Реферат по предмету "Философия"


Политические воззрения С.С. Уварова

Ермашов Д. В.
Родился25 августа (5 сентября) 1786 г. в Петербурге в семье подполковника коннойгвардии. Получил блестящее домашнее образование, выдержанное в духе французскойпедагогической традиции. В совершенстве владел основными европейскими языками.Учился в Германии. В 1805 г. поступил на дипломатическую службу. С 1806 г. —сотрудник российского посольства в Вене, с конца 1809 г. — секретарь посольствав Париже. По возвращении в Россию в 1811 г. женился на дочери министранародного просвещения А. К. Разумовского и стал вскоре попечителемСанкт-Петербургского учебного округа. С 1818 г. — президент ИмператорскойАкадемии наук. В 1821 г., вступив в конфликт с новым главой министерстванародного просвещения А. Н. Голицыным и его окружением, оставил в знак протестапротив увольнения известных профессоров Петербургского университета постпопечителя и, сохранив за собой президентство в АН, возглавил департаментмануфактур и внутренней торговли. С восшествием на престол Николая I сталучаствовать в работе комитета по обустройству учебных заведений. В начале 1832г. был назначен товарищем министра народного просвещения, а спустя год, 20марта 1833 г. вступил в управление министерством, которое и возглавлял втечении 16 лет, уйдя с должности главы ведомства в 1849 г. Причиной отставкипослужило несогласие Уварова с ужесточением цензурных требований и введениемсекретного надзора за деятельностью его министерства. Перебрался на жительствов Москву и большинство из оставшихся дней жизни провел в своем можайскомпоместье Поречье.  
C.С.Уваров — почетный член Института Франции, обладатель более сотни всевозможногорода свидетельств и дипломов академий и научных учреждений многих стран мира.Он был дружен или переписывался с самыми известными деятелями европейскойкультуры первой четверти XIX в. — Г. Штейном, Ф. Шлегелем, И. В. Гёте, Ж. деСталь, Ж. де Местром, В. фон Гумбольдтом и др. Входил в число наиболее активныхучастников знаменитого литературного кружка «Арзамас». В 1846 г.Уваров был возведен в графское достоинство, в 1850 г. пожалован орденом АндреяПервозванного.
Вистории отечественной социально-политической мысли имя Уварова неразрывносвязано с созданием доктрины, базирующейся на знаменитой формуле«Православие, Самодержавие, Народность» и названной А.Н. Пыпиным в1870-е гг. «теорией официальной народности». Он не оставилсколько-нибудь систематического изложения собственной политической философии.Большинство работ Уваров, принесших ему общеевропейскую известность (главные изкоторых — «Проект азиатской Академии» (1810), «Опыт обэлевзинских таинствах» (1812), опубликованы на франц. языке), посвященыисследованиям в области филологии, истории немецкой и античной литературы,философии истории и написаны до 1830-х гг. Свое же социально-политическое кредоУваров выразил очень скупо, в ряде официальных документов (отчетов, циркуляров,докладов) лишь очертив контуры теории официальной народности, ставшей надесятилетия государственной идеологией Российской империи.  
Центральнаяпроблема, за решение которой Уваров взялся по вступлении в должность министранародного просвещения, сводилась им к необходимости поиска самобытного иорганичного национальным традициям пути развития России, позволившего бы ейизбежать тех социальных и политических катаклизмов, которые сотрясали ЗападнуюЕвропу в конце XVIII — первой трети XIX вв.
ВРоссии, по мысли министра, формула самостоятельного развития национальнойкультуры и истории выражается лозунгом «Православие, Самодержавие,Народность». При этом для него православие являет собой национальныйрусский тип религиозной веры, точно же так, как самодержавие — национальный типрусской власти, и выступает лишь условием исторического бытия народа. Именнопоследнее обстоятельство, иначе говоря, народность приводит, согласно убеждениюминистра, в движение «государственный состав», заключает в себеисточники непрерывного развития государства, сохраняет в неизменности«главные черты» его неповторимого облика. В итоге Уваров формулируетне совсем логичный, но вполне допустимый для идеологического обеспеченияполитики тезис о том, что религиозные, полититические и нравственные убежденияРоссии есть не что иное как «останки нашей народности», которые покаеще остались у нас в эпоху всеобщей разобщенности и безрассудства. Инымисловами, православие как религиозный и самодержавие как государственныйпринципы подчинены в рамках триады принципу национальному — народности,выводятся из него, и в то же самое время народность сводится к особенностямнациональной психологии («убеждениям»), заключающимся вприверженности к русским формам религии и власти, олицетворенным в первых двухчленах формулы. Таким образом, взаимоопределив элементы своей триады по схеме —одно через другое, и наоборот, — Уваров придал этим своей программе народногопросвещения видимость крепкого и прочного фундамента, идеологическое содержаниекоторого было востребовано властью и по своей значимости сыграло едва ли неосновную роль как в политической, так и в интеллектуальной историидореволюционной России.  
