1. Материализм
Однимиз важных философских понятий является понятие материального. Как мы ужеговорили, материальное в философии — это все, что воспринимается нашимиорганами чувств (говоря иначе, — это то, что можно увидеть, услышать,потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также — имеет физические качестваили свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу и все прочее). Так,например, любой предмет из окружающего мира материален. А как же быть сэлектромагнитным полем, возразите вы, ведь его невозможно воспринять с помощьюорганов чувств. Совершенно верно, но, поле, будучи недоступным для чувств,вполне улавливается или фиксируется различными приборами. Кроме того, оно имеетопределенные физические свойства, например, — напряженность или скоростьраспространения. То есть, электромагнитное поле тоже материально.
Совокупностьвсего материального называется в философии материей. Раньше считалось, чтоматерия и мировое вещество — это одно и то же. Материю, конечно же, можноназывать веществом, но это не совсем точно. Поэтому правильнее говорить, чтоматерия — это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть — объективно, а также — воспринимается или нашими органами чувств или какими-либотехническими приспособлениями (приборами). Понятно, что материя — это предельноширокое понятие, название, и что материи вообще, которую можно было быпотрогать или увидеть, нет. Говоря иначе, не существует такого объекта, которыйможно было бы поместить в музей под стеклянным колпаком с надписью “Материя”. Ачто же тогда представляет собой любой предмет окружающего мира? Очень просто:он является разновидностью или формой материи. Таким образом, материя существуетне в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и дажебесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды,растения и животные — это все различные формы материи. Понятно, что они могутотличаться друг от друга уровнем своей сложности. Так например, камень, лежащийу дороги — это более простая форма материи, чем растущий рядом с ним цветок, аптица, летящая в небе — это более высокий уровень материи по сравнению сцветком, а млекопитающее животное — более сложная форма материи по сравнению сптицей. Одним из важных философских вопросов является проблема происхожденияматерии. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколькоглобальных представлений о мире.
Первоеиз них называется материализмом. Оно говорит о том, что материя ниоткуда невзялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, являетсяпервоначалом мира, самим миром. Материя — это все. Давайте вдумаемся в слово“всё” и ответим себе на несколько вопросов. Могло ли “всё” откуда-то взяться?Если могло, значит оно появилось из чего-то другого, следовательно это другоесуществовало само по себе и в наше “всё” не входило. Но в этом случае “всё”никак нельзя назвать “всем”, потому что было нечто, которое оно в себя невключало. Далее, может ли “всё” куда-либо деться? Если может, значит ему естькуда деться, то есть — существует такое место, где его сейчас нет. Но в этомслучае оно опять никак не может быть “всем”. Говоря иначе “всё” — это то, чемунеоткуда взяться и некуда деться. Таким образом, из самого понятия “всё”вытекает его вечность, несотворимость и неуничтожимость. Поэтому, если материя- это все, то она вечна.
Материясуществует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формойматерии является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление.Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств,и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть,потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Все что не воспринимается органамичувств и не имеет физических качеств называется в философии, как мы ужеговорили, термином “идеальное”, который, таким образом, противоположен понятию“материальное”. Мысль, следовательно, идеальна, но она — продукт мозга, а мозг- это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично исуществует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальноеже вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формыматерии — мозга, там не может быть ничего идеального. Все эти утвержденияявляются материалистическими, а их сторонники называются материалистами.
Еслимы спросим их, что такое Бог или бессмертная душа, они скажут нам, что — этовсего лишь человеческие мысли, выдумки нашего сознания, фантазии разума,который может породить какой угодно идеальный объект, не существующий на самомделе. Таким образом, с точки зрения материализма, нет ни Бога, ни бессмертнойдуши, ни прочих религиозных объектов. Религия, говорят материалисты, появиласьиз страха древних людей перед непонятными явлениями природы. Будучи не в силахмногое объяснить, они выдумали себе сверхъестественных богов и все неизвестноеи непознанное приписали им, а позже религиозные представления сталииспользоваться богатыми для того, чтобы держать в подчинении бедных; но, крометого, религия — это еще и мечта о несбыточном, земное утешение и отрадаобездоленным и несчастным. Как видим, неизменным спутником материализмаявляется атеизм (полное отрицание существования Бога.
Сточки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве ивремени, но также — в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно нашепознание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы недостигнем никогда. Однако главное не в этом, а в том, что мир познаваем, что мыможем его познавать, и ничто не мешает нам делать это. Надо только не боятьсяпознания и смело проникать в тайны природы. Поскольку материальный мирбесконечен, то всегда будут оставаться вещи непознанные, но нет и не может бытьвещей непознаваемых вообще. Ведь в мире нет ничего сверхъестественного,потустороннего, полностью недоступного. Что было неизвестно и непонятно вчера,то станет известным и понятным сегодня или завтра, главное не отчаиваться иничего не бояться. А чудо или тайна — это всего лишь пока еще непознанное,которое мы обязательно со временем откроем, после чего оно перестанет бытьчудом. Нет границ и пределов для человеческого разума и познания, утверждаютматериалисты. Мы можем и должны с помощью науки уверенно идти вглубьнеизведанного, чтобы покорять природу, совершенствовать самих себя и делатьнашу жизнь лучше и счастливее.
