--PAGE_BREAK--Философское знание проделало определённыё путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются Бытие в качестве первооснов сущего, общее устройство мира; Познание и Человек. Соответственно разделы философии, их изучающие, — это онтология, гносеология и философская антропология. Кроме этого выделяется и ряд других дисциплин: логика – учение о формах правильного мышления; этика, объектом которой является мораль; эстетика, изучающая понятие прекрасного в различных его появлениях.
6.ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Бытие человека в мире многопланово, благодаря его включённости в различные иерархические уровни организации действительности. Как следствие, само философское знаие обладает рядом особенностей, связанных с особенностями человеческого бытия. В качестве основных можно указать:
1. Философствование укоренено в бытие индивида. Мир преломляется в человеке, его эмоциях и интеллекте, во внутреннем духовном мире. Философствуя, человек самоосознаёт себя.
2. Определённая часть философских знаний приобретает надиндивидуальный уровень, объективируясь в формах культуры, в понятиях, становясь объектом исследования философов в рамках определённой социально – исторической реальности, определённой эпохи.
В этой двойственности философии – её основная особенность, которая зачастую забывается, и тогда философия понимается либо как не имеющая общей значимости форма духовной деятельности человека, либо как чистая наука, лишённая права на индивидуальность переживаний, препятствующих умозрительным построениям. Принцип двойственности философского знания, между тем. призван играть важную роль в исследовании творчества отдельных мыслителей и общего генезиса философских идей, помогая выделить различные источники философских построений человека.
В качестве ещё одной особенности следует выделить зависимость решения философских проблем и самого их характера от социально – исторических условий, которые формируют различную реальность и по – разному расставляют акценты в глазах людей.
7. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
1. Чрезвычайно велико мировоззренческое значение философии как формы духовной культуры человечества. Посредством её человек реализует свою целостность со всей полнотой, утверждается в мире и овладевает интегративным объяснением действительности.
2. Философия отражает формы опыта, выработанные в культурно – историческом развитии общества, которые представлены в виде идей – категорий.
Выработка категориального и понятийного аппарата знания является основой для всё более полного отражения человеком реальности и прогрессивного индивидуального и общественного развития.
8.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, И ЕЁ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
В своём классическом виде философия оформилась в античной Греции. Существенной чертой античной философии, особенно её начального периода, является космоцентризм – стремление постичь природу, космос, человека как единое целое, вскрыв первоосновы бытия.
В развитии античной философии можно с определённой степенью условности выделить четыре этапа.
Первый охватывает период с VII до V вв. до н.э. Этот период обычно называют ДОСОКРАТОВСКИМ. К этому этапу относятся милетская и элейская школы, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокс, Анаксагор, создатели древнегреческого стоицизма Левкипп и Демокрит.
Второй этап называют КЛАССИЧЕСКИМ ( половина V – конец IV вв до н. э.). Он связан с творчеством выдающихся греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
Третий этап – ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (конец IV – II вв. до н. э.). В это время появляется ряд философских школ: перипатеки, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.
Четвёртыйэтап приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия – I в. до н. э. – V – VI вв. н. э. В римской философии можно выделить три основных направления: стоицизм, эпикуризм, скептицизм.
9. ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА
К основным достижениям философской мысли этого периода, при всём своеобразии подходов к рассмотрению основных философских проблем, можно отнести следующие:
1. В философии досократиков поднимается и решается проблема о единых первоначалах природы и сущего. Тем самым возникает наиболее ранняя форма философии – натурфилософия, которая дала начало многим наукам.
2. Закладываются традиции материализма и диалектики в понимании природы, хотя они и носят стихийный характер. Материалистическое понимание природы означает её рассмотрение как саморазвивающейся системы, к которой складывающаяся в развитии сложность имеет первопричиной свойства самой материи, её внутренние силы, для которых не требуются внешние идеальные силы, управляющие миром.
3. Впервые решается вопрос о природе мышления, о различии разумного и чувственного начал в восприятии мира, о противоположности Знания и Мнения.
В качестве первой философской школы можно назвать Милетскую.(по названию греческого города Милеты на малоазийском побережье). Деятельность её представителей приходится на VII – VI вв. до н. э. К их числу относятся Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. В рамках этой школы впервые был поставлен вопрос первоначале, первоосновах всего сущего.
Линия стихийного материализма продолжается в трудах Гераклита (520 – 460 до н.э.), который развивает милетскую диалектику.
Дальнейшее развитие античной философии было связано с переходом от знания, оперирующего чувственными образами, к знанию понятийному.
Указанный переход совершился во многом благодаря учению пифагорейцев.
По мнению Парменида (540 – 470 до н. э.), бытие – это, что можно познать только разумом, а не с помощью только органов чувств.
Свой вклад в развитие античной диалектики и понимания бытия внёс Зенон. Выделение проблемы бытия в качестве центральной для философии одновременно поставило вопрос о его природе, коль скоро оно существует. Решение этого вопроса оказалось двояким. Материалистическим у Левкиппа и Демокрита, идеалистическим у Платона.
С именем Демокрита и его учителя Левкиппа связано создание атомистической теории, в которой бытие рассматривается в качестве атомов – мельчайших неделимых частиц, не имеющих качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении, результатом чего является возникновение и разрушение вещей. Душа человека также образована особыми атомами и их разъединение – это смерть души и живого организма. Важнейшая характеристика атомов как бытия – познаваемость только разумом. Учение Демокрита стало основой первой целостной картины мира – механической, в которой целое является суммой частей.
10.ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
В классическую эпоху античная философии оформляется во всей полноте проблематики и даёт миру ряд выдающихся мыслителей, создавших целостные философские системы. В полной мере это относится к Платону и Аристотелю. В этот период философы впервые ставят человека в фокус мировоззренческих изысканий; начало этому было положено представителями античного софизма. Софисты принадлежали к разным школам. Объединял их общий предмет и метод философствования. Софисты учили, что нет объективной истины, она зависит от особенностей человека, места, времени, социального положения индивида.
Субъективизм софистов попытался преодолеть Сократ (470 – 399 до н. э.), который полагал, что поиск достоверных, общезначимых форм знания возможен и, следовательно, возможна истина. Другой важной мыслью Сократа была мысль о знании как источнике добродетели. Человек, знающий истину не совершит зло.
Платон (427 – 437 до н. э.)явился родоначальником линии идеализма в философии, которая выразилась в его учении о бытие как идеях. Идея Платона ни есть понятие человеческого ума. Она объективна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом.
Аристотель (384 – 322 до н. э.) – великий античный философ и энциклопедист. Являлся учеником Платона, подвергшим критическому пересмотру ряд его идей. Разработал наиболее последовательную систему философии, а также составил ряд сочинений, посвящённых проблемам естественных наук: «Физика», «О небе», «Метеорология», труды по биологии и психологии.
Философия, по мнению Аристотеля, делится на теоретическую, практическую(этика и политика), пойетическую (творческую), к которой относится, например, риторика.
11. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Эллинистический этап в истории Древней Греции – высший этап развития её культуры. В это время ослабевшие полисы были объединены в крупное централизованное государство, а в результате походов Александра Македонского осуществилось огромное взаимное обогащение культур Запада и Востока. В философии этого периода появляется ряд школ, для которых был характерен переход к проблемам этики.
Перипатетическая школа (или Ликей) – философская школа Аристотеля и его последователей. К наиболее видным её представителям относится Стратон и Теофраст. Разрабатывая наследие Аристотеля, они тем не менее внесли собственное видение философии. Так, Стратон отказывался прибегнуть к понятию о богах; противостоял телеологии (учение о цели, присущей природе) Аристотеля. Теофраст считается основателем европейской ботаники, истории. Философии (один из основных источников знаний о досократиках). В этике он выдвинул принцип осуществления естественных. Прмродных задатков человека.
В стоицизме конечная цель человека. Счастье, определяется как жизнь согласно природе.
Эпикур (341 – 270 до н. э.) является наиболее выдающимся философом – материалистом эллинистического периода, который основал в Афинах в 306 году до н. э. свою школу. В философию Эпикура в переработанном виде вошли учения многих предшествующих мыслителей. Эпикуром философия рассматривается как практическая деятельность, целью которой является счастливая жизнь. Эпикур разделил своё учение на три части: учение о природе. теорию познания, этику. Он воспринял атомистическое учение Демокрита: согласно Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве, тела, состоящие из атомов. Душа также состоит из атомов и как любое тело со временем распадается. Источником знаний является ощущение, при отсутствии сверхчувственного знания. В этике Эпикур считал главным благом для человека наслаждение как отсутствие страдания, а не как чувственное удовольствие: «…Величайшее благо есть благоразумие. От благоразумия произошли все другие добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно». С именем философа связано направление, получившее название «эпикуризм».
12. ФИЛОСОФИЯ РИМСКОГО ПЕРИОДА
Выдающимся представителям эпохи можно отнести Лукреция, Секста Эмпирика, Сенеку, в трудах которых находят своё логическое развитие ряд направлений греческой философии.
Тит Лукреций Кар ( 99 -55 до н. э.) – выдающийся античный философ – материалист, поэт. Автор поэмы «О природе вещей». Закономерность явлений природы всецело объясняется атомистической механикой и служит для философа доказательством независимости природы от произвола богов.
Идеи стоицизма нашли своё продолжение в философии Сенеки ( 4 – 65).
Секту Эмпирику принадлежит наиболее последовательное изложение идей античного скептицизма – философского направления, не допускавшего возможности достоверного знания и призывавшего воздерживаться от суждений. Воздержание от суждений – путь к душевному покою (атараксии), которые и есть счастье. Путь к атараксии лежит через осознание того, что для всякого высказывания может быть найдено противоположное по смыслу, но равное ему по истинности. Скептическую философию Сект Эмпирик считал философией поиска истины, в отличие от догматической философии, которая является уделом тех философов, которые считают себя нашедшими истину. Следует отметить, что по своим знаниям Эмпирик был врачом, занимаясь практической медициной.
13.ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ
Античная медицина была составной частью натурфилософии. Именно философский подход к выяснению соотношения человека и природы, космоса позволял делать первые заключения о самом человеке, особенностях составлявших его органов и источников их функционирования.
В VI веке до н. э. Алкмеон из Кротона впервые включил в свои труды эмбриологию, физиологию, теорию ощущений и психологию. Он открыл перекрест зрительных нервов и писал о головном мозге как органе познания.
Гиппократ говорил о естественной природе всех болезней. Высказывается идея о влиянии географических условий и климата на организм.
Аристотель определил сердце как основной орган системы движения крови и был сторонником гуморального учения, согласно которому процессы в организме – результат смешения и взаимодействия различных по своим свойствам его жидких сред.
Лукреций подходит к вопросам медицины с точки зрения атомизма. В поэме он излагает причины возникновения заразных болезней, которые видит в миазмах – смертоносных испарениях. Верно обращает внимание на возможность распространения заразы через пищу. Воду и другие предметы.
Крупнейшим представителем античной медицины был древнегреческий врач и философ Гален. Основной трактат Галена « О назначении частей человеческого тела» последовательно привержен принципу Аристотелевской телеологии. Однако в теории познания Гален склоняется к опыту как источнику знания, что позволило ему сделать важные открытия в экспериментальной анатомии. Однако все жизненные прцессы он объяснял действием нематериальных сил. Вэтом прявился его дуализм как философа.
14. ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ
Античная философия оказала огромное влияние на всё последующее развитие западной цивилизации, прежде всего рационалистическим направлением в теории познания, определявшим прогресс западной науки, основы которой также были заложены в работах античных философов. Особенно велико влияние Аристотеля, сочинения которого сохранились почти полностью и вплоть до нового времени определяли становление и развитие не только науки. Но и европейской культуры в целом.
Телеологические стороны учения Галена позволили католической церкви сделать его непогрешимым авторитетом Средневековья в области медицины и естествознания.
Учение стоиков, особенно его этические аспекты стали одним из источников формирования христианского вероучения.
15.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Историческая эпоха Средневековья приходится на период, начиная с падения Римской империи до эпохи Возрождения (XIVв.). Однако средневековая философия, которая проходит под знаком главенства христианского вероучения и теологии, зарождается ещё в период становления христианства в римский период и испытывает на себе влияние античной философии, которое сохранится на протяжении всего Средневековья.
Важнейшая идея христианского Средневековья – идея монотеистического Бога, и она полностью определяет онтологию средневековой философии, которую можно определить как теоцентризм (от слова теос – Бог). Пределы знания о мире и Боге изложены в Священном писании и Священном придании (учении христианских отцов церкви).
В развитии средневековой философии можно выделить два этапа:
Первый – ПАТРИСТИКА, первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии во II – VI вв. Он включает изложение апостольских учений, христианской апологетики, впервые целостно излагавшей основные положения христианской философии, а не период зрелой патристики, для которого харктерна разработка целостных религиозно – умозрительных систем и глубокий синтез теологических догм и античной философской мысли. Крупнейший мыслитель этого периода Аврелий Августин (354 – 430), создавший влиятельное религиозно – философское учение, служившее фундаментом христианской веры вплоть до XIII века, основными темами которого являются: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.
Второй этап – СХОЛАСТИКА (VII – XIV вв.). Важнейшее отличие этого периода – поиск рациональных путей познания Бога. Онтологические проблемы схоластики нашли своё отражение и развитие в двух основных направлениях – реализме и номинализме.
продолжение
--PAGE_BREAK--16. РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ
Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы эмпирического (опытного) мира. Общие понятия представляют собой идеи божественного ума, являющиеся прообразом творения. Налицо ориентация реалистов на платоновскую традицию. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Бернар Клервосский, Аврелий Августин. Онтологический статус общих понятий или универсалий определяет единственную возможность познания как постижение этих универсалий, которые и являются сущностью вещей.
