РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
по теме: «Познание человеком мира и самого себя»
1.Мышление и речь
Мышление — это процесспознавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным иобобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основепрактической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду снаглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируетсяотвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощьютакие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступнычувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики являетсясоздание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможноувидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному,отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимыечастицы все же существуют в действительности и обладают определеннымисвойствами.
Посредством, мышления человекспособен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения.Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез,сравнение, обобщение. Мышление — это высшая форма отражения действительности,высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.
Мышление неразрывно связано сязыком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чемглубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно онавыражаете» в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем болеесовершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее ипонятнее становится сама мысль.
Язык — это система знаков. Онвыступает как способ оформления, выражения и закрепления мысли. Язык существуети реализуется через речь. Речь — это процесс общения, коммуникационноговоздействия посредством языка. Речевая деятельность осуществляется в такихформах, как устная, письменная и внутренняя речь. В процессе речевого общениябольшое значение имеет использование коммуникативных средств мимики, жестов,паузы.
2. Сознание
Сознание выделяется из болееобширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная толькочеловеку и связанная с речью функция мозга. Существует, по крайней мере, дваподхода, объясняющие природу сознания. Первый связан с именем французскогофилософа Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутыйвнутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память,эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементысоставляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признаетсялогический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую»подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.
Опираясь на этот подход, наукапредлагает поход «внутрь» сознания, т. е. исследование механизмов мозга. Однаконейрофизиологи сомневаются в возможностях получения поляной информации осознании на основе изучение структур и деятельности мозга. Возникает огромноеколичество проблем, связанных с общественной природой сознания, егоконкретно-историческим и творческим характером.
Второй подход, согласно которомусущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, вобщественной практике, развит марксизмом. В нем предполагается, что образысознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия начеловека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем ширекруг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект.Выводы данного подхода: «Бытие определяет сознание», «сознание — отражениебытия», — подтверждают зависимость сознания от внешнего, общественную природусознания. Сознание предстает не как индивидуальное свойство, а какуниверсальный процесс всего человеческого рода.
Дальнейшее проникновение в сутьсознания требует объединения этих двух подходов. Изучение природы сознаниядолжно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальныхотношений.
Таким образом, сознание естьсвойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальныминосителями сознания.
По содержанию сознание представляетсобой отражение объективной реальности, информацию о внешнем мире и о себе,предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов.
По способу своего возникновениясознание является продуктом развития биологической и социальной форм движенияматерии, деятельность человека есть условие становления сознания.
По функциональному назначениюсознание — фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенноеотражение и творческое преобразование действительности.
3. Познание
Познание есть форма адекватногоотражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру,уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу.
Познание — процесс постижениячеловеком или обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений изакономерностей действительности.
Структура познания предполагаетналичие субъекта, объекта и средств познания. Субъект познания — активнодействующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группаиндивидов (общество). Объект познания — то, на что направлена активностьчеловека (субъекта). Субъект и объект познания находятся в постоянномвзаимодействии.
Теория познания (гносеология)изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса.Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики в отличиеот агностиков лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученыхи философов уверены в том, что мир познаваем.
Знание рассматривается какрезультат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а такжесовокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Человеческоезнание зафиксировано в соответствующих материальных носителях (книги, дискеты,магнитные ленты, диски), хранится в человеческой памяти и транслируется изпоколения в поколение.
4. Рациональное ичувственное познание
Особенностью рационального познанияявляется доминирующая роль разума (от лат. ratio). Человек может познавать мирна основе предварительной работы мысли, что предполагает построение идеальнойсхемы деятельности. Рационалист первоначально прорабатывает свои действиямысленно, для него главной является идея, он предпочитает следоватьустановленным нормам. Рациональный способ познания исходит из положения о том, чтомир разумен, в его основе лежит некое разумное начало. Поэтому рационализмпредставляет собой способность человека работать с идеальными объектами,отражать мир в понятиях. Европейская цивилизация характеризуется какрациональная цивилизация. Ей присущ разумный, рассудочный подход кдействительности, прагматический способ решения проблем. Разум, рассудок,логика — вот составляющие рационального способа познания.
Таким образом, универсальнымоснованием рационализма провозглашаются законы логики. К рационалистам относятДекарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезисрационального познания: «Что разумно, то действительно; и что действительно, торазумно».
