Реферат по предмету "Философия"


Основной вопрос философии 2

Содержание
Введение
1. Традиционная трактовка основного вопроса философии
2. Основные направления философии: материализм и идеализм
3. Современный подход к пониманию основного вопроса философии
Заключение
Список литературы
Введение
Философия — это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.
У каждого изучающего философию рано или поздно закономерно возникает интерес к тому, есть ли в философии такие вопросы, проблемы, которые по отношению ко всем остальным были бы первостепенными, то есть наиболее важными, главными, основными. Тема эта представляет интерес не только для начинающих, но и для профессиональных философов, среди которых одни уделяют ей серьезное внимание, другие, напротив, не считают ее актуальной. И тем не менее, если окинуть общим взглядом всю долгую историю философии, не трудно заметить, что «вечные» философские проблемы, касающиеся происхождения, генезиса, сущности, мироздания и человека, а также, например, смысла жизни, природы человеческого познания и т.п., так или иначе присутствуют во всех философских учениях, фрагментарно или, напротив, детально обсуждаются в различных философских трудах, независимо от того, кому именно они принадлежат и к какому времени относятся.
1. Традиционная трактовка основного вопроса философии
Трудно найти философа, который бы никак не обнаружил своего отношения к тому, что являют собой сознание, мышление, дух, идеальное и как они соотносятся с материей, природой, бытием. Это обстоятельство и дало в свое время основание Ф. Энгельсу (1820-1895) сформулировать так называемый «основной вопрос философии», в котором выделяется две стороны.
Первая из них касается соотношения материального и идеального. Вопрос ставится так: «Что первично, материя или дух (сознание)?» или, как сказал сам Ф. Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».
Вторая сторона тесно связана с первой и формулируется следующим образом: «Познаваем ли мир?» Другими словами: «Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?».
В зависимости от того, как те или иные философы отвечают на первый вопрос, их делят на материалистов (кто полагает, что мир изначально материален, а сознание — порождение этой материи) и идеалистов (которые считают, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее ее). Подробнее эти понятия будут рассмотрены в следующем пункте.
В ответах на вопрос о познаваемости мира среди философов также обнаруживаются разные подходы, где выделяются две крайние позиции. Одна из них получила название гносеологического оптимизма, в соответствии с которой считается, что познавательные способности человека в принципе не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть интересующие его законы природы и общества, раскрыть суть вещей и установить истинную картину мира. В этом контексте следует назвать Г.В. Гегеля, К. Маркса и многочисленных сторонников его учения.
Другую позицию занимают агностики, полагающие, что полное (или даже частичное) познание мира, сущности вещей и явлений в принципе невозможно. Такие взгляды наиболее характерны для Д. Юма. Как правило, сюда причисляют и И. Канта, что является спорным и вызывает дискуссию в философской среде.
2. Основные направления философии: материализм и идеализм
Материализм и идеализм не однородны в своих конкретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма.
Различают две разновидности идеализма — объективный и субъективный.
К объективным идеалистам относят тех, кто началом всего сущего признает нечто нематериальное и независящее от человеческого сознания (то есть существующее объективно) — это может быть бог, мировой разум, идея, вселенский дух и т.п. в истории философии таковыми признаются Платон, Ф. Аквинский, Г.В. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев и др. В случае, когда мир рассматривается лишь только через призму индивидуального (субъективного) сознания, говорят о субъективном идеализме, яркими представителями которого являются Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.
В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Например, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из его важнейших направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
Материалистических школ и течений в истории философии обнаруживается тоже достаточно много. Так, о несотворимости и неуничтожимости материи говорили уже первые философы. К представителям этого, так называемого «наивного материализма» относятся древнекитайские философы: Лао-цзы, Ян Чжу; древнеиндийские философы из школы локаята; знаменитые философы античности: Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др. В Новое время, когда шло активное становление и развитие классической механики, широкую известность получил «механистический материализм» (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, П. Гольбах, П. Гассенди, Ж. Ламетри). В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механистической форме движения материи.
Существуют и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество, и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм, представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. ломоносов). Далее различают научный и «вульгарный материализм». Последний сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фогт, Молешотт, Бюхнер). И, наконец, получивший широкую известность «диалектический материализм» К. Маркса, Ф. Энгельса и их многочисленных последователей, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика.
Заметим, однако, что те или иные философы, называемые по данной классификации материалистами и идеалистами, сами себя могут и не относить к какому-либо из этих направлений, рассматривая такое деление как неоправданную схематизацию и упрощение. Основанием для подобных взглядов является то, что, будучи сформулированным прямолинейно и в категоричной форме, когда другие подходы к пониманию этой проблемы игнорируются, «основной вопрос философии» с необходимостью делит абсолютно всех философов на два больших противоположных лагеря — материалистов и идеалистов. Но здесь важно затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. При этом выделяют монизм, дуализм, плюрализм.