Выдающимисяпредставителями материализма были французские философы XVIII века ЖюльенЛаметри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX века ЛюдвигФейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна бытьприрода и человек как самое совершенное ее создание. Материализм такжепредставлен идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIXвека, рассматривавших материю как единственную реальность – бесконечную вовремени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов,проявлений и состояний, способную к самоэволюции или саморазвитию. Об этих идругих материалистических мыслителях мы будем говорить в следующих разделахкниги.
Вопросы и задания
1.Что обозначают философские понятия материальное и материя?
2.Что такое формы материи? Чем можно доказать, что они находятся на различныхуровнях сложности?
3.Что такое материализм? Какова его основная идея?
4.Почему неизменным спутником материализма является атеизм?
5.Что говорят материалисты о познании мира?
2. Идеализм
Противоположнымматериализму философским воззрением является идеализм. Как мы уже знаем,идеальное в философии — это все то, что не воспринимается нашими органамичувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос — еслиидеальное является невоспринимаемым вообще, то откуда же тогда мы о нем можемчто-либо знать? Дело в том, что помимо органов чувств у нас есть еще одноорудие познания — разум, и недоступное для чувств вполне может быть доступнымдля разума: то что нельзя увидеть, потрогать, услышать и т.д., можно воспринятьмыслью, усмотреть умом. Говорят, однажды греческий философ Антисфен, критикуяплатоновскую теорию идей (по которой любая земная вещь, будь то цветок, камень,лошадь и что угодно еще – всего лишь отражение или тень какой-либо идеи высшегои невидимого, но реально существующего мира), сказал ее создателю: “Я виделмногих лошадей, Платон, но я никогда не видел идеи лошади, о которой тыговоришь будто бы она существует”. На это Платон ответил ему так: “Что же,Антисфен, выходит, у тебя есть глаза, чтобы увидеть конкретную лошадь, но утебя нет разума, с помощью которого ты мог бы увидеть идею лошади”. Философыидеальное также называют бестелесным, нефизическим, сверхчувственным,умопостигаемым.
Еслисовокупность всего материального называется в философии материей, тосовокупность всего идеального называется, как правило, сознанием. Мы привыклисчитать, что этим термином обозначается человеческий разум. Однако, этоматериалистическая точка зрения, по которой мышление, разум, духовная жизньесть только там, где есть человек и его мозг. Философский идеализм говорит отом, что сознание есть не только у человека, а вернее, — человеческое сознание- это маленькая часть мирового Сознания. Здесь этот термин пишется с большойбуквы, потому что он обозначает некое духовное, разумное начало, находящеесявне человека и не зависящее от него. Это мировое Сознание можно назватьбожественным, то есть — Сознанием Бога, его так же можно назвать МировымРазумом или Абсолютной Идеей (как это сделал немецкий философ XIX века ГеоргГегель).
Главнымутверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо инеуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно — первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное,физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зренияСознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания,благодаря ему и после него. Таким образом, все материальное — это проявление,воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Следовательно,если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм,наоборот, близок к религиозным представлениям.
Идеалистическаяфилософия говорит о том, что человеческое мышление или разум — это малаячастица мирового Сознания, которая является как бы “божьей искрой”, находящейсяв любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечноеСознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощьюкоторой мы можем приобщиться к нему. Материализм тоже говорит о возможностипознания. Однако, вполне понятно, что пути познания мира в материализме иидеализме совершенно различны. Материалисты говорят о том, что надо наблюдатьокружающую реальность (во многом — с помощью органов чувств) и постепеннопроникать в ее тайны и открывать ее законы, а идеалисты предлагают, какправило, игнорировать, то есть, — не обращать особенного внимания наматериальный, физический мир, так как он — вторичное и неподлинноесуществование, и напрямую устремлять свои мысленные взоры к первичному инастоящему существованию — мировому Сознанию, одним только умозрением (а неорганами чувств) постигая его вечные и совершенные истины.
Значительнымипредставителями идеализма были древний греческий философ Платон и немецкийфилософ Георг Гегель. Так Платон говорил, что все видимые нами вещи физическогомира — это всего лишь отражения или тени бестелесных идей, находящихся в высшейи невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная или чувственная природа- это в иной форме существующий Мировой Разум и называл ее “застывшей мыслью”.Об этих мыслителях и о других представителях идеализма более подробно мы будемговорить в следующих разделах этой книги.
