Введение
Древнейшиеполитико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и другихстранах древнего Востока.
Вцивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего насмену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархальногонатурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землюи общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частнойсобственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к такназываемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.
Основнуюмассу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне,объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкоераспространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстверешающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица,принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественнаязнать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались преждевсего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классовогосамосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека,удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востокадлительное время развивалась на основе религиозно-мифологическогомировоззрения, унаследованного от родового строя.
Главенствующееместо в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы обожественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этимимифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.
Цари,жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместникамибогов и наделялись священными чертами.
Политическиевзгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими),моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например,являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира),религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззренияпрослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, виндийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические иправовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительносамостоятельную сферу общественного сознания.
Незавершенныйхарактер этого процесса проявлялся в следующем.
Во-первых,политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными.Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства(«ремесла») управления, механизма осуществления власти и правосудия.Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретическиеобобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.
Государственнаявласть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царяили императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденцияк усилению власти единоличных правителей и образованию такой формыгосударственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховныйправитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственнойжизни. «Государь и его держава — вот главные элементы государства», —сказано в индийском трактате «Артхашастра».
Во-вторых,политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представлялисобой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообщехарактерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всейистории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадииформирования раннеклассовых обществ.
Преобразованияв обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались сизменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилоськ нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера.«Если правитель утвердит свое совершенство, — говорилось в китайской книге»Шу цзин", — то во всем его многочисленном народе не будет сообществзлоумышленников" Многие акции социального протеста проходили под лозунгамиморального содержания и были направлены против конкретных носителей илиузурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановлениесправедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнениюэкономические и политические основы общества.
В-третьих,для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них нетолько сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения.Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематикиприводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практикивопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие)оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которыепредоставляло религиозно-мифологическое сознание.
Социально-политическиетеории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическимиобразованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений иприкладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различныхучениях было неодинаково.
Развернутыерелигиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий (культфараона в Египте, идеология брахманизма в Индии и др.). Эти учения освящалисоциальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки.Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попыткапосягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массамстремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя,привить смирение и покорность.
Господствующейидеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковалиофициальные религиозные догмы, искали новые формы веры (например, раннийбуддизм), выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защитусправедливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политическойтеории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требованияэксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем,призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются вполитической идеологии до сих пор.
Вследствиеэкономической отсталости, завоевательных войн и других причин многиегосударства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие вних политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития.Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохраняласьлишь в Индии и Китае.
2. Политическая и правовая идеология Древней Индии
Ведущиминаправлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлисьбрахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э, когда уарийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнямиоба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению,изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождениямежду брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правилповедения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между нимибыли связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших началокастовой организации индийского общества
Варну древних индийцев было четыре — варна жрецов (брахманы), варна воинов(кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшаяварна (шудры) Согласно ведическому преданию, варны произошли из телакосмического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук —кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варнсчитались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры
Наоснове религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию— брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати вскладывающихся государствах Социально-политические идеи различных школбрахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатахНаиболее авторитетным среди них был трактат «Манавадхармашастра»(«Наставления Ману о дхарме» — составлен в период II в. до н. э. — IIв. н э.). На русский язык трактат переведен под названием «ЗаконыМану».
Однимиз краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ,согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людейнизкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведнуюжизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или внебожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали взависимости оттого, как он выполняет предписания дхармы — культовые,общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны.Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение егорелигии; кшатриям полагалось заниматься военным делом Управлятьгосударственными и общественными делами было привилегией двух высших варн.
Вайшьидолжны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. «Но только однозанятие Владыка указал для шудры — служение этим (трем) варнам сосмирением», — утверждали «Законы Ману» Формально шудры былисвободными, но то положение в обществе, которое отводили им «ЗаконыМану», мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизмабыли разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низшихсословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы инеприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабствопризнавалось естественным явлением
Идеологическийсмысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй ипривилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся.Сословная принадлежность определялась порождению и являлась пожизненной.Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его«будущей жизни», как награду за служение богам, терпение и кротостьСредством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизмегосударственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов.Идея наказания была основополагающим принципом политической теории — ейпридавалось столь огромное значение, что саму науку управления государствомназывали учением о наказании «Весь мир подчиняется посредством Наказания»,— провозглашали «Законы Ману» Определяя принуждение как главный методосуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том,чтобы «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, таккак они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир».
Государственнуювласть «Законы Ману» описывают как единоличное правление государя Вкаждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существуетсемь элементов- царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско исоюзники (указаны в порядке их убывающего значения) Важнейший элемент в этомперечне — царь. Учение о «семичленном царстве» соответствовало уровнюразвития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно придеспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попытоксоздать обобщенный образ государства.
Кобожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций.Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари,принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов.Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическоегосударство, в котором царь правит под руководством жрецов.
Брахманыпретендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного законанад светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощикоторых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.
Особоеместо в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат подназванием «Артхашастра» («Наставления о пользе») Егоавтором считается брахман Каутилья — советник царя Чандрагупты, основавшего вIV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактатаперерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.
Трактатвоспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимостиобеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества наддругими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полномсоответствии с постулатами брахманизма авторы проводят идеи господстванаследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь долженследовать дворцовому Жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, каксын отцу, как слуга господину».
Вто же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учениемжречества В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших наверховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль взаконодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в «Артхашастре»,из четырех видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона(дхармашастры), судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ«Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применятьследует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу» Приотсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и емуотдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом
Напервый план в «Артхашастре» выдвинута идея сильной централизованнойцарской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавнымправителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередьинтересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и неостанавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушениемрелигиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют нерелигиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям поуправлению государством. «Артхашастра» — наиболее полный в индийскойлитературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедияполитического искусства.
Этиновые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельностьгосударства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей отнеобходимости сверять каждый шаг с догматами религии. В этом былизаинтересованы как светские правители, стремившиеся упрочить государство иослабить влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого жречества,готовые поступиться частью своих привилегий ради консолидации господствующихсословий. Идеи «Артхашастры» выражали программу взаимных уступок состороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимостьтаких взаимных уступок была вызвана повышением политической активностигосподствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империюМаурьев.
Вборьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI—V вв. дон.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама,прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводовбуддийского канона — «Типитака» (буквально «Три корзины» —название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематическиразделены на три части) «Типитака» датируется II—I вв. до н.э.
Раннийбуддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение В качествецентральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причинойкоторых являются мирские желания.
Предварительнымусловием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его вмонашескую общину. В раннем буддизме существовали две системырелигиозно-моральных предписаний: одна —для членов монашеской общины, другая —для мирян
Вбуддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали).Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестатьсоблюдать предписания своей варны. «Я называю брахманом того, кто свободенот привязанностей и ничего не имеет,» — говорит в каноне Будда. «Но яне называю человека брахманом только за его рождение или за его мать».Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы,но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) врезультате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детальнорегламентировалась.
Правилаже для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы изтрадиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений на кастыпроявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахмановкшатрии «Существует четыре касты, — проповедовал Будда, — кшатрии,брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладаютпревосходством».
Социальныетребования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфереи не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевиднойограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, ихпритязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный,антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры,проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий — всеэто снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.
Первоначальнобуддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Вего состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков,пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первыецари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом В книгахканона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-закорыстных вожделений. «Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря истал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, техвладений, которые лежат за морем». Буддийские притчи сохранили такжерассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забиваетдо смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма непризывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.
Впоследствиибуддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержкегосподствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учениепересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующейвласти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасениямирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбепротив засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы кофициальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальнойидеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правившийимперией Маурьев, перешел в буддийскую веру.
Дальнейшаяистория индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждениеминдуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда другихверований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии —в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизмстановится одной из мировых религий.
Политическая и правовая мысль Древнего Китая
Расцветобщественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э. Вэтот период в стране происходят глубокие экономические и политическиеизменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Ростимущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточныхслоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальныхпротиворечий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной инаследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаряавторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собойгосударства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
Впоисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программымероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев иобеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мыслискладываются различные направления и школы. Развивавшиеся на основепредшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те жепредставления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя ихсоответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениямиДревнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Возникновениедаосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившегопо преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата«Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).
Идеологияраннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общиннойверхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усилениячиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившиесвое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.
Воснове учения лежит понятие «дао» (буквально —путь). Оно былозаимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильныйжизненный путь человека или народа, соответствующий велениям небаПереосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологиюправящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмамио «небесной воле» и «государе — сыне неба», дарующих законыдао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировоеначало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао —источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения исмены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рожденияи смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона,управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишьосознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлитьсебе жизнь.
Существующиев обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетнымжеланиям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы,скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причинойобщественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао кразвитию его способностей и знаниям.
Всоциально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни,проповедь среднего достатка и умеренности. «Кто много накапливает, — училЛао-цзы, — тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будетнеудачи» Хороший купец, имея полные амбары, делает вид, что они у негопусты. В «Дао дэ цзин» нашли отражение широко распространенные средиобщинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных.Небесное дао, говорится в каноне, «отнимает лишнее и отдает отнятое тому,кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что уних отнято».
Своинадежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзысвязывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли быувидеть «чудесную тайну дао» и повести за собой народ. «Еслизнать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятсяспокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье иблагополучие, а народ без приказания успокоится».
Мудрыйгосударь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, т.е.воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества Лао-цзы порицалсовременных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливаютмного налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. «Лучшийправитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».
