Реферат по предмету "Философия"


Особенности философии Гегеля

Содержание
Введение
1 Философия духа Гегеля
2 Философия культуры Гегеля
3 Тема смерти в философии Гегеля
4 Философия права Гегеля
Заключение
Список литературы
Введение
Георг Вильгельм ФридрихГегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте, в семье крупногочиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. былзачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании,с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии вНюрнберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г.Гегель-профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского, гденекоторое время был ректором.
Творчество Гегелясчитается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Онпервым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывномразвитии.
Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достиженийпредшествующей политической и правовой философии. Венцом ихстала «Философия права» — одна из наиболее знаменитых работ вовсей истории правовой и политической мысли. Это синтез философских и политико-правовыхисследований Гегеля на протяжении ряда лет.
Конечно же, такойобъемный труд нелегко осветить в одном реферате. В данной работе лишьпредпринята попытка коротко изложить основные моменты учения Гегеля о праве игосударстве.
Цель работы – изучитьособенности философии Гегеля.
Задачи работы – охарактеризоватьфилософию духа Гегеля; обозначить особенности философии культуры Гегеля;представить тему смерти в философии Гегеля; изучить философию права Гегеля.
1 Философия духа Гегеля
Система Гегеля с первыхлет строилась на понятии духа, абсолюта, тождества бытия и мышления, т.е. былаобъективно-идеалистической философской системой. Теперь обратимся к этимстержневым понятиям философии Гегеля подробнее и на материале зрелой системыфилософа. Что Гегель понимал под духом? Что за проблемы решает он в системефилософии духа? Здесь ставится много задач.
Главная задача —интерпретация ключевых для философии понятий, а именно, «дух»,(разделенный на субъективный, объективный, абсолютный дух), логическая идея,мышление, разум, рассудок. Это целая «семья» понятий, характеризующихдуховное. В гегелевской философии есть в какой-то мере единая интерпретацияэтих понятий, т.е. такая интерпретация, относительно которой нужна особаяисторико-философская реконструкция. Можно выделить три среза, три измерения,относящихся ко всем этим понятиям разума у Гегеля.
Первое измерение, котороепридается у Гегеля и разуму, и духу, и мышлению, и идее — измерениесубстанциональное. Это значит, что духовное понимается как первичное, каксубстанция, причем субстанция, восходящая к божественной, как то, из чего всерождается, во что все разрешается, как порождающее начало. Субстанционально ипонимание идеи, разума, мышления. Поход к различным ипостасям духовного впринципе един. Различие смыслов такое: абсолютный дух — так сказать,«самое субстанциональное», далее идет «менеесубстанциональное», но тоже субстанциональное — идея, логическая идея,затем разум, а после — мышление. Здесь философия Гегеля выступает в качествеклассического объективного идеализма, который обосновывается самыми различнымиспособами, причем именно с применением данных понятий. Это вообще широкийвопрос, и он относится не только к Гегелю, но и к Платону, к другим формам объективногоидеализма. Но в гегелевской философии есть специфические основания объективногоидеализма. И их легче понять, если не забыть о втором значении, о второйипостаси духовного. Второе измерение состоит в том, что духовное, согласноГегелю, есть реализующиеся деятельность и активность, причем активность такогосубъекта, который сообразуется с законами самого духа. Оттеноксубстанциональности, т.е. первичности, переходит в диалектический активизм.
Третий аспект заключаетсяв том, что субстанция, а значит и дух, и логическая идея, понимаются каксубъект. Иными словами, здесь вводится — в гегелевском понимании — проблемасубъективности, субъекта, которая, однако, не сводится к человеческому Я, хотяв определенном аспекте она соприкасается с вопросом о Я человека. Итак, в духе,по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым духспособен как бы «проходить» через природу, «отчуждать» ееот себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен«проходить» и через человека, через все человеческое, выступая и ввиде своего рода объективной субъективности и субъективной объективности. ДляГегеля очень важно не столько то, что все люди разные, но то, что все они —субъекты, принадлежащие к одному роду, к единой субъективности. Еще раз надоупомянуть об объективном духе, о философии права — на этот раз как одном изглавных обоснований системы объективного идеализма.
Это произведение о правеи правовом государстве, о гражданском обществе, о гласности, печати, обобщественном мнении, о вине, наказании, есть, по Гегелю, одновременно рассказ огенезисе и силе объективного духа, проявляющегося в социальном пространстве — особственности и ее признании, о правовых и моральных нормах, наиболее яркихвоплощениях «интерсубъективной», как сказали бы мы сегодня,духовности.