В номинализме, расцвет которого приходится на XII век, творение рассматривается как акт божественной воли. Ибо Бог в своём всемогуществе не нуждается в прообразе предметов мира, то есть сущностей. Представителями номинализма были Уильям Оккам, Иоганн Буритан, Николай из Отрекура, Пьер Абеляр. Поскольку в средневековой философской традиции Бог приобретает статус подлинного бытия, то решениевопроса о подлинном онтологическом статусе есть вопрос о приоритете либо божественной воли, либо божественного разума.
Благодаря номинализму также формируется новое представление о познании. Познание приобретает характер субъект – объектных отношений, что позволяет гносеологии как исследующей характер этих отношений выделиться в самостоятельную область исследований.
17. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения (XIV – XVI ВВ.) – время ярчайшего расцвета культуры, одна из самых замечательных в истории человечества. Её наступление было подготовлено изменениями в социально – экономической жизни европейских стран, хотя и совершавшихся не в одно время. Эти изменения затронули быт людей, способствовали переходу к централизованным монархиям, одним из условий которых был расцвет городов и промышленного производства в них, вначале в форме мануфактур, который подготовил приход капиталистических отношений с их требованием от человека творческой личной активности. Идеалом эпохи становится античность, в искусстве и культуре которой в центре находился культ гармонического совершенствования телесных и духовных качеств человека. В эпоху Возрождения человек в своих творческих созидательных способностях становится равным Богу – творцу, выделяет себя из природы, чему в немалой степени причиной служит средневековое понимание человека как высшего природного существа. Всё это способствует возрастанию внимания к человеку, его центральному положению в космосе. Вот почему мировоззрение эпохи Возрождения получило название антропоцентризм.
Теоцентризм и монотеизм средневековья заменяются пантеизмом Возрождения. Бог утрачивает свою вне – и надприродность, он как бы сливается с ней, тем самым обожествляя её, наделяя каждую её частичку душой, жизнью, магическими силами, причастными к иной мировой душе. Эта двойственность живого в части и целом – онтологическое обоснование взаимопереходности форм и частей природы. Отсюда — представления о мировоззрении этой эпохи как магико – алхимическом. Философский камень алхимиков - это ни что иное как носитель магических одушевлённых начал, обусловливающих взаимопереходность форм в друг друга.
Используя философский метод Николая Кузанского, итальянский философ Джордано Бруно ( 1548 – 1600) снимает противоположность между творцом и творением, между формой и материей. Таким образом, он придаёт природе ранее приписываемое Богу, а именно активное, творческое начало, первопричинность развития. Пантеизм Бруно был началом материалистического понимания природы, которая для него была «Богом в вещах». Учение о бесконечности Вселенной наносило сокрушительный удар по основополагающим идеям учения церкви, поскольку не просто лишало Землю привилегированного положения в мироздании, но и говорило о возможности огромного множества миров, подобных нашей планете, миров, могущих обладать жизнью.
Таким образом, пантеистическая философия эпохи Возрождения стала поворотным моментом для развития европейской философии и естествознания.
18.ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Для Средневековья характерно двойственное представление о человеке. Это и « образ и подобие Бога», и животное тело, и животная душа. В качестве первой он в противовес античной традиции выносится за пределы природы, становится над нею, ибо он по душе своей – пришелец из другого мира, «небесного царства». Но если душа вечна, то тело смертно. Однако события не могут происходить вне воли божьей. Отсюда – отношение к медицине как к вмешательству в божий промысел.
Выдающимся представителем Возрождения был врач, философ и естествоиспытатель Парацельс. В центре его учения – понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой. Поскольку природа Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины – восстанавливать нарушенный чуждым духом порядок в человеческом теле.
Следует отметить, что именно эпоха Возрождения стала переходной в становлении медицины. В этот период происходит постепенное отхождение от традиционного не только для христианского средневековья, но и античного времени запрета на вскрытие трупов, что позволяет придать медицинским знаниям эмпирическую основу.
19.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Эпоха нового времени – время классического периода в европейской философии. Это время создания оригинальных философских учений, отличавшихся чёткостью аргументации и стремлением приблизиться к научной чёткости в решении поставленных задач. Начало эпохи (XVII в.) – время ранних буржуазных революций, сопровождавшееся установлением новых экономических отношений и сменой акцентов. Знание впервые чётко осознаётся в качестве производительной силы, и, следовательно, повышается статус научного знания.
Вместе с тем, перед философией встаёт проблема обоснования научного познания в качестве метода исследования природа. Требуется разработка принципов научного познания, его методов и их обоснования. Всё это определяет ведущую роль гносеологии в философской проблематики эпохи. Однако теория познания по – прежнему не расстаётся с традициями онтологизма (рассмотрение мышления как способности отразить объективные свойства бытия), что во многом определяется практической, онтологической направленностью самого научного познания. Проблемы онтологии были в центре внимания и предшествующей философии; в XVII веке онтологические проблемы – это проблемы субстанций – объективной реальности, рассматриваемой со стороны её внутреннего единства.
Существенную эволюцию претерпевает философская антропология, что в первую очередь связано с онтологическим выделением субъекта в философии Р. Декарта в связи с его теорией познания и разработкой проблем общественной эволюции человека с позиций разума и свободы в исследованиях Спинозы, Локка, Гоббса.
20. ЭМПИРИЗМ Ф. БЭКОНА (1561 – 1626)
В теории познания в XVII веке выделились два основных направления: эмпиризм и рационализм. Родоначальником материалистического эмпиризма был английский философ Ф. Бэкон. Эмпиризм признаёт источником знания чувственный опыт. Элементарным результатом эмпирического познания является эмпирический факт, источником которого могут быть и наблюдение, и результаты эксперимента.
Эмпирический подход при его естественных ограничениях, а к ним относится и нерешённость проблемы об источнике эмпирического опыта в сознании и структуре сознания как интерпретации опыта в индуктивных умозаключениях, был прогрессивным в философии, ибо призыв опираться на опыт порывал с традицией восприятия науки как просветлённого созерцания природы, способствовал пониманию науки как средства практической деятельности людей, способа решения извечных проблем человеческого благополучия и увеличения власти над природой.
Важным аспектом теории познания Бэкона было рассмотрение самой природы человеческого сознания в той части, которая подвержена заблуждениям, субъективизму, затрудняющим познание. Раскрытие их природы способствовало бы освобождению от них или бы делало процесс познания более объективным. Эти особенности сознания Бэкон назвал идолами, выделив четыре их типа, связанные с индивидуально – психологическими особенностями человека, верой в авторитеты, которая подменяет самостоятельное исследование, особенностями употребления слов в языке, с перенесением на процесс познания и представлений о природе представлений о собственной природе ( отсюда телеологические заблуждения).
21. РАЦИОНАЛИЗМ Р. ДЕКАРТА (1596 – 1650).
50) Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Основной задачей рационализма стало обоснование возможности всеобщего и необходимого знания, которое было необходимо в качестве подходящего для науки, стремящейся к теоретической всеобщности. Доверие разуму -= основной принцип декартовского рационализма, он выражается в провозглашении отказа от некритического традиционализма, присущего культуре средневекового времени. Доверие разуму должно базироваться на принципе очевидности знания, и это предполагало ориентацию на роль субъективного начала в познании, ибо принцип достоверности основывается на сознании субъектом собственных знаний, а не на доверии чужим мнениям.
В онтологии Декарта мир, сотворённый Богом, делит на две субъстанции: духовную и материальную – первая неделима, вторая делима до бесконечности. Главный атрибут первой – мышление, второй – протяжение. Первая дана сознанию непосредственно, вторая – опосредованно в познании. Декарт отождествляет материю с пространством, обосновывая тем самым применимость в теоретической механике так называемого идеального тела ( или математического). Таким образом, всякое материальное тело одновременно становится телом математическим, что обосновывает применимость математики к изучению природы.
22. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
Философия XVII века на позиции защиты идеалов и ценностей гуманизма. Особое внимание при этом – анализу принципов разума и свободы, основой для которого являются представления о характере субстанции. Один из создателей классической механики нового времени Декарт считает свободную волю человека источником заблуждений и страстей, ибо она представляет результат телесных движений, влияющих механически на разумную душу до тех пор, пока они прояснены светом разума. Результат этих движений – заблуждения ума, злые поступки.
Другой представитель рационализма Б. Спиноза (1632 – 1677) отказывается от декартовского учения о двух субстанциях, признавая в качестве единственной – пантеистического Бога; её основными атрибутами являются мышление и протяжение. Коль скоро они едины в одном, то это обусловливает параллелизм процессов в них и возможность познания, как параллельного отражения изменений в протяжении.
Появление новой формы общественного устройства – буржуазного государства привело к необходимости анализа его сущности: что выразилось в социальном учении Т. Гоббса (1588 – 1679), английского философа материалиста. В своей теории общественного договора он рассматривает государство как результат естественных процессов в обществе, а не как божественно установленный порядок.
23. ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА.
Иммануил Кант – выдающийся немецкий философ, работами которого был совершён переворот в гносеологии и этике. Философия и естествознание Нового времени были обогащены также его работой «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой впервые идеи развития были привнесены в само космическое мироздание, в частности, стали основой для «небулярной гипотезы» — рассмотрения эволюции Земли из газово – пылевого протопланетного облака в небесное тело.
В теории познания Кант является продолжателем линии исследования субъекта (которую заложил Декарт), и это позволяет ему сделать важнейшее философское открытие.
Вопросы познания изложены И. Кантом в его основном философском труде «Критика чистого разума», в котором речь идёт о рассмотрении природы самого разума, взятого вне зависимостиот опыта, в чистом виде. Рассматривая синтетический характер эмпирических суждений, Кант ставит вопрос о возможногсти синтетических априорных суждений, давая положительный ответ на него при условии опоры этих суждений не на чувственный материал, а именно на априорную форму чувственности.
Одна из важных идей Канта - сделать предметом философского анализа не эмпирический субъект, а трансцедентальный, то есть познавательную природу человека как такового. Это ещё раз подчёркивает новую онтологическую реальность, выделенную в кантовской теории познания.
Этика Канта изложена в его работе «Критика практического разума». По его мнению: « Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть ни что иное, как практический разум»
24.ИДЕИ РАЗВИТИЯ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Философия И. Канта заложила основы для разделения бытия на мир природы и мир человека (субъекта). Выделение трансцедентального субъекта в качестве объекта исследования и философского анализа вылилось в осознание изменчивости субъекта в процессе исторического развития.
В системах различных философов периода немецкой классики этот вопрос решался по – разному, постепенно разрабатываясь всё глубже. Однако все эти философы в качестве причины развития выдвигают идеалистическое начало самого субъекта или мирового духа, а не материальную действительность, с которой человек взаимодействует в своей практической деятельности.
Своего наивысшего расцвета учение о развитии достигло в философии Гегеля (1770 – 1831), трудами которого был разработан понятийный аппарат диалектики. В центре диалектики Гегеля – учение о саморазвитии понятия, которое обладает сложной природой, И, следовательно, заключает в себе противоречие, которое и является источником развития через обретение самостоятельной реальности абстрактными компонентами.
В немецкой классической философии идеи развития понимались идеалистически, но их разработка подготовила теоретическую основу для вскрытия его сущности.
25. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА.
Философские работы Л. Фейербаха (1804 – 1872) стали первыми в немецкой философии, в которых критиковался идеализм предшествующих мыслителей, и оформилась линия материализма.
Антрополдогическая концепция религии. Развитая Фейербахом, объясняла её как преломление в высшем существе духовной сущности самого человека в трансцедентальной, и потому обюъективированной, форме. Как следствие несостоятельности для Фейербаха является и идеализм, и идеалистическая философия.
Исходной для всего и объективно существующей является только сама природа, частью которой является человек. Антрополдогическим же материализм Фейербаха является потому, что в центре его внимания не просто материя как предмет философии, но человек. И этот человек рассматривается материалистически, как психофизиологическое единство, в котором духовное начало человека есть интегрированное выражение его тела, физиологии и биологии. Правда при этом Фейербах «лишает» человека культурно – исторических корней, отрицая роль исторической практики в формировании человеческой личности. А потому познание понимается лишь как чувственное созерцание, в котором ощущуние выступает в качестве единственного источника знания.
26. ДИАЛЕКТИКО _МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.
Подлинный переворот в философии был связан с объединением идей материализма и диалектики в философском учении выдающихся немецких философов К. Маркса (1818 – 1883) и Ф.Энгельса (1820 – 1895). Причём материализма основой не только для диалектического рассмотрения природы, но и человеческого общества, сущности культуры, исторического развития и сознания людей. Признание материальности мира стало основой для рассмотрения сознания как идеального отражения окружающей действительности.
Развитие природы, существование её во взаимосвязанном многообразии форм мыслится как результат саморазвития материи, которое предстаёт в различных формах её движения – физической. Химической, биологической и социальной.
Теоретические закономерности диалектики применительно к общественному развитию всесторонне исследованы К. Марксом в его основном труде «Капитал». Исследования законов диалектики применительно к природе осуществлены Ф. Энгельсом и нашли своё отражение в книге «Диалектика природы». В ней показывается, что диалектические закономерности составляют неотъемлемое свойство самой материи и логически отражаются самим ходом развития наук в последние столетия. Великие открытия XIX века, к которым Энгельс отнёс открытие органической клетки и создание клеточной теории, закон сохранения энергии и теорию революции, являются иллюстрацией диалектического характера природы, взаимосвязи и противоречивости её строения, которое является источником развития и возникновения всё более сложных форм.
продолжение
--PAGE_BREAK--Основное значение диалектико – материалистической философии в том, что она стала теоретической основой для научно – философского анализа действительности.