Монизм — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может быть двух видов — материалистический и идеалистический. Первый выводит материальное из материального. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным.
Дуализм — философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).
Плюрализм — предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия.
Однако в истории философской мысли найдется немало и других проблем, которые также рассматриваются как самые важные или наиболее значимые, а потому многие философы, рассуждая о субстанции (первооснове мира), не склонны соотносить ее с «основным вопросом философии». Так, например, для первых античных философов самая фундаментальная философская проблема сводилась к вопросу: «Из чего сделан мир?» И он казался им самым главным, основным.
С точки зрения средневековой схоластики «основной вопрос философии» может быть сформулирован следующим образом: «Как возможно рациональное обоснование существования Бога?» Для современных религиозных философских концепций, в частности неотомизма, он и теперь остается главным.
Интересной представляется позиция И. Канта, для которого вопрос «Что такое человек?» является по существу «основным вопросом философии». Человек, с его точки зрения, принадлежит двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободы, в соответствии с которыми он, с одной стороны, — продукт природы, а с другой стороны — результат того, что «как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
В философии же экзистенциализма за «основной вопрос» принимается проблема, которую каждый индивид должен сам для себя решить: «стоит ли жить?», ибо без ответа на него все остальное теряет всякий смысл, полагают сторонники этого направления. Как отмечает французский философ-экзистенциалист А. Камю: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит этого, — значит ответить на основной вопрос философии».
А прагматизм, например, центральное внимание уделяет понятию истины и проблеме ее установления.
А есть ли вообще какой-то один, единственно правильный, исключающий все остальные «основной вопрос философии»? Представляется, что в такой категоричной формулировке — нет. Абсолютизировать какую-то одну проблему можно лишь с определенной долей условности, понимая, что речь идет о схематизации, сознательном упрощении сложных вопросов в целях решения той или иной конкретной задачи.
Так, говоря о наиболее распространенных, фундаментальных философских категориях — «бытие», «субстанция» — и определяя к ним отношение тех или иных философов, можно, следуя логике сторонников однозначного решения «основного вопроса философии», с определенной долей условности разделить всех философов на материалистов, идеалистов и дуалистов. И в целом такое деление вполне правомерно, когда пытаются, например, выявить круг наиболее обсуждаемых в философии проблем или если ставится задача лучше понять историю философии, преемственность тех или иных философских идей, школ, направлений.
В то же время следует помнить об ограниченности любой схематизации, чтобы не закрывать возможность для появления и существования других взглядов, которые могут открыть новый ракурс видения проблемы или вообще сформулировать новую, не менее важную постановку вопроса. Вообще нужно с долей осторожности относиться к «жестким», однозначным формулировкам, ибо это нередко ведет к укреплению заблуждений, а в конечном счете — к застою и догматизму.
3. Современный подход к пониманию основного вопроса философии
1. Онтология — особая область философских знаний, где рассматривается широкий круг вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также выявляется сущность всего того, что обладает этим качеством, то есть качеством быть, существовать. Термин «онтология» употребляется в философии только с XVII в., но имеет греческие корни ("ontos" — сущее, "logos" — слово, учение) и означает учение о сущем.
Проблемой бытия систематично и всерьез заинтересовались с появлением философии, но рассуждать о мироздании люди стали значительно раньше, и до нас эти представления дошли в многочисленных мифах и сказаниях.
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях, истоки возникновения которых восходят к началу первого тысячелетия до н.э. Философия Древнего Китая была ориентирована на социальные проблемы, но все же проявлялся интерес и к первоосновам природы.
Греческая философия зарождалась и развивалась как философия природы.
Так же, как и восточные мудрецы, античные мыслители были озабочены истоками сущего. С момента зарождения древнегреческой философии они искали первопричину всего сущего в реальной действительности, определяя ее как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное начало, которое всем управляет — апейрон (Анаксимандр.).
Отвечая на главный философский вопрос того времени — «что есть все?», Пифагор говорит, что «все есть число». Гераклит учит, что «мир не создан никем из богов и никем из людей, а был и будет вечно живым огнем». Ксенофан полагал, что Земля появилась из моря. Левкипп и Демокрит первоначала сводили к атомам.
В отличие от античной философии в средневековой философии высшей реальностью признается не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее о творящее все сущее.
Эпоха Нового времени привнесла более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция» (некая сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая).Р. Декарт под субстанцией имел в виду Бога. Но он разделил мир, созданный Богом на два рода субстанций — духовную и материальную. Б. Спиноза противопоставлял принципу дуализма Декарта принцип монизма. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую субстанцию. Он утверждал, что существует единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.