СкончалсяС.С. Уваров 4 (16) сентября 1855 года в Москве.
Сочинения:
ПисьмоНиколаю I / Публ. А. Зорина // Новое литературное обозрение. М., 1997. № 26. С.96–100.
Онекоторых общих началах, могущих служить руководством при управленииМинистерством Народного Просвещения / Публ. М. М. Шевченко // Река времен.Книга истории и культуры. Кн. 1. М., 1995. С. 70–72.
Десятилетиеминистерства народного просвещения. 1833–1843. СПб., 1864.
Журналминистерства народного просвещения. 1834. Ч. 1. № 1.
Сборникпостановлений по министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т. 2. Отд. 1.  
Список литературы
ЕгоровБ. Ф. Официальная идеология // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 5 (XIXвек).  
ЗоринА. Идеология «православия–самодержавия–народности» и ее немецкиеисточники // В раздумьях о России. М., 1996. С. 105–128.
ЗоринА. Идеология «православия–самодержавия–народности»: опытреконструкции (Неизвестный автограф меморандума С. С. Уварова Николаю I) //Новое литературное обозрение. М., 1997. № 26. С. 71–104.
ИсамбаеваЛ. М. Общественно-политические взгляды С. С. Уварова в 1810-е годы // ВестникМГУ. Сер. 8: История. 1991. № 1. С. 16–27.
КазаковН. И. Об одной идеологической формуле николаевской эпохи // Контекст–1989. М.,1989. С. 5–37.
ШевченкоМ. М. Сергей Семенович Уваров // Российские консерваторы. М., 1997. С. 95–136.
Тексты
Письмо Николаю I(1)
Государь,
Стого самого момента, как Ваше Императорское Величество определили для меняважную и трудную сферу деятельности(2), я испытываю живейшую потребностьприбегнуть к Его Августейшей персоне, чтобы открыть мое сердце монарху,повергнуть к Его стопам исповедание веры, изложение моих правил, которое, поменьшей мере, покажет Вашему Величеству, как я оцениваю объем тех новыхобязанностей, которые возложила на меня Его Высочайшая воля. Я дерзаю привлечьЕго внимание к этим строкам, набросанным с безграничной доверенностью, иумолять Его уведомить меня, понял ли я Его намерения и в состоянии ли я им соответствовать.
Вамизвестно, Государь, что двадцать лет тому назад я уже находился в положении,если не вполне схожем, то, по крайней мере, подобном тому, которое мне былонедавно даровано. Десять или двенадцать лет моей жизни, когда я был молод иисполнен сил, были отданы Министерству народного просвещения(3). Не возвращаяськ особым обстоятельствам, заставившим меня с той поры посвятить себя как инойотрасли государственной службы, так и уединенным занятиям, в которых отчастипрошли мои последние годы, я ограничусь лишь тем, что замечу: время, миновавшеес поры, когда я почитал карьеру в области народного образования бесповоротнозакрытой для себя, было исполнено событий огромной важности, оказавшихисключительно пагубное влияние на развитие просвещения в нашем отечестве.События эти были неблагоприятны не только для нас, но в той же или в ещебольшей степени для всех стран Европы: это нравственная зараза, плоды которойвсе уже ощутили и еще продолжают ощущать. Всеобщее возбуждение умов служит еесамой характерной приметой; все гарантии существующего положения вещейобнаружили свою несостоятельность, все, что мы считали достигнутым, сновапоставлено под сомнение, общество, которое, как оно полагало, вправе надеятьсяна прогресс, поколеблено в своих политических, нравственных и религиозныхоснованиях, и самый общественный порядок ежедневно стоит перед вопросом жизни исмерти.
Незабираясь слишком далеко, достаточно бросить взгляд в прошлое, чтобыпроникнуться нынешним положением дел в Европе и его отношением к всеобщейцивилизации, ставшей тем очагом, без которого современное общество, такое каконо есть, не может существовать и который в то же время содержит в себе зародышвсеобщего разрушения.