«Абсолютныйдух» — это, для, Гегеля, понятие всех понятий, объединяющее и Бога, и«божественно-духовное» начало (закономерность) природы и человека, и,что очень важно, высшие этажи самопознания духа (искусство, религия, философия).Поэтому философию Гегеля называют системой абсолютного идеализма. Плотностьреальных проблем, исследованных великим Гегелем в его границах, столь велика,что (в относительно небольшом очерке) можно было рассказать лишь о некоторых изних, которые представляются центральными для гегелевской системы и наиболееактуальными сегодня[1].2 Философия культуры Гегеля
В представлении Гегеляразум, мышление как субстанция, свободно породив собственное инобытие в формеприроды и пройдя через «субъективный дух», воплощается в «объективном духе», т.е. объективируется в общественных формах: праве, морали, семье, гражданскомобществе и государстве. Центральными категориями, характеризующими процессобъективации и его механизмы, Гегель выдвинул понятия «опредмечивание»,«овнешнение», «отчуждение», объемлющие всю предметную деятельность людей. Вформах «абсолютного духа» — искусстве, религии и, наконец, философии — духвозвращается к самому себе, снимает собственную предметность и постигает себя вабсолютной истине[2].
Процесс, противоположныйопредмечиванию, отчуждению по направленности и по содержанию применительно к индивидам,— это «освоение», «присвоение». Индивиды находят наличный мир общественногосуществования в соответствующих исторических формах объективного и абсолютногодуха и делают это субстанциональное для себя бытие своим личным состоянием,присваивая способы деятельности и образы мыслей. В характеристике этогопроцесса главным для Гегеля является понятие «образование», котороебольшинством исследователей рассматривается как специфичный вариант трактовки«культуры». Нелишне помнить, что в немецкоязычной традиции, и особенно вгегелевском варианте, под термином «образование» подразумевается содержание,близкое традиционному применению слова «культура»: в смысле культивирование,окультуривание человека, а также понятий «формирование», «формация», «генезис» (именнотак трактовал его Гердер), охватывая как процесс, так и результат. Всодержательной интерпретации этого понятия Гегелем нашла завершение линия,непосредственно идущая от Гердера и Канта. Оно может быть прямо сопоставлено скантовской «культурой воспитания», предполагавшей выход индивида за рамкиестественных потребностей и страстей, освобождение, от природнойограниченности. И, по Гегелю, преобразование способностей позволяет человекупреодолевать не только природную, но и индивидуальную ограниченность,партикулярность, частные интересы, поднимает человека до «всеобщего». Оно, попреимуществу, процесс внутренний, предполагающий осознанную дисциплину,подчинение чувственности и страстей разуму, т. е. тому же «всеобщему». В этомпункте фиксируется смысловое своеобразие «образования» в сопоставлении с«просвещением» (воздействующим извне) и «культурой» (более связанной с внешнимиформами и их усвоением). Гегель (как впоследствии и К. Маркс) воспринялкантовский идеал культурного («образованного») человека как человека,способного ставить себе любые свободные цели, существенно дополнив его тем, чточеловек этот должен еще и осуществлять цели в реальности, практически.
Образование, по Гегелю, —это возвышение человека к духу и соответственно к свободе, ибо свобода и есть«субстанция духа». Как субстанцией материи, отмечал Гегель, является тяжесть,так субстанцией духа — свобода; дух свободен по определению. Так в формепротивопоставления «природы» и «духа» Гегель сохранил кантовскуюпротивоположность «природы» и «свободы», хотя и подверг существеннымпреобразованиям содержательное наполнение этих понятий, да и трактовку ихвзаимоотношения. «Природа» Гегеля — это в первую очередь синоним материального,телесного, чувственного. Что же касается свободы, то в интерпретации Гегеляснимается свойственная Канту абстрактная противоположность, разделенность поразным «мирам» необходимости и свободы — они находятся в сложных диалектическихвзаимопереходах. Кроме того, в отличие от Канта, по Гегелю, царство свободы непротивостоит объективному миру в качестве умопостигаемого мира «должного», врамках которого осуществляется моральный выбор субъекта: свободный духосуществляется в действительности, в том числе в сфере «объективного духа», вистории[3].