XX в. предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.--PAGE_BREAK--
2. Гносеология — наука о познании (от лат. "gnosis" — знание, "logos" — учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности.
Например, в эпоху античности Ксенофан считал, что «ничего нельзя знать достоверно!». Именно он впервые осуществил разделение видов знания, сформулировал проблему соотношении «знания по мнению» и «знания по истине». По его мнению показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение и «людям не истина, а лишь мнение доступно».
Парменид и Эмпедокл провозглашают главенствующую роль разума в познании. Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. По Эпикуру же, например, знание начинается с чувственного опыта, но чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. «Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть подлинное знание».
В период средневековья основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. Будучи в принципе недоступным для познания, христианский Бог все-таки открывал себя через Откровение, которое зафиксировано в Библии. В начале формирования христианства была провозглашена враждебность к знанию. Затем Августин Блаженный выдвинул идею о тождестве веры и знания, но господствующее положение оставалось все-таки за откровением. Затем стала утверждаться рационалистическая тенденция. Впоследствии Фомой Аквинским была предпринята попытка примирить оба взгляда на связь разума и веры. Его идея заключалась в том, что вера не только не противоречит знанию, но и помогает в его познавательной деятельности. В период упадка средневековой схоластики вера и разум оказываются независимыми областями и различия между ними настолько радикальны, что никогда не могут быть преодолены.
В эпоху Нового времени Ф. Бэкон в своих исследованиях вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. По Т. Гоббсу, познание начинается с чувственности, Б. Спиноза же стоял на почве рационализма. Г. Лейбниц предпринял попытку найти компромисс между рационализмом и эмпиризмом.
3. Философская антропология — философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования человека как носителя особого рода реальности.
Например, в период античности Платон говорил, что душа человека получила свое начало не в земном, а в высшем мире, и обличенная в земную плоть она приобретает множество всяких зол. По Платону чувственный мир несовершенен — он полон беспорядка. «Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души устремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым».
В основе средневековой антропологии лежали религиозные по своей сути установки: Бог создал человека и определил нормы его поведения. Антропология в Средние века опиралась на 4 христианских догмата: творение, грехопадение, искупление и воскресение.
Например, Августин Блаженный утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело — презренно и греховно. Человек полностью зависит от Бога, он несвободен и неволен ни в чем.
В период эпохи Возрождения на первый план выходят антропоцентрические мотивы, то есть человек — центр вселенной. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. Активная творческая деятельность человека выступает как главный фактор самореализации личности, ее свободу, индивидуальность.
В эпоху Нового времени, по мнению Г. Лейбница высшей ценностью выступает человек, который по своей сути свободен и равен Богу, являясь в то же время маленьким звеном в величественном механизме природы.
4. Праксиология — один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности. В онтологии деятельность — способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы. В теории познания материальная чувственно-предметная деятельность, то есть практика, определяется как основа познания и важнейший критерий истинности наших знаний.
5. Аксиология — особый раздел философии, предметом которого являются ценности (от греч. "axios" — ценности, "logos" — знание).
Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Они позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентаций имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. А утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности — важнейший системообразующий фактор культуры.
Заключение
Мною были рассмотрены фундаментальные философские проблемы, к которым люди возвращались вновь и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы устройства мироздания, его бесконечности во времени и пространстве, проблемы познания окружающего мира, проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Эти проблемы значимы для человека, сложны и многозначны. По своей природе эти вопросы относятся к числу «вечных», то есть таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Они и сегодня не утратили своей актуальности, так как жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие своего осмысления.
Список литературы
Алексеев П.В. История философии: учеб. — М.: Проспект, 2008.
Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2003.
Канке В.А. Основы философии: Учебник. — М.: Логос, 2003
Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
Лавриненко В.Н. Философии: Учеб. пособие. — М.: Юрист, 1996.
Нижников С.А. Философия: учеб. — М.: Велби, Издательство Проспект, 2008.
Спиркин А.Г. Философия: учебник. — М.: Гардарики, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Е. Тер-Саркисянц Адаптация армян к новым условиям постсоветского времени
Реферат Генерализованные послеродовые инфекционные заболевания
Реферат Holocaust Essay Research Paper The Nation of
Реферат Программа аудиторской проверки 2
Реферат Достижения российской промышленной биотехнологии в интересах развития отечественного свиноводст
Реферат Коммерческие банки их структуры и функции 2
Реферат Розробка структурної схеми процесорного елемента та мікропрограми керування для реалізації команди
Реферат Объект, предмет и метод бухгалтерского учета
Реферат Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы
Реферат Венгры в Словакии
Реферат А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Реферат Понятие о динамике экосистем
Реферат Тайна пшеничного зерна ("Братья Каарамазовы")
Реферат АВС метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Реферат Расчет влияния трудовых факторов на выпуск продукции методом цепных подстановок