Июльскаяреволюция(4), уничтожившая столько явлений, покончила в Европе, по крайнеймере, на полстолетия со всеми идеями общественного прогресса и политическогосовершенствования. Она потрясла тех, кто тверже всего верил в будущее народов,вовлекла их в бесчисленные заблуждения, заставила усомниться в себе самих. После1830 года нет мыслящего человека, который хотя бы однажды не спрашивал себя судивлением, что же такое эта цивилизация?
Пособницаходу событий, она не послужила ему даже слабой преградой; и вот онапревратилась в призрак, свелась к этому горестному вопросу, каждый из нас и какчастное лицо, и как член общества уже в глубине души сверг ее с трона. Кто нипытался взвесить то, что цивилизация дает, и то, что она отнимает у человека иобщества, жертвы, которых она требует, и преимущества, которые она гарантирует,отношения просвещения к частному благу и общественному процветанию. Непровозгласил ли недавно с трибуны один из творцов июльской революции г.Гизо(5), человек, наделенный совестью и талантом: «У общества нет болееполитических, нравственных и религиозных убеждений»? — и этот вопльотчаяния, непроизвольно вырывающийся у всех благонамеренных людей Европы, какихбы взглядов они ни придерживались, служит единственным символом веры, которыйеще объединяет их в нынешних условиях. 
Поторопимсясразу же сказать: Россия пока избегла подобного унижения. Она еще хранит всвоей груди убеждения религиозные, убеждения политические, убеждениянравственные — единственный залог ее блаженства, останки своей народности,драгоценные и последние останки своей политической будущности. ДелоПравительства — собрать их в одно целое, составить из них тот якорь, которыйпозволит России выдержать бурю. Но эти части рассеяны преждевременной иповерхностной цивилизацией, мечтательными системами, безрассуднымипредприятиями, они разобщены, не соединены в единое целое, лишены центра, иболее того, на протяжении тридцати лет принуждены были противостоять людям исобытиям; как согласить их с настоящим расположением умов, как соединить их всистему, которая заключала бы в себе выгоды нынешнего порядка, надежды будущегои предания прошедшего? — как приступить к тому, чтобы сделать образованиеодновременно нравственным, религиозным и классическим? — как идти в ногу сЕвропой и не удалиться от нашего собственного места? Каким искусством надообладать, чтобы взять от просвещения лишь то, что необходимо для существованиявеликого государства и решительно откинуть все, что несет в себе семенабеспорядка и потрясений? Вот задача во всем ее объеме, жизненно важный вопрос,разрешить который требует от нас само положение дел и от которого мы не имеемвозможности уклониться. Если бы речь шла только о том, чтобы обнаружить начала,поддерживающие порядок и составляющие особое достояние нашей державы (а каждоегосударство основано на собственных началах), было бы достаточно поместить нафасаде государственного здания России следующие три максимы, подсказанные самойприродой вещей и с которыми напрасно стали бы спорить умы, помраченные ложнымиидеями и достойными сожаления предрассудками: чтобы Россия усиливалась, чтобыона благоденствовала, чтобы она жила — нам осталось три великих государственныхначала, а именно:
1Национальная религия.
2Самодержавие.
3Народность.
Безнародной религии народ, как и частный человек, обречен на гибель, лишить егосвоей веры — это значит исторгнуть его сердце, его кровь, его внутренности, этозначит поместить его на низшую ступень нравственного и физического порядка, этозначит его предать. Даже народная гордость восстает против подобной мысли,человек, преданный своему отечеству, столь же мало согласится на утрату одногоиз догматов господствующей Церкви, сколько и на похищение одного перла из венцаМономаха.
Мощьсамодержавной власти представляет необходимое условие существования Империи вее настоящем виде. Пусть политические мечтатели (я не говорю о заклятых врагахпорядка), сбитые с толку ложными понятиями, выдумывают себе идеальное положениевещей, поражаются видимости, воспламеняются от теорий, одушевляются словами, мыможем им ответить, что они не знают страны, заблуждаются относительно ееположения, ее нужд, ее желаний; мы скажем им, что с этим безумным пристрастиемк европейским учреждениям мы уже разрушили те учреждения, которыми мырасполагали, что этот административный сен-симонизм уже породил бесконечную путаницу,поколебал доверенность и нарушил естественные отношения между различнымисословиями в их развитии. Приняв химеры ограничения власти монарха, равенстваправ всех сословий, национального представительства на европейский манер,мнимо-конституционной формы правления, колосс не протянет и двух недель, болеетого, он рухнет прежде, чем эти ложные преобразования будут завершены. Этаважная истина более или менее очевидна большинству нации, только она однаспособна объединить умы, самые противоположные между собой и самые несходные постепени просвещения. Ею должно быть глубоко проникнуто изучение государстваили, вернее, никто не сможет изучать свое отечество без того, чтобы неприобрести этого ясного и искреннего убеждения. Тою же истиною должно руководствоватьсяв народном образовании, не в форме похвальных слов правительству, которое в нихне нуждается, но как вывод рассудка, как неоспоримый факт, как политическийдогмат, обеспечивающий спокойствие государства и являющийся родовым достояниемвсех и каждого.