В философии историиГегеля всемирный исторический процесс предстал как процесс прогрессирующеговоплощения свободы и ее осознания духом. Исторические культуры, по Гегелю,выстраиваются в последовательной лестнице ступеней прогресса в сознаниисвободы. Внутри себя каждая историческая культура образует взаимосвязаннуюцелостность всех форм общественной жизни и сознания, фундаментальным основаниемкоторой предстает «дух данного народа», «понятие» данного исторического народа.Каждый народ (речь лишь о тех народах, которые выполняют определенную им роль вобщеисторическом процессе развития духа в отличие от других, которые остаютсявне истории) в соответствии с принципом собственного духа проходит стадиистановления, расцвета и упадка, после чего, выполнив свое историческоеназначение, т. е. реализовав определенную форму осознания свободы, он сходит систорической сцены. Но в духе «вообще», в «мировом духе» ничто не гибнет и неисчезает, все сохраняется в снятом, преобразованном виде; и результат историивбирает в себя весь предшествовавший ему процесс. «Те моменты, которые дух,по-видимому, оставил позади себя, он содержит в себе и в своей настоящейглубине». История духа во времени составляет, по Гегелю, фундаментальную основувсемирно-исторического процесса, его начало и конец, единство и многообразиевнутри него. Философия культуры Гегеля наиболее последовательностремилась преодолеть присущий Канту изначальный дуализм природы и свободы,сущего и должного, реальности и идеала на путях «погружения» культуры в гущуобщественно-исторической жизни. По существу у Гегеля проблема культуры не могластать достаточно значимой философской проблемой, ибо с точки зрения тождествазаконов бытия и мышления теряет смысл анализ природы как символа свободы (онпредполагает качественное различие и несводимость друг к другу сущего идолжного). Для Канта же именно сфера соотношения противостоящих друг другу«природы» и «свободы» была местом возникновения «культуры». Гегель анализировалисторическое движение духа от природы к свободе как самореализацию должного всущем, по сути, лишь в рамках эволюции культуры от примитивных форм ко всеболее утонченному ее содержанию. Однако когда мировой дух достигает своейсамотождественности и противоположность природы и свободы полностью преодолена,тогда история культуры как вхождение должного в сущее оказывается завершенной.Само понятие культуры становится исторически преходящим и теоретическипериферийным. Дальнейший анализ культуры предполагает теперь, скорее, тольковыяснение ее функциональных связей с общественно-исторической жизнью,«погруженность» в нее. Эту тенденцию и довел до логического завершения К.Маркс. Противоположное направление культурологической мысли продолжилоконкретизацию кантовского противопоставления «сущего» и «должного», а такжетрактовку им общественного морального идеала («этической общности») какпотустороннего по отношению к реальной жизни и в принципе никогда недостижимого. В его рамках впоследствии формировались многообразные вариантыконцепций культуры, относимой к миру противостоящих действительности ценностейи идеалов./>
3Тема смерти в философии Гегеля
Смерть являетсявыражением отрицания личности человека данным в форме представления. Этимопределено место темы смерти в философии Гегеля: во-первых, в «Феноменологиидуха», содержанием которой является процесс преодоления всех дологических форммышления, а поскольку мы имеем дело именно с процессом, то содержаниеотрицаемых форм должно выступать в образах, адекватных самим этим формам; аво-вторых, в философии религии, так как религия, согласно Гегелю, выражаетрезультат духовного постижения мира именно в представлении.
В «Феноменологии духа»представлена диалектика сознания, предметом которого становится его конечность,созерцаемая во времени — его смертность. Последнее означает положенностьотрицания конечности сознания, но отрицания абстрактного, поскольку переходит вабстрактную противоположность ничто. Истинное отрицание связано с развитиемсознания в самосознание, которое оказывается деятельностным принципомсамоограничения сознания, отличения им себя от несознания, т.е. положеннойотрицательностью. Это есть истинное полагание, поскольку оно не является«дурной бесконечностью» перехода в ничто, но есть начало живого отношения кдействительности. Прежде всего — к другому человеку, который осознаетсякак равный (если конечность человека во времени становится для меня фактомсознания, то, скажем, затраченное для меня безвозвратно уходящее время жизнидругого человека должно быть мною возмещено не по принуждению, но как бы повнутреннему закону самого сознания). Это означает становление человека какличности, лица (Person), единство бытия которого положено через отношение кдругому как к себе. Поскольку это определение личности рассматривается ею каквнешнее себе — она есть субъект права, поскольку — как свойвнутренний закон, как выражение своей собственной природы — она естьсубъект свободы, действующий в сфере духовного отношения людей. В образе смертивыражается необходимый и существенно важный момент становления духа.