Поэтому рационализм в познанииобъявляет главным источникам познавательной деятельности не опыт и эксперимент,а разум и независимые от опыта идеи. Рациональность в познании требует отученого выявления всеобщего, независимого, от чувственных впечатлений. Научнуюрациональность связывают с историей развития науки и естествознания, ссовершенствованием системы познания и с методологией.
Рациональное познание противостоитчувственному познанию, которое в отличие от рационализма в качестве источника иосновы познания рассматривает человеческую чувственность. Все содержаниепознания выводится из деятельности органов чувств. Именно в ощущенияхотражается связь человека с внешним миром, показания органов чувств трактуютсякак тот канал, который обеспечивает достоверное отражение внешнего мира.Наиболее последовательным представителем этого направления в античности былЭпикур. Сторонники чувственного познания пришли к выводу о том, чточеловеческое сознание первоначально представляет собой «чистую доску», накоторой опыт записывает свои данные. Им принадлежит и еще одна крылатая фраза:«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Этим подчеркиваетсяроль опытного знания. К сторонникам чувственного познания относят Бэкона,Гоббса, Локка, Гельвеция, Дидро, Гольбаха.
В современной философиипреодолеваются ограничения как рационального, так и чувственного познания.Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействиячувственного и рационального, включает в себя и данные органов чувств, ипроцедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственныеформы познания.
5.Истина и ее критерии
Целью научного познания являетсядостижение истины. Споры о понятии истины и ее критериях не затихают и поныне,имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Аристотелю принадлежит определение истины,которое стало классическим: истина — это соответствие мысли и предмета, знанияи действительности. В современной западной литературе классическую концепциюистины называют теорией соответствия.
Однако возникает вопрос, что чемудолжно соответствовать? У Гегеля действительность должна соответствоватьабсолютной идее. Материалисты пытаются доказать, соответствие нашихпредставлений реальности, тождество мышления и бытия. Различные философские школыотносят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходимость (Кант),простота и ясность (Декарт), логическая непротиворечивость, общезначимость(Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П. Флоренскийутверждал, что истина есть «истина», то, что есть, и дается она с непосредственнойочевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласнокоторому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой(красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Существуют логическиекритерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.
Недостаточность всех подобныхподходов состоит в том, что в них критерии истинности знания пытаются отыскатьв самом знании. Выявить истину можно лишь, при сопоставлении знания с объектом,в процессе практической деятельности. Поэтому прав был Маркс, утверждавший, чтовопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический.Общественно-историческая практика есть универсальный критерий истины наосновании закона не противоречивости.
В современной философии подобъективной истиной понимается знание, содержание которого не зависит ни отчеловека, ни от человечества. Это не значит, что вне головы, познающегосубъекта существует пласт знания, содержащий в себе объективную истину. Этоозначает лишь то, что истина не несет в себе никаких искажений со сторонысубъекта, а определяется самим познаваемым объектом.
История познания, по меткомуопределению Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими,принципиально отличными от предыдущих. Ошибка метафизической теории познаниясостояла в том, что истина рассматривалась как некое законченное состояние, вкотором достигнуто исчерпывающее отражение объекта. При таком подходе неоставалось места для эволюции и развития. Впервые это противоречие было осознаноГегелем, который показал, что истина — это не застывшая система, а постепенныйпроцесс все большего и большего совпадения предмета с понятием: «Истина не естьсухое есть, она по существу своему представляет процесс», обусловленныйвзаимодействием субъекта и объекта, выделением в объективной реальности всеновых и новых фрагментов. Поэтому истину следует понимать не просто каксоответствие понятия предмету, мысли и действительности, а как процесссовпадения мышления с предметом, который не отделим от деятельности.
Понимание истины как процессавключает в себя конкретность истины, ее абсолютность и относительность. Понятие«абсолютная истина» имеет три значения.
Точное, исчерпывающее знание,истина в «последней инстанции», некий гносеологический идеал. В этом смыслеистина не реализуется ни на одном из уровней познания, она не достижима, этометафора.
Понятие абсолютной истины приложимок неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер.Это так называемые «вечные истины», например, «Лев Толстой родился в 1828году», «химический элемент обладает атомным весом».