Рядомс этим консервативным началом находится другое, столь же важное и тесносвязанное с первым — это Народность. Чтоб одно могло удержать всю свою мощь,другое должно сохранить всю свою целостность; каковы бы ни были столкновения,которые им довелось пережить, оба они живут общей жизнью и могут еще вступить всоюз и победить вместе. Вопрос о народности более сложен, чем о самодержавнойвласти, но он покоится на столь же надежных основаниях. Главное затруднение,которое он заключает, состоит в соглашении древних и новых понятий, нонародность не состоит в движении назад, ни даже в неподвижности;государственный состав может и должен развиваться подобно человеческому телу:по мере возраста лицо человека меняется, сохраняя лишь главные черты. Речь неидет о том, чтобы противиться естественному ходу вещей, но лишь о том, чтобы ненаклеивать на свое лицо чужую и искусственную личину, о том, чтобы сохранитьнеприкосновенным святилище наших народных понятий, черпать из него, поставитьэти понятия на высшую ступень среди начал нашего государства и, в особенности,нашего народного образования. Между старыми предрассудками, не признающиминичего, что не существовало, по крайней мере, полвека назад, и новымипредрассудками, без жалости изничтожающими все, чему они идут на смену, ияростно нападающими на останки прошедшего, лежит обширное поле — там инаходится твердая почва, надежная опора, основание, которое не может насподвести.
Такимобразом именно в сфере народного образования надлежит нам прежде всего возродитьверу в монархические и народные начала, но возродить ее без потрясений, безпоспешности, без насилия. Довольно руин нас уже окружает — способные разрушать,что мы воздвигли?
Утверждая,что эти три великих рычага религии, самодержавия и народности составляют ещезаветное достояние нашего отечества, которое несколько лет специальных занятийпозволили мне узнать ближе, я считаю себя вправе добавить, что безумноепристрастие к нововведениям без узды и разумного плана, к необдуманнымразрушениям составляет в России принадлежность крайне незначительного кругалиц, служит символом веры для школы столь слабой, что она не только не умножаетчисла своих приверженцев, но и ежедневно теряет некоторых из них. Можноутверждать, что в России нет учения менее популярного, ибо не существуетсистемы, которая оскорбляла бы столько понятий, была бы враждебна столькиминтересам, была бы более бесплодна и в большей степени окружена недоверием.
Предаваявсего себя, Государь, в волю Вашего Императорского Величества, я полагаю исполненныммой настоящий долг как по отношению к моему отечеству, так и по отношению кАвгустейшей Персоне Монарха, к которому, я позволю себе сказать, я привязанузами благоговейной привязанности и глубокого почитания, не зависящими от Еговысокого предназначения. Я не стану возобновлять, Государь, уверений в моейверности, рвении и преданности; не скрывая от себя многочисленных трудностейпредназначенного мне поприща, я нахожу в себе тем более решимости приложить всесвои силы, чтобы оправдать в Ваших собственных глазах выбор, который ВашеИмператорское Величество соблаговолили сделать. Или Министерство народногопросвещения не представляет собой ничего, или оно составляет душуадминистративного корпуса. Самыми счастливыми в моей жизни станут дни, когда яувижу эту задачу разрешенной к славе Вашего Императорского Величества, к выгодеотечества, к удовольствию всех людей, преданных монархии, проникнутых тем жечувством привязанности и почтения к трону, равно готовых служить ему с тем жежаром и число которых не столь ограничено, как это пытаются утверждать.  
Выповелеваете мне, Государь, закрыть собой брешь (в этом слове нет никакогопреувеличения, ибо никогда еще консервативные идеи не подвергались стольжестокому нападению и не защищались так слабо). Ваше Величество можете бытьуверены, что я буду стоять там до последнего.