27.ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
Философская система Гегеля стала вершиной развития европейской классической философской мысли. Главная особенность классики – рационализм. Но при всех достоинствах философской мысли предшествующих эпох для нее характерно недостаточное внимание к отдельному человеку, субъекту, взятому как таковому, со своими проблемами, переживаниями, страхами, ощущением одиночества. Человек и становится предметом неклассической философии ХХ века. Постановка проблемы человеческого бытия происходит в рамках феноменологии (основоположник Э.Гуссерль (1859-1938)) и экзистенциализма. Экзистенциализм (от «экзистенс»-существование) – есть перенос акцентов с сущности как синонима бытия на существование, ибо посредством последнего человеческое бытие становится тем, чем оно является. Экзистенция субъекта направлена, прежде всего, на него самого, ибо субъект одинок в мире, но от его воли зависит стать подлинным человеком и сохранить в любой ситуации свои качества своеобразных априорных форм бытия человека.
Видными представителями этой философии были Н.Ясперс (1883-1969), М.Хайдеггер (1889-1976), Ж.-П.Сартр (1905-1980), А.Камю (1913-1960). Новое понимание человека указывает на необходимость новых подходов к проблемам познания. Вопрос не может сводиться только к правильности отражения. Не менее важно понимание заблуждений и субъективности отражения, ибо в них и раскрывается подлинная самость человека и его ценностная бытийная ориентация.
28. КЛАССИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.
Философии присущи некоторые внутренние закономерности развития. Смещение акцентов в сторону неклассической философии не означало утраты ею классических традиций, что и проявилось в возрождении ряда направлений с приставкой «нео-».
Неотомизм (возрождение средневекового философа Ф.Аквинского) во многом был ответом на технократизм современного общества, своеобразным экзистенциальным подходом к томизму в понимании бытия. Гармония веры и знания – тот путь, на котором философия природы становится религиозно ориентированной, а стало быть, ориентированной на человека. Одним из основателей неотомизма был французский философ Ж.Маритен (1882-1973).
Неокантианство последовательно осуществило доработку кантовского учения о субъекте и его познании как источнике существующих представлений о мире (а не самом мире), призывая отказаться от понятия «вещь в себе», тем самым, ставя мир в полную зависимость то представлений субъекта. Активность мышления признается источником конструирования бытия и различных форм культуры, например, науки, этики, искусства и т.п. виднейшим представителем неокантианства был Э.Кассирер (1874-1945).
Указанными направлениями, разумеется, философия ХХ века не исчерпывается. Выше мы познакомились с классическими традициями и проблемой человеческого бытия и ее осмыслением в философии как вызовом проблемам отчуждения индивида в технократическом западном обществе, логика развития которого идет в разрез с человеческой природой и нравственностью, порождая ощущение трагичности и абсурдности бытия как невозможности человеку быть человеком в обществе.
29. СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
В становлении философии в России можно выделить четыре периода:
· на протяжении IХ -ХIII веков складывается предыстория русской философии – это время появления славянской письменности (IХ век) и проникновения на Русь христианства вместе с Византийским богословием и религиозной философией;
· ХIV -XVII вв. – время зарождения теоретического философского мышления, затрагивающего такие проблемы как непознаваемость божественной сущности, познание Бога через творение, познание человеческой души и ее греховности и привязанности к материальному миру, природа политической власти, деятельности государя, неограниченность и ограниченность самодержавия;
· XVIII век – философия обособляется от религии, утверждаясь в качестве теоретической науки – это время становления университетской философии (после основания 1755 году Московского университета) в противовес прежней, преподававшейся в духовных учебных заведениях; постановки проблем атомизма и «корпускулярной философии» (корпускула — частица) М.В.Ломоносовым, которая должна была сочетать сущностное объяснение материи во всем ее многообразии и принципы религии, ибо Бог является необходимой силой для движения корпускулярной материи в качестве двигателя; постановки проблем человека и его души и философии как поиска человеком своей сущности.
Русская религиозная философия, которая имела в своей основе общую мировоззренческую проблематику в указанном выше контексте особенностей, присущих развитию русского общества. Русский космизм – оригинальное для мировой философской мысли направление, выросшее отчасти из религиозно-философской проблематики и воплотившееся в грандиозных космических учениях, заложивших основы оригинальных научных концепций ХХ века.
Можно выделить еще две характерные особенности русской философии. Это материалистическая традиция в подходе к изучению природы и человека, которой придерживались многие выдающиеся отечественные ученые, что позволило им внести огромный вклад в мировую науку в лице физики (А.Г.Столетов, П.Н.Лебедев), химии (А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев), палеонтологии (В.О.Ковалевский) и особенно в физиологию нервной деятельности (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), которая стала материалистической основой для понимания взаимосвязи.
30. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Христианская (православная) религиозная мысль виделась многими русскими философами той основой, на которой произрастает единение людей, основа их моральной деятельности. Логическим продолжением православия, как исходного мировоззрения, по мнению славянофилов, являются монархия (как форма, предохраняющая от социальных потрясений) и крестьянская община, являющаяся основой для формирования нравственности в отдельной личности. Тем самым, славянофилы были противниками вступления России на путь развития европейской цивилизации и настаивали на сохранении и выработке особого пути развития.
Высшим этапом развития религиозной философии стало создание В.Соловьевым (1853-1900) философии всеединства (Софиологии). В центре ее – решение вопроса об оправдании православной веры с позиций рационального сознания, позитивное решение проблемы о возможности или невозможности установления на земле христианского идеала, которая связана с преобразованием мира в «нетленный» космос красоты, путем избежания воздействия разрушительных начал времени и пространства.
В практическом социальном плане реализацию своих идей В.Соловьев видит в теократии – церковно-монархическом государстве, которое приобретет всемирный характер после объединения православия и католицизма в союзе между русским самодержцем и римским папой.
31. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА.
Религиозно-нравственная сфера как основа практической деятельности человечества первоначально легла и в основу русского космизма, основоположником которого является Н.Ф.Федоров (1828-1903). В своей «Философии общего дела» практическая деятельность понимается как направленная на победу над смертью, как обретение человеком своей изначальной сущностной самобытности, в которой бессмертие невозможно без воскресения всех предшествующих поколений. Указанное невозможно без овладения природой в таких космических масштабах, которые делают возможным её преобразование. Так начинается главенствующая идейная линия русского космизма – мысль об укорененности человеческого бытия в космосе, закономерные возможности космических масштабов человеческой деятельности, становящемся в космосе, совершенство которого есть роль самого человека и общества.
Видными представителями космизма были выдающиеся ученые и мыслители К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Следует отметить, что в основу теоретической космонавтики Циолковского легла идея о космической природе человека и его космической эволюции как закономерного этапа развития разума, который во Вселенной проходит разные стадии своего развития, — космонавтика понималась мыслителем, как средство осуществления человеком своего предназначения.