Под абсолютной истиной всобственном смысле слова понимается такое знание, которое сохраняет своезначение, которое не опровергается последующим ходом развития науки, но лишьконкретизируется и обогащается новым содержанием, например, законы классическоймеханики Ньютона после открытия теории относительности Эйнштейна. Это наиболееважное значение термина «абсолютная истина». Целостная система знания включаетв себя абсолютно истинные элементы знания и относительно истинные, которыеподвергаются пересмотру и отрицанию.
6.Методы научного познания
Научное познание — это процессполучения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу:описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.Считается, что объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитиинаучного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научныереволюции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды«нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются идетализируются. Специфика научного познания состоит в том, что оно предметно иобращено к процессам и явлениям, существующим объективно (вне человека,независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратныеуравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамикиобъективны. Их действие не зависит ни от мнений, настроений, ни от личностиученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося заскобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям.
Научное познание универсально в томсмысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучатьвсе в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика илихозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своимпредметом, она исследует со стороны его закономерностей и причин.
Научное познание опирается насистему методов, к которым относятся эмпирические методы: наблюдение,сравнение, эксперимент, и теоретические методы: анализ, синтез, индукция,дедукция, обобщение, идеализация, формализация и пр. Метод понимается какорудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерностьпревращается в правило действия субъекта.
Научный метод характеризуется двумяважными качествами: строгостью и объективностью.
7. Научное познаниеимеет два уровня
Эмпирический уровень выражаетобъективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, какправило, со стороны их очевидных связей. Факт от лат. factum— «сделанное,свершившееся». Факты фиксируют фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения иэксперимента велика настолько, что родоначальник английского материализма Ф.Бэкон утверждал: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуетсяопытом… Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнятьопытом».
Теоретический уровень познаниясоставляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретикалежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез счувственными восприятиями. Согласно данным органов чувств солнце восходит и,описав дугу вокруг Земли, заходит: Создается впечатление, что оно вращаетсявокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Задачатеоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениямискрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает отнаблюдателя, должен выявить теоретик. Теоретический уровень познания направленна формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщностии необходимости, т. е. действуют везде и всегда.
К формам научного познания относятвопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию. О проблеме говорят, что этознание о незнании. Проблема — совокупность суждений, включающая в себя ранееустановленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблемавыглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическимфактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служитсредством получения нового знания.
Гипотеза — первоначальный этапсоздания теории. Гипотеза (от греч.) — основа, предположение. Гипотеза — этотакого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижениепредположения. Энгельсу принадлежит суждение о том, что формой развитияестествознания является гипотеза. Когда гипотеза оказывается в состоянииобъяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастаетв теорию. Научное познание представляет собой достаточно строгую формуорганизованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость,доказательность, проверяемость, системность.
8. Многообразие формчеловеческого знания
Каждой форме общественногосознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и пр. — соответствуютспецифические формы-знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную,символическую или художественно-образную основу. Когда разграничивают научное,основанное на рациональности, и ненаучное знание, то выделяют следующие формы:
— ненаучное, понимаемое какразрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и невписывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиноймира;
— донаучное, выступающеепрототипом, предпосылочной базой научного знания;
— паранаучное, как несовместимое симеющимся научным знанием;
— лженаучное, как сознательноэксплуатирующее домыслы и предрассудки;.
— антинаучное, как утопичное и сознательноискажающее представления о действительности.
Еще на ранних этапах человеческойистории существовало обыденно практическое знание, доставлявшее элементарныесведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опытповседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер,представляющий собой простой набор знаний. Люди, как правило, располагаютбольшим объемом обыденного знания. Обыденные знания производятся повседневно вусловиях элементарных жизненных отношений. Они включают в себя здравый смысл,приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Обыденное знание, хоть ификсирует, истину, делает это несистематично и бездоказательно.
К исторически первым формамчеловеческого знания относят игровое познание, которое строится на основеусловно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможностьвозвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде ивести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. В игровомпознании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носитобучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека,позволяет раздвинуть психологические границы общения.
Особую разновидность знания,являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание.Личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иногосубъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Коллективноезнание — общезначимо, оно предполагает наличие необходимой и общей для всехсистемы понятий, способов; приемов и правил построения знаний." Личностноезнание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие,способности, признается необходимой и реально существующей компонентой знаний.Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди; и что искусству илипознавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишьв общении с мастером.
Список литературы
1. Белокрылова О.С.,Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс,2006.
2. Касьянов В.В.Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., МатяшГ.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебныхзаведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И.Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И.Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007..