Своей христологией,представленной в философии религии, Гегель вплетает тему смерти (в образесмерти Христа) в проблемную ткань, образуемую пересечением таких тем, какдиалектика личности, диалектика конечного и бесконечного, проблема становлениявсемирно-исторического субъекта, проблема конца истории.
Если в «Феноменологии…»мы имели дело со становлением духа в его понятии, то в философии религии —с развитием ставшего духа. Это развитие состоит в том, что дух должен во сейполноте обнаружить себя как положенного, определенного собой и только собой.Это значит — показать, что развитие отношения всеобщего и конечного духа(бывшее главным содержание философии религии) имеет абсолютный дух не толькосвоим результатом, но и своим основанием. Другими словами — показать, чтоабсолютный дух сам различает себя в процессе своего исторического развития, ане является суммой (или синтезом) конечных форм духа. Противоположность человекаи Бога не может, согласно Гегелю, быть предпосылкой постижения их единства:тогда они выступили бы как конечные в отношении друг друга, что противоречитистинному понятию того и другого. Наоборот, если единое само различает себя наконечные моменты, то в их конечности уже положена снятость в бесконечном (инаоборот: бесконечное полагает в себе свою конечность). Эта диалектика духа совсей силой и всей полнотой выражена в образе смерти Христа. Бог полагает своюабсолютную конечность, воплощаясь в человеке и снимая смертью человеческуюприроду. Однако эта конечность положена бесконечным и потому заключает в себеснятие себя как конечного (для Гегеля это не голословное утверждение: онодоказано движением понятия в предшествующем содержании философии религии). Самасмерть отрицается через воскресение Христа, и воскресения именно в духе, черезстановление духа. Тем самым диалектика снятия конечного, положенная в сфереконечного духа (в истории Христа как Бога и как человека, в истории личности),разворачивается в диалектику становления духа как формы отношения между людьми.При этом Гегель подчеркивает, что смерть Христа имеет всеобщее значение именнопотому, что при конкретном отношении к ней каждого человека (в вере), онастановится для него путем восхождения к своему конкретному духовномусодержанию, путем восхождения от ступени субъекта абстрактного права к субъектусвободы, субъекту всемирно-исторического действия. В христологии Гегеля темасмерти несет гораздо более богатую, многостороннюю и глубокую смысловую нагрузку,чем в «Феноменологии духа», хотя общность содержательной направленности,определяющей значение этого образа в том и в другом разделе философии Гегеля,очевидна[4]./>4 Философия права Гегеля
Право с точки зренияГегеля есть наличное бытие свободной воли. Право состоит в том, что наличноебытие вообще есть наличное бытие свободной воли.
Философское понятие правазначительно более широко, чем юридическое. Оно охватывает «наличное бытиевсех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права.Разум, дух в области общественных отношений людей, с точки зрения Гегеля,творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективныймир свободы, то есть право.
В положении Гегеля о том,что через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля,можно видеть отражение представления о зависимости индивидуального сознания отобщественного.
Понятие о праве в представленииГегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себясущую всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени,пространстве и выражающую объективный разум, а не субъективный произволотдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве, данного Кантом ивсеми сторонниками критической философии. Категорический императив Канта вобласти права гласит: «Поступай так, чтобы твоя свобода могласосуществовать со свободой всех людей, исходное положение--свобода отдельнойличности».
Гегель же стремитьсяпостигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо отправ и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право каквыражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, не отрицаяпри этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, носчитает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы правасамого по себе.
В «философииправа» как составной части системы гегелевской философии развитие духадается через развитие диалектического движения понятия права от его абстрактныхформ до конкретных--от абстрактного права к моральности, а затем кнравственности (семье, гражданскому обществу и государству).
Философия права вкачестве части философии имеет «определенную исходную точку, которая естьрезультат и истина того, что ей предшествует и что составляет ее так называемоедоказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вненауки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следуетпринимать как должное».
«Философская наука оправе,--отмечает Гегель, — имеет своим предметом идею права — понятие права иего осуществление». Идея права, которая и есть свобода, по замыслу иисполнению Гегеля, развертывается в мир права, ее сфера объективного духапредстает как идеальная правовая деятельность -объективация форм права исвободы.
Идея права как предметфилософии права означает единство понятия права и наличного бытия права,получаемого в ходе объективации понятия права.
Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактуетименно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, а занимаясьпозитивным правом (законодательством) имеет дело, по его характеристике, лишь спротиворечиями.