Вернадский – создатель учения о биосфере, говорил о «вечности жизни», которая есть атрибут космоса, поддерживал гипотезу панспермии (развитие жизни на Земле из неких «семян» живого, занесенных на Землю после её возникновения). Ему принадлежит учение о ноосфере (сфера разума) – этапе эволюции живого вещества, биосферы на стадии разума, на которой тот осмысляет свое место, сущность и пути в мире.
Чижевский указывает на связи жизни на Земле и космоса, стихии которого (прежде всего солнце) оказывают влияние на биосферу, существ, её населяющих, их здоровье и состояние психики, что, в свою очередь, отражается в поведениях масс, вызывая творческие взлета или стихийные общественные процессы.
Таким образом, русская философия – часть мировой философской культуры, в которой вечные философские вопросы и проблемы преломились в особенностях процессов социальной эволюции и дали начало ряду оригинальных философских систем, исследование особенностей которых в сравнении с западной философией есть путь к глубокому пониманию всей философии.
32. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Понятие бытия является одним из центральных в философии. Оно обозначает то подлинно сущее в мире, что существует вне зависимости от человеческого сознания. Человек – объективная часть бытия, в нём укоренённая и им определяемая в свойствах и возможностях. Вся история философии – это попытки установить границы бытия, понять, что же является объективно существующим, а что – нет, ибо вопрос о бытие – это одновременно и вопрос о природе разума и познания.
Самосущему ( бытию) всегда присущи внутренняя логика и закономерности. Поэтому философская систематизация бытия необходима, чтобы вычленить предмет исследования и его специфические особенности, которые и станут предметом познания. Бытие имеет свою иерархию, в которой можно выделить реальность различного вида, например физическую, химическую и биологическую. Другая разновидность бытия – это бытие духовное. Духовное — такая же реальность, как и остальное бытие, более сложный уровень его проявления. Оно затрагивает весь внутренний мир человека, его сознательное и бессознательное содержание. Реальность бытия духовного проявляется и в том, что человек, взаимодействуя с другими людьми, исходит из реальности духовных процессов в вещном бытие человека. Всё сказанное позволяет назвать бытие духовного более точно – бытие индивидуального духовного.
Можно выделить также бытие общественного духовного. Оно представлено в формах отношений между людьми, которые осознаются как межиндивидуально существующая реальность. Их ещё называют формами общественного сознания: таковы мораль, искусство, религия, политика. Они подчинены внутренним закономерностям. В которых проявляется их объективный характер.
Таким образом, категория бытия есть шаг к осознанию единства мира и в единстве его форм и в их самости. Основная характеристика бытия – реальность, независимая от сознания субъекта со своим характером и природой.
33. КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ.
Для обозначения объективной реальности, существующей вне зависимости от человеческого сознания, в философии вводится категория материи, которую не следует путать с определением материи как вещества или даже определённого вида атомов. Наряду с корпускулярной материей существует материя в форме полей. Задача философии – рассмотреть категорию материи с тем, чтобы выявить её неотъемлемые, основные свойства (признаки), присущие всем её формам. Такие признаки получили название атрибутов. К ним относятся пространство, время и движение. Пространство – понятие, служащее для характеристики материальных объектов по их взаимному расположению, протяжённости и структурности. Время – понятие, служащее для характеристики соотношения материальных объектов по длительности и последовательности. В философии существуют две концепции пространства и времени. Первая называется субстанциональная, вторая – реляционная. Для первой характерно представление о пространстве и времени, как объективно существующих надматериальных образований, являющихся как бы вместилищем для материи и не зависимых от неё. Эта концепция развивалась в рвмках классической физики, автором которой был И. Ньютон. Вторая рассматривает пространство и время как системы отношений, в которых проявляется взаимодействие объектов материального мира. Она ведёт своё начало от релятивистской физики А. Эйнштейна ( автора теории относительности), в рамках которой была обоснована, и экспериментально доказана взаимосвязь пространства и времени в едином четырёхмерном континууме.
34. СИСТЕМНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.
Одним из важнейших свойств материи является её системная организация. Системность означает, что материя представляет собой иерархически взаимосвязанную совокупность уровней организации, частей и компонентов, то есть систем. Принцип иерархичности, т. е. упорядоченной соподчинённости, указывает на то, что любая материальная система неизбежно входит в состав системы более высокого порядка и тем самым подчиняется закономерностям иного рода, чем самостоятельно взятая. Это указывает на двойственность бытия любой системы, что и является источником противоречий и развития.
Иерархические уровни материи обладают не только качественной спецификой, проявляющейся в их несводимости друг к другу. Можно выделить уровни организации материи по специфичности свойств пространства, времени и объектов. Это микромир, макромир и мегамир. Микромир – это масштабы субатомного уровня. Его важнейшая характеристика – подчинённость принципу неопределённости и квантово – волновой дуализм, что не позволяет говорить об атомах и элементарных частицах как о маленьких шариках. Макромир – масштабы от молекулы до планеты, привычный нам мир. Мегамир – масштабы от планеты до метагалактики. Это мир релятивных (околосветных) скоростей и энергий, в которых начинают проявляться особые свойства пространства – времени.
В материи можно выделить ряд уровней организации, подчинённых принципу системности. Каждый развивается на основе предыдущих. Вопрос о причинах усложнения организации материальных систем долгое время оставался открытым. Ведь второе начало термодинамики прямо указывало на неизбежность возрастания беспорядка )энтропии) в системах с течением времени.
35. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИИ.
В природе все системы являются открытыми, то есть между ними происходит обмен энергией и веществом ( можно сказать, что прин7цип иерархичности организации материи систем прямо указывает на их открытость). Взаимодействующие открытые системы можно назвать сопряжёнными. Процессы нарастания хаоса в одних системах приводят к тому, что в них формируются потоки вещества и энергии, могущие вызвать процессы упорядочения в сопряжённой системе. Такова природа солнечно – земных связей, когда под воздействием энергии светила протекают как геологические процессы (океанические течения, климат, биосферная зональность, аккумуляция энергии в глинах, подпитывающих разогрев магмы для движения материалов при опускании пород под земную кору), так и сама жизнь в биосфере ( возникновение жизни в результате первоначального органического синтеза из неорганических веществ, пищевые цепи в биосфере). Усложнение организации живого тоже является результатом «утилизации» вещества и энергии в сопряжённых системах. Объяснение процессов самоорганизации материи было заложено работами выдающегося бельгийского учёного И. Р. Пригожина.
36.СТУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.
Исходным из ныне известных уровней является физический вакуум – особое состояние материи, из которого когда – то могла возникнуть Вселенная и которое определяет процессы в микромире. Материя не исчерпывается нашей Вселенной, которая является лишь наибольшей известной нам на сегодня реальностью. Поэтому нельзя говорить, что Вселенная возникла из «ничего» — она продукт особых форм материи. Следующий уровень – уровень элементарных частиц и физических полей, представляющих неразрывное единство бытия на микроуровне.