Лао-цзыпризывал знать и правителей «селиться ближе к земле», восстановитьпорядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненнымиселениями, отказаться от использования орудии труда и отучить народ от знании«В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали егоневежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».
Социально-политическаяконцепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питалиумонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которыхбыло подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не обладаяреальной силой для борьбы с новой аристократией, эти слои претендовали на рольхранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремилисьпоправить и свои имущественные дела, сравняться с аристократией богатства,используя для этого и общинные традиции взаимопомощи.
Мистицизми таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разныхсоциальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кончая различнымизаговорщицкими организациями. Использование даосами традиций и норм общиннойжизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.
Наиболеевлиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлоськонфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.).защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственнуюзнать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй»(«Суждения и беседы»).
Основнымикатегориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия иправил ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собойлишь различные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точкизрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний.
Управлятьгосударством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем— «сыном неба» Вслед за сторонниками правления знатных Конфуцийутверждал, что деление людей на «высших» и «низших» неможет быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знатисостояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения,а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — этообразец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведениемутверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигатьна государственную службу. «Если выдвигать справедливых и устранятьнесправедливых, народ будет подчиняться».
Идеиправления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер:представления, типичные для идеологии наследственной знати (признаниеврожденных различий между людьми, их градация на «высших» и«низших»), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ кгосударственному аппарату неродовитой общинной верхушке.
Главнаязадача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместночеловеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее ссовременным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшеенравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин.Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнююпочтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми,кто не связан родственными узами. «Почтительность к родителям иуважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия». Общимпринципом взаимоотношений между людьми был принцип «не делай другим того,чего не желаешь себе».
Перенесенныев сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системыуправления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемогоисправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысласуществующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей.«Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын— сыном». Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как ксвоим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищатьее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственноедело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значитпоступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнююпочтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразоморганизации государственной власти для Конфуция служило управление в семейныхкланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собойодну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.
Описаниеидеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала,которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций былрешительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей,делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционныхрелигиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Еслируководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощинаказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будетиспытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели иподдерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и онисправится». Перечень конфуцианских правил поведения охватывалпредписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитаниядухов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права.Подчеркивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановитьправила, существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.
Настраницах книги «Лунь юй» высказана мысль о том, что необходимость вгосударственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всемисоблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали, однако, что длянаступления той счастливой поры потребуются карательные походы противнепокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательныхпоходах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правителиуделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью клюдям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации,особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральнымирамками.
Политическаяпрограмма раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в нейсодержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовалазакреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственнойаристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счетпредставителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальнойперестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древнихтрадициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которуюотстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предполагала лишьослабление конфликтов между старой и новой аристократией.
Вместес тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивноезначение. К ним следует отнести прежде всего идеи распространения моральныхзнаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности.Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль вразвитии китайской культуры.
Скритикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно479—400 гг. дон. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложенопоследователями в книге «Мо-цзы».
Моизмвыражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников,торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положениекоторых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки ктрудящимся массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, —добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться кправящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими жепротиворечиями было пронизано учение моистов.
Воспроизводянекоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещениегосударственных должностей по принципам происхождения и родства. Онидоказывали, что все люди равны перед божественным небом: «Небо неразличает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба». Нагосударственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо отпроисхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческаядоктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственныхаристократов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования.Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и нечтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управлениегосударством не требует обучения. Способности человека к государственномууправлению определяются его деловыми качествами — желанием служитьпростолюдинам, усердием в делах и т. п. «Если человек имеет способности,то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем илиремесленником».
Вподтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался например древних. Первым правителем,согласно концепции, люди избрали самого достойного. Получив от неба и духовправо на управление Поднебесной, он стал государем — «сыном неба».Древние правители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди нихмногие были выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой былрабом, третий — каменщиком. Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, чтоправители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этогонескончаемые войны, повергают простолюдинов в нищету. Учение моизма овыдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможностьпередачи верховной власти представителям трудового народа.
Противоречияв учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующихпорядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.
Впротивовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принципвсеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, говорил он, представляет собойкорыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственныхсвязей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинноечеловеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям безразличия родства или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы «люди помогалидруг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобызнающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом». В этой частиконцепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке иимущественных переделах.
Нарядус этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, чтопридавало его концепции совершенно иной смысл. Из бескорыстной добродетели,требующей отказаться от излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовьпревращалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды.Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала,например, что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие послужбе, не раздумывая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью —назначает высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли,дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели уже не оставлялоникакого места для равенства и действительной любви к людям.
Идеальнойорганизацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе иотлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками волигосударя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полногоединства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредныеучения и поощрять доносы. «Услышав о хорошем или плохом, каждый долженсообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, вседолжны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, вседолжны признать неправильным». Поддерживать данный порядок следовало припомощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.
Такимобразом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепциязавершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства,исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но иобсуждения им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единствоприближались к идее централизации власти.
Вистории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточнуюступень между конфуцианством, выдержанным в духе патриархальной морали, ипрактико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результатыперерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений,построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев,которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда — склонность моистовк конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеивыдвижения простолюдинов на государственную службу при сохраненииаристократических привилегий и т. п. В политической программе моизма просматриваютсякак прогрессивные, таки консервативные тенденции.
Интересыимущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейшийпредставитель раннего легизма Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.), инициаторзнаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю.Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюньшу»(«Книга правителя области Шан»).
Учениелегизма существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказалисьот традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о техникеотправления власти. Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовалсяустремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидациипатриархальных порядков. От политической теории они меньше всего ждалинаставлений в добродетели. Им нужна была выверенная программаобщегосударственных преобразований. «Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, —может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставитьдругих людей быть человеколюбивыми… Отсюда ясно, что одного человеколюбия илисправедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управленияПоднебесной». Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановкув стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значениеобобщению опыта предшествующих правителей, вопросам экономического обеспеченияполитики.
Другуюособенность легизма составили элементы исторического подхода к общественнымявлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократиипротиворечили архаическим устоям общинной жизни, постольку ее идеологамприходилось апеллировать не к авторитету традиций, а к изменению социальныхусловий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам имонетам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывалиневозможность возврата к старине. «Для того чтобы принести пользугосударству, не обязательно подражать древности». Хотя легисты были далекиот изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивалисьпростым противопоставлением современности прошлому, их исторические взглядыспособствовали преодолению традиционалистских воззрений, расшатывалирелигиозные предрассудки и подготавливали тем самым условия для созданиясветской политической теории.
Идеологилегизма намечали провести обширный комплекс экономических и политическихреформ. В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти вруках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратитьих в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шанцзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки,устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок». Намечалось такжеупразднить передачу должностей по наследству. На административные посты Шан Янрекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданностьгосударю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточныхслоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьихдолжностей. «Если в народе есть люди, обладающие излишками зерна, пусть имза сдачу зерна предоставляются чиновничьи должности и ранги знатности».Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишьодно требование — слепо повиноваться государю.
Легистысчитали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейныекланы и патронимии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления впринципе, Шан Ян выступал с проектами реформ (районирования страны, службычиновничества на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан поднепосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектовположила начало территориальному подразделению граждан в Китае.
Предлагалосьтакже установить единые для всего государства законы. Как и другие ранниелегисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного правазаконодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовныйзакон) и административные распоряжения правительства.
Отношениямежду властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующихсторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когдавласти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовомгосударстве власть правителя опирается насилу и никаким законом не связана. ШанЯну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п.Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора. Замалейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Этукарательную практику должна была дополнить политика, искореняющая инакомыслие иоглупляющая народ.
Высшейцелью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти,способной объединить Китай путем захватнических войн.
Легизмсодержал наиболее полную программу централизации государства, и егорекомендации были использованы при объединении страны под властью императораЦинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имелокрайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепцийсопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознаниеподданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности.Учитывая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Янаотказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральнымсодержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством.
ВII—I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается вкачестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает.Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает чертымагии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.
Официальнымучением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайскойреволюции 1911-1913 гг.
Заключение
Изучениеполитико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но итеоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас отдревнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяютпроследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапахстановления классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этомотношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мирадлительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарожденияполитической идеологии протекал в них что называется в чистом виде, независимоот внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующейистории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатыелитературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социальногоразвития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древнихцивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классови государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздатьдостаточно полную картину возникновения политического и правового сознания изнерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.
Методологическоезначение истории Востока определяется также тем, что несмотря на многочисленныеисследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народовВостока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившиераспространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и ксовременному состоянию исследований по истории политических и правовых учений.Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политической теориив государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжаетвызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказываетсяна понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ееособенностей на различных этапах истории и т.п.
Внастоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос.Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте идругих странах, входивших в состав древневосточного региона. Образованиенезависимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к ихисторическому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждениенационального самосознания народов Востока, стремление молодых государствсохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох.
Некоторыетечения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживаютсегодня период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончанияпресловутой «культурной революции» вновь получило официальноепризнание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правоваяидеология развивается под воздействием концепций «буддистскогосоциализма». С этими процессами до известной степени связано ираспространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах,включая Россию, где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма идругих течений.
Современноесодержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших вгосударствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было быпоэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечныеначала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбияпервоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том,что Китай — это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальныенароды. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлоготребует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает ихмодернизации.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта feelosophy.narod.ru