Задача философииправа, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих восновании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие. Эта понятийнаятрактовка права «Философия права», содержит систему объективныхформообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия правапри диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без уясненияособого смысла категории «понятие» невозможно понять ни один изразделов гегелевской философии.
Философия, поясняет Гегель,«есть наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что ее способесть наивысший — понятие».
Абсолютная идея, как«единственный предмет и содержание философии» имеетразличные формации («по Гегелю это самоопределения иобособления» абсолютной идеи) и философское постижение их — «делоособенных философских наук». Такой «особенной философскойнаукой» является и «Философия права».
Понятие «право»употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
I) право как свобода(идея права)
II) право какопределенная ступень и форма свободы (особое право)
III) право как закон(позитивное право).
I. На ступениобъективного духа, где все развитие определяется идеей свободы — «свобода» и «право» выражают единый смысл.
II. Система права какцарство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (отабстрактных форм до конкретных)[5].
Конкретизация понятияправа есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право.Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье,обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формацииобъективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимныеколлизии.
Последующее «особоеправо», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное«особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное«особое право» первичнее и сильнее более абстрактного.
На вершине «особыхправ» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Посколькув реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности,ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, вактуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме,окончательно истинно лишь право высшей ступени.
III. Право как закон(позитивное право) является одним из «особых прав».
Гегель пишет: «То,что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то естьопределено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом,как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивноеправо».
Превращение права в себев закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлиннойопределенности. Предметом законодательства может быть лишь внимание стороныгегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремитсяисключить их противопоставление. Гегель признает, чтосодержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому невсе данное в форме закона есть право. В гегелевской философииречь идет о внутреннем различении одного и того же понятия права на разныхступенях ее конкретизации.
«То обстоятельство,что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, — подчеркивал он,- является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу».
Закон (по понятию) — этоконкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергаетпротивоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятиюправа вообще.
Специфика философииправа Гегеля проявляет себя не в развертывании признаваемогоим принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного правадействующую и ему критически противостоящую систему естественного права.Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такойтрактовки различия права и закона.
Предметом гегелевскогофилософского рассмотрения является лишь идеальное (право и закон едины по своейидеальной природе).
Гегель утверждает, что взаконах отражаются национальный характер данного народа, ступень егоисторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает,что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познаниеотличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.
Исторический материал, небудучи сам по себе философски-разумным, приобретает в гегелевской концепциифилософское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развитияфилософского понятия.
В гегелевском учениитремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремяосновными уровнями развития понятия права являются:
1) абстрактное право
2)мораль
3)нравственность
I. Сфера абстрактного илиформального права есть область непосредственного внешнего самоопределения волиотдельной личности, внешнее наличное бытие свободы воли.
II. Сфера морали естьвнутреннее наличное бытие воли, внутреннее самоопределение воли отдельнойличности, находящее свое выражение в ее действиях.
III. Сфера нравственностиесть область конкретного единства внешнего внутреннего бытия свободы,абстрактного права и морали. В этой сфере всеобщее, разумное, подлинная свободаполучает свое существование и в системе общественных отношений и всамоопределении воли отдельного лица, действующего согласно требованиямразумного порядка.
Эти три этапа в развитиипонятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.
Процесс развития понятияправа определялся развитием самих категорий гегелевской идеалистическойдиалектики. При этом задача философии права понять работуразума в развитии идеи права, наше субъективное мышление с точки зрения Гегеля лишь как бы наблюдает за развитием идеи. Дело наукизаключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разумапредмета»[6].
Заключение
Философско-правовоеучение Гегеля оказало огромное влияние на последующее развитиеполитико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольноширокий простор для обоснования как консервативных, так и критическихоппозиционных воззрений.
Гегель, говоря о том, что философияспособна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни, уходящую впрошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающейполет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков посленачала своего полета, эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций игоревшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, аскорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретая все новыйи новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизньгегелевской философии права — в оценках, интерпретациях и иных многообразныхсвязях с современностью — продолжается.
Список литературы
1. Бибихин В. В.История философии // Вопросы философии. 1992. № 7.
2. Бультман Р.Н.Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Захаров М.И.Философия. М.: МарТ, 2004.
4. Нерсесянц ВС.Гегелевская философия права. М.: Наука, 1983.
5. Пиотковский А.А.Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правоваятеория. М.: Знание, 1963.
6. Философия / Подред. Я.М. Яковлева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.