из основных задач отдела - ведение электронного каталога книг. Отдел заключает договора с книжными издательствами на распространение книг. В договорах предусмотрено регулярное предоставление издательствами информации о выпущенных книжных новинках, для включения в книжный каталог. Полученная информация оперативно обрабатывается и заносится в каталог. Каталог высылается нашим партнерам (покупателям) либо на дискетах, либо пересылается по E-mail. Постоянное расширение договорных отношений с книжными издательствами в ближайшее время приведет к тому, что электронный каталог будет содержать практически все новинки книжного рынка России. Каталог является не только информационной базой о вышедших книгах. Пользуясь каталогом, библиотеки могут заказать любую из книг, название которой содержится в электронном каталоге книг. Программное обеспечение каталога позволяет выбрать интересующие библиотеку книги и оформить заказ в ЗАО "АиФ-Эскорт" на их получение. ^ 3. Новые технологии в процессах комплектования библиотек Юдина О.А. Совершенствование информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА: новые формы и методы//http://library.timacad.ru/sources/conf/1st_rba/report07.html В ЦНБ МСХА в последние годы на фоне традиционных форм обслуживания документами в печатной форме все активнее развивается обслуживание с помощью новых информационных технологий: предоставление информации по электронному каталогу (ЭК), обеспечение доступа к отечественным и зарубежным ресурсам через Интернет, внедрение автоматизированного учета и книговыдачи и т.д.. Эта тенденция устойчива и постоянно развивается. Наличие локальной сети и АИБС, позволяющей автоматизировать все основные библиотечные процессы, обрабатывать, хранить и предоставлять данные, дающей возможности коммуникативного обмена информации - неотъемлемая составляющая современной библиотеки. Интенсивное внедрение информационных технологий, которые кардинально меняют традиционные библиотечные технологии, включая и процессы обслуживания, не могли не повлечь за собой смены АИБС. Хотелось бы подчеркнуть, что с приобретением "ИРБИС" ЦНБ перешла на автоматизированный учет читателей и книговыдачу с использованием системы бар-кодов и штрихового кодирования. Наличие коллекций CD-ROM в составе фондов библиотеки, электронные комплекты учебной, методической и справочной литературы, доступ к локальным и удаленным БД, получение реферативной и полнотекстовой информации в режиме online и offline - обязательный набор, доступный пользователям ЦНБ. ЦНБ МСХА имеет доступ к базам данных ряда крупнейших зарубежных информационных агентств, таких как EBSCO и SPRINGER. Используя программы автоматического перевода, можно сразу получить статью из ИНТЕРНЕТ, переведенную на русский язык. В 2000 г. отделом комплектования освоено так называемое альтернативное комплектование, т.е. наряду с традиционными формами сотрудничества с Центральным коллектором научных библиотек, активно используются виртуальные книжные магазины и подписные агентства. Что несомненно очень удобно - находя нужное издание и делая заказ в среде Интернет, вы тут же получаете по электронной почте счет, и после оплаты ваш заказ доставляется в удобное для вас время в библиотеку. Сочетание этих форм работы дает прекрасные результаты: мы практически исчерпывающе комплектуем фонды учебной литературы по вопросам сельского хозяйства. Подольская Л.Н. Составление биобиблиографических пособий в АИБС "MARC" библиотекой СПбГАУ http://library.timacad.ru/sources/conf/2nd_rba/report05.html У всех у нас в работе, вероятно, используются разные компьютерные программы и все мы прекрасно представляем, какими возможностями обладает та или иная система. В своей работе мы пользуемся автоматизированной информационно-библиотечной системой MARC (АИБС MARC). Но я ставлю своей задачей рассказать не о системе как таковой, а о тех практических вопросах, с которыми мы столкнулись при составлении биобиблиографических указателей и которые, как мне кажется, могут возникнуть при подобной работе в любых других автоматизированных системах. А теперь перейдем непосредственно к рассмотрению особенностей этапов работы по составлению биобиблиографического указателя. 1. Выявление и отбор документов для биобиблиографического пособия. 2. Составление библиографического описания документов. 3. Группировка документов. Основная группировка документов осуществляется в соответствии с разработанной схемой библиографического пособия. 4. Создание вспомогательных указателей 5. Составление биографического очерка и хронологии дат жизни и деятельность ученого. 6. Редактирование биобиблиографического пособия 7. Оформление биобиблиографического пособия. После окончательного редактирования текст библиографического пособия разбивается на страницы. Затем в соответствии с правилами оформления титульный лист, оборот титульного листа и "Содержание". После этого полученный материал мы копируем на дискету и передаем в типографию для печати.Юдина О.А., Дунаева Н.