Вопросы и задания
1.Какими синонимами можно заменить философское понятие идеального?
2.Что представляет собой сознание с точки зрения идеализма?
3.Как звучит основное утверждение идеализма? Чем является физический илиматериальный мир с его точки зрения?
4.Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным?
5.Что говорят идеалисты о познании мира?
3. Дуализм
Материализми идеализм — это противоположные друг другу философские воззрения. Все, чтоутверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот. Неудивительно, что вфилософии часто звучал вопрос — возможно ли как-то примирить эти две крайности,найти какое-то среднее, компромиссное решение проблемы. Вспомним, материализмобъявляет первопричиной мира материю, а идеализм — Сознание. А нельзя лиутверждать, что и материя и Сознание являются одновременно двумя равноценнымипервоначалами, что мироздание имеет как бы двойственную природу — одна егочасть материальна, а другая идеальна?
Такоевоззрение называется дуализмом (от греческого слова дуо — два) и говорит о том,что и материя, и Сознание существуют вечно и параллельно друг другу, то есть — ни одно из них не может быть причиной или следствием другого. Каждоепредставляет собой полноценное мировое начало. Остается только выяснить, какони взаимодействуют. Чаще всего, дуализм представлял себе это взаимодействие вкачестве контакта идеального с материальным, в результате которого появляютсявсе видимые нами предметы мира. Материя — это грандиозное строительноевещество, лишенное каких-либо очертаний, качеств или свойств, а идеальное изэтого бесформенного материала создает конкретные вещи со всеми их свойствами.По учению греческого философа Аристотеля, идеальные сущности, которые онназывает формами, являются как бы образцами или эталонами и попадая вкакой-нибудь бесформенный кусок материи, превращают его в некую определеннуювещь. Любой предмет мира, говорит Аристотель, — это единство материи и формы,это часть материи, приведенная с помощью идеальной формы в нормальноесостояние. Например, цветок, — это кусок материи преобразованный в нормальнуювидимую нами вещь идеальной сущностью — формой или образцом цветка, а лошадь — это часть материи, ставшая реальным животным благодаря вселившейся в нее формелошади. В учении Аристотеля материю можно уподобить пластилину, из которого поразличным образам или представлениям нашего сознания (которые не материальны, аидеальны) мы способны вылепить (создать) какие угодно предметы. Весь вопросзаключается в том, кто занимается этой мировой лепкой, кто или что разумнопреобразует материю в многообразие конкретных вещей. Это делает, говоритАристотель, мировой божественный Ум. Получается, что без него идеальныесущности — формы никогда не совместились бы со строительным материалом — материей, и нынешнего гармоничного, упорядоченного мироздания не было бы.Следовательно, в учении Аристотеля Ум занимает все же более высокое место ииграет более важную роль, чем материя и формы. Но ведь он является абсолютноидеальным объектом: формой всех форм называет его Аристотель, а это значит, чтоаристотелевский дуализм очень близок к идеалистическому воззрению.
Вфилософии был и другой вариант дуализма, предложенный французским философомXVII века Декартом, который утверждал, что одновременно существуют дваравноценных мировых начала — духовное и материальное. Основным свойствомпервого является мышление, а второго — протяженность. В мире есть и то, идругое, причем существуют эти два начала вечно, и ни одно из них не возвышаетсянад другим. Однако на вопрос о том, откуда взялись эти две субстанции, Декартотвечает, что они созданы Богом, а это значит, что его дуализм отчасти такжеприближается к идеализму.
Каквидим, основной проблемой дуализма, утверждающего равноценность ипараллельность противоположных мировых начал — материального и идеального, были остается вопрос об их происхождении. Если этих начал два, значит они порожденыили созданы неким третьим. Что оно собой представляет? Если — нечтоматериальное, тогда дуализм превратится в материализм, а если — нечтоидеальное, тогда он станет идеализмом, а если же — не то и не другое, тогда — что? Не отвечать на этот вопрос нельзя, а ответить на него довольно сложно,потому что не вполне понятно, что еще может быть кроме материального иидеального. Таким образом, дуализм, существующий как одно из философскихобъяснений мира, не лишен противоречий и возражений. Также не лишены серьезныхвопросов и проблем материализм и идеализм, о чем пойдет речь в следующемпараграфе.
Вопросы и задания
1.Что представляет собой философский дуализм? Какова его основная идея?
2.Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать,что его дуализм близок к идеализму?
3.Какой вариант дуализма был предложен Декартом?
4.В чем заключается главное затруднение дуалистического объяснения мира?
4. Философия тождества
Материализми идеализм при всем их различии имеют одно очень важное сходство. И та, идругая точка зрения что-то полагает первичным, а что-то вторичным, одноназывает причиной мира, а другое — его следствием. А также как материализм, таки идеализм объявляют материальное и идеальное совершенно несовместимымисущностями мира, его противоположными началами.