продолжение
--PAGE_BREAK--Совокупность свойств и взаимодействий, присущих рассмотренному уровню организации материи, проявляется в единстве нового уровня ядерного и следующего за ниматомного. Атомный уровень – это уровень, на котором перестают закономерности микромира. Поэтому данный уровень является переходным к новой форме движения материи – химической. Атомы – это уже типы химических элементов. Возможность устранения их строения и электромагнитное взаимодействие между атомами приводит к образованию нового структурного уровня – молекулярного.
Следующие структурные уровни неживой природы проявляются уже на мегауровне. Огромные массы вещества во Вселенной под действием гравитации образуют тела такой плотности, что между атомами возникают столь малые расстояния, на которых «запускаются» ядерные реакции. Так образуется звёздный уровень организации материи. Гравитация объединяет в е6диные ансамбли звёзды и планеты, образуя звёздно – планетные системы. Гравитация же связывает в единые системы звёздно – планетные системы. Они называются галактики. Наконец, галактики образуют ещё более грандиозные образования – скопления и сверхскопления галактик, образующих так называемую крупномасштабную структуру Вселенной. Видимая часть Вселенной называется метагалактика. Это наибольший из известных уровней организации материи.
Живая материя на элементарном уровне представлена биологическими макромолекулами. Системно организованные они составляют единое целое живых клеток, которые могут выступать и как самостоятельные микроорганизмы. Совокупноть структурно и функционально дифференцированных клеток составляют ткани и органы, несуществующие в функциональной целостности живого организма.
Социальная форма движения материи также реализуется через определённую иерархию структурных уровней, на каждом из которых возникают качественно новые связи (в форме отношений) между элементами системы общества. Основой является индивид, сочетающий в себе единство биологического и социального.
37. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКО _ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Важнейшей характеристикой материальных систем является их способность к развитию – необратимым, закономерным, направленным изменениям. Понятие развития прошло долгий путь философского становления, основными трудностями которого было уяснение источника развития (часто он носил идеалистический характер) и отказ в развитии обществу и общественным процессам. Только в марксистской диалектике на материалистической основе было создано всеобъемлющее учение о развитии природных общественных и духовных явлений, которое является универсальным методом изучения реальности. Диалектический взгляд на действительность, заключающийся в понимании сложности, многообразия и противоречивости внутренней природы явлений действительности, явился огромным духовным открытием человечества, обобщившим опыт его восприятия и уяснения бытия. Диалектическое мышление – не врождённая способность и не результат заучивания определённых теоретических положений. Это достижение человеческой культуры, овладение которым требует от человека усилий и целенаправленной работы как и любое другое.
Диалектические связи бытия невозможно уяснить без понимания всеобщей связи явлений. Характер этих всеприсущих связей может быть различным. Однако философское сознание способно зафиксировать их в виде категорий диалектики. В свою очередь, взаимосвязи между категориями осмысливаются в виде законов диалектики. Таким образом, диалектика представляет собой систему категорий и законов.
38. КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ.
Характерной особенностью категорий диалектики является их парный характер. В этом проявляется противоречивость, полярность сторон целостных явлений и процессов. Категориальный анализ бытия позволяет отразить его сложный, противоречивый, взаимопереходный в сложном характер, ибо категории есть универсальные формы человеческого мышления, выработанные в процессе исторического освоения действительности.
Познание многообразия материи, её классификации требует усилий мышления и начинается с вычленения объекта, вскрытия его свойств и отношений. Этому служиткатегория качества – специфики данного предмета, его своеобразия, отличия от других предметов. В результате исследования свойств объекта выделяется категория количества – численного значения его свойств (количество – качество – парная категория).
Любой объект представляет собой единство количества и качества, или меру, то есть количественное определение качества. Например, тот или иной цвет спектра есть длина световой волны. Раскрывая качественную и количественную определённость вещей, мы устанавливаем их различие и тождество (парные категории).
Процесс познания имеет двухступенчатый характер. Внешние стороны объектов постигаются посредством ощущения и восприятия; внутренние — через отвлечённое мышление. Эти различные ступени познания выражаются через категории внешнего и внутреннего. Между ними существуют взаимосвязи, которые раскрываются в категориях формы и содержания. Категории формы и содержания в их единстве осмысливают через категорию причинности или отношения причины и следствия. Важной категорией является диалектическое противоречие – взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. О характере взаимосвязи между предметами и явлениями мы судим посредством категорий единичного, особенного и всеобщего. Диалектика единичного и общего была бы неполной без использования таких категорий как необходимость и случайность. Они характеризуют наличие и отсутствие устойчивой причинно – следственной взаимосвязи в явлениях и процессах.
39. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
Источник саморазвития материального мира раскрывается в основном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей. Противоположности являются теми ассиметричными элементами любой системы, которые не тождественны друг другу, а, следовательно, и самой системе, взятой в качестве единого целого, вместе с тем обеспечивая её внутреннее единство и возможность выступать в различных взаимосвязях и соотношениях, сохраняя при этом неизменную основу.
Диалектика количественных и качественных изменений находит своё выражение в законе перехода количественных изменений в качественные.
Переход количественных изменений в качественные всегда происходит в виде скачка, когда линейный характер изменения величины параметра приводит к переходу системы в новое качественное состояние.
Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание означает переход системы в результате развития в свою противоположность. Из данного закона следует спиралевидность характера развития – повторение на качественно новом уровне формы неизменного содержания.
Таким образом, материалистическая диалектика даёт метод познания, адекватный законам объективного мира, которые находят разное конкретное выражение в науках, но имеют общедидактическую природу, определяя направление исследований при поисках закономерностей и установлениях взаимосвязи между явлениями. Например, развитие преломляется в принципе эволюционизма.
40. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.
Прежде всего в качестве носителя социальности и разума человек является продуктом развития материи. Проблема и сущность человеческого разума также не сводима ни к психологии, ни к нейрофизиологии. Важнейшая особенность человека – его двойственная природа, сочетающая в себе биологическое и социальное, но качественно не сводимая ни к одному из этих компонентов. Именно последняя особенность человека – самосущная целостность, для изучения которой ещё не создана наука, издавна была предметом философии. Можно предположить. Что мыслительная способность человека является своеобразной адаптивной стратегии во взаимодействии с окружающей человека реальностью. А значит должна иметь исторический характер своего развития и совершенствования. С другой стороны. Нельзя забывать, что человек является частью системы более высокого порядка – социума, развитие которого подчинено собственным законам. Во взаимодействии с природой и социумом и складывалась эволюция человека разумного. Этот процесс происхождения и становления человека в эволюции называется антропосоциогенез.
41. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ.
Практика, как специфически человеческий способ освоения действительности, укоренена в телесно – разумном бытие человека; никакого разума самого по себе не существует. Значит истоки мышления и познания мы должны искать в биологической эволюции и организации наших далёких предков.