В. Опыт использования АИБС "ИРБИС" для совершенствования информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА http://library.timacad.ru/sources/conf/2nd_rba/report08.html Излагается опыт крупнейшей сельскохозяйственной вузовской библиотеки по совершенствованию обслуживания читателей c использованием АИБС "ИРБИС". Особое внимание в докладе уделяется применению технологии штрихового кодирования и изменению традиционных библиотечных технологий. Акцентируется внимание на возможностях предоставления пользователям доступа к информационным ресурсам собственной генерации. Была разработана концепция развития ЦНБ, которая предполагала комплекс нововведений, направленных на изменение библиотеки как системы, а именно: ее техническое оснащение, программное перевооружение, изменение структуры библиотеки, адаптацию традиционных технологий к новым условиям, качественное улучшение обслуживания пользователей, повышение роли ЦНБ в информационной среде Академии, переподготовку кадров, распространения опыта работы среди вузовских библиотек с.-х. отрасли. Наш ЭК имеет более 40 тыс. записей, неоднократно редактировался. АИБС "ИРБИС" дает возможность использовать информацию, предоставленную в ЭК в режиме реального времени. С начала 2001 г. библиотека ввела электронную выдачу изданий на абонементе учебной литературы для студентов и преподавателей факультета вечернего и заочного обучения. АРМ "Книговыдача" АИБС "ИРБИС" предлагает принцип регистрации в электронном формуляре читателя выдачи и возврата изданий путем считывания штрихового кода сканером с книги и читательского билета. Наличие Web-IRBIS дает возможность предоставлять: в Интернет собственные электронные ресурсы (ЭК, полнотекстовые БД, обучающие программы, электронные учебники и т.д.); в Интернет каталог предварительных заказов на книги и непериодические издания, подписку на периодические издания. Работая с приложением Web-IRBIS, сотрудники Академии имеют возможность формировать электронные заказы на литературу непосредственно с рабочих мест. ^ 4. Роль библиотеки в формировании и развитии информационной культуры Демьянова Т.А. Cодействие экологическому образованию и просвещению - актуальное направление деятельности сельскохозяйственных библиотек http://library.timacad.ru/sources/conf/1st_rba/report02.html Сельское хозяйство- это сфера производства, которая, можно сказать, "отвечает" за экологию. Оно ведется на огромных просторах земли, используя такую природную силу как плодородие почвы, от него зависит качество пищи, во многом чистота воздуха и воды. Мы попытались сформулировать некоторые задачи в области реализации функций библиотек в осуществлении экологического образования. Среди множества неотложных проблем, стоящих перед библиотеками в области экологического образования следует особо остановиться на следующих: 1) отработка справочно-информационной системы по проблемам экологии; 2) внедрение новых технологий; 3)глубокое и всестороннее изучение запросов потребителей; 4) повышение квалификационного уровня самих библиотекарей в плане экологической грамотности. Информационное обеспечение-это, вне сомнения, центральная проблема. В последнее время в этом отношении нами была проведена работа по ряду направлений. Это прежде всего подбор справочно-информационного материала в области экологических знаний, предоставление полных текстов документов, выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации ( справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.). Значительно усилена такая сфера, как пропаганда экологических знаний, организация рекламной деятельности(выставки новых поступлений, научно-методические семинары, конференции и т.п.). Широкую популярность у пользователей приобретают такие формы, как выдача результатов информационных исследований (аналитические справки, обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений). Коваленко Л.Л. Библиотека вуза экологической направленности: роль, задачи, функции http://library.timacad.ru/sources/conf/1st_rba/repor


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фирменный дизайн продукции одной из известных мировых компаний на примере компании Nestle
Реферат Актеру театра Маяковского
Реферат «Лето в Массандре 2011» г. Ялта, п. Массандра
Реферат Морфолічно-біологічні особливості формування урожайності зерна гібридами кукурудзи селекції компанії
Реферат Robinson Crusoe And Friday Essay Research Paper
Реферат Адылжан Шамшиев (А. Ш.)
Реферат Народногосподарське значення виробництва овочiв вiдкритого i закритого грунту
Реферат Весоизмерительное оборудование правила эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов специальных
Реферат Анализ и оптимизация численности и структуры работников аппарата управления предприятием
Реферат Особливості спілкування соціальних працівників і клієнтів
Реферат Активные формы и методы обучения. Обучение в сотрудничестве. Н овикова О. И., преподаватель дисциплины «Психология»
Реферат Мониторинг природных вод с использованием ИСЭ
Реферат Рамануджан и число π
Реферат Государственное устройство Древнерусского государства
Реферат Микробиология плодов и овощей