Вто же время я дерзаю надеяться, что Вы соблаговолите принять во внимание теобстоятельства, в которых Министерство народного просвещения оказалось вновьоткрыто для меня; положение учреждений, состояние умов и, в особенности,поколение, которое выходит сегодня из наших дурных школ и в нравственнойзапущенности которого мы, может быть надо признаться, должны упрекнуть себя,поколение потерянное, если не враждебное, поколение низких верований, лишенноепросвещения, состарившееся прежде, чем оно успело вступить в жизнь, иссушенноеневежеством и модными софизмами, будущее которого не принесет блага отечеству.При таком положении вещей я дерзаю надеяться, что Ваше Величество соблаговолитевзять на себя роль моего поводыря и будете указывать мне путь, следоватькоторым Он полагает для меня необходимым; с другой стороны, я дерзаю надеяться,что если, по примеру стольких других, я буду превзойден силою вещей, окажусьнеспособен совладать с ней, согнусь перед размахом событий и под тяжестью моеймиссии, если мои успехи не будут отвечать моему мнению и ожиданиям ВашегоВеличества, чье доверие может быть оправдано только успехами, в этом случае ядерзаю надеяться, что Он соблаговолит разрешить мне признаться в моих слабостии бессилии с теми же искренностью и самозабвением, которые руководят моимповедением и направляют сегодня мое перо. Тогда я позволю себе испрашивать уЕго Высочайшей справедливости соизволения вновь с честью удалиться в отставку иунести с собой убеждение в том, что, по мере своих сил, я заплатил свою даньпреданности поддержанию порядка и славе царствования Вашего ИмператорскогоВеличества.
Примечания
1.Черновой автограф письма (на французском языке) С.С. Уварова Николаю I, хранящийсяв Отделе письменных источников государственного Исторического музея (ОПИ ГИМ),датируется мартом 1832 г. и является тем самым первым из всех известных случаемупотребления Уваровым формулы «Православие. Самодержавие.Народность». Будучи тогда еще товарищем (заместителем) министра народногопросвещения, автор письма обращается к императору с изложением своих замысловпо преобразованию — посредством деятельности министерства народного просвещения— интеллектуального и нравственного состояния российского общества с цельюформирования прочных духовных основ будущего великого и самостоятельногоразвития Российской Империи. Наиболее значимые фрагменты меморандума позднеепочти без изменений вошли в официальные документы возглавлявшегося Уваровымминистерства — доклад «О некоторых общих началах, могущих служитьруководством при управлении Министерства Народного просвещения» (1833) иотчет «Десятилетие деятельности Министерства Народного просвещения»(1843). Текст документа был подготовлен к публикации А. Зориным (при участии А.Шенле) и под заголовком «Письмо Николаю I» впервые опубликован в 1997г. в журнале «Новое литературное обозрение», № 26. Здесь публикуетсяпо данному изданию: Уваров С.С. Письмо Николаю I // Новое литературное обозрение.М., 1997. № 26. С. 96–100.
2.Уваров говорит о своем назначении в начале 1832 г. товарищем министра, а с 1833г. — министром народного просвещения.
3.Имеется в виду период службы С.С. Уварова в Министерстве народного просвещенияна посту попечителя Санкт-Петербургского учебного округа.
4.Речь идет о революции во Франции 26–29 июля 1830 г., свергнувшейреставрационный режим династии Бурбонов и установившей буржуазную монархию воглаве с Луи Филиппом.  
5.Франсуа Пьер Гийом Гизо (1787–1874), французский государственный деятель,историк, публицист. Один из основателей теории борьбы классов в рамках т. н.«буржуазной историографии периода Реставрации». Идеолог и видныйдеятель июльской революции, член кабинета министров ряда правительств Франциипосле 1830 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Протез плеча с тремя управляемыми функциями. Ортопедический аппарат на верхнюю конечность
Реферат Контроль виконання бюджетів і аналіз відхилень. Напрями процесу планування
Реферат Определение сознаваемого и неосознаваемого в мотивации
Реферат Мдивани, Буду
Реферат Изучение двойного лучепреломления наведённое ультразвуком
Реферат Контроль финансовых результатов
Реферат Концепция бухгалтерской отчетности
Реферат Статистические методы и приемы изучение уровня жизни населения РФ
Реферат Особые экономические зоны
Реферат Основные образующие сознания
Реферат «кількісна теорія грошей»
Реферат Шум вибрации вредные вещества
Реферат Экзаменационные билеты (по метрологии)
Реферат Методические указания к работе с пакетом программ “1с-бухгалтерия
Реферат Мебельная фабрика "Стиль". Автоматизация учета поставок и продаж