В человеческом поведении слишком много естественного, биологически определённого, и разум (суть взлёты человеческой мысли) отнюдь не исчерпывают человеческого поведения. Поэтому, рассматривая антропосоциогенез необходимо обратить внимание на естественную, «биологическую» сторону становления человеческой самости и социальности, показать отсутствие непреодолимой пропасти между человеком и его предками.
Важнейшей особенностью социальности является сложная структура межчеловеческих отношений, закреплённая в особых формах, культуре и языке.
Вследствие системной организации материи любые изменения проявляются многообразно.Так. возросшая человеческая сексуальность (возрос уровень половых гормонов) сделала более стрессоустойчивой нервную систему и обусловила огромную работоспособность головного мозга, оказав влияние на развитие интеллекта. Так разрешилось второе противоречие в эволюции: между неравенством семейных ролей и единством их противоположностей. Сексуальность в бытие человека в мире преломилась в разнообразные стороны культуры, приобретя надсубъектное, социальное значение.
Становление социальности происходило не только «снизу», опосредуя биологические связи человека. Возникший вместе с объективацией духовного в языке социум стал развиваться по своим особым внутренним законам, которые задали человеку надбиологическое измерение. Выявилась безусловная ценность людей как носителей знания и опыта. Это обусловило особое отношение к старейшим членам рода – заботу о них.
Человек совершенного типа, относящийся к виду Homo sapiens, — существо с гибким интеллектом, хотя инее со столь массивной мускулатурой – сформировался около 50 тысяч лет назад. В эпоху палеолита – древнекаменного века. А около 20 тысяч лет назад в средиземноморском регионе началась дифференцировка древних людей на расы, окончательно завершив биологический этап в эволюции человека.
Современные исследования показали, что по восприятию культуры и умственным способностям представители разных рас не отличаются друг от друга. Другое дело, что биологическая составляющая человека постоянно преломляется в его социальности. Условия среды, в которых протекала история различных рас и народов, наложили свой отпечаток на особенности темперамента, психики, склонности людей, и это может проявляться в культурных их особенностях и в особенностях трудовой деятельности. Так, представители негроидной расы природно обладают более атлетическим сложением, лучшими скоростно – силовыми качествами, что находит естественное выражение в предпочтительности для них спортивной карьеры, но отнюдь не умаляет умственных способностей.
42.ДИАЛЕКТИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ.
В разное время разными философами природа человека рассматривалась в разных аспектах. В своих крайних выражениях их можно назвать биологизаторством и социологизаторством. Для первого характерно отрицание социальной и культурной специфики человека в онтологическом плане, перенесение на него законов живой природы. Социальные процессы здесь трактуются лишь как проявление борьбы за существование, конкуренция за ресурсы, доминирующее положение, самку.
Но развитие материи не отрицает предыдущих её уровней. Органически включая их в более совершенно организованные формы. Понимание места человека в мире и возможностей его развития невозможно без учёта биологической специфики человека. Эта специфика задаёт тот баланс социальных связей в человеке, который воспринимается как гармоничный и комфортный. Нельзя сводить биологическое в человеке только к проявлению «звериности» в её негативных формах в противовес «гуманизму» нравственности социального. Величие биологического начала в том, что оно позволяет стать человеку соизмеримым с миром. Человек не противопоставлен природе – он часть её. Величие духовного основано на величии природного начала в человеке.
Человек чувствует красоту и гармонию Вселенной, потому что он может её почувствовать. Пожалуй, онтологически справедливо воспринимать человека диалектически – биологически он плоть от плоти мира, но он одновременно и часть социума, бытие которого происходит по особым законам: социум – это и бытие разума и языка посредством культуры, и одновременно система, обладающая внутренней структурой и логикой развития, не сводимой к бытию отдельного человека. Но направляющей его бытие, ориентиры, ценности. В этой двойственности – источник двойственности человеческой природы. Подобное диалектическое рассмотрение в человеке социального и биологического позволяет по – новому взглянуть на них через призму единства.
Внутренняя логика бытия социума определяет специфику проявления человека в нём. Форма этого проявления называется деятельность. Поскольку внешняя реальность задана и структурирована в языке, человек неизбежно ориентирован на общественные нормы, ценности. Культуру в своём становлении и освоении мира, в познании именно как человек. Он способен утверждаться только в обществе и посредством выработанных обществом форм отражения и освоения действительности. Деятельность есть процесс социализации человека. Но деятельность – процесс не пассивный. Усвоение общественных достижений, поиск своего места среди них требует творческих усилий человека. В деятельностной включённости в социум человек проходит несколько стадий. Как носитель сознания, обладатель человеческих задатков, присущих ему от роду, но выступает в качестве индивида. И только реализуясь и самопроявляясь в деятельности, вступая в отношения с другими людьми, становится личностью. Творчески превращая индивидуальное в общественно значимое.
43. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ.
С давних времён в философии существовали две тенденции понимания сущности познания. Первая связана с рассмотрением познания как субъект – объектного взаимодействия, в результате которого формируется идеальный образ внешней действительности, особенности которой могут быть выражены в понятии. Вторая рассматривает познание как отражение идеальных сущностей (идей), которые являются смысловой основой материальной действительности и онтологичны по своей природе.
В рамках идеализма истина всегда абсолютна, ибо она существует в виде готовых идей. Материализм рассматривает познание, исходя из практического, опытного взаимодействия человека с действительностью, в рамках которого предметы раскрываются лишь с определённой стороны. Знание оьб их сущности и характере целостности, таким образом, будет уже результатом мыслительной активности человека, имеющей в своей основе данные опыта либо того, что им актуализировано в представлениях человека. В таком ракурсе истина предстаёт не как существующая вне человека данность, которая рано или поздно становится ему доступной, а как процесс всё более полного знания о свойствах внешнего мира, на разных этапах которого изменяются представления порой об одних и тех же вещах, расширяются границы понятий либо возникают новые, сообразно новому знанию. Многие вещи и свойства вещей становятся доступны познанию лишь на определённых этапах исторического, культурного и технологического развития человечества.
44. СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ.
Говоря о структуре человеческого познания, следует обратить внимания на ее многомерность, причины которой в системной включенности человеческого субъекта в различные формы бытия.
Прежде всего сам дуализм субъекта (как вещь он взаимодействует с другими материальными объектами и одновременно имеет дело с субъективным их отражением и преломлением через самость собственной природы ) порождает необходимость активности субъекта ( о ней мы не раз упоминали), а с ней существование двух уровней познания-чувственного и рационального. Чувственный опыт, многообразие ощущений, источником которых являются органы чувств, «соприкасающиеся» с объективным внешнем миром,- вот материал, с которым субъект имеет дело. Рациональное в структуре познания есть способ упорядочения ощущений в целостной образ действительности. Рациональное познание, как известно, оперирует понятиями, совокупная структура которых составляет язык. Следовательно, здесь познание перерастает индивидуальный уровень и выходит в сферу объективированного духовного, тем самым соприкасаясь с общественной и деятельностной сторонами бытия субъекта.
продолжение
--PAGE_BREAK--