Притаком взгляде, неизбежно возникает следующий вопрос. Как известно, материализмутверждает, что из материи возникает сознание, что материальное порождаетидеальное, а идеализм, наоборот, говорит, что Сознание является причинойматерии, что из идеального появляется материальное. Но если материя — этополная противоположность Сознания, как считают и материалисты и идеалисты, томы можем спросить первых — каким образом из материи может произойти то, чего вней нет, а также адресовать вопрос идеалистам — как может Сознание породитьсвою полную противоположность, создать то, что в нем никоим образом несодержится. И, в том и в другом случае получается, что нечто происходит изничего. Для пояснения приведем пример. Может ли из камня вырасти дуб? Конечноже, не может. А из желудя может вырасти дуб? Конечно же, может. Почему? Потомучто желудь сам — продукт дуба, в нем дуб как бы уже содержится, илизапрограммирован. Говоря иначе, желудь чреват дубом, и поэтому он из него появляется,а в камне дуба нет, и поэтому он не может из него вырасти. Таким образом, еслинечто одно каким-либо образом содержится в другом, то первое вполне может извторого произойти.
Значит,если Сознание, как считают материалисты, происходит из материи, то оно в нейизначально содержится. Получается, что материя чревата Сознанием. И наоборот,если материя, как считают идеалисты происходит из Сознания, значит она в немтак или иначе представлена, то есть, Сознание чревато материей. Следовательно,материя и Сознание, так же, как желудь и дуб, — не разные вещи, а, по крупномусчету, одно и то же. Что такое дуб? Это иная форма существования (инобытие)желудя. А что такое желудь? Это иная форма существования или инобытие дуба.Стало быть, то же самое можно сказать о материи и Сознании: материя — этоинобытие Сознания, а Сознание — инобытие материи. Сознание и материя, идеальноеи материальное — это одно и то же, а вернее, они — разные проявления илисостояния, или формы чего-то одного, единого, которое можно назвать Бытием иливечным существованием, или еще чем-нибудь в этом роде.
Воззрение,по которому материя и Сознание равны друг другу или тождественны, называетсяфилософией тождества. Оно противостоит как материализму, так и идеализму.Рассматривая материальное и идеальное как одно и то же, философия тождестваснимает вопрос о первичности. Нельзя спрашивать, что было раньше — материя илиСознание, говорит нам это воззрение, точно так же, как нельзя спрашивать, чтобыло раньше, — желудь или дуб, курица или яйцо. Будучи тождественными материя иСознание как бы плавно перетекают или переходят друг в друга, и никакой границымежду ними нет.
Дляиллюстрации этой точки зрения приведем простой пример. Представьте себе круг,поделенный на две части, одна из которых черная, а другая белая. Граница междуними отчетливо видна, и понятно, что белое не может перейти в черное илинаоборот, что это — несовместимые противоположности. Именно так и рассматриваютматерию и Сознание материалисты и идеалисты. А теперь представьте себе полосу,на одном конце которой помещено черное, а на другой белое, но между ними — длинное размытое пространство серого цвета: черное постепенно светлея черезогромное количество оттенков серого медленно, плавно и постепенно переходит вбелое. Никакой границы между черным и белым на этой полосе нет; невозможносказать, где кончается одно и начинается другое, потому что двепротивоположности как бы вытекают друг из друга. Именно так рассматриваетматериальное и идеальное философия тождества.
Однимиз ее представителей был нидерландский философ XVII века Бенедикт Спиноза,который говорил, что существует только одно мировое начало. Им является Бог илиприрода. Причем Бог (духовное, идеальное) и природа (физическое, материальное)- это одно и то же в учении Спинозы. Точку зрения философии тождества такжеразделял немецкий философ XVIII-XIX веков Фридрих Шеллинг, который утверждал,что первичным не было ни материальное, ни идеальное, что и то, и другое — этопотенции (скрытые возможности, качества, свойства) природы, которые она в своемвечном существовании периодически проявляет или реализует. Говоря иначе,природа, изначально содержа в себе и материальное, и идеальное, может порождатьв разное время и в различных местах как то, так и другое.
Каквидим, философия тождества выступает и против материализма, и против идеализмаи считает спор о первичности, который ведут между собой эти философскиевоззрения, пустым и бессмысленным.
Вопросы и задания
Какоесходство есть между материализмом и идеализмом, несмотря на все различия междуними?
Какойвопрос можно адресовать и материалистам и идеалистам, на который было бы трудноответить и тем и другим?
Чтотакое философия тождества? Какова ее основная идея?
Какиемыслители были представителями философии тождества?
Какаяиз четырех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм, философия тождества)представляется вам наиболее убедительной и почему?
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.manekin.narod.ru/